Итак, две Премудрости, Одна собственная существующая одновременно с Богом ; В этой Премудрости сотворен Сын; Она была Ему сообщена, Почему и назван Он Премудростью или Словом. Премудрость существовала по Премудрости и по воле Премудрого Бога; Кроме Слова в Боге есть другое Слово; Сын в нем участвует; По благодати только назван Он Сыном и Словом. В Боге, несколько действий; Одно ему свойственное и составляющее Его сущность; Христос сим действием не был; А был одним из лестницы существ сотворенных, начинающейся с насекомого. Он не только творение Божие, Но даже великое Творение; Однако, подобно нам, подлежит изменению; По своему свободному произволению, Он мог творить и доброе и злое. Но Бог, предвидев, что пребудет в добре, Даровал Ему славу, которую должен был заслужить; Сотворил Его таковым, каковым Его предвидел По добрым делам, им совершенным. «Итак, Слово не Бог, Хотя называют Его Богом. Как прочие существа, Оно не участвует В сущности божественной и Его именование Бог – простое слово. «Все существа, по природе своей, различествуют от Бога, Также и Слово, по природе Своей, Совершенно различно от сущности божественной, Подобно всякому творению, Отца не может видеть Сын, Само Слово понимает в Отце Только то, что может постигнуть своими способностями, Подобно всем прочим тварям. Сын не только не понимает Отца, Вполне и точным образом По недостатку разумения, Но не знает хорошо даже своей собственной сущности. Существа, называемые Сыном и Духом Святым, По сущности совершенно различны от Отца. Бесконечное различие Между ними в сущности и Славы. Относительно сущности и Славы Слово существенно различно от Отца и Духа Святого. Между ним и Отцом такое различие, Что Слово нисколько не участвует в сущности Отца». Вот сокращение знаменитой Фалии Ария. Это было шутовство, говорит св. Афанасий, которым возмущался всякий серьезный человек, когда его распевали. Афанасий 762 был тогда диаконом в Александрии. Хотя он был еще молод, но успел приобрести большое влияние на Александра, ценившего усердие его, ученость и привязанность к православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

В Септуагинте ( Пс 54:20 ) Бог именуется «существующим прежде веков» ( πρχων πρ τν ανων) 761 , а Его Премудрость – произведенной «прежде века (πρ το ανος), от начала» ( Сир 24:10 ) 762 . Само понятие времени предполагает начало, середину и конец ( Прем 7:17–21 ). Поскольку Бог прежде начала времени, либо Сам является его «началом», в котором и возникла Премудрость 763 , Он также подводит итоги в конце времен: согласно Екклесиасту, «там» (, κε), т.е. у Бога, «срок всякого дела и [отчета] о всяком деянии» ( Екк. 3:17 ). Годы угодного Ему царя Он продлит ως μρας γενες κα γενες дня рода и ( Пс 60:7 ) 764 , т.е. до некоего эсхатологического предела, в котором различие между «днем» как наличным временем и «родом» как временем, исчисляемым сменой поколений, теряет смысл. Все это говорит о вневременности Бога как хронологическом, а не теологическом понятии: еще нельзя заключить отсюда о равной и неизменяемой прикосновенности Бога к каждому моменту времени, но можно вывести, что бытие Бога объемлет время и пребывает помимо времени как исчислимой длительности. Возможно, именно положение вне времени мыслилось как то, что позволяет Богу слышать «молитву умерших Израиля» ( Вар 3:4 ), тогда как сам народ является «памятником (μνημσυνον) Израиля», т.е. напоминанием о данных ему обетованиях – в пределах временного протяжения ( Вар 4:5 ). Тем самым, посредством наследования священного имени патриарха Иакова, устанавливается символическая связь между историей и ее началом, инициированным вневременной Причиной. Похожая логика в псалме, озаглавленном «Молитва Моисея»: Господи! Прибежищем Ты сделался нам в род и род. Прежде, чем стали горы, и образовалась земля и вселенная, и от века и до века – Ты еси ( Пс 89:1–2 ) 765 . Здесь Бог провозглашается существующим (σ ε) до начала творения, затем – в промежутке между двумя вечностями, одна из которых устремлена в прошлое, а другая в будущее, и этим обеспечивается Его способность быть защитником Своего народа в историческом времени, на всем его протяжении без конца – «в род и род». 1.2.2. Положительные свойства

