Братия мои! кто из святых проповедовал пресыщение, хвалил невоздержание? Никто. Святые любили пост. «Во всем являем себя, — говорит апостол, — слугами Божиими ...в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» (2Кор.6:4—5). «Порабощаю тело мое, пишет он же, чтобы иным проповедуя, самому не быть нерадивым». Пророки любили пост, мученики любили пост, преподобные изнуряли тело постом. Св. Василий Великий пишет: «все святые соблюдали пост, как отеческое наследие, передаваемое от отца к сыну, так что это стяжание по порядку преемства сохранилось и до нас». После того кто же, слушатели мои, говорит против поста? Кто эти проповедники, которым так не нравится воздержание? С какого времени и откуда они явились в христианском мире? Если это не святые, то конечно люди другого разряда; кто эти люди? Осмотритесь и увидите. Это люди, для которых «Бог чрево», но за то и кончина их — «погибель» (Флп.3:19).    Позволь спросить тебя, брат мой: кто ты такой? Сын православной церкви! Прекрасно! Но где же дела, которыми принадлежал бы ты к православной церкви? Осмотрись. Если ты считаешь себя в праве пренебрегать уставами церкви: согласись, — св. церковь еще более в праве отказать тебе в своем общении: тебе никто не дал права переменять уставы св. церкви по своему вкусу; а ей дано право Господом изгонять из своего общества непокорных ей. Известно ли тебе, что говорит вселенский собор несоблюдающих поста четыредесятницы? Он говорит: «если не будут соблюдать: клириков извергать (из клира), а мирян отлучать (от церкви)».    Апостол говорит: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век» (1 Кор.8:13). Вот дело души истинно христианской! любовь к ближнему дорожит спасением ближнего, как своим собственным. Она не дозволяет себе ни одного поступка соблазнительного для других; она отрекается от того, что может повредить слабому и все делает, чтобы содействовать спасению его. Где-ж ваша любовь к ближнему, вы, которые заражаете самый воздух невоздержанием во дни св. воздержания? Где ваши дела назидательные для ближнего? «Горе миру от соблазн», но вдвое «горе... тому, кем соблазн приходит». Сильные должны немощи немощных носить, а не себе угождать. Они виновнее слабых, когда примером своим увлекают слабых в соблазн. Не сам ли Господь сказал о соблазняющем брата «лучше было бы» ему, если бы с камнем на шее бросили его в воду (Мф.18:6—7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В обяснение общих свойств адвентизма нужно заметить следующее. Иностранные секты, возникшие в XVI веке, в период реформации и в зависимости от нее, имеют одну общую им черту: они основываются на слепом, напоминающем древнее иудейство, доверии – к букве священнаго Писания. Все они образовались вне живой связи с историческою церковью, которую создал для спасения людей Сам Господь Иисус Христос , Спаситель мира. По неволе сектам, возникшим вне связи с Христовой Церковию, приходилось устанавливать свою мнимую связь со Христом не «путем новым и живым», чрез Церковь Господа, не путем новозаветным, а путем ветхого завета, чрез мертвую букву, хотя и новозаветных, Писаний – (Сравн. 2Кор.3:6–8 ). Одной из первых сект стала руководиться мертвой, не оживотворенной церковным, благодатным от Святаго Духа толкованием, буквой Писания – секта баптистов: отсюда появились т. н. «евангелическия секты», в которых много содержится от буквы слова Божия и нет ничего от духа его. Некоторые из баптистов, начиная с Вильяма Миллера, взялись за толкование ветхозаветных и новозаветных пророчеств и создали несколько т. н. библейских сект с некоторым заметным наклоном к ветхому завету. Адвентизм, возникший в недрах баптизма, на его почве и представляет собой развитие принятого последним буквализма; неудивительно, по этому, что многие баптисты и ныне охотно переходят в адвентизм. Секта адвентистов представляет собой секту библейского типа с тяготением к ветхому завету и с довольно произвольным, своеобразным толкованием библейских текстов. Фантазии адвентистов в толковании Библии ничем не регулируются, ни апостольским Преданием, ни здравым смыслом. В 1818 году американский баптист Вильям Миллер на основании книги пророка Даниила пришел к убеждению, что второе пришествие Господа будет в 1843 году. Миллер считал так: пророческий «день» нужно считать за «год», как указано в книге Чис.14:34 и у Иез.4:5–6 2 и дни в книге Даниила суть годы; у Дан.8:14 сказано, что святилище Божие будет попираемо 2300 дней и потом оно очистится; счет 2300 дней, или точнее – лет нужно считать от начала седьмин Даниила, от указа ( Дан.9:25 ) Артаксеркса, данного в 457 году до P. X.; вычитаем из 2300 – 457, получается 1843-й год. Миллер перенес ожидание Христа на 1844-й год. Господь не явился в эти годы» и адвентисты «почувствовали скорбь Апостолов в субботу Пасхи»... Сектанты впоследствии меняли воображаемые ими годы второго пришествия Господа, но до – ныне не оставили своих вычислений и ожидания близкого пришествия Христа. В 1845 году Миллер и его последователи были исключены из баптистских общин и адвентизм стал самостоятельной сектой. С 1846 года секта приняла празднование субботы: адвентисты Бетс, супруги Джемс и Елена Уайт стали учить, что суббота есть вечное установление Господне, что «человек греха» (антихрист папство) переменил «времена и закон» ( Дан.7:25 ), уничтожил «Божию субботу» и заменил ее «человеческим воскресеньем».