«В доме Отца Моего,– сказал Христос Спаситель,– обителей много» ( Ин.14:2 ); всем найдется место в них и богатым, и бедным, и знатным, и простым вельмож и земледельцу, князю и слуге его. А потому, да молится каждый православный христианин об упокоении в этих обителях своих умерших братьев: «много бо может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). II Откуда видно, что нужно молиться за умерших? Это видно из Священного Писания. В Слове Божием говорится, что благочестивые люди всегда молились за умерших, прося Господа избавить их от мучений и улучшить их состояние за гробом. 1) Так, пророк Божий Варух молился о спасении умерших, говоря: «Господи Вседержителю Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего... Не вспоминай неправд отцов наших...» ( Вар.3:4–5 ). 2) Подобным же образом молился и праведный Ездра, когда говорил: «Не погубляй тех, которые жили по скотски, но воззри на тех, которые ясно учили закону Твоему» ( 3Ездр.8:27 ). 3) Наконец, самое ясное свидетельство о существовании в Ветхом Завете молитв за умерших мы находим во второй книге Маккавейской: «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требовал долг перенести тела падших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принести жертвы за грехи и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении» ( 2Мак.19:39–45 ). Молясь за умерших, ветхозаветные праведники учили этому и других. «Милость даяния, заповедовал премудрый Сирах, да будем ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). «Раздавай хлебы твои при гробе праведных»,– поучал праведный Товит сына своего, Товию ( Тов.4:17 ). А пророк Божий Иеремия, в числе наказаний грешникам объявлял: «не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер.16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Молясь за умерших, ветхозаветные праведники учили этому и других: «Милость даяния, заповедывал премудрый Сирах да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» , поучал праведный Товит своего сына Товию ( Тов.4:17 ). А пророк Божий, Иеремия в числе наказаний грешникам объявлял: «не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер. 16:7 ). Объяснением всех этих молитв за умерших была вера Иудеев, что Господь, «Который умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» ( 1Цар.2:6 ; Тов.13:2 ), по воскресении Своем воскресит и спасет от ада души умерших. Что это именно так, свидетельствует писатель второй книги Маккавейской, который, сказав о посольстве Иуды Маккавея в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех умерших воинов, далее добавляет: «Он поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая благочестивая мысль! посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак.12:43–45 ). С наступлением Нового Завета, когда Сам Господь проповедал о Себе «находящимся в темнице» ( 1Пет.3:19 ) вера в улучшение состояния умерших приобрела (еще) более ясные обоснования. «Если кто скажет слово на Сына Человеческого , говорил Спаситель, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). Выражением « ни в будущем » Господь ясно показал, что прощение грехов вообще возможно и в будущем веке; исключение составляет только хула на Святого Духа, Еще яснее засвидетельствовал о возможности улучшения участи умерших за гробом Святой Апостол Петр, когда сказал: «Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Так, пророки-писатели перечисляются в данной книге в полном соответствии с расположением их книг в современном еврейском каноне: Исаия, Иеремия, Иезекииль и 12 малых ( Сир.48:25–28; 49:8–12 ). Кроме того, Иисус, сын Сирахов, приводит цитаты из книг послепленного происхождения; в частности, согласно пророчеству Малахии, он ожидает пришествия пророка Илии для обращения сердец отцов к детям (ср.: Сир.48:10 = Мал.4:5–6 ). Наконец, упоминание в Книге Иисуса о мудрых словах в учении, о гимнах, преданных писанию (ср.: Сир.44:5 ), и притчах Соломона ( Сир.47:17 ) содержит в себе указание на псалмы Давида, писания Соломона и, возможно, вообще на все учительные книги, вошедшие в третий отдел еврейского канона – «Кетувим». Но полного перечисления книг этого отдела и вообще всех священных ветхозаветных книг здесь нет, так как автор не преследовал этой цели. Внук Иисуса, сына Сирахова, который был переводчиком его книги с еврейского на греческий язык, в составленном им предисловии пишет: Многое и великое дано [было] нам через закон, пророков и прочих писателей, следовавших за ними. Далее он продолжает: дед мой Иисус, больше других предаваясь изучению закона, пророков и других отеческих книг… Очевидно, что «прочими писателями» и «другими отеческими книгами» переводчик, без сомнения, считал книги третьего отдела еврейского канона – «Кетувим». Из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и греческого предисловия к ней можно сделать вывод, что в III–II веках до Р.