Вера сердечная есть признак красоты ДУШИ «Вера» сердечная, нелицемерная, истинная и живая во Иисуса Христа Сына Божия, без которой как сыскать, так и хранить красоты своея душа не может. Якоже бо «верою душа обручается в невесту краснейшую Сыну Божию» ( Ос. 2, 19–20 ), и красоту себе от Него получает: тако тоюжде верою и сохраняет ее. Аще убо кто имеет истинную и живую веру, сей имеет доброту и красоту душевную (3:332). Христианин должен украшаться истинной верой (3:242, см. ОДЕЖДА , 627) (2:28, см. ДУША , 311). Вера в СЕРДЦЕ, что светильник в доме Что светильник в доме, то есть вера живая в сердце человеческом. Светильник зажигается от человека: светильник ВЕРЫ зажигается от Духа Святаго чрез слышанное СЛОВО БОЖИЕ, по писанному: «вера от слуха, слух же глаголом Божиим» ( Рим. 10, 17 ). Когда светильник в доме горит и сияет, все ясно в доме, и живущии в нем все видят, и ходящии не претыкаются, и всяк свое дело делает, яко от светильника всяк освещается: тако, когда светильник ВЕРЫ в сердце сияет, человек все духовное ясно видит: Бога невидимаго яко видимаго, и прочая невидимая яко видимая видит, и дела христианскому званию приличная делает. Когда светильника в доме не имеется, тьма в доме есть: тако, когда светильника ВЕРЫ в СЕРДЦЕ человеческом не имеется, не ино что тамо есть, как только тьма и всякое заблуждение (4:165) (также 3:213, см. ВЕРА , 158). Вера есть свет душевный (4:379, см. ДОБРОДЕТЕЛЬ , 305). Вера есть щит, защищающий от врагов и внешних, и внутренних «Господи, прибежище был еси нам в род и род» ( Пс. 89, 2 ). Сим щитом, аки крепкою стеною, защищались праотцы наши, Авраам и Исаак и Иаков, якоже писано о них: «не остави человека обидети их, и обличи о них цари» ( Пс 104, 14 ) Под сим щитом сохраняем был Иосиф душею и телом прекрасный: и метаемыя на него стрелы искушений и напастей ничего не успели. Сим щитом защищался Израиль, изшедший из Египта, защищался от врага и мучителя своего гонящаго Фараона, и от сретающих на пути и востающих врагов; под сим щитом сохранялся от многоразличных супостатов, живущи в земле обетованной... Тем противлялся и Давид святый, царь Израилев, всем врагам своим, якоже сам о себе глаголет: «вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» ( Пс. 117, 10 )... Под сим сохранилися Пророки Апостоли, Святители, мученики, преподобные, пустынники и вси святии, от века угодившии Богу; сохранилися во многоразличных искушениях, бедах, напастях, мучениях и страданиях. Под сей щит безопасный и непобедимый и ныне истинные Христиане прибегают и, тем защищаяся от лица вражия, дерзают и поют прекрасную песнь: «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело» ( Пс. 45, 2 ) (4:190) (также 4:189, см. БРАНЬ , 119) (3:443, см. БРАНЬ, 125).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Любовь – великое суть дарование и от Бога происходит (1:207, см. СТРАХ БОЖИЙ , 994). Любовь, ею нужно украшать душу (2:28, см. ДУША , 311). Любовь – плод семени Христова (3.18, см. ВЕРА , 138). Любовь есть признак благочестия (3:328, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 47). Любовь есть признак духовной жизни (2:101, см. ДУША, 330). Любовь есть предвкушение жизни вечной Любовь есть предвкушение ВЕЧНЫЯ ЖИЗНИ, в которой едина токмо будет друг друга любовь, друг о друге радость и утешение (1:164, также 2:338). Истинная христианская любовь есть предвкушение вечнаго живота; она зде начинается, а в вечном животе совершается. В вечном бо животе избраннии Божии взаимно друг друга будут любить, друг