Нищий, хотя бы и ничего у себе не имел, но имеет к богатству любовь, истинный есть сребролюбец. И потому не тот, кто много имеет, но кто много желает, и не тот, кто богат, но кто к богатству сердцем прилепляется, порочится. Многие были, как и ныне имеются, богатые и славные, но Богу угодили, и потому сребролюбцы не были. Сребролюбец бо угодить Богу не может, ибо не Богу, но своей страсти угождает (2:192). Сребролюбие происходит от плотского рождения и мудрования (3:57, см. БРАНЬ , 116). Сребролюбию нет места у духовно мудрого (2:18, см. МУДРОСТЬ , 569). Как проявляется сребролюбие Видим, сколько человек собирает ради убогаго и смертнаго тела своего, которое малым хлеба укрухом и каким-нибудь одеянием довольствуется; сколько, говорю, собирает, хотя и знает, что все при смерти оставит: действует тое в нем сребролюбие и лютая богатства похоть, в сердце гнездящаяся (4:135). Последовать Христу – значит отречься сребролюбия (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ , 814). Что делать, чтобы избежать сребролюбия Но чтобы пагубной сребролюбия и лихоимания страсти не поработиться, должно всякому помнить апостольское слово: «ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем; имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем», и проч. (1 Тим, 6, 7–8), – и Христово оное страшное речение: «кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» ( Мф. 16, 26 ). А пленившиеся лихоиманием и хотящии каятися да внимают, что Закхей мытарь, каяся, ко Христу, в дом его пришедшему, сказал: «став же Закхей рече ко Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищим; и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Почему и слышит от Христа: «яко днесь спасение дому сему бысть» ( Лк. 19, 8–9 ) (2:197–198). Средства к искоренению сребролюбия «Первое». Помнить, что все в мире останется собранное, а сам наг от сего мира отъидет. – «Второе». Верить Промыслу Божию никого не оставляющему. – «Третие». Суд Божий страшный и неминуемый на лихоимцев (1:139). Сребролюбие отсекать словом Божиим Противу сребролюбия и ГОРДОСТИ и пышности мира сего полагать Апостольское слово: «ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем; имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем» ( 1Тим. 6, 7 и 8). И Христос глаголет: «не можете Богу работати и мамоне» ( Мф. 6, 24 ) (4:328).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ТЕРПЕНИЕ Что есть терпение О! любезное видение и слышание терпения – пристанище обуреваемых, источник мира, крепость, дружество, забрало и хранилище добродетелей, венец благочестия, известное знамение веры, истинныя радости вина, плод смирения, покой совести, герб христианский, знамя Христовых воинов, печать избранных Божиих, путь к вечному животу, лестница к небеси, предтеча к вечной славе, победа на врагов, язва диаволу и аггелом его, миру поругание, торжество над самим собой, и проч. (2:301). Терпение есть добродетель, во всяком страдании возлагающаяся на волю Божию и святый Его промысл (1:181; 2:289–290). Человек должен почитать Бога терпением (5:80, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 106). Терпение – знамение Христово, под которым верные Его рабы подвизаются (2:37, см. ПОДВИГ , 685). Терпением нужно украшать душу (2:29, см. ДУША , 311). Терпение – якорь, поверженный с надеждой в глубину Божия милосердия (2:297, см. СКОРБИ , 857). Терпение – признак и плод духовной мудрости (2:18, см. МУДРОСТЬ , 569) (2:19, см. МУДРОСТЬ, 568). Терпение – венец благочестия (2:289, см. СКОРБИ, 862). Терпение есть узкий путь (2:57, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 46). Терпение есть признак смирения (2:265, см. СМИРЕНИЕ , 944). Терпение есть покорность воле Божией Терпение убо есть добродетель, которая во всякой противности, печали и скорби приключающейся, предается воли Божией, и изволяет все страдати паче, нежели пред Богом согрешити. Или, терпение есть добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и сохраняющая от негодования и роптания, и научающая на волю Божию во всем предаватися; и не иное что есть, как самая вера, подвизающаяся противу самолюбия плоти и «покаряющая ее в послушание воли Божией» (2:294). Терпение есть уподобление Христу Христос Сын Божий неповинно