Не удалось извлечь искомое из базы (((

Мученичество Мученичество а) состоит в принятии смерти за слово Божие и свидетельство Христово: Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели ( Откр.6:9 ). Увидел я души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие ( Откр.20:4 ); б) предсказано Иисусом Христом верующим: поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына, и восстанут дети на родителей и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется ( Мф.10:18,21–22 ). Будут предавать вас на мучения и убивать вас, и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое ( Мф.24:9 ). Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу ( Ин.16:2 ). Верующие а) бывают предаваемы мученичеству: За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание ( Пс.43:23 ; Рим.8:36 ). Я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для ангелов и человеков ( 1Кор.4:9 ). Мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас ( 2Кор.4:11 ); б) не должны страшиться мученичества: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф.10:28 ). Не бойтесь убивающих тело, и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, Того бойтесь ( Лк.12:4–5 ); в) должны быть готовы к перенесению мученичества: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу [жизнь] свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф.16:24–25 ). Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса ( Деян.21:13 ). Если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам ( Флп.2:17 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святые при жизни на земле были «сослужителями» Ангелов Божиих ( Откр. 19:10 и 20:9) и по смерти своей были уравнены Богом с Ангелами и наречены сынами Божиими: «они, говорит Христос о святых, равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк. 20:36 ); им Господь дал власть судить при конце мира всю вселенную: «святые будут судить мир» ( 1Кор. 6:2 . Мф. 19:28 ), потому что, как достигшие совершенства, святые суть «первенцы» Церкви, «написанные на небесах» «в книге жизни» ( Евр. 12:23 . Фил. 4:3 . Откр. 21:27 ). 3) Молятся ли святые, живя на змле, о грешных людях? Да, молятся. Так, напр., «помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его» ( Быт. 20:7, 17 ). Когда Господь хотел истребить весь народ Израильский за поклонение золотому тельцу, «Моисей стал умолять Господа Бога своего..., и отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» ( Исх. 32:9–14 ). По молитве же Моисея исцелилась от проказы согрешившая сестра его Мариам ( Чис. 12 гл.), а по молитве Иова прощены были Богом друзья его ( Иов. 42:7–8 ). Молились за других св. Апостолы: «Благодарю, пишет ап. Павел, при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас, принося с радостию молитву мою» ( Фил. 1:3–4 ). «Для сего и молимся всегда о вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания» ( 2Фес. 1:11 . См. еще: 2Тим. 1:3 . Еф. 1:16. 3:13–34 . 2Кор. 13:9 ). 4) Молятся ли святые и Ангелы Божии, будучи на небе, о живущих на земле и помогают ли им в их бедах? Молятся и помогают. Так, напр., Иуда Маккавей видел в видении умершего первосвященника Онию, который, «простирая руки, молился за вес народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак. 15:12–14 ). Ап. Петр обещал христианам молиться за них и после своей смерти: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Петр. 1:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Верующие должны подражать смирению Иисуса Христа: «И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:27–28 ). – «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» ( Лк.22:26 ). – «(Ибо) в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеком и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:5–8 ). Верующие должны признавать себя непотребными рабами по смирению: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие; потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). Верующие должны приписывать Богу свои добродетели по смирению: «Недостоин я милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана» ( Быт.32:10 ). – «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь (говорит св. ап. Павел); и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ). – «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор.4:7 ). Те, которые имеют смирение, получают благодать пред Богом: «Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» ( Притч.3:34 ). Те, которые имеют смирение, бывают избавлены Богом: «Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» ( Соф.2:3 ). Те, которые имеют смирение, возносятся Богом: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» ( Мф.23:12 ). – «И сказал (Христос) им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик» ( Лк.9:48 ). – «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится» ( Лк.14:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Христос говорил о новом рождении ( Ин.33:7 ) и ап. Павел – о возрождения и обновлении Святым Духом ( Тит.3:5 ). Кто во Христе, тот новая тварь – καιν κτσις ( 2Кор.5:17 . Ср. Гал.6:15 ). Но новое творение во многих отношениях повторяет творение первое. Бог создал человека, взявши персть от земли ( Быт.2:7 ). Первый человек из земли перстный; каков перстный, таковы и перстные, и мы носили образ перстного ( 1Кор.15:47–49 ). От перстного естества человеческого, хотя и от чистейшей Девы, Божие Слово, воплощаясь, заимствует плоть и созидает нового человека в Себе Самом ( Еф.2:15 ), – «не в том смысле, что Христос представил пример этого нового человека, а в том, что Он – второй Адам, Глава и Родоначальник нового человечества» 65 . Исповедавший истину воплощения ап. Пётр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чём и заключаются великие драгоценные обетования ( 2Пет.1:4 ). При первом творении Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни и стал человек душой живою ( Быт.2:7 ). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святого ( Ин.20:22 ), и при дыхании бурном исполнились все Духа Святого ( Деян.2:2–4 ), так что новый Адам есть Дух животворящий ( 1Кор.15:45 ). Древнее прошло, теперь всё новое ( 2Кор.5:17 ). Дух Божий живёт в новой твари ( Рим.8:9–11 ; 1Кор.3:16 ); Им мы живём и движемся и существуем ( Деян.17:28 ). Духом христиане устрояются (συνοικοδομεσϑαι) в жилище Божие ( Еф.2:22 ). Мы должны носить образ Адама небесного ( 1Кор.15:49 ), и в этот образ мы преображаемся от славы в славу от Духа Господня ( 2Кор.3:18 ). Отлагается прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и совершается облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф.4:22–24 ). Ещё устами древнего пророка говорил Господь: будет новое небо и новая земля ( Ис.65:17 ), и мы ожидаем нового неба и новой земли ( 2Пет.3:13 ), а пророк Нового Завета это небо и эту землю уже видел ( Откр.21:1 ). С воплощения Сына Божия начался процесс обновления естества человеческого. Этот процесс совершается в Церкви, постепенно, но неуклонно. Врата ада не одолеют её – ατς ( Мф.16:18 ). Ατς – может относиться и к πτρα, и к κκλησα. Ещё Ориген считал за лучшее относить и к тому, и к другому 66 . Врата ада, сколько бы ни усиливались (κατισχσουσι), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви. Обновление твари будет совершаться последовательно и неизменно до тех пор, пока скажет Сидящий на престоле: се, творю все новое! Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец! ( Откр.21:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Общим побуждением к творению была всеблагая воля Божия ( Откр.4:11 ), а в частности прославление имени Божия ( Евр.2:10 ), и блаженство человека, как господина мироздания ( Деян.14:17 ). Вопреки учению греческой философии о вечности материи, Апостолы, в совершенном согласии с книгой Бытия, говорят, что мир сотворен из несуществующего ( Рим.4:17 ), невидимого ( Евр.11:3 ), или, что то же, из ничего. Началом его был воссиявший из тьмы свет ( 2Кор.4:6 ), причем небеса „исперва“, а потом земля, составленная словом Божиим из воды и водою ( 2Пет.3:5 ). Завершением творения был человек: сперва муж, а потом жена ( 1Тим.2:13 . 1Кор.11:8–9 ). Муж создан из земли ( 1Кор.15:47 ), а жена от мужа ( 1Кор.11:8–9 ). В совершенном согласии с учением Христа Спасителя изображается Апостолами и промышление Божие о мире. Вот что говорит о нем ап. Павел в своей речи пред Афинским Ареопагом. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь, дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем ( Деян.17:24–28 ). В другой речи того же апостола, сказанной им в Листре, частнее говорится, что Бог, хотя и попустил в прошедших родах ходить всем народам своими путями, однако не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши ( Деян.14:17 ). По учению апостола Петра, от Него поставляются цари и князи народов ( 1Пет.2:13–14 ). Промышляя о мире вообще, Господь особенно промышляет, по учению Апостолов, о любящих Его. Он во всем споспешествует им, по словам апостола Павла, во благое ( Рим.8:28 ). Знает Господь, говорит апостол Петр, как избавлять благочестивых от искушения ( 2Пет.