Поэтому совершенно недопустимо только ограничиться выявлением святоотеческих методов и их классификацией. Остановка на этом этапе означала бы непреодоленную пропасть между патрологическими и библейскими исследованиями, отсутствие должной оценки подхода отцов и, как следствие, невозможность их актуализации в библейских исследованиях и в церковной жизни. В силу этого представляет несомненный интерес верификация адекватности святоотеческих методов толкования Ветхого Завета (и критерия выделения ими объема мессианских текстов) путем сопоставления с методами толкования ветхозаветного корпуса авторами новозаветных книг. Это позволит установить, продолжают ли отцы Церкви традицию писателей Нового Завета, образцовую для всех христиан, или отходят от нее и привносят в толкование позднейший элемент. Поскольку по отдельности и святоотеческие методы, и подходы новозаветных авторов уже достаточно хорошо изучены 4 , указанное сопоставление составляет основную задачу данного доклада. Базовые предпосылки святоотеческих толкований Отправной точкой толкования святых отцов было прочтение Священного Писания как Слова Божия, т. е. интерпретация в контексте учения о богодухновенности Библии. При этом они не понимали богодухновенность в механистическом смысле, но признавали и даже подчеркивали соучастие священных авторов в передаче божественной вести на понятном своим современникам человеческом языке, в соответствии с конкретной исторической и культурной обстановкой 5 . Данная точка зрения вполне соответствует убеждению новозаветных авторов о том, что «все Писание богодухновенно» ( 2Тим. 3:16 ). По замечанию Чарльза Канненгайзера, основным принципом прочтения Библии христианскими толкователями было представление о том, что библейская весть «имела свой собственный статус, происходящий из божественного источника сверхъестественным образом; следовательно не могло быть нейтрального чтения, свободного от религиозной веры соответствующего свойства» 6 . Это очень важное замечание, свидетельствующее о «конфессиональном», как бы мы выразились сегодня, подходе отцов Церкви. Именно такое — христианское, или, лучше сказать, христоцентричное — прочтение Ветхого Завета предложили своим последователям Господь Иисус Христос и апостолы: «Исследуете 7 (????????) Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне», — говорит Христос иудеям ( Ин. 5:39 ). Святой апостол Павел называет Господа Иисуса единственным способом снять покрывало, лежащее на ослепленных умах иудеев, когда они читают Ветхий Завет и не могут понять его должным  образом ( 2Кор.3:14 ). Особенности ветхозаветного мессианизма

http://azbyka.ru/messianskie-mesta-vetxo...

Тит также был ценным для Павла помощником, однако его имя упоминается не столь часто. В адресованном ему Послании он именуется «истинным сыном» апостола (Тит.1:4). Возможно, Тит был обращен непосредственно апостолом Павлом; во всяком случае, мы находим его в окружении апостола во время Апостольского Собора, который состоялся в Иерусалиме после первого миссионерского путешествия (Гал.2:1). Как и Тимофею, апостол Павел доверял Титу; когда последний был отправлен в Коринф, ему удалось урезонить коринфян (2Кор.7:6). В Послании, адресованном Титу, ему поручается «довершить недоконченное» и «поставить по всем городам пресвитеров», как ранее приказал апостол (Тит.1:5). Согласно христианскому преданию, Тимофей и Тит почитаются как епископы Ефеса и Крита; однако, представляется более вероятным, что они были лишь верными продолжателями дела апостола Павла (подобными апостолам). Обстоятельства написания Пастырских посланий Нам неизвестно, откуда были отправлены 1Тим. и Тит., однако не представляет труда понять, что они были написаны, когда апостол Павел находился на свободе. В момент написания 1Тим. он собирался, как читаем мы, отправится «в Македонию» (1Тим.1:3); будучи на свободе, он хотел присоединиться к Тимофею в