Время это изображается в Свящ. Писании, как время жатвы ( Мф. 13:30 ), к которому достигает полного своего развития и зрелости как добро, так и зло. По изволению Божию, представляющему свободу всем: «обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит еще, и святый да освятится еще» ( Апок. 22:11 ), – таково состояние добрых и злых в последние времена Церкви. С одной стороны, царствие Божие достигает необычайных успехов, – евангелие царствия Божия распространяется по всей вселенной, оно привлечет к себе всех, способных принять благовестие об искуплении и воспользоваться им; в царствие Божие войдет полное число язычников и евреев ( Рим. 11:25–26 ); избранные Божии достигнут святости, недоступной прельщению ( Мф. 24:24 ), готовой на всякое терпение до конца. С другой стороны, зло достигнет крайнего своего развития в оскудении веры ( Лук. 18:8 ) и отступлении от нее ( 2Сол. 2, 3 ), в полном охлаждении любви, в умножении беззакония, во всех видах нечестия и законопреступности ( 2Тим. 3:2–8 ); наконец, откроется человек беззакония, сын погибели, противник Бога Христа, потому именуемый «антихристом» ( 1Ин. 2:22 ). В нем сосредоточится всё, что есть на земле греховного и враждебного церкви Божией. Отвергая Бога, он будет выдавать за Бога себя и требовать признания от других ( 2Сол. 2:4 ), отверзет уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его ( Апок. 13:6 ), то есть Церковь , – будет иметь власть над всяким коленом и народом, языком и племенем, покоряя себе всех своим могуществом и обольщением; но заблуждение будет простираться на тех, которые не веровали истине, по некоему попущенному Богом действию заблуждения, будут верить лжи. Антихристу дано будет вести войну со святыми и победить их, тогда поклонятся ему все, живущие на земле, кроме предопределенных и избранных ко спасению от создания мира ( Апок. 13:7–8 ). «Тогда будет скорбь великая, какой же не было от начала мира доселе, и не будет, и если бы не прекратились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных прекратятся те дни» ( Мф. 24:21–22 ). Это будет последняя борьба антихристианского направления против веры и благочестия. Она будет прекращена непосредственным явлением на земле самого Главы и Господа своей Церкви, вторым пришествием Иисуса Христа, Который истребит противника и противление духом уст Своих ( 2Сол. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В особенности сердце, – как это принято и в нашем образе выражения –служит у Ап. Павла седалищем чувства (аффекта) – этого непосредственнейшего обнаружения, основной функции внутренней жизни. Так, в нем находит выражение чувство печали Рим.9:2 : «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему». Равно также выражается в сердце и противоположное чувство – чувство радости Еф.5:19 : «исполняйтесь духом... поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ср. Кол.3:16 , Чувство утешения находит свое седалище здесь же Еф.6:22 : «послал к вам Тихика..., чтобы он утешил сердца ваши» ср. Кор.2:2, – равно также и чувство мира Кол.3:15 : «да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ср. Флп.4:7 . В сердце обитает и чувство любви 1Тим.1:5 : «цель увещания есть любовь от чистого сердца». Рим.10:1 : «благоволение (εδοκα) моего сердца» (если слово εδοκα здесь перевести «благоволение» Ср. 2Сол.3:5 ). Предмет любви тоже пребывает в сердце 2Кор.7:3 : «вы в сердцах наших», ср. Флп.1:7 , и остается в сердце вопреки пространственному отдалению Сол.2:17: «мы братие, были разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем». Радостные аффекты расширяют сердце 2Кор.6:11 : «сердце наше расширено», – печальные чувства сжимают его 2Кор.2:4 : «от великой скорби и стесненного сердца я писал вам». Также локализируется в сердце воля, близко стоящая к чувству, бесспорно тесно связанная с аффектами чувства 1Кор.4:5 : Бог «обнаружит сердечные намерения». В Рим.1:24 употреблено выражение «похоти сердец». Твердая, по одному направлению неуклонно стремящаяся воля обозначается как «твердость», «непреклонность сердца», – как «ожесточение», если направляется на зло Еф.4:18: «были отчуждены от жизни Божией – по причине... ожесточения сердца их», между тем о твердой воле, стремящейся к добру, говорится в 1Сол.3:13 : «чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне». В 2Сол.2:17 сказано: «да утешит ваши сердца и утвердит во всяком слове и деле благом». О человеке, который уже твердо стоит в добром направлении воли, говорится 1Кор.7:37 : «кто непоколебимо тверд в сердит своем... тот хорошо поступает».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Антихристианство в самом христианстве не есть исключительная принадлежность ни времени какого-либо, ни места, ни народа: это «тайна беззакония», находящаяся в действии вообще в мире ( 2Сол.2:3–9 ), и созрение ее не будет, «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол.2:7 ), т.