Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 15. О принятых Сыном Божиим душевных изъянах Теперь мы исследуем относящиеся к душе изъяны, под каковым заглавием будет рассмотрено десять пунктов: 1) наличествовал ли в Христе грех; 2) наличествовала ли в Нем «порча» греха; 3) наличествовало ли [в Нем] неведенье; 4) была ли Его душа подвержена страстям; 5) наличествовала ли в Нем чувственная боль; 6) наличествовало ли [в Нем] страдание; 7) наличествовал ли страх; 8) наличествовало ли удивление; 9) наличествовал ли гнев; 10) был ли Он одновременно странником и сопричастником. Раздел 1 Наличествовал ли в Христе грех? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что в Христе наличествовал грех . Так, читаем [в Писании]: «Боже Мой, Боже Мой... для чего ты оставил Меня? Далеки от спасения Моего слова согрешений Моих» 195 ( Пс. 21,2 ). Но эти слова сказаны о личности Самого Христа, поскольку именно их Он произнес на кресте. Следовательно, похоже на то, что в Христе наличествовали грехи. Возражение 2. Далее, апостол говорит, что в Адаме «все согрешили» ( Рим. 5, 12 ), а именно постольку, поскольку изначально все были в Адаме. Но Христос тоже изначально был в Адаме. Следовательно, и Он в нем согрешил. Возражение 3. Далее, апостол говорит, что «как Сам Он претерпел, был искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр. 2, 18 ). Но мы нуждаемся в Его помощи в первую очередь для того, чтобы противостать греху. Следовательно, похоже, что в Нем наличествовал грех. Возражение 4. Далее, [в Писании] сказано, что «не знавшего греха», то есть Христа, «для нас» Бог «сделал как имеющего грех» 196 ( 2Кор. 5, 21 ). Но все, что делает Бог, действительно. Следовательно, в Христе наличествовал действительный грех. Возражение 5. Кроме того, Августин говорит, что «в человеке Христе Сын Божий Собою явил нам образец жизни». Но человек нуждается в образце не только праведной жизни, но и покаяния за грех. Следовательно, похоже, что в Христе должен был наличествовать грех, чтобы Он мог покаяться в Своем грехе и этим подать нам образец покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 8. О существовании Бога в вещах Поскольку истинно бесконечным является то, что находится везде и во всем, следует рассмотреть, свойственно ли это Богу. Относительно этого будет исследовано четыре [положения]: 1) во всем ли Бог; 2) везде ли Бог;3) везде ли [пребывает] Бог сущностью, силою и присутствием; 4) принадлежит ли [достоинство] вездесущия одному только Богу. Раздел 1. Действительно ли Бог во всем? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Бог не во всем. Ибо то, что превыше всего, не может быть во всем. Но Бог – превыше всего, согласно сказанному в псалме: «Высок над всеми народами господь», и т. д. ( Пс. 112, 4 ). Следовательно, Бог не во всем. Возражение 2. Далее, что находится в чем-либо, то тем и содержится. Однако Бог не содержится в вещах, но скорее Сам их содержит Таким образом, не Бог в вещах, а, пожалуй, вещи – в Нем. Поэтому и Августин говорит, что «скорее вещи в Нем, нежели Он в каком-либо месте» 135 . Возражение 3. Далее, чем могущественнее действователь, тем обширнее его воздействие. Но Бог – наимогущественнейший из действователей. Поэтому-то Его воздействие и может простираться до самых удаленных от Него вещей; [отсюда] нет никакой необходимости в том, чтобы Он был во всех вещах. Возражение 4. Кроме того, ведь существуют и демоны. Но Бог не [может быть] в демонах, ибо «что общего у света со тьмою» ( 2Кор. 6, 14 ). Следовательно, Бог не во всем. Этому противоречит следующее: где действует вещь, там она и есть. Но Бог действует во всем, согласно сказанному: «Господи... все дела наши Ты устрояешь для нас» ( Ис. 26, 12 ). Следовательно, Бог во всем. Отвечаю: Бог – во всех вещах; не так, конечно, как [какая-то] часть их сущности или акциденция, но как действователь, [который] присутствует в том, в чем он действует. Ведь действователь должен быть соединен с тем, в чем он действует, [причем] в самый момент действия и посредством [некоторой] силы; в конце концов, еще в «Физике» VII было доказано, что движимое и движущее должны быть соединены вместе 136 . Затем, поскольку существование Бога суть то же, что и Его сущность, сотворенное сущее должно быть Его субстанциальным следствием; так и горение – это субстанциальное следствие огня. Далее, Бог обусловливает это следствие в вещах не только в момент приведения их к бытию, но и во все время их существования; так и свет в воздухе обусловливается солнцем во все то время, пока воздух освещен. Следовательно, сколь долго вещь существует, столь же долго, согласно модусу бытия, Бог и присутствует в ней. Но бытие суть самое сокровенное и субстанциально укорененное в каждой вещи, ибо оно является наиболее общей из всех формой, как это было показано выше (7, 1). Следовательно, необходимо, чтобы Бог находился во всех вещах, причем сокровеннейшим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