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Светилен праздника 2. Слава, и ныне, Еже от века днесь познавается... Всякое дыхание... (т. е. надобно петь хвалитные псалмы, начав их со слов: Всякое дыхание да хвалит Господа, как это положено в воскресные и праздничные дни и во дни святых, имущих славословие, хотя в праздник Благовещения славословие великое читается, а не поется: петь же эти псалмы в данном случае надобно на 4 гл.) и хвалитные стихиры на 4. Слава, и ныне, Еже от века таинство... Слава тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу... (читается, как мы уже сказали, а не поется) 762 . Ектения: Исполним утреннюю молитву... Возглас. Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Возглас. Аминь. Стихиры на стиховне. Благо есть 1-ды.. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Аминь. Тропарь праздника. Ектения: Помилуй нас, Боже (но не Господи, помилуй 40, как на великопостном богослужении). Возглас. Аминь. 3 великих поклона (о молитве Ефрема Сирина не упомянуто, но богослуж. практика вводит и ее), и тотчас, без отпуста утрени, 1 час. На нем кафизма 763 , тропарь и кондак праздника; в конце 3 великих поклона (обыкновенно с молитвою); непосредственно после поклонов – Христе свете истинный, отпуст великий и многолетие. Пред прочими часами полагается лития вне храма; самые часы назначаются в трапезе. 3 к 6 часы читаются с кафизмами без поклонов. На них, как и на 9 часе, тропарь и кондак праздника. На 6 часе паремия и Слово: Паки радость благовещения... 9-й час с кафизмою и чтением (после богородична: Иже нас ради рождейся). За часами следуют молитвословия изобразительных не с начала, но прямо: Во царствии твоем и т. д. скоро, без пения и без поклонов. Конечные молитвословия изобразительных суть следующие: Ослаби, остави... Отче наш... Возглас. Аминь. Кондак праздника. Господи, помилуй 40. Слава, и ныне. Честнейшую херувим. Именем Господним... Возглас. Аминь. 3 великих поклона (обыкновенно с молитвою Ефрема Сирина ). Всесвятая Троице. Премудрость. Достойно есть...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Величие естества Божия не ограничивается никаким пределом, и никакая мера ведения не служит никаким пределом в уразумении искомого, за которым надлежало бы любителю высокого остановиться в стремлении «впредняя», а напротив того – ум, высшим разумением восходящий к горнему, находится в таком состоянии, что всякое совершенство ведения, достижимое естеству человеческому, делается началом пожеланию высших ведений (16,155). Божественные тайны открыты вам, люди, сколько слух человеческий принять сможет; путеводимые к благочестивому Боговедению, сколько вмещает рассудок ваш, столько возносит славу Божию, зная: сколько бы ни возвышалось ваше разумение, хотя бы преступили вы всякое высокое представление в понятиях о Боге, и тогда обретаемое и поклоняемое вами – не самое еще Искомое, но только подножие ног Его (15,108). Невозможно вполне знать и всего промышления Божия, потому что величие Его разума и премудрости много превосходит понятия человеческие. Притом многие страсти ослепляют неразумных так, что они совершенно не видят Его. И, во-первых, страсть к удовольствиям, при которой не замечают и того, что для всех ясно. Затем, во-вторых, невежество и развращение ума… в-третьих, люди иногда и не знают, что хорошо и что худо, но ошибаются в суждениях о вещах по причине своего пристрастия к злу и наклонности к порокам. В-четвертых, даже и не помышляют о своих грехах. В-пятых, невыразимо велико расстояние между Богом и людьми; в-шестых, Бог не желает открывать всего и везде, потому что нам достаточно знать и немногие частности. Не должно стараться узнавать распоряжения Божий во всем (это значило бы домогаться невозможного и совершенно превышающего всякую созданную тварь), а те, которые хотят познать их отчасти, должны быть свободны от упомянутых страстей, и тогда они увидят их яснее солнца, хотя не вполне, а только отчасти, и будут благодарить Его за все (36,355). Не измеряй силы Божией по своим соображениям, как слабый человек. Не думай, что Бог может сделать только то, что ты можешь помыслить. Бог превосходит мысль и побеждает разум; не-исследим Творец и непостижимы дела Его (37,762).