о друге радоваться, друг друга духовно наслаждатися. Не великое ли бы благополучие было в том дому, в коем муж и жена, и дети их, и рабы в надлежащей христианской любви пребывали? Воистину не погрешил бы тот, кто оный дом назвал бы земным раем. Аще убо кто хощет некое предвкушение вечнаго живота иметь, сей любовь христианскую должен стяжать (1:91). Любовь есть легкая работа Христу Ищут люди легкой паче, нежели тяжелой работы. Иисусу работать легко есть. Не велит Он камения носить, не велит горы разрывать, и прочая сим подобная делать рабам Своим; нет, ничего такого не слышим от Него – но что? «любите друг друга» ( Ин. 13, 34; 15, 12 и 17). Что бо легчае, как любить? Тяжко ненавидеть, ибо ненависть мучит; но любить сладко, ибо любовь веселит. Сам Он о сем свидетельствует: «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» ( Мф. 11, 30 ). Возьмем убо, возлюбленный христианине, на себе иго Христово благое, и понесем бремя Его легкое, и последуем Ему (3:172). Любовь есть конец закона, как естественного, так и написанного Как естественнаго, так и написаннаго закона, не иный конец есть, как только – «любовь» одна. Ибо ведая премилосердый и человеколюбивый Бог, что без любви никакое не может быть в роде человеческом благополучие, сея ради причины, яко Отец, промышляя о чадех своих, дал закон нам в пользу нашу и нашего ради благополучия, – который в том состоит, чтобы мы во-первых Бога, а потом ближнего нашего любили (1:85).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ДУША Душа создана по образу Божию Наипаче красота и достоинство души человеческия познается отсюда, что в ней образ Свой Божественный напечатал Бог и Создатель наш. «И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» ( Быт. 1, 27 ). О коль дивная и великолепная красота и достоинство души! Образом Божиим почтена и украшена душа человеческая! Вси вещи соданныя суть дивны, и суть свидетельства всемогущества и премудрости Божией; но человек образ и подобие Создателя своего в душе своей имеет! (3:330) (также 4:141, см. ДУША, 323) (5:34, см. ДУША, 323). Душа выше всех тварей и образ Божий Низшая Бога, но высшая всех тварей – душа человеческая. Честен портрет царя земнаго ради царя, яко образ и подобие царское в том изображается: честна и душа человеческая и многоценна и великолепна, яко образ и подобие небеснаго Царя в ней изображено (4:360). Душа имеет образ Божий (4:146, см. СЕРДЦЕ , 845). Душа есть чудное создание Божие «Душа человеческая, по описанию Макария святаго Египетскаго, есть некое создание Божие, разумное, красное, великое, чудное, и преизрядное подобие и образ Божий» (3:329). Душа есть дух невещественный, образ и подобие Божие (5:35, см. ДУША, 311) (4:359, см. ДУША, 312). Душа была создана чистой и непорочной (4:145, см. ПОКАЯНИЕ , 709). Если тело красивее всего творения, то душа во много раз красивее. Красота души показуется и от тела человеческаго, в котором душа, как в доме своем, обитает. Посмотри всяк на юнаго человека, который добротою лица и прочиими естественными дарованиями одарен: как красен! Какое животное с ним сравниться может? Аще убо так красное тело – дом и жилище души, как красная есть душа, которая в том обитает! (3:329). Видишь краснаго человека, ангелоподобного, от сего возведи ум твой ко внутреннему человеку, то есть душе, и помысли, коль краснейшая душа – образ и подобие Божие, которую Бог в таком и так красном обиталище поселил. От сего научись познавать и почитать души благородие, красоту и великолепие, и сию, яко бессмертную, ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ, ВЕРОЮ, ЛЮБОВИЮ, ТЕРПЕНИЕМ, ЦЕЛОМУДРИЕМ украшать, нежели ТЕЛО, прах и пепел (2:28–29).