Кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Евр.9:14–15 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его. Рим.5:8, 10 Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу. Откр.5:9 В 1973 году отцу Серафиму волей свыше случилось защищать Русскую Зарубежную Церковь – и Церковь в целом – от чуждого нового влияния, которое, по его словам, не только разрушительно по сути, но «может привести к полной катастрофе». 761 Речь шла о догмате искупления, ложное толкование которого было выдвинуто в начале XX века первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Антонием (Храповицким) (†1936). «Митрополит Антоний, – писал отец Серафим, – вне всякого сомнения, является великим деятелем Церкви, но прежде всего он пастырь. Для него богословие было вторично, оно проистекало из его пастырской мысли и чувства. Он пытался сделать догматы “вдохновляющими”... говорил о перефразировке догматов исходя из “нравственного монизма”; иногда у него это получалось, иногда нет. У него было большое сострадающее сердце, но когда он пытался выразить свои чувства богословским языком, сталкивался с трудностями. Иногда он получал резко негативный отклик. Но только его “Догмат искупления” вызывает серьезные споры; что касается других его идей, там тоже могли быть несогласия, но в “ереси” его тогда никто не обвинял». 762 Применяя собственную теорию «нравственного монизма» к догмату искупления, митрополит Антоний думал противостоять гипертрофированному толкованию смысла искупления, предложенному западными схоластами после откола Запада от Православия: мол, Христос пострадал и умер на Кресте, ибо Сам Бог Отец нуждался в умилостивлении. 763 Вместо этого объяснения митрополит Антоний выдвинул свое, взяв его из собственного пастырского опыта «сострадания» своей пастве. Согласно его формулировке, Христос искупил нас «душевным страданием», «болью сострадающей любви». 764 Он был прав, ставя акцент на любви Христа в деле искупления, – этот акцент мы находим и в Священном Писании , и у святых отцов, – но в конечном итоге он в своем объяснении столкнулся с непреодолимыми трудностями. Возражая латинским схоластам, он ушел слишком далеко в противоположном направлении. Таким образом, его объяснение подрывает учение, которое находим в Священном Писании и у святых отцов, а именно: искупление человечества от греха и смерти произошло посредством жертвенной смерти Христа на Кресте и, как следствие, Его воскресения из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Однако, с другой стороны, слова, произносимые здесь Иовом, могут пониматься и как пророчество о Христе: многое здесь говорится как будто устами Самого страждущего Спасителя, от Которого отреклись Его близкие – Его богоизбранный народ. В истинности подобной пророческой интерпретации данных слов Иова убежден святитель Григорий Великий : «Мы покажем это лучше, если приведем свидетельство Иоанна, который говорит: Пришел к своим, и свои Его не приняли ( Ин. 1:11 ). Братья Его удалились от Него и знающие Его чуждались, – Того, о Ком хранившие закон евреи умели пророчить и Кого наяву не сумели узнать. Потому верно сказано: Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня ( Иов. 19:14 ). Иудеи, близкие по плоти и знакомые по наставлению закона, словно забыли Того, о Ком пророчествовали, когда словами закона воспевали Его [будущее] Воплощение и когда словами вероломства отреклись от Него по Воплощении» 761 . В таком же пророческом смысле изъясняет святитель Григорий и слова страдальца: Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их ( Иов. 19:15 ). Как пишет Двоеслов, иудеи «отказались признать и почитать воплотившегося Господа, Которого задолго до того предсказывали в словах закона. И вот он [Иов] еще яснее показывает, что по их превратной воле Он не был узнан: посторонним стал я в глазах их. Итак, Искупитель наш, Которого не узнала синагога, в доме Своем оказался посторонним» 762 . Тем самым, по святителю Григорию, Иов предсказывает здесь причину того, почему Господь, придя к Своему богоизбранному народу, «лишь немногих собрал в Иудее и, уйдя призвать народы, завершил начатый путь» 763 обращения человеческого рода к истине: свои – иудеи – не пожелали узнать Его, посчитали Его посторонним, презрели Его и от Него отреклись. Затем ( Иов. 19:21–22 ) Иов молит Елифаза, Вилдада и Софара о жалости. Если Сам Бог преследует его, то уж хотя бы они, в отличие от Господа, могли проявить к своему другу милосердие. Иов произносит: Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться? ( Иов. 19:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

«Повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю» (телом, конечно – Тов.3:6 ). «Выходила из нее душа, ибо она умирала» ( Быт.35:18 ), т.е. тело умирало, разрушалось, а душа, будучи живой, разлучалась с ним. «Испустил Исаак дух и умер» (телом – Быт. 35:29 ). Моисей умер телом, а душа жива, так как он с пророком Илиею являлся на горе Преображения. Тело Стефана, умерщвленное камнями ( Деян.7:58 ), погребли благоговейные мужи, а душу принял Господь: «Господи Иисусе! приими дух мой» (ст. 59). Самое наименование тела хижиной ( 2Кор.5:1 ) должно убеждать в существовании отдельного от нее по природе жильца – бессмертного духа. Иисус Христос умер на кресте Своею Плотию ( Ин.19:33 ), а душою сходил во ад ( 1Пет.3:18–19 ). Он учил, что умершие люди мертвы телом, но живы духом: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ; ср. Откр.6:9–10 ; Евр.12:22–23 ). Следовательно, выражения «мертвые» и «умер» в указанных сектантами. местах говорят о смерти одной телесной природы в человеке. «В той мысли, наилучшие – учит святой Исидор Пелусиот , – будто бы души угасают с телами, не грешите безбоязненно, как не ожидающие себе наказания; но отступитесь от этой мысли, научившись у Судии той истине, что души и бессмертны, и будут наказаны. Ибо сказано: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, – самое неоспоримое свидетельство о бессмертии души! бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ), – самое нелживое доказательство и воскресения, и мучения! Ибо определение Создателя надлежит признать сильнейшим всякого доказательства». 762 «Впрочем, уступим ему, – говорит святой Епифаний, епископ Кипрский , – пусть он признает душу смертною. Тогда одно из двух должно положить: или что Господь возвестил истину, когда учил ( Лк.16:19–31 ), что душа бессмертна, и, следовательно, несправедливо говорить, что она подлежит тлению, или что она подвержена тлению и что Христос и в речи о богатом и нищем, и в явлении Моисея и Илии ложно учил, что она негибнуща и бессмертна.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Потому люди, которые здесь предаются удовольствиям плоти, не смогут быть зачтенными в стадо «овец» там. Там отделит Судья от смеренных тех, которые здесь возвышают себя гордостью словно рогом. Все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не могут войти в Царство Небесное 37 ». Спаси Вас Христос! Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим две темы по 20-й главе Евангелия от Матфея: Третье предсказание о смерти и воскресении (17–19) и Просьба сыновей Зеведеевых (20–28). И мы читаем 17-й стих: Мф.20:17 . «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им». Слова: « восходя в Иерусалим », означают не только нечто духовное, но и реальное. Описанное здесь восхождение происходит из Иерихона (274 метра ниже уровня моря) в Иерусалим (762 метра над уровне моря, выше всех равнин Израиля). Еврейское слово алия, означает: «подъем», «восхождение», и по отношению к Иерусалиму, и Израилю в целом. Сказано: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек» ( Пс.124:2 ); и еще: «Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью…» ( Ис.66:10 ). Иерихон был проклятым городом, а Иерусалим благословенным. И восхождение Христа из Иерихона в Иерусалим глубоко символично. Здесь и раскрывается смысл Его грядущих страданий: Он берет на себя проклятие мира, и восходит на жертвенник Креста в Иерусалиме. Пророчески было предсказано: «…“пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме”?» ( 4Цар.18:22 ). Таким образом, восхождение в Иерусалим означает для Христа и начало восхождения на древо Креста. Слова: « отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им » означают, что тайна Креста не доступна посторонним, и только верующие в Иисуса из Назарета, как в Сына Божия (Богочеловека), могут быть посвященными в нее. Сказано: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор.1:23 ). И действительно, вера в распятого Бога – величайший соблазн для погрязших в казуистике заповедей иудеев; и безумие для слишком рационалистичных эллинов (греков). Но и наши современники, готовые принять нравственно-этические постулаты Евангелия, не способны принять адекватно проповедь о распятом Боге, как слишком драматичную и оскорбительную для их рафинированного слуха. Как же так, Бог, и умирает на древе, как какой-нибудь восставший раб.