ПОГИБЕЛЬ Адам должную любовь к Создателю своему обратил к созданию Его и так тяжко согрешил и погиб (5:34, см. ХРИСТИАНИН , 1087). Всяк живущий своею волею погибает (5:43, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ , 351). Жизнь есть путь, каждый идет или в погибель или ко спасению (4:180, см. ЖИЗНЬ ВРЕМЕННАЯ , 357). Через Спасителя мы избавлены от вечной погибели (5:8, см. СЫН БОЖИЙ , 1031). Душа, просвещенная Христом, ясно видит, какой путь ведет к погибели, а душа, не просвещенная светом Христа, не познает пути, который в ров погибели ее ведет (4:9, см. ДУША , 314). Кто не принимает Христа, тот погибает (5:11, см. СПАСЕНИЕ , 982). Душа грехами оставляет Христа, а без помощи погибает (2:60, см. ДУША, 324). Путь нечестивых к вечной погибели ведет (2:57, см. НЕРАДЕНИЕ , 611). Диавол тщится человека с собою в погибель привести (4:51, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 367). Вечная пагуба наступает душе, обладаемой сатаной, отлучившей себя от Христа (1:243, см. БЕССОВЕСТНОСТЬ , 14). Если удалится Бог от человека, то он погибнет (4:12, см. ЧЕЛОВЕК , 1171). Люди, не принимающие благодати Божией, погибают (4:11, см. БОГ , 75). Погибель наступает для голодающего словом Божиим (2:8, см. СЛОВО БОЖИЕ , 900) (2:30, см. ДУША, 329). Погибель грозит тому, кто не живет согласно божественных правил (2:9, см. СЛОВО БОЖИЕ, 901). Человек, пьянства страстью обладаемый, уже почти в рове погибели лежит (1:50, см. ПЬЯНСТВО , 782). ДУША нерадивая не слышит предостережения и идет в погибель Что страшнее, как вечная погибель? и что вожделеннее, как вечный живот? Бог в Писании Своем говорит и чрез проповедников, рабов Своих, аки гремит: бедная душа! погибнеши во веки, аще не покаешися. «Одождит на грешники сети: огнь и жупел и дух бурен, часть чаши их. Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его» ( Пс. 10, 6, 7 )... Но бедная душа сильнаго того Божия гласа не слышит и пребывает без покаяния, как пребывала. Бог зовет: обратися ко Мне, душа, и спасешися, и вечно жива будеши: но не слышит душа Божия звания, и идет и стремится в погибель, как стремилась; не слышит, понеже отверстаго слуха не имеет (4:68). Нерадивый пастырь сам идет в погибель и людей ведет за собой (4:180, см. ПАСТЫРЬ , 673). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Бог даровал слово человеку, как светильник, врачевство и пищу Писание Святое, как благоприятное послание, чрез Пророков и Апостолов послал нам, в котором волю Свою святую открывает нам, и, как светильник нам, во тьме неведения пребывающим, постановил, и как врачебницу ради исцелений немощей наших подал, и как хлеб духовный, питающий души наши, и как источник живый, прохлаждающий нас, даровал нам (5:21). Слово Божие есть свет, ПИЩА, подкрепление и утешение Сего ради всем ХРИСТИАНАМ, которые истинную и живую ВЕРУ иметь, и тую хранить до конца и тако СПАСТИСЯ хотят, прилежное его чтение или слушание нужно есть. Якоже бо ходящим по пути, или делающим что, потребен есть СВЕТ чувственный; тако идущим к вечному животу и труждающимся в подвиге веры и благочестия, потребен есть светильник Божия слова, да не заблудят на путь нечестивых. И якоже тело по вся дни укрепляется ПИЩЕЮ, да не ослабеет, и ослабевши исчезнет: тако подобает по вся дни укреплять ДУШУ духовною слова Божия ПИЩЕЮ, да не гладом истаявши, ослабеет и тако ПОГИБНЕТ. СЛЕП бо есть человек... и требует просвещения: слаб есть, и потому нужно есть ему подкрепление: ЛЕНИВ и УНЫЛ, и потому потребно ему поощрение и УТЕШЕНИЕ, – что все из слова Божия получается. Мнози бо КОЗНИ ДИАВОЛЬСКИЯ и прелести МИРА, которыя вси тщатся совратить ДУШУ с пути БЛАГОЧЕСТИЯ, от которых слово Божие предостерегает нас. Следственно ЗАБЛУЖДАЮТ тые ХРИСТИАНЕ, которые от божественного сего правила удаляются, и не иначе, как слепые, или во ТЬМЕ находящиеся ходят; и наконец, когда в том до конца пребудут, имеют впасти в ров ПОГИБЕЛИ (2:8–9). Слово Божие есть Божия трапеза Христианина счастье есть внутрь сердца своего слышать слово Божие: и тем насыщать душу свою: утешать и увеселять; се есть богатая трапеза, преславная и пресладкая христианския души вечеря (4:107) (также 2:14, см. СЛОВО БОЖИЕ , 901). Христианин должен душу свою насыщать словом Божиим (4:104, см. ЖЕЛАНИЕ , 340). Слово Божие питает души и научает каждого человека в его должности Показал бы я вам, слышателие, самый тот способ, как слово Божие питает души наши. Объявил бы, как оно всякаго чина людей в своей должности сохраняет, как в начальниках насаждает правосудие, в подчиненных верность; как богатых поощряет к щедролюбию и подаянию милостыни, убогих к терпению и великодушию; как родителей учит промышляти о чадех, – чад почитати и повиноватися родителем; как младых в вере укрепляет, старых, и в надежде веселит, и во всех любовь к Богу и любовь к ближнему насаждает, растит, умножает (1:101).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Всякий человек или Богу живет, или греху (5:32, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 367). Человек, когда обращается от Создателя к миру, вместо блаженства получает злополучие (5:35, см. МИР ЗЕМНОЙ , 527). Человек любовью мира сего, как вином упивается (4:115–116, см. ПЬЯНСТВО , 780). Человек, исполненный мирскими суетами, недостойно себе творит оныя вечери (2:55, см. СЛОВО БОЖИЕ , 914). Человек, не живущий по божественным правилам, подобен находящемуся во тьме (2:9, см. СЛОВО БОЖИЕ, 901). Человек невоздержный не может делать добра (3:239, см. ДОБРО , 304). Человек чем больше к Богу приближается, тем больше смиряется. И наоборот, чем больше удаляется, тем более гордым и ГРЕХОВНЫМ становится Солнце чим более приближается, тем меньшая тень бывает; чим более удаляется, тем большая тень бывает; как зайдет солнце, то и тень исчезает: тако, чим более БОГ к человеку приближается, тем меньшим сам в себе человек делается, более уничтожается и СМИРЯЕТСЯ; видит бо свое НЕДОСТОИНСТВО и ничтожество, и Божие величество, и потому смиряется. Напротив того, чем более БОГ от человека удаляется, тем более человек ВОЗНОСИТСЯ, величается, ГОРДИТСЯ. А как совсем удалится БОГ от человека, ПОГИБАЕТ человек, якоже тень исчезает, когда солнце зайдет. Берегись, человече, ВЫСОКОУМИЯ, да не яко ДИАВОЛ падеши; не высокоумствуй, но бойся. Яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе, вознесется ( Лк. 18, 14 ) (4:12). Человек бывает зол или добр не от людей, но от внутреннего устроения Не тот добр бо, кого хвалят люди, ни тот зол, кого хулят люди, но доброта или злость у всякого внутрь есть, а не от человек происходит; и кого Бог похвалит, или осудит. Что в той похвале, которая вне в ушах звенит, но внутрь СОВЕСТЬ осуждает? И что тая хула сделает, которая вне ударяет, когда внутрь СОВЕСТЬ оправдает? Как внутрь у человека или добро ли зло, блаженство или окаянство: так внутрь должно быть утешение или огорчение, увеселение или печаль. Как у добраго человека внешняя хула не отымает внутренняго блаженства и потому не опечаляет его: так и злобу не придает внутренняго блаженства внешняя похвала. Понеже сего внутрь злая совесть беспокойствует и опечаляет, хотя отвне и ублажается: онаго внутрь добрая совесть похваляет и увеселяет, хотя отвне и охуждается (2:45).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