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ДЕЛА ДОБРЫЕ Человек веру свою к Богу показывает добрыми делами (4:165, см. ВЕРА , 141). Если добрых дел нет, то значит нет веры (3:24, см. ДОБРОДЕТЕЛИ , 305). Источник добрых дел есть вера (5:24, см. ВЕРА, 267) (3:70, см. ВЕРА, 137) (3:18, см. ВЕРА, 138). Добрые дела показывают подобие Божие Добрыми бо делами, от чиста сердца и веры нелицемерныя происходящими, показует в себе подобие свое, которым Богу сообразуется, яко образ первообразному. Бог есть свят, любителен, истинен, щедр, милостив, благ, кроток, долготерпелив, и проч.: и христианин, когда Ему сообразуется добродетельми, подает свидетельство имеющагося в нем образа Божия, в котором доброта и красота душевная состоит. Между образом бо и первообразным имеется сходство и подобие (3:333). Добрые дела свидетельствуют о красоте ДУШИ Знамение душевныя красоты есть свидетельство «добрых дел», нелицемерно от сердца происходящих, как-то: чистоты, любви, смирения, терпения, кротости, истины, милосердия, молитвы – всякого добра ходатаицы, и прочиих (3:332–333). Добрыми делами нужно украшать душу (2:28, см. ДУША , 311). Добрые дела особенно нужны после покаяния, так как без них не бывает истинного покаяния (3:265, см. СВ. ТАЙНЫ , 832). Дела добрые необходимо делать, так как ими выражаем БЛАГОДАРНОСТЬ Богу Одолжаемся добрые дела творить, да засвидетельствуем Богу, Благодетелю нашему, сердечную нашу благодарность... Благодарность истинная требует не токмо устнаго исповедания и прославления благодетеля, но и сердечныя к нему любве. Любовь же познается от творения заповедей Его святых. «Аще кто любит Мя, – глаголет Христос, – слово Мое соблюдет» ( Ин. 14, 23 ). И благодарнение устное без сердечного любления не иное что, как лицемерие есть. «Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене» (2:373). Что делается члену Церкви, то делается главе Христу Когда тело или уд какий страждет, то состраждет и глава; тако когда христиане страждут, состраждет им и Христос. Что уду какому телесному делается, тое вменяет себе и глава: тако, что христианам делается, тое вменяет Себе и Христос. Обида ли убо или зло какое делается христианину? тое все Самому Христу делается. Гонится ли, ругается ли, поносится, укоряется христианин? Все то Самого Христа касается. Добро ли и благодеяние какое делается христианину? тое вменяет Себе Христос. И сие то есть, что Христос глаголет: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе». И паки: «понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе» ( Мф. 25, 40, 45 ) (4:43).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

139 См. Слова преосв. Феофана к Тамбовской пастве в 1859–1860 годах, стр. 5–7. СПб. 1861. Срав. ту же речь в показанном раньше месте Духовной Беседы за 1859 год, ч. VI. 141 Тамбовская епархия существует с 1682 года, как самостоятельная и до преосв. Феофана имела уже 14-ть архиереев. 143 Выпуск 1-й, содержащий в себе слова за 1859 и 1860 годы, вышел в свет в 1861 году в СПб. и заключает в себе 326 страниц, а выпуск 2-й, содержащий слова за 1861–1863 годы, вышел из печати в Москве в 1867 году и заключает в себе 220 страниц. 151 См. Тамб. Епарх. Ведомостей за 1861–1862 год. Из тех же Ведомостей видно, что госпожа Рындина пожертвовала и денег значительную сумму на устройство училища. Были и другие пожертвования, между прочим от бывшего в 1841–1857 годах епископом Тамбовским преосв. Николая (Доброхотова), в количестве 1348 рублей, о чем, равно как и других пожертвованиях на то же дело, преосв. Феофан своевременно доносил Св. Синоду. 