На нижней же кайме начинается вкладная надпись и продолжается на правой кайме. Буквы на всех каймах направлены наружу. Подкладка из голубой камки с узором крупных цветов и листьев. На ней пришиты четыре петли из тесьмы и одно металлическое кольцо. СОХРАННОСТЬ Утраты шитья в личном (виден фон). Потертость золотного шитья. Небольшие утраты жемчуга, утрачен один алмаз. Подкладка сечется, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Принадлежит к группе надгробных покровов московских святителей, выполненных в 1650–1660-е гг. в Царицыной мастерской палате (кат. 120,121) и отличающихся одинаковыми трактовкой личного, иконографическими особенностями (именословным благословением, изображением Распятия на окладе), решением фона, палеографией надписей и богатством убранства. АТРИБУЦИЯ Покров не может быть точно датирован по вкладной надписи, так как последние одна или две буквы в дате отсутствуют. В Описи Оружейной палаты, а за ней и в других документах и публикациях датой покрова значится 1662 г., то есть предполагается, что отсутствует буква «О» и дату следует читать как «7170». В «Светличных знаменных делах» Царицыной мастерской палаты под 30 ноября 1650 г. числится: «...иконник Степан Резанец знаменил (5 дней) под шитье по камке два покрова Алексия да Ионы митрополитов» 801 , а 13 января 1652 г. боярыня Аксинья Еропкина (одна из руководительниц мастерской) «приняла шелк на покров Ионы митрополита» 802 . Наш покров по трактовке личного не похож на единственный сохранившийся покров митрополита Алексия (почти без моделировки), вложенный Алексеем Михайловичем и имеющий в надписи дату «1650 г.» (кат. 101), по близок к группе покровов, выполненных в Царицыной мастерской палате в 1660-х гг. (кат. 120–122). На одном из них (кат. 120) есть точная дата: 1665 г. Если данные «Светличных дел» относятся к нашему покрову Ионы, то его выполнение, вероятно, задержалось до начала 1660-х гг., чем и объясняется недописанная дата 803 . Словописцем и травщиком были, вероятно, те же мастера, что выполняли покров митрополита Алексия. По мнению старшего научного сотрудника Музеев Московского Кремля М. В. Мартыновой, запоны с эмалью выполнены западноевропейскими мастерами. ВЫСТАВКИ 1995–1996 Роттердам, 24. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Описи Успенского собора 1876. Стб. 762–763; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12209; Маясова 1985. С. 209. 120. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

„Обширное сочинение г. Троицкого (762 стр.) состоит: из небольшого введения – о важности, задаче, методе и пособиях сочинения (стр. 1–36), четырёх частей исследования, из коих в первой излагается значение понятий плоти и духа в употреблении не-Павловом – классическом, ветхозаветном, иудейско-раввинском, филоновском и обще-новозаветном (стр. 37–224), – во второй – физическая антрополо- —303— гия Ап. Павла (стр. 225–324), в третьей – религиозно-этическая антропология Апостола (325–582) и в четвёртой – критика воззрений богословов на некоторые важнейшие пункты антропологии Павла (583–674), – примечаний (674–760) и двух таблиц, схематически показывающих сравнительное значение понятий πνεμα и σξ в словоупотреблении классическом, ветхозаветном, раввинском, филоновом, обще-новозаветном и Павловом в таблице первой, – и развитие значений понятия πνεμα у Ап. Павла – во второй. Части первая и вторая, к коим примыкает и четвёртая, – впрочем не имеющая самостоятельного значения и являющаяся скорее приложением к сочинению, – по своему характеру резко отличаются от третьей, деля всё сочинение на две половины. В первой автор даёт краткое обозрение понятий, входящих в состав учения Ап. Павла о человеке, следуя обычной в данном случае методе систематизаторов новозаветного учения, которую можно назвать лексико-систематической, представляющей по содержанию обычный словарь понятий, но изложенный не в алфавитном, а во внешне-систематическом порядке. Напротив, религиозно-этическая