898 Никифор Диоген и Михаил Дука были сыновьями императрицы Евдокии, Никифор – от Романа Диогена, Михаил – от Константина Дуки. 899 Анна повествует о событиях начала 1094 г. Незадолго до этого Константин был низложен и вместо него соправителем Алексея назначен Иоанн (Предисл., стр. 14). Подчеркивая любовь Алексея к Константину, Анна стремится, видимо, оправдать отца и в то же время досадить Иоанну, наследовавшему престол вместо Константина. 900 История царствования Романа Диогена подробнее всего описана Пселлом (Psellos, Chronogr., II, рр. 152–172). Сведения о нем содержатся также в сочинениях Вриенния, Атталиата, Продолжателя Скилицы и др. 901 Вриенний упоминает также третьего сына – Константина; см. прим. 931. 902 В Киперудский монастырь ( μον ν το Κυπεροδη). Продолжатель Скилицы называет монастырь Пиперудским. По словам Вриенния (Nic. Br., I, 20), Евдокия удалилась в богородичный монастырь, который она сама основала на берегу Босфора. 903 См. Бытие, IXL, 9. Этот образ нередко встречается и у византийских писателей XII в. 904 См. Еврипид, Телеф, фр. 722; Plut, Mor., 472Е, 602В. О переводе изречения: «Если тебе досталась Спарта, дорожи ею» см. Buckler, Anna Comnena..., р. 201. 905 См. Иеремия, XIII, 23. 906 См.прим. 313. 907 17 февраля (1094 г.). 908 Адриан был женат на Зое – дочери Константина Χ Дуки и Евдокии. 909 При Большом дворце был специальный ипподром, где императоры и их приближенные устраивали конные состязания, занимались гимнастическими упражнениями и играми в мяч. R. Janin, Constantinople byzantine, p. 119. 910 Псалт., 126, 1. 911 Род Каматиров нередко упоминается в византийских источниках. Григорий Каматир, секретарь Алексея, – хорошо известная личность в истории Византии XII в. При Иоанне Комнине он был логофетом секретов и протасикритом. Григорий Каматир – адресат писем Феофилакта Болгарского , ему посвящены монодия Продрома и два стихотворения поэта XII в. Николая Калликла. Каматир упоминается Никитой Хониатом , известны также две его печати (см. Шандровская, Григорий Каматир..., стр. 173 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 2003. Вып. 9. С. 428. 23. 887 См.: Макарий, архимандрит. Сосланы на Спас-Камень//Вологда. Краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 215–217. 890 Собрание государственных грамот и договоров (далее – СГГД). М., 1813. Ч. 1. С. 414–415. 149; Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М., 1788. 4. 3. С. 26. 892 СГГД. Ч. 1. С. 439– 443. 159; Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М„ 1791.4. 3. С. 74–83. 893 Судные списки 1971. С. 90. См. также: Список с судного списка. Прение Митрополита Московского и всея Руси со иноком Максимом Святогорцем//ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Раздел II: Материалы отечественные. С. 1, 11–13. 896 Зимин 1976. С. 145. Позднее, в год кончины епископа Досифея, Чудовский настоятель был посвящён во епископа. См. о нём: Макарий, архимандрит. Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548)//АО 39/1. 2004. С. 143–154. 901 Подробнее об этом см.: Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли: Первая треть XVI века. Л., 1970. С. 195–205; Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002. С. 222–229. 906 ПСРЛ. Т. 8. С. 279. О храме Вознесения см.: Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. М., 1980. С. 29–42. 910 ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 295. О поездках святителя Макария см.: Макарий, архимандрит 2002. С. 63–68. 911 ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 16; Платон, митрополит Московский. Краткая церковная Российская история. М., 1805. Ч. 1. С. 380; ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. 4.1. С. 91, 92. 912 О мятеже князя Андрея Старицкого см.: Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30–50-х годов XVI века. М.; Л., 1958. С. 53–74. В Новгороде по благословению святителя Макария в связи с этим, как молитва о мире, было составлено житие преподобного Михаила Клопского (Макарий, архимандрит. Василий Михайлович Тучков – книжник Древней Руси//Кириллов. Краеведческий альманах. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 43–51). 913 Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. С. 201; ПСРЛ. Т. 13. Ч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

