Христианство не есть одно лишь учение. Как Христос есть «Путь, и Истина, и Жизнь» ( Ин. 14:6 ), так и подлинное христианство есть следование за Христом, верность евангельской истине и общение с бессмертным источником благодатной жизни. И величайшим, радостнейшим фактом нашего религиозного бытия является то, что на земле существует носительница этой благодатной жизни – Святая Христова Церковь , таинственное тело Христово, средоточие всего потребного для жизни и благочестия ( 2Пет. 1:3 ). И ее, эту величайшую и спасительнейшую на земле реальность, св. апостол н евангелист Иоанн Богослов изобразил нам под видом Божественной Лозы, ветвями которой мы являемся и в отрыве от которой «не можем творити ничесоже» ( Ин. 15:5 ). Прославляя великого благовестника, возвестившего нам »вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам« ( 1Ин. 1:2 ), написавшего свое Евангелие и свои послания, чтобы мы, веруя в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, »имели жизнь во имя Его« ( Ин. 20:31 ) и чтобы чрез это »радость наша была совершенна« ( 1Ин. 1:4 ), постараемся стать достойными этих великих истин и радостнейших обетований. Будем усердно и благоговейно приникать к вдохновенным словам проповеди, наставлений и увещаний великого старца ( 2Ин. 1:1 ) и «богословов начальника», проникаясь ответной любовью к возлюбившему нас Богу, удостоившему нас быть Его детьми, вселившему в сердца наши животворную надежду на бессмертие. Будем ценить и воспитывать в себе дух целомудрия, воздержания и смирения. В особенности же станем просить у Апостола любви, чтобы он своими дерзновенными к Богу молитвами исходатайствовал и нам священный дар любви к ближним и дальним, дабы, любя братьев наших не словом или языком только, но делом и истиною, полагая друг за друга души свои, мы поистине перешли из смерти в жизнь ( 1Ин. 3:14, 16, 18 ), став наследниками блаженного царства любви и мира великого Бога и Спаса Владыки и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. Читать далее Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди//Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. 11. С. 5-190. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Христос – Сын Божий (Свидетельства Бога Отца, Иоанна Предтечи, ап. Петра) Бог, Отец небесный, гласом Своим божественным благоволил с небесе засвидетельствовать о Нем при крещении: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Мф. 3, 17 ). И Дух Святый, в виде голубине сходящ на Него, утверждал истину гласа Отча, о чем самовидец Иоанн, святый Пророк и Предтеча, засвидетельствовал: «и аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий» ( Ин. 1, 34 ). Тойжде глас Отчий повторен на Фаворе при Преображении Господнем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» ( Мф. 17, 5 ). О сем гласе засвидетельствовали самовидцы Петр и бывшие с ним на горе святей: «не ухищренным баснем последовавше, сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но самовидцы бывше величествия онаго. Прием бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришедшу к Нему такову от велелепныя славы: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же Аз благоизволих. И сей глас с небесе сшедш мы слышахом, с Ним суще на горе святей» ( 2Пет. 1, 16–18 ) (5:253). Христос открыт в Евангелии (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ , 333). Каждое действие и событие в жизни Христа имеет непосредственное отношение к человеку На земли пожил еси, Царю небесный, да мене на небо возведеши, изгнаннаго из рая; родился от Девы плотию, да мене отродиши духом; хуление претерпел еси, да моим врагом, клевещущим на мя, заградиши уста; обесчестился еси высший всякия чести, да мене обесчещаннаго почтеши; плакал еси, да от моих очес отымеши слезы; воздыхал, скорбел, тужил, да от Мене отымеши вечное воздыхание, скорбь, тугу, болезнь, и подаси вечную радость и веселие; продан и предан был еси, да мене плененнаго свободиши; связан был еси, да мои узы растерзаеши; суду неправедному предстал еси, судяй всей земли, да мене вечнаго суда избавиши; обнажен был еси, да мене, обнаженнаго «облечеши в ризу спасения и одеждою веселия одееши»; венчался еси тернием, да мене венец живота подаси; царь поругания нареклся еси, Царю всех, да мне царствие небесное отверзеши; тростию по главе биен был еси, да мене в книге животней напишеши; вне града