39 Заслуживает внимания, что как на заглавие, так и на содержание этого труда Фирсова, значительное влияние оказали творения Никона Черногорца, которыми автор по местам пользовался дословно. В одном из сборников бывшей Соловецкой библиотеки (Казан. Дух. Акад. 901), писанном Герасимом Фирсовым и содержащем выборки из писаний Никона, можно найти несколько параллелей для «Показания» Герасима, которые объясняют как точку зрения Фирсова на затронутые им вопросы, так некоторые особенности его стиля. Сравн. напр. в издаваемом ниже «Показании» листы 126 и 129 об. и рукоп. Солов. библ. 901 (Казан. Дух. Акад.), л. 68 об.–69; «Показания» л.л. 133–135 и Солов. 901, л. 33 об.; «Показания» л. 134 и Солов. 901, л. 34; «Показания» л. 135 и Солов. 901, л. 34 об.; «Показания» л. 136 об. и Солов. 901, л. 65 об. – Приводим для примера отрывок из Никона по рукописи бывшей Соловецкой библиотеки 901 л. 68 об.–68: «Не подобает своей воли последовати и свой разум кому составляти по своему хотению, но повиноватися божественному писанию, и аще от кого слыша что подобно священным писанием не отметати и преобидети или уничижити то достоинства ради глаголюшаго, каков же аще кто любо есть глаголяй, но приимати и последовати. Аще ли же несогласно божественным писанием, отметати и отвращатися и бегати таковых в не сматряти глаголющаго, но глагол и силу пишемых, якоже Господь научи сему; на Моисеове, рече, седалищи седоша книжницы и фарисее, вся убо елика глаголют вам творити, творите, по делом же их не творите, глаголют бо и не творят; елика аще глаголют от божественных писаней творите, глаголют бо, рече, божественныя писания, а не творят; обаще аще божественная писания нам глаголют, мы божественная писания слышим и последуем» и т. д. Сравн. ниже «Показания» л.л. 126 и 129 об. 40 Нам известен еще список Солов. ризницы, 4°, 92 л., к. XVII в., 974 (по Хр. Кат. Каз. Дух. Ак. 1084, где находится и похвальное слово Герасима, но без его имени). 41 Применительно к историко-литературному (а не палеографическому) назначению, в настоящем издании знаки препинания расставлены (за исключением темных мест, где не удалось разгадать ход мыслей автора, или где заметны следы его рассеянности) согласно современной орфографии. На страницах 3–17 (служба м. Филиппу) опущены знаки, имеющие отношение к церковно-богослужебному употреблению службы (звездочки и т. п.); киноварные буквы здесь заменены прописными, и сохранено начертание букв и и i. При издании всех вообще текстов звуковые особенности воспроизведены согласно с рукописным текстом, оставлено без изменений употребление букв п и е и по мере возможности (несмотря на частую неясность начертаний) букв и ь. Отсутствие мягкого знака в средине слов служит большею частью указанием на раскрытые титла. Буквы ξ, ψ, оу, ω заменены буквами кс, пс, у, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Душа ГРЕХАМИ оставляет Христа, а без ПОМОЩИ ПОГИБАЕТ Видишь, что делается, когда солнце от нас отыдет; наступает тьма и покрывает всю поднебесную: человек ничего не может делати, осязает как слепый, блудит, спотыкается и падает и всего опасается. Тако делается с душею человеческою, которую Христос, Солнце праведное, оставляет: никаких богоугодных дел не может творить, якоже Сам рече: «без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин. 15, 5 ). Понеже покрывает ее тьма духовная, и тако заблуждает, осязает как слепый, спотыкается и падает от греха в грех, пока в ров вечныя погибели не впадет, аще покаянием не исправится. Оставляет же Христос тую душу, которая сама прежде оставит Его: иначе Христос никого не оставляет, яко «просвещает всякаго человека, грядущаго в мир» ( Ин. 1, 9 ). Сей случай научает нас держаться Христа и последовать Ему верою и любовию, да и не нас духовная тьма и бедствие тое обымет (2:60). Исправление души невозможно без помощи Божией (3:334, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ , 737). Душа бедствует и плачет без помощи слова Божия (2:15, см. СЛОВО БОЖИЕ , 902). Для спасения души необходимо изучать слово Божие (5:61, см. СЛОВО БОЖИЕ, 919). Душа питается словом Божиим (2:14, см. СЛОВО БОЖИЕ, 901). Душа должна слушать глас Божий, т. е. слово Божие, научающий творить благое (2:10, см. СЛОВО БОЖИЕ, 897). Душа голодает, когда лишается слова Божия (2:14, см. СЛОВО БОЖИЕ, 901). Слово Божие, вселяясь в душу, обновляет ее (4:70, см. СЛОВО БОЖИЕ, 908). Душа, если не живет по слову Божию, то она глухая (4:67, см. ХРИСТИАНИН , 1114). Душа страдает ГЛУХОТОЙ, когда слышит СЛОВО БОЖИЕ, но не исправляется Знаки душевныя глухоты: 1) Когда христиане слышат слово Божие, и не исправляются. 