Именно так протекает греховная жизнь человека, далекого от Бога, «невозрожденного» ( Ин.3:3, 5 ; Рим.6:4 ), «плотского» ( Ин.3:6, 8:15 ; 1Пет.1:23–25, 4:6 ; 2Пет.2:10 ; Иуд.23 ; Рим.8:6–9 ; Гал.5:1, 6–21 ), «мирского» ( 1Ин.2:15–17 Ин.8:23–24 ), «истлевающего в обольстительных похотях» ( Еф.4:22 ). Духовный организм в этом случае настолько интоксицирован грехом, что грехи (совершаемые, как известно, прежде всего в сознании, в мыслях, см. Мф.15:18–20 ; Мк.7:20–23 ) переживаются как нечто нормальное, не вызывая негативной духовной реакции. Мало того, благодаря частому повторению создается греховная привычка, т. е. потребность в повторении греха определенного привычного типа. Подобно табачному дыму, который, будучи втянут в легкие впервые, вызывает отвращение, тошноту и рвоту, а при повторном курении воспринимается все с меньшим отвращением, а в конце концов даже доставляет удовольствие, так и грех: совершенный впервые, вызывает самоотвращение, стыд, раскаяние, а при повторении превращается в привычное действие, не вызывающее негативной внутренней реакции и даже доставляющее определенное удовлетворение, столь же противоестественное, как удовлетворение при курении, пьянстве, применении наркотиков и т. п. Систематическое совершение однотипных грехов не только создает греховную привычку к аналогичным действиям, но и понижает общую сопротивляемость грехам любого вида, подобно тому, как пораженный туберкулезом организме имеет много более бурный и сложный характер, чем протекание любой другой болезни в относительно здоровом. 12 Это объясняется, по-видимому, тем, что душа, а следовательно и сознание человека, обладает единством. Едина также и совесть. Насилие над ней, совершаемое многократно или, тем более, постоянно, лишает ее чувствительности, приводит к бездействию, независимо от того, какой именно характер имело совершаемое греховной волей насилие, подобно тому, как постоянно (или часто) нагружаемая пружина постепенно утрачивает свои пружинящие свойства совершенно независимо от характера или происхождения нагружающих ее сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Сию же мраком и тартаром назвал Божественный Апостол Петр (2Пет.2:4). Где же есть сие место, в глубине ли земной, или вне мира, — никто не знает, поколику о сем Божественное Писание ничего не открыло. Знаем же, что сие место есть таковое, в котором Бог, узами вечными связанных, как свидетельствует Апостол Иуда, хранит бесов, да судит их в великий день суда (Иуд.6). Молили же Его бесы, чтобы не повелел им идти в определенную им бездну. Лк.8:32—34. «Бе же ту стадо свиней много пасомо в горе: и моляху Его, да повелит им в ты внити, и повеле им. Изшедше же беси от человека, внидоша во свиния: и устремися стадо по брегу в езеро, и истопе. Видевше же пасущии бывшее, бежаша: и возвестиша во граде и в селех.»    Матфей написал: «бяше же далече от нею стадо свиней много пасомо» (Мф.8:30); Лука же показал и местоположение, где были свиньи, говоря: «в горе». Поколику же Матфей сказал, что стадо свиней погружено было в море, Лука же — во езере; не подумай, будто святые Евангелисты противоречат себе. Ибо единое и то же озеро, называемое Генисаретским, называлось и море Галилейское, и море Тивериадское. Посему Матфей назвал его морем, а Лука езером. Сие же, почему просили бесы внити в свиней, и почему Богочеловек попустил, чтобы толикий ущерб претерпели владетели их, объяснено в вышепредложенном толковании. Послушаем убо толкования и прочего. Лк.8:35—37. «Изыдоша же видети бывшее: и приидоша ко Иисусови, и обретоша человека седяща, из негоже беси изыдоша, оболчена и смысляща, при ногу Иисусову, и убояшася. Возвестиша же им видевшии, како спасеся бесновавый. И моли Его весь народ страны Гадаринския отъити от них: яко страхом велиим одержими беху. Он же влез в корабль, возвратися.»    Виждь, како преславный Лука подробно описывает то, что вообще описал священный Матфей. «Изыдоша», говорит, граждане и поселяне «видети бывшее» (Лк.8:35). Но поелику выше сказал, что беснуемый был нагой, и жил во гробах, и сокрушал узы и оковы, и был отводим бесом в пустыню, для того говорит, что пришедшие видеть бывшее обрели сего человека, освобожденного уже от власти бесовской, седящего при ногах Иисуса Христа одетого, и спокойного и разум имеющего, и что видя сие и слыша от самых видевших средство, как он освободился, «страхом велиим одержими беху».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3703...

