Разделы портала «Азбука веры» Спиритизм (от лат. spiritus – дух, душа) – 1) оккультно-мистическое учение, основанное на вере в существование мира духов (в том числе душ умерших людей) и возможность общения с представителями этого мира посредством особых действий (спиритических сеансов); 2) практика, направленная на общение с представителями мира духов, основанная на этом учении. Возможно ли действительное общение людей с духами посредством проведения спиритических сеансов, или «общения», осуществляемые в процессе таких сеансов, являются воображаемыми, иллюзорными? Нередко организаторы спиритических сеансов и участвующие в них «медиумы» являются шарлатанами и обманщиками. Организуя/осуществляя спиритические сеансы, они стремятся создать перед доверившимися им участниками жертвами видимость общения с духами, и, бывает, что им это удается. С другой стороны, многие люди, организующие и проводящие такие сеансы, действительно верят в возможность общения с духами и в то, что во время совершения сеансов происходят реальные, а не мнимые общения. Примечательно, что явление духов во время спиритических сеансов и действительно возможно. Другой вопрос: что это за духи? С кем общаются спиритисты? Вот что нередко происходит в действительности: человек думает, что обращается к душам умерших, а на самом деле общается с бесами , которые могут явиться человеку в различных образах, в том числе и человеческих. Священное Писание четко указывает на греховность деятельности, связанной с «вызыванием духов» ( Втор.18:9-13 ). Вот что по этому поводу говорил пророк Исаия: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу ? Спрашивают ли мертвых о живых?» ( Ис.8:19 ). О том, что общение с демонами пагубно отражается на человеке, знает каждый религиозно образованный христианин. Демоны – враги человека. Их нельзя воспринимать в качестве добрых наставников, путь демонов – путь в огненный ад. Апостол Иуда Фаддей (не путать с Иудой Искариотом) указывает, что ангелов, «не сохранивших своего достоинства», ожидает «суд великого дня» ( Иуд.1:6 ). Апостол Петр именует их согрешившими ангелами, которых Бог «предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет.2:4 ).

http://azbyka.ru/spiritizm

Злыми они стали впоследствии, по злоупотреблению собственной свободой, не побуждаемые к этому никакою необходимостью. Так учит откровение и церковь о происхождении злых духов. I. В ветхозаветном откровении не говорится прямо о падении существ мира духовного, однако оно предполагается общим учением ветхого завета о том, что Бог – не виновник зла, что все существующее создано благим и прекрасным. ( Быт.1:31 ), и в первозданном мире не было зла и беспорядка. Но в новом завете, в учении И. Христа и апостолов, о грехопадении ангелов говорится прямо и ясно. Спаситель, обличая неверие в Него иудеев, говорил, им: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине (ν τ ληθε οχ στηκεν), ибо нет в нем истин ( Ин.8:44 ). – ν τ ληθε οχ στηκεν (perfectum означает в греч. яз. действие, совершившееся в прошедшем и простирающееся до настоящего времени) собственно значит: дьявол не устоял в истине и теперь не стоит. Истина, в которой не устоял дьявол , без сомнения, есть истина нравственная, о которой Спаситель говорил: познаете истину, т. е. истинное назначение свое, и истина сделает вас свободными, разумеется от рабства греху ( Ин.8:32 ). В этой истине – верности своему назначению не устояли духи злобы. Смысл слов Спасителя, следовательно, таков: падшие духи не остались верными своему назначению, которое состояло в том, чтобы жить для Бога, в Нем одном полагая цель своего бытия. Апостолы также ясно учили о