2) Любовь мира сего, т. е. чести, славы, богатства, роскошей и сластей. Сию глухоту сатана шептанием своим соделовает, дабы люди не могли слышать слово Божие, и так бы погибли (4:69). Душа, увлеченная мирскими ПОПЕЧЕНИЯМИ, не слышит СЛОВО БОЖИЕ Когда в храмине различный глас, шум, крик и мятеж бывает, тогда, что ни говорится человеку, не слышит; ибо шум тот препятствует ему и заключает слух его: тако и в душе бывает. Когда ее различный мирских похотей шум и мятеж беспокойствует, тогда она не может слышати слова Божия; ибо мирския ПОХОТИ, которыя «воюют на душу» ( 1Пет. 2, 11 ), ее окружающия, не допущают до нее придти Божию слову, и отражают и отгоняют его от нея. Что в таком шуме глас слова Божия успеет? Как глухому музыка: тако таковым шумом объятой душе Божие слово (4:69).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Чтение приводит к вечной жизни. Слово Божие, чтобы принесло плод, необходима БЛАГОДАТЬ. Чтобы слово Божие принесло пользу, нужно просить в МОЛИТВЕ помощь Божию. Просить Бога о вразумлении СЛОВА БОЖИЯ, читать его с молитвой. Читая слово Божие, просить Бога, да просветит очи духовные. Чтобы слово Божие имело действие в СЕРДЦЕ, необходимо МОЛИТЬСЯ. Слово Божие изучать с МОЛИТВОЙ. Слово Божие нужно читать и молиться. Нельзя одновременно и слово Божие, и МИР СУЕТНЫЙ любить. Чтобы слово Божие читать с пользой, следует очистить СЕРДЦЕ. Сердце, когда исполнено любовью к миру, не может принять слово Божие. Слово Божие приносит плод в сердцах добрых. Чтобы слово Божие дало плод, нужно искоренять мирские прихоти из СЕРДЦА. Необходимо сердце очистить. Слово Божие, прочитанное или слышанное, следует укоренять в СЕРДЦЕ. Господь ублажает тех, кто слушание слова Божия ставит выше мирских забот. Слушание слова Божия есть благая часть Слово Божие изучать надо со страхом. Слово Божие, чтобы принесло пользу, надо читать с благоговением и усердием. Слово Божие надо с особым благоговением слушать и читать. К Слову Божию относиться со вниманием и благоговением. Слово Божие надо почитать. Верить в Евангелие. Чтение если непонятно, временно пропустить. Не испытывать любопытно слово Божие, но испытывать состояние души на основании слова Божия. Слово Божие надо не только слушать, но и рассуждать и переваривать. Слово Божие читать с УСЕРДИЕМ и размышлением. Слово Божие внимательно слушать, красноречиво или нет говорит пастырь. Слово Божие необходимо читать или слушать со вниманием. Слово Божие исцеляет тех, кто кается. ПОКАЯВШИЙСЯ воспринимает слово Божие по-иному. Псалмы и Священное Писание нужно всегда петь и почитать. Слово Божие должно хранить в сердце и питать им душу. Слову Божию поучаться для познания Бога. Слово Божие должно читать не ради научения, но для познания воли Божией и спасения души. Читающие слово Божие только ради знания лишаются утешения. Слово Божие необходимо изучать для СПАСЕНИЯ ДУШИ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Подвижницы XX века. Православный календарь на 2020 год» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-901-0017 19 .       Заявитель: издательство «Даръ». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги Т. Терещенко «Весёлая азбука Илюши и Ванюши» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги Т. Терещенко «Весёлая азбука Илюши и Ванюши». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-901-0018 20 .       Заявитель: издательство «Даръ». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-901-0019 21 .       Заявитель: торговый дом «Никея». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги протоиерея Феодора Бородина «Читаем Евангелие с юными христианами. Притчи Христовы» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги протоиерея Феодора Бородина «Читаем Евангелие с юными христианами. Притчи Христовы». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-901-0020 22 .       Заявитель: торговый дом «Никея». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги П. Ю. Малкова «Вознесение Господне. Антология святоотеческих проповедей» , предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