и ради нас терпел, «нам оставль образ, да последуем стопам Его». Убо нам сим в терпении должно утешаться, что Христос безгрешный терпел (1:182). В терпении суть христианской победы Христианская победа ни в чем ином, как только в мужественном скорбей и напастей терпении состоит. Нет славнейшей победы, как гнев свой и самого себе победить. Ежели же благословную причину имееши из сего монастыря изъити; то и тогда в «московские» монастыри не ходи, но в какой-нибудь тамо монастырь поди и живи. Только уверяю тебе, что бес везде тебе будет безпокоить. Господь да сохранит нас от него! (5:355) (также 2:36, см. ПОДВИГ , 685) (4:53, см. БРАНЬ , 127).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

СТРАХ БОЖИЙ (см. БЕССТРАШИЕ ) Страх Божий – дар свыше Страх Божий и ЛЮБОВЬ великия суть дарования, и от Бога происходят: сего ради надобно о том усердно молиться (1:207). Понеже истинный «страх Божий есть дар от Господа», якоже Сирах глаголет ( Сир. 1, 13 ): того ради должно его нам усердною молитвою у Бога просить, чтобы сердце наше и вся чувства страхом Своим оградил (2:257). Страх Божий есть свет душевный, а отсутствие страха – тьма (4:379, см. ДОБРОДЕТЕЛЬ , 305). Страх Божий и духовная РАДОСТЬ есть признак живой ВЕРЫ Вера имеет страх Божий и духовную радость и веселие. И сия в верной душе по переменам действуют; то есть, то страх и трепет она чувствует, то радость и веселие ощущает. Иногда бо сокрывается вера, и тогда боится и трепещет душа; иногда является, и тогда душа утешается, радуется, веселится и восклицает духом (5:286). Страх Господень есть начало премудрости (2:17, см. ПРЕМУДРОСТЬ , 762). Живущий в страхе Божием грубый поселянин мудрее в деле христианском, чем мудрец века сего без страха Божия (2:18, см. МУДРОСТЬ , 571). Боящийся Бога любит Его, отвращается мирской суеты (2:18, см. МУДРОСТЬ, 569). Христианин должен ходить пред Богом со страхом (4:17, см. ХРИСТИАНИН , 1105) (4:9, см. ВНИМАНИЕ , 169). Человек должен почитать Бога страхом (5:80, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 106). Почитание Бога требует, чтобы к Нему относились со страхом Должность сия требует, чтобы мы Бога боялись и Его почитали самым высочайшим почтением, то есть ходили бы везде пред Ним, яко вездесущим и нам везде присутствующим, со страхом и всяким благоговением, по примеру тому, как предстоя земному монарху оказываем себе; что требует от нас, чтобы мы ничего противнаго воли Его не делали, ничего, не токмо худаго, но и празднаго не говорили, и в уме ничего бы богопротивнаго не помышляли, ибо Бог и ум наш проницает, «и сердца и утробы наша испытует»; – имя бы Его со всяким почтением, и то в самонужнейших случаях поминали (1:57), Без страха Божия не бывает богопочитания (5:311, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 108).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ДОБРОДЕТЕЛЬ Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, закону Божию согласное (5:176, см. ЗАКОН , 384). Добродетели есть плоды духовной мудрости (2:18, см. МУДРОСТЬ , 569). Добродетель есть признак духовно живущего человека (3:235, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ , 365). Добродетель истинная, когда человек побеждает самого себя Истинная добродетель состоит в победе себе самого, делать не тое, что растленное естество хощет, но что святая воля Божия хощет; покорять волю свою воле Божией, и побеждать благим злое, побеждать смирением гордость, гнев кротостию и терпением, ненависть любовию. Сия есть христианская победа, и славнейшая есть, нежели побеждать народы. Сего требует от нас Бог: «не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» ( Рим. 12, 21 ) (5:189–190) (также 5:141, см. КРЕСТ , 484). Всякая добродетель есть свет, а противоположный грех – тьма ВЕРА есть свет душевный; но НЕВЕРИЕ и СУЕВЕРИЕ есть тьма душевная; СТРАХ БОЖИЙ есть свет душевный, но БЕССТРАШИЕ есть тьма душевная. Добродетель всякая есть свет душевный; но всякий ГРЕХ есть тьма душевная. СМИРЕНИЕ, умаление и уничижение себе самого есть свет душевный; но ГОРДОСТЬ, высокоумие и величание есть тьма душевная. ЛЮБОВЬ к Богу и ближнему есть свет душевный; но САМОЛЮБИЕ неумеренное есть тьма душевная. НАДЕЖДА и упование на Бога есть свет душевный; но надежда