322–323). Принятие таким образом мысли о «верховном некоем от Бога полученном положении и полномочии диавола относительно земли-бездны» приводит, можно сказать, в согласие все указания Св. Писания на личность и на положение-значение сатаны в среде падших духов, а равно на отношение сатаны к земле и на положение его в мировых, так сказать, пространствах: зло человеческого рода могло соделать диавола родственным и союзным человеку, могло создать и давать собой особые права диаволу на близость его к человеку и на оказательство сей близости, о чем будет подробная речь особо, на оказательства «яве» и наиискреннейшие, но не могло ни создать, ни дать «архонства» над землею и в мире. Дарование сего «архонства» могло принадлежать одному Богу, и только Богу одному принадлежит поставить диавола-сатану в те границы «правомощия и силомощия», в которых он, и при своем «архонстве», стал находиться и должен находиться в «веке сем» до времени «века грядущего, по суду правды Божией, до времени последнего суда Божия, когда, вместе с закончанием «века сего», примет свое закончание и все то, что имело свою наличность и свое значение в «веке сем» от самого начала его бытия. Глава X «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет.2:4 ); «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, Бог соблюдает в вечных узах под мраком на суд великого дня» ( Иуд.1:6 ): в этих словах Св. Писания указывается не только на безусловное ограничение свободы действий злых духов до времени всеобщего суда Божия, но и на образ, так сказать, сего ограничения, в его содержании. Выражения Св. Писания: «Бог связал злых духов узами адского мрака и соблюдает их в вечных узах под мраком» – дают разуметь, что «адский мрак и вечные узы под мраком» суть то «данное» от Бога, безусловно ограничивающее собою свободу действий злых духов, что явлено уже правосудием Божиим, и что составляет собою безусловно непроходимый для них предел, так что за сим «пределом» нет уже для них права – оказывать себя по их личным волям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Поэтому Иисус Христов обращает внимание Своих «радующихся» учеников, с одной стороны, на крайнюю и величайшую опасность сего духовного их в себе превознесения и восхищения своим положением и служением, указывая на момент падения сатаны, – с другой стороны, на радость иную, чем их данная радость, на радость самого их бытия, а не на «радость» увлечения своим положением и той их сило-мощью, которая хотя в них и чрез них явлена, однако им лично не принадлежит, будучи «даром» в них Божиим. В сем именно смысле и должно разуметь слово Иисуса Христа о том, чтобы ученики Его не тому радовались, что «бесы им повинуются» а тому, что «имена их написаны на небесах», с которых «ниспал» и которых лишился диавол за подобное же свое превозношение в своем положении сотворенного Богом духовного существа, имевшего и имеющего совершенства своего образа от Бога, как «дар Божий», а не от своего «самосущия». – Из рассмотрения таким образом вопроса о падении диавола и вопроса о падении последовавших ему других из существ духовного мира становится ясным, что «злые духи», во главе с диаволом «согрешив» ( 2Пет.2:4 ) восхищением в себе своей личной самости, явили именно вслед за сим полное свое противобожное «стояние», «не соблюв своего начальства и оставив свое жилище» ( Иуд.1:6 ). Исходя из всех рассмотренных нами оснований по вопросу о падении злых духов, необходимо, как увидим далее, допустить, что существа духовного мира имели от Господа свое испытание так же, как испытана была Господом воля первых человеков в Раю, ибо сего «испытания» от Господа требовало, как изъяснено