Н.И. Милютенко Глава 2. Биография св. Владимира от рождения до поисков веры  1. Основные источники Биография св. Владимира до крещения известна только из летописей. В этой части «Повесть временных лет» и Начальный свод (далее: НС), отразившийся в Новгородской 1 летописи младшего извода (далее: Н1 мл.), полностью совпадают. О соотношении двух памятников начального русского летописания подробно написано в Гл. 1. 1. Особый памятник представляет собой Летописец Переяславля-Суздальского, составленный в 1216 г. Первая часть, заканчивающаяся 1110г., была значительно переделана по сравнению с Владимирским сводом 1205 г. (Радзивиловская летопись), на котором основан Летописец. 229 Практически каждая статья содержит уникальные сведения, а особое внимание уделено свв. Ольге и Владимиру и распространению христианства на Руси. Существенно отличается текст Речи Философа, обращенной к Владимиру-язычнику (статья 6494 г.). В «Повесть временных лет» вставлены Церковные уставы св. Владимира и Ярослава в особой редакции. Летописец сам написал Сказание о свв. Борисе и Глебе, которое поместил под 6523 (1015) г. 230 Как уже говорилось в Гл. 1. 1, Общерусский митрополичий свод, доведенный до 1418 г., сохранился в составе Софийской 1 летописи (далее: С1). 231 Традиционно С1 и восходящую к ней Новгородскую 4 возводили к общему источнику, Своду 1448 г., и Общерусский митрополичий свод называли (и продолжают называть) Новгородско-Софийским или Сводом 1448 г. Все дополнения С1 и ее основного источника, Первой подборки Новгородской Карамзинской летописи, по отношению к «Повести временных лет» и Н1 мл. относятся к истории крещения Руси, а не к языческому периоду жизни св. Владимира. «Особая обработка» Общерусского митрополичьего свода в полном виде отразилась в Московском своде 1479 г., а в кратком – в Ермолинской летописи. 232 В интересующей нас части она содержит те же сведения, что и С1. Краткий вид «особой обработки» лег в основу ряда летописей и сводов конца XV – начала XVI в. Самым значительным из них был Свод 1518 г., отразившийся в Львовской и Софийской 2 летописях, а также в Ростовском своде 1534 г. Ростовский свод 1534 г. воспроизведен в Тверском сборнике, но только до 1255 г., а далее к нему присоединен Тверской летописец. 233 Составитель Ростовского свода существенно дополнил свой основной источник, но все его исторические изыскания относятся к истории крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никарагуа [Республика Никарагуа; испан. República de Nicaragua], гос-во в Центр. Америке. Граничит на севере с Гондурасом , на юге - с Коста-Рикой , на западе омывается Тихим океаном, на востоке - Карибским м. Стране принадлежат многочисленные мелкие острова в Карибском м. Территория - 130,373 кв. км (самая большая по площади страна Центр. Америки). Столица - Манагуа (1,033 млн чел.; оценка на 2016 г.). Крупные города - Леон (169,3 тыс. чел.), Типитапа (127,6 тыс. чел.), Масая (125,8 тыс. чел.), Чинандега (111,3 тыс. чел.). Официальный язык - испанский. Административно-территориальное деление: 15 департаментов и 2 автономных региона. Н.- член ООН (1945), ОАГ (1948), Движения неприсоединения (1979), ЦАИС (1991), Ассоциации карибских гос-в (1994), ВТО (1995), Группы РИО (2000), «Боливарианского альянса для народов нашей Америки - Торгового договора народов» (2007). География. Н. можно поделить на 3 геоморфологических региона: Тихоокеанский, расположенный на юго-западе страны, в Никарагуанской впадине; Центральный, находящийся на Сеговийском нагорье, и Атлантический, или Карибский, протянувшийся от горной области к побережью Карибского м. Самые древние геологические формации находятся в центральной, горной области (Никарагуанское нагорье), представляющей собой систему складчато-сбросовых хребтов. Здесь же самая высокая точка страны - вулкан Моготон (2107 м). Н. находится на границе 2 литосферных плит. Его вулканы входят в Тихоокеанское огненное кольцо. Самый высокий - Сан-Кристобаль (ок. 1745 м). Др. крупные вулканы - Консепсьон (1610 м), Мадерас (1394 м), Момбачо (1345 м). В