В словах Спасителя ангелы представляются точно так же существующими, как Сын человеческие сыны царствия и сыны лукавого и сам мир. Чтобы побудить Своих учеников не презирать ни одного из малых, верующих в Него, И. Христос указывал: ангели бо их выну видят лице Отца Моего ( Мф.18:10 ). Вразумляя саддукеев, отвергавших бытие ангелов и воскресение мертвых, Он говорит: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:29–30 ), а говоря о Своем втором пришествии, учил, что Сын Человеческий… приидет во славе Своей и Отчей и святых Ангелов ( Лк.9:26 ; сн. Мф.25:31 ), но что о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк.13:32 ). Во всех этих свидетельствах ясно показывается действительное и личное бытие ангелов, как и их превосходство пред людьми и служебное положение в отношении к Богу. Ясно утверждают бытие ангелов в своих писаниях и апостолы. Об ангелах они учат, что ангелы сотворены Сыном ( Кол.1:16 ), приносят Ему благоговейное поклонение, как Творцу своему и Богу ( Евр.1:4–14 ) и покорны Ему ( 1Пет.3:22 ). Признавая ангелов низшими и служебными Сыну существами, апостолы обличали и тех из лжеучителей, которые считали ангелов существами высшими по сравнению со Христом и служение им предпочитали служении главе Церкви – Христу Спасителю ( Кол.2:18–19 ). Но по сравнению с людьми ангелы превосходят их крепостью и силою ( 2Пет.2:11 ; Евр.2:7 ). Как существа разумно-свободные и добрые, они желают проникнуть в чудные и великие дела, совершившиеся для искупления нашего ( 1Пет.1:12 ), следят за всем, что ни происходить в церкви Божией на земле ( Евр.3:10 ), посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 ), равно и верующие вступают в общение с тьмами ангелов ( Евр.12:22 ). А ап. Павел во свидетельство истины своего учения наравне с Богом Отцом и Иисусом Христом призывает и избранных ангелов ( 1Тим.5:21 ). Есть мнение (рационализма), будто И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Столь высокое призвание христиан, обязанных «возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет.2:9 ), – при наличности греховности и в христианах в их земном воинствовании, – необходимо требует целожизненного подвига очищения и преображения всей их духовно-телесной природы по образу и подобию Просветителя нашего Господа Иисуса Христа ( Мф.11:11 ; Ин.13:15 ; 1Пет.2:21 ; Флп.2:5 ; Евр.12:2 ). И как бесконечен и безграничен этот Первообраз, так не может быть и предела для нравственного усовершенствования христиан в земной их жизни. Не может быть и речи о каких-либо сверхдолжных заслугах христиан пред Богом, коль скоро всем им сказано Господом нашим: «егда сотворите вся повеленная нам, глаголите, яко раби неключими есмы; яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом» ( Лк.17:10 ). На долю христианина выпадает лишь целожизненное стремление к совершенству, с восхождением от одной ступени его к следующей, по слову святого Апостола: «Братия, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп.3:13–14 ). Следствием всего этого неразлучным спутником всего христианскаго поведения является благоговейный страх Божий, как заповедует Св. Апостол: «со страхом и трепетом свое спасение содевайте» ( Флп.2:12 ). Необходимым, наконец, признаком истинного христианского просвещения и совершенствования является, братие, непрестанное чаяние будущей блаженной, вечной жизни, о чем мы слышали ныне в апостольском чтении ( Тит.2:13 ) и всегда читаем во всех апостольских писаниях ( 2Пет.3:12 ; 1Ин.3 :; 1Кор.1 :; Флп.3:30 и др.). Напротив, «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» ( 1Кор.15:19 ). И всякое просвещение, не согретое и не одухотворенное чаянием будущей жизни, есть просвещение по существу нехристианское, хотя бы и именовалось