В этом отрывке не видеть указания на то, что Христос смотрел на Себя как на Сына Божия, может только одна отрицательная критика 569 . Выходя из того, что Иисус Христос „строго“ приказал ученикам Своим никому не говорить о том, что Он есть Сын Божий, как торжественно исповедал Его Петр ( Лук. 9:21 ; Марк. 8:30; 16:20 ), отрицательная критика думает, что Христос Сам испу­гался (erschrocken) исповедания Петрова, что приложение учениками к Его лицу имени Сына Божия для Него Самого было неожиданным, и Он не мог его объяснить Себе естественно (плотию и кровию), что Он сам лично не давал повода к такому исповеданию, почему и не мог понять его иначе как только в форме сверхъестеетвенного откровения Отца. Вот как можно истолковывать прямой смысл евангельского текста! Впрочем, для всякого беспристрастного исследователя евангельской истории должно быть ясно, что Христос запретил ученикам Своим говорить о Нем народу при Своей жизни как о Сыне Божием не потому, что „испугался“ приложения к Своему лицу имени Сына Божия, а по совершенно другим причи­нам. Обвинения в „богохульстве“ Он не мог страшиться, по­тому что после исповедания Петра Он, по свидетельству евангелистов, уже „открыто начал говорить ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников и быть убиту и в третий день воскреснуть“ ( Матф. 16:21 ; Марк. 8:31 ; Лук. 9:22 ). При­ложения к Своему лицу имени Сына Божия Он также не мог „страшиться“, потому что Он указывал на Себя как на Сына Божия еще в то время, когда Ему было только двенадцать лет от роду ( Лук. 2: 49 ). Если же в данном случае Христос запретил ученикам Своим говорить о Нем народу, как о Сыне Божием, то это Он сделал потому, что не хотел подобного исповедания навязывать народу чисто внешним образом, желая, напротив, чтобы, народ уверовал в Него как Сына Божия исклю­чительно по своему внутреннему убеждению выработанному на осно­вании находившихся в его распоряжении данных, т. е. на основа­нии убеждения в сверхъестественности учения и дел, совершенных Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Воскресший Христос сидит одесную Отца и ходатайствует о нас. Но и в своем прославлении Он остается и не перестает быть человеком, подобным нам, как не был Он только человеком и не переставал быть Богом и Сыном Божьим «во дни плоти Своей». В этом «подобии» людям вся сила искупительного дела Христа. И при этом, ударение апостол делает не на родовом сходстве природы, но на живом отношении и подражании Господу Иисусу Христу. Христос умер за грехи наши, был погребен и воскрес на третий день, являлся Петру, Двенадцати и более, чем пятистам братьям, «из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» ( 1Кор.15:3–8 ). «А после всех явился и мне», – добавляет апостол. Очень выразительно, что ап. Павел прямо сопоставляет себя с прочими апостолами и подчеркивает, что и он видел Иисуса Христа, Господа Нашего ( 1Кор.9:1 ). Дамасское видение было не видением, но явлением Господа во славе и свете 569 . Оно имеет не менее реалистический характер, чем и вся униженная жизнь Господа на земле. Воскресение и вознесение Христа не разрывает связи с Ним. В восприятии и в изображении ап. Павла Христос один и тот же и «во дни плоти своей», и ныне, когда Он во славе. С этим единым образом, с живым Христом связано все благочестие назидаемых апостолом общин, средоточием которого является евхаристическая трапеза, совершаемая «в воспоминание» Христа и Его смерти (ср. 1Кор.11:23 и след.). В воскресении Христа апостол утверждает надежду на всеобщее воскресение мертвых ( 1Кор.15:12 и след.), – и в этом сопоставлении снова подчеркивается реальное человечество Христа, почему именно Он и является первенцем, начатком умирающих человеков, с которыми Он нерасторжимо связан. В средоточии проповеди ап. Павла стоит исторический образ Христа, жившего среди иудеев, обращавшегося на земле среди людей, из которых многие еще в живых, учившего, пострадавшего за грехи и от грехов человеческих, распятого, и погребенного, и восставшего во славе. Христос – первенец умерших, прообраз и пример для людей, с которыми надлежит сообразоваться и согласовать свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Господь, указывая на обособленность людей и невозможность для них единства по нераздельной сущности, сказал: В законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно ( Ин.8:17 ). Этими словами – двух человек свидетельство истинно – Он предварил Своё свидетельство и свидетельство Отца. Он не сказал: истинно Наше свидетельство, потому что это свидетельство двух богов, а другое: Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует обо Мне Отец, пославший Меня ( Ин.8:18 ). Чуть раньше Он говорит нечто похожее: А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня ( Ин.8:16 ). Итак, в обоих случаях назвав и Отца, и Сына, Он не примешал множественность и не разделил единство божественной сущности. 