870 Лествица. Слово 29, 10. Ср. слова аввы Сисоя Великого, произнесенные им, когда он был при смерти, и мольбу его дать ему время для покаяния («Основы» Заключение. § 1. Смерть). 878 Там же. Слово 26, 64. См. также: «Основы» Отдел III. Гл. 6. § 6. Очистительное действие страданий. 880 Агапит, архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. I. M., 1900. С. 103. 883 Там же. Слово 26, 242. См. также: «Основы» Отдел III. Гл. 1. § 3. Грех по его развитии в человеке... 885 Лествица. Слово 4, 7. Ср.: «Основы» Отдел III. Гл. 6. § 3. Принятие на себя подвигов (цитата из «Лествицы»: Слово 22, 32); Гл. 11. Смирение (цитата из «Лествицы»: 25, 36). 893 Слова подвижнические. С. 393. Слово 80. О термине «умный» см.: «Основы» Отдел П. § 2. Ангелы; Отдел III. Гл. 1. § 2. Состояние разумной силы души (ума). 900 Учение о совершенстве и чистоте как Царстве Божием подробно развито св. Симеоном Новым Богословом : Слова. Вып. 1. С. 214, 231, 250, 364,450,488–489. Вып. 2. С. 202, 208, 348, 367, 471, 472. Вып. 3. С. 31–32, 34–35, 114–115, 169. 901 Преп. Исаак Сирин . Слова подвижнические. С. 261–262. Однако некоторые у нас пытаются любомудрствовать с помощью языческих, т. е. демонских, мифов о тайнах познания Духа и посредством решета выловить отражения небесных звезд в воде стоячего болота. Если это дело возможно, то, конечно, оно требует иных средств для своего исполнения. См., например: Флоренский П. «Не восхищение непщева...»/Богословский Вестник. 1915. 7–8. 902 Этим объясняется, каким образом простецы, не обученные внешней науке, но просвещенные Духом Святым, пишут глубокие по содержанию книги, которые изучают и никак не изучат все мудрецы мира. Вместо примеров из святоотеческой письменности, укажу на первоисточник нашего спасения и богооткровения – св. Библию , некоторые книги которой написаны совершенными простецами (например, пророк Амос был пастухом). 903 При этом – из-за своей странной логики – забывают, что не духовенство имеет корни своего бытия в народе, а народ – в нем. Доколе существует вера в людях, дотоле будет существовать и Церковь , а вместе с нею и ее руководители – пастыри; когда же в душе человека не будет ни искры веры, то и духовенству будет нечего делать (и даже неоткуда будет ему взяться). Итак, души верующих людей требуют для себя духовенства как посредника между собою и Богом. И Бог, зная эту потребность человека, Сам дал ей такой порядок, а вернее, Он же и создал эту потребность в человеке, ибо тварь, как конечное существо, нуждается в помощи Бесконечного, т. е. Бога, а потому нужен ходатай, облеченный правом и властью для сего. Чтобы дар , приходил и Сам Христос, как показал нам божественный Павел в своем Послании к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

24 Об этом старец Иосиф говорит в слове «Вера и дела», см. настоящее издание, с. 353—355. 25 Там же, с. 355. 26 Слово 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. 27 См.: «Познай себя», наст. изд., с. 196. 28 Выражение принадлежит св. Григорию Паламе (Возражения против Акиндина), см. ссылку: наст, изд., с.398. 29 См. об этом: «Христианство и гуманизм», наст, изд., с. 374—376. 30 См. наст, изд., с. 197, 295. 31 «Познай себя», наст, над., с. 196. 32 О трех состояниях природы человека подробнее см. «Слово о монашестве», наст, изд., с. 91—100; «Богочеловечество и обожение», наст, изд., с. 345—348. 33 См. наст. изд., с. 252—253. 34 См. об этом: «Смысл церковных таинств», наст, изд., с. 401. 35 Триады I, 3, 43. 36 См. об этом: Ватопедские Оглашения, Беседа 1, с. 21—22. См. также: «Смысл церковных таинств», наст. изд., с.396—397. 