свящ. Николай Александров Часть II. Исаак § I Женитьба Исаака (Быт. 24:1–67) По смерти своей матери Сарры, Исаак остался 37 лет. Престарелый Авраам ( Быт. 24:1 ), желая еще при жизни своей устроить Исаака, решился женить последнего. Но сокровенным желанием Авраама было взять Исааку жену из дома брата своего Нахора. «Желая устранить Исаака от родства с Хананеями, чтобы он оттуда не взял себе жены, (праотец) призывает благоразумнейшего из своих домочадцев, и поручая ему это дело, говорит: «положи руку свою под стегно мое» (24:2). На греческом языке нанисано так: «под стегно мое», а по-еврейски читается «под чресло». Почему же так говорит праотец? Таков был обычай у древних; также и потому, что здесь было начало рождения Исаака» 356 . Заручившись клятвой со стороны раба, что тот возьмет жену Исааку из родственного племени, Авраам отпускает раба с большими подарками в Месопотамию. Авраам был в полной уверенности, что Тот, Кто воззвал его из отечества и дотоле так благоустроял его дела, и в самой старости даровал ему сына Исаака, Тот благопоспешит ему и в предлежащем деле» 357 , т. е. укажет жену Исааку, которая должна стать достойной участницей великих обетований Божиих Аврааму и его потомству. И действительно, Господь указал рабу Авраамову, когда последний прибыль в Месопотамию в город Нахоров, жену для Исаака. Раб, остановившись у колодезя, к которому приходили городские девицы за водою, просил Господа указать девицу, которая достойна быть женою Исаака (24:13–14). «Замечай благоразумие раба: он знал страннолюбие праотца, и то, что девице, которую он должен привести к нему, надобно иметь одинаковый с праведником нрав; потому раб и не ищет никакого другого знака, а хочет узнать характер девицы по ее гостеприимству, и говорит: если она наклонит мне водонос, когда я попрошу у ней воды и не только исполнит мою просьбу, но и покажет собственное радушие и скажет: «и верблюды твоя напою»: то, таким образом, чрез сообщение воды она даст достаточное свидетельство доброты своего нрава» 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание I. Состав Архива Св. Синода II. Состав Библиотеки Св. Синода III. Помещение Архива и Библиотеки Правила для составления «Описания дел и документов Архива Святейшего Синода» Правила для составления «Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания» Положение об Архиве и Библиотеке Святейшего Синода Правила сдачи дел в Архив Святейшего Синода Правила выдачи дел из Архива для справок Ведомость о Консисторских Архивах, составленная на основании 356 ст. Уст. Духовных Консисторий по ежегодным отчетам епархиальных преосвященных. 1904 года     Высочайше утвержденная Комиссия для приведения в ясность и порядок дел, хранящихся в Архиве Св.Синода. К сорокалетию ее деятельности 1865–1905 гг. «Для каждого гражданина знание истории своего отечества есть дело не только простого любопытства, но и настоятельной потребности, которая переходит, так сказать, в обязательный долг для лиц, призванных действовать в сфере ученной, или административной. Для этих последних точно знаомство с условиями, при которых развивался народ, в которых он поставлен, дает путеводную нить к верным заключениям и его будущему и ключк к разумным действиям в настоящем» (Слова ордин. академика Аф. Ф. Бычкова, почтои 35 лет стоявшего во главе комиссии 1 ). В I860 году 6 декабря последовало Высочайшее утверждение Государем Императором всеподданнейшего доклада обер-прокурора Св. Синода графа Дм. Андр. Толстою об учреждении Комиссии для разбора и описания дел Архива Св. Синода. Доклад итог был весьма краток 2 : не было в нем ни историчоской справки о Синодальном Архиве, ни подробной мотивировки необходимости комиссии для приведения его в ясность, а говорилось только, что «Св. Синод признал нужным учредить для приведения в большую ясность н строгий порядок дел, хранящихся в Архиве, особую Комиссию, в члены которой изъявили готовность поступить безмездно некоторые духовные лица, несколько чиновников и один из наставников здешней духовной академии»; Высочайшее соизволение на учреждение Комиссии от того и испрашивалось, что в Комиссии пожелали заниматься в знании членов некоторые из лиц, не принадлежащих к духовному ведомству. Бывший обер-прокурор Св. Синода граф Д. А. Толстой проявил особые заботы о Синодальном Архиве 3 ; как бы по его завещанию и преемник его, К. П. Победоносцев , довел до конца устройство Архива.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

