По слову Самого Господа, на суд пред Ним предстанут все народы ( Мф.25:32 ), существовавшие от начала мира, которые для этого и будут воскрешены Им Самим ( Ин.5:29 ). И, по учению апостольскому, всем явитися нам подобает пред судищем Христовым ( 2Кор.5:10 ), и вси предстанем судищу сему ( Рим.14:10 ), потому что Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную, через, предопределенного и воскрешенного Им, мужа, Иисуса Христа ( Деян.17:31 ), будет судить иудеев и язычников ( Рим.2:9 ), живых и мертвых ( Деян.10:42 ; 2Тим.4:1 ), т. е., имеющих воскреснуть из мертвых, и тех, кои останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим, изменятся ( 1Кор.15:51, 52 ), а, также, кроме людей и злых ангелов, которые соблюдаются под мраком, на суд великого дня ( Иуд.1:6 ; 2Пет.2:4 ). Целью же суда, по учению откровения, будет не что иное, как самое точное и справедливое определение, по достоинству, всего того, что было сделано прежде подсудимыми, соответственными, полученным ими от Бога, дарам в виде одного, или многих талантов ( Мф.25:15 ), – определение, нужное для того, чтобы каждому из них воздать по делам его ( Мф.16:27 ). А потому, на суде будут строго судимы и, по достоинству определяемы, все, совершенные подсудимыми, дела, как добрые, так и злые ( Мф.25:35, 36, 42, 43 ; 2Кор.5:10 ), – и не только их дела, но и всякое праздное их слово ( Мф.12:36 ), в особенности же, те слова, которые с ожесточенностью произносились ими на Самого Господа ( Иуд.1:15 ). Между тем, при этом будут освещены и определены все те, сравнительно, более или менее благоприятные для нравственного преспеяния обстоятельства, среди которых жили и, так или иначе, поступали люди, как напр., жители Тира, Сидона и Ниневии, или же Хоразина, Вифсаиды и Капернаума ( Мф.11:21–23, 12:41 ), а, также, будут обнаружены и достойно оценены те сокровенные сердечные намерения, которыми они руководились во всех действиях своих ( 1Кор.4:5 ), и, таким образом, вполне уяснится и определится, как степень твердости и постоянства одних в добре, так и степень нераскаянности и упорства других во зле ( Рим.2:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Посему-то в древние времена и ныне истинно благочестивые люди за изъяснением Св. Писания всегда обращаются к поставленным для сего пастырям Церкви ( Деян.8:27–35 ). Девятый член. Церковь есть общество истинно-верующих в Иисуса Христа, установленное Самим Господом Христом ( Мф.16:18 ). Церковь Христова есть хранительница истины ( 1Тим.3:15 ), почему и называется «православной», т.е. право-славящей Господа. Те св. храмы, в которые собирается церковь для молитвы, также называются церквами. Кто отделяет себя от этой святой, соборной и апостольской православной Церкви, и противится ей, тот становится отступником и противником Самого Господа Христа ( Мф.18:17 ; Лк.10:16 ); таковы все отступники и противники св. Церкви, именуемые штундистами, баптистами, молоканами, духоборцами, пашковцами, раскольниками и иные. Обо всех отступниках и противниках св. Церкви, иначе называемых еретиками, – в Слове Божием написано: они отделяются от единства веры ( Иуд.1:17–21 ), от призвавшего благодатью Христовою священника переходят к иному благовествованию вследствие людей, смущающих ( Гал.1:6–8 ), отступают от веры чрез лицемерие лжесловесников ( 1Тим.4:1–3 ); они пустословы и невежды, желающие быть законоучителями (Тим.1:3–7), извращающие апостольские Писания ( 2Пет.3:15–17 ); будучи лукавыми, они принимают вид добрых служителей правды ( 2Кор.2:13–15 ), эти льстивые лжеучители дерзко злословят высших ( 2Пет.2:1–11 ). Их в свое время постигнет суд Божий, какой постиг Корея, Дафана и Авирона. Послушные святой Церкви истинные христиане должны остерегаться всех отступников и еретиков и удаляться от них ( Рим.16:17–18 ), ибо споры с ними могут быть не только бесполезны, но даже вредны ( Тит.3:9–11 ; 1Тим.6:3–5 ). Десятый член. Св. Причащение. На тайной вечере Господь Сам сказал о благословенных Им хлебе и вине: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя… сие творите в Мое воспоминание» ( Мф.26:26–28 ; Лк.22:19–20 ; 1Кор.2:23–29; 10–16 ). Кроме того, Господь сказал: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:51–57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же следует понимать под антихристианством и антихристом? По мнению Банзена, автор 2-го Фесс. изображает во 2-ой главе антихристианство, как лжеучение, и антихриста, как лжеучителя. Здесь так же, как и в посланиях Иоанна, во 2-ом послании Петра, в послании Иуды и в пастырских посланиях, имеется в виду возникающий в христианской церкви гностицизм. Слова апостола во 2Фес.2:4 напоминают выражение 2Тим.3:4 : φιλδονοι μλλον φιλθεοι и 2Тим.3:2 : βλσφημοι, напоминают похвальбу гностиков тем, что они стоят в особо близких отношениях к божеству (например, Симон волхв слыл за «великую силу Божию» Деян.8:10 ); напоминают также изречения в посланиях Иуды ( Иуд.8 и 10 стт.) и Петра ( 2Пет.2:10, 12 ). Учение ап. Павла о действии тайны беззакония уже в настоящее время ( 2Фес.2:7 ) напоминает содержащиеся в пастырских посланиях предупреждения и наставления о тех лицах, которые вкрадываются в дома ( 2Тим.3:6 ), и о тех обманщиках, которые преуспевают во зле ( 2Тим.3:13 ). Учение апостола о том, что антихрист сядет в храме Божием ( 2Фес.2:4 ), напоминает 2Тим.2:19 ff., где Церковь с одной стороны называется твердым основанием Божиим, с другой – великим домом, в котором есть и драгоценные и малоценные сосуды, т. е. прововерующие и заблуждающиеся. Ложные чудеса беззаконника ( 2Фес.2:8 ) имеют свою параллель в действиях тех, которых второе послание к Тимофею сравнивает с Ианнием и Иамврием ( 2Тим.3:8 ). Слова апостола о том, что антихрист обольстит людей, не имевших любви к истине ( 2Фес.2:10 ), —81— напоминают 2Тим.3:8 , где говорится о людях, развращенных умом ( 2Тим.3:8 ). Название антихриста противником ( 2Фес.2:4 ) находись своё объяснение в том, что именно в пастырских посланиях лжеучения порицаются за своё противодействие чистому церковному учению ( 1Тим.1:10 ). Банзен находит еще и другие места во 2 Фес., параллельные пастырским посланиям ( 2Фес.2:10–12 ; срв. 2Тим.3:1 ff., 1Тим.4:1 ; 2Фес.3:6 περιεργζεσθαι срв. со 2Тим.3:6 ; оценка еретиков 2Фес.3:14 с Тит.3:10 ; 2Фес.3:6 срв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ио. – Ин. – Евангелие от Иоанна. Дн. – Деян. – Книга Деяний Апостольских. Ик. – Иак. – Послание Иакова. 1 Пт. – 1Пет – 1-е Послание Петра. 2 Пт. – 2Пет. – 2-е Послание Петра. 1 Ио. – 1Ин. – 1-е Послание Иоанна. 2 Ио. – 2Ин. – 2-е Послание Иоанна. 3 Ио. – 3Ин. – 3-е Послание Иоанна. Ид. – Иуд. – Послание Иуды. Рм. – Рим. – Послание Ап. Павла к Римлянам. 1 Кр. – 1Кор. – 1-е Послание Коринфянам. 2 Кр. – 2Кор. – 2-е Послание Коринфянам. Гл. – Гал. – Послание Галатам. Еф. – Еф. – Послание Ефесянам. Фл. – Флп. – Послание Филиппийцам. Кл. – Кол. – Послание Колоссянам. 1 Сл. – 1Сол. – 1-е Послание Солунянам. 2 Сл. – 2Сол. – 2-е Послание Солунянам. 1 Тм. – 1Тим. – 1-е Послание Тимофею. 2 Тм. – 2Тим. – 2-е Послание Тимофею. Тт. – Тит. – Послание Титу. Фм. – Флм. – Послание Филимону. Ев. – Евр. – Послание Евреям. Ап. – Откр. – Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). 