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В Божестве же – напротив, именно: если тварь (рождает) так (т. е. описанным образом), то Творец ея (рождает) противоположным образом и не подобно своим творениям, но как знает это только Божественная Троица» 759 . Сын есть образ Отца: «Бог Слово своим естеством безначально, неизменно и со всевозможной точностью kaJ изображает (6xeikonjzei) всецело (e> ©la) простое несложное и однородное (tn #pln, kaJ #svnqeton, kaj #pojkilon) Отчее Божество (patrikn qe3thta). Ибо непристойно мыслить, что Слово есть Образ Божий только в каком–нибудь отношении и сравнительно с чем–нибудь (другим): образ не бывает образом того, что несравнимо с ним, и истинное (t4 первообразное (#rc1tupon), большее (mejzw) и самовластвующее (a8texovsion) не может обнаруживаться через посредство неподобного #nomjou) или меньшего (mikrot1rou)» 760 . Само происхождение Сына от Отца Дидим определяет выражением 6k 761 . При этом Дидим пытается объяснить рождение через образы (которые безусловно дают только некоторые аналогии и сходства): Свет–Отсвет, Источник–Мудрость 762 , Сияние Славы (#pavgasma характер ипостаси (carakt¾r Øpost£sewj) 763 . В своей же полноте рождение непостижимо 764 . Наиболее подробно это объясняет Дидим в толковании на 44 псалом: «Происхождение Спасителя, которое не на открытом месте лежит и не каждым желающим может быть понято, но только теми, кому открыто Отцом и Сыном. Потому что как Отец открывает Сына, так и Сын–Отца, (поэтому) необходимо много примеров, чтобы уточнить родство Сына к Отцу и само Происхождение» 765 . Наименование Дидимом Сына как sofja и Божия показывает, что он не может быть полностью отличным от Отца, как утверждали ариане, но и не идентичен Отцу, как учат савеллиане, но исшел от Отца как Единосущная Премудрость и Сила 766 . Хотя Гаттс признает эту формулировку Дидима полностью соответствующую Никейскому собору и Православной 767 , все же некоторые выражения Дидима Спасский находит сомнительными и отличающимися от воззрений например Василия Великого 768 . V. 2. 2. Христология

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

В кратчайшее время человеки, по преуспеянию во зле, соделались бы демонами; покаяние и восстание из падения были бы для нас невозможны. Премудрость и благость Божия положила преграду между человеками, низверженными на землю из рая, и духами, низверженными на землю с неба; – грубую вещественность тела человеческого. Так земные правительства отделяют темничной стеной злодеев от общества человеческого, чтобы они по произволу не вредили этому обществу и не развращали прочих человеков». 761 Подобно этому и душа, облеченная в тело, закрытая и отделенная им от мира духов, постепенно образует себя изучением Закона Божия, или, что тоже, изучением христианства и получает способность различать добро от зла. Тогда даруется ей духовное видение духов и, если то окажется сообразным с целями руководствующего ею Бога, чувственное, так как обман и обольщение для неё уже гораздо менее опасны, а опытность и знание полезны. При разлучении души от тела, видимого смертью, мы снова вступаем в разряд и общество духов. Из этого видно, что для благополучного вступления в мир духов, необходимо благовременное образование себя законом Божиим, что именно, для этого образования и предоставлено нам некоторое время, определяемое каждому человеку Богом для странствования по земле. Это странствование называется земной жизнью. 762 Таким образом, чувственное видение духов во время земной жизни человека, по его греховности и для его же пользы, представляется невозможным и затруднённым. Но иногда люди, по особому изволению промысла Божия, приобретают временно способность чувственного видения духов. Это – или праведники, утвердившиеся в добре и огражденные своей добродетельной душенастроенностью от вредного действия духов, или обычные и даже грешные люди, являющиеся орудием воли Божией. Святые Отцы, достигшие чистоты и совершенства, видели духов и телесными очами. 