на человека и прочее создание есть тьма душевная. Истинная и нелицемерная МОЛИТВА, пение и хваление имени Божиего есть свет душевный; но НЕБРЕЖЕНИЕ о том есть тьма душевная (4:379). По смерти же христианина едина добродетель сопутствует нам (5:44, см. МИР , 528). Добродетель есть истинная человеческая ценность и добро, и ВО ВРЕМЕННОЙ И В ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ Истинное и многоценное добро наше есть христианская добродетель, которая ни тлению не подлежит, ни от нас отлучается, с нами в мире живет, и на оный век отходит, и нас к Богу, высочайшему нашему добру, приводит (3:281). Христианское сокровище истинное суть добродетели, которые зде собирается, но на небеси сокрываются, и в последний день в явление всему миру от Христа Судии произнесется ( Мф. 25, 35–36 ) (3:281; см. также 2:25, ХРИСТИАНИН , 1085).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

РУКОВОДИТЕЛЬ, РУКОВОДСТВО На пути к вечной жизни нужен руководитель (4:55, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ , 346) (2:32, см. СПАСЕНИЕ , 978). Искать совета и руководства – знак духовного любомудрия (2:18, см. МУДРОСТЬ , 569). Руководитель должен быть выше других по жизни, должен уметь управлять собою Сан или честь христианину есть иго наложенное, которое должно носить во славу имени Божия и пользу ближняго. Надобно разумным и мудрым быть, кто хощет человеками управлять, и лучшим паче других быть, кто должен многим образ добраго жития себе представлять,– что все от сановитаго требуется. Овца овец не пасет, но человек, разумом одаренный; и тьма тьму не просвещает, но свет; и слепец слепца не ведет, но видящий. Несмысленный и неисправный человек, приемлющий начальство, есть как бесноватый, вземший нож, которым и себя и других уязвляет и закалает. Такому случается истинная притча: «Слепец когда слепца ведет, оба в яму впадутся». Надобно убо научиться прежде себе управлять, а потом других в правление принимать. Рассуждай сие! (5:55). Аще убо в честь идешь, разсуждай силы твоя, можеши ли тягость сию понести. Аще не можешь поднять и понести ея, «не касайся», да не отяготит тебе, и падеши и под тяжким тем бременем будеши лежать, а не нести его. Надобно тому многие глаза иметь, кто хощет многих смотреть. Надобно тому научиться прежде себе управлять, кто хощет других управлять; себе исправить, кто хощет других исправлять; себе научить, кто хощет других учить; быть «светом», кто хощет других просвещать; быть «солию», кто хощет других растворять; быть образом и зеркалом незамаранным, в которое многие будут смотреть; быть отцем, который о детях своих отечески промышляет (4:368). Руководитель должен искать славы Божией и пользы ближнего Ежели тебе необходимо нужно быть на чести, то на чести ищи Божией чести, а не своей, и ближних твоих пользы, а не своей корысти. Буди слуга рабам Божиим, а не господин; ищи их пользы, а не господствуй над ними; искореняй неправду и насаждай правду; что приказуешь им, тое сам прежде исполняй. К наказанию, когда нужно тое, или словом, или делом приступай, как благоразумные лекари к лечению, которые или жилу секут, или уд какий отсекают, или лекарство дают ради того, чтобы человека излечить, а не замучить. Наказуй и ты подкоманднаго, а не гнев и ярость свою совершай; наказуя жалей о нем, как о подобной тебе плоти, а не гневайся на него; и Божию честь, а не свою защищай; но притом всегда внутрь себе думай и держи, что ничим лучший ты того, котораго наказуешь, или словом, или делом (5:55).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ВРАЖДА Вражда есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ , 230). Бес приводит людей ко вражде (1:241, см. ПАМЯТОЗЛОБИЕ , 647). Вражда – злой плод злого семени диавола (3:18, см. ВЕРА , 138). Вражда ХРИСТИАН между собой есть радость ДИАВОЛУ Тако, когда христиане на христиан востают и их озлобляют: отдают себя в посмеяние диаволу и служителям его – идолопоклонникам. Радуется диавол, враг христианский, о таковых христианах. Должно было христианам всем единодушно противу того врага стоять и подвизаться, и друг другу помогать, и друг друга противу его поощрять, и тако с ним единым брань творить, якоже сего Господь требует ( Еф. 6, 10–18 ; 1Пет. 5, 9 ). Но когда христиане