3. Указания на писания св. Отцов, учителей и писателей церковных Афан. В. – Афанасий Великий , Архиепископ Александрийский (373). Цитируются творения его по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 4 части, 1854–1863. Вас. В. – Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской (379). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 7 частей, 1843–1848 гг. Григ. Б. – Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский (391). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 6 частей, 1843–1848 гг. Злат. – Иоанн Златоуст , Архиепископ Константинопольский (407). Цитируются его знаменитые беседы на Евангелие от Матфея по русскому переводу, 3 части, Москва, 1839 г., и на Евангелие от Иоанна, в русском переводе при С.-Петербургской Дух. Академии; 2 части, 1854–1855 гг. Феофил. – Феофилакт, архиепископ Болгарский (около 1107 года). Цитируется его толкование на четырех Евангелистов, или так называемый «Благовестник», по изданию в русском переводе, Казань: часть 1-я 1855 г.; часть 2-я 1857 г.; часть Евф. Зиг. – Евфимий Зигабен , Константинопольский монах XII в. Цитируется его толкование на Четвероевангелие, составленное на основании древнеотеческих толкований, впрочем, самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

—344— щий и держащий грехи, как Бог, по Своей воле, хотя бы и чрез людей совершалось это, – впрочем духоносцы совершают это двояко: допуская к крещению достойных и воспрещая недостойным или же наказуя грешников и прощая раскаявшихся 20, 22–23. 268. Грехи отцов наводит Бог на детей и на детей детей до третьего и четвертого рода ( Исх.34:5–7 ) не в том смысле, что подвергает потомков наказанию за грехи предков, а в том, что долготерпит грехи нечестивых родов до третьего и четвертого рода и не наказует за них 9, 2–3. Гумно – Церковь Божия 4, 35. б. Д Давать не предполагает непременно превосходство дающего пред принимающим 5, 22. Давид – царь: богодухновенный писатель псалмов 6, 1. 418; 6, 42; 8, 13; 15, 2. 314; 15, 4, – вкушение им хлебов предложения служит прообразом веры язычников и остатка израильтян 6, 68. 94, – Давидом в Писании часто называется Христос 7, 8. Даниил пророк, божественный, упоминается 8, 28. д. 297. Дары Св. Духа см. Дух Святой. Дафан упоминается 7, 30. 192; 20, 22–23. 267. Двоедушие в вере 9, 40. Демоны. Всякий дух между демонами в Писании является как бы детищем диавола – сатаны, согласно Мф.12:26 . Между ними есть один преимуществующий и верховный, о ком говорит пророк Иезекииль ( Иез.28:12–13 ). Некоторые из древних прекрасно утверждали, что тот сатана, считающийся предстоятелем всех других демонов, связан силою Божиею (согласно Мф.12:29 ; 2Пет.2:4 ; Иуд.6 .) и ввержен в самый тартар для наказания за свою дерзость против Бога, – после же него явился некто другой, однообразный со своим отцом по мерзостям, нынешний князь века сего ( Ин.12:31; 14:30; 16:11 ; Мф.9:34; 12:24 ; Еф.6:12 др.),– о нём именно Спаситель и говорит, что он «человекоубийца был от начала» и «потому что он лжец есть как отец его» ( Ин.8:44 ). Но принять такое объяснение затруднительно в виду того, что со времени пришествия Спасителя владычество диавола начало падать и злые нечистые духи стали отсылаться в бездну ( Лк.8:31 ; Мк.1:24 ; Мф.8:29 ). О том, что пришедший Спаситель имел сокрушить их, они без сомнения знали и сами из великой молвы о Нём

