10. Если кто учитель, говори по слову Божию ( 1Пет.4:11 ), и не угождай людям из видов корысти или других каких-либо нечистых побуждений ( 1Фес.2:3 и 5). 15–16. Лучше не знать пути правды, нежели познав, возвратиться назад от святой истины ( 2Пет.3:21 ). Гл. 2. Ст. 6. Бог открывает истину всякому, не взирая на лицо; а посему если учение истинно, то и знаменитые чем-либо не могут отменить его. 11. Кто подвержен нареканию, того лучше обличить, нежели гневаться на него тайно ( Гал.2:14 ). 14–15. Кто знает закон Божий ( Гал.2:15 ), тот сим самым обязывается вести себя примерно для неведущих закона, и быть во всем образцом ( Гал.2:14 ). 18. Будь тверд в своем учении, и не подавай повода к соблазну отступлением от оного ( Тит.2:1 ). 16 и 19. Как закон Моисеев не оправдывает нас подобно вере во Христа: то сим самым мы освобождаемся от постановлений, данных для Иудеев. 21. Оправдание наше есть благодать Божия. Христос для нас есть благодать Божия ( Ин.3:16 ); кто ищет оправдания в делах закона, тот отвергает во Христе благодать Божию ( Гал.5:4 ). Гл. 3. Ст. 3. Очень безрассудно, начав лучшим ( Гал.5:7 ), оканчивать худшим; оставив Христианскую веру, последовать вере Иудейской. 12. Закон Моисеев не имеет свойства веры, оправдывающей грешника; потому что законом тот только будет жив, кто исполняет его, то есть, закон оправдывает только праведника, а не грешника. 17–19. Не для того дан был закон, чтобы по силе его получить наследство веры, бывшей в Аврааме до закона: но для того, чтобы ограничить умножившиеся преступления. 20. Много посредников; но между Богом и человеком Един Бог посредник, Богочеловек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ,). 21–22 Писание говорит, что все согрешили ( Рим.3:12 ); следственно праведность не зависит от закона, данного по причине преступлений ( Гал.3:19 ). 26. Одна вера во Христа Иисуса дает нам право называть Бога нашим Отцом ( Мф.6:9 ). Гл. 4. Ст. 3–5. Ветхозаветные постановления ( Кол.2:20 ) не что иное были, как вещественные, временные, и притом бессильные ( Гал.4:9 ) начала для Иудеев; по назначению своему они должны руководствовать народ Божий до того времени, когда надлежало явиться Богу Сыну, как новому Законоположнику ( Евр.9:10 ). Сей новый Законодатель Сам исполнил за нас весь закон как обрядовый, так и нравственный: а посему мы уже не рабы закона, но свободные и чада Божии ( Гал.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Хотя этот документ и имеет полуофициальное значение, однако во всех католических энциклопедиях, комментариях, богословских словарях и других книгах мы находим именно сатисфакционное учение об Искуплении, а как известно, все католические книги предварительно проходят через духовную цензуру и в них выражается «disciplina approbata» Римско-католической церкви, поэтому справедливо можно сказать, что сатисфакционное учение о догмате Искупления является учением Римскокатолической церкви. 750 См. слово «redemption» в Dictionnaire Apologetique de la Foi Catholique и это же слово в Dictionnaire de Theologie Catholique. Vol. XIII. 753 Совершенно неверно утверждение свящ. А. Волконского, говорящего: «С первых веков христианства покаяние сопровождалось наложением епитимий. Ее главной целью было удовлетворение Божией справедливости за нанесенное оскорбление» (подчеркнуто нами). См.: Op. cit. P. 390. Это совершенно неверное понимание значение епитимий в древней Церкви, как в Восточной, так и Западной (до отделения от Православной Церкви). 765 Georgii Scholarii Oratio in festum Ingressus Beatae Virginis Mariae in Templum. Cap. 2//Graffin-Nau. Patrologia Orientalis. T. 19. P. 515. 