В состав Церкви Православной Вселенской, как части ее, входят Церкви Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Всероссийская, соединенные одним исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах, и различаемые только по некоторым древним преимуществам чести, но не власти, – согласно наставлению Апостола Павла, который называет еще плотскими Христиан, производящих свое достоинство не от Бога, а Его служителей ( 1Кор.3:3–7 ), и согласно правилам св. Вселенских Соборов 3 . Воинствуя ( 2Кор.10:3 ; Еф.6:12 ) противу греха, как добрый воин Иисуса Христа ( 2Тим.2:3 ), и руководствуя мир к славе Божией и вечному блаженству, Церковь Христова, сущая на земле, есть видимая и воинствующая. Воины св. веры и благочестия, со славой кончившие на земле Христианские подвиги, достойные венцов небесных, вкупе со святыми Ангелами, соцарствуя Христу 4 , и восполняя число падших духов, составляют Церковь первородных, – Церковь небесную, невидимую, торжествующую ( Евр.12:22–23 ). Из членов Православной Церкви неизъяты и умершие в вере и покаянии; ибо Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк.20:37–38 ). Во Иисусе Христе Господе нашем, Главе Церкви ( Еф.1:22–23 ), соединены неразрывными духовными узами все: Святые на небеси, живущие на земле, и умершие, и суть только разные члены одного духовного тела Христова – Церкви. Столь полный состав Церкви Православной, поставляющий нас в назидательные и утешительные отношения к Святым и умершим, служит между прочим свидетельством ее православия, воздающего всем должное. Влияние Церкви на мир Хранимая и управляемая Богом для руководства мира ко спасению, Святая Церковь всегда имела и имеет благотворнейшее влияние на мир и непрерывным бытием своим среди его, и своим деятельным попечением об освящении и единении его с Богом. Умалчивая о неизмеримом влиянии Церкви Божией на верующих, поставляемых ей под непосредственное действие всесильной Благодати, которая их духовно возрождает, врачует, питает, делает причастниками Божественного естества ( 2Пет.1:4 ), новыми творениями во Христе ( 2Кор.5:17 ), влияние Церкви и на внешний мир неисчислимо велико.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

