Так, по Иакову мы рождены от Отца светов словом истины (ср. Еф.2:10 и далее; 1Пет.1:23 словом, могущим спасти ср. Деян.20:32 ): «могущим назидать») наши души...; «мы должны иметь веру в Иисуса Христа и быть богатыми в ней, чтобы быть совершенными во всей полноте»: при двоении в мыслях, как и при отсутствии веры, деятельность человека не может быть устойчива, и т. п. ( Иак.1:18–21, 2:1, 5, 1:3, 6, 8, 5:15, 19–20 и др.). По Петру, вера – начало, совершенствующееся потом чрез искушение (ср. Иак.1:3–4 ); мы достигаем верою спасения душ...; «мы возрождены от слова Божия, живого и пребывающего вовек.; мы должны возлюбить, как новорождённые младенцы, чистое, словесное молоко, чтобы от него возрасти нам во спасение» ( 1Пет.1:5,7–8 и особенно 1Пет.1:9, 13, 21, 23, 25, 2:2 ); вера в краеугольный камень, т. е. Иисуса Христа, не постыдит, и мы спасаемся Его крестными страданиями ( 1Пет.2:6, 8, 10, 24 , ср. 1Пет.1:18–19:3 ). Главное в деле нравственного совершенствования человека сокровенные сердца человек, а не плотская чистота ( 1Пет.3:3, 21 ); сила в мысли и вере ( 1Пет.4:1, 5:9 и т. д.), в познании Бога и Христа, и уже в вере добродетель ( 2Пет.1:1–5, 8:12 ). Христианин никогда не преткнётся, если он будет всегда стараться делать твёрдым и известным своё звание и избрание, то есть когда в его уме будет постоянно предноситься эта идея о его звании, когда при начале всякой мысли и всякого дела, и слова он будет иметь в виду это своё звание, когда он покоряется слову ( 2Пет.1:10, 19 , ср. 1Пет.2:8 ). Коренное, наоборот, зло для еретиков – в отвержении ими искупления Господня, в неверии и непокорении слову, в ложном учении о пришествии Христа и неизменном от начала мира течении человеческих дел и природы, т. е. в ложном принципе или в отсутствии принципа, и только за этим уже в делах, которых они, опять, избегли бы чрез истинное познание Господа Иисуса Христа, Пути правды ( 2Пет.3:4 и далее, 2Пет.2:1–2 и далее, 2Пет.2:20–21 ; 1Пет.2:8 ). Это познание и ожидание помогло бы им явиться неосквернёнными и непорочными пред Ним ( 2Пет.3:11–12, 14, 17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

И паки грядущего со славою судити живым и мертвым ( Мф.25:31–46; 13:49; 16:27 ; Деян.1:11; 10:42 ; 1Сол.1:10 ; Иак.5:7–8 ; 2Пет.1:16; 3:4,10,12 ; 1Kop.4:5; 15:23; 2Kop.7:7; 1Сол.2:19; 3:13; 4:15; 5:2,23 ; 2Сол.2:1,8 ; Мф.24:44 ; Откр.3:11; 4:8; 22:12,20 ). Его же царствию не будет конца ( Лк.1:33 ). И в Духа Святого ( Мф.28:19; 3:16 ; Мк.1:10 ; Лк.3:21 ; Ин.1:32 ; Мф.1:18,20; 12:28,32 ; Мк.3:28 ; Лк.12:10 ; Мф.10:20 ; Лк.12:12 ; Ин.14:16,17,26; 15:26; 16:7–15; 20:22 ; 1Пет.1:12; 4:14 ; 2Пет.1:21 ; 1Ин.3:24; 4:13; 5:6–7 ; Иуд.1:20 ; Откр.2:7,12,17,29; 3:6,15,22; 14:13 ; ; Рим.5:5; 8:9,11,14,26; 9:1; 14:17; 15:13,16,19 ; 1Kop.2:10; 2:12,13,14; 3:16; 6:11,17,19; 7:40; 8:6; 12:3,8,9,11,13; 14:2; 2Kop.3:3; 5:5; 6:6; 13:13; Гал.3:5; 4:6 ; Еф.3:5; 4:4,30 ; Флп.1:19,27 ; 1Сол.4:8 ; 1Тим.3:16; 4:1 ; Тит.3:5 ; Евр.2:4; 3:7; 6:4; 9:14; 10:15 ). Господа животворящего ( Деян.5:3,4 ; Рим.4:17; 8:11 ; 1Kop.15:45). Иже от Отца исходящего ( Ин.15 ). Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима ( Мф.28:19 ; 1Ин.5:7 ; Мф.3:16–1 7), глаголавшего прοроки ( 2Пет.1:21 ; 1Пет.1:10,11 ). Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь ( Мф.16:18; 18:17 ; 1Пет.2:4–8 ; 1Кор.3:10–12; 12:28; 14:4,12 ; Еф.1:22; 5:23,25–27; 4:10–13 ; 2Kop.6:16; 8:1; Флп.3:6 ; Кол.1:18,24 ; 2Сол.2:4 ; 1Тим.3:15 и др.). Исповедую едино крещение во оставление грехов ( Ин.3:3,4 ; Мф.28:19 ; Мк.16:16 ; Деян.2:38; 10:47,48 ; Еф.4:5 ; 1Пет.3:21 ; Рим.6:3,4 ; 1Kop.12:13; Гал.3:27 ; Кол.2:12 . Чаю воскресения мертвых ( Мф.22:32 ; Мк.12:26 ; Лк.20:37 ; Ин.5:25,28; 11:25–26; 6:40,54 ; Рим.6:5 ; 1Kop.15:12,13,21,42; Флп.3:11 ; Евр.6:2; 11:19,35 ) и жизни будущего века ( Ин.3:16,36; 4:14 ; Еф.1:21; 2:7 ; Евр.6:5 ; Рим.2:7; 5:21; 6:2; 7:10 ; Гал.6:8 ; 1Тим.4:8 ; Евр.7:16 ; 1Ин.1:2; 2:25; 3:14; 5:11,13,20 и мн. др. „… Нагорная проповедь или Символ веры . Нельзя поверить тому и другому. И церковниками выбрано последнее: Символ веры учится и читается как молитва и в церквях, а нагорная проповедь исключена даже из чтений евангельских в церквях, так что в церквях никогда, кроме как в те дни, когда читается все Евангелие, прихожане не услышат ее“ („Царство Божие“… ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Кто не заметит, что все послания еп. и ев. Иоанна вместе – есть завещание апостола чадам своим и всему потомству своему по вере (т. е. Церкви апостольской) на нетленное, некрадомое и никогда неиждиваемое наследие жизни вечной и царства небесного, оставленное миру человеческому Начальником и Совершителем веры нашей Сыном Божиим? В посланиях сего апостола-евангелиста мы должны видеть отеческое, исполненное великой любви, предостережение всех вообще чад его (как верующих, благовествованием евангелиста рожденных, так равно и самих пастырей, поставленных апостолом для утверждения первых) от лжеучителей, желающих превратить благовествование Христово. Во всех его посланиях строго проводится одна мысль, чтобы чада его (опять-таки, как верующие, так и их пастыри) пребывали в благовествовании, возвещенном апостолами, и не принимали никакого другого учения, потому что учение открытое Сыном Божиим и возвещенное апостолами одно только истинно и спасительно. Таким образом ни в одном из посланий св. апостола, как и во всех писаниях апостольских, не дано даже самого малейшего повода к отрицанию права особого учительства в Церкви Христовой. Напротив, Богослов наравне с прочими апостолами считает его обязательным в виду того, что верующие уже познали путь правды ( 1Ин.2:13, 14 ), что им уже прощены грехи (выше 12) и что они, как познавшие путь правды, более не будут иметь извинения во грехе своём ( Ин.15:23 ). Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди ( 2Пет.2:21 ). Итак, верующим необходимо постоянное особое напоминание, чтобы они не согрешали ( 1Ин.2:1 ). Эту мысль еще яснее выразил св. апостол Петр в следующих словах: «Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь. Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием ( 2Пет.1:10–13 ). В свою очередь вы и сами устрояйте из себя дом духовный (исполненный плодов духа (ср. Гал.5:22–23 ) священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Пет.2:5 ) по образу Голгофской Жертвы ( Евр.9:28 ), – распять плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ) и провождать добродетельную жизнь ( 1Пет.2:12 ). Я же буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия (из телесной храмины) всегда приводили это на память ( 2Пет.1:15 ). С этой целью пастырей ваших умоляю я, пастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите стадо Божие, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и Богоугодно, подавая пример стаду. И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. А вы, младшие, повинуйтесь пастырям ( 1Пет.5:1–5 ; Еф.4:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

27) Его подробное и убедительное изложение о том, что вера без дел бесполезна и мертва ( Иак.2:14–26 ), было всегда сильнейшим оплотом учения нашей Церкви. Мы только, так сказать, мимоходом упоминаем о нем, чтобы в последствии также коснуться оного в сравнении с противоположным ему по-видимому учением Св. Апостола Павла. Св. Апостол Петр звание Христиан поставляет в святости жизни. Он говорит: «яко чада послушания не преобразующеся первыми неведения вашего похотении, но по звавшему вы святому и сами святи во всем житии будите» ( 1Пет.1:14–15 ; ср. 1Пет.2:5 ). Посему и на крещение он взирает как на начало святой и Богоугодной жизни, называя оное «не плотския отложением скверны, но совести благи