Ефесе (1Тим.3:14). Маршруты апостола Павла, упоминаемые в трех пастырских посланиях, не вписываются в повествование Книги Деяний: Послание к Титу позволяет предположить, что апостол проповедовал еще раньше на Крите (Тит.1:5). Новозаветная критика использует этот факт в качестве аргумента против подлинности трех посланий. Сторонники же подлинности выдвигают гипотезу, которая нам кажется вполне разумной: они считают, что ап. Павел был освобожден после двух лет римских уз, рассказом о котором заканчивается Книга Деяний (Деян.28:23–31). На свободе он, вероятно, совершил четвертое миссионерское путешествие, о котором в Книге Деяний уже не рассказывается, и отдельные этапы которого мы можем уловить в Пастырских посланиях. Вполне правомочно задать вопрос, не удалось ли ап. Павлу во время четвертого путешествия осуществить проповедь в Испании, как он собирался сделать, согласно Посланию к Римлянам (Рим.15:24; 15:28). Подобное предположение косвенно подтверждается свидетельством Климента Римского : в своем Послании к Коринфянам (кон. I века) он сообщает нам, что Павел «быв семь раз отягощен узами, изгнан, побиваем камнями, стал вестником (κρυξ) на Востоке и на Западе… проповедовал Правду (δικαιοσνην) всему миру, он достиг пределов ( ρμα) Запада»; 24 с точки зрения Климента, епископа Рима, пределами запада вполне могли быть земли Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

2) «Цари» здесь понимаются не только в своем лице, но и с подчиненными своими людьми. 3) Увещевает их Дух Святой, чтобы они очувствовались и осмотрелись, Кому они противятся и против Кого восстают. Ибо безумно Тому противиться, власти, повелению и воле Которого все повинуются, совет и определение Которого неизменны. Поэтому следует или покориться Ему и покаяться, или не покориться и погибнуть вовеки. 4) Бог , будучи щедрым и милостивым, долготерпеливым и многомилостивым, «не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и жив был» ( Иез. 18:32, 33:11 ). Поэтому отечески увещевает грешников, чтобы обратились, покаялись, покорились воле Его спасительной, и исправили бы себя, и так бы спасение, которое Он им послал через Единородного Сына Своего, благодарно и радостно приняли и облобызали. «И ныне, цари, уразумейте, научитесь, все судьи земли». 5) Хочет, чтобы они уразумели и научились «ныне», пока время не ушло, пока есть время благодати, и Бог на покаяние зовет, и кающихся принимает и милует, и прощение подает. «Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения» ( 2Кор. 6:2 ). «Се ныне» означает настоящее время, пока в жизни этой находимся. «Ныне» время каяться, молиться, просить, и искать, и стучаться в двери милосердия Божия. Будет время и день суда, истязания, испытания, когда замыслы, начинания, слова и дела будут судиться. Тогда покаяние, слезы, воздыхания, моления и прошения ничем не помогут. «И ныне, цари, уразумейте, научитесь, все судьи земли». Уразумейте и прочие люди. «Уразумейте же это все забывающие Бога, дабы Он не восхитил (вас), и (тогда) никто не избавит» ( Пс. 49:22 ). 6) «Служите Господу со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом» ( Пс. 2:11 ). Ибо «страх Господень есть начало премудрости» ( Притч. 1:7 ). Уразумейте силу пришествия Христова в мир. Он от Отца Своего Небесного послан в мир, чтобы спасти мир: «пришел взыскать и спасти погибшее» ( Мф. 18:11 ). Тогда, помышляя о своем состоянии, ужаснетесь и, рассуждая о Его величестве и своем недостоинстве, с радостью шею вашу под иго Его святое и благое преклоните.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