О тех, кои обогощаются средствами не неправедными т. е. благословенным трудом и бережливостью, распространяться здесь не считаем уместным. Обстоятельное приложение к ним притчи, есть дело, если и не трудное, то довольно обширное и составляющее прямой предмет церковной кафедры. А что и для таковых нравственный урок притчи поучителен и обязателен, приводим слова св. Златоуста: «хочешь ли соорудить пространные и великолепные домы? Не воспрещаю, только не на земле, а созижди себе скинии нераззоряемые на небесах, созижди, не прилагая сердца своего к богатству, и раздавая оное нищим» 96 . Дело Апостольского служения в церкви Христовой продолжается и ныне, потому что Христос – Глава церкви – имеет пребывать с ней и в ней, до окончания века. Современная нам церковь , далеко не то по своему объему, что она же была под видимой Главой. С преумножением словесного стада Христова, умножились в нем и пастыри, – умножились преемники власти и служения Апостольского – епископы, умножились и сотрудники их – пресвитеры и диаконы. Но во множестве званных, не все избранные. Таким образом, те, кои мняся стояти о Господе, действительно стоят и пасут еже в них стадо Божие, не лихоиманием омрачаясь, но бескорыстием сияя, и образы бывая стаду, ( 1Петр. 5:2,3 ), – те пусть благодарят Господа, даровавшего им дух Евангельского бесстрастия и блюдут себя, да не падут, а паче да возрастают во благодати самоотвержения, смиренномудрия и сострадания к неимущим. Богатства высшего, невидимого и состоящего в благодати сугубого освящения, они уже сподобились в проручествовании, и это неоцененное сокровище носят уже в своих скудельных сосудах ( 2Тим. 1:6 ; 2Кор. 4:7 .). Остается им пребыть пожизненно верными в этом великом, истинном и сделавшемся для них своим, даровании, да сила Божия, преизбыточествуя в них и чрез них к созиданию церкви ( 1Кор. 14:5 ), соделает их в свое время причастниками в безмерном избытке и вечныя славы ( 2Кор. 4:17 ). Что же касается тех из священноначальствующих во вселенской церкви, кои, приемля в ней подобно Иуде, жребий высшего служения, являются, как и этот Апостол, не совсем свободными духа сребролюбия, и пастырствуют в среде овец своих, не столько имея в виду изведение их на спасительные пажити слова Христова, сколько обогащение себя от их руна и млека: то да помятуют таковые, что огнь св. ревности о спасении братий своих, хотя бы он, по началу, и благодатью вожден был в них, не может гореть в сердце заглушаемом и подавляемом печалями века сего и лестью богатства ( Марк. 4:19 ), и что они, святотатственно извращая великое дело домостроительства Божия о спасении мира, творят грех тяжкий, – грех на Святого Духа, и подвергаются опасности, скорее излиять из рассевшегося чрева вся утробы своя ( Деян. 1:18 ), чем совместить в своем лице несовместимое, – совместить служение Богу и мамоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании поста Мф.6:16–18 . «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Объясн. Первые же слова этого стиха говорят о посте – «когда поститесь», осуждается здесь только лицемерный пост: Тов.12:8 . Молитвой и постом изгоняется самый лютый род бесов: Мф.17:21 ; упражняться в посте учили апостолы: 1Кор.7:5:11:27 , и Сам Господь: Мф.9:15 . Мф.9:17 . «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». Объясн. Здесь говорится не о посте, а о христианском учении, как «молодом вине», которое не могли воспринимать «мехи ветхие» – не уверовавшие в Мессию Иудеи. Нельзя забывать, что ученики Господа Иисуса не постились, пока Он был с ними, а когда «отнят был у них жених», тогда стали поститься: Деян.13:2–3:14:23 ; учил о посте и Сам Иисус Христос: Мф.6:16–17:17:21 , и святые апостолы: 1Кор.7:5 ; 2Кор.6:4–5 . Мф.15:11:17–19 . «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ещё ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека». Объясн. Здесь о безразличии и неважности пищи для спасения человека ничего не говорится. Иисус Христос учит заботиться о соблюдении внутренней чистоты своего сердца. Церковь запрещает в постные дни вкушение мяса не потому, что оно само по себе нечисто, но чтобы обуздать плотоугодие, для упражнения в молитве: 1Кор.7:5 , и для избегания соблазна: 1Кор.8:9–13 . Ясное дело, Спаситель в Евангелии ( Мф.15:11–18 ) говорит о том, что нужно человеку гораздо более заботиться о соблюдении внутренней чистоты своего сердца, чем о внешней чистоте тела человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И если когда, то именно в эти праздничные дни каждый истинно верующий во Христа должен посвящать себя на служение Богу, подобно тому, как христиане первенствующей Церкви посвящали эти дни преимущественному участию в молитве и богослужебных собраниях: Лк.24:53 ; Деян.20:7 . И потому никто да не осуждает нас (православных) за эти праздники ( Кол.2:16 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании праздничных дней О праздниках вообще Гал.4:9–10 . «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы». Объясн. Галаты приняли проповедь о Христе от апостола Павла, оставили язычество и утверждались в христианской вере. Но среди Галат, в отсутствии апостола, появились Иудействующие лжеучители: Гал.1:7 , которые старались унизить апостола Павла и убеждали Галат принимать обрезание и соблюдать закон Моисеев, т.е. чтить праздники и посты не христианские, а иудейские, посему апостол и укоряет Галат за их совращение: Гал.1:6 . Нужно было достигнуть того, чтобы Галаты держались главы – Христа, не обольщаясь и не надмеваясь самовольным и бесполезным служением: Кол.2:18–22 . К праздникам и постам христианским эти слова апостола не могут относиться уже по одному тому, что сам апостол соблюдал посты: 2Кор.6:5:11:27 , чтил богослужением «первый день недели» (Воскресение): Деян.20:7 , и повелевал не осуждать за праздник: Кол.2:16 . Кол.2:16 . «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу». Объясн. Здесь говорится о праздниках, которые суть – тень будущего: ст.17, т.е. праздниках ветхозаветных, как, например, Суббота: Исх.31:14 , Пасха: Исх.12:11–14 ; понятно, эти праздники не имеют места в христианстве, где уже сами апостолы заменили субботу следующим за ней днём воскресным: Деян.20:7 ; Откр.1:10 ; так же и Пасха наша, Христос, заклан за нас: 1Кор.5:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