814 1Цар.16:35; Пс.23:5; 26:9; 37:23; 41:6; 64:6 и т. д.; Ис.19:20; 43:3,11; 49:26; 62:11; 63:8; Иер.14:8; Авд.21; Лк.1:47; 2:11; Ин.4:42; Деян.5:31; 13:23; 2Пет.1:1,11; 2:20 и т. д.; 1Ин.4:14; Иуд.25; Еф.5:23; Флп.3:20; 1Тим.1:1; 2:3; 4:10 и т. д. 2Цар.3:18,28; Ис.46:13; 49:6,8; 51:5–6,8; 52:10; 56:1; Иер.3:23; Лк.1:69,77; Деян.4:11; 7;25; 13:26,47; 1Пет.1:5,9; 2Кор.6:2,7; 2Фес.2:13; Евр.2:3 . Ис.25:9; 33:22; 35:4; 45:21–22; 63:1; Иер.15:20; 42:11 и т.д.; Мф.1:21; 18:11; Лк.9:56; Ин.3:17; 5:34; 10:9; 12:47; Деян.4:12; 16:31; Рим.5:9–10; 8:24; 10:9; Еф.2:5; 1Тим.1:15; 2:4; Тит.3:5… 829 Платон. «Критий» при конце диалога//Plato with an English translation. Vol. VII. P. 304. Rev. R. G. Bury. London, 1929. 832 См., например, тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...», кондак 5-го гласа: «Ко аду Спасе мой сошел еси...», кондак Пасхи: «Аще и во гроб снизшел, бессмертие, но адову упразднил еси силу...», тропарь воскресный 2-го гласа: «Егда снисшел еси к смерти, Животе бессмертный, тогда ад упразднил еси блистанием Божества» и т. д. Эта же традиция запечатлелась и в иконописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

4 . Догмат хранится, возвещается и изъясняется Церковию на основе Божественного Откровения, что обусловливает его целостность и неповрежденностъ. 5 . Учение, заключенное в догмате, раскрывается в Церкви постепенно в виде более точного и обстоятельного определения его неизменной истины в соответствии с потребностями времени. Это учение может иметь различное словесное выражение, всегда соответствующее неизменному содержанию догмата. 6 . Догмат обязателен к принятию и хранению верующими как истина веры, возвещаемая Церковию для спасения. 7 . Учение веры, выраженное в догмате, является основой человеческого делания на пути ко спасению. 8 . Догмат, как истина вышеестественная, усвояется чрез просвещающее действие Благодати в процессе духовной жизни. 9 . Выражая истину Откровения, являющуюся основанием духовной жизни, догмат бесконечен в усвоении, как бесконечен Божественный Разум и безгранично духовное совершенствование человека. Определение догмата ДОГМАТ есть богооткровенная, неизменная в содержании истина веры, постоянно хранимая, возвещаемая и изъясняемая Церковию, раскрываемая постепенно в словесном выражении соответственно условиям времени, обязательная для принятия и хранения верующими как основа спасительной деятельности, усвояемая чрез просвещающее действие Благодати в бесконечном процессе духовного совершенствования и богопознания. Б. Источники божественного откровения а) Священное Писание 1) Богодухновенность Священного Писания Богодухновенность Священного Писания есть следствие Богодухновенности самих священных писателей. Богодухновенность выразилась в том, что священные писатели воспринимали Божественное Откровение, усвояли его и передавали другим, будучи руководимы Духом Святым. Отсюда Священное Писание (записанное лично богодухновенными людьми или, непосредственно с их слов, другими лицами), как один из способов богодухновенной передачи Божественного Откровения, является не простым человеческим произведением, а Словом Божиим. Уже в Ветхом Завете ясно выражается мысль о действии Духа Божия в пророках и других провозвестниках Откровения ( Исх.4:12 ; 2Цар23:2 ; Ис.2:1 ; Иез.1:3; 4:1 и др.; Мих.1:1 и мн. др.). Это же подтверждается и в Новом Завете ( Мф.10:19–20; 22:43 ; Мк.12:36 ; Лк.21:15 ; Ин.14:16–18, 26 ; Деян.1:6; 3:18, 21; 4:25 ; 1Пет. 1:11 ; 2Пет. 1:21 ; 1Кор.2:12–13 ; 2Тим.3:16 ; Евр.3:7; 10:15 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10, 11. В добром и справедливом деле, каков кто на словах, в письмах, заочно, таков должен быть и на деле лично: учение подтверждается делом (личностью). 12. Самохвалы сами собою измеряют себя; но сравнивать себя с собой неразумно ( Ин.5:31 ). Гл. 11. Ст. 6. Кто посвящает себя умственным занятиям и упражняется в духовном познании, тот не применяется к суетным мирским обхождениям, и никого не обманывает ласковыми и красивыми словами, но со всеми говорит просто и откровенно, хотя и кажется на словах грубым. 