Другими словами, благоговейно почитая святые иконы, мы воздаем молитвенное почтение живым личностям святых, которых они изображают и которые действительно живут на небесах как наши молитвенники и ходатаи перед Богом. В этом смысле чтим мы и иконы Самого Владыки Христа и святых небесных Сил Бесплотных. Хотя по Своему Божественному естеству Владыка Христос не описан, и неописуем, и выше всякого человеческого умопредставления, и слова, и образа, но Своим воплощением, Своим вочеловечением Он благоволил описать Себя, вообразовать Себя в человеческий образ, вместить Себя в человеческое тело и тем самым стать видимым образом, видимым изображением, видимой иконой невидимого Бога, Церковь богодухновенно сказует это благовестие в своих благодатных молитвах: «Естеством неописанный Божественным Твоим сый, на последняя, Владыко, воплощся, изволил еси описоватися; плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси». «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь». Сделанный таким образом и украшенный херувимами ковчег свидетельствовал о присутствии невидимого Бога, поощряя верующих к благоговению перед Богом и к рачительному исполнению Его заповедей. Он окрылял их души к молитвенному воспарению к Богу, к деннонощному херувимскому служению Господу. Тем паче что евреи благоговейно чтили святых Ангелов как блаженных Божиих служителей и своих заступников, посредников, помощников (см. Быт.3:24, 24:7, 28:12 ; Нав.5:13–15 ; 2Цар.24:16 ; 4Цар.19:35 ; Иов.33:23 ; Пс.17:11, 33:8, 90:11 ; Ис.37:36 ; Иез.10:2–22 ; Дан.3:54, 6:22, 7:10, 8:11, 10:13, 12:1 ; Сир.48:24 ; 1Мак.7:41 ; 2Мак.15:22 ). Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и расточатся враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым ( Чис.10:35–36 )! Когда же израильтяне, предводимые Иисусом Навином, потерпели поражение от гаитян, Иисус разодрал одежды свои, и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним, и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, – на что Господь явился ему и повелел, что надлежит ему сделать, дабы устоять перед своими врагами ( Нав.7:6–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Евангелист замечает это очевидно для своих читателей – христиан из язычников, не знакомых с законом и обычаями иудейской жизни. Обрезание обыкновенно совершал глава семейства ( Быт.17:23 ), но мог совершать и всякий другой (Иос. Древн. 12, 5, 4), и в крайнем случае, даже женщина ( Исх.4:25 , 1Мак.1:60 ; 2Мак.6:10 ). Иоанна, конечно, не мог обрезать сам Захария, так как он вследствие немоты не мог произнести обычного при обрезании благословения (Sepp u Schegg.). Наречение имени соединялось с обрезанием не по закону, а по обычаю, впрочем очень древнему. В глубокой древности имена давали большей частью такие, какие соответствовали обстоятельствам, сопровождавшим рождение младенца ( Быт.4:1, 25, 16:15, 17:19, 19:37 ), но позднее стали называть детей – то по имени отца ( Тов.1:9 ; Иос. Древн. 14, 1, 3; Война Иуд. 5, 13, 2 ), то деда ( 1Цар.22:9, 23:6, 30:7 ), то даже по имени какого-либо знаменитого лица в родстве (Lightf, р.726. Win. R. W. 2, 133). В настоящем случае соседи и родственники, принявшие участие в торжестве обрезания сына Захарии, настойчиво предлагали назвать его (εκαλουν) по имени отца – Захарией, так как им казалось, что имя это лучше всего должно идти сыну, рождённому отцем в старости. Но этому желанию их, как видно из следующего стиха, решительно воспротивилась мать: Лк.1:60 . И отвещавши мати его, рече: ни, но да наречется Иоанн. Новейшие толковники 423 объясняют такое требование Елисаветы тем, что Захария по возвращении из храма сообщил жене какими-нибудь знаками (ср. Лк.1:63 ) о явлении ему Ангела и повелении его назвать сына Иоанном. Но в таком случае непонятно, почему же она в самом начале не объявила об этом повелении? Гораздо сообразнее со всем ходом этой чудесной истории предполагать, что Елисавета сама получила откровение и при том в момент наречения имени сыну. Так по крайней мере думают отцы Церкви и древние толковники, начиная с Оригена , который прямо говорит, что Елисавета назвала сына Иоанном по внушению Св. Духа 424 . Св. Амвросий пишет: «Он, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