падении ангелов. Ап. Петр говорит: Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Пет.2:4 ). Подобно сему и ап. Иуда пишет, что Бог ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). И тот, и другой апостол указывали в приведенных изречениях примеры наказания Богом за грех с целью предостережения людей от греха. Такая цель наставления в связи с прямым утверждением, что Бог не пощадил ангелов согрешивших (μαρτησντων), что они не сохранили своего начала (τν ρχν), но оставили свое жилище (τ διον οκητριον), ясно указывают на происшедшее в мире ангельском грехопадение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

– Пер. ). Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... И Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю... и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех видящих тебя ( Иез.28:12–18 ). Святой апостол Иуда свидетельствует, что Бог свергнул с неба не только Люцифера, сатану, но вкупе с ним и многих других ангелов: И ангелов, не сохранивших своего достоинства (в серб.: не хранивших чина своего старшинства. – Пер. ), но оставивших свое жилище, Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня ( Иуд.6 ). О том же самом свидетельствует и святой апостол Петр ( 2Пет.2:4 ). И Сам Господь Иисус, от Которого Его Апостолы и узнали о сем, сказал перед семьюдесятью [Своими учениками]: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лк.10:18 ). Сие свидетельство Иисуса, равно как и свидетельства Апостолов и пророков, относятся ко временам доисторическим, то есть к хронике бытия духовного мира прежде сотворения земли и всей этой видимой вселенной. Се – единственная Богом открытая истина ( букв. : свидетельство, – Ред. ) о вечном вопросе, терзающем людей: «Откуда зло в мире? И кто первоисточник зла?» Там, где не было Божия откровения, люди напрягались своим умом или мечтами, чтобы, уступая низшей, земной логике, дать [собственный] ответ на сей мучительный вопрос. Но всё это были лишь их частные рассуждения или домыслы, не имеющие сверхчеловеческого авторитета или ручательства. Поэтому мы нисколько не можем им доверять. Доверять мы можем только тому, что открывает нам единый Бог истины и человеколюбия. А открыл Он нам то, что мы указали выше, и этого достаточно. Сверженный с неба, вычеркнутый из небесной истории и стертый из Книги живых, сатана вплел себя в историю земную. На первых страницах книги Бытия он выступает врагом Бога и человека ( Быт.3:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

То, что Иоанн видит звезду, падшую с неба , указывает на то, что все эти казни совершаются по попущению Бога, приходят с неба. Без промыслительной воли Божией ничто не совершается на земле. Кого означает эта звезда ? Звезде этой дан был... ключ от кладязя бездны. Мы видели уже, что ключ от ада имеет в руках Своих Христос (1,18; 3,7). Так под этой звездой можно разуметь Самого Христа. Если же считать, что Христос, явленный в виде Агнца у престола, в ином виде в этих картинах Апокалипсиса не является, то здесь можно разуметь ангела Божия, действующего от лица Христова. И вот перед тайновидцем открывается некое новое и страшное место – кладязь бездны. Кладязь бездны – это особое местопребывание злых духов, демонов, связанных Христом на Кресте. Это место Иоанн описывает еще в гл. 20,2–3, где он видит, как сатана сковывается, низвергается в бездну, заключается и запечатывается в ней. Бездна – запечатанный колодец. Бесы знали, что Христос намерен их туда заточить, верили в это и трепетали ( Иак. 2:19 ). Поэтому, когда они увидели Христа, странствующего в стране Гергесинской, то «закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел ты сюда прежде времени мучить нас» ( Мф. 8:29 ). Они знали, что наступает время их мучений, и «просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» ( Лк. 8:31 ). Но на Голгофе, на Кресте Христос их связал и «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет. 2:4 ). Как о том пишет и апостол Иуда, что Господь «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ). Так содержатся ныне прелукавые демоны связанными в этом страшном месте кладязи бездны, запечатанной Крестом. Наводняя мир бесчисленными грехами и несчастьями, они однако не могут в нем полновластно царствовать, ибо царствует Христос и имя Его прогоняет их полчища. В этой бездне, во мраке и узах демоны ждут часа своего суда. Но перед Судом, еще раз на краткое время они будут выпущены. Еще раз им дана будет свобода и власть. Это будет при антихристе, что дальше и описывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

II. 7 . От века и до века Ты Бог , ( Пс. 90:2, 25:5 ; 1Пет. 4:11, 5:11 ; 2Пет. 3:18 ) 8 . и кроме Тебя нет для нас царя, ( Ис. 45:14 Ср. 2Пет. 1:11 (и у Мк.); 1Пет. 4:11; 5:11 ; Иуд. 1:25 ) 9 . избавляющего и спасающего, ( Быт. 48:16 ; Ис. 47:4 ; Пс. 68:20 ; Ис. 43:3, 11 ; Рим. 11:26 (из Ис. 59:20 ); 2Пет 2:5, 7, 9 ; 1Пет. 1:5, 9, 10, 2:2, 3:20, 21 ; 2Пет.1:1, 16, 2:20, 3:2, 18 ; Деян. 4:12, 5:31, 12:11 ср. Иак. 1:21, 4:12 ; Иуд.1:5 Ср σωτρ о Христе и σωτηρω: 1Пет.1:5, 9, 10, 2:2 ; 2Пет.1:1, 11, 2:20, 3:2, 15, 18 ) 10 . искупляющего и изъемлющего, ( Пс. 34:23 ; 1Пет. 1:18 ср. Лк. 1:68, 2:38 ; Деян. 7:35 и Деян. 26:17, 7:10, 34 (из В. З.) 11 . питающего (охраняющего, пасущего) и милующего (К ποιμανων Евр. тарг. Пс. 80:2; 23:1 др-греч Пс. 80:2 ср Иер 31 (38) 10; Быт 48:15 ; Ин 21:15–17 ; 1Пет. 5:2 ; Иуд. 1:12 ; Пс. 115:5 ; Ис. 54:10 , – οκτερμων κα λεμων Пс. 103:8 и часто Мк. 5:19 ; 1Пет. 2:10 ; Иуд. 1:22 (дважды), ср. 1Пет. 1:3 Иуд.1:2, 21 ; Иак. 2:13; 3:17 ; λεμων только Евр. 2:17 но οκτ с πολσπλγχνος Иак. 5:11 ) 12 . во всякое время скорби и нужды. ( Пс. 36:39 ; Ис. 8:22, 30:6 ср. Ис. 33:2 ; Иер. 6:15 ; 1Пет. 2:12, 3:20 ср. 1Пет. 1:6, 2:19 ср. 1Пет. 1:5 и 4:17; 2Пет. 2:8, 9, 3:7, 10, 12 ; Иуд. 1:6 ; Мк. 4:17 . О страданиях вообще часто 1Пет. 1:6, 2:19, 20, 3:14, 17, 4:13, 19, 5:9, 10 ) 13 . Нет нам царя, только – Ты. ( 1Пет. 2:18 ) К стр. 7. Такой формулы не встречается у ап. Петра и в Новом Завете, – вместо неё: ες τ. ινας и с приб: τ. ινων. К стр. 8. Только у Мк. 12:32 . К стр 9. εσθαι часто в Н. З. и 2Пет. 2:7. 9 . К 10. λυτρφητε [λυτρθητε] 1Пет. 1:18 ; еще только Лк. 24:2 и Тит. 2:14 . λτρωσις Лк. 1:68; 2:38 и еще только Евр. 9:12 ; Деян. 7:35 в речи Стефана λυτρωτς – о Боге, ξαιρον в религ. смысле о Боге только Деян. 7:10 и 7:34 (из В. З.), Гал. 1:4 и Деян. 26:17 (небесный глас ап. Павлу на еврейском языке). К 11. Сиро-Халд. (), соответствующее у Ионафана и Онкелоса библ. (), возможно, конечно, и для автора первохристианского века, но мог явиться и вариант арамейский вместо библейского, которое часто употр. о Боге. ποιμανειν можно сближать с Ин 21:15–17 , которое, кроме того, еще встречается в 1Пет., Иуд, Мф. (из Михея), Деян. в речи ап. Павла, но в посланиях нет, – и несколько раз в Апок., в местах, представляющих заимствования из В. З. βσκειν также есть Ин. 21:15. 