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Отсюда нетрудно понять, что с сим призыванием имени Иисуса Христа, как истинного Бога, не идут в сравнение молитвенные призывания Святых Божиих, как молитвенников за нас пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом. 2 . Молитвенные благословения и испрашивания верующим благодати от Господа Иисуса Христа. В начале и в конце посланий святых апостолов читаем молитвенные благожелания верующим благодати и мира, иногда от лица Господа нашего Иисуса Христа, и купно от лица Бога Отца и от лица Духа Святого; напр., ( 2Кор.13:13 ) благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Подобн. ( 1Пет.1:2 ) Иногда от лица Господа Иисуса Христа, обще со Отцом, напр., ( 1Кор.1:3 ) благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа; также ( 2Кор.1:2 ; Гал.1:3 ; Еф.1:2 ; Флп.1:2 ; Кол.1:24 ; 1Фес.1:1 ; 2Фес.1:2 ; 1Тим.1:2 ; 2Тим.1:2 . Иногда от единого лица Господа Иисуса Христа, как сие видим преимущественно в заключении посланий, напр., ( Гал.6:8 ) благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь. Также: 1Кор.16:23 ; Еф.6:23 ; Флп.4:23 ; 1Фес.5:28 ; 2Фес.3:18 ; 2Тим.3:15 ; Флм.1:24 . Благоговение святых апостолов пред лицом Господа Иисуса Христа усматривается и в том, что они в начале своих Посланий именуют себя рабами Его. Так начинают свои послания Иаков ( Иак.1:1 ), Петр ( 2Пет.1:1 ), Иуда ( Иуд.1:1 ), Павел ( Рим.1:1 ; Флп.1:1 ; Тит.1:1 ). Для соображения см. ( 1Кор.7:22–23 ). 3 . Утверждение именем Христовым удостоверения об истине слов своих, как то встречается в послании апостола Павла к Римлянам. В 9 гл. начиная наставительную для уверовавших иудеев и язычников речь (простирающуюся до конца 11 гл.) об отвержении иудейского народа от Христа и об ослеплении и ожесточении сего народа, апостол Павел старается отдалить от себя всякое подозрение в какой-либо ненависти к сему народу, или в пристрастии к христианам из язычников, и потому прежде всего поставляет удостоверение, с призыванием Христа во свидетельство истины, что сие отвержение сродников его по плоти, иже суть Израилите, составляет великую для него болезнь и непрестанное мучение сердцу его. Истину глаголю о Христе (ν Χριστ), не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым: яко скорбь ми есть велия и непрестающая болезнь сердцу моему ( Рим.9:1–2 ). В таком утверждения именем Христовым удостоверения о предлагаемой истине, очевидно, заключается клятва. А клятва непререкаемо свидетельствует о Божестве Того, Чьим именем клянутся ( Евр.6:16 ; слич. Мф.23:21–22 ), и относится к действиям истинного богопочтения по заповеди Божией: Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися, ( Втор.6:13 ). Следовательно, клянущийся именем Иисуса Христа и признает Его Богом, и чтит Его, как Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вы скажите: кто вы?“ Чувствую нецелесообразность перед моей аудиторией справок из филологии; тем не менее, скрепя сердце, объясняю, что – „миссионер“ значить посланный и, как Апостолы некогда посылали учеников на проповедь, так и я послан Архиепископом для вразумления заблудших ( Рим.10:15 ; 1Кор.4:17 ; 2Кор.5:20 ). Слово „миссионер“, так. обр., вовсе не значит – Мессия, говорю я и продолжаю начатую речь. На другой день я толковал перед слушателями Мф.19:3–9 . 1Кор. 7 гл., таже сектантка обозвала меня „антихристом“. Толпа слушателей сильно заволновалась. Атаман сгоряча хотел сделать распоряжение „забрать“ мою собеседницу. С трудом удалось успокоить сектантов и слушателей. – „Вот и пойми“, сказал атаман, „вчера – Мессия, а сегодня – антихрист... Эх! не стал бы я церемониться с ней, право!“ – „Что делать?