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Прошедшее Фесвитянина из Галаада Илии, пророка Господня, нам неизвестно; мы не знаем, как он призван на служение Господу, как он провел отрочество, где он возмужал телом и духом и возрос до той высоты духовной жизни и силы, которые мы видим в день явления его Ахаву. Но очевидно, что он издавна уже получал откровения Господни и чувствовал величие дара Духа Святаго, почивавшего на нем и даровавшего ему великую силу. Появление Илии величественно. Воззвание его: «жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою!» – напоминает Ахаву о Едином вечно живущем Бог, – Творце неба и земли, Котораго святейшее имя, явленное в горящей купине, есть Иегова, вечно неизменно Себе подобный, Единый живущий и единый источник жизни 758 . Этим возгласом он укоряет Ахава, знавшего заветы и обетования народа, в его глубоком падении и напоминает ему, что и руках Единаго источника жизни жизнь всего творения и той несчастной страны, в которой он царствует, и в которой царь ее ввел постыдный культ Ваала и Астарты. Но вот, Господь, источник жизни и благословения, прогневался на эту страну и отъемлет у Палестины, в пределах царства Ахава, благодетельные дожди и росы, без которых Палестина будет медленно умирать 759 . Ахав или не верит пророчеству, или испуганный и озлобленный им не отвечает ничего, но вероятно по уходе Илии – и может быть по совету жены своей 760 , приказывает искать его, чтобы убить, так как немедленно вслед за тем «было к нему (Илии) слово Господне: Пойди отсюда 761 и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там» (ст. 2 – 4). Очевидно, что после объявления гнева Господня Ахаву жизнь пророка была в опасности, и если в первую минуту смущения Ахав не приказал его схватить, то нельзя сомневаться в том, что когда Илия ушел, то Ахав разослал воинов и слуг схватить зловещего пророка, может быть с целью вымучить от него то слово, которое, как Илия сказал, будет предвозвестником дождя. Где именно скрывался Илия, и где впадает в Иордан поток Хораф – мы не знаем, так как имя этой речки больше не встречается в Библии. Мы впрочем даже не знаем, что надо разуметь под именем потока: постоянную ли речку, или горный водосток, и находился ли этот поток на правой стороне Иордана от гор Ефремовых, или же на левой, имея свое начало в отрогах Анти-Ливана. Очевидно, что это место было дикое и пустынное: здесь должен был временно пребывать пророк, питаясь чудесным образом хлебом и мясом, которые приносили ему два раза в день враны (XVII, 6) 762 . «По прошествии некоторого времени поток этот высох; ибо не было дождя на землю. И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (7 – 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ст. 5. Чтобы в самом порядке и распределении черед один священнический род не был предпочтен другому, – ибо на долю одной чреды могло выпасть будничное и сравнительно бездоходное время, а на долю другой – великие годовые праздники, когда особенно торжественно было самое богослужепие и особенно обильны приношения и дары молящихся, – чтобы, говорим, соблюсти равенство и в этом отношении, Давид употребил жребий. …Распределял же их, т. е. священнические чреды, по жребиям, потому что главными во святилище и главными пред Богом были из сынов Елеазара и из сынов Ифамара… , т. е. на службе Божией и пред очами Божиими (в противоположность человеческим взглядам и житейским соображениям) одинаково равны все священнические роды из обеих Аароновых фамилий. Ст. 6. Чтобы преемственный порядок священнических черед получил на все последующие времена силу закона и неизменяемую твердость, жребии записывались царским писцом (секретарем) Шемаией …пред лицем царя и князей, и пред обоими первосвященниками – Садоком и Ахимелехом, сыном Авиафара, и пред главами семейств священнических и левитских.. Ст. 7–19. Для полной же справедливости и беспристрастия не только между отдельными священническими чредами, но и между обеими фамильными их половинами (Елеазаровой – Садоковой и Ифамаровой – Ахимелеховой), дело поставлено было так, что …брали, при бросании жребия, одно семейство из рода Елеазарова, потом брали из рода Ифамарова… и т. дал. – попеременно. Те двадцать четыре главы священнических родов, которые в первый раз при Давиде брали жребии для священнических черед, навсегда оставили своим чередам и свои имена. Так, восьмая чреда Авиева называется тем же именем и при евангелисте Луке 761 . Сроком для передней священнической службы полагалась неделя 762 , так что не менее двух раз в году приходилось каждой чреде отправляться в Иерусалим. Ст. 20–31. По подобию священников, и