Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 147. О соблюдении поста Теперь мы рассмотрим соблюдение поста, под каковым заглавием наличествует восемь пунктов: 1) является ли соблюдение поста актом добродетели; 2) актом какой добродетели оно является; 3) является ли оно предметом предписания; 4) может ли кто-нибудь быть освобождён от исполнения этого предписания; 5) о времени соблюдения поста; 6) надлежит ли постящимся есть только раз; 7) о том часе, когда надлежит есть постящимся; 8) от какой пищи надлежит воздерживаться. Раздел 1. Является ли соблюдение поста актом добродетели? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что соблюдение поста не является актом добродетели. В самом деле, любой акт добродетели угоден Богу. Но соблюдение поста не всегда угодно Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Почему мы постимся – а Ты не видишь?» ( Ис. 58:3 ). Следовательно, соблюдение поста не является актом добродетели. Возражение 2. Далее, акт добродетели блюдёт середину добродетели. Но соблюдение поста не блюдёт середину добродетели, которая в случае добродетели воздержания должна учитывать естественную потребность в пище и от которой соблюдение поста несколько уклоняет в сторону недостаточности, поскольку в противном бы случае добродетелью воздержания могли обладать только постящиеся. Следовательно, соблюдение поста не является актом добродетели. Возражение 3. Далее, то, что доступно всем, как добрым, так и злым, не является актом добродетели. Но соблюдение поста именно таково, поскольку всякий, кто не ест, постится. Следовательно, соблюдение поста не является актом добродетели. Этому противоречит следующее: апостол упоминает о нём в своём перечне добродетельных актов, когда говорит: «...в постах, в благоразумии, в целомудрии...» 318 и т. д. ( 2Кор. 6:5–6 ). Отвечаю: акт является добродетельным постольку, поскольку направляется разумом к некоторому благу добродетели. И это полностью сообразуется с соблюдением поста, поскольку пост соблюдается ради достижения троякой цели. Во-первых, чтобы обуздать похоть плоти, по каковой причине апостол говорит о соблюдении «постов и целомудрия», а именно потому, что пост стоит на страже целомудрия. В самом деле, как пишет Иероним, «без Цереры и Бахуса Венера холодна», то есть воздержание от еды и питья охлаждает пыл похоти. Во-вторых, благодаря соблюдению поста мы освобождаем свой ум для созерцания небесных вещей, в связи с чем читаем о том, что Даниил перед получением божественного откровения постился «три седмицы дней» ( Дан. 10 ). В-третьих, ради искупления грехов, в связи с чем читаем: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании!» ( Иоиль 2:12 ). И Августин в своей проповеди говорит: «Соблюдение поста очищает душу, возвышает ум, подчиняет плоть духу, делает сердце сокрушённым и смиренным, рассеивает тучи вожделения, охлаждает пыл похоти, воспламеняет истинный огонь целомудрия».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 44. О ПРЕДПИСАНИХ ЛЮБВИ К ГОРНЕМУ Теперь нам предстоит рассмотреть предписания любви к горнему, под каковым заглавием наличествует восемь пунктов: 1) нужно ли было давать предписания любви к горнему; 2) сколько их должно быть, одно или два; 3) достаточно ли двух; 4) надлежащим ли образом предписано любить Бога «всем сердцем твоим»; 5) надлежащим ли образом добавлено «всею душою твоею» и т. д.; 6) возможно ли исполнение этого предписания в нынешней жизни; 7) о предписании «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; 8) включен ли в предписание порядок любви к горнему. Раздел 1. НУЖНО ЛИ БЫЛО ДАВАТЬ ПРЕДПИСАНИЯ ЛЮБВИ К ГОРНЕМУ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что не нужно было давать никакого предписания любви к горнему. В самом деле, любовь к горнему сообщает модус всем актам добродетели, поскольку она, как было показано выше (23, 8), является формой добродетелей, в то время как предписания относятся непосредственно к самим добродетелям. Но, согласно общепринятому способу выражения, модус не входит в предписание. Следовательно, в отношении любви к горнему не нужно было давать никакого предписания. Возражение 2. Далее, любовь к горнему, которая «излилась в сердца наши Духом Святым» ( Рим. 5, 5 ), сделала нас свободными, поскольку «где Дух Господень, там – свобода» ( 2Кор. 3, 17 ). Но предписания, налагая обязательства, обладают принудительной силой, которая противоположна свободе. Следовательно, в отношении любви к горнему не нужно было давать никакого предписания. Возражение 3. Далее, как было показано выше (11–1, 90, 2; 11–1, 100, 9), любовь к горнему есть первейшая добродетель, к которой определены все предписания. Поэтому если бы в отношении любви к горнему нужно было дать какие-либо предписания, то их надлежало поместить среди главнейших предписаний, каковыми являются предписания Десятисловия. Но их там нет Следовательно, в отношении любви к горнему не нужно было давать никакого предписания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Глава 3 В этом вы сами являетесь свидетелями, так как мы не 2Кор.3:1 . на чинаем снова себя самих представлять вам (не имеем нужды) или от других просить посланий (представительных) к вам. 2Кор.3:2 . Но послание ваше, то есть проповедь наша, вы сами есте, как бы в сердцах наших... написанное, чрез знание и с мудростью читаемое посредством нас всеми людьми. 