будет ниже, самое существование разумно-свободных сотворенных Богом существ. Само собою разумеется, что испытание от Господа разумно-свободных духовных существ, по содержанию и по характеру заповеди, данной существам духовного мира, должно было быть отличным от содержания и характера заповеди Божией, данной первым людям, ибо в то время как духовно-телесная природа человека необходимо требовала такого рода заповеди Божией, в которой явленная Воля Божие касалась бы видимого – «телесного» предмета, духовная природа разумно-свободных существ духовного мира требовала, чтобы объектом явленной Воли Божией, как именно заповеди Божией, данной существам духовного принципа бытия, было «Сущее» по тому же принципу бытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Ибо подвергши праведному осуждению угнетавшего (людей) сатану и с ним нечистых демонов, пленицами мрака связав предаде на суд великого дне мучимых блюсти ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ). Таким образом, тех, которые терпели невыносимое притеснение, Он спас и исхитил и сделал их своими поклонниками, облиставши их светом истины и облекши их в украшение свободы. Об этом и Сам Спаситель негде говорит: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ( Ин.12:31,32 ). Видишь, что Он произнес суд над миром и изгнал сатану, некогда угнетавшего мир, и всех привлек к себе. Ибо узнали Его и Египтяне и узнавши совершают жертвы, произносят обеты и исполняют то, что обещали. Ибо об этом и воспевается устами Давида: помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему ( Пс.75:12 ). Итак, обрати внимание на новость совершающихся происшествий. Ибо некогда привыкшие приносить жертвы демонам, боготворившие сатану, предлагавшие ему благодарственные жертвы и обеты и тщательно исполнявшие свои обещания, – теперь, просвещенные умом чрез Христа и узнавши догматы истины, удаляются от древнего заблуждения и, однажды познавши Творца и Господа всяческих, Ему совершают служение в духе, исполняя святые обеты и принося жертвы не чрез пролитие крови и заклание бессловесных животных, но духовные, как я сказал, и благоприятные по непорочности. Ис.19:22 . И поразит Господь Египтян язвою великою, и исцелит их цельбою, и обратятся ко Господеви, и услышит их и исцелит их цельбою. Когда Бог посещает, то поражает тех, которые некогда поступали нечестиво и производит суд над теми, которые нагло поступали против Него. Но этим Он приносит великую пользу людям; ибо Он не побеждаемый гневом наносит удары, напротив, обращает людей к лучшему: или приводит их от заблуждения к истине, или имеющих неудержимую склонность к совершению постыдного научает изменить свой образ жизни и скоро обратится к угождению Ему. Посему блаженные Пророки, понимая плодотворное действие наказаний Божиих, восклицали к Нему: накажи нас Господи, обаче в суде, а не в ярости ( Иер.10:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

1:5–6 бить... язвы. Народ был не в состоянии оправиться после Божиего наказания. Страдания народа находят выражение в страданиях Слуги Божия (53,4.5), Который по собственной воле отдал Себя на суд Божий, понеся осуждение за других. 1 дщерь Сиона. Персонифицированный образ Иерусалима. Сион в данном случае символизирует народ Иудеи. 