37 Подробно об этом см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 12, с. 108—115; A­ σκηση . Μητρα τον Αγιασμο , σ . 54—58. 38 В наст. изд. слово «злострадание» иногда переводится как «любострадание», чтобы подчеркнуть второй аспект значения. 39 Ср.: прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 54. TLG 2892 001. Рус.: Творения, кн. II, с. 190. 40 О степенях совершенствования в добродетельной жизни, согласно заповедям блаженства, старец Иосиф говорит во многих книгах. Подр. см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 14, с. 125—132. См. также: «Познай себя», наст. изд., с. 203—204. 41 Гомилия 33. PG 151, 416—417. См. наст. изд., с. 97. 42 «Учение о телесном делании и послушании», наст. изд., с. 229. 43 Старец Иосиф Исихаст, с. 196. 44 Подробнее об этом см.: Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003, с. 110—111. 45 В изложении этапов духовной жизни, состояний человеческой природы и образа действия Благодати старец Иосиф в целом опирается на учение прп. Исаака Сирина (см. Слова Подвижнические, 4, с. 19—25; 66, с. 345—346; а также passim), авторов Добротолюбия (см. напр. Филофей Синайский, Феодор Эдесский, прп. Феодор и др.) и прп. Максима Исповедника. Однако у последнего эти вопросы рассматриваются в несколько ином плане. Так, он объединяет первую и вторую ступени подвига, называя их «практической философией», а третью ступень разделяет на две основных (которые также делятся им еще на несколько): «естественное созерцание» и «таинственное богословие». Учение прп. Максима является, пожалуй, самой развернутой и глубокой системой, обобщающей весь опыт аскетического делания, однако наша цель состояла в описании исключительно тех моментов духовного восхождения, которые в том или ином виде встречаются у старца Иосифа, поэтому мы не касались тех возвышенных состояний, описание которых так характерно для богословия прп. Максима. В качестве краткого введения в его богословие см.: Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Москва, 1996, с. 111—137.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

Словом Божиим вся святая Церковь в вере пребывает, утверждается и спасается помощию Того, Который глаголал пророками и апостолами (1:186). Слово Божие внутри себя имеет особую силу Писание Пророческое и Апостольское особливую внутрь себе некую силу имеет, так что читающие и разсуждающие оное со вниманием духовное действие внутрь себе чувствуют, и поощрение к благочестию познают, к презрению мира и к желанию небесных благ поощряются, живое в печалех и скорбех почерпают утешение, к истинному покаянию обращаются, и прочая. «Живо бо слово Божие и действительно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов и судительно помышлением и мыслем сердечным» ( Евр. 4, 12 )... Читаем в истории церковной, что многие язычники, читаючи Священное Писание, обратились к истинному Богу, и приняли веру Христову, и сделались изрядными христианами, что и всех языков обращение свидетельствует. Сие не отъинуду же происходит, как от силы и действия духовнаго, в Писании Святом сокровеннаго. Писание бо Святое дано нам от Бога ради спасения нашего. «Сия писана Быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его» ( Ин. 20, 31 ) (5:261). Все, что здесь находится в Слове Божием, – несомненная истина. Доказательство тому – пророчества Ветхаго Завета сбылись на Христе, а предсказания Христа сбылись или сбываются на христианах по сей день (см. 5:269–275). Слово Божие истинно, что возвещает, то и будет Истинно есть слово Божие, а не ложно. «Небо и земля мимоидет, но слово Божие не мимоидет» ( Мф. 24, 35 ; Мк. 13, 31 ; Лк. 21, 33 ). Что возвещает, истинно есть. Будет вечная жизнь праведникам; будет и вечная мука грешникам: «пойдут они в муку вечную; праведницы же в живот вечный» ( Мф. 25, 46 ). Покайся убо, да благодатию Христовою получиши вечную жизнь. Берегись греха, да не вечно умреши. «Оброцы бо греха смерть» (4:374). Укреплять веру тем, что слово Божие – непоколебимая