авва Фалассий Ливийский СОТНЯ ТРЕТЬЯ, коей акростих таков: Злом собственно должно почитать не то, что тяготит плоть, а душу очищает; но то, что оскорбляет совесть, а плоть услаждает. 1. О Том, Кто благ по естеству, благо умствуй; и о всяком человеке доброе помышляй. 2. В день суда должны будем дать ответ пред Богом о словах, делах и помышлениях. 3. Навык к доброму или худому заставляет нас думать, говорить и делать доброе или худое. 4. Ум, одержимый страстями, помышляет неподобающее; обнаруживаются же его мысли словами и делами. 5. Худой мысли предшествует страсть, страсти причина чувства, а худого употребления их причина, явно, есть ум. 6. Заключай чувства, поборай помыслы и оружием заповедей потребляй свои страсти. 7. Зло устаревшее и подвига требует продолжительного; ибо укоренившаясь привычка скоро не сдвигается с места. 8. Продолжительный подвиг воздержания и любви, при терпении и безмолвии потребляют належашую страсть. 9. Чаще воздвигай ум на молитву, и разгонишь помыслы, вращающиеся в сердце. 10. Подвижничество требует терпения и мужества; потому что сластолюбие изгоняется не иначе, как долговременным и охотным самоутруждением. 11. Удобно совершишь подвиги подвижничества, если все будешь делать в меру и по правилу. 12. Держи всегда одинаковую меру в подвигах, и без крайней нужды не нарушай положенного правила. 13. Как любовь и воздержание очищают помыслы; так созерцание и молитва – «всяко возношение воздымающееся» ( 2Кор. 10, 5 ). 14. Совесть чистою делают труды подвижнические, именно: пост, бдение, терпение, великодушие. 15. Кто благодушно претерпевает удары невольных искушений, тот делается смиренномудрым, искусным (в духовном) и благонадежным. 16. Терпение стоит на душевном желании самоутруждения; состоит же оно в подъятии производных трудов и невольных искушений. 17. Благодушное перенесение страшных напраслин рождает незлобие; терпение же до конца искореняет из души все худое. 18. Удары тяжелых случайностей раздирают сердце, и порождаемая тем печаль прогоняет сластолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Б. «Отвергнись себя» (Лк.9:23) 1. Библейские тексты о самоотвержении Самоотвержение заповедано. Господь Иисус ко всем сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» ( Лк.9:23 ). Господь а) подал пример самоотвержения во всем: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф.8:20 ). – «Я... не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:30 ). – «Господь, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 ). – «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:7–8 ). – «Иисус... вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» ( Евр.12:2 ). б) отдал Себя Самого, чтобы спасти нас: «Хлеб... который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). – «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин.10:11 ). – «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). – «Господь отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» ( Гал.1:4 ). – «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:2 ). – «Един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:5–6 ). Самоотвержение необходимо для того, чтобы быть учеником Христовым: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:33 ). Самоотвержение должно состоять а) в отвержении нечестия и похотей: «Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши в орудия праведности» ( Рим.6:13 ). – «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили» ( Тит.2:11–12 ). – «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу... чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» ( 1Пет.2:11, 4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Радость наша слушатели! Какою ныне восхищаемся, сколько есть превосходна, столько и основательна. Слава в вышних живущему! Мы теперь спасены; «нам родися днесь Спас» ( Лк.2:11 ). Можете вообразить величество восторга, когда узник изводится от темницы; связанник разрешается от оков; когда осужденный к смерти оставляется среди живых. О кто поведать может счастье сие; о! Весть сия един искусивыйся. Но мы, впрочем, не тем ли счастливее страдальцев сих; чем избавление ныне нам воссиявшее преимущественнее есть и поценнее избавившего, и по мере належавших нам вечных