Н. находится самое крупное по площади (8264 кв. км) пресноводное озеро в Лат. Америке - Никарагуа (Косиболка). Р. Типитапа соединяет его с оз. Манагуа (1035 кв. км). Ранее на их месте находился залив Тихого океана, к-рый был отделен от океана тектоническим поднятием. Образовавшееся озеро разделено надвое потоками лавы. Крупнейшие реки - Рио-Коко, Рио-Гранде-де-Матагальпа, Эскондидо и Сан-Хуан - впадают в Карибское м. На территории страны можно выделить 3 климатические зоны: между озерами Никарагуа и Манагуа и Тихим океаном климат сухой, с малым количеством осадков, температура воздуха в зимние месяцы колеблется в пределах 27-32°C, в летние - 35-40°C; климат центральной горной области более умеренный и влажный; на побережье Карибского м. климат носит тропический характер. Для этой зоны типично наличие сильных осадков, максимальная температура превышает 36°C. Сезон дождей (зима) длится с мая по окт., сухой сезон (лето) - с нояб. по апр. Наибольшее количество осадков выпадает на Москитовом берегу (от 230 до 508 см ежегодно), наименьшее - приходится на Центральное нагорье (от 76 до 229 см). На тихоокеанском побережье годовое количество осадков колеблется от 102 до 152 см.

http://pravenc.ru/text/2565326.html

Псалом 33 Пред Авимелехом. О сем надписании есть два мнения. Бл. Феод. говорит: «Авимелехом пророк назвал Авиафара, как имевшего два имени. Поскольку Давид бежал, не открыл о своем бегстве Иерею, но сказал, что исполняет одну царскую обязанность: то и говорится, что измени лице, как поступивший не по обычной ему правде». Так думает и св. Афанасий Александ. Но св. Василий В. и другие толковники под Авимелехом разумеют Анхуса – царя Филистимского, пред которым, как показывает свящ. история, Давид измени лице свое ( 1Цар. 21:10–15 ), т.е. притворился безумным и был отпущен Анхусом (или с Евр.: «был изгнан»). «Почему же надписание именует Авимелеха, а история передает имя Анхуса? – вопрошает св. Василий В., – и решает тем, что «Авимелех», как гласит предание, было общее имя царей Филистимских; но что каждый из них имел и собственное имя, подобно тому, как все Египетские цари называются Фараонами, а имеют и другие собственные имена. «Пред сим-то Авимелехом 230 или Анхусом Давид измени лице, когда был принесен на руках домочадцев, бил в городские ворота, и, как сказано, слины своя точаше по браде... И таким образом Давид был отпущен, как неистовый, и спасся в Одолламской пещере ( 1Цар. 22:1 )». Содержание псалма недовольно оправдывает сказанное, как заметил и бл. Феодорит (См. 1Цар. 21:13 ). Но и с последним не легко согласиться, потому что 1) не вполне доказано, что Авимелех назывался и Авиафаром; Авиафар был сын и преемник Авимелеха в первосвященстве; 2) пред Авимелехом первосвященником (убитым Саулом) Давид не изменял лица, не притворялся, как пред Анхусом; 3) если держаться Еврейского текста, – не был изгнан первосвященником; 4) в псалме сем Давид благодарит Бога за избавление от бедствий, а особенных бедствий Давид в Номве не испытал. Псалом сей есть и благодарственный по случаю избавления от всех скорбей ст. 5, и вместе поучительный, изображающий Божие благоволение к праведникам 231 . 2 . Благословлю – благодарю, песнословлю, на всякое время, выну и проч. Возможно ли это? Возможно, отвечает св. Василий В., потому что «у внутреннего человека есть некоторые духовныя уста, коими он может всегда благодарить Господа. Мысль о Боге, однажды напечатленная, и как бы печатию утвержденная во владычественной силе души (уме), может быть названа похвалою Божиею». С Евр.: «Благословляю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Скачать epub pdf Chronica Maiora 1. Краткое повествование о прошествовавших через давние времена поколениях предков наших и давних царствиях первым из нас еще в эпоху императора Марка Аврелия Антонина 1 сочинил Юлий Африканск ий 2 , описав историю своим простым слогом. Впоследствии Евсевий Кесарийский 3 и Иероним 4 , да святится имя его, дали нам познать всемирную историю, создав последовательную годами таблицу с указанием лет, минувших от сотворения мира и существования царств земных. За ними было еще много других последователей. Отличен среди них Виктор, епископ церкви Тунуна, который свел все предшествующие истории воедино и дополнил их последующими годами до консульства Юстина Младшего 5 . 