[греч. ημτριος Μυτιληναος], греч. мелург XVIII в. В певч. рукописях назван «Митилинским», что свидетельствует о его происхождении из г. Митилины на о-ве Лесбос. Поскольку это указание чередуется в рукописях с определениями «Димитрий Лесбосский» (Olympiot. 205. Fol. 542, XVIII в.; Ath. Dionys. 578. Fol. 211-224, 2-я пол. XVIII в.; Ath. Doch. 356. Fol. 277-313, нач. XIX в.; Ath. Paul. 15. P. 706, 1813 г.) и «Димитрий Пломарит» (Ath. Pantel. 1012. Fol. 220, 1768 г. БАН. РАИК. 44. Л. 161 об., 1796 г.), можно предположить, что мелург был родом из Пломариона (о-в Лесбос). В рукописи Ath. Iver. 997. Fol. 81 (кон. XVIII в.) автор подзаголовка к воскресному причастну Д. М. на глас βαρς представляет мелурга как «Димитрия Плумарита», а также добавляет, что «этот Плумарит жил до 1776 г.». Последняя ремарка приводит к проблеме: если 1776 г. определить как год смерти Д. М., то дата рождения может относиться к посл. 15-летию XVII в., что оказывается несовместимым с существованием 2 рукописей - Триоди Ath. Iver. 1258 (1701 г.) и Пентикостариона Chios. A. Korais. 177 (1704 г.), к-рые созданы 2 различными писцами и представляют собой копии автографа Д. М. В таком случае дату рождения мелурга следует отнести по крайней мере к 1-й четв. XVII в., что ставит под сомнение дату его смерти. Можно предположить, что вышеприведенные указания относятся к 2 мелургам: один из к-рых Д. М., другой - Димитрий Лесбосский, или Пломарит, чье творчество приходится на более поздний период. Оба автора по стечению обстоятельств работали над одним и тем же песнопением - воскресным причастном на глас βαρς. Рукопись 2-й пол. XVIII в. Copenh. Kong. Bibl. 2477. Fol. 197-197v, содержащая 2 воскресных причастна на глас βαρς, надписанных соответственно именами Димитрия Лесбосского и Д. М., может подтвердить это предположение. Однако вопрос остается открытым, поскольку в певч. рукописях Димитрию Лесбосскому приписывается не только воскресный причастен на глас βαρς (Ath. Iver. 997. Fol. 81; Olympiot. 205. Fol. 542; Ath. Doch. 356. Fol. 277-313; Ath. Paul. 15. P. 706), но и сочинения, к-рые в др. источниках всегда связываются с именем Д. М. Так, в рукописи Ath. Dionys. 578 2-й пол. XVIII в. Димитрий Лесбосский представлен как автор 3 причастнов: на гласы 1-й, 1-й плагальный и βαρς (Fol. 211-224); в рукописи Ath. Pantel. 1012 Димитрию Пломариту приписывается богородичный причастен «Чашу спасения прииму» на 4-й плагальный глас (Fol. 220).