152 Так напр. см. проповеди его в Тамб. Епарх. Ведомостях за 1863 г. и статью: «Душа и Ангел – не тело, а дух» за 1867–1868 годы, 153 По представлению преосв. Феофана, самое здание Тамбовской Духовной Консистории перестроено было. 154 Сл. о старце Серафиме у преосв. Феофана Письма о христианской, жизни, вып. 1, стр. 28, 121 и др. СПб. 1860. Изд. 2-е. 155 Подробности Дивеевского дела можно читать в Собрании мнений и отзывов митр. Моск. Филарета, изд. преосв. архиеписк. Твер. Саввой, т. IV, стр. 308. Москва, 1886 и особенно в т. V, стр. 187–199; срав. также стр. 41–42, 86–89, 94, 106–107, 113–118, 121–123, 134–136, 142–144, 171–172 и др. Москва, 1887–1888. Срав. также Письма митр. Филарета к архим. Антонию, ч. IV, стр. 310. 311. 318; также 96, 124, 139, особенно 282 и др. Москва, 1884; Письма его же к Высочайшим Особам и другим лицам, изд. археписк. Твер. Саввой, ч. II, стр. 98–99, 105 и др. Тверь, 1888. 159 Письма митрополита Филарета к Высочайшим Особам и друг. лицам, II, 106–107. Срав. также его Письма к архим. Антонию, IV, 323–324. 160 Учреждена военная стража по всему городу; сверх того каждый дом обязан был иметь своего стража денно-ночного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Гоголя огорчала не столько журнальная критика, сколько нападения друзей. «Душа моя изныла, – писал он Сергею Тимофеевичу Аксакову 10 июля (н. ст.) 1847 года, – как ни креплюсь и ни стараюсь быть хладнокровным… Можно еще вести брань с самыми ожесточенными врагами, но храни Бог всякого от этой страшной битвы с друзьями!» Гоголь стремился выработать в себе христианское чувство смирения. В этом свете следует понимать и его признание в письме к Аксакову от 28 августа (н. ст.) того же 1847 года: «Да, книга моя нанесла мне пораженье, но на это была воля Божия… Без этого поражения я бы не очнулся и не увидел бы так ясно, чего мне недостает. Я получил много писем очень значительных, гораздо значительнее всех печатных критик. Несмотря на все различие взглядов, в каждом из них, так же, как и в вашем, есть своя справедливая сторона». Это свое понимание христианского смирения, почерпнутое из писаний святых отцов, Гоголь сжато изложил в «Правиле жития в мире»: «От споров, как от огня, следует остерегаться, как бы ни сильно нам противуречили, какое бы неправое мнение нам ни излагали, не следует никак раздражаться, ни доказывать напротив; но лучше замолчать и, удалясь к себе, взвесить все сказанное и обсудить хладнокровно… Истина, сказанная в гневе, раздражает, а не преклоняет». В том же письме к Аксакову, где Гоголь говорит о своем поражении, он высказывает убеждение, что никто не смог дать верного заключения о книге, и прибавляет: «Осудить меня за нее справедливо может один Тот, Кто ведает помышления и мысли наши в их полноте». (Продолжение следует) Переписка Н. В. Гоголя: В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 80. Впоследствии, уже после смерти Гоголя, С. Т. Аксаков раскаялся в своих резких высказываниях. Там же. С. 95. Аксаков И. С. Письма к родным. 1844-1849. М., 1988. С. 342. Чаадаев П. Я. Статьи и письма. Изд. 2-е, доп. М., 1989. С. 314. Письма князя П. А. Вяземского к С. П. Шевыреву//Русский Архив. 1885. 6. С. 311. Переписка Н. В. Гоголя: В 2 т. Т. 1. С. 271. См.: РГБ. Ф. 214. 361. Л. 129 об. (Летопись скита Оптиной Пустыни).