2. Мы в свой черед со всею возможною краткостью описали времена от начала мира до принципата Ираклия Августа 6 и короля Сисебута 7 , поместив рядом нисходящую к нам линию годов, чтобы посредством такого указания можно было познать исчисление минувших годов. /исправлено: Мы в свой черед со всею возможною краткостью описали времена от начала мира до принципата Ираклия Августа и короля Свинтилы, поместив рядом нисходящую к нам линию годов, чтобы посредством такого указания можно было познать исчисление минувших годов./добавлено: Первая мировая эпоха. 3. В течение шести дней Бог сотворил все сущее на Земле. В день первый он создал свет, на второй день – твердь небесную, на третий день сотворил он моря и твердь земную, на четвертый – звезды небесные, на пятый – рыб и птиц, на шестой – скотов и зверей земных. И, наконец, по образу и подобию своему сотворил Бог первого человека по имени Адам. 230 4. Адам в возрасте двухсот тридцати годов породил сына Сифа 8 , данного ему вместо Авеля, и чье имя означает «Воскресновение», ибо в нем воскресло зерно милосердия, что является корнем и сущностью сынов Божьих. 435 5. Сиф в возрасте двухсот пяти годов родил Еноса, который был первым, кто призвал имя Господа. 625 6. Енос в возрасте сто девяносто годов родил Каинана, чье имя значит «достояние Божие»./добавлено: В то же время Каин создал первый допотопный город, наполнив его исключительным множеством своего потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

СЛАВОЛЮБИЕ (см. также СЛАВА ) Истинная слава – в Боге, и, уходя от Бога, удаляемся от истинной славы Когда отходим от солнца, тень от нас отходит, и чем далее от солнца отходим, тем более тень от нас отступает: и хотя бежим за тенью, но достигнуть ея не можем: всегда гонящихся нас убегает, как бы за нею не гналися. Тако имеются люди миролюбивые: чем они более от Бога удаляются, тем более от них удаляется слава: и чем более гоняются за славою, тем более бежит от них слава. Сие научает тя искать и приближаться к Богу смирением, молитвою, обучением христианских добродетелей, и презирать мира сего славу; и тогда будеши иметь славу, хотя ее и не желаеши. Не тот бо славен, кого мир славит; но тот, кого Бог прославит. Прославляет же Бог того, кто Его прославляет (2:66–67). Истинная слава – быть истинным ХРИСТИАНИНОМ Честь и благородие мира сего как за велико почитается от сынов века сего, сказать невозможно. Но как истинное богатство, так и истинное благородие не тое есть, которое судится и называется так от своих любителей (часто бо люди тое превозносят, что любят, хотя в самой вещи и не похвально); но тое, которое называется и есть в самой вещи и здравому разуму и слову Божию, которое есть истинное наших помышлений правило, согласно (3:282). Иное есть слава мира сего, а иное славолюбие, то есть пристрастность к этой славе Но славолюбие суетное не допущает бедного человека до истинной той славы. Славолюбие, говорю, а не слава мира сего, не допущает. Иное бо славу и честь в мире сем иметь; иное славу и честь желать и искать. Могут иметь и имеют многие истинные христиане и святии славу в мире сем, но не ищут ея, паче же и убегают ея. Славолюбие бо есть знак пристрастия к миру, что от христианского сердца удалено должно быть (3:284). Славолюбие есть тяжкий недуг души (4:84, см. ПЛАЧ , 680). Славолюбие есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ , 230). Славолюбие есть признак неверия Славолюбие есть знамение сердца, неверием недугующаго, как Христос сие явно научает: «како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще»? Понеже, кто славы своей в сем мире ищет, тот не отдает Богу славы, но себе, как идола, вместо Бога поставляет, и что единому Богу должное есть, тое себе привлекает. Богу бо единому «подобает всякая слава, честь и поклонение» (2:206).