“ – сказал я ему, „эти люди – больные, а в обращении с больными нужно терпение“. Идёт и нас беседа с хлыстами о признаках истинного Христа во время Его первого пришествия. Я сопоставляю места: Ин.10:37–38 и Мф.11:2–5 и говорю, что истинный Богочеловек был узнаваем по добрым и чудесным делам Его: Он воскрешал мёртвых, напр., Лазаря... Хлысты перебивают меня. – «Это как же – по плоти Он воскрешал? Лазаря разве телом воскресил? Как же! Нет, как уж сгнил человек, так его не воскресишь никак! „Тление не наследует нетления“» ... Я говорю, что мудрствовать сверх написанного, проповедовать иное, а не то, что оставили нам св. Апостолы – тяжкий грех , за это человек отлучён от Церкви, анафема ( Гал.1:8 ), и читаю Ин.11:39,41–44 , где запах трупа, пещера, пелены умершего Лазаря указывают ясно на то, что Лазарь до совершения чуда воскрешения Его Христом был мёртв телом. – „При конце же мира, читаю, все мёртвые воскреснут, и тленное сие облечётся в нетление подобно прославленному Телу Христа“ ( 1Кор.15:52–53,49 ср. Ин.20:19 ). Переходя к вопросу о воплощении Христовом, я привёл Деян.1:11 ; Мф.24:3,23–30 и говорю, что „по Слову Божию Христа во плоти мы доселе не видим ( 1Пет.1:8 ; 2Кор.5:16 ; Ин.20:29 ), хотя Он невидимо всегда с нами ( Мф.28:20 ); в настоящее время Он пребывает на небе Плотью Своею ( 1Пет.3:22 ), куда Он вознёсся ( 1Тим.3:16 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Но они не перестают при всяком случае славословие сие: «со духом Святым», оглашать не засвидетельствованным, не изложенным в Писании, и тому подобно. Сказано уже, что в отношении к силе речи одно и то же — сказать: «слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», и: «слава Отцу, и Сыну со Святым Духом». Посему, как невозможно кому-либо отринуть или изгладить слог «и», заимствованный из собственных слов Господа, так ничто не препятствует принять слог ему равносильный, о котором выше показали мы, сколько имеет он с первым разности и сходства. Наше рассуждение подтверждает и Апостол, который безразлично употребляет то и другое речение, и в одном месте говорит: «именем Господа Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11), а в другом: «собравшимся вам и моему духу, с силою Господа... Иисуса» (1Кор. 5:4), не полагая никакой разности в употреблении при сопряжении имен то союза, то предлога. Глава 28. О том, что противники не дозволяют употреблять о Духе и того, что Писание говорит о людях, именно, что они соцарствуют со Христом.    Посмотрим же, нельзя ли придумать какого оправдания Отцам нашим в таком употреблении. Ибо положившие начало сему словоупотреблению более нас подлежат обвинению. Итак Павел, пиша к Колоссянам, говорит: «и вас мертвых сущих в прегрешениих и в необрезании... сооживил есть со Христом» (Кол. 2:13). Неужели же Бог целому народу и Церкви даровал жизнь со Христом, а Духу Святому нет жизни со Христом? Если же и помыслить так нечестиво, то почему неправильно, как действительно есть по естеству, так и исповедание приносить совокупно? Притом, не крайнее ли ожесточение — исповедывать о святых, что они со Христом (так как, без сомнения, Павел, отошедши от тела, водворяется с Господом и, разрушившись, пребывает уже со Христом, (2Кор. 5:8)), а Духу, сколько есть сил, не уступать и того, чтобы Он, наравне с людьми, был со Христом? Павел себя называет «споспешником» Божиим в домостроительстве Евангелия (1Кор. 3:9), неужели же нас, если споспешником назовем Духа Святого, чрез Которого Евангелие плодоносно во всей твари под солнцем, станут за сие обвинять в нечестии? И видно, хотя «живот» уповавших на Господа «сокровен есть со Христом в Бозе: и егда Христос явится, живот наш, тогда и они с Ним явятся в славе» (Кол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Самоиспытание Самоиспытание заповедано: Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение ( Соф.2:1–2 ). Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши ( Агг.1:5,8 ). Испытайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследуйте ( 2Кор.13:5 ). Самоиспытание необходимо пред святым причастием: Да испытает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей ( 1Кор.11:28 ). Верующий должен предаваться самоиспытанию а) с молитвой, чтобы Бог искусил ею сердце: Беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает. Но Ты Сам испытай, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный ( Пс.76:7 ; Пс.138:23–24 ); б) с решимостью исправиться: Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся ко Господу ( Плач.3:40 ). Размышлял я о путях моих, и обращал стопы мои к откровениям Твоим ( Пс.118:59 ). Лукавство сердца делает трудным самоиспытание: Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено: кто узнает его? ( Иер.17:9 ). Польза самоиспытания: Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы ( 1Кор.11:31 ). Посему каждый да испытает свое дело ( Гал.6:4 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010