вопрошением у Бога воскресением Иисус Христовым» ( 1Пет.3:21 ). Далее он требует от Христиан сообразности с Иисусом Христом в страданиях плоти, а целью сего полагает «престание от греха, во еже не ктому человеческим похотем, но воли Божией прочее по плоти время жити» ( 1Пет.4:1–2 ). И если Христианство подает нам все Божественные силы к животу и благочестию и великие обетования, их же ради Божественного причастницы быть можем естества: то сие бывает только тогда, когда «избегнем, яже в мире, похотныя тли» ( 2Пет.1:3–4 ). Посему и побуждает Христиан показывать свою веру в соответственных ей добрых качествах. Тогда они будут «не праздны, ниже безплодны в познание Господа нашего Иисуса Христа». Тогда их «звание и избрание будет известно» тогда им «обильно приподастся вход в вечное Царство Его» (там же 2Пет.1:5–11 ). Святой Апостол и Евангелист Иоанн в первом послании своем все блага и преимущества принадлежащие Христианам по их званию поставляет, в такой тесной связи и как бы тождественности с соответственным нравственным состоянием, что где сего не имеется, там и оные не действительны. – Христиане призваны в общение с Богом ( 1Ин.1:3 ; ср. 1Кор.1:9 ). Но «аще речем, яко общение имамы с Ним, и во тме ходим, лжем и не творим истины» ( 1Ин.1:6 ). «Глаголяй же себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе» ( 1Ин.2:9 ). – Ближайший плод Христианства есть познание Бога ( 1Ин.5:20 ). Но «глаголаяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдаст, ложь есть и в сем истины несть» ( 1Ин.2:4 ). «Всяк согрешаяй не виде Его, ни позна Его» ( 1Ин.3:6 ). – «Всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть» ( 1Ин.5:1 ). Но «всяк рожденный от Бога не согрешает; блюдет себе, и лукавый не прикасается ему» ( 1Ин.5:18 ). «А кто не творит правды, несть от Бога» ( 1Ин.3:10 ). – Необходимое качество Христиан есть любовь к Богу. Но «сия есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем» ( 1Ин.5:3 ). «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть» ( 1Ин.4:20 ) и «аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем» ( 1Ин.2:15 ). – Христианин имея область чадом Божиим нарицаться и быть, живет надеждою соделаться подобным Богу и узреть Его, яко же есть. ( 1Ин.3:1–2 ). Но «всяк имеяй надежду сию нань очищает себе, якоже Он чист есть» ( 1Ин.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

Петра, причем оба основных момента психики этого типа – сердца и воли – у ап. Петра, как и у ап. Павла, выражены, в общем, почти с одинаковою ясностью и энергией. Об этом мы можем отчасти заключать на основании его посланий, в каждой строчке которых, прежде всего, ясно видно чувство живой и радостной веры во Христа, как Искупителя рода человеческого, и благоговейной любви к Нему, а также чувство своего высокого человеческого достоинства, вытекающее из ясного сознания того, что своим званием христианина он обязан бесценной искупительной жертве, принесенной за людей Агнцем непорочным и пречистым – Христом ( 1Пет.1:1–21, 23, 2:9–10 ). В призыве ап. Петром новообращенных членов Церкви Христовой к осуществлению в жизни, в практической деятельности заповедей Христовых, в особенности заповеди о взаимной деятельной, братской любви друг к другу ( 1Пет.1:22, 2:12, 3:8–15, 2:5 ; 2Пет.1:5–8 ); в призыве его к непрестанному внутреннему бодрствованию и непрестанной внутренней борьбе со своими дурными страстями ( 1Пет.2:11 ); наконец, в призыве апостола к терпеливому и в то же время бодрому перенесению тех страданий, какие выпадают, на долю последователей Христовых, бодрому, говорим, поскольку в душе Апостола жива была глубокая вера и радостная надежда на окончательное торжество в будущем (со вторым пришествием Христовым) добра над злом, – во всем этом, с несомненностью, можно видеть выражение энергичной, непреклонной воли в характере ап. Петра и его