христианским, не способное духовно преобразить и истинно просветить человеческую душу. Мишурный блеск такого ложного просвещения лишь на время может ослепить и очаровать поверхностного наблюдателя, но рано или поздно мнимое, по крайней мере, одностороннее просвещение (с развитием одного лишь ума и разссудка в человеке) будет обличено в своем ничтожестве. Истинное же христианское ведение, истинно-христианское просвещение всегда озаряется и оживотворяется блаженным упованием будущего явления Господа Спасителя во славе и вечного блаженства всех, оправданных и спасенных Им.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

мн.). Во вне- и до-христианском мире (Ветхий Завет) это – весь мир по своей логологической стороне, как произведение и отражение Бога-Логоса, как света мира и жизни всего вообще человечества, – частнее – язычество («в мире был и мир чрез Него стал и мир Его не узнал» – Сократ, Платон, Стоики, Филон) и особенно – избранный народ Божий – Израиль («в Свое – владение – пришел и Свои – Иудеи – Его не приняли») и Древний Завет (Ангел-Иегова, Премудрость Бо- —470— жия, мессианская идеология). А в новом Завете, после того как «Слово плотью стало, полное милости и истины, и обитало в нас, и мы видели славу Его как Единородного от Отца» – все христианство, «все верующие в Богочеловека, кто принял Его и кому Он дал власть чадами Божиими стать, кои не от крови, – ни от желания плоти ни от желания мужа, – но от Бога родились». Но и в Новом Завете, как и в Древнем, есть также особый избранный народ Божий ( 1Пет.2:9–10 ; Рим.9:25–26 ; 2Кор.6:16 ; Евр.13:12 ; Апок.21:3 ), новый Израиль Божий ( Гал.6:16 ср. Евр.8:8–13 ), – « Церковь – κκλησα» ( Мф.16:18 ; Мф.18:17 ), как преимущественное и особенное, благодатно-таинственное средоточие и проявление славы Христа, – как святое и непорочное тело Духовного Главы – Спасителя Богочеловека, оживляемое, соединяемое и управляемое «Богом – Духом Святым» в один целостный и стройный организм, оживляемый и преображаемый надеждою обновления и возрождения во образ Спасителя Христа. Это – преимущественное проявление и царство Бога-Духа («Царю Небесный»), нераздельно с Отцом и Сыном действующего и проявляющегося как вообще в мире и ветхозаветном человечестве ( Быт.1:2 ; Иов.33:4 ; Прем.1:7 ; Пс.50:12 ; Пс.103:30 ; Пс.138:7 сл., ср. Деян.28:25 ; 2Пет.1:21 ), так в особенности в Новом Завете, преимущественно в Церкви ( Ин.4:24 ; Ин.7:39 ; Ин.20:22 ; Мф.3:11 ; Мф.10:20 ; Деян.1:2–4, 2:17–18:33 ; Рим.8:11, 28 ; Гал.4:6 ; 1Кор.2:10, 12 , – 3:16, 6:16, 19, – особ. 12 гл. 2Кор.3:17–18 др. мн.), – Духа Господа и Утешителя ( Ин.14:17, 26, 15:26, 16:13 ; 2Кор.1:22 ; 2Кор.3:17–18 ), – Духа радости, мира, любви, истины, правды ( Рим.14:17 ; Гал.5:22 ; 1Фес.1:6 др.), – Дух обетования и Надежды ( Рим.15:13 ; Гал.5:5 ; Еф.1:13 ) на обновление человека ( Тит.3:5 ), а с ним и всей твари, в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:16–24 ; 2Кор.3:17–18 ), в жизнь вечную ( Гал.6:8 ), – Коего полное проявление с радостью ожидается верующими, когда прекратится «частичное, гадательное, посредственное» и настанет «совершенное, лицом к лицу, непосредственное» ( 1Кор.13:10–13 ), когда посев «душевного тела» возрастет в «тело духовное», – «тленное облечется в нетленное и смертное в безсмертное», – когда мы свергнем