Х. канон Ветхого Завета, по-видимому, имел тот же состав, что и в современной еврейской Библии. Но из данной книги не видно, кто и когда заключил канон Ветхого Завета, и здесь не указаны все книги, входившие в иудейский канон в III–II веках. 2. Вторая Маккавейская книга говорит об участии Неемии в собирании священных книг: Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях ( 2Мак.2:13 ). В данном месте говорится, что к «Закону» («Пятикнижию») Неемия присоединил другие священные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

13. Половина седмицы годов=3,5 годам. Так как здесь берется за расчет лунный месяц в 30 дней, принятый в еврейском времясчислении, то 3,5 года, действительно, и равняются 1260 дням, как обозначает в данном случае и Ипполит. 14. Ипполит приводит слова пророка в вольной передаче. 15. Св. Андрей Кесарийский и некоторые другие толкователи несколько иначе понимали значение первого и второго зверя. Под зверем, восходящем из земли, они разумели лжепророка, а под зверем, выходящем из моря - самого антихриста. 16. Ветхозаветные кровавые жертвоприношения и воскурения в Новом Завете, некоторым образом были заменены помимо установленного Самим Иисусом Христом святейшего Таинства Евхаристии, возжиганием свечей пред святыми иконами, как бы неким малым всесожжением. Вероятнее всего под возложением курильниц св. Ипполит мог разуметь простое возжигание свечей, сопровождаемое поклонению иконе звериной. 17. См.: 1Мак.1:55; 2Мак.6:7. 18. Приведенные имена предположительно считаются Ипполитом за имена антихристовы, потому что буквы, их составляющие, будучи приняты, как цифровые знаки, в сложении все вместе равняются числу звериному - 666.=300, ε=5,=10,=300,=1,=50=666. Ε=5, υ=400,=1,=50,=9,=1,=200=666.=30,=1,=300, ε=5,=10,=50, ο=70,=200=666. 19. см. примечание 5. 20. Ср. Мф.9:15; Мк.2:19.20; Лк.5:34.35. 21. Собственно крыльями кораблей являются паруса и весла; следовательно, здесь имеется в виду весь корабль во всей его оснастке, почему и Ипполит предлагает далее изъяснение каждого ее атрибута. 22. Под псифарами нужно разуметь тот помост, который устраивался вверху мачты для наблюдений за ходом корабля. Так как к нему же прикреплялись канаты, поддерживающие мачту, то соединение канатов, прикрепленных к этому помосту (круглому) с помощью особых крюков, и представляло из себя нечто вроде короны. Этот коронообразный помост, с целым рядом прикрепленных к нему канатов, и обозначает слово ο, которым Ипполит пользуется, как образом для обозначения того служения, какое имеют в Церкви пророки, мученики и апостолы - эти веревки, поддерживающие жизнь и деятельность Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/678/...

3) В книге Судей (гл. 13) описывается двукратное посещение родителей Сампсона Ангелом 21 , который сперва жене, потом Маною и жене, предсказал необыкновенное рождение, преподал правила осторожности и воздержания матери в дни её чревоношения, и указал обоим способ изъявления благодарности к Богу: и явися Ангел Господень к жене, и рече к ней: се ты неплоды и не раждала еси, и се зачнеши, и родиши сына. И ныне блюдися… И рече Ангел Господень к Маною: от ветьх, яже глаголах к жене, да сохранится… Аще сотвориши всесозжжение Господеви, то вознеси е ( Суд. 13:3,13,16 ). Сюда же может быть отнесено здесь же сказанное о призывании Ангелом Гедеона к освобождению народа Израильского от ига Мадиамитян и Амаликитян ( Суд. 6:3–24 ). 