И в самом деле, друзья мои: ужели стоит плакать о том, что детей ваших нет около вас в этой жизни многоскорбной, что они никогда не узнают тех горестей жизни, которые мы, взрослые, встречаем почти на каждом шагу? Ведь они – у Господа Бога,– там они славят Господа купно со святыми Его ангелами; так ужели об этом вы плачете? Нет, не о том мы плачем, говорите вы, а о том, что дети были наше единственное утешение, наша надежда.– Вслушайтесь же в этот умилительный икос погребения младенческого: Боже, Боже мой! утешение буди дому моему, матери моея утробы прохлади, и ороси сердце отца! Слышите ли? Дитя молится за вас, оно просит, чтобы Господь Сам утешил вас – чего же вам еще? Или для вас ваше собственное земное утешение дороже небесного – дороже даже вечного блаженства малюток ваших? Не спорьте же с Богом, друзья мои, предайте себя и детей своих в волю Божию и верьте: у Господа Бога и для вас много утешений и благословений, только бы вы готовы были принять их. А это будет тогда, когда вы отдадите свое сердце Господу: «Даждь Ми, сыне, твое сердце», – говорит Он ( Притч. 23:26 ). – Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое! Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли! Буди имя Господне благословенно во веки). (Извлеч. в сокращ. из 171 Тр. л.). 3. Рассказы о суде Божием над богохульниками 1 . Некогда был наказан за свое богохульство царь Антиох: еще живым он стал гнить; зловоние от него исходило на целое войско и было невыносимо для всех ( 2Мак. 9:17, 28 ). 2 . В одной духовно-назидательной книге повествуется, что Божия Матерь дважды вразумляла одного комедианта, который поносил Ее пред народом, а затем, явившись к нему в третий раз, очертила его Своим перстом по рукам и ногам, которые и отнялись у него тотчас: таким образом он сделался как пень («Луг дух.» гл. 46). 3 . В царствование Юлиана отступника, его вельможа прибыл в Антиохию, чтобы ограбить богатую соборную церковь . Осквернив престол, он велел бросать на пол священные вещи, садился на них и изрыгал невообразимые хулы на И.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Исцеление дочери Хананеянки. По вере Матери, божественная благодать преподана была несчастной бесноватой дочери ( Мф.15:28 ). Так, по вере одних божественная благодать преподается другим (напр., еще при исцелении спущенного через кровлю дома расслабленного – Мк.2:3–5). Исцеление бесноватого отрока. Тотчас после Своего славного преображения Господь Иисус исцелил бесноватого отрока, которого не могли исцелить апостолы. Когда апостолы спросили Господа о причинах своего бессилия, то Он так объяснил им: «по неверию вашему... сей род (т. е бесы) изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17:19–21 ). В сем случае Спаситель показал великое значение и силу поста при молитве. Потому посты установлены в православной церкви. Притча о богатом и Лазаре. Нужно каяться во грехах при жизни, а после смерти уже поздно ( Лк.16:25, 26 ). Однако Господь подает облегчение и утешение умершим, по молитвам о них св. Церкви; так молился об умерших предках прор. Варух ( Вар.3:1–6 ), молился об убитых воинах Иуда Маккавей ( 2Мак.12:41–45 ), ходатайствовали об умершей Тавифе ученики ап. Петра ( Деян.9:36–40 ). Притча о мытаре и фарисее. Смиренный мытарь при своей молитве служил Господу своею душею, устами и руками, и Господь принял его молитву ( Лк.18:13, 14 ). Господь принимает благоговейное служение человека в молитве, когда оно совершается от всей духовной и телесной природы человека. Благословение детей. Дети были особенно близки к любви Господней: Он обнимал и благословлял их (Мк.10:15, 16). Дети нуждаются в освящающей благодати Божией и способны воспринимать ее. Потому то у нас маленьких деток крестят, приносят во св. храм, причащают их Крови и Тела Господних. Вход Господень во Иерусалим. Дети даже грудные прославляли Господа во