на христиан востают, то уже не противу диавола, но с диаволом противу христиан вооружаются; и ему пособствуют, и тако угодное ему творят (4:385). Вражда – от плотского сердца (3:57, см. БРАНЬ , 116). Как получить ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ, когда сами не оставляем Аще кто враждует и злобствует на ближняго, таковому не должно к священнослужению приступать, понеже весьма согрешит. Како бо получит оставление грехов от милосердаго Отца небеснаго, Которому не токмо на всякий день, но и на всякий час и на всякую минуту много вси согрешаем? С каким упованием Отцу небесному будет молитися: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», а сам на ближняго ярится, хотя и память его истребить? Когда молимся так в Господней молитве: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», – не уговор ли с Богом полагаем так: тако-де ты, Отче небесный, остави нам грехи наша, как мы ближним своим оставляем? Следственно, что хотя и молимся Богу об оставлении согрешений наших, а брату нашему не оставляем обиды, то и от Бога не получим оставления. Должно убо прежде отпущать ближнему согрешения, и отпущать от сердца, то есть, не токмо словом, но и делом самым, сиречь, обиду забвению предать. И тако оставивши брату согрешения, и к щедрому Богу с дерзновением и упованием должно приступать, и просить отпущения грехов (1:10–11). Вражда заключает двери к молитве (3:103, см. МОЛИТВА , 557). Вражда отсутствует у духовно мудрого (2:18, см. МУДРОСТЬ , 569). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Этюды. Т. 1. С. 82–107 (на груз. яз.). Скорее всего, он был греком по происхождению. Датировка его правления вызывает определенные споры, поскольку, согласно ряду источников, с 523 по 552 год Грузинской Церковью управлял католикос Савва I, грузин по народности. См., в частности: Марр Н.Я. Исторический очерк Грузинской Церкви с древнейших времен//Церковные ведомости. СПб., 1907. Приложение 5. С. 110–120. См.: Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви. С. 95, 97, 99, 101, 103. Здесь трудно не увидеть аналогии со святым пророком Елисеем, учеником пророка Илии, который его милотью разделил Иордан (см.: 4 Цар. 2: 14). См.: Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви. С. 107, 110, 112. Возможно, благословение преподобного Шио несет в себе черты венчального чина: «Бог Авраама, Исаака и Иакова, избравший Давида, раба Своего, и помазавший его на царство избранному народу Своему, исполнивший Соломона великой мудрости, вооруживший раба Своего Константина знамением святого Креста да благословит царство твое невредимо». Сан диакона преподобный Шио принял еще в Сирии, в Антиохийской пустыне. См.: Гоголадзе А., Габидзашвили Э., Чичинадзе Э. Давид IV Строитель//Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2007. С. 569–571. Андрей Фомин. Преподобный Шио Мгвимский// http://www.kurier.lt/?r=13&a=739 . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии римма 6 марта 2019, 14:48 Святой Шио Мгвимский. помолись о рабе Божьей Дарье, чтобы легко доносила и родила ребенка, даруй здравие душевное и телесное моим родным, настави нас на жизнь правильную и радостную.Не остави нас своим предстательством Фаина 9 марта 2016, 20:30 Святой Преподобный Шио Мгвимский! Молю тебя о здравии душевном и телесном чад Господних - Андрея, Анны, Фаины, Веры, Наталии, Елены и Марии со сродниками. Аминь! Elfleda Aine 6 марта 2016, 18:06 Может быть кому-то известно? Есть ли преподобному Шио служба на русском языке? И если есть, то где ее можно скачать? Наталья 19 февраля 2015, 16:36 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Господи Всемилостивый, в великом трепете души молитвенно прошу, спаси Украину, пощади, Господи, народ Твой, Имени Твоего Святаго ради Ими же веси судьбами!!! Преподобный Шио Мгвимский, моли Всемилостивого Бога, да воссияет благодать Божия и мир на земле Украинской! Преподобный Шио Мгвимский, всею душою своею смиренно прошу неустанной молитвы твоей к Богу о нас грешных Владимире, Наталье, Владиславе, об укреплении и приумножении наших душевных и телесных сил; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миротворчества, духа чистоты и правды! Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь.