4) В книгах Царств написано, что Пророк Илия, в своем дивном служении, неоднократно получал и пособие, и наставления, и руководство от Ангела. Так, когда угрожаемый опасностью от Иезавели, с болезнию духа, Пророк удалился в пустыню, се Ангел Господень коснеся ему, и рече ему: востани, яждь и пий… яко мног от тебе путь ( 3Цар. 19:2–19 ). Когда послы разболевшегося царя Охозии шли вопросить Ваала, аще жив будет от болезни сея, Ангел Господень рече ко Илии Фесвитянину, глаголя: иди на сретение послом Охозии царя Самарийска, и речеши к ним:, или несть Бога во Израили, яко грядете вопрошати Ваала, скверного бога во Аккароне?.. И глагола Ангел Господень ко Илии, и рече: сниди с ним; не убойся от лица их; и воста Илия и сниде с ним к царю и глагола… ( 4Цар. 1:3–15,16 ). Кроме исчисленных указаний, могут быть приняты в соображение и следующие места ветхозаветного Писания. Быт. 18,19; 22:15,17, 28:12; 32:1 ; Исх. 14:19 ; Суд. 2:1–6 ; 2Цар. 24:16 ; 4Цар. 6:17;19:35 ; Дан. 3:92;6:22;9:21 ; Ис. 6:6,7 ; 2Мак. 11:6 . Свидетельства собственно об Ангелах Хранителях Те, из Отцев Церкви, которые занимались истолкованием Писаний Ветхого Завета, единогласно указывают на два, преимущественно пред другими близкие, свидетельства об Ангелах Хранителях – В двух псалмах Давида Именно: 1) В Псалме 33, изображая особенное покровительство Божие и особенно близкую помощь Вышнего к людям смиренным и богобоязненным, Давид свидетельствует, что Бог ополчает Ангелов Своих вокруг боящихся Его: ополчится Ангел Господень 22 окрест боящихся Его, и избавит их (ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

§ 362. Предметы учения По окончании последней брани царства Христова с царством антитихриста и решительной победы Иисуса Христа над диаволом, последует откровение Церкви торжествующей или царства славы. Откровение сие начнется всеобщим воскресением мертвых, кончиной мира, вторым пришествием Христа Спасителя и страшным судом, и совершится осуждением грешников на вечные муки и введением праведников в жизнь вечную. Следовательно, должно сказать: 1) о воскресении мертвых, 2) о кончине мира, 3) о втором пришествии и страшном суде Христовом, 4) о вечных муках грешников, и 5) о вечной жизни праведников или самом царстве славы. 4) О воскресении мертвых § 363. Понятие о воскресении Воскресение мертвых есть то действие всемогущества Божия, которым в последний день мира ( Ин. 6:54 ) тела всех умерших от века людей восстанут из земной персти и вновь соединятся с душами, их некогда одушевлявшими. § 364. Доказательства воскресения Благотворная и утешительная истина всеобщего воскресения находится в теснейшей связи с целым учением христианским, и потому утверждается в священном Писании с особенной силой и раскрывается с особенной ясностью. а) В ветхом завете ее утверждает сам Бог, когда называет себя Богом Авраама, Исаака, Иакова: Бог же несть мертвых, но живых ( Исх. 3:6 ; Мф. 22:32 ). Веру в воскресение обнаруживает Авраам, решившийся принести в жертву сына своего именно, по слову Апостола, в той надежде, что и из мертвых воскресити его силен есть Бог ( Евр. 14:17–19 ); ею утешает себя Иов: вем, яко присносущен есть, иже имать искупити мя и воскресити на земли кожу мою, терпящую сия ( Иов. 19:25 ). Ее утверждает пророк Исаия: воскреснут мертвии и востанут иже во гробех (гл. 26:19), а Иезекииль созерцал самое воскресение в видении поля, усеянного сухими костями, кои, по мановению Духа Божия, соединились одна с другой, облеклись плотью, оживились и одушевились духом ( Иез. 37 ). Мать Маккавеев и сыны её поощряют друг друга к подвигу мученическому чаянием воскресения ( 2Мак. 7 ); и вообще в ветхом завете одна только секта саддукеев не разделяла общей веры иудеев в воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В том, что Божественную жизнь следует мыслить не иначе как единой, не сомневается ни один здравомыслящий православный христианин, знакомый с основами Православной веры. Однако в отношении слов автора о тождестве бытия Божеских Лиц нужно выразить возражение. Дело в том, что Божественные Лица отличаются одно от другого именно образами бытия : Отец безначален, ни от Кого не рождается и не исходит; Сын вечно рождается от Отца, а Святой Дух вечно исходит от Отца. Вот, что по этому поводу говорил святитель Амфилохий Иконийский : «А различие в Лицах, но не в сущности, ибо Отец, Сын и Святой Дух – имена образа бытия или отношения, а не просто сущности» 6 [т. 2, с.1069]. О творении мира Рассуждая о положении о творении мира из ничего, автор высказывается: « Нельзя сказать, что идея творения из ничего в Священном Писании представлена со всей очевидностью. Непосредственно о творении из ничего говорится на страницах Библии только один раз и притом во второканонической книге: Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего... ( 2Мак.7:28 ). В смысле творения из ничего могут быть поняты и слова ап. Павла, говорящего, что Бог называет несуществующее как существующее (τ μ ντα, ς ντα) ( Рим.4:17 ; ср.: Евр.11:3 )». Думается, что здесь было бы уместным представить и прокомментировать пролог Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть» ( Ин.1:1–3 ). О «распределении» деятельности между Божественными Лицами в деле Творения и Промышления Бог – Един. Действие Отца и Сына и Святого Духа всегда едино. Единство этого действия нельзя понимать таким образом, что оно будто бы складывается или суммируется из трёх самостоятельных действий каждого Божественного Лица. Оно едино в самом точном значении. Между тем, говоря об участии Бога Троицы в деле творения мира, о. О. Давыденков нашёлся отметить «распределение» деятельности между Лицами, хотя (отдаём ему должное) и поставил это слово в кавычки: « “Распределение” деятельности Лиц в творении объясняется исключительно волей Триединого Бога, Который именно так, а не иначе восхотел создать мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

«Верою перешли они (т. е. евреи) Чермное море, как по суше, на что покусившись, Египтяне потонули» ( Евр.11:29 ). Такова сила веры. Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в положение по-человечески безвыходное. В таком положении оказались евреи: египтяне – сзади, море – впереди них. Казалось, никакого выхода: или погибнуть, или утонуть. Но тут-то и спасла вера: вода расступилась перед ними, как суша, а неверных потопила. д) Примеры веры после Моисея (Евр.11:30–40) «Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении» ( Евр.11:30 ; Нав.6:19 ). Вера израильтян была в том, что они положились не на свое оружие, а на чудесную помощь Божию, ибо, кроме того, что за мощными стенами города укрылись хорошо вооруженные люди, евреи еще больше изнурили себя семикратным обхождением вокруг города. Но вера их оправдалась: при звуках священных труб стены Иерихонские пали сами собой. «Трубные звуки никак не могут разрушить стены, хотя бы кто трубил и 1000 лет; а вера может делать это», – замечает свт. И. Златоуст. Апостол приводит в пример также веру Раав блудницы, которая уверовала и послужила славе Израиля ( Евр.11:31 ; Нав.2:1; 6, 24 ). «Обновление томной души ее не менее удивительно, чем падение стен Иерихона»,– замечает один из русских экзегетов ( А. Иванов , Цит. соч., стр. 467). По мысли свт. И. Златоуста, верой этой женщины Апостол хотел особо усилить назидание евреям, ибо оказаться ниже веры знаменитых мужей не так прискорбно, как оказаться ниже лиц совсем неизвестных и незначительных (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 329). Апостол далее приводит целый ряд веры судей: Гедеона, низложившего Мадианитян, Самсона – филистимлян, Варака – Сисару ( Суд.4:6, 11, 14 ); Давида – аммонитян, амаликитян и других ( 1Цар.7:9–11 ); Самуила – филистимлян (2Цар.). Другие выражения силы веры: ( Евр.11:34–35 ): «заграждали уста львов» – как Даниил ( Дан.6:16–23 ); «угашали силу огня» – Анания, Азария, Мисаил ( Дан.3:23–24 ); «избегали острия меча» – побеждали в войнах ( 1Мак.5:1–7 ); «жены получали умерших своих воскресшими» – это чуда великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына сарептской вдовицы, а другой – сына соманитянки ( 3Цар.17:23 ; 4Цар.4:34 ). Но не победа и слава есть торжество веры, а терпение и мужество в испытаниях за веру. Примеры такого мужества в вере и приводит Апостол: «иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» – как например, Елеазар, семь Маккавеев и их мать. Их терпение Апостол понимает как проявление их веры, ибо только в надежде на будущее воздаяние и воскресение они мужественно терпели все страдания ( 2Мак.6:18–7, 42 );