17 , τρφειν о Боге редко и в В. З., – только Мф. 6:26 и Лк. 12:24 . λεν и пр. часто о Боге в В. З. и в Н. и у ап. Петра и Иак. 5:11 – близкое совпадение. Стр. 9, 10 и 11 замечательны накоплением причастий, эпитетов и синонимов. К 13-й стр. () есть халдейская (таргумическая) орфография библейского (–) при ассимиляции 13-я строка повторяет 8-ю, служа как бы припевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Отступники «здравого учения принимать не будут» ( 2Тим.4:3 ср. 2Кор.4:3, 4 ; Пс.49:16, 17 ) и не станут почитать за святыню «Кровь Завета» ( Евр.10:29 ). Напротив, отступники сами «пожелают быть законоучителями» ( 1Тим.1:7 . ср. Рим.12:3 ), хотя они и «невежды», ничего «не разумевшие» ( 2Пет.3:16 ; 1Тим.1:7 ; 2Тим.3:7, 8 . ср. 1Кор.8:2, 10:2 . Сир.38:25 ). Принявшись учить себя и других, они «превращают Писания», «превращают благовествование Христово», «повреждают слово Божие» ( 2Пет.3:16 ; Гал.1:7 ; 2Кор.2:17 ), вообще «говорят превратно» и «пустословят» ( Деян.20:30 ; 1Тим.1:6 ; Тит.1:10 ср. Рим.10:3 ; Дан.7:25 ). Действуя «льстивыми словами», «обольщая ласкательством» и «хитрым искусством» ( 2Пет.2:3 ; Рим.16:18 . Еф.4:14 ; 2Тим.4:3 . ср. Быт.3:1–5 ), отступники производят «разделение и соблазны» ( Рим.16:17 ср. Гал.5:20 ; 2Фес.3:11 ). Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями» и «лютыми волками» ( 2Пет.2:10 ; Иуд.1:19 ; Деян.20:29 ср. 2Тим.3:1–5 ), отступники ходят в «овечьей одежде», принимают «вид апостолов Христовых», «вид благочестия» ( Мф.7:15 ; 2Кор.11:13–15 ; 2Тим.3:1–5 ср. Прит.16:25 ). Настоящее имя таким людям – «еретики» ( Тит.3:10 ; 2Пет.2:1 ); они «не много успеют», и конец их по делам – «недремлющая погибель» ( 2Тим.3:9 ; 2Пет.2:3 ; 2Кор.11:15 ср. Прит.16:25 ). Присматриваясь к жизни, мы видим, что в последнее время у нас некоторые из людей простых и целые дома отделяют себя от единства веры и переходят к иному благовествованию; здравого учения православного они не принимают и не считают святыней Кровь Завета во св. причастии. Будучи ничего не разумеющими невеждами, они с книгою Нового Завета ходят, чтобы быть законоучителями, но они только извращают Св. Писание. Своими ласкательными словами они производят в народе и в семьях смуту, соблазн и разделение. На самом деле они суть люди своевольные, злословят высших, особенно священников и епископов, ругаются над священными предметами, каковы св. крест и иконы; а между тем принимают смиренный вид настоящих верующих христиан и апостолов, вид людей благочестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Быт 6:2 по LXX), имеющееся в книге Еноха и других иудейских апокрифах. Третий пример Божественного суда над нечестивцами, подобными лжеучителям, о которых идет речь, – суд над жителями Содома, Гоморры и соседних с ними городов ( Иуд.1:7 , см. 2Пет.2:6 ; Быт.19:24–25 ; Втор.29:23 ). Приведенными примерами Апостол «показывает, что виновник Ветхого и Нового Завета есть один и тот же Бог, а не как эти гнусные говорят, будто иной Бог, гневный и жестокий, дал Ветхий Закон, а иной Бог, негневный и человеколюбивый, дал Новый Завет ... Выставив упомянутые сейчас примеры, Апостол предоставил подразумевать следствие их самому слушателю. Какое же? Такое поведение: если так поступил Бог с этими, не посмотрев на прежний их хороший жребий, то ужели нынешних нечестивцев избавит то, что для людей в мир пришел Сын Божий, претерпел за них поношение и понес страдания? Никто не может сказать этого. Ибо, хотя Он человеколюбив, однако, и праведен поистине, и по истинному правосудию не пощадил согрешивших, а по человеколюбию ввел в царство блудников и мытарей ( Мф.21:31 ). Такое вытекает следствие, но апостол опустил оное» (блаж. Феофил.). В Иуд.1:8 продолжается характеристика лжеучителей, начатая в Иуд.1:4 . Здесь этим «мечтателям», кроме осквернения плоти (ср. 2Пет.2:10 ), приписывается еще грех: «господства... отметаются, славы же хулят» ( κυριτητα δ αθετοσι, δξας δ βλασφημοσι. Под этими «господствами и славами» большинство новых толкователей справедливо видят ангелов двух различных чинов (ср. Еф.1:21 ; Кол.1:16 ). Возможно, что лжеучители, отвергая закон, данный при посредстве ангелов ( Деян.7:53 ; Гал.3:19 ; Евр.2:2 ), хулили и ангелов, через которых он был получен Моисеем, – в противоположность колосским «философам», считавшим ветхозаветный закон обязательным и содержавшим культ служения ангелам ( Кол.2:18 ) (проф. прот. Д. И. Богдашевский, с. 261–262). Иуд.1:9–13 .  Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, талмудическое предание имеет молитву приблизительно во всем её теперешнем объеме пяти строф и в теперешней их последовательности. Этот объем и эта последовательность твердо засвидетельствованы также и акростихом имени творца молитвы. Указанные Zunz’oм характерные признаки древне-синагогальной поэзии: «простота и благородство языка, отсутствие безграмотных выражений, неправильного употребления префиксов, символизма и изысканности в толкованиях, рифмы и искусственностей в построении стихов» 43 – всецело применимы к данной молитве. Её акростих не представляет ничего искусственного, так как состоит только из имени и возглавляет большие отделы – строфы, так что в целом остается почти незаметным. А встречающееся по местам сходство или тожество в окончаниях слов и строк скорее есть дело логического и ритмического параллелизма древне-библейских поэтических творений, чем позднейшего рифмоплетства. Наконец, несколько слов, хотя и от древнееврейских корней, но в Библии не имеющихся и употребляющихся в позднейших литературных памятниках иудейских, не выходят за пределы палестинского арамаизма эпохи Мишны. 44 Вторая молитва: Агава равва I. 1 . Любовью великою возлюбил Ты нас, Господи Боже наш! ( Иер. 31:3 ср. Мал. 1:2 γπη κτενς и γαπν κτενς απ. λεγ. 1Пет. 1:22, 4:8 ср. 1Пет. 5:13–14 , – ποικλης χρις 1Пет. 4:10 ср. 1Пет. 3:7 , πσα χ. ληθς χ. 1Пет. 5:10. 12 μεγλη Деян. 4:33 ср. еще 1Пет. 1:2, 2:17 и 2Пет. 1:27; 3:13 . 2 . милостью многою и преизобильною миловал Ты нас! ( 2Пар. 36:15 ; Мал. 3:17 ; Ис. 63:9 ; Быт. 19:16 πολ λεος 1Пет. 1:3 ср. 1Пет.2:10, 20, 5:5, 10, 12 ; Иуд.1:2, 21 ; Иак. 5:11 ср предш. прим. Вообще идея милости и любви постоянно предносится духовному взору апостола. 3 . Отче наш , Царь наш! ( 1Пет. 1:3 ; Мф. 6:11 др.) 4 . Ради отцов наших, что уповали на Тебя, ( Пс. 22:5 ; Иер. 39:18 ; Быт. 15:6 ; 2Цар. 18:5 ; 1Пет. 1:13; 3:5 ; Деян. 2:26 из Ис. 16:9 ср. 1Пет. 1:3. 21 и 1Пет. 3:15 ) 5 . и (ради того что) Ты учил их заповедям жизни: ( Пс. 118:71 ; Втор. 4:5 ; Деян. 2:28 из Пс. 16:11, 3:15, 5:20, 11:18 ; 1Пет. 3:7, 10 из Пс. 34:13 ; 2Пет. 1:3 ср. 2Пет. 2:21 и 2Пет. 3:2 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Если в эпоху Ветхого Завета преимущественно фиксируются непосредственные теофании, которые имеют спорадический характер, хотя Промысел Божий всегда непрерывен, то в Новом Завете события жизни Иисуса Христа протекают и в священном, и в человеческом времени, что обусловливалось Его Божественной и человеческой природой. Все время Ветхого Завета, вся его длительность, с одной стороны, сохраняет чисто физически-темпоральную протяженность, с другой стороны – на смену времени и истории Ветхого Завета приходят абсолютно иное акселерированное время и пропитанная каиросом, заданная Спасителем и Святым Духом 367 история Нового Завета. Приход на землю Иисуса Христа радикально меняет весь существующий порядок вещей и идей. Будучи присутствующим в историческом человеческом времени, Он берет в Свои руки всю миссию управления временем и историей и фиксирует в сознании верующих знание о том, что «исполнися время и приближися Царствие Божие» ( Мк. 1:15 ), о том, что «прииде кончина лета» ( Гал. 4:4 ). Это центральное и