антропология Апостола Павла раскрыта у автора методом нравственно-психологическим. Вместо обычной внешне-объективной систематизации и лексикообразного свода мест по отдельным рубрикам и понятиям, наш автор „ищет другого пути – жизненно-психологического, духовного проникновения в личность самого Ап. Павла, благоговейного и осторожного анализа психики самого священного писателя“ (стр. 221), как высшего образца для каждого, ищущего жизни по Богу и Христу. И надо отдать справедливость автору, что такое различие метод своё полное основание имеет в самом предмете исследования. В первых двух частях, кои по однородности их метод и предмета легко могут быть соединены в одну, даётся как бы общий фон и почва постепенного раскрытия и развития нравственной личности того идеального человека, какой изображается в посланиях Ап. Павла. Если в первой половине своего сочинения автор знакомит с отдельными так сказать членами библейского вообще и Павлова в частности человека, то во второй эти члены объединяются в стройный организм живого чело-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Марван ненадолго пережил это событие, скончавшись, скорее всего, 7 мая 685 г. 762 . Причины смерти Марвана не были ясны современникам: одни считали, что он умер своей смертью, другие объясняли ее чумой, наконец, в ней обвиняли мать Халида б. Йазида, которая отомстила ему за оскорбление сына, отравив или задушив подушкой 763 . Абдалмалик будто бы хотел ее казнить, но она остановила его, припугнув позором для него, если станет известно, что отец погиб от рук женщины 764 . При всей развлекательности этой гаремной истории предпочтение, вероятно, следует отдать смерти от чумы, которая в 684 г. охватила весь Ближний Восток от Басры до Египта. Абдалмалик, по всей видимости, не присутствовал при смерти отца, хотя многие источники говорят, что он читал над ним погребальную молитву. Против этого свидетельствует сообщение aл-Йa'kyбu: «Воспротивились сирийцы Абдалмалику, и поспешил он в Дамаск, боясь восстания Амра б. Ca'uдa». Отсутствие его в Дамаске подтверждается упоминанием присяги ему в Иерусалиме 765 . Главным соперником Абдалмалика был Амр б. Ca'uд ал-Ашдак, считавший себя преемником Марвана после того, как Хассан б. Малик перестал настаивать на кандидатуре Халида б. Йазида. Абдалмалику удалось умиротворить ал-Ашдака, признав его своим наследником и пообещав привлекать к решению всех вопросов. Абдалмалику в ту пору было около 40 лет. В отличие от тучных Али и My'abuu он был строен, несколько выше среднего роста, большеглазый, с большим горбоватым носом. Живя в Медине, он посещал кружок передатчиков хадисов, любил поэзию, но был скуповат, а став халифом, проявил слабость к неумеренным восхвалениям и лести. Ко времени избрания халифом Абдалмалик приобрел большой военный и административный опыт, без которого вряд ли справился бы с труднейшей задачей восстановления единства Халифата 766 . Основная опасность в этот момент грозила не со стороны Ибн аз-Зубайра (который был пассивен и лишь принимал присягу от провинций, где верх брали его сторонники или люди, предпочитавшие анархии хоть какую-то власть), а с севера, от Византии. Оправившись от удара, нанесенного болгарами на Дунае, Константин IV воспользовался безвластием, начавшимся после смерти Йазида, и повел наступление на Халифат по всему фронту. Изгнание арабов с Родоса, Крита и Кипра восстановило господство византийского флота в Восточном Средиземноморье; гибель египетского флота в ноябре 684 г. лишила арабов возможности противостоять нападениям византийцев на приморские города. В это смутное время, скорее всего уже в начале лета 685 г., византийцы напали на важнейшие приморские города Сирии и Палестины Аскалон, Кайсарию, Акку и Сур и разрушили их укрепления. Особенно болезненным был удар по Суру и Акке, главным верфям и базам военного флота арабов в Сирии 767 , после этого господство Византии на море снова стало абсолютным.