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Другой пример употребления поста в апостольской Церкви видим в Церкви Антиохийской. Предстоятели Церкви Антиохийской, насажденной Варнавою и Павлом, пребывая в служении Господу, соединяли с молитвою пост для того, как последствие показывает, дабы испросить изволение Духа на дальнейшее проповедание Евангелия. На это молитвенное прошение последовал ответ Духа Святаго, который явил им, чтобы они отделили Варнаву и Павла на дело проповедания, на которое Дух Святый назначил их и призвал. Тогда предстоятели Церкви Антиохийской опять сотворили пост и молитву, и возложив руки на Варнаву и Павла, отпустили их на дело благовествования ( Деян.13:2–4 ). Пример молитвы совокупно с постом, в Антиохийской Церкви показывает 1), что оный взять с примера Церкви Иерусалимской – Апостольской; во 2) то, что св. Апостолы, по первоначальному примеру ожидания Св. Духа, и в последующее время, когда исходили или отпускали кого для проповедания, всегда делали то после усердной молитвы и поста. А впрочем, как они, по восприятии Духа Святаго, постоянно находились в подвиге молитвы и проповедания Евангелия: то очевидно, что постоянно находились и в подвиге поста ( Деян.6:4 ), или паче постоянный подвиг проповедания был для св. Апостолов вкупе подвигом поста и всех трудов. До нынешнего часа, говорит Апостол Павел от лица всех Апостолов, и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся. ( 1Кор.4:11 ), т. е. что они с самого первого времени, как начали проповедовать веру во Христа непрестанно терпят и голод и жажду, и наготу, не потому, чтобы не могли быть в довольстве как Апостолы Христовы ( 1Фес.2:7,9 ), но потому, чтобы никого не отягчить собою и чтобы служение проповедания было беспорочно и благоуспешно, тщились во всем представлять себя, яко же Божии слуги, представлять как в многоразличных скорбях и теснотах, так и в трудах, во бдениях и постах ( 2Кор.6:5 ). Учреждение постов определенных Пример поста, какой содержал сам Спаситель и св. Апостолы, равно как и пример их жизни служил для верных первенствующей Церкви вообще примером к тому, чтобы в важных случаях поститься и воздерживаться, и испрашивая благословения Божия на нарочитые предприятия, с молитвою соединять пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Ибо тогда и тварь освободится от лежащего на ней тления, и человеческое естество облечется в бессмертие. Но как бы некий образ будущего показует спасительное крещение. Ибо в нем совлекаем с себя ветхого человека и облекаемся в нового, – сложив с себя бремя грехов, приемлем благодать Духа 118 . Поэтому-то св. ап. Петр, сказав, что «в начале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» ( 2Пет. 3:5  срав. 9 песнь воскресного канона 8 гласа ирмос), затем говорит, что по разрушении этого созданного неба и земли посредством огня (ст. 7), «мы, по обетованию» Господню (см. Исаии 65:17; 66:22 и Откр. Иоан. Бог . 21:1) ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (ст. 13 119 ). Поэтому, далее, в частности, творение первого дня – мироздания – свет, по апостолу Павлу, есть образ благодатного «Света Христова, просвещающего всех» 120 . «Бог, повелевши из тьмы воссиять свету, озарит и наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» ( 2Кор. 4:6 ). «Тогда Он (Христос) сказал: да будет, – и сделалось, а ныне Он не сказал, но Сам стал для нас светом: ибо не сказал: рече, но Сам воссия» 121 . Просвещаемые светом (φς) Христовым, верующие во Христа и сами являются светилами (φωστρες, срав. Быт. 1:14,16 и дал.) в мире, омраченном грехами (срав. Филип. 2:15 122 ). «Апостол говорит о некоторых светилах мира ( Фил. 2:15 ), учит св. Василий Великий , и действительно есть истинный свет мира, через причастие Которого святые соделались светилами душ ими наставленных и освобожденных от тьмы неведения: это подобно тому, как и Зиждитель всяческих возжег в мире солнце, наполнив его светозарнейшим светом» 123 . Особенное же внимание свящ. новозаветных толкователей, как и естественно, обращает на себя заключительное творение шестого дня мироздания – человек. Уже Господь Сам указывает на создание Богом первой четы рода человеческого (Мф. 19:4 и Мар. 10:6 ), как на историческое событие, а св. апостол Павел выясняет типическое отношение между первенцем человеческого рода – Адамом и перворожденным всея твари – Христом (срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

»Пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб«. Предшествуют апостолам по служению , жены, которые по полу следуют после мужчин, по чину 4 – после апостолов. Но здесь не показывают апостолов медлительными те, кто не внешний вид женщин, а образ Церквей несут ко гробу Господа. Мария и Мария, вторая как первая и первая как вторая. Мария – Матерь Христа, одно (Ее) имя удваивается в (двух) женах, поскольку Церковь , происходящая из двух народов, то есть из язычников и иудеев, единой изображается из двух человек, ибо «первые будут последними, а последние первыми» ( Мф. 20. 16 ). Подходит Мария ко гробу, подходит к утробе воскресения, подходит к рождению жизни, то есть ко Христу, Который вышел из гроба веры, как был рожден из лона плоти; и Того, Кого заключенное девство привело к земной жизни, заключенный гроб возвращает к жизни вечной. Это есть знамение Божества – сохранить Деву нетленной после рождения, это есть знамение Божества – выйти во плоти из гроба. Мария и Мария пришли, чтобы увидеть гроб. Видишь, что они пошли чтобы видеть не на Господа, а гроб, ибо они не искали среди мертвых того, кто был уже жив, ибо они верили, что Господь уже воскрес. Но ангел сошел и отвалил камень. Отвалил камень не для того, чтобы дать возможность выйти Господу, но для того, чтобы показать миру, что Господь уже воскрес, чтобы дать подтверждение веры сослужителям 5 , а не для того, чтобы подать помощь Господу для воскресения. Отвалил камень – ради веры, потому что привален был ради неверия. Отвалил камень, который стал извещением жизни, хотя поставлен был для охраны смерти. Молитесь, братья, чтобы ангел сошел ныне и изгнал всю грубость наших сердец, отворил заключенный наш разум, и засвидетельствовал также, что Христос воскрес из наших душ 6 , ибо как сердце есть небо, на котором Христос живет и царствует, так и грудь есть гроб, где Христос еще удерживается, будучи мертвым и погребенным. Смерть Христова в прошлом. Христос, как человек, страдал, воскрес и был погребен, ныне он есть, живет, царствует, пребывает и остается навсегда как Бог 7 . Слушайте апостола: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. ( 2Кор. 5:16 ) «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога» (6. 10), это означает, что Он живет как Бог 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

Человек – это единое целое, призванное стать «причастником Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ), обоженное благодатью. Человек также может «угашать дух» ( 1Фес.5:19 ), подавляя душу внутри себя и порабощая ее телу, тем самым ослабляя единство своего существа. Это происходит, когда человек восстает против воли своего Создателя, отрекаясь от Него, отрезая себя от источника жизни. С другой стороны, Творец не отрекается от человечества. Он постоянно открывает им путь покаяния и победы над смертью через жизнь во Христе, Который Своей животворящей смертью на Кресте и Воскресением победил тление и смерть. Своим Воплощением, Смертью, Воскресением и телесным вознесением на небеса Господь освятил человеческую природу. Он дал человечеству средства вновь стать сотворенными по образу Божьему. Благодаря контролю над страстями, приобретению добродетелей, знанию Библии, приверженности церковной жизни, практике таинств и встрече со Христом и Его служением в лице каждого, человек становится способным преодолеть смерть и возобновить путь к обожению. 3 . Практикуя самоконтроль сознательно и по свободной воле, человек берет в качестве своего девиза слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» ( 1Кор.6:12 ). Это то, что переживает каждый христианин в церковной жизни. Церковные таинства передают нам божественную жизнь. Библия укрепляет нас в Господе и призывает подражать Ему. Пост укрепляет нас против искушений и похотей. Аскетизм уводит нас от страстей. Супружеское общение в Церкви облегчает супругам прохождение этого «узкого», но славного пути благодаря их совместному стремлению во Христе, подражанию Ему и общему стремлению к святости. Таким образом, они достигают своего совершенства и, благодаря пребыванию в них Святого Духа, формируют ядро Церкви, «храм Божий» ( 2Кор.9:6 ), сопричастность открытости Богу, своим детям и другим людям через Таинство Брака. Брак – Таинство радости 4 . Бог установил Таинство Брака с самого начала, когда Он сказал: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Мк.10:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/past...