расположение к неустанной деятельности. И эта активность апостола не была лишь внешней, поскольку, по его словам, добродетельная деятельность человека должна иметь свой источник и свой, так сказать, психический центр, именно, во внутренних тайниках человеческого сердца ( 1Пет.3:4 ; ср. 1Пет.3:15 ). Пылкое сердце ап. Петра и порывистая активность его натуры, которой совершенно была чужда холодная рассудительность и расчетливость, – с несомненностью подтверждаются и теми евангельскими местами, где он по тому или иному поводу выступает в качестве действующего лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Из прочих апостолов Христовых рассматриваемая нами характерная черта сердечно-волевого типа (отзывчиво-активное отношение к жизни) ясно и определенно выражена также у ап. Петра, причем оба основных момента психики этого типа – сердце и воля – у ап. Петра, как и у ап. Павла, выражены, в общем, почти с одинаковой ясностью и энергией. Об этом мы можем отчасти заключать на основании его посланий. в каждой строчке которых, прежде всего, ясно видно чувство живой и радостной веры во Христа, как Искупителя рода человеческого, и благоговейной любви к Нему, а также чувство своего высокого человеческого достоинства, вытекающее из ясного сознания того, что своим званием христианина он обязан бесценной искупительной жертве, принесенной за людей Агнцем непорочным и пречистым – Христом ( 1Пет. 1:1–21, 23; 2:9–10 ). В призыве ап. Петром новообращенных членов Церкви Христовой к осуществлению в жизни, в практической деятельности заповедей Христовых – в особенности заповеди о взаимной деятельной, братской любви друг к другу ( 1Пет. 1:22; 2:12; 3:8–15; 2:5 ; 2Пет. 1:5–8 ); в призыве его к непрестанному внутреннему бодрствованию и непрестанной внутренней борьбе со своими дурными страстями ( 1Пет. 2:11 ); наконец, в призыве апостола к терпеливому и в то же время бодрому перенесению тех страданий, какие выпадают на долю последователей Христовых, бодрому, говорим, поскольку в душе Апостола жива была глубокая вера и радостная надежда на окончательное торжество в будущем (со вторым пришествием Христовым) добра над злом – во всем этом, с несомненностью, можно видеть выражение энергичной, непреклонной воли в характере ап. Петра и его наклонность к неустанной деятельности. И эта активность апостола не была лишь внешней, поскольку, по его словам, добродетельная деятельность человека должна иметь свой источник и свой, так сказать, психический центр именно во внутренних тайниках человеческого сердца ( 1Пет.3:4 ; ср. 1Пет.3:15 ). Пылкое сердце ап. Петра и порывистая активность его натуры, которой совершенно была чужда холодная рассудительность и расчетливость, с несомненностью подтверждаются и теми евангельскими местами, где он по тому или иному поводу выступает в качестве действующего лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

О времени написания первого послания можно заключить из того, что Силуан, спутник апостола Павла, находился при Петре, а он мог отделиться от Павла не прежде отправления его в Рим, то есть не раньше 60 года. Апостолу Петру известны послания к римлянам и Ефесянам, а последнее появилось в 63 году. Первое послание Петра по времени не должно далеко отстоять от второго, то есть в этом последнем напоминаются и повторяются увещания, высказанные в первом; но второе послание ( 2Пет.1:13–15 ) написано незадолго до смерти апостола. Посему первое послание могло быть написано в 63–64 гг. С этим временем согласуется и то обстоятельство, что Марк в 62 году думал оставить Павла в Риме и отправиться в Малую Азию ( Кол.4:10 ), откуда он мог проникнуть и дальше на Восток, к апостолу Петру. Изложение содержания Первого послания апостола Петра Приветствие христианам и благодарность Богу, призвавшему нас к святой жизни (1Пет.1:1–12) Апостол Петр приветствует