истина Святое Писание есть истинное Божие слово, которое прельстить и солгать не может, как и Сам Бог. Ему верить должно более, нежели своим чувствам и всему свету. Чувства наши и весь свет удобнее нас могут обмануть, нежели Святое Писание. Утверждай убо веру твою на сем твердом и непоколебимом основании. И аще сатанинское искушение в мыслях, или злый какий и развращенный человек будет предлагать развратить тебе, мечем слова Божия и верою православною церкве святыя отгоняй от себе хитрокозненнаго змия того, глаголя тако в себе, и устами исповедуя: «такое святое Божие слово научает нас, и святая Церковь верует и исповедует. Верую и исповедую как слово Божие открывает и научает, и как Церковь верует и исповедует» (5:277–278).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

См.: Иоанн Кассиан Римлянин, npenoдoбhый.Collamio VIII. Capiti IX-XI. 167 См.: Достопамятные сказания. О авве Иосифе Панефосском. Глава 3. 168 Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, святитель.Послание к Ксении монахине. 169 Феофилакт Болгарский, блаженный.Толкование на Лк. 20. 170 См.: Дорофей авва, преподобный.Душеполезные поучения и послания. Поучение 1. 171 См.: Cassiani Collatio VIII. Caput X. 172 См.: Cassiani. De institutis renuntiantium. Caput XXXVII. 173 Святой Макарий Великий говорит, что в совершенных христианах Господь есть как бы душою их. См.: Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послание и слова. Слово 6. Глава 12. 174 Так в публикации " Богословских трудов " . См. Последование панихиды: " Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений... " ; " ...на еже по подобию возведи древнею добротою возобразитися " .- Ред. 175 Там же. Беседа II. Главы 1, 2, 4. 176 См.: Дорофей авва, преподобный.Душеполезные поучения и послания. Поучение 1. 177 См.: Исихий, преподобный.Слово о трезвении. Глава 46//Добротолюбие. Часть 2. 178 См.: Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послание и слова. Слово 7. Глава 31. 179 См.: Акафист Божией Матери, стихиры на Господи, воззвах. 180 Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 2. 181 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послание и слова. Слово 4. Глава 3. 182 См.: Игнатий Брянчанинов, святитель.Слово о смерти. 183 См.: Житие святителя Василия Великого, скончавшегося в противность предсказанию врача, который столько был убежден в верности своего предсказания, что неисполнение его приписал положительно силе Христа, уверовал в Него и принял Святое Крещение. Прежде этого никакие убеждения мудрого и святого Василия не могли сломить врача-еврея к принятию христианства. См.: Четьи-Минеи. 1 января. 184 См.: Исх. 7 и далее; Деян. 8-9 и проч. 185 Описание книжников и фарисеев заимствовано из собственных слов Господа нашего Иисуса Христа и из поведаний Евангелия. Господь произнес на них грозное определение Свое, назвав их родом лукавым и прелюбодейным (см.: Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Амвросий Медиоланский Аммиан Марцеллин Аммон, основатель монашества Аммоний и Зотик Аммоний, философ Амр ибн Матта Тирханский (XIV в.) Амр ибн Сад, эмир (VII в.) Амфилохий Иконийский Амфилохий, Псевдо Ананишо – см. Энанишо Анастасий I, византийский император Анастасий Синаит Анастасий, друг Дионисия в.) Андрей Самосатский Андрей, автор трактата по грамматике (X в.?) Андрей, апостол – см. Деяния Матфея и Андрея Андромеда Андроник и Афанасия Андроник, хронист Анна Антипатр из Бостры Антоний (Антун) Ритор (Тагритский) (IX в.) Антоний Великий – см. также» Житие св. Антония» Антоний Византийский Антоний Тагритский – см. Антоний Ритор Анфим, патриарх Константинопольский Аполлинарий Лаодикийский Аполлоний св. Арефа(Харит), мученик Арий Аристид – см. Апология Аристида Аристотель Аристотель, Псевдо Аркадий, еп. Кипра Армоний – см. Гармоний Архелид Асила, еп. Расаина (VI в.) Асклепий Асколий – см. Асила Ассемани (Assemanus) Илия и Ассемани, Иосиф Симеон Асуана Аттик, патриарх Константинопольский