храме, а Иудейские книжники и фарисеи негодовали на них за это и хотели воспретить им ( Мф.21:15, 16 ). Подобны этим книжникам и фарисеям те люди, которые всячески отделяют детей от Господа: не хотят крестить их, не приносят во св. храм и не причащают их св. Таин. Тайная вечеря. На тайной вечери Господь установил таинство св. причащения ( Мф.26:26–28 ; Лк.22:19, 20 ). Как Господь установил, как апостолы показали это на деле везде по церквам ( 1Кор.11:23–34 ), как потом после апостолов записано это было св. мужами (св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст ), так оно и совершается у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Можно ли, хотя бы отчасти, испытать, прочувствовать здесь и сейчас то, что так далеко от нашего мирского опыта? Да, такой опыт мы можем обрести в литургическом времени. Церковь, а значит, и богослужение, космичны и эсхатологичны . Богослужение таково потому, что оно имеет в таинствах Церкви опыт нового творения. Ожидаемое Царство Божие, чаемый эсхатон, в таинстве Церкви реально ощутим, ибо «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). В богослужении благодатно, то есть нетварной Божественной энергией, актуализируется эсхатон, однако он связан с реальным временем мира сего. В отличие от цикличного времени, здесь время не уничтожается, а преображается, то есть события, его формирующие, наполняются сотериологическим смыслом радости эсхатона Небесного Царства. Царство Небесное должно прийти, но оно уже и посреди нас. Это Царство и обещанное, и явленное. Мы и верим в Него, и имеем то, во что верим. Таким образом, пусть не пугает нас библейское «В начале…», рождение времени. Пусть растет этот гадкий утенок, пока не превратится в прекрасного лебедя. Доверимся Богу и обратимся ко второму слову Писания: «…сотворил…». Глава 2. Сотворение Кому-то может показаться, что в христианском учении о творении повторяются древнейшие мифы народов, не привносящие ничего особенного. На самом деле христианство утверждает о творении то, чего не знало язычество. Христианство утверждает, что мир был сотворен из ничего. Идея творения «из ничего» впервые была выражена в библейском неканоническом повествовании о мучениках Макковеях, когда мать, увещевая своего сына претерпеть мучения за веру, говорит: «Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» ( 2Мак.7:28 ). Действительно, нехристианские религиозно-философские точки зрения сводятся или к дуализму, или к пантеизму. Согласно дуализму, материя – вечная, самобытная субстанция, независимая от Бога и неуничтожимая, из которой Бог образует мир. Демиург Платона не творит новое, а преобразует существующее, «оформляя» аморфную материю, превращая «хаос» в «космос». Эта концепция не имеет оснований и обесценивает Бога как единое высшее начало и источник бытия. Вечная материя ограничивает Бога, то есть попросту отрицает его.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Мы считаем семь тысяч лет от сотворения мира: почему не восемь, не более?» – «Но начало мира, продолжал он, есть ли такое начало, прежде которого ничего не было? Св. Василий Великий учит, что прежде видимого мира существовал невидимый. Благость Божия и тогда находила для себя упражнение. Вечное бытие мира невозможно по свойству ограниченных существ мира; они конечны». Мать Маккавеев свидетельствовала, что мир сотворен из ничего ( 2Мак.7:28 ). «Важно ли это свидетельство?», спросил митрополит. «Важно, потому что, говорил он, служит выражением мнения всей иудейской церкви: книги Маккавейские внесены в Библию ; во-вторых важно, потому что мать эта святая» 10 . В доказательство творения мира из ничего приведены мной и слова ап. Павла: верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от не являемых видимым им быти ( Евр.11:3 ). Владыка возразил: «не разумел ли апостол необразованную, безвидную материю, из которой будто бы сотворен видимый мир?» – «Но когда, говорил он, есть ясные свидетельства в Св. Писании, что мир сотворен Богом из ничего, например, тот же апостол пишет, что Бог порицает не