а в 546 будущ век 547 пространство вечное прияти. Нежели днесь пространно мало время жити, а во 548 грядущем 549 веце в тесном аде быти. Путя 550 два Два путя еста в подсолнечней стране, има же идут в вечность христиане 551 . Един путь жизни, смерти ин зовется, добродетелми ко овей течется. Преступлением заповедей Бога прямая к смерти душевней дорога 552 . Жизни вечныя 553 той путь совершает, кто мира сего прелестей 554 гонзает. На пути смерти той есть утверженны, иже суетствы мира есть прелщенны Зри убо кождо, что в ползу избрати, жити ли вечно, или умирати 555 ? Пути три к Троице Три пути, иже к Богу провождают 556 , теми людие Троицы достизают. Первый путь сердца есть сокрушение, вторый – грехов си чисто явление Отцу духовну. без утаения. Последний путь есть доблетворения. Сими кто-либо право путми ходит, к Богу едину во Троице приходит, Милость от Него вечну получает. ибо наследник царствия бывает, И жизнь вечную приемлет на небе, сими да ищет кождо жизни себе. Пути непостижнии четыри 557 Мудростию от Бога царь преукрашенный, от царя и пророка Давида рожденный. Всех негли вещей може естества познати, обаче сих четырех 558 не може пояти. Следа 559 среде воздуха орла парящаго, и 560 пути по камени змия плежащаго. Еще 561 , стези по морю корабля пловуща, такожде 562 пути мужа, во юности 563 суща. Трудна убо суть сия. и 564 во благодати что же духовне 565 могут нам знаменовати, Амвросий 566 божественный Церкви изъявляет 567 , яко светило, умы верных просвещает. Путь, глаголя 568 , чрез 569 воздух есть вознесение Орла Христа в светлое небес селение. Путь змия по камени – Его же въстание 570 из гроба, а печати 571 нерастерзание. Путь корабля на мори есть пребывание Его 572 в мире, что в мори, и волн страдание. Путь же мужа в юности 573 – зачатие в чреве, яко безмужно в чистей воплотися Деве. Воистинну немощно всех сих разумети, мудрии немотствуют в сих, яко же дети. Нам во непостижимых довле ся дивити. сия сотворша Христа на всяк час хвалити. Путник Путник обыче три вещы хранити.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Всем известен обычный гомеровский эпитет theoeides " богоподобный " , " боговидный " . Таковы Асканий, Александр, Деифоб, Арет, Хромий, Приам, Поликсен, Неоптолем, Телемах, Феоклимен, Антиной, Навсифей, Алкиной. Аналогичным эпитетом theoeicelos – " подобный богу своим телом " – характеризуются (Ил. I 131) Ахилл, (Од. III 416) Телемах, (IV 276) Дейфоб, (VIII 256), Алкиной. Diotrephes, " вскормленный Зевсом " , " питомец Зевса " , – не только бог – река Скамандр (Ил. XXI 223), но и Агамемнон (Од. XXIV 122), Ахилл (Ил. IX 229, XXI 75, XXIV 553, 635), Менелай (XVII 12, Од. IV 156, 235, 291, 316, XV 64, 87, 167) и многие другие (Нестор, Келей, Эврипил). " Питомцами Зевса " являются также " сыновья Приама " (Ил. Ч 463), " цари " (I 176, II 98, 196, 445, XIV 28, Од. III 480, IV 44, VII 49), " цари " , " юнцы " (Ил. II 660), " люди " (Од. V 378), феаки (ср. Гимн, III 533). Dogeneis, " происшедшими от Зевса " , считаются тоже немало героев, но прежде всего опять–таки Одиссей (по нашему подсчету – не меньше 31 раза). Таковы же Ахилл (I 489, XXI 17), Аякс (IV 489, VII 249, IX 644, XI 465), Менелай (XXIII 294), Патрокл (I 337, XI 823, XVI 49, 126, 707), Эврипил (XI 809), Агамемнон (IX 106). Isotheos, " богоравный " : Менелай (Ил. XXIII 569), Патрокл (XI 644), Аякс Теламонид (472), Приам (III 310), Телемах, (Од. I 324 ХХ 124), Эвриал (Ил. 11565, XXIII 677), Менойтиид (IX 211) и др. Не только Одиссей или Ахилл " божественные " , а Парис " боговиден " , но даже и критский Идоменей тоже словно " как бог " (Ил. III 230). Алкиной тоже, конечно, имеет " мудрость от богов " (Од. VI 12), хотя, как мы знаем, его главное занятие – это утешаться вином. Когда Навсикая возвратилась домой, ее встретили братья, подобные бессмертным (VII 5). В " Каталоге кораблей " (Ил. II 485 слл.) можно найти самые разнообразные эпитеты героев, вышедших в поход против Трои, равно как и троянских героев. Конечно, о таких, как Ахилл, Гектор или Одиссей, и говорить нечего. Одиссей " равен в мудрости Зевсу " (Ил. II 407). Даже когда он кушает, Гомер не забывает величать его " божественным " (Од. VI 249). Но ведь кушать – это вовсе не какие–то пустяки, не просто поддержание жизненных сил. Кушать – это божественно. Сами боги вдыхают аромат жертвенного мяса; и ведь не для кого другого, а для них же совершаются эти постоянные и весьма тучные жертвы, хотя и без того священный нектар и амвросия утешают их постоянно. Все сильное, богатое, возбуждающее жизнь – прекрасно и божественно. " Царствовать – это нечто прекрасное " , – говорится у Гомера (Од. I 392).