конституирующее событие Священной истории стало не только темпоральным, но и духовным ее разделением на две части: старую и новую, конечную и бесконечную, духовно регрессирующую и духовно прогрессирующую. Само время приобретает небывалые, иные модусы, меняются его событийная наполненность, функции, смысл, темп и последовательность. На смену эсхатологическому Дню Ягве приходит апокалипсический День Господний ( Ин. 2, 20 ; 2Пет. 3 , 10; 1Фес. 5:2 ), «день Божий» ( 2Пет. 3:12 ), «день» ( Мф. 24 , 36; 25, 13; Мк. 13 , 32); «день Христов» ( Флп. 1 , 10; 2, 16; 2Фес. 2:2 ), «день Господа» ( 1Кор. 1 , 8; 2 Кор. 1:14), «день Исуса Христа» ( Флп. 1:6 ), «день спасения» (Кор. 6:2), «день искупления» ( Еф. 4:30 ), «день суда» ( Мф. 10 , 15; 12, 36; 2Пет. 3 , 7; 1Ин. 4, 17 ; Рим. 2:16 ), «день Сына Человеческого» ( Лк. 17, 24:26 ), «первый день» ( Мф. 16, 2:9 ), «последний день» ( Ин. 6 , 40; 11:24), «день оный» ( Лк. 10 , 12; Ин. 14, 20 ; 2Фес. 1 , 10; 2Тим. 4, 8 ; Евр. 10 , 25), «великий день» ( Иуд. 1:6 ), «день гнева» ( Рим. 2, 5 ; Откр. 6:17 ), «день вечный» ( 2Пет. 3 , 18) то есть – «воскресенье», «Пасха», «восьмой день» «апокалипсис», «эпифания», «Парусия», «Второе Пришествие», «век будущий», и именно он актуализирует и фиксирует конечную точку и границу земной истории ( Откр. 1 , 10; 1 Кор. 11:26). 368 Значительное количество высказываний относительно этого дня свидетельствует о его генеральном сотериологическом и эсхатологическом значении в вероучении христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Глава IX Кроме общего наименование: «духи», обозначающего природу существ духовного мира, и кроме другого общего наименования: «Ангелы», обозначающего служебное их положение пред Богом ( Пс.103:4; 90:11–12 ; Евр.1:14 ; Мф.18:10 ), Св. Писание усвояет отдельным сонмам существ духовного мира наименования частные, причём сии частные наименования Св. Писание относит как к тем из духовных существ, которые остаются в единении с Богом, и суть собственно «Ангелы Божии», – так и к тем, которые отъединились от Бога в своем противобожии, и суть «падшие духи», «духи злые и лукавые», «ангелы согрешившие». В рассуждении отношений к человеку, Св. Писание говорит о первых как о служебных духах (λειτουργικ πνεματα), посылаемых от Бога «на служение для тех, которые имеют – ο μλλοντες – (желают – ищут) наследовать спасение» ( Евр.1:14 ), а о вторых, как о «духах злобы поднебесной», творящих «брань всем, хотящим наследовать спасение» ( Еф.6:11–12 ; 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ); в рассуждении других отношений, касающихся природных совершенств их духовных образов, их положений в духовном мире, их взаимоотношений и их особенных полномочий от Бога, Св. Писание, разумея «Ангелов Божиих», говорит отдельно о «начальствах» (ρχ), властях (ξουσα), силах (δναμις), господствах (κυριτης), престолах (θρνος), херувимах (χερουβμ) серафимах (σεραφεμ), архангелах (ρχγγελος) – ( Еф.1:21 ; Кол.1:16 ; Иуд.1:9 ; 1Сол.4:16 ; Евр.9:5 ; Ис.6:2 ; Быт.3:24 ), – разумея же духов падших-злых, говорит отдельно также о «начальствах» (ρχ), о властях (ξουσα), и кроме сего говорит особо о «миродержателях тьмы века сего» (κοσμοκρτορες το σκτους το ανος τοτου), духах злобы поднебесных (τ πνευματικ τς πονηρις ν τος πουρανοις), действующих объединение под главенством и как бы водительством главного из них «диавола» или «сатаны», князя мира сего и власти воздушные (ρχν τς εξουσας το ρος), имеющего «падших злых духов» «своими» для себя «ангелами» ( Еф.6:12 ; Кол.2:15 ; Мф.9:34 ; Ин.14:30 ; Еф.2:2 ) и «обольщающего вселенную всю» ( Откр.12:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010