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 45. «Саксонский анналист» (около 1150 г.) «Саксонский анналист» – название обширной компиляции, посвященной преимущественно саксонской истории от 741 до 1139 г. Это название – условно и принадлежит знаменитому философу Г. В. Лейбницу, который в начале XVIII в. много потрудился как издатель и исследователь ранней саксонской историографии. Значение памятника весьма велико не столько благодаря достоинствам его автора как историописателя, сколько вследствие того, что в текст включено огромное количество данных, заимствованных из других источников, в том числе и утраченных. Характерен также интерес автора к родословиям саксонской знати, в которых он проявляет исключительную осведомленность. После трудов Р. Зиберта и Б. Шмайдлера почти повсеместно укрепилась точка зрения, что «Саксонский анналист» является трудом Арнольда, настоятеля монастырей в Берге (пригород Магдебурга), а затем и в Нинбурге (несколько южнее, на реке Зале), которому приписывались также несохранившиеся «Нинбургские анналы» (отразившиеся в «Магдебургских анналах»: см. 52) и первая часть «Деяний магдебургских архиепископов». Однако в последнем подробном исследовании «Саксонского анналиста» К. Насом эта гипотеза отвергнута, хотя связь анонимного автора с Нинбургом признается. Хроника создана, вероятно, в последние годы правления короля Конрада III, между 1148 и 1152 гг., и сохранилась в единственной пергаменной рукописи XII в. (Paris, Bibl. nationale, cod. lat. 11851), которая и является автографом. Издания: Ann. Saxo 1844. Р. 553–777; Ann. Saxo 2006 (нам недоступно). Переводы: На немецкий язык: Ann. Saxo 1941; на русский язык: Свердлов 2. С. 221–230 (только «русские» фрагменты; с рядом неточностей). Литература: Kessel 1931. S. 109–184; Siebert 1935; Schmeidler 1939. S. 116–130; Wattenbach, Schmale 1. S. 12–22; Nass 1996; RFHMAe 2. P. 353. 1. В лето Г[осподне] 890-е. [Конфликт между франкским императором Арнульфом и великоморавским князем Святополком II. Арнульф призывает на помощь дотоле не известный народ венгров, вышедший из Скифии вокруг Танаиса. Краткое описание Скифии.] Народ венгров (Hungari), изгнанный оттуда соседними ему печенегами (Pecenaci), простившись с отчизной, поначалу искал пропитания на охотничьих просторах Паннонских и Аварских пустошей 1015 . [Затем он стал нападать на Карантанию, Моравию и Болгарию.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 12. О намерении Теперь нам надлежит исследовать намерение, относительно чего наличествует пять пунктов: 1) является ли намерение актом ума или воли; 2) относится ли оно только к конечной цели; 3) может ли оно относиться одновременно к двум вещам; 4) является ли намерение относительно цели тем же самым актом, что и желание средств; 5) является ли намерение способностью также и неразумных животных. Раздел 1. Является ли намерение актом ума или воли? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что намерение является актом ума, а не воли. Так, согласно Августину, в словах [Писания]: «Если око твое будет чисто – то все тело твое будет светло» ( Мф. 6, 22 ), под «оком» подразумевается намерение 229 . Но поскольку око является органом зрения, то оно указывает на схватывающую способность. Следовательно, намерение является актом не желающей, а схватывающей способности. Возражение 2 . Далее, согласно Августину, Господь, говоря: «Если свет, который в тебе, – тьма» ( Мф. 6, 23 ), и так далее, словом «свет» указывал на намерение 230 . Но свет относится к знанию. Следовательно, относится к нему и намерение. Возражение 3 . Далее, намерение подразумевает своего рода определение к цели. Но определение является актом разума. Следовательно, намерение принадлежит не воле, а разуму. Возражение 4 . Кроме того, акт воли относится либо к цели, либо к средствам. Но акт воли в отношении цели называется волеизъявлением или наслаждением, а в отношении средств – выбором. Таким образом, в обоих случаях речь не идет о намерении. Следовательно, оно не является актом воли. Этому противоречит сказанное