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

(15, 11–12) Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую (мне) часть имения. И другую приводит Он наиполезнейшую притчу, обнаруживающую и силу покаяния грешника, и величину человеколюбия Божьего, и через это побуждает к покаянию тех, которые пребывают в грехах. Человеком Он называет человеколюбивого Бога Отца, а двумя сынами – всякого праведника и всякого грешника. Ведь Он – Отец и праведников, и грешников, как усыновленных Ему через купель возрождения. Ибо здесь речь о верующих. Назвал же Он грешника младшим как младенца по уму и легко поддающегося обману, который и испросил положенную ему часть имения, то есть, причитающуюся ему по природе возможность жить по своей воле 565 . Ведь всякий младенец по уму стремится жить по своей воле. Или следующей ему частью имения тот называет то дарование, какое должно быть у него в силу крещения. Ведь всякому крещенному подается божественное дарование. А имение, то есть, богатство Божие, это дарования, которые Он раздает верующим. † Не потому, что он младший по годам, но потому, что он лишен рассудительности и непостоянен умом. † И как если бы он говорил: я не хочу, чтобы меня угнетала необходимость служить, ведь у меня есть возможность жить по своей воле 566 ; если я хочу, то я послушен, а если не хочу, то нельзя меня принуждать. Поэтому Отец чистосердечно уделяет ему это: ведь Господь желает, чтобы Ему служили добровольно. После этого он ушел. Куда? Не с места на место, но умом он отступил от Бога, и Бог – от него, вследствие чего настал у него великий голод, «не голод хлеба, но голод слышания слова» Божия 567 , ибо силен голод, когда лишены Его благ 568 . (15, 12) И (отец) разделил им имение. Или же позволил им жить по своей воле. Ибо разделить имение 569 – это не иное что, как позволить жить по своей воле. Ведь Бог никого не принуждает, если не хотят слушаться Его. Или также разделил им подобающие дарования, как было сказано. (15, 13) По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

1 и 3: и поднялся Аврам из Египта, сам и жена его... и Лот с ним, на юг... И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля... В употребляемых здесь обозначениях стран света находят признаки того, что писатель жил в Палестине, так как он называет запад: ям – море, а юг: негев. Оттого-то писатель и допускает явную несообразность, когда говорит о возвращении Авраама из Египта: и поднялся Аврам из Египта... на юг. На это нужно заметить, что слова ям и негев лишь впоследствии получили широкое общее значение: запад, юг; а ранее они употреблялись в тесном смысле. Если ям перевести словом «море», то несообразность исчезает. Что касается негев, которое Вульгата передаёт: ad australem plagam (рус.: юг), то оно не имело первоначально этого значения. Негев (от нагав сушить) 569 означает собственно страну выжженную, иссушённую солнцем, и в этом смысле употребляется, например, в книге Иисуса Навина – гл. 12, стт. 7–8: вот цари... земли, которых поразил Иисус и сыны Израилевы... на горе, на низменных местах, на равнине, на местах, лежащих при горах, и в пустыне и на «юге». Последнее слово баннегев, оставленное у LXX без перевода (ν Νγεβ, – слав. во Нагеве), в Вульгате передано: in meridie, нем.: gegen Süden, pyc.: на юге. Но такой перевод, в данном случае, неправилен: сопоставление названий: гора, низменность, равнина, пустыня – необходимо заставляют предполагать, что и негев есть название местности, а не страны света. Так действительно и называлась местность между Египтом и