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наименование пророка есть дрейвнейшее. Пророком называется в Писании патриарх Авраам ( Быт.20:7 ). Слово пророк употребляется в Писании Ветхого Завета в значении праведника и заменяется иногда именем человека Божия ( 3Цар.13:1, 17:4 ), который всего себя посвятил на служение Богу и Его спасительному домостроительству; в значении учителя и истолкователя воли Божией ( Ис.7:1 ; Лк.1:76 ); в значении песнословца ( 1Цар.10:5 ; 1Тим.1:12 ); но чаще всего в значении предсказателя, провидящего и предсказывающего будущее ( 2Пет.2:16 ). В Новом Завете звание пророка означает преимущественно истолкователя тайн Откровения ( 1Кор.14:3–5 ); впрочем, в новозаветной Церкви были пророки, предвозвещавшие и будущее ( Деян.21:11 ). В лике св. пророков, коим посвящены извествые дни богослужения, Прав. Церковь прославляет богодухновенных ветхозаветных провозвестников Божественных откровений, коих главным предметом был Мессия – Спаситель мира, основание Ветхого и Нового Завета ( 1Пет.1:10–11 ). Почитать пророков ц прибегать к молитвам их внушает Сам Бог ( Быт.20:7 ); и люди истинно почитали пророков во все времена как посланников Божиих ( Мф.21:11:26 ) и в пришествии их видели особенную милость Божию. По смерти их древле строили им гробницы и памятники ( Мф.23:29 ; Лк.11:47 ). И Прав. христианская Церковь от самого начала своего чтит их непрерывно. В писаниях пророческих она имеег непреложное свидетельство истины веры своей в Иисуса Христа, обещанного Богом Спасителя мира: ибо только к домостроительству спасения в Иисусе Христе относятся прямо их предсказания. В сонме св. пророков Церковь прославляет Моисея (4 (17) сентября), за 1550 лет предварившего пришествие Иисуса Христа; Елиссея (14 (27) июня), пророчествовавшего около 816 лет до P. X. Некоторых из пророков по числу их писаний пророческих Церковь разделяет на больших и меньших. Это разделение принято в Церковь христианскую от ветхозаветной, которой вверена быша словеса Божия ( Рим.3:2 ). В начале V века Кирилл Александрийский писал объяснение на книги 12 меньших пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

14. Тело наше есть временная для души гостиница, устроенная Самим Богом; разлучение же души от тела есть исход наш ( 2Пет.1:15 ) и переход в другую жизнь. 13–15. Святые не только при жизни, но и по смерти ходатайствуют о нас в молитвах своих пред Богом ( Лк.16:24 сл.). 19. Как утренняя звезда появляется пред рассветом дня: так благодать Христова предваряет в сердцах наших духовное наше просвещение. Сердце наше, омраченное страстями, есть темное место. Гл. 2. Ст. 1. Самое пагубное (бесовское 1Тим.4:1 ) учение есть то, которое отвергает спасение наше во Христе Иисусе. 4. Нет ближе к Богу Ангелов, но Бог и ангелов, согрешивших против Него, не пощадил, но повергнул во ад, для сохранения их на суд: нечестивый же и грешный человек, где явится ( 1Пет.4:18 )? 7–9. Праведник, живя между беззаконными, мучится ( Притч.12:25 ) в праведной душе, видя и слыша дела их: Господь же дает знамения (спасения) на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониях, бывающих среде их. Иез.9:4 . 10–11. Ангелы суть высшее над человеками начальство, а самое близкое к Богу ( Мф.18:10 ). 21–22. Ежели мы, получив познание истины, произвольно грешим: то уже не остается жертвы за грехи ( Евр.10:26 ). Омываяйся от мертвеца, и паки прикасаяйся ему, кая польза ему от бани? тако человек постяйся о гресех своих, и паки ходяй и таяжде творяй, мольбу его кто услышит, и что успе смирением своим? Сир.34:25–26 . Седмерицею (много раз) падет праведник, и востанет: нечестивии же изнемогут в злых. Притч.24:16 . Чадо, согрешил ли еси, не приложи ктому, и о преждних твоих (грехах) помолися. Яко же от лица змиина (от змия), бежи от греха: аще бо приступиши к нему, угрызнет тя: зубы львовы зубы его, убивающия души человечи. Яко меч обоюду остр всяко беззаконие, ране его несть исцеления. Сир.21:1–4 . Гл. 3. Ст. 8–9. Быстро течет время пред Вечным; ибо тысяча лет пред очами Его, как день вчерашний, когда он минул ( Пс.89:4 ). Итак, не теряйте упования вашего на обетование в будущем, в котором заключается