1 Господь Саваоф. Иегова Саваоф. Объяснение имени Иегова см. в ком. к Быт. 2,4 . Саваоф военачальник, вождь боевых сил. Смысл двух слов в одном имени выражает руководящую роль Бога в мире («Господь сил, Он Царь славы», Пс. 23,10 ). В Писании это имя Божие открывалось Израилю, когда народ оказывался в стесненных обстоятельствах. Оно не встречается ни в Пятикнижии, ни в книгах Иисуса Иавина или Судей, изредка упоминается в псалмах. Однако Иеремия, предвещая наказание, употребляет это имя около восьмидесяти раз; Захария в четырнадцати главах призывает имя «Господа сил» более пятидесяти раз. Под «силами» подразумеваются силы небесные (главным образом ангелы, но не только они, а все, находящееся в подчинении у Бога и в Его власти). остатка. Господь, храня верность Своим обещаниям, продолжает осуществлять замысел об искуплении всего человечества ( Рим. 9,29 ). Учение Исаии об остатке Израиля, призыв стать частью этого остатка и надежда, которая дается остатку, красной нитью проходят через всю книгу (1,27; 4,2.3). Содом... Гоморре. Народ Божий уподобился развращенным жителям Ханаана, города которого были разрушены (1,10; Быт. 18,20.21; 19,24.25 ). Содом и Гоморра символизируют царства этого мира, над которыми нависла угроза Божиего суда (3,9; 13,19; Лк. 17,28.29 ; Рим. 9,29 ; 2Пет. 2,6–10 ; Иуд. 7 ; Откр. 11,8 ). 1 всесожжениями. Это были жертвы посвящения ( Лев. 1,3–17; 6,8–13 ). Жертвам Бог предпочитает послушание, которое исходит из сердца человека ( 1Цар. 15,22.23 ; Мих. 6,6–8 ; Мф. 23,23 ). 1:11.15 не хочу... не слышу. Бог не принимает поклонения от неверного и непокорного народа ( Пс. 50,18 ). 1 багряное, как снег убелю. Бог может удалить любое пятно греха и при этом не изменить Своей праведности благодаря тому, что Иисус Христос понес Божие наказание за грешников (53,4–6; Рим. 3,21–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

На вопрос – откуда все эти вражды и распри, где их подлинная причина, апостол Иаков дает конкретный ответ: от вожделений ваших (κ τν δονν μν) – т.е. от греховных наслаждений (имеются в виду чувственные, физические удовольствия). При этом эти наслаждения еще и воюют между собой (στρατευομνων – букв.: сражающихся) в членах ваших (ν τος μλεσιν μν), т.е. проявляются в телесных членах 225 . Таким образом, члены тела человека становятся как бы инструментами страстей. Отметим, что вожделения (δονα) – почти то же самое, что и похоть (πιθυμα) в 1:14–15 (страсть, вожделение, влечение) – они увлекают, а потом мучают свою жертву. Таким образом, причина нестроений в церковной общине – в самих людях, когда они отдают свои сердца во власть страстей 226 . Здесь снова появляется тема лжеучителей 227 . Лжеучителя порабощены греховным наслаждениям, они не ведут строгую аскетическую христианскую жизнь (об этом же писали и другие апостолы, напр.: 1Тим.6:9 228 ; 2Пет.3:3 229 ; Иуд.16 230 ). Далее, во 2–3 стихах, апостол Иаков описывает последствия таких войн и распрей как в самом человеке, так и между людьми. 4:2 2 πιθυμετε, κα οκ χετε· φονεετε κα ζηλοτε, κα ο δνασθε πιτυχεν· μχεσθε κα πολεμετε. οκ χετε δι τ μ ατεσθαι μς· 2 Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Желаете (πιθυμετε) – стремитесь (очень сильно), вожделеете. Речь идет о плотском эгоистичном желании удовлетворить свою страсть любым путем. В том числе и страсть тщеславия (быть учителем, например). Не имеете (οκ χετε) – т.е. не можете удовлетворить свои страсти. Чем больше человек старается удовлетворить страсти, тем больше они требуют от человека. Иногда же (особенно в духовной сфере) наоборот – как человек не старается, но у него ничего не получается из-за нечистых мотивов – не можете достичь (κα ο δνασθε πιτυχεν). Что касается слов убиваете и завидуете (φονεετε κα ζηλοτε), то вряд ли апостол имел в виду убийство в прямом смысле этого слова – все-таки среди христиан это было исключительно редкое явление в то время… 231 Скорее всего, это сильная гипербола 232 . Здесь имеются в виду убийственные последствия ревности, зависти и вообще жизни во вражде и распрях – все это