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1Ин.2:18 . Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть. Выражение «последний час» нельзя понимать в смысле «тяжелый час» или «тяжелое время», потому что такое понимание не оправдывается другими местами Свящ. Писания. Слова «в последние дни» в книгах ветхозаветных пророков означают дни явления обетованного Мессии, начало нового домостроительства Божия о человеческом спасении ( Ис.2:2 ; Ос.3:5 ; Мих.4:1 ). «Последние дни» ветхозаветного откровения суть первые дни откровения новозаветного. В таком смысле слова «в последние дни», употребляются и в Новом Завете. Ап. Павел говорит, что многочастне и многообразне древле Бог глаголовый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне ( Евр.1:1 ); св. ап. Петр дает наставление христианам, что они искуплены честною кровию Христа, предуведеннаго убо прежде сложения мира, явившегося же в последния лета вас ради ( 1Пет.1:19, 20 ). В других местах Нового Завета слова «в последние дни», «в последние времена» не могут быть понимаемы иначе, как в смысле дней кончины мира, или дней, предшествующих второму славному явлению Господа ( Иак.5:3 ; 2Пет.3:3 ; Иуд.1:18 ; 1Тим.4:1 ; 2Тим.3:1 ). Такой смысл имеет и выражение «последний час» в рассматриваемом месте послания ап. Иоанна. Самый же день всеобщего суда, пришествия Господня называется в Писании: «последний день» ( Ин.6:39, 40, 44, 54, 11:24, 12:48 ), «день тот» Мф.24:36 ; Лк.10:12 ); «день он» ( Мф.7:22 ; 2Тим.1:12, 18; 4:8 ); «день Христов» ( 2Сол.2:2 ). Что «последние дни» не тоже, что «дни тяжкие», ясно видно из следующего места: сия же веждь, пишет ап. Павел ученику своему Тимофею, яко в последние дни (ν σχταις μραις) настанут времена люта (καιρο χαλεπο). Иисус Христос в числе признаков «последних дней» или близкого Своего пришествия указал на появление лжехристов и лжепророков, которые «дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф.24:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Необычайность и единичность этого явления Сына Божия во аде, полная победа Его над диаволом и смертью и проповедь о спасении могли, конечно, расположить самых тяжких грешников к раскаянию и заставить их преклонить колени перед Победителем ада. Такое мнение подтверждается как тем, что апостол называет проповедь Иисуса Христа во аде благовестием ( 1Пет.4:6 ), так и указанием его на то, что Иисус Христос проповедал спасение тем грешникам, которые некогда противились Божию долготерпению, во время строения ковчега, и погибли в водах потопа; но, вероятно, в минуты своей гибели, во время 40-дневного дождя, имели случай принесть Богу истинное покаяние в своём непослушании Его воле. Это, впрочем, не исключает возможности предположить, что как во время проповеди Богочеловека на земле находились неверующие и противящиеся истине, так и во аде могли оказаться сыны погибельные, отчаянные и ругатели, которые пребыли неверующими и нераскаянными, трепетали перед нестерпимым светом Божия снисхождения и ожесточались, но не обращались к Нему с мольбой об изведении их из тьмы ада. Таковые и остались во аде, вместе со злым духом, соблюдаемые в вечных узах под мраком, на Суд великого дня ( Иуд.6 ). Остаётся разрешить вопрос о том, почему апостол Пётр, говоря о проповеди Сына Божия в аде, представляет, что эта проповедь была исключительно обращена к людям первого, допотопного мира, не послушавшим проповеди Ноя, как бы забывая про других грешников, живших после потопа. Чтобы объяснить эту кажущуюся странность, нужно обратить внимание на то, что апостол Пётр различает два мира: первый, кончившийся потопом, и нынешний или современный, предназначенный к истреблению огнём ( 2Пет.2:5; 3:6,7 ). Всех послепотопных людей он соединяет в один мир, который продолжает ещё существовать и, в немногих лицах, современниках Иисуса Христа и апостолов слышал проповедь о спасении из уст Самого Спасителя, как до Пришествия Его слышал её от пророков, проповедовавших Тем же Духом Христовым. К первому же миру принадлежат все жившие до потопа. Этот мир, отделённый от Иисуса Христа целыми тысячелетиями, не лишён был этой проповеди. Иисус Христос даже во ад