5 . По епархиальным городам в кафедральном соборе учреждается очередное проповедание священно-служителей городских и пригородных церквей в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни по расписанию, которое должно быть составляемо консисторией в ноябре каждого года и утверждаемо Преосвященным (уст. дух. конс. ст. 10). 6 . В некоторых церквах епархиального и других городов, сообразно местности церквей и способностям священников, учреждать катехизические по воскресным дням поучения. Консистория ежегодно в августе месяце представляет Преосвященному свои мнения, в какой церкви и кому признается удобным назначить таковое преподавание. (Там же ст. 11). 7 . Цензура проповедей и катехизических поучений, означенных в предыдущих статьях, поручается благочинными или же особым цензорам, которые доносят консистории о неисправных, разумея под сим наименованием как тех кои уклоняются от произнесения в свою очередь проповедей и поучений, так и тех, кои к составлению оных не прилагают должного тщания. (Там же ст. 12). Для вернейшего руководства в проповедании, очередные поучения, произносимые в епархиальном городе епархиальный Архиерей предварительно рассматривает сам сколько другие занятия позволяют. Катехизические поучения представляются ему цензорами по окончании года, и тогда рассматриваются им самим, или, по его поручению, доверенными лицами. (Там же ст. 13). Примечание. Духовным пастырям надлежит твердо помнить, что они поставлены быть учителями Св. веры Христовой, сокровищницею коей служит слово Божие и св. прав. Церковь ; из сего чистого и животворящего источника пастырь должен почерпать и основания и руководительные начала для своих поучений, последую св. апостолу Павлу: «яко от чистоты, яко от Бога, пред Богом, во Христе проповедавшему ( 2Кор.2:17 )» и полагая целью проповеди назидание, духовное совершение и спасение пасомых. Те же требования обязательны для пастыря, когда ему, по званию духовного руководителя словесного стада Христова надлежит нужда поучать по поводу каких-либо общественных событий или кончины общественных деятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василии Великий писал и о разных типах возрастов: «Поелику есть человек “внешний” и есть человек “внутренний” ( 2Кор.4:16 ), то и возрасты, как в человеке видимом, так и в умопредставляемом в тайне, надобно нам понимать приблизительно к тому и другому» 2 . С этой точки зрения, возможно рассогласование внутреннего и внешнего возрастов: взрослый человек может быть младенцем по духовному возрасту. 3 С морально-психологической точки зрения, возможно и такое деление возрастов жизни: «1. Очищение; ибо грешник, обращающийся к Богу, нечист; 2) освящение, и 3) соединение с Богом» 4 . С точки зрения направленности устремлений души, возрасты также делятся на несколько периодов, в каждый из которых душе нужно: «а) возвращение в себя (от соблазнов внешнего мира. — Ю.З .), б) пребывание в себе, соединенное с деятельным очищением себя; в) соединение с Богом». 5 Таким образом, св. отцы всегда соотносили и сопоставляли духовный и обычный возраст, делая из этого важные душеполезные выводы. «Старцы отвечают сообразно с (духовным) возрастом человека. Есть время, в которое человек может послужить, и тогда он должен оказывать другим услуги; но настанет и такое время, когда ему будут служить другие: тогда духовный возраст его будет уже не тот, что прежде» 6 . Григорий Синаит : «Равны возрастом духовным суть те, кои здесь достигли полноты совершенства во Христе» 7 . В работе «Начертание христианского нравоучения» свт. Феофан Затворник две подглавки уделяет духовному возрасту: «Возрасты доброй христианской жизни» и «Возрасты греховной жизни» 8 . Прот. Николай Стеллецкий, известный дореволюционный богослов, в своей основополагающей работе по нравственному богословию отдельную подглавку посвящает теме: «Возрасты духовной жизни и отличительные свойства каждого из них». Вот некоторые ее положения: «На основании слова Божия можно указать три возраста духовной жизни: младенческий, юношеский и мужеский или совершенный… Три же соответственные степени возрастания духовного указываются и св. отцами: новоначальные, успевающие и совершенные, или степени обращения, очищения и освящения» 9 .