См. Пс. 1:3; Матф. 3:10. 123 См. прим. 61 к трактату «О прескрипции…». 124 См. 1 Кор. 6:3. 125 См. Откр. гл. 2—3. 126 См. Откр. 3:19. 127 См. Лук. 15:8—10. 128 См. Лук. 15:4—5. 129 См. Лук. 15:11—23. 130 Возлюбленные Божьи (can Dei)—boзмoжho, мученики. 131 Ср. Ис. 5:18 и 1 Тим. 6:8—9 (Resch § 12 89). 132 См. Плиний Ст. VIII 27. 133 См. Дан. 4:30—33. 134 См. Исх. гл. 5— 14. См.  также прим. 88 к трактату «К язычникам». 135 См. Прем. 10:1—2. 136 См., напр., Аристотель. Никомахова этика III10:1115 Ь; II2:1104 а; Сенека. Письма 41; 67:10; Эпиктет. Беседы I 2:25; II 2:13. 137 Видимо, намек на школу киников; «киник» — субстантивированное прилагательное «собачий», κυνικς. Слово «собака» присутствует в названии афинского гимнасия «Киносарг», в котором вел занятия основатель кинической школы Антисфен. Он и сам называл себя «собакой» в соответствии с неприхотливым образом жизни, который пропагандировала и вела его школа. См. Диоген Лаэртский VI 13. 138 См. Лук. 9:52—56. 139 См. Иоан. 13:22. 140 См. Матф. 26:51—52. 141 См. Лук. 22:50—51; Иоан. 18:10. 142 См. Матф. 26:67; 27:29. 143 См. Исх. гл. 16—17; 32:1—11. 144 См. Быт. 15:6. 145 См. Матф. 5:22. 146 См. Матф. 5:40; Лук. 6:29. 147 См. Матф. 6:24; Лук. 16: 13.  «Маммона» на арамейском языке означает богатство, воплощенное в образе демона. 148 См. Втор. 21:23; Галат. 2:16 ел.; 3:13 ел. 149 Очевидно сходство этого рассуждения с местом из трактата Сенеки «О постоянстве мудреца» (17:4), который, вероятно, был известен Тер–туллиану (рус. пер. см.: Историко–философский ежегодник– 87.  М., 1987:с. 190—216). 150 См. Матф. 5:23—24. 151 См. Лук. 15:4—6. 152 См. Лук. 15:11—32. 153 См. Дан. 4:30 ел. 154 См. 1 Тим. 5:3; 9—10; 1 Кор. 7:34—35; 39–10; Матф. 19:12. 155 См. Лук. 12:50. 156 Согласно преданию, принятому многими отцами церкви, Исайя был перепилен деревянной пилой по приказу царя Манассии. Ср. Евр. 11:37. 157 См. Деян. 7:59. 158 См. Иов. 1:15—19; 2:9—10; 42:10. 159 В Писании ничего подобного не сказано. Вероятно, Тертуллиан приводит здесь свою собственную версию. 160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

1307 См. In Нехает.: PG 44, 69d-72c; 120b; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Как бесплотный Бог сотворил материю? и Творение небесных тел. 1308 См. In Нехает.: PG 44, 72с-76с; 120b; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Выделение огня и Творение небесных тел. 1309 См. In Нехает.: PG 44, 69cd; 77d-80c; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Как бесплотный Бог сотворил материю? и Неустроенная земля. 1310 См. In Нехает.: PG 44, 81с; 84d; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью. 1311 См. In Нехает.: PG 44, 117аЬ; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Творение небесных тел и заключение главы. 1312 См. In Нехает.: PG 44, 85bc; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью и заключение главы. 1313 См. In Нехает.: PG 44, 89bc-112d; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью. 1315 См. In Нехает.: PG 44, 121а; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Третье небо и заключение главы. 1316 См. De an. et res.: PG 46, 89а-96а; 105а-с; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви и заключение главы. 1318 См. De an. et res.: PG 46,96c-97a; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви и заключение главы. 1319 См. De an. et res.: PG 46,92c-93b; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви. 1320 См. Eunomius, Apol. 8/Vaggione 42, 17 ff; 58, 16 ff; Григорий парафразирует в С. Еип. II, 21; II, 23; II, 62: GNO I, 232, 29 ff; 233, 11–17; 244,1 ff; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Учение Евномия о нерожденности Божией. 