Августином о том, что «намерение воли соединяет зрение с объектом зрения и хранящиеся в памяти образы с проникновенно пристальным взглядом внутренней мысли души» 231 . Следовательно, намерение – это акт воли. Отвечаю: намерение (интенция), как свидетельствует само слово, обозначает «наличие тенденции к чему-либо». Затем, действие двигателя и движение движимого равно имеют тенденцию к чему-либо. Но то, что движение движимого имеет тенденцию к чему-либо, происходит благодаря действию двигателя. Следовательно, намерение в первую очередь и по преимуществу принадлежит тому, кто движет к цели, в связи с чем мы говорим, что архитектор (или кто-либо из его подчиненных) своими распоряжениями подвигает других к исполнению своих намерений. Но, как уже было показано (9, 1), именно воля подвигает все остальные способности души к цели. Поэтому очевидно, что в строгом смысле слова намерение – это акт воли.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Часть 1 Часть 2     Предисловие. В настоящем томе, третьем второго отдела Описания Славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки, описываются рукописи, содержащие в себе разные Богословские сочинения, частью переведённые с Греческого и других языков, частью писанные на Славянском языке. Одни из них относятся преимущественно к нравственным и учительным произведениям __–266., другие занимаются полемикою 1 , третьи наконец смешанного содержания 2 . Между рукописями первого из сих разрядов более обращают на себя внимание труды Никона Черногорца, Собрания слов, приписываемых св. и в особенности св. Иоанну Златоусту , слова русских проповедников: Григория Цамбалака, Даниила митрополита, Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого и других, и некоторые опыты катехизического изложения догматов веры. Пандекты и Тактикон Никона Черногорца ______ 217–229) находятся в Синодальной библиотеке в древних списках. Старший список Пандект принадлежит к 1294 г., Тактикона – к концу XIV в. Но Пандекты в старшем списке являются не в полном виде, не только по числу слов, но и по объёму их. Полные же списки, одни носят на себе признаки Болгарского исправления, другие Сербского. Так как слова Никона на Греческом языке ещё не изданы, и потому занимающимся церковною историей мало известны, между тем в них содержится довольно исторических указаний, объясняющих положение писателя и Церкви восточной вообще в его время: то, после описания, представлены выписки из слов Никона, имеющие значение для истории 3 . Из собраний слов, приписываемых св. Отцам, большею полнотой отличаются Измарагд ( 230) и Сборник, известный под именем Златоустника ( 231–234). Так как поучения, в них заключающиеся, в настоящем своём виде, по большей части, не принадлежать тем св. Отцам, которым в надписаниях присвояются: то и нельзя было отнести эти сборники собственно к отеческим творениям. При описании сих рукописей замечены, сделанные в словах, указания на писателей, которыми пользовались их составители, а также черты нравов и обычаев и особенности языка, которые могут вести к заключению о их происхождении, и наконец представлены соображения о времени составления сих сборников 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Эти мученики, почитаемые и нашей православной церковью, не помещения в наших месяцесловах. В западной церкви память их совершается 2 июня. У Евсевия, в его церковной Истории (кн. V. гл. 1. 39), сохранилось послание церквей в Виене и Лионе к нашим братьям в Азии и Фригии, соблюдающим одну с нами веру и надежду 1 . Послание это, написанное в Апостольском духе, имеет весьма важный интерес для истории мученичества христиан. Оно написано свидетелями очевидцами. Жестокое гонение христиан Гальской церкви, описанное в этом послании, было при императоре Марке Аврелие в 177 году. Преследование началось сильным обнаружением народной ярости против христиан. «Великость здешних бедствий, пишет св. Ириней в означенном послании, чрезвычайное озлобление язычников против святых и то, что претерпели блаженные мученики, – ни пересказать подробно, ни описать мы не в состоянии».