Афанасий I Гамала, сир. патриарх (594/595−630/631) Афанасий II из Балада, сир. патриарх (683/4−686/7) Афанасий Баладский – см. Афанасий II, сир. патриарх Афанасий Великий (Александрийский) Афанасий Великий , Псевдо Афанасий, священник Нисибинский – см. Афанасий II, сир. патриарх Афраат (Иаков, Афрахат, Персидский мудрец) (IV в.) Афрем – см. Ефрем Афтония – см. Иоанн бар Афтонья Ахикар (Хикар) – см. История Сеннахерима Ахрон – см. Аарон Ахудеммех, 16 еп. Тагритский, мафриан (VI в.) Бавай I, католикос Востока (498−503) Бавай бар Несивнайе 17 (Малый), основатель Малого монастыря на Изле (VII в.) Бавай Великий (Рабба), настоятель Великого монастыря на Изле (после 628) Бавай из Гевилты (VIII в.) Бавай Малый– см. Бавай бар Несивнайе Бавай Старший – см. Бавай Великий Бавой (Бавуай), католикос Востока (457−484) Баву Нисибинский Баддай из Аргула, св. 19 Балай (Балей) (V в.) Балаш, шаханшах Балей – см. Балай Бар Али – см. Ишо бар Али Бар Бахлул – см. Ишо бар Бахлул Бар Саливи – см. Дионисий бар Саливи Бар Шушан – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Сувор, Суворов : Сувор Игнатьев, слуга Калязина монастыря, конец XV в.; Алексей Иванович Сувор Монастырев [см. Монастырь], начало XVI в.; Горяин [см. Горяин] Суворов, служилый человек, 1482 г. 89 ; Постник [см. Постник] Суворов, дьяк Ивана IV, 1566–1572 гг.; Суворовы, XVI–XVII вв., Бежецк и Кашин [см. Махно, Махонины] Сувор – нелюдимый, молчаливый Суворин Базанин [см. Базанины], помещик, середина XVI в., Шелонская пятина Сугоняй Якуш, крестьянин, 1495 г., Новгород Сугон – погоня; сугнать – догнать Сугра Михаил, крестьянин, 1624 г., Устюг Судак ( Судок ), Судаков ( Судоков ): Семен Судоков, 1334 г., Новгород; Иван Федорович Судок Монастырей [см. Монастырь], 1445 г.; Иван Угримов [см. Угрим] Судоков, 1550 г., Новгород [см. Айда, Ерш, Обида, Терновский] Судимант Иван Кондратьевич , выходец из Литвы, 1474 г.; от него – Судимантовы [см. Максак] Судников Юрий, подьячий, писец Воротынска, 1626–1637 г., Москва Судница, Судницын : кн. Дмитрий Иванович Судница Шелешпанский, вторая половина XV в.; Тихон Судницын, игумен Калязина монастыря, 1535 г. Судовщиков Смирной [см. Смирной], гость, 1611 г., Кашира Судомоин Богдан Иванов, подьячий, 1546 г. Суемнев Семейка [см. Семейка], крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород Суета , Суторма, Неустрой и Булгак Васильевичи Бессоньевы [см. Суторма, Неустрой, Булгак, Безсон], землевладельцы, середина XVI в., Переяславль [см. Мергасов, Улыбышевы] Сука, Сукины Иван и Гридя [см. Гридя] Ивановичи, 1500 г., Новгород; Федор Иванович Сукин, казначей Ивана IV, 1552 г. Сукман Тимофей Топорков [см. Топорков], 1460 г.; от него – Сукмановы Ср. их вотчина деревня Сукманиха на р. Воре в Московском уезде Сукман – кафтан из домодельного грубого сукна Суков Елка [см. Елка], дьяк вел. кн., 1505 г.; Иван Афанасьевич Вязга [см. Вязга] Суков, дьяк, 1525 г.; Иван Васильевич Мичура [см. Мичура] Вязгин Суков, середина XVI в., Романов; у Елки сын Василий Елизаров Суковой, подьячий, 1553 г. [см. Кондырь] Суколенов Нелюб [см. Нелюб] Семенович, дьяк, 1603 г., Великий Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

3678. Ср.: fug. 6. 34: а также у блж. Иеронима (nom. hebr. 41. 16). 3679. Ср.: fug. 6. 34: а также у блж. Иеронима (nom. hebr. 14. 18; 33. 13). 3680. Ср.: у блж. Иеронима (nom. hebr. 3. 20; 41. 5). 3681. Ср.:1 Кор. 3:2. 3682. То есть о епископе. 3683. То есть к клирикам, которые жили в Верцеллах монашеской общиной. 3684. См.: Кол. 3:11. 3685. Ср.:1 Петр. 1:17; Иак. 2:1. 3686. Ср.: Мф. 5:3. 3687. Ср.: Откр. 3:12; 21:2. 3688. Ср.: Ис. 1:3. 3689. См.: Исх. 12:11. 3690. Ср.: Быт. 25:31–34; 27:1–35. 3691. См. примеч. к epist. 4. 17. 3692. См.: Быт. 28–30. 3693. См.: Быт. 33:1–10. 3694. См.: Ин. 1:29. 3695. Ср. у Вергилия (Aen. 4. 366); а также: Iacob. 2. 6. 27. 3696. Ср.: Кол. 3:13. 3697. См.: Исх. 33:7. 3698. См.: Исх 29:14. 