http://pravoslavie.ru/41621.html

Следовать за Христом значит отречься от гордости (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ , 814). Для примирения необходимо сломить гордость в сердце (5:185, см. ПРИМИРЕНИЕ , 765). Уменьшение гордости есть начало исцеления душевной немощи (4:139, см. СПАСЕНИЕ , 981). Чтобы победить гордость, надо познать Христово смирение Чим более Христа будем познавать и поминать, тем более свою подлость и окаянство узнавать, и так смиряться. Христос, Сын Божий, Господь твой, тебе ради смирился: тебе ли рабу гордиться? Господь твой тебе ради рабий приял зрак: тебе ли рабу искать господства? Господь твой тебе ради безчестие приял: тебе ли рабу честию возноситься? Господь твой не имел, где главы подклонити: тебе ли рабу расширять великолепныя здания?.. Господь твой за распинателей Своих молился «Отче, остави им» ( Лк. 23, 34 ): тебе ли рабу на оскорбивших гневаться, злобиться, искать мщения? Но кто ты таков, что не терпят уши твои оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблуждшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная, трава, сено, пара, вмале являющаяся и исчезающая. Но смотри и берегись, чтобы и тебе Христос Господь твой не постыдился, когда ты смирения и кротости Его стыдишися (2:173). Гордость наша низлагается Его смирением (2:32, см. ПОДРАЖАНИЕ , 696). Христианин гордость должен смирением Христовым усмирять (4см. БРАНЬ , 126). Христианин очищает себя от гордости по примеру Христа (5:110, см. СМИРЕНИЕ , 951). Через искушения гордый к смирению приводится (4:37, см. ИСКУШЕНИЯ , 404). Гордость отсекать словом Божиим (4:328, см. СРЕБРОЛЮБИЕ , 988). Гордость отсутствует у духовно мудрого (2:18, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ , 569). Рассуждения, помогающие удалиться от гордости и приблизиться к СМИРЕНИЮ Сын Божий за распинателей Своих молился: «Отче, остави им!»; тебе ли на оскорбивших тебе гневаться, злобиться, искать мщения? Но кто ты такой, что не терпят уши твои и малаго оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблуждшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная; трава, сено, «пара, вмале являющаяся и исчезающая». Но ежели ты приемлешь Сына Божия за Спасителя и Искупителя, Наставника и Учителя твоего, то приемли и учение Его; ежели приемлешь учение Его, то последуй учению Его; ежели последуешь учению Его, последуй смирению Его, котораго Он тебе и словом и делом первее всех учил. Его сладкий глас к нам сей есть: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф. 11, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Быть всегда таким, каким хотим быть при кончине Кончина тамо нас постигает, где не чаем; и тогда постигает, когда не надеемся, и так постигает, как не надеемся. Разсуждай и помни сие. Блажен и мудр, кто разсуждает, и помнит сие. Буди убо на пути всегда таков, каков при конце хощеши быть, и блажен будеши! Берегися греха, и за содеянные грехи кайся, как при кончине берегутся люди греха и каются; разсуждай о богатстве, чести, славе, утехах и о прочиих мира сего вещах на пути так, как при конце люди разсуждают; молись Богу на пути, призывай Его так и милости у Его ищи так, как при конце молятся люди: и блажен будеши. Тогда, где тебе кончина ни постигнет, и как ни постигнет, и когда ни постигнет, блаженно скончаешися (5:319). Нужно проводить христианскую жизнь, чтобы при смерти не жалеть о бесцельно потерянном времени (3:264, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 371). Памятуя о смерти, человек может уклониться от суеты (1:79, см. БЛАГА МАТЕРИАЛЬНЫЕ , 23). Воспоминание о смерти, о