христиан Малой Азии , которых Бог по предвечному совету избрал к искуплению кровью Иисуса Христа ( 1Пет.1:1–2 ). Верующие должны благодарить Бога за упование, которое они имеют во Христе на получение нетленного наследства на небе. Как награда за испытание искушения оно дано будет им явлением Иисуса Христа (3–9). Пророки Ветхого Завета хотели узнать предназначенную христианам благодать, но открытое им Духом Христовым послужило только нам, а не им. И ангелы с небес желают проникнуть в тайны нашего спасения (10–12). Увещание к истинно-христианской жизни (1Пет.1:13–11:10) В своем приветствии апостол говорит о призвании верующих к святой жизни. Теперь он говорит о средствах к достижению святости и ее следствиях. Средствами в этом должно служить препоясание чрезл ума, то есть внимательное собирание своих сил и приготовление к деятельности и бдительности, т. е. свобода духа от усыпительных обольщений греха ( 1Пет.1:13 ). Условием к этому апостол полагает детское послушание воле Божией (14); например указывает в самом Боге, призывающем к святости (15–17), а побуждение к святости находит в той мысли, что христиане искуплены драгоценною кровию непорочного агнца Христа и предназначены для веры и упования на Бога (18–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Деян.7:33 ; Исх.3:5 ; Нав.5:15 ; 2Пет.1:18 ), свят Его путь (см. Пс.76:14, 144:17 ), свята Его вера (см. Иуд.20 ), свята Его Церковь (см. Еф.2:21 ), святы Его служители (см. 2Кор.13:12 ; Еф.1:4 ; Кол.3:12 ; 1Фес.5:27 ; Евр.3:1 ; 1Пет.3:5 ; 2Пет.1:21 ; Откр.18:20, 22:6 ), свят Он во всех Своих делах (см. Пс.144:17 ). Всесовершенная Божия святость проявляется в мире как абсолютная доброта (благость ­ γαϑτης). Сам Спаситель решительно настаивает: «Никто не благ (γαϑς), токмо един Бог» ( Мк.10:18 ). Человеческая доброта, в сравнении с Божией, не может быть названа добротой; а если так и называется, то лишь потому, что нисходит к людям как дар единой абсолютной Благости – Бога (см. Иак.1:17 ; Ин.3:27 ). Так как Бог абсолютно свят и абсолютно благ, то Он не может ни творить зла, ни быть причиной зла (см. Иак.1:13 ; Притч.11:20 ; 1Ин.1:5 ). Для Бога естественная невозможность – быть злым, творить зло, быть источником зла (см. 1Ин.1:5 ; Ин.8:12, 9:5 ). Выразительнее всего являет это и удостоверяет Богочеловек, Господь Иисус Христос, в досточудной Личности и безгрешной жизни Которого открыта людям совершенная Божия святость и совершенная Божия благость (см. Ин.1:17–18, 8:46 ; 1Пет.2:22 ; 1Ин.1:5, 3:5 ). Богу нельзя приписать грех ни в каком виде. Всякий грех – это нарушение Божией воли, совершаемое человеком путем злоупотребления данной ему от Бога свободой. Грех, собственно, и есть единственное зло. А всё прочее, называемое нами физическим злом, как-то: землетрясения, эпидемии, голод, различные скорби, которыми Бог наказывает нас за грехи, – не есть само по себе зло, поэтому нельзя сказать, что Бог – причина зла, как утверждали некоторые еретики. На самом деле, все эти беды суть прямые или косвенные следствия греха как единственного зла; Бог попускает или посылает их как средства исправления, чтобы люди, уклоняясь от зла и греха, стремились к добру, в котором жизнь, и бессмертие, и блаженство. Так рассуждают святые отцы, истолковывая те места Священного Писания, в которых на первый взгляд Бог кажется виновником зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Из этого сопоставления ветхозаветного учения ясно следовало, что Ангелы – существа служебные, а Сын Божий – Бог. Так именно и заключает апостол. Не все ли они суть служебные духи, говорит Он, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 ). Будучи существами низшими в отношении к Сыну Божию, они выше, однако, человека и по своему уму и по своему нравственному совершенству ( 1Пет.1:12 . 2Пет.2:11 . 