http://pravenc.ru/text/178219.html

В издании публиковались общие религиеведческие и этнографические статьи: «Религиозно-нравственное состояние инородцев Поволжья» Н. В. Никольского (1912. Т. 1. Кн. 1. С. 3-5), «Культ умерших в язычестве и исламе» М. Г. Иванова (1914. Т. 1. Кн. 8. С. 515-536), «Религиозные верования инородцев Присаянья» Н. Ф. Неговского (1915. Т. 1. Кн. 12. С. 923-968) и др. Печатались статьи, посвященные верованиям и обычаям, истории, памятникам искусства отдельных народов Поволжья, Урала, Сибири и Ср. Азии и состоянию образования у них. Эти статьи вместе с краткими заметками, переводами, обзорами выходили под рубриками «Киргизы-мусульмане», «Черемисы крещеные и язычники», «Мордва-христиане», «Башкиры-мусульмане», «Вотяки-христиане», «Буряты-ламаиты» и т. п. Наиболее обстоятельные статьи посвящены бурятам: «Краткие сведения о технике ламайской иконографии у бурят Агинского дацана Забайкальской области» (1912. Т. 1. Кн 1. С. 20-24), «Дацан в селе Агинском Забайкальской области» (1916. Т. 2. 2/3. С. 131-151) и «Бурятский праздник «Обо»» (Там же. 4/5. С. 273-276) В. Иванова; татарам: «Смерть и похороны» (1913. Т. 1. Кн. 2. С. 117-120) и «Праздник Сабан-Туйы» (1916. Т. 2. 4/5. С. 277-291) Ш. Саттарова, «Конфессиональные школы казанских татар» Я. Д. Коблова (1915. Т. 2. 1. С. 3-119), «К вопросу о магометанских и русско-татарских училищах» О. Г. Романова (1916. Т. 2. 2/3. С. 152-176), «Обзор учебников, принятых к употреблению в татарских конфессиональных школах» (доклады Катанова, Коблова, И. И. Ашмарина и А. И. Емельянова) (Там же. С. 197-249); казахам: «Народное образование среди киргизского населения Петропавловского уезда Акмолинской области» М. Н. Греховодова (1913. Т. 1. Кн. 2. С. 83-112); марийцам: «Весенние праздники у черемис» (Там же. Кн. 4. С. 246-260) и «Черемисы-христиане: I. Черемисская масленица. II. Святки черемис. III. Умыкание (кража) невест у черемис» (1915. Т. 1. Кн. 11. С. 813-840) М. Г. Васильева, «Роль песен у черемис в их племенной языческой жизни» (1913. Т. 1. Кн. 4. С. 261-266) и «О преимущественной пользе церковного пения в деле просвещения черемис» (Там же. С. 269-273) свящ. Тихона Ефремова, «Материалы для изучения верований и обрядов черемис» В. М. Васильева (Там же. Кн. 5. С. 323-341; 1915. Кн. 10. С. 704-729; Кн. 12. С. 969-995); чувашам: «Чувашские поминки» (1913. Т. 1. Кн. 4. С. 274-286) и «Языческие представления чуваш о загробной жизни» (Там же. Кн. 5. С. 342-355) М. Г. Васильева; мордве: «Из жизни села Мордовские Каратаи и деревни Менситово Тетюшского уезда Казанской губернии» Г. А. Филиппова (Там же. С. 356-365). В «И. о.» вышла заметка Чистопольского еп. Анастасия (Александрова) «Историко-этнографический миссионерский музей при Казанской духовной академии» (Там же. Кн. 2. С. 140-141).

http://pravenc.ru/text/468815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТОХИЯ († 1.11.362), мц. (пам. зап. 2 нояб.), пострадала в г. Тарс в Киликии при рим. имп. Юлиане Отступнике . Сохранившаяся лат. версия Мученичества Е. (BHL, N 2775) представляет собой перевод с греческого, выполненный, видимо, не ранее 2-й пол. IX в., т. к. оно неизвестно составителям каролингских Мартирологов. Греч. оригинал был основан на подлинных актах допроса, впосл. подвергшихся лит. переработке в Антиохии. Редактор датирует кончину святой по «антиохийской эре», что соответствует 356 г. (он соотнес 2-й год правления имп. Юлиана Отступника, когда пострадала Е., с офиц. датой провозглашения его цезарем (355), а не с годом прихода его к власти на Востоке (361)). Согласно Мученичеству Е., имп. Юлиан Отступник по прибытии в Тарс устроил всенародное празднество во дворце в честь богини Венеры. Для участия в жертвоприношениях и торжествах были приглашены все жители города. Однако некая дева Е., христианка, стала публично призывать народ не ходить на праздник и не поклоняться ложным богам. Когда об этом донесли имп. Юлиану, тот велел привести ее и заставить принять участие в празднестве. Однако Е. обличила императора. Юлиан приказал пытать святую и склонять к совершению жертвоприношений. Е. только молилась и благодарила Христа. По приказу императора святая была сожжена. Выброшенные без погребения останки Е. забрала ее мать и похоронила в фамильной гробнице. И. Делеэ считает Мученичество сугубо лит. произведением, но не приводит аргументов, подтверждающих его мнение. Др. болландист, Г. ван Хофф, рассматривая Мученичество Е. в общем контексте правления имп. Юлиана Отступника, приходит к выводу, что оно дает верное представление о гонении имп. Юлиана. Содержание агиографического рассказа вполне достоверно. Хотя Зосим ( Zosim. Hist. III 11) и Сократ Схоластик ( Socr. Schol. Hist eccl. III 17) по-разному описывают причины, приведшие Юлиана в Тарс, оба они утверждают, что император находился там в нач. нояб. 362 г. Обстоятельства мучений Е. вполне соответствуют «мягкому», по выражению блж. Иеронима , гонению в правление Юлиана, которое являлось не законодательно оформленным преследованием христиан, а скорее проявлением личной неприязни императора к ним.