средней частью Ханаана, в которой чередуются —121— между собою сухие песчаные пустыни и степи и обнажённые, лишённые растительности скалы горных хребтов, раскаляемые в летнее время лучами южного солнца ( Ис.30:6 ). В эту местность и двинулся Авраам из Египта на пути в Палестину. А потому несообразность и связанные с нею отрицательные выводы зависят, следовательно, от неправильной передачи термина негев в новейших переводах. Ближе к подлиннику в разбираемом месте перевод LXX: ες τν ρημον и согласный с ним славянский: в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26 . С Евр.: «В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса – дело Твоих рук». 27 . Та погибнут. Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. С Евр.: «Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся». Та погибнут, т.е. по св. Афан., «подвергнутся тлению. Но тление сие обратится для них в обновление; потому что свиются они (небеса), прелагаясь в совершеннейший вид». «Все видимое состареется и ветхостию уподобится одеждам; но Ты изменишь, обновишь и из тленного сделаешь это нетленным» (Бл. Феод.). Хотя пророк и сказал погибнут, но он же далее пояснил, что погибель эта состоит в изменении – изменятся. «Ясно показывается, – говорит бл. Иерон., – указывая на это место, что кончина и погибель мира означает не обращение его в ничто, но изменение на лучшее» 569 . См. 2Пет. 3:10 . 28 . С Евр.: «Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся». 29 . Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится 570 . С Евр.: «Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим». «Симмах перевел: пребудет. Это значит, – говорит бл. Феод., – что освобожденные от рабства будут обитать в Иерусалиме, а семя их пребудет в век, т.е. Христос Спаситель. Гал. 3:16, 19 ». Св. Афанасий относит к будущей жизни. «Когда небеса свиются и тварь обновится; тогда в вечных селениях будут сынове раб Твоих. А это суть уверовавшие чрез св. Апостолов. И семя их во век исправится. Семя св. Апостолов – евангельская и спасительная проповедь, которая пребудет во век» (Св. Афан.). 563 Вран νυκτικοραξ; по Еврейски: кос. LXX, Акила, V издание LXX перевели это слово: ночной ворон, Симмах – удод, VI издание сова. «С последним больше и мы согласны, говорит блажен. Иероним в письме к Суннии, заявляя впрочем, что переводят: филин. 564 Нырищи οικοπεδω – ος – всякое пустое место, развалины. «Сделался я, как сова на развалинах». Бл. Иерон. 566 Птица στρουθιον – passer – воробей и вообще малая птичка. Здесь разумеется одиноко живущая, – особящаяся; может быть, сова, как думает Бохарт.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

27 561 Они погибнут, а Ты пребываешь вовеки; точно одежда, они обветшают, и словно ризу, совьешь Ты их, и преобразятся; 28 А Ты пребываешь неизменным, и годы Твои не иссякнут. 29 Сыновья рабов Твоих вселятся с праведными, и потомство их вовеки будет жить в правде. Псалом Давида, 102. 562 1 563 Благослови, душа моя, Господа, благослови, сердце мое, имя святое Его! 2 564 Благослови, душа моя, Господа и не забывай даров благих Его! 3 565 Очищающего от беззаконий тебя, исцеляющего все недуги твои, 4 Избавляющего от погибели жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами, 5 566 Исполняющего благие желания твои. Обновится, подобно орлиной, юность твоя! 6 567 Творит милость Господь и правый суд всем обиженным; 7 568 Открыл пути Свои Моисею, сынам Израилевым – веления Свои. 8 569 Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив, 9 Не вечно гневается Он и неприязни Своей полагает конец. 10 Не по беззакониям нашим сотворил Он нам и не по грехам нашим воздал нам. 11 Как высоко небо над землей, так велика милость Господа к боящимся Его; 12 Как далек восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. 13 570 Как милует отец сыновей, так помиловал Господь боящихся Его. 14 571 Ибо Он знает творение Свое, помнит, что мы прах земной. 15 572 Человек! Как трава, дни его, как цветение полей, отцветет он; 16 Ибо дух отлетит от него, и не станет его, и уже не узнает он селения своего. 