7. Хорошо унижать себя, дабы возвысить другого ( 2Кор.8:9 ). 13–14. Берегитесь лжепророков (лжеучителей), которые приходят к вам в одеждах овчих (принимают вид Апостолов или кротких служителей правды), а внутри суть волки хищные ( Мф.7:15 ); они прельщают неутвержденные души, сердце их приучено к многостяжанию ( 2Пет.2:14 ). 19–21. Благоразумие требует быть осторожным, чтобы кто не поработил нас, не объел, не обобрал и не бил в лицо ( Деян.23:2–3 ). 20–21. Служители Слова Божия никого не порабощают, не пиршествуют без страха на вечерях любви ( Иуд.1:12 ) и никого не объедают, никого не обманывают и не обирают, ни пред кем не превозносятся, никого не бьют в лицо, но всем себя порабощают и для всех бывают все, дабы всячески спасти кого-нибудь ( 1Кор.9:12–22 ). Гл. 12. Ст. 4. Обещанный праведникам по смерти рай ( Лк.23:43 ) есть царство небесное (духовное), в котором они созерцают Бога во свете и славе, и слушают Слово Его ( Лк.10:42 сл.). 2–4. Внутренний наш человек (дух) может предвкушать во Христе будущее блаженство и в смертном теле ( 1Ин.3:2 ). 6. Не хвались собой, и не говори много в похвалу себя – говоря даже истину, чтобы кто не подумал о тебе более, нежели сколько в тебе видит, или слышит от тебя. 7. В несчастиях и бедствиях Бог утешает верующих откровениями, но, чтобы они сим не превозносились, смиряет плоть их новыми скорбями. Верных и оставляющих мир сей ради Бога, бедствиями искушает сатана посредством злых людей ( 2Тим.4:14 ). 7–8. И святые чувствуют тягость огненного ( 1Пет.4:12 ) искушения, но они среди бедствия не предаются печали, как страдающие грешники; чем чувствительнее для них несчастие, тем усерднее молитва их к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Все, здесь изложенное, составляло предмет наших академических чтений, с самого вступления нашего на академическую кафедру, – сначала по частям и вне системы, при объяснении отдельных мест Нового Завета, в виде экскурсов, – а в последние годы – в виде систематического обозрения основных понятий Нового Завета. Поправки. (Страницы корпусом, строки петитом и сверху страниц). 3 28 после: взаимоотрицающие – опущено: себя. 4 5 надо: «нового». 2 1– 22 Посланий. 6 19 философа. 20 наиболее. 9 8 вм. к надо: по. 27 «более». 12 39 прим. вм. политичность надо: эгоистичность. 13 8 Дан. 18 11 духе 24 35 дополнить: Ср. 2Пет.3:5–7 , – где Логосу усвояется миротворение и миропромышление, – ср. наше «Бог – Слово и воскресение Христово» стр. 9 сл. 26 13 вм. вражденных надо: враждебных. 33  20 Наполняющего. 38  25 оправдание (. 39  3– 4 последовательное движение... состоящее. 40 25 надо: 10). 27 надо: ( Рим.41   10 приб. Мф.5:48. 45 8 вм. была надо: было. 47 53 вм. Симон надо: Симона. 48 10 вм. оδ надо о. 38 authentici. 44 οκοδομεται. 3 Подпись Вундта на известном послании германских профессоров в защиту зверства Вильгельмовщипы может быть рассматриваема как временное и случайное падение добросовестности научного сознания в узкую политичность национального политиканства. 4 Замечательно в Новом Завете различие терминов γαϑν добро, благо – в нравственно-религиозном смысле и αλν – хорошее, прекрасное – в практическом и эететеческом: Мф.26:10–24 , – 1Кор.7:1,8,26 , – 9:15 др. мн. У греков термины не только не различались строго, но даже объединены были в одном составном слове αλογαϑα. He различаются и в Еврейской Библии и у LXX; евр. перев. и γαϑς и αλς. Столь же примечательно, что русский язык объективную – γαϑν и субъективную – μακαρισμς сторовы Добра обединяет в терминах от одного корня: благо и блаженство. 5 Агнцем, взявшим грех мира ( Ин.1:26–30 , – Деян.8:32 , – иску­пителем людей от суетной (греховно-плотяной и смертной) жизни, переданной от отцов (прародителей согрешивших) своею драгоценною кровью Агнца непорочного и чистого, предназначенного прежде сложения мира, но явившегося в последние времена для людей, уверовав­ших чрез Hero в Бога, воскресившего Его из мертвых и давшего Ему славу, чтобы у них (людей) была вера и упование на Бога ( 1Пет.1:18–21 ). На евр. и греч. жертва значит заклание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