http://pravenc.ru/text/187507.html

Arhiva Ordinul Ministerului Dezvoltrii Economice al Rusiei cu privire la adoptarea unui Model de decizie despre retrocedarea ctre organizaia religioas a obiectivului din patrimoniul cultural, care reprezint un bun cu destinaie religioas 26 octombrie 2011 10:00 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 14 июля 2011 г. 356 г. Москва «Об утверждении Примерной формы решения о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта культурного наследия, являющегося имуществом религиозного назначения либо имуществом, соответствующим критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Федерального закона " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " , и Примерной формы договора безвозмездного пользования находящимся в государственной или муниципальной собственности объектом культурного наследия, являющимся имуществом религиозного назначения либо имуществом, соответствующим критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Федерального закона " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " » Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 октября 2011 г.  Регистрационный 22083 В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. 324 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий при реализации Федерального закона " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " » (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, 18, ст. 2650) приказываю: Утвердить прилагаемые: а) Примерную форму решения о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта культурного наследия, являющегося имуществом религиозного назначения либо имуществом, соответствующим критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (приложение 1);

http://patriarchia.ru/md/db/text/1656012...

А.М. Пентковский «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» представляют собой систематическое руководство в прохождении Иисусовой молитвы, изложенное в форме рассказов странника крестьянского происхождения. На протяжении многих лет этот незамысловатый и бесхитростный, на первый взгляд, текст неизменно привлекает внимание читателей, а его многочисленные издания свидетельствуют о церковной рецепции. Уже в последней четверти XIX в. четыре рассказа странника, повествующие о стяжании дара непрестанной Иисусовой молитвы, а также о назидательных и поучительных случаях, происходивших во время долгих странствий по бескрайним российским просторам, были хорошо известны любителям духовного чтения, о чем свидетельствуют как сохранившиеся списки, так и различные упоминания о рукописях, содержащих этот текст. В 1881 г. рассказы были впервые напечатаны в Казани, в 1883 г. появилось второе, а в 1884 г. — третье издание. Кроме того, в 1882 г. была опубликована сокращенная и существенно переработанная редакция рассказов странника, впоследствии многократно переизданная. Менее известным в конце XIX в. было продолжение рассказов странника, состоящее из трех дополнительных рассказов (пятый — седьмой), в которых рассматривались различные аспекты молитвенного делания и аскетической практики. В 1911 г. эти три рассказа были опубликованы в журнале «Троицкое слово» и отдельным изданием. В начале 30-х годов XX в. четыре рассказа странника были дважды напечатаны в Париже, а три дополнительных рассказа были изданы в Чехословакии. В 1948 г. в Париже были изданы все семь рассказов, это издание дважды переиздавалось во Франции, а позднее этот текст неоднократно перепечатывался в России. Содержание 1. Из истории изучения «Откровенных рассказов странника». 344 2. Биографические сведения об Арсении (Троепольском). 348 3. Рукописное наследие Арсения (Троепольского). 350 4. Автобиографические сочинения Арсения (Троепольского), содержащие сведения о молитвенной практике. 356 5. Сочинения Арсения (Троепольского), посвященные молитве. 359