46. Euidens est igitur quia, quod unius est substantiae, separari non potest, etiamsi non sit singularitatis, sed unitatis. Singularitatem dico, quae graece monotes dicitur. Singularitas ad personam pertinet, unitas ad naturam. Ea uero quae diuersae substantiae sunt, non solum unum, sed etiam plura dici solere, licet iam et prophetico claruerit testimonio, expressius tamen ipse apostolus declarauit dicens: Nam et si sunt, qui dicantur dii, siue in caelo siue in terra. Vides igitur, quia hii, qui ex diuersis substantiis sunt et non ex unius ueritate naturae, adpellantur dii. Pater autem et filius, quia unius substantiae sunt, non duo dii, sed unus deus pater, ex quo omnia, et unus dominus Iesus, per quem omnia. Vnus inquit deus pater et unus dominus Iesus, et supra unus deus, non duo, et infra unus dominus, non duo. Несомненно, принадлежащее одной сущности не может разделиться, поскольку относится не к единичности, а к единству. Я подразумеваю под единичностью то, что по-гречески называется μοντης. Единичность относится к личности, единство к природе. То, что имеет разную сущность, обычно называется не только одним, но и многим, что ясно показал уже пророк, но ещё более выразительно апостол: Ибо если и есть так называемые боги, или на небе, или на земле ( 1Кор.8:5 ). Ты видишь, что происходящие из разных природ, а не от единственной истинной природы, называются богами. Отец же и Сын, будучи одной сущности, не два бога, но один Бог Отец, из Которого всё, и один Господь Иисус, Которым всё ( 1Кор.8:6 ). Он говорит: один Бог Отец и один Господь Иисус, и выше один Бог 569 , а не два, и ниже один Господь, а не два.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Евангельский фарисей благодарил Бога за то, что он «не таков, как прочие люди» 569 . Такое резкое omлuчue peruschim’ob omamhaarez‘a bhympu иудейской общины не только не исключает внешнего отъединения общины от языческого мира, но даже усиливает его. С тех пор как иудей узнал свою законническую праведность, все не-иудеи стали для него «гнусными беззаконными язычниками» 570 . Здесь была почва, на которой распустилось необычайное церковно-национальное самомнение иудеев. От них далее всего была мысль, что «во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» и «что ни одного человека не нужно почитать скверным или нечистым» 571 . Было основным убеждением иудаизма, что только иудей может быть праведником, язычник же – «по природе грешник»: отличие иудея от язычников было собственно – отличием праведника от грешников. Это отличие падало на область номистической праведности и составляло не только преимущество, но и долг иудея. Законническая дисциплина, доставляя иудею праведность, и направлялась к тому, чтобы отъединить его от языческих обычаев: самая праведность совпадала с фарисейством. Здесь выдающуюся роль сыграли правила и обычаи ритуальной чистоты. «Законодатель, – читаем мы в известном письме псевдо-Аристея, – окружил нас непроницаемою оградою и железными стенами, чтобы мы, чистые телом и душою, свободные от суеверий, не имели никакого общения ни с одним из других народов... Чтобы мы чрез общение с другими не осквернились и чрез обращение с худшими не развратились, окружил он нас со всех сторон законами о чистоте в пище, питье, прикосновении, – в том, что слышим и видим» 572 . Со времени Неемии иудеи особенно ревниво оберегают чистоту брака, отвращаясь от браков смешанных. В книге Юбилеев дается Израилю такая заповедь: «не сообщайся с народами, и не ешь с ними, и не поступай по делам их, и не вступай в родство с ними, ибо (всякое) дело их нечисто, и все пути их осквернены и суть мерзость» 573 . Даже ап. Петр, смутившись некоторых от