9. Протестанты учат, что при молитве покаяния Дух Святой сразу входит в человека без посредства Церкви и Её священства, вопреки учению Св. Писания ( Деян.8:14–18; 19:1–7 – см. гл. 14, абз. 8, 13, 35–36; Иез.9:4 ; Ис.66:18– 19 ; 1Ин.2:20,27 ; 2Кор.1:21–22 – см. гл. 14, абз. 45–54;) и всей древней Церкви (см. гл. 14, абз. 56, 59, 62–63, 66–69, 72–82), свидетельствующих о том, что Св. Дух подаётся верным через церковное таинство – апостольское (епископское) Руковозложение или Миропомазание. 10. Протестанты, вопреки учению Евангелия (см. гл. 15, абз. 7–28) и всей древней Церкви (см. гл. 15, абз. 30–63), отвергают реальность Причастия и учат, что это лишь символ (см. гл. 15, абз. 3), чем в принципе лишают себя возможности быть Церковью – Телом Христа. 11. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.20:21–23 , Мф.16:18–19; 18:18 ; Лев.16:20–22 – см. гл. 16, абз. 2–7) и учению всей древней Церкви (см. гл. 16, абз. 27–64), отвергают таинство Исповеди и само право священства отпускать людям грехи властью Христа. 12. Большинство протестантов, вопреки ясной заповеди Апостола ( Иак.5:14–15 – см. гл. 17, абз. 2) и учению всей древней Церкви (см. гл. 17, абз. 7–9), отвергают и не совершают Елеопомазания. 13. Протестанты урезали Священное Писание, произвольно исключив из него 11 книг, вопреки Преданию ветхозаветных иудеев и древней христианской Церкви (см. гл. 20). 14. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( 2Фес.2:15; 3:6 ; 1Кор.11:2 ; 1Тим.6:20 ; 2Тим.3:8 ; Иуд.9 – см. гл. 19, абз. 11–12), учению всей древней Церкви (см. гл. 19, абз. 15–22) и, что весьма забавно, вопреки своей же собственной практике (т.е., на деле они признают некоторые части Предания Церкви и имеют своё собственное предание – см. гл. 19, абз. 28–51) отвергают Священное Предание Церкви и само понятие «предание». 15. Протестанты не веруют во «Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь », в Её непобедимость, непрерывность и всеизвестность, утверждая, что «историческая Церковь » духовно умерла, бросившись при этом воссоздавать Церковь, на деле же учинив тысячи расколов и своих самозваных рукотворных церквей и деноминаций, чуждых и враждебных Христу (см. гл. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