2Кор.3:3 . Вы являете собою и удостоверяете, что вы послание... есте... Христово, ибо делами вашими как бы из книги возвещается Христос, чрез служение наше, то есть чрез проповедь нашу, написанное же (послание Христово) не чернилами или на скрижалях каменных,.. но Духом и на... скрижалях... сердца пла тяных. 2Кор.3:4 . Уверенность... же такую... имеем... чрез Христа... в Боге, 2Кор.3:5 . – не потому, чтобы... способны... мы... были помыслить что от себя, но поскольку мудрость дается нам от Бога, Который нас соделал 2Кор.3:6 . быть достойными служителями Нового Завета, не той Моисеевой буквою, но духом, то есть возвещается чрез действия Духа. Ибо буква убивает, а Дух животворит, то есть Евангелие спасает людей чрез долготерпение, даруя им прощение. 2Кор.3:7 . Если же служение смерти, – ибо оно убивало своей правдой, то есть служение, написанное и начертанное (Моисеем) на скрижалях каменных, – получило такую страшную силу, именно ту, облеченный которой, восходил носивший ее Моисей ( Исх.34:29 ), 2Кор.3:8 . то сколь более... служение Духа будет в славе, когда оно гораздо выше первого? 2Кор.3:9 . Ибо если служение осуждения, – разумей в славе было, то сколь более процветет служение правды в славе, то есть служение благодати? 8 2Кор.3:10 . Ибо не оказывается славным... даже... то прославленное в этом отношении по причине превосходнейшей славы, то есть славы, которую приняли апостолы, за ничто почитается та слава, которая дана при сообщении закона. 2Кор.3:11 . Если ведь ( ибо) упраздняемое и преходящее, то есть закон, который прешел, и Моисей, который упразднен, (хотя) чрез славу ( в славе) явился, то сколь более то, что имеет оставаться

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 8 Поскольку же апостол озабочен был исполнением повеления, которое вручено было ему от Симона Петра ( Гал.2:10 ), чтобы он имел попечение о святых, то есть о тех, кто подвергались преследованию, а также о крещенных, которые находились в Иерусалиме, то и написал им, чтобы они были причастниками благословения их, увещавая их тем, что Македоняне при поднятом на них гонении охотно, 2Кор.8:1–4 . с великим молением просили нас о том, чтобы дар и общение служения на святых дать нам 21 Мы хотели оставить их, ибо для них достаточно было собственной их скорби и преследования, поднятого на нас. Они же 2Кор.8:5 . не как мы думали о них, но... себя... самих также отдали,.. во-первых, Господу, потом и нам: Господу, дабы умереть ради Него, а нам, – поскольку приготовили то, о чем мы не просили их. 2Кор.8:6 . И потому у просили... мы... Тита, чтобы... как начал... у вас,.. так и да окончит. Как пришел он и обрадовал нас послушанием вашим и радостью, которую имеете вы в скорбях ваших, так опять да придет и да обрадует нас обильными подаяниями вашими и обнаруженной вами щедростью к бедным, так что во всем превосходите вы всякого человека. Но 2Кор.8:7 . как во всем изобилуете: верою, и гонением, и всяким усердием,.. и словом, и ...знанием, и любовию нашею к вам; так и в сей благодати изобилуйте. 2Кор.8:8 . Не как приказывающий [по приказу] повелеваю [говорю] вам, но чрез усердие к другим [других] желаем видеть пред всеми проявление вашей и нашей любви, ваших сердец. 2Кор.8:9 . И как обнищал... Господь наш от Своих богатств 22 , дабы... Его нищетою... вы обогатились, так и бедностью святых, принятой ради Христа, можете обогатиться. 2Кор.8:10 . Поскольку с прошлого года вы восхотели сделать это, то 2Кор.8:11 . теперь исполните ваше обещание. Ибо как [какова есть у вас] готовность хотения, так [таково должно быть] и исполнение от имения [достатка вашего]. Не так (думайте и делайте), что сколько даете, столько и получаете. Ибо если по бедности имения и малое дано будет, но сделать это желала добрая воля, то многое оказывается у вас; не на малые дары, которые имеете в руках ваших, взирает Тот, Кто приемлет, но на щедрость и доброхотность даяний ваших обращает взор Свой Мздовоздаятель; и Он воздает не так, как вы дали, – но как хотели вы дать ( 2Кор.8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава IX Почему необходимо было послать в Коринф братий – сборщиков (1–5). Новое увещание к щедрости в подаянии милостыни (6–15). 2Кор.9:1–5 . Апостол послал в Коринф вышеупомянутых братий – сборщиков для того, чтобы Коринфяне к прибытию его и некоторых македонских христиан приготовили уже милостыню как совершенно добровольное даяние, не вынужденные к этому личным присутствием Апостола Павла. 2Кор.9:1 .  Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, 2Кор.9:2 .  ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих. Апостол знает, что Коринфяне расположены подавать милостыню он уже хвалил их за это пред македонскими христианами. – Ахаия – см. 2Кор.1:1 . 