зол. Вечная грозила роду человеческому погибель; но вечное воспоследовало Иисусом и избавление; вечно грех заключил нас под проклятие; но навек благость Божия и разрешила тяжкие сии оковы. «Благовествую вам радость велию яко родися днесь Спас» ( Лк.2:10–11 ); пришел мессия совершить царствия нашего тайну; пришел ходатай Бога и человеков, самое блаженство на землю снизошло. Царствуй убо во благодати оживленный человек. Грех не к тому уже обладаете тобою; «отсел неси уже раб, но сын» ( Гал.4:7 ), Христос примирил, усыновил, унаследил человека Богу. Радуйся! «Яко древняя мимо идоша, и се! суть вся нова» ( 2Кор.5:17 ). Убедительна подлинно причина к радости и воскликновениям, только жаль, жаль! Что она не во всех с равным чувствием действует. Чем известнее благополучие, тем торжественнее играет сердце; чем строжайшее применяется на милость определение, тем больше хваля поет внутренность. И по тому благочестивая душа, умозря сопряженные с воплощением Сына Божия несчётные плоды, благодарит во смирении сердца Бога Отца о благоволении; Бога Сына о воплощении; Бога Духа о содействии, принося дары усердия и любви новорожденному царю. Но растленное неверием или сладострастием сердце и при невечернем свете радости духовной объемлется тучею или недоумения или ожесточения; а по чему? Ибо такое сердце обыкновенно больше тщетная прелесть услаждает, нежели душевное торжество: больше нега расслабляет, нежели славословие, воссылаемое толико благодеявшу нам Богу. «Душевен человек не приемлет, яже суть духа Божия» ( 1Кор.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Глава 2 Еккл.2:1 . Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это – суета! Сказал я в сердце своем: приди теперь, я испытаю тебя в веселье и посмотрю во благе: и вот и это суета. Узнав, что во множестве мудрости и приложении знания есть труд и печаль, и что это ничто иное, как напрасная и безконечная борьба, я перешел к веселью, чтобы утопать в роскоши, собирать имения, жить в обычном богатстве, и прежде чем умру, срывать скоропреходящие удовольствия. Но и в этом сам я увидел суету свою, так как удовольствие прошедшее не удовлетворяет моей страсти в настоящем, и исчерпанное не насыщает; и не только радость телесная, но и духовная есть покушение для обладающего ею, так что мне нужен вразумляющий жезл и ангел сатанин, который бы удручал меня, чтобы я не превозносился ( 2Кор.12:7 ). Поэтому и Соломон говорит: «богатства и нищеты не даждь ми», и непосредственно за тем присовокупляет: «да не насыщься ложь буду, и реку, кто мя видит.» ( Прит.30:8–9 ). Ибо и диавол овладевает нами чрез обилие благ. Посему и у апостола написано: «да не разгордевся в суд впадет диаволь» ( 1Тим.3:6 ), то есть такое осуждение, какому подпал и диавол. Но можем сказать и то, что радость духовная, как и прочее, объявляются теперь суетой потому, что видим ее теперь в зеркале и гадательно, а когда она откроется лицом к лицу, тогда она будет уже не суетою, а истиною. Еккл.2:2 . О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» Смеху сказал я: безумие, и веселью: что ты это делаешь? Где мы читаем «безумие», в еврейском стоит «molal», что Акила перевел πλνησιν, то есть заблуждение, а Симмах θροβον, то есть «шум»; Семьдесят же и Феодотион, как во многих местах, так и в этом месте согласно перевели περιφορν, что мы, переводя буквально, можем выразить словом «обношение». Итак, как те, кои носятся всяким ветром учения, непостоянны и колеблются в разные стороны ( Еф.4:14 ); так и те, кои разражаются смехом, о котором Господь сказал в Евангелии, что он переменится в плачь ( Лк.6:25 ), охватываются заблуждением и вихрем века сего, не разумея бездны грехов своих и не оплакивая прежних пороков, но думая, что скоропреходящие блага вечны, и радуясь тому, что скорее достойно плача. Это можно понимать и в отношении к еретикам, которые удовлетворяясь ложными учениями, обещают себе радости и благополучие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении: а) рационалистических: адвентистов, баптистов, бессмертников [и др.] б) мистических: «братцев», еноховцев, иоаннитов [и др.] Источник Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении а.) рационалистических: б) мистических: Адвентистов. " Братцев». Баптистов. Еноховцев. Бессмертиников. Иоаннитов. Духоборов. Малеванцев. Жидовствующих. Нового Израиля. Евангеликов. Прыгунов. Иеговистов. Скопцов и Новоскопчества. Иудействующих. Хлыстов и Новохлыстов. Молокан. Шалопутов. Назареев. Мелких видов. Пашковцев. Хихулитов. Скакунов. Субботникови Воскресников. Толстовцев и Штундистов. О возникновении сект, ересей и