е. благодатное и животворное озарение Духа Божия, хранящего добро в мире и содействующего людям творить его, о чем сказано было нами в своем месте. Как во времена Апостолов были люди, о которых говорили Боговдохновенные проповедники Царства Божия на земле: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ); так и теперь эти люди, «сыны противления» всякого времени ( Еф.2:2 ; Рим.7:15–23 ; Быт.8:21 ), продолжают являться «плевелами» на ниве Христовой ( Мф.13:26 ). Есть «дети Божии», – говорит Апостол Иоанн, – и есть «дети диавола» ( 1Ин.3:10 ): «...всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога; но это дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ), который всегда был и «есть в мире» (ib). Антихристианство есть вообще «диавольство и сатанинство» в роде человеческом: «Если бы Бог был Отец вашим, – говорил Иисус Христос современным Ему иудеям, – то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел... Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо в нем нет истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:42–44 ). Перед Божественным взором Иисуса Христа «Царство Божие» на земле открыто было через всю будущую историю рода человеческого как во всемирном торжестве христианской идеи ( Мф.13:32, 21:42–44 ; Мк.14:9 ; Лк.13:29 ), так в несмолкаемой брани против него всех злых элементов мира ( Ин.17:14, 16:33, 7:7, 15:18–19, 16:20 ). Иисус Христос зрел духом и предвозвестил, что даже из якобы ходящих вслед Его будут люди, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.3:5 ): будут среди добрых и злые ( Мф.25:15–30 ), среди пшеницы и плевелы ( Мф.13:26 ), среди хороших рыб и дурные ( Мф.13:47–48 ), среди овец и козлища ( Мф.25:32–45 ); среди пастырей добрых будут и наемники, не радящие об овцах, «татие и разбойницы» ( Ин.10:8 ), «волцы хищницы», приходящие в стадо в одеждах овечьих ( Мф.7:15 ), дабы расхищать и разгонять овец ( Ин.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Царствование антихриста будет всемирным: ...и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем ( Откр.13:7 ). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный, все истребляющий завоеватель (см.: Дан.7:8, 11 ). Особенно жестоким в это время будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя ( Откр.13:15 ). Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его ( Откр.13:16–17 ). Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (см.: Откр.12 ). Однако врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (см.: 1Кор.11:26 ). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто не приняли любви истины для своего спасения ( 2Сол.2:10 ). Согласно пророчествам Даниила (см.: Дан.7:25 ), продолжительность царствования антихриста – три с половиной года. Апокалипсис называет срок в 42 месяца (см.: Откр.11:2, 13:5 ) или 1260 дней (см.: Откр.12:6 ), что составляет те же три с половиной года. Таким образом, продолжительность царствования антихриста составит ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь: пример – повествование Апокалипсиса о семи ангелах, имеющих семь язв (см.: Откр.15:16 ). Кроме того, по Промыслу Божию, ради избранных (тех, кто сохранил веру) те дни сократятся (см.: Мф.24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами будет невозможно: И дано ему (антихристу. – О. Д.) вести войну со святыми и победить их... ( Откр.13:7 ). Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: ...Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Сол.2:8 ). В Книге Откровения сказано об этом так: И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним... Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою ( Откр.19:20–21 ). 2.4. Второе пришествие Христово, его действительность и образ

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

1Ин.4:3 ; 2Ин.1:7 ). В этом смысле и сектанты, отвергающие Божество, и Человечество Христа, суть антихристы. В поставленном вопросе, речь, конечно, идет не о тех антихристах, какие были во множестве в век апостольский ( 1Ин.2:18 ); речь идет о том антихристе, который явится пред вторым пришествием Христа. Ясно и точно свидетельствует о последнем антихристе святой Апостол Павел: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога». «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, – и тогда откроется беззаконник, котораго Господь Иисус убет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, котораго пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Сол.2:3–4 ; 2Сол.2:7–10 ). Под «удерживающим» многие понимают законную власть. Для нас важно то, что Апостол называет здесь антихриста человеком греха, сыном погибели, беззаконником, имеющим придти. Ясно, что здесь разумеется одна личность, одно лицо. Папа Римский не ставил и не ставит себя выше Бога при всем своем самомнении. Единственное число «человек греха» не вяжется с нарицательным именем папы: римских пап было много 19 . И Апостол Иоанн в 1 посл. 2, 18 отмечает многих антихристов от одного – последнего. Переходя от буквы Писания к разумению, мы заметим, что y Даниила иногда «царь» означает «царство» (напр., сравн. Дан.7:17 и Дан.7:23 ); отсюда «малый рог» не означает ли царства с несколькими царями? Действительно, как и ныне слово «царь» и предполагает понятия «царства» и наоборот, так и y Даниила допускается такое словоупотребление. Но что касается «последняго антихриста», то и с этой точки зрения понятие о нем нельзя считать общим – ряду правителей т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