б) славу Божию: Велик Господь и достохвален: возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его ( Пс.95:3–4 ). Положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою ( Ин.2:11 ). Иисус сказал: болезнь [Лазаря] к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий. Говорит Марфе: если будешь веровать, увидишь славу Божию [в воскрешении Лазаря] ( Ин.11:4,40 ). Чудеса служат доказательством божественного посланничества: Господь сказал апостолам: идите по всему миру и проповедуйте евангелие. Уверовавших будут сопровождать знамения. Они пошли и проповедовали везде при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями ( Мк.16:15–20 ). У меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов. Признаки апостола оказались пред вами знамениями, чудесами и силами ( 2Кор.12:11–12 ). О Мессии предсказано у что Он будет совершать чудеса: Увидят славу Господа: Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь ( Ис.35:2–6 ). Господь явил Своими чудесами, что Он – Мессия: Иоанн, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозирают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышать, мертвые воскресают и нищие благовествуют ( Мф.11:2–5 ). Дела, которые Отец дал Мне совершить, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня ( Ин.5:36 ). Чудеса есть дар Святого Духа: Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, иному вера, иному дары исцелений, иному чудотворения… иному разные языки. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор.12:7–11 ). Чудеса совершаются по всемогуществу Отца и Сына и Святого Духа: Сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься во Египет, смотри все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицом фараона ( Исх.4:21 ). Призвав двенадцать учеников Своих, Господь дал им власть над нечистыми духами, чтоб изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь ( Мф.10:1 ). Не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня в покорении язычников вере словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия ( Рим.15:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О частном характере тайнодейств и кафолическом таинств также можно сказать несколько слов. Во-первых, сам автор признаёт, что «некоторые тайнодействия в равной степени обладают общецерковным характером» 5 . Во-вторых, о действительно общецерковном значении монашества: и в историческом, и в догматическом, и во многих других смыслах, по-видимому, теперь нет никакой надобности говорить подробно. Втретьих, к сожалению, в современном церковном сознании и общепризнанные таинства рассматриваются скорее, как частные богослужения, требы, оторванные от Таинства таинств — Божественной Евхаристии, исполняемые по частному прошению верующих. Откуда идёт традиция помещения их чинопоследований, к примеру, в русской практике в «Требниках». Поэтому по данному признаку также нельзя безоговорочно отнести постриг в разряд «тайнодействий». 1.4. Характер установления таинства и его новозаветное основание Наконец о характере установления монашества. Абсолютно очевидно его укоренение в новозаветной традиции. Причём, если принимать во внимание мысль прот. С. Булгакова о разделении на таинства, «установленные Самим Господом…(так называемые «евангельские таинства»), наличествовавшие во все времена существования Церкви», и такие, «которые, хотя и имеют для себя основания в слове Божием и — прямо или косвенно — в словах Спасителя, однако устанавливаются Церковью лишь постепенно» 6 , то здесь можно прийти к совершенно однозначным выводам. «Евангельским основанием» для установления монашества можно считать слова Христа о тех, которые «сделали себя сами скопцами для Царствия Небесного» ( Мф.19:12 ), и в дословном исполнении требования Господа «отвергнуться себя, взять свой крест» и следовать за Ним ( Лк.9:23 ). Традиция же хранения девства ради Царствия Небесного восходит к раннеапостольским временам. Священное Предание и Священное Писание сохранили нам образ Божией Матери, Иоанна Крестителя, ап. Иоанна Богослова, ап. Павла как своеобразных «протомонахов», а апостольские призывы к «могущим вместить» следовать данному пути, как наивысшему (1Kop.7:25–38; 2Кор.11:2 ; Гал.4:27 ), свидетельствуют о том, что, по-видимому, институт девственников возник одновременно с самой Церковью. Кроме этого, вне периодов гонения хранение девства с самого начала рассматривалось как высшее проявление стремления следовать стопам Христа: именно ста сорока четырём тысячам девственников из Апокалипсиса св. Иоанна Богослова дано петь перед престолом Божиим новую песнь, которой никто кроме них не мог научиться, именно у них (и не у кого кроме них, в соответствии с повествованием Откровения) на челах написано имя Отца Агнца, именно они искуплены как первенцы Агнцу и Богу ( Откр.14:1-4 ). 1.5. Выводы

http://azbyka.ru/monasheskij-postrig-kak...