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Как известно, родоначальником христианской апофатической теологии, которая в патристической литературе считается наиболее точным способом познания Бога 1 , соответствующим Его абсолютному превосходству над всем конечным и непостижимости Его сущности, считается неизвестный византийский автор так называемого Corpus Areopagiticum, появившегося в конце V – начале VI в. Его труды «О Божественных именах» и «О мистическом богословии» стали классическим образцом применения философского апофатического метода в христианской теологии. Однако следует отметить, что уже в середине IV в. на Западе жил один христианский философ и богослов, которого по праву можно назвать предшественником Псевдо-Дионисия в апофатической теологии 2 . Мы имеем в виду Гая Мáрия Викторина (ок. 281/300–386 гг.), африканца по происхождению, но бóльшую часть жизни проведшего Риме. Как нам известно из «Исповеди» блаж. Августина 3 , вначале Викторин был языческим ритором и философом, за свои заслуги перед обществом удостоившимся статуи на Римском форуме. Однако впоследствии, ок. 355–356 гг. он обратился в христианство и вскоре стал одним из крупных христианских богословов на Западе, написавшем целый ряд догматико-полемических трактатов против ариан и составившим первые комментарии на Послания св. апостола Павла 4 . Именно он впервые в полном объеме стал применять апофатический метод для выражения истин христианского вероучения. При этом Викторин опирался на широкий круг философских источников, из которых особенно выделяются труды средних платоников и неоплатоников: Нумения, Плотина, Порфирия и так называемые «Халдейские оракулы». Если мы обратимся к трактатам самого Викторина, то сразу обнаружим, какое важное место он отводил апофатическим определениям Бога и методу Его познания путем отрицания несоответствующих понятий (κατ φαρεσιν, per privantiam) 5 или «превознесения» над всем (per supralationem, per eminentiam) 6 . Вслед за Платоном 7 Викторин полагает, что познать Бога трудно, а выразить это познание в словах – невозможно 8 . Более того, Бог – Сам по Себе таков, каков Он есть (quod est) – превосходит все наши представления о бытии и познании, и потому Он во всем остается совершенно непостижимым для нас (inintellegibilis, incognoscibile omne quod Deus est) 9 . Имея веру в Бога, мы, тем не менее, пребываем в совершенном неведении (omnigena ignorantia) того, чтó такое Бог (quid sit) и как Он существует (quomodo sit) 10 . Будучи запредельным всему, в том числе и самому уму, Бог познается скорее в неком сверхмышлении (praeintellegentia), чем в мышлении 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Минздрав: Каждый десятый госпитализированный с коронавирусом находится в тяжелом состоянии 14 октября, 2020. Новостная служба К аппаратам ИВЛ подключены больше двух тысяч человек 14 октября. ПРАВМИР. В тяжелом состоянии находятся 11% госпитализированных в России пациентов с коронавирусом. Такую статистику привел глава Минздрава Михаил Мурашко, передает Интерфакс . По его словам, 1,5% больных находятся в крайне тяжелом состоянии. К аппаратам искусственной вентиляции легких (ИВЛ) подключены 2 356 человек. Почти 20% госпитализированных — с легким течением болезни, 68% — средней степени тяжести. В целом в стране почти 66% больных получают помощь амбулаторно. По словам Мурашко, за неделю уровень заболеваемости увеличился с 41 до 52-53 человек на 100 тысяч населения. Он отметил, что сейчас развернуто 176 тысяч коек для COVID-19. Максимальное число мест было подготовлено в июне — 185 тысяч коек. Накануне в Минздраве сообщили, что коечный фонд для больных коронавирусом занят на 90%. Суточный прирост заболевших в России уже превысил пиковые значения, которые были в начале пандемии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 4 апреля, 2024 1 апреля, 2024 27 марта, 2024 26 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 11 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/minzdrav-kazhdyj-desya...

Мошенники придумали новую схему обмана, используя поддельные решения судов 18 апреля, 2022. Новостная служба Группу аферистов уже задержали в Санкт-Петербурге 18 апреля. ПРАВМИР. Гражданам стали рассылать по почте фальшивые документы, в которых от имени суда сказано, что им положена компенсация за купленные когда-то некачественные препараты или продукты питания, сообщает «Российская газета». «Суммы компенсации морального и материального вреда значатся в этих фальшивках солидные. И эти деньги «можно получить, отправив предоплату», — говорится в сообщении Схема оказалась действенной — жертвы верили поддельным документам и отправляли деньги. Одну группу мошенников уже удалось задержать. Невский районный суд вынес приговор трем обвиняемым. Аферисты отправляли по почте жителям Петербурга и Ленобласти фальшивые решения суда по несуществующим делам. Граждане доставали из почтовых ящиков конверты, в которых лежало «решение суда» и значилась их фамилия. В этом документе говорилось, что гражданину присуждена компенсация морального и материального вреда, а чуть позже жертвам звонили те же мошенники и объясняли, что деньги можно получить, если перевести предоплату. На сегодня известно, что два человека потеряли по 22 500 рублей. Еще одна гражданка — 356 173 рубля. Пресс-служба судов Санкт-Петербурга просит граждан быть бдительными. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 7 апреля, 2024 4 апреля, 2024 3 апреля, 2024 2 апреля, 2024 29 марта, 2024 26 марта, 2024 25 марта, 2024 25 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/moshenniki-stali-ispol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010