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Третий отрывок находим у Иезекииля ( Иез. 12:21–14:11 ), который говорит сходно с Иеремией. Он ясно указывает, что ложные пророки действуют лишь от своего собственного лица и придумывают свои пророчества ( Иез. 13:2,3 ), построенные на ложном мире и пустых надеждах ( Иез. 13:10–16 ), лишённые духовности и праведной святости ( Иез. 13:22 ). Истинный пророк стремится прямо к сердцу человека и призывает своих слушателей заглянуть самим себе в душу ( Иез. 14:4–5 ), чтобы узнать, живут ли они согласно известным им требованиям Бога ( Иез. 14:7–8 ). Мы вновь видим, что истинный пророк действует в духе Моисея. Он говорит несмиренно, но со всей отвагой Бога Изгнания, заново повторяя новыми, свежими словами те истины, которые невозможно ни изменить, ни улучшить. Критика пророческих предсказаний: датировка предсказаний «задним числом» Датировка пророчеств Многие критики пророческих предсказаний склонны считать, что они были сделаны «задним числом», то есть уже после предсказанных событий. К несчастью для этих критиков, предсказания пророков содержат ясные указания на время, когда они появились. Именно поэтому мы и имеем дело с таким чудом, как пророческие предсказания. Время служения различных пророков или написания соответствующих книг можно найти в «Библейском словаре Ангера»: Амос – 2-ая четв. VIII века до Р.Х. стр. 46 Даниил – 605–538 до Р.Х. стр. 491 Иезекииль – 592–570 до Р.Х. стр. 336 Осия – 748–690 до Р.Х. стр. 501 Исаия – 783–738 до Р.Х. (первый) 735–719 до Р.Х. (второй) 719–704 до Р.Х. (третий) стр. 534 Иеремия – 626 – после 586 до Р.Х. стр. 568–570 Иоиль – до 300 до Р.Х. стр. 1149 Левит – (Моисей) 1520–1400 до Р.Х. стр. 760–762 Матфей – 50 по Р.Х. стр. 706 Михей – ок. 738–690 до Р.Х. стр. 726 Наум – после 661 – до 612 до Р.Х. стр. 774 Авдий – до 300 до Р.Х. стр. 1185 Софония – между 640–621 до Р.Х. стр. 1185 В некоторых случаях датировка не слишком определённа, так как Ангер использует для неё содержание самих пророческих книг. В некоторых случаях пророк не даёт достаточно точных указаний на время создания книги. Впрочем, такой конкретной информации нет только в двух книгах – Иоиля и Авдия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

1906, t. CIX, р. 801). Потоп. Переходим к потопу, где сходства между двумя преданиями, вавилонским и израильским очевидны и довольно многочисленны. Так как библейская история нам хорошо знакома, то здесь достаточно будет резюмировать вавилонский рассказ и цитировать из него некоторые строки. Этот рассказ является одним из эпизодов эпопеи о Гильгамеше; он напоминает первую половину XI-oй и предпоследнюю плитку этой большой поэмы (см. для перевода Иенсена, Mythen und Epen р. 230–247; Кондамина, в Bulletin de littérature ecclésiastique, août 1900; Дорма, Choix de textes..., p. 100–119; cf. p. 120–127). «Эпопея о Гильгамеше восходит к глубокой древности... Герой ее изображается на цилиндрах, восходящих к наиболее древним царствам нижней Халдеи; но нельзя сказать, представляют ли эти символические изображения пластическую передачу этой поэмы или же выражение несомненно ей предшествовавшего предания (Лягранж, Etudes sur les religions semimiques, 2-e ed. Paris, 1905, p. 342). Рассматриваемый эпизод был уже записан в 2000-м году до И. X. В сущности нам он был известен из фрагментов Бероза. Большая часть вавилонского оригинала была найдена Георгом Смитом в 1872 году в плитках библиотеки Ассурбанипала. На одной плитке, датированной царствованием Аммизадуга (XX век до И. X.), Шейль открыл один фрагмент другого вавилонского рассказа о потопе; это копия, представляющая текст более древний (см. Revue biblique internationale, Paris, 1898, p. 5). Утанапиштим, в другом месте называемый Атра-газпс (=Газиз атра=Ксизутрос), предупрежден богом Еа о будущем потопе и о принятии мер для избежания его. Возьми в корабль семена всего, что живет. Да будет корабль, который ты построишь, сделан по мерке пусть его ширина соответствует его длине! (1.27–30). —762— Утанапиштим следует этим предписаниям; он строит корабль по указанным меркам. Я влил во внутренность шесть шар смолы... Я нагрузил его всем серебром, которое имел, Я нагрузил его всем золотом, которое имел, Я нагрузил его всякими семенами всего живущего, Я приказал войти в корабль всему своему семейству и родственникам, Полевой скот, домашних животных, работников – все это я поместил туда, Я вошел в корабль и запер дверь...