сущая, яко сущая ( Рим.4:17 ): то, по руководству их и согласно с ними, должно толковать и менее ясные свидетельства». В 1858 г. на частном экзамене, по тому же предмету и нравственному богословию, был преосвященный харьковский (в последствии черниговский) Филарет. При нем митрополит спросил меня (19 июня): «а почему без веры угодить Богу невозможно ( Евр.2:6 )?» Выслушав мое подробное объяснение, сказал: «порядочно отвечаешь ты» (а такой отзыв его много значил) и спрашивал обо мне ректора академии архимандрита Сергия, ныне архиепископа кишиневского: «чей сын, откуда я родом и какая моя фамилия». По окончании публичных экзаменов, он наставлял (в июне 1857 г.) «разумно отдохнуть, чтобы снова потом взяться за дело». В 1858 г. 27 июня, поздравив студентов старшего курса с окончанием учения, владыка сказал, что мы вступаем на поприще общественной деятельности, советовал хранить все доброе, усвоенное здесь и заключил: «поддержите честь академии, давшей вам высшее образование».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Ни желания жён, ни даже божества никакого не уважит ( Дан. 11:37 ). То и другое было не свойственно Антиоху: он был очень пристрастен к женщинам и столько угодлив пред ними, что одной из своих наложниц подарил города ( 2Мак. 4:30 ) 172 . Правда, богов чужих народов он не уважал, но так поступали и все вообще язычники, а своих богов он почитал. Но антихрист именно отвергнет всех богов: не признает и не уважит он Бога истинного, не потерпит и языческих богов ( 2Сол. 2:4 ). Воскресения мёртвых ( Дан. 12:2 ) при Антиохе не было. Но оно совершится при втором пришествии Иисуса Христа на землю, которое последует непосредственно после антихриста. Говоривший Даниилу в видении возвестил ему, что слова пророчества сокрыты и запечатаны до последнего времени (12:4, 9) и что предсказанные события исполнятся по совершенном низложении силы народа святого (12:7). Но времена Антиоха ни в коем смысле нельзя назвать последними, и при нём не произошло окончательного низложения силы святого народа. Хотя при Антиохе Епифане Иудеям жить было очень тяжело, но только им одним, а не всем людям, и, во всяком случае, о его времени нельзя было предсказывать так, как у Даниила: наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор как существуют люди, до сего времени (12:1). Но такое время наступит именно при антихристе ( Мф. 24:21–22 ). В-четвёртых, сравнение нескольких мест из 11 и 12 глав книги Даниила с соответственными изречениями Нового Завета не оставляет никакого сомнения, что в этих главах именем „презренного” означается антихрист, и это именно он поставит мерзость запустения. Так, презренный царь по книге Даниила, вознесётся и возвысится выше всякого божества (11:36): и антихрист, по учению Апостола, будет человек, противящийся выше всего, называемого Богом ( 2Сол. 2:4 ). „Презренный”, по книге Даниила, о Боге богов станет говорить хульное (11:36): и зверь из моря, в видении Иоанна Богослова, отверз уста свои для хулы на Бога ( Откр. 13:6 ). По книге Даниила, разумные люди будут страдать для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени (11:35): по предсказанию Иисуса Христа претерпевшей до конца спасётся ( Мф. 24:13 ), а это предсказание относится преимущественно к последним временам. По пророчеству Даниила, которые признают его („презренного” царя), тем он увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду (11:39); напротив чтущие Бога будут страдать (11:30–35): по Откровению Иоанна Богослова, никому нельзя будешь ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание, или имя зверя, или число имени его (13:17), и чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя (13:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