1Ин.2:18 .  Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. 1Ин.2:19 .  Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Упомянув о том, что мир проходит и близится к гибели (ст. 17), Апостол теперь указывает наличность признаков близости наступления «последнего времени» ( εσχτη ρα) мира, т. е. близости заключительной эпохи мира и второго пришествия Господа (ср. Иак.5:3, 8 ; 1Пет.1:5, 4:7 и др.). Таким признаком Апостол называет явление антихриста, о αντχριστος, даже многих антихристов, αντχριστοι, т. е. лжеучителей, ниспровергающих учение о Христе Спасителе и вместе все дело Христа, 1Ин.2:22–23, 4:3 ; 2Ин.1:7 . Апостол свидетельствует, что о пришествии этих антихристов верующие уже ранее слышали – разумеется, из учения и предсказаний Самого Спасителя ( Ин 5:43 ; Мф 24:24 ), а еще более из учения Ап. Павла о " противнике», αντικεμενος, 2Сол.2:2–10 . Вводя здесь новое название противников Христа и Его учения, Апостол различает антихриста, тожественного с «противником» ( 2Сол.2 ), имеющего явиться пред пришествием Господа на последний суд и антихристов, т. е. лжеучителей, начавших появляться еще при апостолах, особенно же к концу апостольского века (Симон волхв, Керинф, николаиты, докеты и др.). Все они представители духа антихриста ( 1Ин.4:3 ), который имеет прийти в «последнее время» и действия которого (как «зверя», θηρον) Апостол Иоанн подробно изображает в Апокалипсисе (гл. XIII). Здесь же Апостол, предостерегая верующих от соблазнов со стороны лжеучителей, отмечает, что лжеучители прежде принадлежали к церкви, но затем отделились от нее, как не имевшие с нею внутренних связей. «Для чего же антихристы из учеников Господних? Для того чтобы иметь доверие обольщаемых, чтобы обольщаемые думали, что они, как из числа учеников, проповедуют учение по мыслям Учителя, а не совершенно против Его проповеди . Посему, говорит, « от нас изыдоша», т. е. хотя были учениками, но отстали от истины и выдумали собственные хулы. « Не беша от нас», т. е. из части спасаемых. Ибо в противном случае они остались бы в союзе с своими» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

13 . Этому учим мы не от своего вымысла, но узнавши из Божественного, в церкви читаемого Писания, и особенно из недавно чтенного пророчества Данилова; как то Гавриил Архангел изъяснил его, так говоря: зверь четвертый, – царство четвертое будет на земле, которое будет пожирать всю землю (ср. Дан.7:23 ). Церковные толковники полагают, что это царство есть Римское. Первое знаменитое царство Ассирийское, второе – Мидийское вместе с Персидским, после них третье -Македонское; а четвертое царство – ныне стоящее Римское. Далее, по порядку изъясняя, Гавриил говорит: десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей ( Дан.7:24 ), говорит он, не только десять, но и всех, прежде его бывших. И трех царей смирит, которые, очевидно, из числа десяти оных. Трех из этих десяти свергнувши, без сомнения, сам восьмой воцарится. И слова, говорит далее, против Вышнего будет говорить (ср. Дан.7:23 ) человек богохульник и законопреступник, который получит царство не от предков, но похитит власть посредством волхвования. 14 . Кто же это такой и какой будет действовать силой, изъясни нам, Павел! Тот, говорит он, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Сол.2:9 ). Этим означает, что сатана употребит его орудием, действуя в нем сам собою. Ибо, зная, что не будет уже ему прощения на суде, откроет явную брань не через служителей своих, как обыкновенно, но сам собой, во всех знамениях и чудесах ложных. Будучи отцом лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых презирающих, тогда как не было исцеления. 15 . И еще говорит Павел: противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею ( 2Сол.2:4 ). Выше всего, называемого Богом, – т. е. идолов будет ненавидеть антихрист, так что в храме Божием сядет он.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Мы говорим это, заимствуя не из книг, богодухновенность которых неизвестна, но из Даниила. Он говорит: и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени ( Дан.7:25 ). Под временем разумеется один год, в который он явится и усилится; под временами – следующие два года его законопреступного владычества, которые вместе с первым составят три года, а под полувременем разумеются шесть месяцев. И еще в другом месте то же говорит Даниил: клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени ( Дан.12:7 ). Некоторые в том же смысле принимают и следующие слова: пройдет тысяча двести девяносто дней ( Дан.12:11 ); и сии: Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней ( Дан.12:12 ). Посему надобно скрываться и убегать. Ибо, может быть, не успеем обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий ( Мф.10:23 ). 17 . Кто же тот блаженный человек, который из благочестия будет мучиться тогда за Христа? Ибо тогдашние мученики, по мнению моему, выше всех мучеников. Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при антихристе с самим сатаной будут вести войну; и прежде воздвигавшие гонения цари только убивали, а не обольщали других, что они воскрешают мертвых, не являли признаков знамений и чудес; а здесь будет действовать и страх, и обольщение, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мф.24:24 ). Да не придет тогда на сердце чье-либо мысль: более ли сотворил Христос? Какой же силой действует Он? Если бы Бог не хотел этого, то и не попустил бы ему. Апостол предостерегает тебя от этого и говорит: И за сие пошлет им Бог действие заблуждения ( 2Сол.2:11 ). Пошлет значит то же, что и попустит быть, не для того, чтобы этим они оправдались, но чтобы осуждены были. Почему? Не веровавшие истине ( 2Сол.2:12 ), -то есть истинному Христу; но возлюбившие неправду, то есть в антихристе. Попустит же быть этому Бог во время гонения не потому, что не возможет воспрепятствовать, но для того, чтобы за терпение, как обыкновенно бывает, увенчать Своих подвижников, подобно пророкам Его и апостолам, чтобы они за кратковременные страдания наследовали вечное Царство Небесное, говорит Даниил: спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге ( Дан.12:1 ); явно, что в книге жизни: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Таким образом раненая голова будет означать то, что во время предшествующее диавол был лишен некоторой части своей свободы в боговраждебной деятельности. Но по попущению Божию эта свобода снова возвратится ему. В лице антихриста, этого зверя со всеми семью головами, он начнет действовать с особенною силою и энергиею. Рана была нанесена диаволу христианством, которое оградило христиан от диавольской прелести и дало им силу противостоять против его козней именем Иисуса Христа и силою животворящего креста. Но когда в христианском мире совершится отступление от Божественной истины, тогда и диавол получит свою прежнюю свободу. Его голова исцелеет и он проявит свою деятельность в такой же степени, в которой проявилась она в идолопоклонстве и гонении против христиан. Такое возвращение прежней диавольской силы и влияния, и прежних форм этого влияния будет поистине удивительно ( Откр.13:4–8 ). И это удивление приведет землю, т. е. живущих на ней, к прямому поклонению дракону, который дал власть зверю. Здесь не указывается, что люди того времени будут различать зверя, т. е. антихриста от дракона, т. е. от диавола, и выражение поклонения дракону говорит лишь о том объективном факте, что почитание зверя в действительности будет почитанием дракона; так как зверь-антихрист будет иметь силу и значение лишь постольку, поскольку получит их от дракона-диавола. Откр.13:4 .  и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? Откр.13:5 .  И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. Люди поклонятся зверю не только так, как кланяются иногда перед людьми достойными уважения и удивления, но поклонятся как богу. Они поставят его выше всякого сомнения, а несравнимость, полнейшее совершенство есть свойство божественное (ср. 2Сол.2:4 ). Дальнейшие черты описания зверя еще более приближают его к тому антихристу, о котором говорят Ап. Павел ( 2Сол.2:4, 8 ) и прор. Даниил ( Дан.7:7 ) и который будет послушным орудием в руках диавола, духа гордости и злобы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И также как Христос один, и Дух один, и одно тело Церкви, так и вера Церкви одна и та же во всяком месте вселенной и во веки 771 . Вера, однажды переданная святым ( Иуд. 3 ), то есть христианам, в Церкви Господом и Его апостолами, хранится всюду и всегда 772 Духом Святым, и проповедуется и передается из поколения в поколение, оставаясь неизменной, не меняясь в зависимости от места во вселенной и во времени 773 . Поэтому апостол Павел весьма часто говорит о Предании веры: Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём, будучи укоренены и утверждены в Нём и укреплены в вере, как вы научены ( Кол. 2:6–7 ). И в другом месте: О том помышляйте, чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне ( Фил. 4:8–9 ; ср. 2Сол. 3:6 ). И снова: Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 ) 774 . В Послании к Евреям ( Евр. 13:7–9 ) апостол ещё конкретнее говорит о Священном Предании веры: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте Вере их. Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки – Тот же! Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь. И Фессалоникийцам ясно пишет: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Сол. 2:15 ; ср. 2:10–13; 3:6) 775 . Из всех процитированных фрагментов становится очевидно, что апостол отождествляет Предание веры со всем христианским Откровением, с Евангелием, которое он проповедует. Он говорит об этом совершенно определённо: предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим, то есть «Предание» – и Послание Апостола (Священное Писание), и слово Апостола (Апостольское предание). «Отсюда очевидно, что (апостолы) не всё передали чрез послания, но многое сообщали и без письмен; между тем, и то и другое равно достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Есть предание, больше не ищи ничего» ( Παρδοσς στι, μηδν πλον ζτει) 776 . В предшествуем изложении мы увидели, что и сама Божественная Евхаристия есть «Предание» ( 1Кор. 11:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010