сходил для того, чтобы проповедать ему о Своём Пришествии. Апостол, стало быть, имел в виду сказать здесь о всеобщности проповеди спасения и распространении её и на первый мир, который меньше всего, казалось, мог слышать эту проповедь. Вместе с тем апостол хочет указать на безмерное благоутробие Господа, Который и в самом отвергнутом и истреблённом мире усматривает хоть малые остатки добра и посылает Сына Своего, чтобы извести из самого ада тех, которые в водах потопа омыли свой грех противления воли Божией, принеся в том покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

«На другой берег»: (ср. Мф.8:18 ) Тивериадского или Геннисаретского озера. – «В страну Гергесинскую»: Гергесса, или Гераза, был значительный город на юго-восток от Геннисаретского озера в Перее или заиорданской области. – «Бесноватые»: см. прим. к Мф.4:24 . – «Вышедшие из гробов»: гробницы у иудеев были обыкновенно вне городов или селений. Это были пещеры, иногда очень обширные, естественные и приспособленные или нарочито вырытые в холмах и пригорках и высеченные в скалах. Эти гробницы, по своему положению, в холмах и пригорках, в местах вообще более или менее уединенных, служили убежищем для людей, которым было тяжело людское общество, вроде сумасшедших и бесноватых, которым нравились такие убежища по самой своей мрачности, соответствовавшей их меланхолическому характеру, или тяжелому и мрачному настроению душевному. Таковые гробницы, по словам Иосифа Флавия, служили также убежищем для воров и разбойников, которых довольно бывало по временам в Палестине, особенно в гористых ее местностях. – «Что Тебе до нас»: что Ты хочешь делать с нами? Какое Тебе дело до нас? ( 2Цар.16:10 ; 4Цар.9:18 ; 1Ездр.4:3 ). – «Сын Божий»: демоны узнают в Иисусе Христе Мессию Сына Божия и считают Его и врагом и повелителем своим ( Лк.8:31 ), зная, что Он пришел разрушить дела их. – «Прежде времени»: т.е. прежде страшного суда Христова ( Мф.25:41 ). – «Мучить нас»: как слуг сатаны изгонять и ввергнуть в ад для мучения (ср. Лк.16:23 ; Откр.14:10,20:10 ). Св. Писание учит, что злые духи в настоящем веке – до времени страшного суда не так связаны, как будут связаны тогда, после сего суда, и что до тех пор им попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения вместе со злыми людьми ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ). Духи знают это и как бы жалуются, что Христос преждевременно пришел мучить их, а потому и просят не посылать их в бездну ( Лк.8:31 ), т.е. в ад. По толкованию блаженного Феофилакта, «мучением называют они непозволение им мучить людей, а выражение «прежде времени» понимай так, что демоны думали, будто Христос, не терпя чрезмерной их злобы, не станет отлагать времени казнить их, чего впрочем не случилось, ибо им предоставлено враждовать на нас до кончины века».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Так хулить могут только сектанты (ср. 2Пет.2:10 ; Иуд.1:18 ). Крестное знамение совершается от дней апостольских во имя Господа Иисуса Христа, а в Откровении ( Откр.13:16–17 ) говорится о начертании имени зверя – антихриста, который явится пред вторым пришествием Иисуса Христа. Лжепророк антихриста сделает тогда, что всем положено будет начертание (χραγμα – соб. начертанное, черта, знак, мета) имени зверя, подобно тому, как римские солдаты имели на руках выжженное свое имя, а рабы – имя господина. 