О прославлении и благодарении Бога О уверенности в спасении 2Кор.5:1 . Эти слова еще не дают полной уверенности, что жилище небесное непременно останется за нами. Ниже в ст.3 апостол говорит: «только бы нам одетым не оказаться нагими, т. е. дом-то нам приготовлен, мы имеем это наследство от Христа, но можем его и не получить. Вот как объясняет слова Апостола блаж. Феодорит: «Хотя всякий человек облечется в одежду нетления, однако же, не все станут причастниками в Божественной славе. Посему начал называть лишенными Божественной славы, к которым и себя причисляет Апостол, и коринфян и всех людей, «научая сим скромности». Кто может сказать: я очистил мое сердце, я чист от греха моего?: Притч.20:9 . О священных изображениях 2Кор.5:7 . Мы видим Христа (и угодников Его) на св. иконах не таким, как Он есть; для этого не наступило еще время; наступит оно тогда, когда мы будем подобны Ему: 1Ин.3:2 , т. е., преобразимся: 2Кор.3:18 , изменимся: 1Кор.15:52 . На иконе мы видим только образ Христа, а не Самого Христа. Если, однако, мы чтим икону, молимся пред нею, то, конечно, по той причине, что верим в бытие Христа, носившего плоть, как изображено на иконе; кто так не исповедует, тот носит в себе дух антихристов: 1Ин.4:3 . Следоват. и в этом случае мы ходим верою, а не видением, мы видим только образ, а Первообраза не видим, в Него только веруем. О молитве за умерших 2Кор.5:10 . Молитвы Церкви за христиан, умерших с верою, к тому направляются, чтобы Господь судил их не по числу их дел, между которыми были и добрые и худые, но по Своей великой милости, по снисхождению к человеческой немощи. Всякая усердная молитва есть святой и спасительный подвиг: дети, когда молятся за умерших родителей, чрез это обнаруживают свое благочестие и исправление и тем уменьшают ответственность пред Богом родителей за недостаточно христианское их воспитание. Подобно сему может быть плодотворна молитва пасомых за пастырей, учеников за учителей, жены за мужа и наоборот. Молясь Богу, делая пожертвования за умерших, они тем самым уже ослабляют и ответственность за злое и умножают их похвалу за доброе: Мф.21:22 ; Сир.7:36 ; Тов.4:17 ; 2Мак.12:43–45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

– О царствии Божием: см. прим. к Мф.3:2 ; Ин.3:3 ; Ин.3:5 . – Некоторые (следовательно, не все, может быть меньшинство; ср. Деян.17:4 ) ожесточались: выражение указывает на постепенное ожесточение, на развитие его мало помалу в продолжение известного времени. Это ожесточение и неверие некоторых возросли наконец до того, что они начали открыто перед народом злословить ( Деян.18:6 и парал.) путь Господень ( Деян.18:25–26 ). Это побудило апостола к такому же решительному действию, как и в Коринфе ( Деян.18:6–7 ), и даже более: апостол решился не только сам прервать всякие сношения с эфесской синагогой, но отделил от нее учеников, т.е. всех христиан, и перешел для проповеди в училище некоего Тиранна, где и проповедовал ежедневно, а не по субботам только, как в синагоге. Училищами или школами назывались публичные залы философов или риторов, в которых они обучали желающих и приходящих философскому или ораторскому искусству. Так как имя Тиранн чисто греческое, то можно бы предполагать, что это был какой-нибудь ритор или философ, имевший у себя училище, грек и язычник, как и думают некоторые. Но дееписатель, кажется, заметил бы такой необыкновенный поступок Павла, что он из синагоги перешел в дом язычника, чего в обычае у Павла мы не видим и дееписатель не замечает. Если бы этот Тиранн был из чтущих Бога, т.е. прозелитов, то дееписатель указал бы и на сие, как указал на подобное в Коринфе ( Деян.18:7 ). Посему, кажется, надобно признать, что Тиранн не был ни язычник, ни прозелит. Имя это встречается как известное и у евреев ( 2Мак.4:40 ; Флав. Antt. 16, 10, 3 и у раввинов), и притом евреи в рассеянии принимали и носили имена и римские, и греческие. Поэтому вероятнее, что этот Тиранн был иудейский учитель, который имел в своем доме частную синагогу, так называемый Бет-мидраш, которая и названа здесь училищем. («В Бет-Мидраш учили преданиям и их толкованию» – у Лихтф.). Таким образом, можно полагать, что отделившись от общественной синагоги иудейской, Павел перешел в частную синагогу иудейского раввина Тиранна, где он мог быть безопаснее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010