2Кор.9:3 .  Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены, 2Кор.9:4 .  и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью. 2Кор.9:5 .  Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам, и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор. Под влиянием печали, которую произвело в Коринфянах послание Апостола Павла ( 2Кор.7:9 ), сбор милостыни мог остановиться. В виду этого Апостол и посылает братий-сборщиков возгреть это доброе дело в Коринфе. Нужно было особенно возбудить в сердцах Коринфян расположение к сбору милостыни, чтобы этот сбор не показался им простым «побором». 2Кор.9:6–15 . Апостол пользуется случаем для того, чтобы здесь сказать и о расположении, в каком должно подавать милостыню, и о могуществе Божием, в силу которого подающий может быть всегда уверен в том, что Бог всегда может дать ему средства к щедрому благотворению, и, наконец, о той пользе, какую приносит щедрая милостыня. Заключает свою речь Апостол воссыланием хвалы Богу за Его величайший дар, какой человечество получило в Христе Иисусе и какой еще более побуждает христиан быть щедрыми к другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мощи святых Человеческое тело предназначено Богом к нетлению: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:53 ). Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа… разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие ( 2Тим.1:8,10 . Ср. 1Кор.15:47–49 ; 2Кор.4:10–11 ). Свидетельство слова Божия о телах святых угодников: Много скорбей у праведника, и от всех их избавляет Господь. Он хранит все кости их; ни одна из них не сокрушится ( Пс.33:20–21 ). И двенадцать пророков – да процветут кости их от места своего! ( Сир.49:12 ). Указание в слове Божием на то, что тела святых по смерти их, остаются нетленными: И гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ). Примечание. Так как здесь сказано, что воскресли тела [а не прах], то, значит, тела эти лежали в земле нетленными. Как изъясняет слово Божие, почему тела святых сохраняются нетленными? Сокровище сие [благодать Духа Святого] мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:55 . Ср. Ин.15:1–5 ; 2Кор.1:21–22 ; Еф.4:30 ; Рим.8:23 ). Примечание.Отсюда видно, что тела святых, будучи при жизни сосудами благодати Святого Духа, плоти и крови Господа нашего Иисуса Христа, сохраняются от тления этою же благодатью, сопребывающего с ними и после смерти. Как очищенные еще при жизни от греха – причины смерти и тления ( Рим.6:12 ), они не подлежат тлению и по смерти. Благодать Божия пребывает с телами святых и по смерти: И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои ( 4Цар.13:21 ). По успении его (Елисея), пророчествовало тело его ( Сир.48:14 ). Почему тела других людей по смерти не остаются нетленными, а подлежат разрушению? В большом доме есть сосуды, не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело ( 2Тим.2:20–21 . Ср. Евр.3:6 . 1Кор.15:40–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Тихость (греч. πιεκεια (эпиэйкейа) — снисходительность, кротость, гуманность) — 1) наименование одной из форм проявления Бога , как Промыслителя, по отношению к Своему творению, соответствующее по содержанию форме «снисходительность» ( Вар.2:27 ); 2) — библейское понятие, обозначающее одно из качеств и форм поведения Господа Иисуса Христа , адекватное понятию «снисходительность» ( 2Кор.10:1 ); 3) (от греч. νπιος (нетиос) — неговорящий, дитя) кроткое поведение ( 1Фес.2:7 ). Как соотносятся между собой тихость и гнев Божий? Священное Писание неоднократно представляет нам Господа гневающимся на беззаконников ( Исх.15:7 ) и даже на избранных ( Исх.4:14 ), сообщает о вине ярости Божьей, о чашах гнева Божия ( Откр.14:10 ). История Ветхого Завета содержит примеры уничтожения, по воле Господней, городов ( Быт.19:24 ) и народов ( Быт.7:10-21 ). При буквальном осмыслении этих свидетельств у читателя, незнакомого с вероучением Церкви , может сложиться впечатление, будто Бог и действительно бывает подвержен приступам гнева и ярости. Во втором веке, под неправильным впечатлением от подобного рода библейских свидетельств, еретик Маркион дерзнул сочинить и озвучить учение о двух богах: 1) о боге, с чьим описанием мы сталкиваемся на страницах Книг Ветхого Завета, злом и коварном; 2) и о боге — отце Иисуса Христа. Настолько неправильно он рассудил о действиях Единого Бога, описанных в Ветхом и Новом Заветах. Как же мы должны понимать указания Библии о гневающимся Боге, и как должны соотносить их с указаниями о том, что Бог — благ, милосерден, что Он, наконец, есть любовь ( 1Ин.4:8 )? Может быть время от времени Бог изменяется: иногда проявляет Свою тихость, а иногда — ярость и гнев? Отнюдь. Бог всегда Себе равен; Он — неизменен ( Мал.3:6 ). Выражения типа «Бог гневается», «изливает Свою ярость на грешников» нельзя понимать буквально, так, будто Бог переживает смену эмоциональных состояний. Все эти выражения относятся к формату антропоморфного языка, образно представляющие реакцию неизменяемого Бога на грех .