приводит к ненависти по отношению к ближнему, а ненависть по сути и есть нравственное убийство (ср. Мф. 5:21–22 233 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Пс.67:3             Как развеивается дым, развей,                         как тает воск от лица огня,                         да погибнут нечестивые от лица Божия. «Развеивается» – тот тип рассеяния, который естественным образом происходит от движения ветра (духа): «нечестивые – как мякина, которую развеивает ветр (дух)» ( Пс.1:4 ). Развеяние мякины – это образ бесплодности. Образ модифицируется и достигает предельной остроты (в обороте внутреннего содержания): «как дым развеивается, развей»; такова природа дыма, что он на открытом воздухе развеивается до исчезновения. «Воск тает от лица огня» – такова собственная природа воска. И развеяние дыма на воздухе, и таяние воска пред огнем 355 показывают, что        никакого действия, чтобы кого-то «губить», от Бога не исходит. Одни «от лица Божия погибнут», другие «пред лицом Божиим – веселятся»: Пс.67:4             А праведники да возвеселятся, ликуют пред лицом Божиим,                         да радуются в веселии. Пс.67:7             Бог поселяет одиноких в дом 356 ,                         изводит узников в пригодное [жилье] 357 ,                         а упорствующие обитают в знойной 358 [пустыне]. «Одиноких» – «тех, которые единому Богу посвятили жизнь и сделали ее чуждою всякого двоедушия и мирского пожелания» (ПсСвОт). «Упорствующие» – они же «мятежные» ( Пс.66 /65:7; Пс.78 /77:8); почему им обитать в «знойном пространстве? «Когда нечистый дух выйдет из человека, то проходит по безводным местам, ища покоя, и не находит» ( Мф.12:43 ; ср. 2Пет.2:17 ; Иуд.1:12 ) 359 . Пс.67:19             Ты восшел на высоту, пленил плен… " Восшел» ала – жертва «восходящая» ала была в Древнем Израиле указанием на жертву «восходящую» (всеприношения, целиковую), которая есть Христос. Поскольку Христос Сам принес эту жертву, можно сказать, что Он «вознес» Себя и, таким образом,       Христос через жертву «восшел на высоту» ( Еф.4:9 ) . Христос «восшел на высоту небес, истинное Свое обиталище; одно из имен Божиих Элохе маром – Бог высоты ( Мих.6:6 ). О Вознесении Давид говорит Богу: «на высоту возвратись» ( Пс.7:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Лк.8:31 .  «И моляху Его, да не повелит им в бездну ити.» Бездна означает место, имеющее глубину беспредельную. Сию же мраком и тартаром назвал Божественный Апостол Петр ( 2Пет.2:4 ). Где же есть сие место, в глубине ли земной, или вне мира, – никто не знает, поскольку о сем Божественное Писание ничего не открыло. Знаем же, что сие место есть таковое, в котором Бог, узами вечными связанных, как свидетельствует Апостол Иуда, хранит бесов, да судит их в великий день суда ( Иуд.6 ). Молили же Его бесы, чтобы не повелел им идти в определенную им бездну. Лк.8:32–34 .  «Бе же ту стадо свиней много пасомо в горе: и моляху Его, да повелит им в ты внити, и повеле им. Изшедше же беси от человека, внидоша во свиния: и устремися стадо по брегу в езеро, и истопе. Видевше же пасущии бывшее, бежаша: и возвестиша во граде и в селех.» Матфей написал: «бяше же далече от нею стадо свиней много пасомо» ( Мф.8:30 ); Лука же показал и местоположение, где были свиньи, говоря: «в горе». Поскольку же Матфей сказал, что стадо свиней погружено было в море, Лука же – во езере; не подумай, будто святые Евангелисты противоречат себе. Ибо единое и то же озеро, называемое Генисаретским, называлось и море Галилейское, и море Тивериадское. Посему Матфей назвал его морем, а Лука езером. Сие же, почему просили бесы внити в свиней, и почему Богочеловек попустил, чтобы толикий ущерб претерпели владетели их, объяснено в вышепредложенном толковании. Послушаем убо толкования и прочего. Лк.8:35–37 .  «Изыдоша же видети бывшее: и приидоша ко Иисусови, и обретоша человека седяща, из негоже беси изыдоша, оболчена и смысляща, при ногу Иисусову, и убояшася. Возвестиша же им видевшии, како спасеся бесновавый. И моли Его весь народ страны Гадаринския отъити от них: яко страхом велиим одержими беху. Он же влез в корабль, возвратися.» Виждь, како преславный Лука подробно описывает то, что вообще описал священный Матфей. «Изыдоша», говорит, граждане и поселяне «видети бывшее» ( Лк.8:35 ). Но поелику выше сказал, что беснуемый был нагой, и жил во гробах, и сокрушал узы и оковы, и был отводим бесом в пустыню, для того говорит, что пришедшие видеть бывшее обрели сего человека, освобожденного уже от власти бесовской, седящего при ногах Иисуса Христа одетого, и спокойного и разум имеющего, и что видя сие и слыша от самых видевших средство, как он освободился, «страхом велиим одержими беху».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

О диаволе «А точно ли есть злые, падшие духи?» – спрашивают и спросят некоторые. Что злые духи есть, это – выше всякого сомнения», – спрашивает и отвечает сам о.Иоанн, еще в первых беседах об образе Божием и потере его первыми людьми. Тогда, когда он начал говорить и писать об этом предмете во время первых лет своего священства, то есть в 50–60-х годах прошлого столетия, этот предмет был уже в подозрении, если не сказать в прямом отрицании современным обществом. Но и до самой смерти своей через полвека после этого о.Иоанн еще крепче держался того же мнения, что диавол действительно существует и действительно принимал и принимает ближайшее участие в жизни человека. Хотя этому и тогда, в начале его священнического служения, и теперь, перед смертию его, и после нее, многие не верят; о.Иоанн твердит свое, а лучше сказать – не свое, а христианское учение о бытии и действительности диавола. Так не говорят даже те, которые называют себя христианами и признают Евангелие. Мне это приходилось слышать и самому не один раз. Но так как мы пишем об о.Иоанне, то из его трудов и будем приводить выписки о диаволе. «Что касается природы злых духов, то, прежде всего, как духи – они бесплотны; и потому-то свободно проникают в душу каждого человека по Божию попущению, внушая ему худые мысли и пожелания и всячески коварствуя над ним. Как духи злые, они злы до чрезвычайности; нам трудно и вообразить, как они злы... Бесы жаждут погибели души человеческой, и «диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). При крайней злости своей злые духи очень умны, потому что они вначале от Бога ум, высший человеческого, получили, и потому что живут очень долго, никогда не умирая, и все более и более изобретают средств привести в действие свою злобу, которая есть жизнь их. Кроме того они очень сильны. Но яснее сила их видна над людьми нечестивыми и обладаемыми страстями, нерадящими о своем спасении, которых за нерадение Господь предает во власть диавола: адская сила с таким могуществом влечет их к погибели, что человек становится совершенным рабом демонов, делая все, что они внушают. Падение злых духов так велико и ожесточенно, злые дела их в Царстве Божием так пагубны, что они сами никогда не могут покаяться; и потому их ожидают несомненные бесконечные муки в аде вместе с грешниками нераскаянными. Святое Писание неоднократно говорит, что Господь Бог блюдет их на суд великого дня второго и славного Своего пришествия, после которого они будут мучиться во веки веков ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010