3699. См.: Быт 18:3 и след. 3700. См.: Быт. 17:16 и след. 3701. См.: Быт. 19:2 и след. 3702. См.: Нав. 2:1 и след. 3703. Букв. «отлучайте от груди». 3704. См.: Исх. 20:12. 3705. Ср.: Лк. 9:23. 3706. См.: Ин. 19:25; а также: inst. u. 7. 49 и секвенцию Stabat Mater. 3707. См.: Мф. 27:51; Мк. 15:33; Лк. 23:44–45. 3708. См.: Лк. 23:40–43. 3709. Ср.: hymn. 5. 19. 3710. Ср.: hymn. 5. 19. 3711. См.:1 Петр. 2:18. 3712. Письмо написано, скорее всего, в 393 г. (см.: Zelzer. P. CXXVII). Римский епископ Сириций (384–399) сообщает об отлучении от Церкви Иовиниана и его последователей. Иовиниан, который был прежде монахом, выступил против аскетической практики и подвига девства. Противниками его учения были блж. Иероним (adu. Iou.); блж. Августин (bon. coniug. 2. 48; haeres. 82). Письмо было послано в Милан, где на соборе епископы одобрили решение Сириция (см. ниже: epist. 15). Это письмо епископа Сириция, сохранившееся среди писем свт. Амвросия, впервые говорит о первенстве девства над брачным состоянием (см.: Hunter D. Rereading the Jovinianist Controversy: Asceticism and Clerical Authority in Late Ancient Christianity/Journal of Medieval and Early Modern Studies. 2003. 33:3. P. 453–470). 3713. Иовиниан и его последователи. 3714. Ср.: epist. 62. 7, где говорится о покровении невесты епископом во время совершения христианского брака.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Кулаковский Ю. А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. С. I–III, 1–73 (отдельный оттиск из «Чтений в историческом обществе Нестора-летописца» за 1899 г. Кн. 13). Хорошим дополнением к работе Ю. А. Кулаковского является книга В. А. Кузнецова «Аланские племена Северного Кавказа» (М., 1962) (Материалы и исследования по археологии СССР. 106). В книге классифицированы и проанализированы относящиеся к аланам археологические памятники. Сочетание письменных известий, собранных Ю. А. Кулаковским, и археологических, собранных В. А. Кузнецовым, дает достаточно полное представление об этом народе. Здесь же литература по изучению алан. См.: Кулаковский Ю. А. Христианство у алан//Византийский временник. 1898. Т. 5. Вып. 1–2. С. 1–8. См.: Кулаковский Ю. А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. С. 51. Полагают, что Аланская автокефальная архиепископия основана между 6 августа 906 г. и февралем 907 г. Именно этим временем датируют письма патриарха Николая I Мистика Петру, архиепископу Аланскому. См.: Nicolaus I patriatcha Constantinopolitanus. Epistolae/Ed. R. J. H. Jennius et L. G. Westering. Waschington, 1973 (Corpus fontium historiae byzantinae. V. 6). P. 432–435, 280–283, 406–409, 436–437. Русский перевод см. в «Прибавлениях к творениям св. отцов в русском переводе» (М., 1861. Ч. 20. С. 252–253). Не исключена и датировка этих писем 914–916 гг. См. также: Les regestes des Actes du Patriarchat de Constantinopole. V. 1: Les Actes des Patriarches. Fasc. 2–3: Les regestes de 715 a 1204/Par V. Grumel. Paris, 1989. 655, 656, 657, 659. P. 216–217. Предположение о дате основания Аланской архиепископии временем второго патриаршества патриарха Николая I Мистика (15.V.912–15.V.925) основано на сопоставлении списка членов синода, утвержденного в 901–904 гг. (Les regestes... 598, 598a. P. 176–177), в котором Аланская митрополия отсутствует и на письмах 914–916 гг. Ж. Даррузес, приводя раннюю дату писем, которая принята В. Грумелем, в своих рассуждениях об основании митрополии исходит из более поздней (914–916 гг.) даты. С этого времени Аланская епархия называется в каждом списке. См.: Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Notitia 11. ? 63; Notitia 12. ? 61; Notitia 13. Recensio A. ? 771. Recensio M. ? 821; Notitia 15. ? 61; Notitia 16. ? 61; Notitia 17. 72; Notitia 18. 72; Notitia 19. 79; Notitia 20. 51. В. А. Кузнецов полагает, что архиепископская кафедра у алан была создана в первое патриаршество Николая I Мистика. См.: Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977. С. 12.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010