Иакова, устранился от общения в трапезе с язычниками 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Иез. 21 :29. Когда ты 562 видишь суетное и волхвуют тебе ложь, чтобы поразить тобою 563 раненых беззаконников, для которых наступил конечный день, во время неправды (их), Иез. 21 :30. Возвратись в ножны свои и не останавливайся на этом месте 564 , а там, где ты родился, в земле твоей, Я буду судить тебя. Иез. 21 :31. И изолью на тебя гнев Мой, гневным пламенем Моим дуну на тебя, и предам тебя в руки жестоких людей, совершающих истребление. Иез. 21 :32. Будешь пищею огню, кровь твоя будет среди земли твоей, не будет памяти о тебе, ибо Я-Господь сказал 565 . Глава 22 Иез. 22 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 22 :2. И ты, сын человеческий, если 566 будешь судить город кровей 567 , то покажи ему все беззакония его, Иез. 22 :3. И скажи: так говорит Господь Бог: о город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время его 568 , и делающий у себя идолов, для своего осквернения! Иез. 22 :4. Кровию их, которую ты проливал, ты согрешил, и идолами своими, которых ты делал, ты осквернил себя, и сократил 569 дни свои и ускорил конец 570 лет своих. Посему Я предал тебя на позор народам и на поругание всем странам, Иез. 22 :5. Близким к тебе и далеко от тебя находящимся, и будут ругаться над тобою и будут кричать на тебя (говоря): „О нечистый, пресловутый и пребеззаконный“! 571 Иез. 22 :6. Вот старейшины дома Израилева, каждый со своими родственниками составляют общества 572 у тебя, для пролития крови. Иез. 22 :7. Отца и мать злословят у тебя, и пришельцу оказывают неправду у тебя, сироту и вдову обижают у тебя, Иез. 22 :8. Святыни Мои уничижают, и субботы Мои нарушают у тебя. Иез. 22 :9. Мужи-разбойники находятся среди тебя и проливают у тебя кровь, и на горах едят 573 у тебя, и гнусное совершают среди тебя. Иез. 22 :10. Наготу отца открывают у тебя и находящуюся в нечистоте позорят 574 у тебя. Иез. 22 :11. Иной 575 с женою ближнего своего беззаконнует, и иной невестку свою нечестиво оскверняет, и иной сестру свою, дочь отца своего, позорит 576 у тебя. Иез. 22 :12. Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь, прибыль и рост берут у тебя, и до конца доводишь ты злодейство и насилие, а Меня забыл, говорит Господь Бог.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 23 :30. Посему, вот Я на пророков, говорит Господь 564 , которые крадут слова Мои друг у друга. Иер. 23 :31. Вот Я на пророков, говорит Господь, произносящих пророчества языком и возвещающих дремоту 565 свою. Иер. 23 :32. Вот Я на пророков, возвещающих лживые сны, говорит Господь: они разсказывают их и обманывают народ Мой своею ложью и своими прельщениями, а Я не посылал их, ни повелевал им, и не принесут они никакой пользы народу сему (говорит Господь) 566 . Иер. 23 :33. И если будут спрашивать: народ сей, или пророк, или священник 567 , говоря: „какое бремя от Господа“? то скажи им: „вы – бремя, и Я отвергну 568 васъ“, говорит Господь. Иер. 23 :34. И если пророк, священник, и народ скажут: „бремя от Господа“, Я отомщу человеку тому и дому его 569 . Иер. 23 :35. Так говорите каждый ближнему и брату своему: „что ответил Господь и что сказал Господь“? Иер. 23 :36. И (слово) „бремя от Господа“ пусть не упоминается более, ибо для каждого будет бременем слово его, ибо вы извратили слова Бога живого, Господа сил, Бога нашего. Иер. 23 :37. Так говори 570 пророку: что ответил тебе Господь и что сказал Господь? Иер. 23 :38. Если-же будете говорить: „бремя от Господа“ 571 , то так говорит Господь: за то, что вы говорите слово это: „бремя от Господа“, а Я послал к вам сказать: не говорите: „бремя от Господа“, Иер. 23 :39. За это, вот Я возьму и отвергну 572 от Лица Моего вас и город, который Я дал вам и отцам вашим. Иер. 23 :40. И предам вас поношению вечному и посрамлению вечному, которое никогда не изгладится и не забудется 573 . Глава 24 Иер. 24 :1. Господь показал мне: вот 574 две корзины, наполненныя 575 смоквами, поставлены пред храмом Господним, — после того как Навуходоносор, царь Вавилонский, переселил из Иерусалима Иехонию, сына Иоакимова, царя Иудейского, и начальников его 576 , и художников, и кузнецов 577 , и (людей) богатых, и привел их в Вавилон. Иер. 24 :2. Одна корзина с смоквами весьма хорошими, каковы обычно 578 бывают ранния смоквы; а другая корзина с смоквами весьма худыми, которых, по негодности их, не возможно есть.