http://azbyka.ru/vozrast-duhovnyj

Г. ЦЕРКОВЬ В то время как данные Израилю обетования еще ожидают своего окончат. исполнения ( Рим. 11 ), из народов созывается и собирается Церковь Иисуса Христа. Она представляет собой собрание святых, которых Бог призвал по Своей воле. Господь заранее предопределил, что они обретут образ Его Сына ( Рим 8 и след.). Предопределение – это предварительное деяние Божье, которым Он предназначает определ. людей (еще до их рождения) для обретения образа Христа и достижения Его славы ( Ин. 17:24 ; Гал 1 и след.). Бог хочет, чтобы через этих избранных, через их святое преображение и священнич. служение человечество познавало и славило Его ( Еф. 1:4–6 ; 2Фес. 2:13 ; 1Петр. 2:9 ). Церковь как тело Христово ( 1Кор. 12 и др.) – это тот орган, через который Бог воздействует на грешный мир. Только избранные, «познанные» Богом ( 2Тим. 2:19 ), образуют Его тело. Чтобы они смогли исполнить это жизненное предназначение, Господь наделяет их Своими дарованиями (см. «всеоружие Божие» Еф. 6:10–18 и ⇒ Дар, дарование ); их путь может проходить через позор и страдания, но Бог дает им силы все преодолеть ( Рим. 8:35–39 ; 2Кор. 4:7–11 ). «Никто не может похитить их из руки Отца» ( Ин. 10:29 ). III. УЧЕНИЕ О ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ К ИЗБРАНИЮ ИЛИ ОТВЕРЖЕНИЮ Как следует относиться к учению Августина и Ж.Кальвина о предопределенности людей либо к вечному блаженству, либо к вечному проклятию? Свящ. Писание выступает против подобных предположений. На основании библ. свид-в можно сделать вывод лишь о существовании тесной связи между И. и спасением, но в Библии ничего не говорится о связи между И. и проклятием. Некоторые вызывающие сомнения места в Рим. 9 никоим образом не могут быть истолкованы как свидетельства об И. к проклятию. В Рим. 9:11.12.13 говорится лишь об И. Богом Иакова для определ. предназначения. Об Исаве сказано лишь то, что Бог его «возненавидел» только в отношении обетования, т.е. лишил этого предназначения. И ожесточение фараона никоим образом не было предопределено. Бог ожесточил правителя в его языч. самомнении, чтобы показать на нем Свою силу. «Сосуды гнева, готовые к погибели», и «орудия гнева» ( Ис. 13:5 ) – это люди, которым надлежит исполнить определение суда. свидетельства существования извечного предназначения к проклятию нельзя обнаружить и здесь. «Осудить» не значит «предопределить». Ап. Павел нигде не говорит об окончат., безвозвратном отвержении грешников. Бог никого не предопределяет к погибели, а только к благодати ( Еф 1 и след.; Рим 8 и след.). Т.о., предопределение либо к И., либо к отвержению не подтверждается Писанием. Конечно, многие вопросы, касающиеся учения об И., остаются открытыми. «Нам следует оставить Писание таким асимметричным, каково оно есть» (Э.Бруннер). И в этом отношении справедливо утверждение о том, что наше знание остается частичным ( 1Кор. 13:9 ). Мы твердо держимся веры в неогранич. волю Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ). ⇒ Свобода, свободный .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Если мы имеем печать Святого крещения, то позаботимся возненавидеть грехи свои, дабы обрести милость в день Суда (прп. авва Исаия , 59, 210). ...Слову предан человек как Врачу, чтобы уврачевать от угрызения змия; как Жизни, чтобы воскресить мертвого, как Свету, чтобы озарить тьму; и сущему Слову, чтобы обновить словесную тварь (свт. Афанасий Великий , 1, 269). Источник. ...Должно нам сообразовать житие свое с житием святых и отцев, и им подражать, а также знать, что, уклоняясь от образа их жития, делаемся чуждыми и общения с ними (свт. Афанасий Великий , 2, 6). Не может стать учеником Господним, кто пристрастен к чему-нибудь настоящему, или терпит при себе что-либо хотя мало отвлекающее от Божией заповеди (свт. Василий Великий , 7, 309). Источник. Каковы, по требованию Божиего Слова, должны быть христиане. ... как овцы Христовы, которые слушают единственно голоса собственного своего Пастыря и за Ним последуют. Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут ( Ин. 10, 27 ). И выше: по чуждем не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа (Ип. 10, 5). как розги Христовы, которые во Христе укоренены, в Нем плодоносны, и делают и имеют все то, что Христу свойственно и Его достойно. Аз есмь лоза, вы же рождие ( Ин. 15, 5 ). как члены Христовы, которые во всяком действии заповедей Господних или даровании Святаго Духа совершенны, соответственно достоинству Главы, которая есть Христос. Не весте ли, яко телеса ваша удове Христовы суть ( 1Кор. 6, 15 )... как невеста Христова, которая соблюдает чистоту, сообразуясь с единою волею Жениха. Имени невесту жених есть ( Ин. 3, 29 ). Обручив бо вас единому мужу деву чисту представший Христову ( 2Кор. 11, 2 ). как Божии храмы, которые святы, чисты и наполнены единственно тем, что принадлежит к служению Богу. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидет, и обитель у него сотворима ( Ин. 14, 23 )... как жертва Богу нескверная и беспорочная, которая во всех членах и частях сохраняет здравое благочестие. Молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше ( Рим. 12, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И ты будь мужествен в сей брани». Встал и еще один. Святой сказал ему: «Несть наша брань к плоти и крови, но к началом, ко властем, к миродержителем тмы сея, к духовом злобы ( Еф.6:12 ). И ты должен мужественно сражаться против них». Далее, одному сказал: «Очистим себе от всякия скверны, не точию плоти, но и духа ( 2Кор.7:1 ). Посему обращай внимание на тайные грехи свои». Наконец еще встал один монах. Святой сказал ему: «Ты должен так молиться: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего ( Пс.18:13,14 ); потому что ты с сих двух сторон подвержен сильному нападению». Все сие св. Феодор говорил на египетском языке, с которого на греческий переводил Феодор Александрийский, бывший прежде чтецом Перейской Церкви, муж святой и по словам, и по делам. Он подобен тому, который сказал некогда: Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал.2:19,20 ). Феодор Александрийский еще доселе не разлучился с плотью, и угождает Господу. Сии люди подобны тем, которые полагали препятствия св. Апостолу Павлу в проповедании Евангелия, которые возвещали Христа нечисть, и от рвения ( Флп.1:16 ). Когда гонение усилится, то неожиданно вступит на царский престол язычник 3 , который будет стараться уничтожить Таинства Христовы, и употребить все силы, чтоб увлечь христиан в заблуждение. Но Христос посрамит коварное намерение его. Ибо и к сему царю должно относить слова Писания: Прозорливый же и обидчивый муж и величавый ничесоже скончает ( Авв.2:5 ). Мы должны усердно взывать к Богу, чтоб Он продлил милость Свою к Церквам, чтобы не погибли многие». Когда некто спросил святого, кто бы это были гонители из нашего рода, он отвечал: «Нечестивые ариане». Сказав сие, он опять сел под финиковым деревом, и я уже находился от него в некотором отдалении, потому что я оставил прежнее свое место. Между тем, как некоторые монахи разговаривали между собою на своем языке, некто Елурион, муж облеченный во Христа, сказал мне по-гречески: «Встань и спроси человека Божия, когда это будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Изначально нужно подчеркнуть то, что, в общем, в Православной отеческой традиции, обращение к завершению времени ( στα σχατα) определяется твердостью веры. Действительно, речь идет о совершенной убежденности, которая выражается термином Священного Писания «чаяние» ( προσδοκα) или его глагольной формой «чаять» ( προσδοκαν). Речь идет о «чаянии грядущих на вселенную«( Лк. 21: 26 ). Члены христианской общности составляют «чающих и скорее быти желающих пришествия Божияго дне …нова же небесе и новы земли по обетованию его чаем»( 2Петр. 3: 12–13 ) 4 . В Константинопольском Символе Веры глагол «чаять " ( προσδοκ) находится одновременно и в полном соответствии с глаголом «верить» ( πιστεω). «Чаять " означает твердо верить, ожидать что-либо как нечто совершенно определенное, не подлежащее никакому сомнению. Между понятиями чаяние и надежда есть некая разница. Чаяние означает ожидание с уверенностью, в то время как надежда может отождествляться с чаянием, может, однако, быть лишь психологическим ожиданием недоступного. Святитель Григорий Богослов , говоря об этом втором значении надежды, замечает следующее: «Надежда есть общение с отсутствующей вещью. Упразднение его, я полагаю, приводит к отчаянию» 5 . В том случае если надежда является не «известной " (т.