пострадати изволил еси, да мене, изгнаннаго из рая, в небесный Иерусалим введеши; между злодеями вменился еси, един Праведный, да мене нечестиваго оправдаеши; клятвою был еси, един Благословенный, да мене проклятому благословение подаси; кровь Свою излиял еси, да мой гной и скверну греховную омыеши; оцтом напоен был еси, да мне подаси «ясти и пити на трапезе во царствии Твоем»; умер еси, Животе всех, да мене умершаго оживиши; во гробе положен был еси, да мене из гроба воздвигнеши; воскресл еси, да мене о моем воскресении увериши; вознесся еси на небе, да мене туда же вознесеши и прославиши во царствии Твоем. Сия Ты мне, рабу Своему, сотворил еси! «О, Господи, что есть человек, яко помниши его, или сын человеч, яко вменяеши его?» (5:251).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

III. Подобно Иисусу Христу, желали сего и апостолы Его. Сказывали мне о вас, братия мои, пишет тот же апостол Павел к коринфянам, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят иные: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или в Павлово имя вы крестились? Ежели между вами зависть, споры и разногласия; то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю, неприличному христианам, поступаете? Ибо когда один говорит: я Павлов; а другой: я Аполлосов; то не плотские ли вы? Что Павел? Что Аполлос? Они только служители, посредством которых вы уверовали, и притом поколику каждому дал Господь ( 1Кор.1:11–13, 3:3–5 ); 6) внушали верующим всемерно удаляться тех, кои нечисто проповедуют учение Иисуса Христа и производят в Церкви Его разделение, а сим лжеучителям угрожали тяжким наказанием: умоляю вас, братия, писал апостол Павел к римлянам, остерегайтесь вводящих разделения и соблазн против учения, которому вы научились, и удаляйтесь от них: ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а чреву своему; и ласковыми и красивыми словами обольщают сердца простодушных; а другие апостолы говорят: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами себе скорую погибель. – Из любостяжания они будут уловлять вас ухищренными словами; но давно предопределенный им суд не умедлит, и погибель их не воздремлет. – Это люди отделяющие себя от единства веры, душевные, без духа ( Рим.16:17–18 , 2Пет.2:1–3 , Иуд.17–19 ). Так св. апостолы желали, чтобы Церковь Христова всегда была единою, без всякого разделения. IV. О сем же усердно заботились и преемники апостолов, св. отцы Христовой Церкви. Поэтому они: 1) строго держались одного истинного учения, преподанного Иисусом Христом и апостолами Его, а для большего согласия в нем посылали друг другу свои исповедания веры, совещались между собою по церковным делам на поместных и вселенских соборах и действовали во всем согласно, почему св.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

В Ветхом Завете Бог часто являлся в огне: явился Моисею в купине огненной, извел Израиля из Египта в землю обетованную ночью столпом огненным, дал закон Израилю на горе Синайской огнем курящимся. Даниилу явился Бог на престоле огненном. Потому и Дух Святой явился в огненных языках, как тот же Бог, Который и в древности являлся в огне. Наконец, с огнем придет Христос судить живых и мертвых, ибо Псалмопвец говорит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя ( Пс. 40:3–4 ). Пред пришествием Христовым вся вселенная будет искушена огнем Христовым: гореть будут небо, земля и все стихии, как говорит апостол Петр: земля же, и яже на ней дела сгорят; и в другом месте: небеса жегома разорятся, и стихии опаляеми растаются ( 2Пет. 3:10,12 ). И будет тогда земля чиста как стекло, а воды как кристалл; небеса тогда будут много чище, нежеле ныне. Так говорит Святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе: Видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть к тому ( Откр. 21:1 ). Потому Дух Святой явился во огненных языках: поелику имеет едино Божество со Христом Сыном Божьим. Потребно вам знать, слушатели мои возлюбленные, и о том, почему Матерь наша, Святая Церковь , в другие праздники не имеет обычая, чтобы были приносимы древа зеленые, а только на Сошествие Святого Духа. Этим она дает знать, что Дух Святой сходит лишь на таковых, кто процветает в добродетели так, как процветают древа в листве, по словам Псалмопевца: праведник яко финикс процветет ( Пс. 91:13 ). Сам Христос Спаситель ныне увещевает