21 Сохраняйте себя в любви Божией – дополнение к сказанному о положении христиан в ст. 1. Как только люди осознают, что Бог любит их в Иисусе Христе, они обязаны отвечать Ему любовью. Эта любовь будет проявляться в их поведении. В Ин. 15:9,10 показано, что откликом на любовь Бога является постоянное пребывание в сознании Его любви. Невыполнение этого условия сделает сердце нечувствительным к Божьей любви и приведет к утрате этого сознания. Ожидая милости: лучший способ избежать заблуждений – сосредоточиться на ожидании возвращения Господа, когда Его милость, явленная с самого начала (1) и проявляющаяся ежедневно (2; ср.: Пл. 3:22,23), окончательно исполнится в завершении дела спасения. Надежда на будущее пришествие как основа праведного поведения подчеркивается также в Тит. 2:11–14 ; 1Пет. 4:7 и 2Пет. 3:11,12 . 22,23 Чтобы на основании двух последних стихов читатель не решил, будто истинная вера – всего лишь квиетизм, пестующий собственную духовную жизнь, Иуда обращается к нашей ответственности перед окружающими. Текст в этом месте не совсем ясен и, возможно, в нем подразумеваются три группы людей: (а) занимающие нерешительную позицию по отношению к лжеучителям (по некоторым вариантам чтения, на таких людей следует воздействовать убеждением); (б) более основательно захваченные ересью, чье положение столь опасно, что их надо вызволять, как из огня (см.: Зах. 3:2 ; Ам. 4:11 ), и (в) те, кого можно только обличать страхом Божьим. Одежда – намек на заразность греха. К ним следует относиться как к источнику скверны. Как прокаженные, одежда которых заражена ( Лев. 13:34; 14:8 ), они являются источником скверны, и потому ими следует гнушаться. 24,25 Заключительные пожелания и восхваления Наметив мрачные перспективы заблуждений, Иуда заканчивает послание на оптимистической ноте, указывая читателям на Бога и Его беспредельные возможности. В конце времен Бог может соблюсти [нас] от падения и ввести в вечность непорочными в радости. Поэтому Иуда приписывает всю славу и величие Богу, Спасителю нашему, Которого во веки веков будут восхвалять принадлежащие Ему искупленные.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В сем созерцании они будут находить полное удовлетворение для ума, воли и сердца, и неисчерпаемый источник вечных наслаждений и блаженства; вечная радость и вечное веселие будут их достоянием. Созерцая Бога, праведные узрят весь мир в надлежащем виде, постигнут тайны искупления; от лицезрения Божия праведники просветятся яко солнце в царствии Божием ( Мф.13:13 ); они будут так же светоносны, как Тот, Которому уподобятся ( 1Ин.3:2 ). Добродетели, которые они здесь совершили, последуют за ними в царство небесное ( Откр.14:13 ) и все святые и благочестивые мысли, чувства и навыки их будут действовать у них в новой чистоте и обширности. Святые души, возлюбленные Богом, сами возлюбят Бога самой высокою любовью. Сия любовь будет выражаться вечным служением пред престолом Божиим ( Откр.7:15 ), вечным благодарением и славословием Сына Божия ( Откр.5:9–12 ). Праведные будут на небе как Ангелы Божии ( Мф.18:11 ), или равными Ангелам ( Мф.22:30 ). Они войдут в общение с Ангелами высших чиноначалий ( Евр.12:22–23 ). Тьмы тем Ангелов примут святых людей в среду свою как братьев и будут с ними разделять чувства любви и благодарности к Богу. Каждый праведник также соединится тесными неразрывным союзом со всеми святыми ( Мф.8:11 ). Они все составят одно стадо Христово ( Ин.10:16 ) или одно семейство, соединенное чистой любовью ( Ин.17:21 ). Вечность блаженства праведных Блаженство праведных вечно. Священное писание исполнено свидетельств о сем, например Мф.25:46 , 1Тим.6:19 , Лк.16:9 , 1Пет.5:4 , 2Пет.1:11 . Во все века истинные христиане всегда выражали твердую уверенность, что блаженство праведных вечно. Это видно из понятия о блаженстве, ибо не может быть блаженства без твердой уверенности, что оно никогда не кончится; из врожденных стремлений человека к вечной блаженной жизни; также из того, что творение, промышление и искупление не имели бы достойной себя цели, если бы блаженство имело конец. Совершенство сотворения, в котором человеку дано дыхание жизни, и он запечатлен образом Божиим, совершенство искупления, чрез которое уничтожен грех с его последствиями, следовательно, и со смертью, – совершенство освящения, в котором сообщаются не в меру дары Духа Святаго, подтверждают истину, что жизнь блаженных должна быть вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Справедливость как исправление. Ориген утверждает, что справедливость стремится к исправлению, а не к наказанию (см. ад). Он пишет: «Ярость Божьего возмездия полезна для очищения душ. Так же и наказание, о котором сказано, что это будет наказание огнём, надлежит понимать как наказание для исцеления» (ibid., 2.10.6). Он продолжает: «Те, кто был изгнан из своего первоначального состояния благословения, не изгнаны безвозвратно, но помещены под власть святых и благословенных предписаний, о которых мы говорили; и, прибегая к их помощи и преобразившись под влиянием благотворных принципов и дисциплины, они могут возродиться и обрести для себя возвращение к состоянию счастья» (ibid., 1.6.2). Нельзя ссылаться на неоспоримое желание Бога, чтобы люди исправились, в качестве довода для доказательства того, что в конце концов все будут спасены. Нельзя также предполагать, вопреки и Писанию, и фактам, что все люди захотят исправиться ( Мф. 23:37 ; Отк. 20:10–15 ) или что никакое их решение не окажется окончательным, необратимым. В земной жизни самоубийство – это окончательный и необратимый акт. Сходным образом, в Библии сказано, что каждому человеку «положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9:27 ). Это противоречило бы представлениям о подлинно справедливом воздаянии, которое есть наказание, а не исправление. Абсолютные справедливость и святость Бога требуют, чтобы за грех воздавалось наказание (см. Лев. 17:11 ; Иез. 18:20 ). Представления о справедливости как исправлении противоречат также смерти Христа за наши грехи. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» ( 1Пет. 3:18 ; ср. 1Кор. 15:3 ). «Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Зачем же Христос платил такую великую цену за грех, если грех не есть беспредельная вина и не должен быть наказан? Бог действительно хочет, чтобы мы исправились. Для этого и существует земная жизнь. Те, кто отказывается принять совершённое Христом для нашего искупления, не могут исправиться в этой жизни. А после они должны предстать без праведности Христа пред бесконечно святым Богом, Который не может терпеть присутствие греха. Отлучение от Бога – это необходимое наказание для тех, кто не может находиться перед лицом Бога и по справедливости вызывает Его гнев. Именно поэтому Бог столь долготерпелив к живущим. Он не хочет, чтобы кто-то из них погиб ( 2Пет. 