1322 См. С. Eun. II, 69–70; I, 168: GNO I, 246; 77, 7–13; см. выше, гл. Опровержение Евномия, разделы Именования Бога и Бесконечность Божия. 1323 См. С. Eun. III, 6,73: GNO II, 211, 28 – 212, 1; см. выше, гл. Опровержение Евномияу раздел Бесконечность Бога. 1325 См. С. Eun. II, 563; II, 580: GNO I,391,9 ff; 395,25 ff; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Именования Бога. 1326 См. Евномий, Apol. 12/Vaggione 46,7 ff; Григорий парафразирует и развивает в С. Eun. II, 196; 269: GNO I, 282, 5 ff; 305, 7; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Учение Евномия о нерожденности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Кроме того, Д. длительное время приписывалось историко-полемическое сочинение, касающееся церковной истории Армении,- Narratio de rebus Armeniae (Повествование о делах армянских, PG. 127. Col. 885-901 - приложение к трактату о яковитах, напечатанное, как и сам трактат, под именем Филиппа Отшельника; то же: PG. 132. Col. 1237-1257 - под именем Исаака Армянского). Этот текст приписывался и др. лицам - архидиак. Григорию и свящ. Исааку, но во всех случаях атрибуция его была совершенно произвольной. Понадобилось детальное текстологическое исследование Ж. Гаритта , чтобы доказать, что «Narratio...» первоначально было написано ок. 700 г. по-армянски сторонником унии с халкидонитами и позднее переведено на греч. язык (критическое изд. греч. текста: Garitte. 1952. P. 26-47; дополнительные разночтения: Арутюнова-Фиданян. 2004. С. 194-202). Его автор и переводчик остаются неизвестными (во всех рукописях текст помещен как анонимный), но не имеют ничего общего с Д. или Филиппом ( Garitte. 1952. P. 382-400). В последнее время В. А. Арутюнова-Фиданян предприняла попытку доказать (принимая датировку и локализацию произведения, предложенные Гариттом), что оригинальным языком «Narratio...» был все же греческий; она предполагает также, что анонимный автор принадлежал к арм. правосл. общине, а не просто призывал к объединению с халкидонитами ( Арутюнова-Фиданян. 2004. С. 17-59). Соч.: Μελτη// Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. Τ. 5. Σ. 354-366 [слав. пер. начала трактата: Кормчая, 1650. Гл. 52. С. 1243-1246; Кормчая, 1653/1787. Ч. 2. Гл. 51. Л. 242-243]; Απντησις [περ κ τριϒενεας ϒμου]//Ibid. Σ. 366-368; Practica ex actis Eustathii Romani [Dub.]//Jus graeco-romanum/Ed. C. E. Zachariae a Lingenthal. Lipsiae, 1856. Pars 1; De Jacobitarum haeresi et Chatzitzariorum//PG. 127. Col. 880-901 [под именем Филиппа Отшельника; Col. 885-901=Narratio de rebus Armeniae; начало и конец трактата опубл.: Ficker G. Die Erlasse des Patriarchen von Konstantinopel Alexios Studites. Kiel, 1911. S. 22-23]; Περ ϒμων ϒνμη// Павлов А. С. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник рус. брачного права. М., 1887. С. 111-113 [греч. текст и слав. пер.; см. также слав. пер. в Кормчих книгах: Кормчая, 1650. Гл. 52. С. 1234-1236; Кормчая, 1653/1787. Ч. 2. Гл. 51. Л. 237-238; Бенешевич. ДСК. Т. 2. С. 192-195]; Narratio de rebus Armeniae [Sp.]// Garitte G. La Narratio de rebus Armeniae. Louvain, 1952. (CSCO; 132. Subs., 4) [текст: P. 26-47; рус. пер.: Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских» (VII в.): Источник и время. М., 2004. С. 150-193]; De privilegiis metropolitarum [Dub.]// Darrouzès J., ed. Documents inédits d " ecclésiologie byzantine. P., 1966. P. 116-159. (ArchOC; 10); Oratio de ordinatione episcoporum [Dub.]//Ibid. P. 176-207; Oratio ecclesiastica [Dub.]//Ibid. P. 208-237; Oratio contra Alexium I imperatorem [Dub.]//Ibid. P. 238-249; Oratio antirrhetica [Dub.]//Ibid. P. 250-265; De matrimoniis [Dub.]//Ibid. P. 267-275.

http://pravenc.ru/text/178139.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010