http://azbyka.ru/tihost

Свобода Свобода христианская дарована Богом: Мы были порабощены вещественным началом мира; но Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. Посему ты уже не раб, но сын ( Гал.4:3–7 ). Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления ( Рим.8:15 ). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода ( 2Кор.3:17 ). Служение Богу составляет свободу христианскую: Когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость ( Рим.6:22 ). Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов ( 1Кор.7:22 ). Свобода христианская есть освобождение а) от закона (еврейского): Умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа ( Рим.7:6 ), потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ); б) от страха смерти: Господь избавил тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь подвержены были рабству ( Евр.2:15 ); в) от рабства греху: Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха и освободившись от греха, стали рабами праведности ( Рим.6:17–18 ); г) от тления: Сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:21 ); д) от господства сатаны: Бог избавил нас от власти тьмы ( Кол.1:13 ), чтобы обратились от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ). Верующие а) призваны к свободе: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти ( Гал.5:13 ); б) должны твердо стоять в свободе христианской: Вкравшимся лжебратьям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились ( Гал.2:4–5 ). Кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:25 ); в) не злоупотреблять свободою для совершения зла: Такова есть воля Божия, чтобы мы делали добро, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла ( 1Петр.2:15–16 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Терпение Терпение заповедуется: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк.21:19 ). В скорби будьте терпеливы ( Рим.12:12 ). Я, узник о Господе, умоляю вас поступать с долготерпением ( Еф.4:1–2 ). Будьте долготерпеливы ко всем ( 1Фес.5:14 ). Христос был примером терпения: Он страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто изъяснит? за преступления народа моего претерпел казнь ( Ис.53:7–8 ; Деян.8:32–33 ). С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя Веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими ( Евр.12:1–3 ). Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Петр.2:20–21 ). Служители Божии должны усовершаться в терпении и быть примером оного: Ты, человек Божий, преуспевай в терпении ( 1Тим.6:11 ). Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, нуждах, в тесных обстоятельствах ( 2Кор.6:4 ). Ты последовал мне в учении, житии, великодушии, терпении ( 2Тим.3:10 ). Верные должны обнаруживать терпение а) ко всем: Умоляем вас, братия, будьте долготерпеливы ко всем ( 1Фес.5:14 ); б) делая добро: Да не унываем, делая добро, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем ( Гал.6:9 ); в) принося плоды: Упавшее [зерно] на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении ( Лк.8:15 ); г) в скорби и преследовании:Мы хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами ( 2Фес.1:4 ); д) надеясь на Бога, в чаянии избавления от Него: Покорись Господу и надейся на Него. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло ( Пс.36:7–8 ). Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа ( Плач.3:26 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вероотступничество Вероотступничество есть отвращение своего сердца от Бога: И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа, Бога Израилева, Который два раза являлся ему ( 3Цар.11:9 ). Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад ( Ис.1:4 ). Но они не послушали, и не преклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом ( Иер.7:24 ). Вероотступничество есть уклонение с пути праведности: Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную ( 2Петр.2:15 ). Вероотступничество есть уклонение от евангелия: Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе ( 2Кор.11:3 ). Бог ненавидит вероотступников: И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема, царя месопотамского, и служили сыны Израилевы Хусарсафему восемь лет ( Суд.3:7–8 ). Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя ( Евр.10:38 ). Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа ( Зах.7:11–12 ). Предостережение против вероотступничества: Во всей точности старайтесь хранить и исполнять все, написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево ( Нав.23:6 ). Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого ( Евр.3:12 ). Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения ( 2Петр.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010