страшном суде – знак духовного любомудрия (2:18, см. МУДРОСТЬ , 569). Сколько раз отходишь ко сну, столько раз вспомнить о смерти (2:55, см. СОН , 967). В час смерти особенно необходима молитва (3:230, см. МОЛИТВА , 558). Все чувствуют горечь минуты кончины Когда рождаемся, не чувствуем, как рождаемся, хотя и знаем, что един образ рождения всем; и родившеся «первый глас испущаем плача» ( Прем. 7, 3 ). Но не тако умираем: тогда чувствуем, коль горька есть смерть, – тогда познаем, коль тяжкое разлучение духа от плоти, которых соединение нечувствительно нам было. Горесть сию смертную примечаем на тех, которые при глазах наших отходят от нас. Слышим, коль тяжко воздыхают и стонут; примечаем, коль горестно болезнуют, как трудно разрывается союз души и тела, как великий подвиг востает в совести противу отчаяния, как нестерпимый страх осуждения, ужас геенны объемлет, и проч. Тогда разум, совет и мудрость оскудевает; помощь человеческая ничего не может; един человек остается, хотя и многими другами и сродниками обстоим; един в жестокой той брани подвизается, борется противу врагов, аще сильная помощь милостиваго Иисуса не приспеет. Чего ради предстоящим в таком случае должно усердную пролить молитву, чтобы помощь Его пришла и избавила от скорби, одержащия брата (2:239).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Переносить наказание Божие с благодарностью Бог, по богатству благости и кротости и долготерпению Своему, терпит нам, ожидая нас на покаяние: убо и нам должно терпеть, когда наказует нас за грехи, и благодарить Ему, что Он за беззакония наша не поразил нас, и тем наказанием ищет спасения нашего (1:182). Тот имеет мир, кто с терпением и благодарением воспринимает все (4:198, см. МИР ДУШИ , 533). Отсутствие терпения в скорбях говорит о неблагодарности (2:316, см. НЕБЛАГОДАРНОСТЬ , 598). Духовно-мудрый напасти претерпевает великодушно (2:18, см. МУДРОСТЬ , 569). Духовное рождение и мудрование побуждает к терпению (3:57, см. БРАНЬ , 116). Терпение от рассуждения о благости Божией Последует терпение в наказании, яко признавать будет человек, что он достойно страждет наказание, яко неблагодарный. Рассуждая благость Божию, столько на ся излиянную, и свою к Нему неблагодарность, признает себе всякого наказания достойным (5:75–76). Размышление о Правде Божией возбуждает в человеке терпение (5:73, см. БОГ , 89). Терпение рождается от познания премудрости Божией Отсюду последует ТЕРПЕНИЕ во всяких искушениях, бедствиях и теснотах, ожидание милостиваго избавления, или помощи, якоже читаем о святом Иосифе, который от братии своей продан был во Египет в раба; но премудрым Божиим промыслом сделался господином Египта, питателем страны тоя, отца, братии и домашних их (3:75) (также 5:71, см. ХРИСТИАНИН , 1118). Терпение укрепляется МОЛИТВОЮ Терпение укрепляется молитвою, которая помощь Божию испрашивает в понесении наложеннаго креста. Как бо дети страждущии объявляют печаль свою родителям, и тако от них утешение получают; или как друг верному своему другу сообщает СКОРБЬ сердца, и так некую отраду чувствует на сердце: тако наипаче облегчение печали нашей чувствуем, когда Богу, «Иже есть Отец щедрот и Бог всякия утехи» ( 2Кор. 1, 3 и 4), печаль нашу чрез молитву сообщаем (2:301). Терпение укрепляется ИСПОВЕДЬЮ Укрепляется исповеданием грехов. Ибо в исповедании грехов познает человек, что он чрез собственные свои грехи в такое бедствие пришел, и потому ни на кого не жалуется, как токмо на себе и на свои грехи. Тако исповедающемуся и кающемуся посылается Божие утешение (2:301).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010