1Тим.5:21 ). Их количество определяется Апостолами как тысячи тысяч ( Откр.5:11 ), тьмы ( Евр.12:22 . Иуд.1:14 ) и даже тьмы тем ( Откр.5:11 ). Составляя все вместе воинство небесное ( Деян.7:42 ) и небесную церковь перворожденных ( Евр.12:23 ), они разделяются, однако, на несколько степеней или чинов. Есть между ними власти, силы, престолы, господства, начала, архангелы и ангелы ( 1Пет.3:22 . Кол.1:16 . 1Пет.3:22 . Сол.4:16. Иуд.9 ). Помимо общего служения делу спасения, им усвояются и некоторые частные: чрез них дан был закон на Синае ( Деян.7:53 . Гал.3:19 ) и другие откровения ( Откр.1:1 ), Ангелу усвояется изведение апостола Петра из темницы ( Деян.12:7 ), повеление Корнилию пригласить апостола Петра для проповеди ( Деян.10:22 ) и возвещение Апостолам о втором пришествии Христа Иисуса ( Деян.1:10 ). Учение Св. Апостолов о злых духах также совершенно тождественно с учением Христа Спасителя и отличается от него только большею подробностию. Они – духи бесплотные ( Еф.6:12 ) и разумные ( Иак.2:19 ), но только злые ( Деян.19:13 . Еф.6:12 ) и обладающие мудростию земною, душевною ( Иак.3:15 ). Будучи многочисленны, они образуют царство, имеющее свою иерархию. В нем есть, по учению апостола Павла, начала, власти и миродержатели тьмы века сего ( Еф.6:12 , Кол.2:15 ). Глава этого царства называется у Апостолов теми же именами, как и в учении Иисуса Христа, а именно: сатаной ( 1Кор.5:5 ), диаволом ( Откр.12:9 ) и искусителем ( 1Сол.3:5 ). Причиною падения его указывается: у апостола Иуды – несоблюдение начальства и оставление своего жилища ( Иуд.1:6 ), а у апостола Павла – гордость ( 1Тим.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

В отношении к этому совершенному благословению под Израилем должно разуметь не только верующих детей Иакова по плоти, но и родных ему по духу избранников остального человечества, ибо все «верующие суть сыны Авраама» ( Гал.3:7 ), все верующие народы благословятся с верным Авраамом ( Гал.3:9 ; ср. Быт.12:3; 17:5 ). Возрожденные верою во Христе истинные потомки Израиля действительно не от мира сего ( Ин.15:19 ). Их никто не исхитит из руки Небесного Отца ( Ин.10:29 ); они не исчислимы, как песок морской, как звезды неба ( Откр.7:9 ). Для них действительно жизнь Христос и смерть приобретение ( Фил.1:21 ); они праведны ( Рим.5:19 ) и нет неправды в них ( 1Ин.1:9 ; Евр.8:10–12 ); Христос освободил их от самого тяжкого бедствия – от рабства греху ( Евр.2:15 ; Гал.5:1 ), Бог пребывает в них ( 2Кор.6:16 ), Своею силою могущественно действует в них ( Гал.3:5 ; Еф.1:19; 3:20 ; 1Пет.1:5 ); они не нуждаются в искусственных способах познания Божественной воли, ибо все они научены Богом ( Ин.5:45 ; ср. Пс.14:13 ; Евр.13:10–11 ; ср. Иер.3:31–34); все причастны пророческому дару ( Деян.2:16–18 ; ср. Ин.11:28–29 ). Их телесные храмины ( Иов.4:19 ; 2Пет.1:14 ; 2Кор.5:1 ) представляют необозримый сонм прекрасных кущ, среди которых вечно пребывает Господь ( 1Кор.6:16–18 ). Иисус Христос есть тот Муж, Который произошел от семени патриарха Иакова чрез Иуду ( Евр.7:14 ) и Давида ( Деян.13:22–23 ; Рим.1:3 ; 2Тим.2:8 ) и Который есть глава тела Церкви ( Кол.1:18 ), Лев от колена Иудина ( Откр.5:5 ) и обладатель над многими народами ( Рим.15:8–12 . Откр.7:9–10 ). Волею Своего Божественного Отца Он предпослал Своему явленно во плоти чудесную звезду, явившуюся на востоке, в которой соплеменники Валаама и преемники по искусству «восточные волхвы» узнали предреченную этим древним волхвом звезду Истинного Царя Иудейского и пришли поклониться Ему (Мф.2:2,9–10). Он есть истинная светоносная звезда ( Откр.12:16 ; 2Пет.1:19 ; Откр.11:29 ) для всех, покорившихся Его освящающей любви, а непокоряющиеся истине народы Он, как идеальный Давид ( Иез.34:23–24 ), поражает мечем уст своих и пасет их жезлом железным ( Пс.11:9 ; Откр.19:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010