763 Побуждения, условия и мотивы, по которым человек входит в чувственное видение духов, не всегда одинаковы. Весьма редко, но бывает, что человек по воле Божией вводится в чувственное видение духов, но это допускается со спасительной для нас предосторожностью, с целью величайшей душевной пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Таким же точно образом, по словам св. отца, мы отнюдь не утверждаем лжи, когда говорим только то, что с необходимостью вытекает из сказанного в Писании 761 . Следовательно, основываясь на словах Писания, необходимо признать и божество Св. Духа, хотя бы оно и не было выражено там буквально и с полной ясностью. Но нельзя сказать и того, что св. Писание говорит о божестве Духа Святого не ясно. Если в нем нет прямого и буквального наименования Духа Святого Божеством, то, с другой стороны, оно представляет целый «рой таких свидетельств, из которых всякому, кто не совсем тупоумен и чужд Духа, ясно видно, что божество Духа открыто в Писании» 762 . Такие свидетельства идут почти от начала и до конца Писания. Так, -говорит Богослов, – «Христос рождается, – Дух предшествует Ему ( Лук. 1:35 ); Христос крещается, – Дух свидетельствует ( Иоан. 1:33,34 ); Христос искушается, -Дух возводит Его ( Матф. 4:1 ); Христос совершает чудеса, – Дух сопутствует Ему, Христос возносится, – Дух заменяет Его... А из имен Божьих Он называется всеми, кроме нерожденности и рождения, из которых одно исключительно должно принадлежать Отцу, а другое – Сыну, чтобы не допустить слияния в Божестве. Возмущаюсь, когда, с одной стороны, представляю богатство имен, а с другой вижу, что противники Духа не стыдятся и такого числа имен. Он называется: Духом Божиим, Духом Христовым ( Римл. 8:9 ), Умом Христовым ( 1Кор. 2:10 ), Духом Господним ( Исх. 61:1 ), самим Господом ( 2Кор. 3:17 ), Духом сыноположения ( Римл. 8:15 ), истины ( Иоан. 14:17 ), свободы ( 2Кор. 3:17 ), Духом премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия, страха Божия ( Ис. 11:2,3 )... Он все наполняет своим существом, все содержит ( Прем. 1:7 )... Он – Дух благий ( Псал. 142:10 ), правый ( Пс. 50:12 ), владычный ( Псал. 50:14 ) – по естеству, а не по усвоению, освящающий, но не освящаемый..., прославляемый (1 Kop. 6:19,20), вместе счисляемый ( Матф. 28:19 )... Он Дух – творец ( Иов. 33:4 ), воссоздающий в крещении ( Тит. 3:5 ) и воскресении ( Римл. 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

760.  Попечения о житейском, как мгла, застилают мысленный горизонт души, помрачают сердечные очи и связуют душу. Но не беспокойся ни о чем, а возложи всю печаль и заботу на Господа, по наставлению духоносного Апостола. Неради о трате на других; она предобручение новых и больших щедрот Господних к тебе. 761.  Иной как будто молится Господу, а сам работает диаволу, гнездящемуся в сердце, потому что молится устами только, а сердце его холодно, не чувствует и не желает того, чего уста просят и что говорят, и далече отстоит [Исаии 29, 13] от Господа. Также есть много причастников, которые причащаются тела и крови Христовой не искренно, не с великою любовью, а только устами и чревом, с маловерием, холодностью, с сердцем пристрастным к пище и питью, к деньгам или склонным к гордости, злобе, зависти, лености, и сердцем далече отстоят от Того, Кто весь есть любовь, святыня, совершенство, премудрость и доброта неизреченная. Таковым нужно глубже входить в себя, глубже каяться и глубокомысленнее размышлять о том, что есть молитва и что причащение. Хладность сердца к Богу, к молитве — от диавола; он есть хлад тартара, а мы, как чада Божии, возлюбим Господа горячайшею любовью. Даруй, Господи, ибо без Тебя поможем творити ничесоже [Иоан. 15, 5]. Ведь Ты — все для нас, а мы — ничто. Ты из небытия в бытие привел нас и всем снабдил. 762.  Каяться — значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, — значить сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, — значит, всею душою желать исправления и заглаждения их. 763.  Христианину, волею или неволею согрешающему, напоминай чаще о его достоинстве, что он обожен и что наше естество посажено на престоле с Богом Отцом, Сыном и Духом Святым. Еврею, магометанину, язычнику при случае скажи, чего они лишаются чрез свое коснение в неверии, скажи им, как возвышено наше естество Сыном Божиим, как облагорожено, облагодатствовано; христиан увещевай оставить грехи ради такого благородства их природы, неверующих привлекай к вере Христовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Пред чтением Евангелия происходят следующие Священнодействия: 1) когда наступит время читать Евангелие, то, чтоб слушание его послужило предстоящим