левиты были разделены на двадцать четыре чреды, по числу глав левитских поколений. Чреды определялись тоже жребием в присутствии царя, первосвященников и глав семейств священнических и левитских. Таким образом, каждой священнической чреде соответствовала чреда левитская, которая вместе с нею начинала и оканчивала свое чередное и срочное (т. е. недельное) служение. Это служение состояло, главным образом, в помощи священникам при жертвах, в соблюдении чистоты всего святилища во дворе и в пристройках, в наблюдении за хлебами предложения и пшеничною мукою для хлебного приношения, и пресными лепешками, за печеным, жареным и за всякою мерою и весом 763 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Такой пневматологический характер веры и единения, исповедания веры и единомыслия в ней, очень ясно виден из слов 1Кор. 2:10–16 : А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в Нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным... А мы имеем ум Христов. Смысл последних слов ум Христов, как видно из контекста всей второй главы этого Послания, имеет одновременно и христологический и пневматологический характер. Иметь ум Христов здесь значит иметь Дух Христов ( Рим. 8:6 ) 761 . Как говорят святые Отцы: «А мы имеем ум Христов, это Дух, Который говорит в святых, и Который им открывает тайны, и проявляет ( ποφανον – показывает) божественный ум» 762 . Следовательно, Церковь Христова имеет ум Христов, то есть Духа Святого, Который ведёт ко всякой истине ( Ин. 16:13 ; Рим. 8:14 ; Гал. 5:18 ) 763 . «В самом деле, – говорит святой Златоуст, – апостолы не с горы (Синая) сошли с каменными досками в руках подобно Моисею, а неся в душе своей Духа, и всюду ходили, источая (от Него) сокровище и источник учений, даров духовных и всяких благ, став по благодати (другими) одушевлёнными книгами и законами. Потому что устами их говорил ко всем приходящим к ним Бог (Дух)» 764 . Согласно с этим, благодать Святого Духа, любовь Его и причастие Его 765 в Церкви, или, как говорит Златоуст, «управление ( κυβρνησς) Духом» или «кроткое веяние Духа» ( πραεα α ρα το Πνεματος) 766 , есть то, что осуществляет и сохраняет единство веры в Церкви. Сам апостол начал свою проповедь веры Христовой, будучи «послан от Духа Святого» ( Деян. 13:4 ), и слово этого христодухновенного «проповедника и Апостола, учителя язычников в вере и истине» ( 1Тим. 2:7 ), было мечом Духа, проявляясь в утверждении Духа и силы ( Еф. 6:17 ; 1Кор. 2:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

«Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего» (Иез. 28:13). Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Евангелие от Матфея 14-28. Тверь, 2007. С. 226. См. Библейские комментарии Отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Евангелие от Матфея 14-28. Тверь, 2007. С. 226. По словам Оригена, Грапта (Γραπτ), упоминаемая в книге Ерма и опекающая сирот и вдовиц, – голая буква (τ ψιλν γρμμα), наставляющая тех людей, которые являются еще детьми по душе и не могут признать Бога своим Отцом, «а потому называются сиротами и вдовами, так как не сделались еще достойными жениха» ( Origenes . De principiis 4.2.4:28. TLG 2042/2). Таким образом, буква может и наставлять тех, кто еще не возрос до духовного понимания сказанного в Писании. По словам Оригена, этот уровень смысла «может быть полезным, об этом свидетельствуют множество людей, уверовавших истинно и просто» (Ориген. О началах. Против Цельса. СПБ., 2008. С. 354). В слове «Об оставлении грехов» свт. Иоанн Златоуст пишет: «Если не погрузим свой ум в букву (τ γρμμα), не обнаружим сокрытого в нем сокровища Духа» ( Joannes Chrysostomus . De remissione peccatorum 60.762:22-24. TLG 2062/283). Также, по его словам, «в божественном Писании, даже в кратком речении (ν βραχε λξει) можно найти великую силу и несказанное богатство мыслей» ( Joannes Chrysostomus . In Genesim (homiliae 1–67) 53.32:38. TLG 2062/112). Свт. Григорий Нисский в «Словах на блаженства Господни», разъясняя, что такое нищета духовная, обращается к слушателям: «Вот, братия, то сокровище, которое показывает нам буква» (Οτος κενς στιν θησαυρς, δελφο, ν καταμηνει τ γρμμα) ( Gregorius Nyssenus. Orationes VIII de beatitudinibus 44.1196:34. TLG 2017/53). Толкуя слова Петра, обращенные ко Христу, «сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» (Мф. 18:21), свт. Иоанн Златоуст пишет: «Здесь есть таинство, возлюбленные, сокрытое в букве (ν τ γρμματι)» ( Joannes Chrysostomus . De remissione peccatorum 60.763:10, 11. TLG 2062/283).   