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Верующие подвергаются суду на земле, в светских судах ( 1Пет. 4:6 ), но Петр, вероятно, видит в страданиях наказание Божье, как учили иудейские учителя. На протяжении всей истории преследование очищало и укрепляло Церковь . 4:18. Петр подтверждает свой довод в 4:17 ссылкой на Прит. 11в переводе Септуагинты, и это может указывать на господствующую во времена Петра иудейскую концепцию о том, что праведные страдают в этой жизни, но нечестивые будут страдать в грядущем мире. 4:19. Мысль Петра снова перекликается с известной иудейской молитвой: окончательное благословение каждого, кто произ носит эту молитву, включает такие строки: «Вверяем свои жизни в Твои руки и предаем свои души на Твое попечение»; аналогичные молитвы произносились также в виду возможной смерти (ср.: 2Мак. 13:14 ); прообразом всех этих молитв, возможно, служил Пс. 30 (процитированный в Лк. 23:46 ). 5:1–5 Верные пастыри Поведение руководителей церкви в кризисное время может воодушевить, вселить бодрость или внести смятение в ряды веру ющих. Руководители могут стать первыми мишенями преследований – их могут заключить в темницу, подвергнуть истязаниям и казни. 5:1 . В большинстве израильских городов ветхозаветной эпохи управляли владевшие искусством судить старейшины и мудрецы. В новозаветную эпоху в синагогах видное место занимали старейшины, «пресвитеры», и христианская церковь заимствовала эту форму руководства. Петр причисляет себя к такой категории руководителей – к пастырям. 5:2 . Образ «пастыря» ближе к надзирателю и наставнику, чем к строгому правителю (хотя образ пастырей применялся и к правителям в отдельных областях древнего Ближнего Востока). Обвинения в корысти часто выдвигались против учителей нравственности в Древнем мире, и христианам необходимо было не подавать ни малейшего повода для подобного рода обвинений. (Как и в еврейской общине, эти христианские руководители распределяли материальную помощь для бедных.) 5:3 . Главы греческих философских и иудейских школ по изучению закона представляли ученикам свою жизнь как образец для подражания, но некоторые из них также осуществляли строгий контроль над учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Вот и причина, почему св. Захария вторую часть своей пророческой книги изложил иначе, чем первую 17 . Если, по нашему мнению, какое возражение может иметь силу, то, разве, одно то, что место из Захарии ( Зах. 11:13 ) приведено евангелистом Матфеем ( Мф. 27:9 ), как пророчество Иеремии. Но и это возражение больше, кажется, может относиться к евангелисту, чем пророку 18 . Быть, в самом деле, не может, чтобы Ездра, который, по свидетельству предания, собрал речи древних пророков и восстановил в народе древнее законодательство 19 , или Неемия, который, по свидетельству 2 Маккавейской книги ( 2Мак. 2:13–14 ), занимался собранием священных книг и других письменных памятников и устроением библиотеки при храме, чтобы эти боговдохновенные мужи не обратили внимания на то, что некоторые из, принадлежащих пророку Иеремии, речей не соединены с сборником остальных его пророчеств, и не исправили, в этом случае, недосмотра. Да и странно было бы, наконец, думать, что завершители канона, образовавшегося, во всяком случае, не позже, как спустя столетие после пророческого служения св. Захарии, могли ошибиться, приписав ему речи, принадлежащие прор. Иеремии, и что эту ошибку, посредством разного рода остроумных соображений, могли исправить исследователи, жившие спустя почти две тысячи лет после окончательного завершения канона св. книг ветхого завета 20 . 1 Vid. praefat. comment. in Zachar. ed. 1638, p. 653; Rosenmull. schol. in vet. testam, volum. quart. p. 121, edit. 1816. 4 Что пророк Захария – одно лицо с Захарией, сыном первосвященника Иоадая, который жил в царствование Иоаса, и, по повелению его побит камнями во дворе пред храмом (см. 2Пар. 24:20, 21 ), – этого нельзя утверждать потому уже, что против этого говорят обстоятельства времени. Нельзя, также, этого пророка принимать за одно лицо и с Захарией, сыном Варахии, который (по Мф. 23:35 ) убит был между храмом и жертвенником, потому что Спаситель называет его только праведником, а не пророком, и считает, при этом, последним праведником ветхозаветным, которого история, поэтому, представляется также общеизвестной, как история Авеля праведного и которого, следовательно, не без основания некоторые признают за отца Иоанна Крестителя (Compar.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010