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Именно на этот период духовного застоя пришлась деятельность св. Степаноса Сюнеци (около 688–735) – ученого, философа, богослова, переводчика и музыканта. Степанос, происходивший из семьи двинского священнослужителя, получил прекрасное для своего времени образование: он воспитывался в доме армянского патриарха, затем в монастыре и, наконец, оказался в знаменитом Сюникском монастыре. Образование он продолжил в Афинах, Константинополе и Риме. Овладев в совершенстве греческим и латинским языками, он, по свидетельству одного из житий, усвоил «всю философскую науку иноземных мудрецов». По возвращении в Армению Степанос был рукоположен во епископа Сюникского. He дожив до пятидесяти лет, он трагически погиб, как утверждает предание, приняв смерть от руки женщины, которую отлучил от церкви за прелюбодейство. На протяжении всей своей жизни Степанос Сюнеци плодотворно занимался переводами с греческого, составлением многочисленных толкований книг Ветхого и Нового завета. Он сыграл важную роль в развитии армянской литургической музыки. В VIII в. армянские князья, несмотря на существовавшие между ними разногласия, не раз предпринимали попытки поднять восстание против арабского владычества. Так, в начале VIII в. род Багратуни возглавил повстанческое движение (однако в 744 г., получив от арабов титул правителей Армении, представители этого древнего рода стали поддерживать завоевателей в борьбе против других нахараров и повстанцев). В 747–750 гг. восстание против халифата возглавили Мамиконяны. В 762 г. восстали князья Арцруни, которые стали совершать регулярные набеги на арабов. В 774 г. восстание приобрело всеобщий характер и объединило представителей родов Багратуни, Мамиконянов, Арцруни, Камсараканов, Аматуни, которым удалось одержать верх над четырехтысячным войском халифа и осадить арабские цитадели Карин и Арчеш. Однако успехи восставших были временными, весной следующего года тридцатитысячная арабская армия разбила объединенные отряды восставших. Князья Мушег Мамиконян, Саак и Смбат Багратуни погибли в сражении, а братья Амазасп и Саак Арцруни через несколько лет приняли мученическую смерть от арабов. После разгрома восстания Мамиконяны и Камсараканы навсегда покинули политическую арену армянской истории, а их владения вскоре отошли к роду Багратуни, вернувшемуся под власть халифата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соловьева и его верных последователей? Вера является, как я уже сказал, до того природной, присущей человеческой натуре чертой, что отрицать ее значение, ее огромную роль в жизни как отдельного индивидуума, так и всего человечества, вряд ли приходило в голову кому-либо из позитивистов и вообще неметафизиков. Неокантианец, несомненно, позитивного толка, Ланге 760 прекрасно отметил это в своей критике того «двусмысленного положения», которое занял Кант своими сбивчивыми рассуждениями о «вещи в себе» и «умопостигаемом мире». Кант, замечает он, «не хотел понять того, чего не хотел понять и Платон, что умопостигаемый мир есть мир вымысла (Dichtung) и что на этом именно основано его значение и высота. Ибо вымысел в высоком и широком смысле, в каком он здесь должен быть принят, не может быть рассматриваем как игра талантливого произвола, с целью забавлять пустыми измышлениями; он неизбежное порождение духа, вырастающее из глубочайших жизненных корней нашего рода – источник всего высокого, святого и реальный противовес пессимизму, вытекающему из одностороннего пребывания в