нас, говоря: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит Его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ). А кто пребывает во грехах, на таковых не сходит Дух Святой, поелику сказано Самим Богом: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть ( Быт. 6:3 ). Во–вторых, (приносятся древа зеленые в праздник Сошествия Святого Духа), дабы показать, что никто не бывает достоин принятия благодати Божией, кроме того, кто смирением уподобляет себя листвию, падающему с древес, почему Псалмопевец говорит: кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смиренныя призиряй ( Пс. 112:5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В Новом Завете ап. Петр очень ясно обещает «присным по вере не прекращать своего попечения о них пред Богом и после своей смерти». «Справедливым почитаю, – пишет апостол,– доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память». ( 2Пет. 1:13–15 ). А это попечение апостола в чем другом может выражаться, как не в молитве и предстательстве пред Богом? Наконец, св. Иоанн Богослов удостоился видеть в Откровении, как «двадцать четыре старца пали пред Ангелом, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8; 8:3 ). И так, св. Писание ясно свидетельствует о молитве и предстательстве за нас пред Богом св. угодников Божиих. Поэтому-то православная Церковь и заповедует своим верным чадам обращаться с молитвами к ним. II. Основания из слова Божия для православного учения о почитании святых угодников Божиих и их ходатайстве пред Богом 1-е О почитании святых: Святые люди суть те праведники, которые угодили Господу истинною верою и добрыми делами: Иак. 2:21 . Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 .Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? 23 .И исполнилось слово Писания: веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим. Рим. 14:3 . Ибо что говорит Писание? поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность ( Быт. 15:6 ). Православная Церковь знает только тех праведников, которых открыто пред людьми Господь прославил необыкновенными знамениями и чудесами. Св. Писание называет святых угодников друзьями Божиими. И говорит, что их «весь мир недостоин»: Ин. 15:14 . Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Евр. 11:38 . Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущелиям земли. Святым предоставлено будет «судить мир и ангелов»:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вопрос 12. Для чего слово Божие заключено в писмена священных книг и как оно преподавалось прежде, нежели было написано? Слово Божие прежде Моисея от Адама святым мужам преподавалось устно: написано же для того, дабы мы, по причине слабой памяти Божию волю забвению предавши, с праваго пути не совратились в заблуждения, будучи к тому приведены или коварством злых людей, или диавольским обманом ( 2Кор. 11:13 ; Гал. 1:8 ). Почему как все христиане спастися желают, так равно все слово Божие читать и слушать должны со вниманием и со страхом Божиим, дабы не прогневать Бога. Если же где найдется в писании трудная речь к уразумению, Бога в помощь молитвами для просвещения разума призвать должно, да еще спрашивать надобно о том у святых отец, у учителей, и у Церкви, а не должно портить бессовестно развратным толкованием Писания ( 2Пет. 3:16 ). Вопрос 13. Какие правила служат к уразумению Священного Писания? Правила суть сии: 1) должно намерение писания узнавать от предыдущих и последующих речей; 2) должно обстоятельно уразуметь значение речей и слов; 3) сношение мест делай и темные яснейшими изъясняй; 4) должно догматы особенно выводить из собственных мест, а не из иносказательных; 5) старайся, чтобы всякое толкование было сходно с Символом Веры , молитвою Господнею и с десятословием; 6) чтобы служило к прославлению имени Божия и 7) к пользе ближних. Глава 3. О Символе Веры Вопрос 14. Что есть символ веры ? Святой Символ Веры есть краткое изложение истин евангельских и знамение, отличающее Единую, Святую, Кафолическую, Соборную и Апостольскую Церковь от всех других Церквей. Разделяется же сей Символ Веры на 12 членов и читается тако: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки 27 . Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Если Господь даже апостолам, которых называл друзьями Своими, которым Сам сказал: «вы есте свет миру» ( Мф.5:14 ), запретил о том спрашивать, то тем более не подобает нам, страстями преисполненными, рассуждать о том, о чем Господь не позволил, что Сам Бог сокрыл от нас. Да и напрасно мы стали бы рассуждать о том, сколько бы мы ни усиливались узнать, никогда не узнаем, а только гнев Божий на себя чрез то навлечем. Кто пытается познать непостижимые судьбы Божии, тот по выражению апостола Петра, есть «наглый ругатель, поступающий по собственным своим похотям» ( 2Пет.3:3 )… И кто же смеет допрашивать Бога, единого, безначального, неизменного, присносущного, бесконечного?... Да умолкнет всякое праздное разглагольствие в Церкви Божией! Да не испытывает никто сокровенных тайн Божиих! Ты не знаешь часа твоего собственного скончания, как же ты смеешь рассуждать о времени кончины мира? Вспомни, страстный и жалкий человек, кто ты? Ведь ты и тени не стоишь великих и святых мужей, как же дерзаешь утверждать, будто постиг непостижимую тайну Божию, узнал время пришествия Его?... Нет, верен Господь во всех словесех Своих, верен во всем, что повелевает или запрещает, открывает или утаивает от нас», – так говорит святой отец нашей Русской Церкви, так учат и все отцы Церкви Вселенской. Страшные события в мире, совершающиеся в наши дни, усиленно напоминают нам пророческия слова Господа нашего Иисуса Христа: «услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все же это – начало болезней» ( Мф.24:6–7 ). Господь говорил ближайшим образом о времени разрушения Иерусалима, но Его слова святые отцы применяют и к последним дням мира. Подобныя же события совершались и сто лет назад. И тогда мысль верующих обращалась к последним дням мира, но Господь судил иначе. Посему не будем испытывать непостижимых судеб Божиих. Будем непрестанно готовиться к Страшному суду Христову, но в то же время помнить, что для каждаго из нас в отдельности суд Божий ближе, чем Страшный Суд для всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Если и среди терния не посеяваются чистые зерна, то возможно ли, чтобы дух мира и любви снизшел на шум страстей, всегда воюющих на душу? Ток небесных благословений изливается токмо в сосуды чистые. Всякая нечистота есть препинание таинственному наитию Святого Духа. Одни очистившие ум и волю от всего стихийного и земного блажени: яко в них есть царство Иисуса Христа. Посему, чтобы быть блаженным на земле, нужно уготовать чистое место в духе для Духа Божия. Мы будем блаженными, как скоро оставим дух мира сего, нас одушевляющий, отвергнем стихийную мудрость, наполняющую наш ум, отвратимся от прелестей, питающих наше воображение, обуздаем страсти, возбуждающие наше сердце, сокрушим закон плоти, управляющий нашею волею. Сколько бы ни казался трудным и прискорбным сей подвиг, но ищущему блаженства, царства небесного, необходимо нужно пройти путь креста Господня, в начале болезненного, а наконец и сладостного, и спасительного. Никто не может иметь в себе животворящего Духа, кроме нищих ( Мф. 5:3 ) естественным духом; никто не может получить вечных утешений, кроме плакавших ( Мф. 5:3 ) на земли; никто не может наследовать новой земли ( 2Пет. 3:13 ) кроме смиреннаго и кроткаго ( Мф. 5:5 ); никто не будет вечно насыщаться, кроме алчущих и жаждущих правды ( Мф. 5:6 ); никто не получит вечного помилования, кроме милостивых ( Мф. 5:7 ); никто и никогда не узрит Бога, кроме чистых сердцем ( Мф. 5:8 ); наконец, никто не будет наречен сыном Его, кроме миротворцев ( Мф. 5:9 ). Посему то никто не входит в горний Иерусалим путем пристрастным: ибо сей путь вводит в пагубу. Все праведники приобрели себе нетление и живот нищетою духовною. Ибо не удобь уповающему на богатство внити в Царствие Божие ( Мф. 19:23 ). Оно нудится и нужницы восхищают е ( Мф. 11:12 ). Впрочем, надобно и то сказать, слушатели, что усовершает в нас нищету духовную Дух благодати, способствуя нам в немощах наших ( Рим. 8:26 ). Иго Его, единожды с верою восприятое, соделывается не чувствительно легким ( Мф. 11:30 ): Он Сам несет его, дабы облегчить и успокоить грядущих к Нему, и Сам побеждает врагов наших, дабы соделать нас наследниками Богу, сонаследниками же себе ( Рим. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Здесь весьма правильно употреблены слова «развращают» и «превращают»: потому что плотский и душевный человек, не понимая духовного смысла в Писании, дает ему смысл сообразно своему устроению. Иначе это и быть не может: ведь надобно же душевному человеку получить какое-либо понятие при чтении или изучении Божественного Писания, а Писания он не способен понимать как должно; следовательно, по необходимости он дает себе понятие, какое ему заблагорассудится. Происхождение Священного Писания , способ понимания и объяснения его изображены с полной ясностью святыми апостолами Петром и Павлом. Святой Петр говорит: «Всяко пророчество книжно по своему сказанию не бывает» 6 . «Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы, глаголаша святии Божии человецы» ( 2Пет.1:20, 21 ). Это значит: как произнесено Слово Божие, или Священное Писание , при посредстве Святого Духа, так только при посредстве Святого Духа оно может быть и объясняемо, следовательно, и понимаемо. Святой апостол Павел говорит: «Божия никтоже весть, точию Дух Божий. Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованная нам: яже и глаголем, не в наученных человеческия премудрости словесех, но в наученных Духа Святаго: духовная духовными сразсуждающе» 7 . ( 1Кор.2:11–13 ). Отсюда видно, что в изложении и объяснении Писания нисколько не участвовала человеческая ученость, нисколько не участвовало школьное изучение Писания, изучение его буквы которыми отличались и хвалились иудейские книжники и фарисеи, которое имел и апостол Павел, которое он вменил для себя в тщету ради превосходнейшего познания о Христе Иисусе, даруемого Святым Духом ( Деян.22:3 ; сличи Флп.3:5–8 ). После вышеприведенного Апостол продолжает: «Душевен человек не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть, и не может разумети, зане духовне востязуется» 8 . ( 1Кор.2:14 ). Это сказал Апостол из своего опыта. Он, находясь в состоянии плотского, душевного человека, был изучен Писанию о вере в Бога по современному обычаю, преобладавшему тогда между иудеями, уничтожившему между ними духовное понимание закона ( Мф. 25 ), соделавшему иудейских богословов не способными познать и принять Бога, явившегося им во образе человека с неоспоримыми и яснейшими свидетельствами Божества Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Многие из христиан демонстративно показывали, что они не приемлют римский образ жизни. Да и как они могли участвовать в том водовороте безнравственности и разврата, который тогда захлестнул Рим! Среди христиан вошло в обычай называть этот город «Вавилоном», так как со времен пленения в сознании всех евреев Вавилон ассоциировался со всякими мерзостями и жестокостями. Так, апостол Петр приветствует « церковь в Вавилоне» ( 2Пет.5:13 ), подразумевая римскую церковь, а апостол Иоанн, предрекая гибель Рима, говорит: «Пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Апокалипсис 14:8). Христиане словно бросали вызов могучему Риму. Они верили в близкий конец света, ждали прихода Мессии и тем самым никак не вписывались в «золотой век» Римской империи. Они с отвращением смотрели на языческие храмы и на кровавые жертвы, приносимые на алтари. Все это вызывало негодование у патриотически настроенных римлян, усматривавших в поведении христиан оскорбление великому прошлому и счастливой современности Рима. О христианах ходили всякие небылицы: там они отравили колодец, там во время своей трапезы съели маленького ребенка, там подожгли дом. Апостол Петр ( 1Пет.2:11; 1:15 , и 3:16) призывает христиан вести целомудренный образ жизни, чтобы противостоять тем людям, которые «злословят вас как злодеев». В «злодеяния» христиан верила не только чернь, но и культурные и достаточно образованные люди. Римляне были убеждены, что в лице христиан они имеют скрытых врагов, которые при первой же возможности нанесут удар. И когда произошел девятидневный пожар, то стоило лишь кому-то произнести робкую догадку: «Христиане?», как она распространилась с не меньшей быстротой, чем пламя того жуткого пожара. Эта молва передавалась из уст в уста, от дома к дому, от улицы к улице. Через некоторое время уже никто не сомневался, что Рим подожгли христиане. По распространенному мнению, только они были способны на такое преступление. Через три года иудеи (неизвестно только какие: правоверные или христиане) аналогичным образом были обвинены в поджоге Антиохии (Иосиф Флавий. Иудейская война VII 3, 2–4). Так что традиция, возникшая на берегах Тибра, достаточно быстро распространилась чуть ли не по всему Средиземноморью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010