великое возмездие. Нам нужно иметь терпение, чтобы мы, исполнив волю Божию, получили обещанное. Очень, очень недолго, и грядущий приидет и не умедлит ( Евр.10:35–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Объяснение. Апостол Павел выступил с проповедью после. Господь Сам явился ему и сказал: иди в город и сказано будет тебе, что надобно делать (ст.6), а затем о Павле Господь сказал Ананию: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями» (ст.15), следовательно, исключительное посланничество на проповедь апостола Павла не может служить примером и основанием для выступления на пастырское служение для тех, которые проповедуют, не будучи посланы: Рим.10:15 ; 1Кор.12:28–29 ; 2Кор.2:17 . Деян.10:42–43 . «И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых; о Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его». Объяснение. Это говорил апостол Пётр, которому Самим Господом сказано: Мф.16:18 ; а не посланным на проповедь говорится: Рим.10:15 ; Евр.5:4 . Деян.18:13 . «Говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону». Объяснение. Это говорили не уверовавшие во Христа Иудеи, обвиняя апостола Павла в том, что он учит чтить Бога не по закону иудейскому, т.е. Моисееву, а между тем и этот закон пророчески говорил о Христе – Мессии: Быт.3:15 ; стало быть, на сердцах ослеплённых Иудеев, при чтении Ветх. Завета, лежало неснятым покрывало: 2Кор.3:14–16 , а относительно посланничества на христианскую проповедь читай: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 ; Евр.5:4 . Деян.26:20 . «Сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния». Объяснение. Об апостоле Павле Сам Господь сказал, что «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями»: Деян.9:15 ; стало быть, он не сам собою проповедовал всей земле Иудейской и язычникам, о самозваных же учителях в Писании говорится: Иер.23:21 ; Ин.10:1 ; 2Пет.2:1 . Рим.1:8 . «Прежде всего благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всём мире». Объяснение. Римляне, как жители, имеющие свою осёдлость, сами не могли возвещать веру по всему миру, и не им сказано Господом: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие»: Мк.16:15 , а апостолам (ст.14); стало быть, здесь говорится не о проповедничестве Римлян другим народам, а о том, что вера их во Евангелие «возвещается», т.е. для всех составляет предмет разговоров, как вера примерная: 1Пет.1:7 ; Рим.10:15–17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Такое понятие об Ангеле: а) Согласно с разумом 1) Есть существа духовные, соединенные с телами, но тела не составляют необходимого условия бытия их, потому что они могут продолжать свое бытие и деятельность и по разлучении с телом; следовательно, возможно бытие существ духовных, которые для своего бытия и деятельности никогда не имели нужды в теле. 2) Как есть постепенность во всех частях мира физического, так должна быть постепенность и в мире нравственном; допустив постепенность в мире нравственном, должно согласиться в бытии существ разумно-свободных, совершеннейших, нежели человек; такие существа суть Ангелы. b) Подтверждается Священным Писанием. Ап. Павел ( Евр.1:14 ) называет их духами, и ( Еф.6:12 ) противопоставляет их плоти и крови, т.