17 573 Милость же Господня во все века на боящихся Его, 18 574 И правда Его на сыновьях сынов, тех, что хранят завет Его, помнят заповеди Его и соблюдают их. 19 575 Господь на Небесах воздвиг Престол Свой, И Царству Его все подвластно. 20 Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силой Его, внемлющие гласу Его и творящие волю Его! 21 Благословите Господа, все Небесные силы Его, слуги Его, творящие волю Его! 22 Благослови Господа, все, сотворенное Им, повсюду, где владычествует Он! Благослови, душа моя, Господа! Слава: Псалом Давида, о бытии мира, 103. 576 1 Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже мой, безмерно величие Твое! Великолепием и славою облекся Ты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

548.  …любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8. 28). 549. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 550.  …Господи! спаси нас, погибаем. …Запретил ветрам и морю… великая тишина (Мф. 8. 25, 26). 551. Ср.: …важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23. 23). 552.  Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном (Пс. 100. 1). 553. Евр. 10. 38. 554.  …слово Господне право и все дела Его верны (Пс. 32. 4). 555.  …без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11. 6). 556. О еже, како может кто стяжати истинную веру. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 557.  Господь… направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс. 24. 8, 9). 558.  …не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных (Пс. 1. 5). 559.  Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется (Пс. 20. 1). 560.  …ибо царь уповает на Господа, и по благости Всевышнего не поколеблется (Пс. 20. 8). 561.  Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84. 11). 562.  …в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3. 12). 563. Слово 84. 564. Ин. 2. 13. 565.  …но судите судом праведным (Ин. 7. 24). 566. Мф. 7. 16. 567. Ин. 8. 15. 568.  А если и сужу Я, то суд Мой истинен (Ин. 8. 16). 569.  Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя (Пс. 71. 1–4). 570. 1 Кор. 1. 18–25. 571.  Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне (Быт. 18. 20, 21). 572.  Вящшая закона: суд и милость и вера — слова Спасителя. — Мф. 23. 23. 573. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Летопись. Святитель заимствует объяснение этих слов Священного Писания у святых Иоанна Златоустого, Григория Двоеслова, Исидора Пилусиотского и Пимена Великого. 574. Быт. 13. 10. 575. См. речи Цицерона против Антония. 576.  …беззаконие Содомы… в гордости, пресыщении и праздности (Иез. 16. 49).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

557 Кол.2:1–3 : «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех... кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения». 563 Цитата из стихотворения А. Майкова «Три смерти». Одно из любимейших изречений Вышеславцева, которое он цитирует во многих своих произведениях. 564 См. у Достоевского в «Бесах»: «Сроем высокие горы, всякий гений потушим во младенчестве». Из «программы» Шигалева: «...горы сравнять – хорошая мысль... Мы всякого гения потушим в младенчестве» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 323). 567 В «Политическом трактате» (1, § 4) Спиноза писал: «...я постоянно старался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать» (Спиноза Б. Избр. произв. В 2 т. Т. 2. С. 288). 569 «Встречи» молодого царевича Гаутамы со стариком, больным и умершим потрясли его столь сильно, что он отказался от прежнего образа жизни, уединился и «просветлел» (стал «Буддой»). См.: Асвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драма. M., 1990. С. 55–63. 572 Эта идея выражена Фихте в книге «О назначении ученого» (M., 1935. С. 98–99), а не в книге «О назначении человека». Глубокий анализ исповедуемой Фихте веры «в живое бессмертие» сделан C. Н. Булгаковым в статье «Основные проблемы теории прогресса» (см.: Булгаков C. Н. Философия хозяйства. M., 1990. С. 279). 573 Накануне битвы с Максенцием в октябре 312 г. император Константин увидел во сне огненный и сияющий знак креста и ангелов перед собою, говорящих: «Константин, сим победишь». В битве 26 октября Максенций был разбит, после чего Константин издал так наз. Миланский эдикт 313 г., который легализировал христианство (см.: Поснов М. Э. История христианской церкви. Брюссель, 1964. С. 252–253). 576 Ин.12:24 : «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