– Христиане нигде не могли показаться без опасения за свою жизнь. «Для нас были закрыты дома, бани, народные площади, – каждому из нас запрещено было вообще показываться в каком бы то ни было месте». Христиан злословили всячески, били, влачили по улицам, бросали в них камни, заключали в темницы, и дома их грабили. Несколько рабов язычников, живших у христиан, взято было под стражу, потому что проконсул приказывал отыскивать всех, живущих с христианами. Эти то слуги, страшась мучений, которые пред их глазами терпели мученики, обвиняли христиан в безнравственной жизни, в тиэстовских пиршествах; 2 «взводили, говорит св. Ириней, на нас много такого, чего нельзя ни выговорить, ни помыслить, и что невообразимо даже между какими бы то ни было людьми». По поводу подобных рассказов все рассвирепели против вас и ожесточились на христиан. (Там же стр. 230). Правитель города разделяет с народов слепую ярость против христиан и начал жестоко мучить их. На его судилище подвергались тяжким пыткам не только св. исповедники, мужественные в вере и получившие мученический венец, но и те, которые, удрученные сильной печалью, отрекались от имени Христа, потому что мучили не столько за то, что они были христианами, сколько за то, что подозревали в развратной жизни и ядении человеческого тела. 3 Пристрастный суд проконсула. жестокие и несправедливые казни, коим предавали судьи христиан, вызвали благородное негодование в одном молодом христианине Веттие Епагафе. Он попросил у проконсула дозволение сказать в защиту христиан и доказать, что у них нет ничего безбожного, и нечестивого. Проконсул, не терпевший подобных заявлений, особенно во время судопроизводства, спросил Веттия: не христианин ли он сам? и когда тот публично исповедал себя христианином, приказал схватить его и затем казнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

VI. БОРЬБА СО СТРАСТЯМИ 229 . Сверх того, мы должны знать, что непрестанно призывать имя Божие есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач изыскивает врачевание или пластырь на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает как сие (делается): так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как сие совершается. 230 . «Много подвига и труда требуется в молитвах, чтоб достигнуть невозмутимого состояния мысли, другое некое сердечное небо, в коем обитает Христос, как говорит Апостол: или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, разве точию чим неискусни есте» ( 2Кор.13:5 ). 231 . Взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы он возделывал и хранил его ( Быт.2:15 ), разумея эту заповедь не только в собственном, чувственном смысле, но и в духовном, высшем ее значении. Раем они (св. отцы) называют душу первых людей, как место пребывания в них преизобильной благодати Божьей и место плодоношения многоразличных духовных добродетелей; возделыванием этой духовной жизни – то, что в последствии стало именоваться «умным деланием», а охранением сего умного делания – поддержание достигнутой уже душевной чистоты. 232 . Диавол с демонами, после того, как чрез преслушание сделал человека изгнанником из рая, отлученным и от Бога, получил доступ мысленно колебать разумную силу всякого человека и днем и ночью, иного много, иного немного, а иного множайше. И не иначе можно оградиться от сего, как памятью о Боге непрестанною, – если т.е. в ком память Божия напечатлевшись в сердце силою креста, утвердит ум в непоколебимости. К сему ведут все труды мысленного подвига, коим подвизаются на поприще веры, каждый христианин облекся долгом и, если не так у него идет дело, то всуе он проподвизается. Сего ради подвига предприемлются и все разнообразные духовные упражнения во всяком имущем Бога путем произвольных лишений, чтоб преклонить благоутробие всеблагого Бога, – даровать ему опять первое достоинство и чтобы Христос напечатлелся в уме его, как говорит Апостол: «чадца моя, ими же паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас» ( Гал.4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010