е. существам телесным. Им приписывается α) разум. Ап. Павел говорит ( Еф.3:10 ), что они познают премудрое смотрение Божие о спасении, верующих; β) Воля. Ап. Петр ( 1Пет.1:12 ) говорит, что в тайны Нового Завета желают Ангели проникнути; γ) Природа совершеннее человеческой. Ап. Петр ( 2Пет.2:11 ) говорит о них, что они крепостию и силою суть больши, нежели человек. Разделение духов на добрых и злых. § 3 Все духи были созданы чистыми и добрыми; но некоторые из них возгордились, дерзнули выйти из послушания своему Творцу, и чрез сие лишились своего блаженства. О таковых Ангелах говорит Ап. Иуда (ст 6): Бог Ангелы не соблюдшыя своего начальства, но оставльшыя свое жилище, на суд великого дне узами вечными под мраком соблюде. Потому Царство духов разделяется на Ангелов добрых и злых. Природа и блаженное состояние добрых Ангелов. § 4 Добрые Ангелы в Священном Писании отличаются наименованием Святых ( Мф.25:31 ), избранных ( 1Тим.5:21 ). Они так тверды в добре, что по силе Благодати Божией, их сохраняющей, уже поколебаться не могут. Духовному их совершенству соответствует и блаженное их состояние, – они выну видят лице Отца Небесного ( Мф.18:10 ). Число добрых Ангелов и разделение их на чины. § 5 Число добрых Ангелов весьма велико. Тысящи тысящ служат Богу, и тьмы тем предстоят ему ( Дан.7:10 ; Откр.5:11 ). Нельзя думать, чтобы между сими превосходнейшими и совершеннейшими существами не было совершеннейшего порядка, постепенности и подчинения низших высшим. Прор. Даниил (10:13) говорит о Михаиле, едином от старейшин первых. Они разделяются на девять степеней или чинов, из которых одни совершеннее других Сии степени составляют три класса и суть следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Дух Святый укрепляет нас в любви к Богу ( Рим.8:35 ). Рожденное от плоти слабо, а рожденное от Св. Духа крепко ( Ин.3:6 ). Голос Апостольский раздался по всей земле, и слова их достигли до пределов вселенной ( Рим.10:18 ). 9, 11. Второе пришествие И. Христа на землю будет видимое, на облаках небесных ( Мф.21:30 ). 9, 12. И. Христос вознесся на небо с горы Елеонской, близ Вифании ( Лк.24:50 ). 14. И мужчины, и женщины – сонаследники благодатной жизни ( 1Пет.3:72Пет.1:3 ): посему они и дома (ст. 13) и в церкви должны молиться вместе о ниспослании духовных благ ( Мф.7:11 ), или Духа Святаго. 18. Злой человек замышляет беззаконное, но Бог, наказывая его ( Мф.27:5 ), располагает мыслями вопреки Богопротивным намерениям его. Так отпадший от служения Апостольского Иуда, предав кровь неповинную ( Мф.27:4 ), думал неправедной мздой ( Мф.26:15 ) обогатиться, но Бог и по смерти его не приняв от него цены крови, обратил оную на покупку глинистой земли, для погребения странников ( Мф.27:5–7 ); и предатель Невинного беззаконным судиям, приобрел землю крови ( Мф.27:8 ). Кто не имеет никакого милосердия к невинному, того не только Бог наказывает древом проклятия ( Мф.27:5 ; Втор.21:23 ), но и самое сие древо проклятия низвергает его с себя, чтобы разселось у него чрево, и выпали все внутренности его. 20. В домах нечестивых пребывает искореняющая потомство клятва, а домы праведников благославляются ( Сир.3:1 ). 24–20. Верующий в крайней, нужде ( Деян.1:20–22 ) и при особенном внутреннем побуждении безгрешно может просить у Бога знамения святой Его воли не Богопротивными способами ( Лк.4:17 сл.). Гл. 2. Ст. 2. Сила ветра такова, что он наполняет собою все комнаты, если только в доме есть скважины удобные для прохода дыхания: так и Дух Святый, низходя свыше, наполняет все изгибы нашего сердца чистыми, то тонкими, то бурными движениями, если только находит себе в нас какой-нибудь доступ. 2, 4. Дух (ветр) по свойству своему дышит, где хочет, и глас (дыхание) его слышишь, а силы не знаешь, как она происходит, и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа Святаго ( Ин.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