562. Как читается девятая заповедь Божия? Девятая заповедь Божия гласит: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». 563. Что запрещается девятой заповедью? Девятой заповедью запрещается наносить ущерб чести ближнего и вообще лгать. 564. Чем мы наносим ущерб чести ближнего? Ущерб чести ближнего наносится: 1. лжесвидетельством, 2. клеветой, 3. злословием, 4. по дозреванием, 5. руганью и насмешками. 565. Кто лжесвидетельствует? Лжесвидетельствует тот, кто перед должностными лицами сознательно говорит неправду о ближнем. 566. Кто клевещет? Клевещет тот, кто о ближнем утверждает или распространяет неправду или преувеличивает его ошибки или недостатки. 567. Кто порочит? Порочит тот, кто излишне рассказывает о действительных ошибках ближнего или его недостатках. 568. Кто лжет? Лжет тот: 1. кто сознательно говорит неправду, 2. кто говорит иначе, чем думает, 3. кто старается казаться лучше, чем есть в действительности, т. е. кто лицемерит. 569. Что нам предписывает девятая заповедь? Девятая заповедь предписывает нам держать свой язык на узде и охранять честь и доброе имя ближнего своего. 570. Что должен сделать тот, кто повредил чести ближнего своего? Кто повредил чести ближнего своего, тот обязан: 1. кривду отстранить, 2. попросить прощения у потерпевшего и 3. материальные убытки, возникшие от этого, возместить. Пояснения: I. Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить! И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревно в твоем глазе не чувствуешь?» ( Матф. 7, 1–3 ). II. «Почему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Ефес. 4, 25 ). III. «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай, язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( I Nempa 3, 10 ). IV. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает (т. е. не удерживает) своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иоанн I, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

562. Как читается девятая заповедь Божия? Девятая заповедь Божия гласит: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». 563. Что запрещается девятой заповедью? Девятой заповедью запрещается наносить ущерб чести ближнего и вообще лгать. 564. Чем мы наносим ущерб чести ближнего? Ущерб чести ближнего наносится: 1) лжесвидетельством; 2) клеветой; 3) злословием; 4) подозреванием; 5) руганью и насмешками. 565. Кто лжесвидетельствует? Лжесвидетельствует тот, кто перед должностными лицами сознательно говорит неправду о ближнем. 566. Кто клевещет? Клевещет тот, кто о ближнем утверждает или распространяет неправду или преувеличивает его ошибки или недостатки. 567. Кто порочит? Порочит тот, кто излишне рассказывает о действительных ошибках ближнего или его недостатках. 568. Кто лжет? Лжет тот: 1) кто сознательно говорит неправду; 2) кто говорит иначе, чем думает; 3) кто старается казаться лучше, чем есть в действительности, т. е. кто лицемерит. 569. Что нам предписывает девятая заповедь? Девятая заповедь предписывает нам держать свой язык на узде и охранять честь и доброе имя ближнего своего. 570. Что должен сделать тот, кто повредил чести ближнего своего? Кто повредил чести ближнего своего, тот обязан: 1) кривду отстранить; 2) попросить прощения у потерпевшего; 3) материальные убытки, возникшие от этого, возместить. Пояснения: I. Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» ( Мф.7:1–3 ). II. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25 ). III. «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Пет.3:10 ). IV. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает (т. е. не удерживает) своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Иак.1:26 ). V. Честь имеет большую цену, чем имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010