http://bogoslov.ru/article/1078423

Ч. 4. 740. Ответ 177. 741. Мф. 22. 12–13. 742. Преподобный Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, ответ 325. 743. Лествица. Слово 28, гл. 64. 744. Лествица Божественных даров инока Феофана. Добротолюбие. Ч. 1. — Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 54. Добротолюбие. Ч. 2. — Старца Серафима наставление 11. 745–746. Преподобного Варсонофия Великого и Иоанна Пророка ответы 264 и 274; Пс. 45, 11. Приведенные здесь ответы даны преподобному авве Дорофею, который по благословению этих Отцов занимался непрестанною памятию Божиею, т. е. умною Иисусовою молитвою. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждою, — ответ 263. 747.  Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 748. Лк. 12. 49. 749. Ис. 6. 7. 750. Притч. 3. 34. 751. Ответ 111. 752. Слово о трезвении, гл. 1, 3 и 5. Добротолюбие. Ч. 2. Блаженный Никифор. Слово о трезвении и хранении сердца. Добротолюбие. Ч. 2. 753. Преподобный Симеон Новый Богослов. О третьем образе молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 754. Слово 28, гл. 45. 755. Добротолюбие. Ч. 1. 756. Поведание Затворника описано во 2 т. Аскетических опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 757. Святой Исаак Сирский. Слово 68. 758. Лествица. Слово 28, гл. 51. 759. Лествица. Слово 28, гл. 16, 21 и 27. 760. См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети». Добротолюбие. 4.1. 761. Там же. О еже како подобает пети. 762. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 763.  …идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13. 44). 764. Письменный Отечник. 765. Слово 2. 766.  Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет (Еккл. 11. 6). 767. О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 3. 768. Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 769. О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 770. Кол. 4. 2. 771. Ср.: …хожу мрачен, ужас объял меня (Иер. 8. 21). 772. Мф. 11. 12. 773. О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Человеколюбие укрепляет душу и делает ее непобедимой и неуловимой для диавола (41, 658). Как многие из предстоящих здесь, в храме, желали бы жить в то время, когда Христос во плоти пребывал на земле, чтобы быть под одним с Ним кровом и разделять с Ним трапезу. И теперь это возможно, мы можем приглашать Его и вечерять с Ним, даже с большей пользой. Оденем нагого, примем странника, накормим алчущего, напоим жаждущего, посетим больного (42, 383). Не проходи мимо бедняка с протянутой рукой, хотя бы во имя того, что эту руку протягивает в его лице Сам Господь (42, 898). Ты принял Меня, говорит Он, в жилище свое, Я приму тебя в Царство Отца Моего. Ты избавил Меня от голода, Я избавлю тебя от грехов. Ты воззрел на Меня, связанного, Я развяжу тебя. Ты приютил Меня, странника, Я сделаю тебя гражданином Неба. Ты подал Мне хлеба, Я дам тебе все Царство в наследие и обладание. Ты сделал для Меня тайно, Я воздам явно. Сделанное тобою Я считаю милостью, а Мое-долгом. Ты воззрел на Меня, связанного, и сам не увидишь огня гееннского. Ты посетил Меня, больного, и сам не испытаешь мытарств и наказаний " . О, поистине благословенны руки, совершающие такие благодеяния, удостоившиеся послужить Христу. Легко пройдут через огонь ноги, ходившие в темницы ради Христа, и не испытывают тяжести уз греха. Ты был с Ним в темнице и будешь с Ним царствовать (43, 396). Бог предал за тебя Сына, а ты не даешь и хлеба Ему, за тебя преданному, за тебя убиенному (43, 687). Все, что бы ты ни делал для брата, восходит к Владыке Твоему, и Он, как бы Сам получив от тебя благодеяния, вознаграждает тебя за это (43, 762). Ничем ты не можешь столь подражать Христу, как попечением о ближних. Постишься ли ты, спишь ли на голой земле, изнуряешь ли себя,-если ты не печешься о ближних, то не делаешь ничего важного и еще далеко отстоишь от Образа (44, 247). Если не имеешь ревностного попечения о брате, то вспомни, что иначе ты спастись не можешь, и позаботься о нем и о делах его, по крайней мере, для себя (44, 249). Невозможно тебе спастись, если ты упражняешься в высшем любомудрии, но не заботишься о других, погибающих; ты не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом (44, 250).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010