действительности» 761 . «Мир вымысла», вытекающий, однако, «из глубочайших жизненных корней», – это именно и есть та вера в результат тенденции развития, о которой я говорил выше. Напомню еще цитированные мною в первой статье слова Н. К. Михайловского 762 о том, что ответ на вопрос: «Что делать»? – «в главных своих чертах лежит вне пределов познания», т. е. в области веры. Наконец, о том же говорит позитивист г. Кареев, высказывая мысль, что «будущее есть область вненаучная, и с этой-то именно стороны историческая наука не дает вполне целостного знания»; что наука, в этом отношении, требует дополнения «философией», понимаемой как «творчество, колеблющееся между двумя полюсами – полюсом веры и полюсом знания» 763 . Очевидно, верою живут не одни метафизики-идеалисты, и не всякая вера есть вера мистическая. Есть вера и вера. И Ланге, и Н. К. Михайловский, и г. Кареев, как и пишущий эти строки, – все мы полагали и полагаем, что та вера, которая движет людьми, одушевляя их на трудном жизненном пути, имеет своим источником и своею целью человека и его земные интересы, на людях начинается, человечеством же и кончается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

13 Эта двуколка или повозка (carpentum), так же, как и длинные волосы и борода Меровингских королей, являлась символом их царского величия. 14 Речь идет о майордоме Пипине Коротком (741–768) – сыне Карла Мартелла, открывшим период великой династии Каролингов (см. прим. 4). 15 Карл Мартелл (Молот) не был законным наследником Пипина. Однако оба легитимных потомка майордома умерли раньше отца. От имени внуков Пипина государством пыталась управлять его вдова Плектруда. С помощью своих приверженцев Карл заставил Плектруду отдать ему власть. 21 Пипин Короткий разделил перед смертью свои земли между сыновьями Карлом и Карломаном. Карл был наделен лучше своего брата, поскольку обладал окраинными землями, омываемыми морем, т.е. северными и западными областями королевства. Эти земли простирались от атлантической Аквитании до Тюрингии, через большую часть Нейстрии и Австразии, Фризию и Франконию. Карломан получил разнородные центральные и юго-восточные (до границы с Италией и Баварией) земли, охватывающие территорию от Суассона до Марселя и от Тулузы до Базеля. Однако и тот и другой владели частью Нейстрии, Австразии и Аквитании, что, по всей видимости, свидетельствовало о желании отца сохранить единство королевства. Такой раздел был осуществлен еще и по той причине, что Карл в последние годы жизни своего отца больше ассоциировался с правителем государства. К тому же родители любили Карломана меньше, чем Карла. Возможно, Пипин учитывал не только возраст детей (Карлу было около 27 лет, Карломану лишь 16), но и личные качества, поскольку Карл был человеком энергичным, решительным и сильным; Карломан же выступает как личность раздражительная, неуживчивая, являясь легкой жертвой для окружавших его льстецов. 23 В настоящее время принято считать, что Карл родился 2 апреля 742 года (см. также прим. 123). Его отец Пипин старался приобщить его к государственной деятельности. В одиннадцать лет Карл был послан встречать папу Стефана II; мальчиком и юношей участвовал в придворных совещаниях и генеральных сеймах, а в 761–762 годах сопровождал своего отца в военных походах.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Илики находились под влиянием и властью диавола. Вещественные по своему направлению, они не могли получить спасения; необходимым концом их жизни была гибель в тлении. 753 Демиург управлял и управляет психиками и пневматиками. Большей любовью с его стороны пользовались в Ветхом Завете «духовные» люди, лучше всего воплощавшие в себе истинное ведение. Из среды их он поставлял первосвященников, царей и пророков. 754 Однако главное внимание в деятельности Бога Ветхого Завета обращено было на психиков. Пневматики в представлении гностиков являлись людьми, уже определившими себя в сторону добра. Для них, поэтому оставалось лишь совершенствовать и дополнять свое знание о мире и Боге. Между тем психики всегда как бы стоят на распутье: могут пойти и налево – в сторону иликов, и направо – в сторону пневматиков. 