е. освобождение себя от обязанностей веры в истинного Бога и Христа-Спасителя, и послушания возвещённому Христом закону евангельскому. Вера Христова, с ее учением о подчинении ей своего разума ( 2Кор.10:5 ), о самоотверженной любви в Богу и ближнему ( Мф.22:37–39; 10:37–39 ; Ин.15:13 ), о подчинении своей воли воле Божией ( 2Петр.4:2 ), обуздании похотей плоти и умерщвлении страстей ( Кол.3:5 ; Фил.4:8 ). составляющая для истинных последователей Христовых благое и легкое иго, доставляющее покой смущаемой и отягощаемой грехом их совести ( Мф.10:28–30 ), для людей неверующих, привыкших ходить в похотях сердца своего, всегда казалась и кажется тяжелыми узами, стесняющими их свободу, и неудобоносимым игом, и потому они всегда восставали и восстают против веры в Бога и Христа. Так и во время земной жизни Иисуса Христа восстававшие на Него иудеи, представляясь мнимо строгими ревнителями исполнения буквы закона, в действительности стремились к разрушению закона Божия ряди своих человеческих преданий ( Мф.15:6, 23 ; Мк.7:8, 9:13 ) и к освобождению себя от налагаемых законом обязанностей нравственной чистоты ( Мф.23:25–28 ; Ин.5:44; 12:43 ). 4 . Но Тот, против Которого восстают цари и князья земные, живёт (собственно: восседает, как царь на троне) на небесах, в недосягаемой для земных восстаний высот (ср. Пс.112:4–5 и 1Тим.6:16 ), и Он есть Господь, т. е. всемогущий Творец и Владыка всего мира, Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим.6:15 ), пред которым бессильны и ничтожны все враждебные усилия непокорных Ему тварей (ср. Ис.40:22–23 ; Пс.32:10 ). Он в спокойном величии как бы только улыбается (= посметс) на восстания мятежников, т. е. спокойно и снисходительно смотрит на них, попускает их, как предприятия ничтожные, несбыточные, не карая мгновенно грешников, но долготерпеливо ожидая их покаяния и исправления ( Ис.30:18 ; Рим.2:4 ; 2Петр.3:9 ), и только посмевается (поругается=посрамитъ) над ними, – делает, смешными, посрамляет их безуспешностью их замыслов ( 2Пар.30:10 ; Пс.58:9 ), обращая зло против них самих (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ефес. 4:13 . (Непрестанно растет) в меру полного возраста Христова. Ефес. 15 . (И в себе) возвращает все в Того, который есть глава Христос. з) Православная Церковь, разрешая разные вопросы на соборах, основывалась на свящ. Писании и Предании Апостолов Деян. 15:28 . Угодно Св. Духу и нам... Деян. 16:4 . Они предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. и) На вселенских соборах св. отцы проповедовали тоже, чему учили Христос и Апостолы, догматов не сочиняли, и брали их готовыми из свящ. Писания: напр., Символ веры весь основан на свящ. Писании. (См. подробности в кн. «Щит веры» стр. 9.). 6) О церковном учительстве в) Дар на проповедь евангельского учения дар чудотворения – различные дары 1Кор. 12:3–11 . Иному чудотворения, иному пророчество... 7) О поклонении Богу в духе и истине а) Вся жизнь человека должна быть служением Богу всем его существом Быт. 2:7 . Создал... Бог человека из праха земного и вдунул дыхание жизни. 1 Кор. 6:20. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших... 1 Фесс. 5:17–18. Непрестанно молитесь. За все благодарите... 1Тим. 6:17 . Богатых... увещевай, чтоб они... уповали на Бога живого... Евр. 9:14 . (Иис. Христ.) Духом Свят. принес Себя... очистив совесть вашу... для служения Богу живому... 8) О благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой а) Благодать – Сила Божия 2Кор. 12:9 . Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи… б) Подается без всякой заслуги со стороны человека Рим. 11:6 . Если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. Ефес. 2:8–9 . Благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар. в) Благодать открыта для всех людей Иоан. 1:14,16,17 . Слово стало плотью, полное благодати и истины... благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Рим. 5:15–16 . Благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса Христа. – 6:14. Мы не под законом, а под благодатью. е) Спасительная благодать Божия, очищающая грехи человека, подается верующим в святых таинствах Церкви, совершаемых законными священнослужителями ее

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1. Общение свойств Божественного и человеческого естеств в Господе Иисусе Христе осуществляется единством Лица, единством Христовой Ипостаси. Поскольку одна и та же Ипостась Бога Слова в Господе Иисусе Христе есть всецело, нераздельно и совершенно Ипостась как Его Божеского, так и Его человеческого естества, то в силу единства Ипостаси свойства одного естества переносятся на другое: Божественные на человеческое и человеческие на Божественное; они общаются между собой, и происходит их взаимообмен. Вследствие единства Ипостаси как носителя обоих естеств Господу Иисусу Христу как Богу усваиваются имена, свойства и действия, принадлежащие Ему по человечеству; и наоборот, как к Нему как к человеку прилагаются имена, свойства и действия, принадлежащие Ему по Божеству. В этом причина того, что в Священном Писании Его Божественному естеству зачастую приписываются свойства человеческого естества, как и, с другой стороны, Его человеческому естеству иногда вменяются свойства естества Божественного. Так, в Священном Писании Господь Иисус Христос именуется: «Господом славы» распятым ( 1Кор.2:8 ); о Нем говорится: Господь Бог «приобрел Себе Церковь Кровию Своею» ( Деян.20:28 ); Его, «Начальника жизни убили» ( Деян.3:15 ); «второй человек – Господь с неба» ( 1Кор.15:47 ); «мы примирились с Богом смертью Сына Его» ( Рим.5:10 ; ср.: 2Кор.5:18–19 ); Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим.8:32 ; ср.: Ин.3:16 ; Гал.2:20 ); «хотя Он и Сын» (Божий), «однако страданиями навык послушанию; и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» ( Евр.5:8–9 ; ср.: Евр.2:10 ). Точно так же в Священном Писании Господу Иисусу Христу как Сыну Человеческому и человеку часто приписываются свойства, принадлежащие Его Божественному естеству, например: вездесущие ( «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» – Ин.3:13 ); власть отпускать грехи ( Мф.9:6 ; Мк.2:10 ; Лк.5:24 ); вечное, Божественное Сыновство ( Мф.16:13, 16 ); суд над миром на Страшном Суде ( Ин.5:27 ; Мф.19:28 ); Божественная слава ( Ин.17:3–5 ); Божественное всемогущество ( Мф.26:64 ); Божественное поклонение ( Флп.2:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