е. твердой, (« ββαια») ( 2Кор. 1: 7 ), а беспочвенной мечтой, она может приводить к отчаянию 6 . Поэтому не случайно Отцы Второго Вселенского Собора для обращения к постисторической драме использовали в своем Символе Веры не термин «надеемся», но «чаем». Вера Церкви в то, что она идет к завершению своего исторического времени является не неопределенной, но конкретной, она есть не невидимая, но видимая глазами веры и чаяния. Святитель Игнатий пишет: «Времена исследуй. Чай Сверхвременного, Безвременного, Невидимого, но для нас Видимого» 7 . Следовательно, для того, чтобы составить представление об эсхатологии, основанной на богословской традиции Востока, мы должны отдать ведущую роль определению «Богословие Чаяния», не отвергая при этом определения «Богословие Надежды». Чаяние имеет в себе надежду не как вероятность, но как уверенность. Это сознание сосуществования твердой надежды и чаяния в церковном опыте удивительно отражено в одном тексте 4 века, в котором замечается: «надежду будущего блаженства мы не только чаем, но. неким образом, уже имеем» 8 . Ту же веру выражает и свт. Василий Великий говоря, что «сладкое и без мучений житие предлагается в наслаждение не ожидаемое в последствии, но в уже настоящее» 9 . Таким образом, уверенность христианского чаяния сплетается с «ныне " церковной общности. Действительно, удивительным в жизни христианина является то, что он переживает в Духе Святом, вместе со своими братьями во Христе, здесь и в настоящее время, в каждый исторический момент, чаяние своей веры. Чаяние конца истории как сущностная достоверность не является отрезанной от настоящего, но просвещает его верой и дает ему ценность. в) «Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью а) О составе Церкви Мф.16:18 . «И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Объяснение. Чтобы быть членом Церкви, созданной «на сем камне», должно соблюдать всё, что заповедано Господом: Мф.28:20 ; утверждать в этом должен был и сам «камень» Пётр: Лк.22:32 ; здание Церкви должно быть полно и законно: Еф.1:23; 2:20–22 ; а не самочинным сборищем: Откр.3:9 . Мф.18:19–20 . «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Объяснение. Что Церковь составляется не из 2 или 3 челов., это видно из: Мф.18:16–18 ; 1Кор.12:28–29 ; Еф.4:11–12 . Чтобы составить Церковь , недостаточно только «собраться» 2 или 3, но должно исполнять слова Господа: Ин.15:4–7 ; внутреннее единение со Христом Церкви достигается: Еф.1:22–23; 2:19–20 ; чтобы быть добрым членом истинной Церкви, нужно соблюдать учения предстоятелей её: Мф.28:20 ; Деян.16:4–5 . Деян.13:23 . «Из его-то (Давидова) потомства Бог , по обетованию, воздвиг Израилю Спасителя Иисуса». Объяснение. Бог по обетованию воздвиг Спасителя Иисуса: Деян.2:30 ; Рим.1:3 . Господь Иисус Христос , возносясь на небо, не оставил Церковь Свою неустроенной, но поставил в Церкви пастырей и учителей: Еф.4:11–12 , обещаясь быть с ними до скончания века: Мф.28:20 . 1Пет.2:9 . «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Объяснение. Здесь апостол Пётр, очевидно, называет всех верующих во Христа священством вовсе не в том смысле, в каком эти названия принадлежат пастырям Церкви Христовой, но в том именно, что верующие и освященные в таинствах Церкви имеют дерзновение священнодействовать пред Богом каждый за себя духовно, принося в жертву молитву, прошения, благодарения, дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно и проч. добродетели: Рим.12:1 ; 2Кор.6:4 . А что не все могут быть в Церкви вообще царями, иереями, пастырями, учителями, о сем свидетельствуется: 1Кор.12:28–29 ; Еф.4:11–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010