о сущности их заблуждений «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…да от- кроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ) 1) Эти пророческие слова праведн. Симеона, сказанные им при сретении младенца Иисуса Христа, дают вкратце понятие о возникновении разных ересей и сущности их заблуждений: Господь Христос послужил камнем преткновения и соблазна ( 1Пет.2:7–8 ) для не уверовавших в Него, как Мессию Иудеев, и камнем краеугольным, драгоценным для уверовавших как иудеев, так и Еллинов и для всех колен и племен народов. Но и для многих из уверовавших Господь стал: «в предмет пререканий». Вот эти-то «пререкания» и прекословия лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ) уклонили многих от истинной веры, особенно, тех, кто не пленял всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ; 1Кор.1:19, 3:19 ). 2) Во все времена христианства возникали ереси, т. е. уклонения от истинного познания Бога и отношения человека как твари к Творцу своему: еще в дни апостолов появлялись уже еретики-лжеучители и увлекали за собою других; так, писал Ап. Павел к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла. Берегись его и ты; ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим.4:14–15 ). Или «имея веру и добрую совесть, которую некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). «Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих» ( Фил.1:16 ; ср. 1Тим.6:3–5 ; 2Тим.3:5 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Кто как мудрый, и кто знает разгадку слова? Мудрость человека просветит лице его, и сильный лице свое изменит. Выше учил, что с трудом можно найти человека доброго и возникавшее против этого возражение устранил тем, что Богом люди созданы добрыми, но впали в грехи своею волею. А теперь, как бы хвалясь, исчисляет, что Бог дал человеку доброго, – именно премудрость, разум и прозорливость к постижению сокровенных тайн Божиих и к проникновению чувством сердца таинственных глубин Божиих. Косвенно говорит и о себе, что никто не был так мудр как он и никто так не знал решения загадок и что мудрость его превозносил весь народ, мудрость, которая не только крылась внутри, но и просвечивалась в телесной наружности, в зеркале лица, и больше всех людей дарования умственные отображала на лице его. Вместо поставленного нами: «кто как мудрый», Семьдесят перевели: «кто знает мудрых», и вместо сказанного нами: «и сильный лице свое изменит» поставили: «и безстыдный по лицу своему ненавистен будет». И поистине: тогда как много людей кажущихся мудрыми, с трудом можно найти такого, кто мог бы отличать истинно мудрого от кажущихся мудрыми; и тогда как есть очень много таких, которые говорят, что они могут разрешать тайны Писаний, редко встречается такой, который находил бы истинное решение. А дальнейшее: «мудрость человека просветит лице его, и безстыдный по лицу своему ненавистен будет» можем объяснять в смысле слов Павла: «мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе» ( 2Кор.3:18 ) и Псалмопевца: «знаменася на нас свет лица твоего, Господи» ( Пс.4:7 ). Мудростью же человека называет не иную, как мудрость Божественную, которая, будучи мудростью Божьею, по мере возможности усвоения ее человеком, делается достоянием того, кто удостоится иметь ее. А всякий еретик и защищающий ложное учение бесстыден лицом. Маркион и Валентин говорят, что они лучшей природы, чем Творец. Это отчасти могло бы еще быть терпимо, если бы они утверждали, что они надеются этого, а не обладают уже такою природою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Псалом 80 Пс.80:1 . В конец, о точилех, псалом Асафу. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу на мусикийском орудии гагифиф, песнь [данная] Асафу. Некоторые мнят, что здесь приносится благодарение Богу за собрание винограда и других плодов, бывающее в месяце Септемврии. Но сие мнение недостоверно: ибо во всем псалме ни мало не упоминается о собрании винограда. Подобное надписание читаем над псалмом Пс. 8:1 и Пс. 83:1 , однакож и в сих ничего не упоминается о собрании плодов. Итак оставя сие, должно сказать, что сей Псалом содержит увещание, каким образом надлежит препровождать праздничные дни, Божиим законом установленные, и купно воспоминает о Божиих благодеяниях, для которых праздничные дни торжествуются. По мнению некоторых, псалом сей пет был у Евреев в праздник труб, а по мнению иных в праздник кущей, дабы чрез то возбудить народ к Богопочитанию. Пс.80:2 . Радуйтеся Богу помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю: Пс.80:3 . приимите псалом и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми: Пс.80:4 . вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего: Первыми словами напоминает Пророк, дабы мы, когда Бога хвалим, творили сие с великим веселием сердца. Аще бо доброхотнаго дателя любит Бог, по слову Апостола ( 2Кор. 9:7 ), кольми паче доброхотнаго Богохвалителя. А как веселие сердца от усердия и любви раждается, для того, кто с леностию поет, и кто Божественную должность не за сладкую песнь, но за тяжкое бремя почитает, тот доказывает, что он мало Того любит, Емуже поет. Радуйтеся, глаголет, Богу помощнику нашему, то есть, с радостию хвалите Бога, Который не токмо может, но и хощет помогать нам всегда и во всяком деле. Воскликните Богу Иаковлю, то есть, громким и высоким гласом воспойте хвалы Бога Иаковля. Потом обращая слово к Левитам, коих должность состояла в том, чтоб петь псалмы, бить в тимпаны и играть на псалтири и гуслях, глаголет: приимите псалом и дадите тимпан, то есть, возмите мусикийския орудия и приятно заиграйте. Сии орудия не без причины употребляемы были под стихиями закона: понеже Бог хотел таковыми детскими началами предуготовить грубый народ к высшим понятиям. Ныне по прошествии сени законныя, они стали быть не нужны: ибо глас Евангелия проповедует нам гораздо лучшее Богослужение, нежели какое было у древних Евреев и у нынешних Папежцев. Оныя слова, псалтирь красен с гусльми, означают песнь приятную, и противополагаются тяжкому и грубому гласу тимпанов. Под именем новомесячия чрез фигуру синекдоху означаются и прочие праздники, которые по предписанию закона торжествовали Иудеи не токмо в начале каждаго месяца, но и в другие дни, приходя молиться в скинию, акибы сказано было: вострубите в новомесячии трубою, и во всякий благознаменитый день праздников ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.5 из  5) 7. А. Блок, А. Белый Литература «серебряного века» выявила растерянность человека перед миром — и страдание его в мире, часто самим не сознаваемое, но лишь вырывающееся наружу в образах, которые несут в себе нередко неприязнь к жизни, уныние, отчаяние… Но ведь должен же быть какой-то выход. Чтобы найти выход, следует познать причину. Причину уныния православные Отцы указали давно. Вспомним, в который раз, как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Быть духом, иметь духовные потребности и стремления и не находить им удовлетворения — какое мучение для души!» Это ведь слова современника тех «серебряных» поэтов, что так растерянно тосковали внутри своего творчества. Слушать не хотели. Какое мучение для души… Душа страдает и рвётся? Куда? Выход прост (хотя бы на уровне сознавания, а не осуществления — что много труднее): следовать духовным стремлениям. Но чтобы истинно им следовать, нужна истинная же вера. А когда духовные стремления замутнены, когда вместо Бога Живого какие-то идолы манят? Они прекрасны могут быть, те идолы, в облике Ангела света ( 2Кор. 11:14 ), и рядом с ними жизнь обыденная так мерзка подчас… Тогда рождается тяга закрыться от реальности и найти забвение в бесплотной грёзе. Можно, конечно, поэтизировать и смерть, как тот же Сологуб, соблазняя нестойкие души устремлением к этому радикальному средству — уйти из жизни без всяких иносказаний, — но это крайность. Лучше опьянить себя, чтобы забыться, уйти в мир мечты — в виртуальный мир, как станут говорить в конце того века, который начинался «серебряным» наваждением. Поэтому-то: всё равно, кому служить, Богу или дьяволу, — главное полнота одержимости. Это давний закон безбожной жизни. Боятся ведь не жизни даже, но бессмысленности смерти (и самоубийство — от ужаса смерти же, в безверии лишь обнажающей абсурд бытия). Когда-то Толстой в «Войне и мире» заставил Пьера сознать этот страх смерти. Вспомним: «Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе о том, как на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивают себе занятия, для того, чтобы легче переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто вином, кто государственными делами. «Нет ни ничтожного, ни важного, всё равно; только бы спастись от неё, как умею! — думал Пьер. — Только бы не видеть её, эту страшную её » (5,331). Вне истинной веры, вынужденно повторимся, мир превращается в разрозненную бессмыслицу, и человек, пугаясь и страдая, не может не обречь себя на суету, в одурманивании себя которой он станет видеть единственный смысл своего существования. Оттого и становится ценностью дурман одержимости — чем угодно, хоть служением дьяволу. «Серебряный век» довёл тот страх до логически неизбежного абсурда.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010