6. Не ограничивайтесь благотворением лишь тем, кто просит, помогите и тем, кто ещё пытается сам найти себе пропитание, например, роясь в помойке. 7. Если можете, спросите имя нуждающегося — проявите к нему уважение. Не прячьте взгляд, даже если вы спешите, обращайтесь без заносчивости и высокомерия. Не следует сочетать свои дары с укорами относительно его образа жизни и нравоучениями. Помогать надо просто, без стремления поучать человека. Советы можно давать только уже узнав человека и полюбив его, имея с его стороны какое-то доверие, с молитвой и внутренним смирением. 8. Помогая людям, не ждите от них благодарности – творите все ради любви Христовой.  « Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех » ( Мф. 5:16 ). Жертва – это проявление любви. Даже, если мы потеряем какую-то сумму денег, пожертвовав её не тому, кто остро нуждается, то эту любовь у нас точно никто не отнимет. 9. С осторожностью относитесь к денежной помощи незнакомым женщинам с младенцем на руках (могут усыплять детей алкоголем), одиноким детям (собирают деньги для родителей-тунеядцев), инвалидам (могут быть рабами для сбора денег) и цыганам (распространяют наркотики). Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ). «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал.6:10 ). Дидахе, глава 1 : «5. Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта. 6. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать». свт. Василий Великий, письмо 145, к Амфилохию : 

http://azbyka.ru/vsem-li-nado-podavat-mi...

В Новом Завете требование о благотворительности не сводится к обязанности заниматься ею лишь в ограниченной социальной среде. В притче о милосердном самарянине Христос показал, что ближним нужно стать для любого, кто нуждается в нашей помощи ( Лк.10:25-37 ). В новозаветных книгах содержится множество указаний на необходимость благотворительности. Христос утверждает, что милостивые будут помилованы ( Мф.5:7 ), и призывает уподобиться милосердием Небесному Отцу ( Лк.6:36 ). Говоря о Страшном суде, Он отмечает, что оказание помощи нуждающимся угодно Богу, а отчуждение от такой формы благочестивого делания чревато пагубными последствиями ( Мф.25:40-46 ). Основной мотив христианской благотворительности – любовь, но и любовь нельзя представить себе без благотворительности: «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» ( 1Ин.3:17 ). С самого начала своей истории Церковь осуществляла социальное служение. В книге Деяний описано поставление семи служителей для попечения о вдовах ( Деян.6:1-6 ). Апостол Павел в своих посланиях призывает участвовать в нуждах христиан ( Рим.12:13 ), откладывать пожертвования для бедных общин ( 1Кор.16:2 ; 2Кор.9:7 ). В древней Церкви существовал институт вдовиц, которые находились на церковном попечении ( 1Тим.5:16 ). Своего рода милостыней от лица Церкви являлись для бедняков вечери любви (агапы), где все верующие имели братское общение за общей трапезой. Отцы и пастыри Церкви служили делу христианской благотворительности как пастырским научением, так и личным примером. Так, во время жестокого голода свт. Василий Великий побудил имущих открыть свои хранилища, собрал в одно место голодающих, накормил их, а также с помощью служителей удовлетворил их телесные и душевные потребности. Он учредил приют, в котором принимали странников, нищих, больных, в т. ч. прокаженных. Свт. Иоанн Златоуст в чине патриарха Константинопольского построил больницы для немощных и убогих, снабжал их необходимым и приставил к ним двух священников, чтобы заботились о них. Свт. Иоанн Милостивый построил семь больниц в Александрии.

http://azbyka.ru/blagotvoritelnost

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010