3. Мессианские пророчества у пророков . Чем глубже с течением времени человечество погрязало в истории – причем трясины и омуты греха, изобильно умножаясь, делались все более разветвленными и необозримыми, – тем настойчивее и очевиднее поддерживал Бог мессианские чаяния в избранном народе, все яснее, через пророков, открывая тайну грядущего Мессии. Пророки же, пламенея любовью к Богу, шествуя по мрачным эпохам человеческих пороков и пробираясь сквозь багровую мглу людских страстей, предвещали дни Мессии, свидетельствуя о том, что Его спасительным именем примут прощение грехов все верующие в Него (см. Деян.3:24, 10:43 ). И когда человеческие души гибли в дебрях и на скользких путях греха и смерти, пророки Духом Святым указывали на тернистую стезю веры, приводящую к Мессии и Спасителю (см. 2Пет.1:21 ; Еф.3:5 ). Все они были глашатаями Духа Святого, возвещающими пришествие Господа Спасителя со всеми силами, необходимыми для вечной жизни и спасения и неизреченными дарами Его благодати. В священной тоске по Мессии пророк Иоиль предсказал, что во дни Мессии-Искупителя Дух Святой обильно изольется на всех верующих в Него и что спасутся все призывающие Его имя (см. Иоил.2:26–32 ; Деян.2:16–21 ). В своем пророческом вдохновении пророк Амос провозгласил, что Господь восстановит падшую Давидову скинию, то есть Божию Церковь ; созиждет ее вовек – и она будет обладать всеми народами (см. Ам.9:11–12 ; Деян.15:15–16 ). В величественном пророческом видении пророк Осия предсказал, что придет великий день, в который Господь Бог помилует и спасет дом Иудин; сыны Израиля умножатся, как песок морской, то есть без меры и числа – и станут сынами Бога Живого. После многих смятений и скитаний сыны Израилевы обратятся и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и благочестиво приступят к Господу и Его благости в последние дни – и Он перевяжет их раны, и исцелит их, и даст им жизнь и познание Бога. И что самое главное – Мессия избавит их от ада и смерти: «Где пря твоя, смерте? где остен твой, аде?» 56 ( Ос.13:14, 1:11, 7, 10, 3:4–5, 6:1–3 ; ср.: Рим.9:26 ; 1Пет.2:10 ; 1Кор.15:4, 45, 55 ; Евр.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Есть в Новом Завете прямое указание на предстательство усопших святых угодников за живых. Апостол Петр пишет в соборном Послании ( 2Пет.1:13–15 ): «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память». Укажу еще духовную причину, по которой мы нуждаемся в молитвенном предстательстве святых угодников. Мы, видя в себе множество грехов, относим к себе слова Писания: «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло» ( 1Пет.3:12 ); «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу их» ( Ис.1:15 ) и многие другие подобные слова и хотим, чтобы о нас помолились те, к кому обращены уши и очи Господа. Баптисты же полагают, что они и сами с усами, но, по мне, лучше подражать мытарю, чем фарисею ( Лк.18:10–14 ). Св. Писание приводит нам и примеры того, как святые после смерти исполняли дело ангелов, возвещая волю Божию. Пророк Илия после своего вознесения на Небо, прислал письмо иудейскому царю Иораму ( 2Пар.21:12 ), возвещая ему Божий приговор. Также Самуил после смерти возвестил волю Божию Саулу ( 1Цар.28:11–19 ). Исходя из всего этого, Православная Церковь взывает ко святым Отцам: «Святые угодники Божии, молите Бога о нас», и история Церкви (да и личная история любого православного, в том числе и автора этих строк) знает множество случаев молитвенного заступничества усопших святых и их ангельского служения в деле нашего спасения. Благодать Божия во святых Его так сильна, что действует и через вещи и предметы, к ним относящиеся, и через останки их телес – святые мощи – после смерти. О таких явлениях возвещает нам Св. Писание (милоть Илии рассекала воды – 4Цар.2:13–14 ; платки, которыми апостол Павел отирал пот, и его пояса исцеляли болящих – Деян.19:11–12 ; мертвец, положенный в могилу пророка Елисея, ожил от соприкосновения с его костями – 4Цар.13:21 ) и многажды история и современная жизнь Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010