5) Где в Писании сказано, чтобы креститься рукой? Сравни 1Тим.2:8 ; Исх.17:11–12 ; Иез.9:4 . Кроме того, все, что выражаем мы крестным знамением, записано в Священном Писании: три перста сложенные означают Триединого Бога ( Мф.28:19 ), изображаемый крест – веру в Господа Иисуса Христа, искупившего нас Своею крестною смертью ( 1Тим.2:6 ; Кол.1:14, 20 ; Еф.1:7 ; ср. 1Кор.2:2 ) и разрушившего всю силу вражью ( Кол.2:15 ; Евр.2:14 ). Мощи святых угодников Божиих Понятие о святых мощах. Учение православной Церкви о почитании мощей. Свидетельства Писания о святых мощах. Останки святых почитали: Свидетельства древних отцов Церкви. Опровержение возражений. Понятие о святых мощах Святыми мощами называются честные останки св. угодников Божиих, будут ли то более или менее целые тела их или одни кости. 396 Одно нетление тел без чудотворений Церковь православная не признавала и не признает за доказательство святости усопших, 397 а главнейшим признаком святости и прославления их на небе считает чудеса, которые совершаются при их гробах или от их мощей. Мощи святых, если они нетленны, составляют чудо, но лишь дополнительное к тем чудесам, которые творятся через посредство их. Учение православной Церкви о почитании мощей «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. Итак, дерзнувшие отвергать... мощи мучеников, о которых знали, что они подлинные и истинные, – если это епископы или клирики, – да низложатся; а если иноки и миряне, да лишатся приобщения». (Постановление всел. соб.). 398

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Но каков же, спрашивается, конец зла во вселенной? Конец зла во вселенной для безусловно злых волей – быть объектом исключительно и единственно самих себя. И в этом откроется абсолютная и вечная справедливость: осуждение зла праведным судом Божиим в великий день суда ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ) и оставление злым волям заключиться в себе самих, без права и свободы оказательства себя во вселенной, как беззаконию и неправде в бытии, осуждение злу быть тем, чем оно есть, т.е. ложь, фикция самобытия, – этого требует абсолютная правда вселенского бытия. Божественный приговор в день суда о злых волях: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ) – есть как бы снятие злых волей с круга бытия, но ни в каком случае не их уничтожение, а оставление в самих себе, в разрушенном, ниспровергнутом, лишенном гармонии, покоя и отрады бытии. Ад и зло, адские мучения и злые воли суть вещи тождественные, ибо взаимно друг друга обуславливают. Что же даст силу, спрашивается, злым волям так безгранично упорствовать во зле и остаться непокаянным даже в адских муках? То, что дает силу злу от начала и всегда: лесть личного абсолютизма, противобожие во имя личной самости, отвержение для себя Бога, нежелание Его, при этом всецелое озлобление и бесконечная злоба против Бога: продолжать в самом аде свое Богохуление, послать Богу от себя проклятие, свое личное отвержение Бога, нежелание Его для себя и гордое упоение своей, ничем непоколебимой стойкостью и личной самостью – в этом, думается, зло в самом аде найдет для себя точку опоры для целой вечности быть без Бога, в отвержении от Бога. «И смерть и ад, – говорит Апостол Иоанн, – повержены в озеро огненное. Это смерть вторая», т.е. уже вечная смерть ( Откр.20:14 ). Таков конец зла во вселенной. 3 Говоря о призвании ко Христу еврейского народа и о значении сего призвания для Царства Божия ко времени второго пришествия Сына Божия на землю, мы, само собою разумеется, признаем за еврейским народом великую будущность: однако из наших рассуждений явствует, что эту будущность еврейского народа мы признаем не в мирском смысле, не в смысле преобладания еврейского племени среди других племен и народов властью, силою и средствами мирских орудий, например, капитала, таланта, умственного превосходства и прочая, а в смысле чисто духовном – на почве религиозного возрождения еврейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010