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Как далеко от сего дня первой седмицы поста до того момента, когда мы, все, кто будет в тот вечер в церкви, воспоем: «Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»! 569 Как долог семинедельный путь покаяния! И как он опасен! " Постися Господь дний четыредесять, последи взалка» ( Мф. 4, 2 ; Лк. 4, 2 ) – эти слова Писания учат нас: время телесного воздержания есть и время искушения. Никто из нас кощунственно не подумает, что взалкало Христово Божество – да не будет! Взалкало Его Человечество, то, чем Он связан с нами непосредственнейшим образом, ведь «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, подобно нам, искушен во всем, кроме греха; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2, 6–8 ; Евр. 4, 15 ). И взалкало Оно к исходу постных дней, когда тело Христово было утомлено постом настолько, что врагу показалось, что он может это тело бессмертное, в его нераздельной соединенности с Божеством, одолеть. И он не замедлил приступить к Тому, Кого он видел как обычного человека, со своим главным орудием – искушением ( Мф. 4, 3–10 ; Лк. 4, 3–13 ). Так и вокруг нас бродит " противник наш диавол..., аки лев рыкающий, ища, кого пожрати» (Ср.: 1Пет. 5, 8 ) – то есть разорвать наше соединение со Спасителем, отвратить нас от пути добродетели и тем лишить надежды на будущее обожение, закрыть тот внутренний источник веры, о коем Писание говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17, 21 ), – не будет, «есть», Господь подает нам его уже сейчас, и наше дело – найти его в себе и удобрять его землю нашей праведной жизнью, чтобы то, что сейчас – пока еще внутри нас, стало бы видимым всем, чтобы потенциальное – актуализировалось. Церковь же дает нам орудия для воссоединения с «Источником жизни нашея» 570 – пост и молитву. «Молитва и пост, по словам святых отцов, самым опытом познавших путь спасения, суть два крыла, которыми души наши возносятся от земли на небо, к Богу. Как птице без крыл не можно подняться от земли на воздух, так и душе нашей без молитвы и поста нельзя перейти из жизни плотской, земной, греховной в жизнь духовную, небесную, святую» 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Мф.24:37–39 .  Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого. Спрашивается: каким образом выше написано: «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это начало болезней», а теперь предсказывается, что будет происходить то, что служит признаком мирного времени. Но [для объяснения этого] должно принять во внимание, – на основании слов апостола, – что после войн, раздоров, губительных болезней, голода и землетрясений и прочего, чем уничтожается род человеческий, на короткое время наступит 568 мир, который обещает полное спокойствие (quieta omnia), так что вера верующих укрепится, или с прекращением бедствий они станут надеяться, что Судия придет 569 . В самом деле, ведь это и есть то, что мы читаем у апостола Павла: «Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» ( 1Фес. 5, 3 ). Мф.24:40–41 .  Тогда двое будут на поле: один берется, а один оставляется. Две [будут] мелющие жерновом: одна схватывается, и одна оставляется 570 Тогда, – говорит Он, – будут двое на поле, это когда в день кончины и суда будут найдены двое людей, одинаково исполняющих одну и ту же работу и сеющих как будто одно и то же семя, но не одинаково получающих плоды своего труда. Также будут две женщины, мелющие вместе; но одна схватывается, другая оставляется. Под двумя людьми, проводящими время на поле, и под двумя женщинами, которыя одинаково мелют, ты понимай или Синагогу и [или] Церковь , потому что они, – по видимости, – одинаково трудятся над законом (molere videantur in Lege) и от одних и тех же Писаний получают хлеб (farinam terere) заповедей Божиих; или же понимай 571 прочие ереси, которые из того и другого Завета, или какого-нибудь одного, по-видимому, извлекают хлеб своих учений. Но хотя они имеют притязание на одно [и то же] имя христианина, однако они получают не одну и ту же награду, так как одни из них схватываются, а другие оставляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мы