«Огонь пред Ним прой дет и попалит вокруг врагов Его» ( Пс.96:3 ) Пророк явно упоминает здесь о буду­щем суде, почему и говорит об огне, что он не предходит, а «пред Ним прой дет». Этот огонь попалит врагов его; т.е. грешников, ко­торые суть враги Бога потому, что не слушались Его, когда Он звал, не повиновались, когда Он увещевал, и не хотели прими­риться с Ним, когда Он предлагал свою руку, как свидетель­ствует о том Павел, говоря: «мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ). «Попалит вокруг врагов Его». Попалит всех врагов, потому что он не перестанет окружать Его и бежать пред Ним до тех пор, пока не охватит всех виновных. Об этом огне, бегущем пред Судиею, упоминает и Даниил. »Видел я..., – говорит он, – что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним» ( Дан.7:9–10 ). «Осветили молнии Его вселенную, у видела и вос трепетала земля» ( Пс.96:4 ). Под мол­ниями будем разуметь лучи света, которые не ждут будущего века, а и теперь уже освещают вселенную. Обрати внимание на различие огней. Один есть Его огонь, – этот освещает; другой – не Его огонь, а бежит пред Ним, – этот огонь жжет, потому что на то и создан. Под молниями, поэтому, разумеются апостолы, потому что они, будучи причастниками истинного света, естественно и сами на­зываются светом, почему Господь и говорил им: «вы – свет мира» ( Мф.5:14 ). «У видела и вос трепетала земля». Тому, что плохо стоит, полезно испытывать сотрясение, чтобы чрез то приобрести большую твердость и устойчивость; так и строители, если находят стены ветхими, разрушают их, желая привести их в лучшее состояние. Так точно и земля, т.е. человечество, была сотрясена явившимися апостолами, почему в Фессалоники про Павла и Силу и говорили: «эти всесветные возмутители пришли и сюда» ( Деян.17:6 ), сотрясена для того именно, чтобы стала более твердой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Отправной точкой толкования святых отцов было прочтение Священного Писания как Слова Божия, т. е. интерпретация в контексте учения о богодухновенности Библии. При этом они не понимали богодухновенность в механистическом смысле, но признавали и даже подчеркивали соучастие священных авторов в передаче божественной вести на понятном своим современникам человеческом языке, в соответствии с конкретной исторической и культурной обстановкой 6 . Данная точка зрения вполне соответствует убеждению новозаветных авторов о том, что «все Писание богодухновенно» ( 2Тим.3:16 ). По замечанию Чарльза Канненгайзера, основным принципом прочтения Библии христианскими толкователями было представление о том, что библейская весть «имела свой собственный статус, происходящий из божественного источника сверхъестественным образом; следовательно, не могло быть нейтрального чтения, свободного от религиозной веры соответствующего свойства» 7 . Это очень важное замечание, свидетельствующее о «конфессиональном», как бы мы выразились сегодня, подходе отцов Церкви. Именно такое – христианское, или, лучше сказать, христоцентричное – прочтение Ветхого Завета предложили своим последователям Господь Иисус Христос и апостолы: «Исследуете 8 (ραυντε) Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне», – говорит Христос иудеям ( Ин.5:39 ). Святой апостол Павел называет Господа Иисуса единственным способом снять покрывало, лежащее на ослепленных умах иудеев, когда они читают Ветхий Завет и не могут понять его должным образом ( 2Кор.3:14 ). Особенности ветхозаветного мессианизма Указанная христоцентричность не предполагала, однако, отрицания историчности ветхозаветного повествования. Разные церковные авторы с успехом объясняли библейские истории, показывали их нравственный смысл и значение для верующих последующих поколений. Поэтому можно утверждать, что церковным авторам не был нужд историко-филологический метод толкования, соответствующий уровню знаний их эпохи 9 . Однако для мессианской тематики данный метод не является основным у отцов Церкви – из-за небольшого числа прямых пророчеств о Христе в Ветхом Завете (как, например, пророчество о рождении Мессии в Вифлееме; Мих.5:2 ). Многие тексты Ветхого Завета, рассматриваемые в христианской и святоотеческой традиции как персоналистически-мессианские (и относимые ко Господу Иисусу Христу), в современном им историческом контексте имели иной смысл: они относились или к тогдашнему помазаннику-царю, или ко всему народу Израильскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010