в пользу и спасение души, молится и просит Бога «озарить мысли их светом Богоразумения и умудрить в познании Евангельских Таинств, вселить в сердца их страх и благоговение к закону, чтоб, отвергши вожделения плотские, проходили жительство духовное. и мудрствуя и действуя только благоугодная Ему: Воссияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко! и проч. 760 ; 2) при окончании сей молитвы, Диакон, принимая от Иерея с Престола Священное Евангелие, и преклонив главу свою (иногда же, – а во время Архиерейского служения и всегда, стоя на Амвоне), просит дозволения к провозглашению чтения Евангелия, как представитель того Евангелиста, слова которого, по уставу Церкви, он должен возглашать: Благослови, Владыко, благовестителя и проч. Такое торжественное обращение Диакона к Священнику и Архиерею бывает не только 1) по его обыкновенной зависимости во всех священнослужебных действиях от благословения их 761 ; но 2) в свидетельство того, что Священник, или Архиерей, передает Диакону свою благодатную. апостольскую власть проповедовать слово Божие 762 , почему и просит Бога: да даст ему глагол, благовествующему силою многою 763 . Диакон, подтверждая, и усвояя себе благословение 764 Священнодействователя, восклицает; Аминь! 3) Священник, препоручив Диакону чтение Евангелия, сам из Царских врат обращается к народу и возглашает: Премудрость, прости 765 , услышим и проч. Сей возглас во время служения Архиерейского произносит один из Диаконов. держа на своих мышцах распростертый величественно Омофор Архиерейский, чем означает, что восклицание сие произносит он в лице и как бы устами самого Архиерея. – Архиерей же сам возглашает с Горнего места обыкновенное пастырское приветствие предстоящим: Мир всем! 766 . § 65. О возглашениях: „Мир ти, благовествующему“; „Слава Тебе, Господи, слава Тебе“. – Для чего пред Евангелием ставится зажженная свеча и держат горящие Дикирий и Трикирий?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Земля создана дебела, толста и тверда, дабы была обиталищем человеков и скотов... Тако и прочия твари устроил премудрый и благий Создатель наш к доброму концу; и нет такой вещи, которая бы не к нашей создана была пользе... Но Тойжде премудрый и преблагий Создатель, как премудро сотворил мир, так премудро и промышляет о сотворенном мире, и вся дивно к надлежащим концам управляет» (24: 68 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. Т. 5. 1899 г. С. 69–70); «Смотришь на небо, так чудное, высокое и обширное, различными звездами украшенное; на солнце и луну сияющия и всю поднебесную осиявающия; на облака, в воздухе туды и сюды преходящия, и, как мехи, дождь точащия и напояющия нивы наши. Представляет тебе чувство и разум землю с исполнением ея, с древесами, травами, скотами, зверями, морями, озерами, реками, источниками и прочим украшением. От видимых прейди умом к невидимым, от создания мира к Создателю. Да будет тебе случай сей удивлятися: 1) “Всемогуществу” Бога нашего, Который вся сия из ничего словом единым сотворил ( Быт. 1 -я…); 2) “премудрости” Его, Который так премудро сотворил; 3) “благости” Его, Который вся сия нас ради сотворил. Тако размышляющему, и от создания Создателя силу, премудрость и благость познавающему предлежит с Псаломником радостно духом восхитися и воспевать: “яко возвеличишася дела Твоя Господи: вся премудростию сотворил еси” ( Пс. 103: 24 )» (24: 762, 763 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. Т. 2. 1899 г. С. 19, 20); «Из видимаго мира, как из книги, видна премудрость Божия» (24: 763 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. Т. 4. 1899 г. С. 8) 16 . По словам свт. Григория Нисского : «Так, человек – великая эта и досточестная тварь – не обитал еще в мире существ, потому что неестественно было начальнику явиться прежде подначальных, но после того, как уготовано сперва владение, следовало показать и царя. Поэтому, когда Творец Вселенной устроил имеющему царствовать как бы царский некий чертог, и это были сама земля, острова, море и наподобие крыши сведенное над ними небо, тогда в царские эти чертоги собрано было всякого рода богатство; богатством же называю всю тварь, все растения и прозябения, все, что чувствует, дышит, имеет душу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010