воздвигали жесточайших гонителей на Церковь , вешали христиан на крестах, бросали на растерзание зверям, жгли их, топили, воздвигали ереси, расколы, прельщали прелестями мира; и все же пока бессильны... Оглянись сам... где врата ада, где его стены и почему ноги твои еще в оковах?.. Вельзевул проснулся и увидел, что ад по-прежнему разрушен. Он хотел взмахнуть крыльями, но только вздрогнул и крыльев не расправил. Оковы звякнули на его лапах, из пасти его вылетел клуб дыма с пламенем. Заскрежетал он зубами, поджал крылья, задел хвост под оковы на лапах и растянулся на адском дне. Дьяволы всполошились и поползли во все стороны. И лежит Вельзевул, скованный среди развалин ада, страшно стонет, скрежещет зубами и грызет и лапы свои, и оковы на них. Все, что он слышал приятного для себя, было его сновидением... Вверху же слышалось: «созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей», «где ты, смерть, жало, где ты, адо, победа»!» Так, читатель, в представлении нашем должна бы закончиться легенда Толстого. Да, – православный христианин, «дние – лукави»; «начаток веры с концом согласуется», – с каждым днем попускает Бог испытание твоей святой веры. И вот Лев Толстой «пустил из пасти своей вслед жены (Церкви) воду, как реку... и рассвирепел на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохранившими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» ( Апок.12:18–17 ). Да избавит же тебя Господь «из львиных челюстей» ( 2Тим.4:17 ); «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» ( 1Кор.3:20 ; Пс.93:11 ); пребывай в том, чему научен,.. зная, кем ты научен» ( 2Тим.8:14 ), «отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» ( 1Тим.6:20–21 ). Православные братия, молитесь, да обратит Господь Льва отступника «к свету заповедей Своих», а наше помышление утвердит – «на недвижимом их камени». Н. Гринякин. Читать далее Источник: По поводу отпадения от православной церкви графа Льва Николаевича Толстого : Сборник статей «Миссионерского обозрения»/Изд. В.М. Скворцова. - 2-е изд., (доп.). - Санкт-Петербург : типо-лит. В.В. Комарова, 1904. - VIII, 569 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

С. 557. Фуфциг — пятьдесят (нем. fünfzig). 329 С. 557. Гот зей данк! — слава богу! (нем. Gott sei dank!). 330 С. 559. …в «Петербургских известиях» и в «Волосе». — Имеются в виду газеты «С.-Петербургские ведомости», редактировавшиеся в 1863–1874 гг. В. Ф. Коршем, и «Голос», редактором-издателем которого был А. А. Краевский. 331 С. 561. …в Швейцарию… на родину Вильгельма Телля. — См. примеч. к с. 426. 332 С. 564. «Сын отечества» — ежедневная политическая, литературная и ученая газета, основанная в 1862 г. в Петербурге. 333 С. 568. …буду новый Фурье. — Шарль Фурье (1772–1837), французский социалист-утопист, идеи которого обсуждались в русских журналах начала 1860-х годов особенно оживленно после выхода в светромана Чернышевского «Что делать?». 334 С. 569. …хуже какого-нибудь Гарнье-Пажесишки… — Луи Антуан Гарнье-Пажесс (1803–1878) — французский буржуазный политический деятель, участник революций 1830 и 1848 гг., с 1864 г. — член законодательного корпуса. 335 С. 569. Пандан — подобие, соответствие (франц. pendant). 336 С. 569. …энциклопедический словарь, издававшийся под редакцией Андрея Краевского… — См. Е. И. Кийко. Комментарии: Ф.М.Достоевский. Скверный анекдотпримеч. к с. 360. 337 С. 569. Premier-noлumuk, (от франц. — первый) — здесь: передовая статья. 338 С. 570. …если справедливо называют Андрея Александровича нашим русским Альфредом де Мюссе… — Сравнение издателя-дельца А. А. Краевского с французским поэтом-романтиком А. Мюссе (1810–1857) имеет иронический смысл. 339 С. 570. Евгения Тур — псевдоним русской писательницы и автора публицистических статей Елизаветы Васильевны Салиас де Турнемир (урожд. Сухово-Кобылина, 1815–1892), в литературном салоне которой собирались писатели и ученые. 340 С. 573. Люди дикие любят независимость, люди мудрые любят порядок… — Измененная цитата из повести H. M. Карамзина «Марфа Посадница» (1802). У Карамзина: «Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок: а нет порядка без власти самодержавной». 341 С. 576. Гоф-рат — здесь: чиновник (нем. Hofrat — надворный советник). 342

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010