755 Последнее направление соответствовало общей цели бытия человечества (таковой, по учению гностиков, было полное и совершенное знание о Боге и мире). 756 Все психики должны были, в конце концов, обратиться в пневматиков. К этому-то и сводились усилия Демиурга в Ветхом Завете. Для психиков именно создан был мир, по учению гностиков. 757 Ради них посылались и пророки, возвещавшие им нужные сведения. Но цель эта не была достигнута. Психики не получили полноты ведения. Сам Демиург оставался в «неведении» до пришествия Спасителя. Он часто не понимал даже речей пророков, посланных им же, хотя и относился к ним с уважением. 758 Для спасения психиков 759 явилась нужда в сошествии Господа. Последнее гностики представляли докетически. Исторически известный Мессия был четырехчастным по своей природе. Ахамот дала ему духовное начало, Демиург душевное. По домостроительству ( κατ’ οκονομαν) он облечен был телом, которое с несказанным искусством устроено так, чтобы быть и видимым, и осязаемым, и причастным страданию; словом, похоже на все человеческие тела. Но в действительности оно душевной природы ( σμα ψυχικν χον οσαν); вещественность его только видимая, призрачная. 760 Образованный так Христос, по учению гностиков, прошел, через Марию, как вода через трубу; 761 таким образом, и рождение его было призрачным. При крещении же на него сошел в виде голубя принадлежащий к плероме и происшедший от всех эонов Спаситель. 762

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Рус. пер.: 798 . 1) Св. Василий Великий . Творения. Сергиев Посад 1892. 6. 25–41; 799 . 2)//ЕвагТвор. 4 .857). 142–156. [Послание о вере, по изд. Куртона]. Исследование: 800 . Melcher R. Der 8. Brief des HI. Basilius ein Werk des Evagrius Pontikus. Münster; Wien 1923. (Münsterische Beiträge zur Theologie. 1). Rerum monachalium rationes (CPG 2441; TLG 4110/10) 801 . PG 40. 1252–1264 (ред. текста отличается от Доброт.); Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 38–43. пер.: Добротолюбие. М. 3 1895. 1. 590–598. [Изображение монашеской жизни...]. Capitula xxxiii (definitiones passionum animae rationalis) (CPG 2442; TLG 4110/15) 802 . PG 40. пер.://Добротолюбие. М. 3 1895. 1. 598–600 (по PG) (33 главы аналогий). Spirituales sententiae per alphabeticum dispositae (CPG 2444; TLG 4110/17) 803 . Elter A. (ed.). Gnomica. Leipzig 1892. 1: [Sexti Pythagorici, Clitarchi, Evagrii Pontici sententiae], LIII. пер.: Добротолюбие. М. 3 1895. 1. 601–602 (Изречения о духовной жизни по алфавиту). Aliae sententiae (CPG 2445; TLG 4110/18) 804 . Elter A. (ed.). Gnomica. Leipzig 1892. 1: [Sexti Pythagorici, Clitarchi, Evagrii Pontici sententiae]. LIII-LIV. пер.: Добротолюбие. М. 3 1895. 1. 602–603 (Другие изречения). Творения Евагрия под именем Нила Помещаем здесь лишь те соч., к-рые вошли в ТСО. В PG 79, 1235–1240 имеется также под именем Нила «Увещание к монахам» Евагрия (CPG 2454), вошедшее в рус. Добротолюбие: М. 2 1895. 2. 303–306. Слово о молитве (De oratione) (CPGS 2452; TLG 4110/24) 805 . De oratione (sub nomine Nili Ancyrani)//PG 79. 1165–1200. же: Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 176–189. Авторство Евагрия указывается в сирийской и арабской рукописных традициях. Большинство патрологов, основываясь на доказательствах И. Осэра, признает творение принадлежащим Евагрию. Известны также груз. и арм. пер. Новейшее критическое издание предисловия к трактату://Muyldermans J. Evagriana syriaca 4 .762). 41 sq. Греческие фрагменты из четырех рукописей: 806 . Kohlbacher М. Unpublizierte Fragmente des Markianos von Bethlehem (CPG 3898)//Horizonte der Christenheit. Festschrift für Friedrich Heyer zu seinem 85. Geburtstag/Hrsg. Kohlbacher М., Lesinski M. Erlangen 1994. 155. (Oikonomia. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010