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Петра; у св. Петра он проходит одинаково (как то можно видеть из отмеченных выше в скобах цитат) чрез все речи и послания его. Приведённые термины Ап. Петром употребляются прямо в качестве эпитетов, имён Христовых, а в таком значении большинство этих терминов (как, напр., «Отрок Божий», «Начальник», «краеугольный камень») у других свящ. писателей совсем не употребляется 721 . – Симон Пётр, свидетель Христов, был Апостол обрезания и излагал догматы Нового Завета, всегда, имея в виду связь их с Ветхим. Благовестив о Христе Иисусе 722 , Ап. Пётр после этого в речах своих обыкновенно призывает слушателей к обращению и покаянию. Эсхатология В ряду мотивов покаяния в речах Ап. Петра самое видное место занимают эсхатологические представления. Эти представления, после благовестия о Христе Иисусе, можно сказать, составляют самый характерный пункт в богословии речей. Св. Петра называют Апостолом надежды. Действительно, слово его, подобно слову в. з. пророков, всегда проникнуто духом упования; взор его постоянно обращается к грядущему: он, можно сказать, является Апостолом ново-заветных чаяний. Созерцанием грядущих судеб мира в речах он побуждает к покаянию ( Деян.2:20–21, 38–39, 3:19–20, 10:42–43 ), в первом послании – утешает в несчастиях (1:4–7, 25; 4, 5–7, 12–13, 17–19, 5:1, 4, 6, 10, ср. 2Пет.1:11–12 ), во втором – угрожает лжеучителям (2:3–4, 9, 13, 17, 3:3–15, ср. 1Пет.4:5 ). Один и тот же мотив является источником назидания в разных обстоятельствах жизни. По живости характера своего, Апостол обращает взор свой прямо к конечной судьбе человечества и прямо её поставляет определяющим мотивом деятельности, минуя посредствующие звенья. Как в области мысли он избегает сложных умозаключений, так в созерцании судеб человечества он непосредственно сопоставляет главнейшие события мировой истории, минуя посредствующие моменты. Всю историю мира он созерцает как бы в нескольких, предустановленных «проразумением Божиим», эпохах, разделяемых величайшими мировыми событиями пришествия Христа на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

—91— ваются боговдохновенными. Такое же действие Духа Божия на человека было необходимо для уразумения истинного смысла совершавшихся пред ним сверхъестественных событий: ибо не все те, которые были их свидетелями, понимали их значение. Что откровение, бывшее пророкам и апостолам, есть плод непосредственного действия Духа Божия, а не есть результат человеческого измышления, – это видно из состояния боговдохновенных людей. а) Состояние боговдохновения нельзя смешивать с экстазом, или необычайно возбужденным, но бессознательным состоянием исступления, как понимали это состояние язычники (μανα – у Платона). К этому пониманию подходит близко, так наз., механическая теория боговдохновенного состояния, принимаемая римско-католиками и протестантами прежних времен. Механическая теория признает боговдохновенных мужей пассивными, механическими орудиями в руках Божиих, устраняя всякое личное или сознательное участие боговдохновенных мужей в принятии откровения. Эта теория, по-видимому, незыблемо утверждает безусловный авторитет богооткровенного учения. Но боговдохновенных людей никак нельзя назвать пассивными орудиями Духа Божия, во-первых, потому, что священные писатели сохраняют особенности личных дарований и собственно человеческого образования, которое они имели, – во-вторых, во многих местах Св. писания описывается их боговдохновенное состояние, как состояние вполне сознательное; находясь в этом состоянии, они подробно излагают, что они слышали от Бога, что видели, иногда высказывали Богу свои недоумения, получали разрешения их, и сами исследовали, на которое и на какое время указывал Дух Святой ( 1Пет.1:10–11 ). В-третьих, в орудие своего откровения Бог избирает угодных Ему св. людей ( 2Пет.1:21 ), – следовательно, способных быть вестниками Его откровения. Напрасно в подтверждение этой теории ссылаются на некоторых христианских учителей первых веков, которые сравнивали боговдохновенных людей с музыкальными орудиями, цитрами, флейтами и пр. (Св. Иустин мученик , Афинагор, Ориген , Григорий Великий ); они говорят только о том, что св. писатели были орудиями Духа Божия; в таком же общем смысле говорит о себе

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010