http://pravoslavie.ru/29852.html

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Душа Душа создана по образу Божию. Душа выше всех тварей и образ Божий. Душа есть чудное создание Божие. ДУША есть существо духовное и духовным упокоевается. Душа, кроме Бога, ничем земным не довольствуется. Душа от Бога произошла и не может ничем, кроме Бога, удовлетвориться. Душа только в Боге упокоевается. ДУША только в Боге утолит свою жажду. Ничто земное не может удовлетворить душу. Душа только в Боге находит покой. Как тело бедствует, когда у него отсутствуют чувства обоняния и осязания, так и душа, когда не чувствует Божиего присутствия. Душа, просвещаемая светом Христовым, все видит на пути ко СПАСЕ­НИЮ. Душа, не просвещаемая светом Христовым, пребывает во тьме духовной. Душа дороже всего мира, надо заботиться о ее спасении. Ради спасения души Христос в мир пришел. Достоинство души настолько велико, что Бог Сына послал искупить ее. Достоинство души велико, так как Бог изволил принять плоть человеческую. Достоинство души в том, что она есть невеста Христова. Душа как невеста обручается Христу в Крещении и Ему Единому прилепляется. Душа как невеста должна быть верной своему Жениху Небесному – Христу. Душа как невеста должна украшаться добродетелями. Душа должна хранить верность и любовь к одному Христу. Душа хранит верность Христу, если сохраняет любовь и добродетели. В про­тивном случае, как неверная и прелюбодейная, изгоняется от Христа. Душа в Крещении получает чистую одежду. В чистой душе отображается Бог. Христос есть жизнь для души. Душа без Христа подобна дому без хозяина. Христос пишет образ Божий на душе, если она стремится к этому. Душа должна быть сообразной Сыну Божию, чтобы получить жизнь вечную. Душа, имеющая на себе печать Небесного Царя, достойна войти в ЦАР­СТВО НЕБЕСНОЕ. Душа, очищенная верою и одеянная добрыми делами, достойна предстать Небесному Отцу. Душа, не имеющая образа Христова, будет лишена Царства Небеснаго. Душа должна вернуться к Богу чистой. Душа может быть наполнена или любовию к миру, или к Богу. В душе то отображается, к чему она с любовью обращается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Двухлетнее единоличное правление М. Д. на Востоке (311-313) отмечено продолжением борьбы против христиан. М. Д. среди всех тетрархов рубежа III и IV вв. оказался наиболее последовательным гонителем христиан. Эдикт Галерия о веротерпимости 311 г. в диоцезах М. Д., видимо, не успел вступить в силу. Осенью 311 г. эдикт был официально отменен; репрессии были усилены ( Euseb. Hist. eccl. IX 7). К прежним ограничениям в отношении христиан М. Д. добавил запрет собраний не только в городах, но и на кладбищах вне городов под страхом казней с увечьями (Ibid. IX 2, 7). М. Д. организовывал и некую идеологическую борьбу против христиан: с его одобрения на Востоке распространялось апокрифическое соч. «Акты Пилата» (Ibid. IX 5). 25 нояб. 311 г. были казнены архиеп. Петр I Александрийский и неск. его приближенных клириков, пострадал свт. Мефодий Патарский. Пытаясь укрепить положение рим. традиц. жречества, М. Д. попытался провести амбициозную реформу. Летом 311 г. в адрес М. Д. были организованы массовые петиции от жителей различных городов с просьбами «восстановить древнюю религию». Как бы в ответ на них М. Д. объявил об учреждении во всех городах поста «великого жреца» (греч. ερες τν ξονων, ρχιερες; лат. sacerdos maximus), которые должны были объединить под своей властью все традиц. религ. корпорации и следить за правильным исполнением ритуалов и почтением к богам ( Lact. De mort. persecut. 36. 3-7; Euseb. Hist. eccl. VIII 14; IX 2-5, 7, 9; Idem. De mart. Palaest. 9 2; Idem. Praep. Evang. IV 2. 6; CTh. XIII 10. 2; Grant. 1983). Краткий срок правления М. Д. не позволил воплотить в полной мере эти преобразования. В 312 г. положение М. Д. осложнилось. В ходе противостояния между императорами он заключил союз с Максенцием в Италии, но поражение Максенция от Константина оставило М. Д. один на один с коалицией Константина и Лициния, к-рые контролировали всю Европу и Карфагенскую Африку. В этот же период есть сведения о голоде и об эпидемии на Востоке империи. Эти перемены, а также давление Константина побудили М.

http://pravenc.ru/text/2561682.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010