Ein liturgischer Papyrus des Berliner Museums, in: Festgabe für A. Jülicher. (Tübingen, 1927). S. 213–228, here: S. 214), where an expression δι το γαπημνου σου παιδς (see footnotes 66 and 97) is also found. 103  Or «purity» (γνεαν). ες γεαν/γνεαν... θελματς σου – cf. Clemens Romanus, Epistula ii ad Corinthios 59. 2 (Jaubert A. (ed.) Clement de Rome, Épître aux Corinthiens. (Paris, 1971: Sources chrétiennes; 167). P. 194). 104  ες γπην κα φιλαλληλαν, ες... – cf. prayer from the papyrus P. Lond. Li. 232 (van Haelst N 934): [...]ες χαρν κα γ[πην...] φιλαλληλαν, ες etc. (Milne H. Catalogue of the Literary Papyri in the British Museum . (London, 1927). P. 196). 109  ες τος σμπαντας ανας τν ανων – this form of concluding doxology is common for prayers of the Euchology of Sarapion (see Johnson. Op. cit.). 111  See: Schermann Th. gyptische Abendmahlsliturgien des ersten Jahrtausends in ihrer Überlieferung. (Paderborn, 1912); Τρεμπλας Π. Συμβολα ες τν στοραν τς χριστιανικς λατρεας. T. 2: Λειτουργικο τποι Αγπτου κα νατολς. (θναι, 1961; 1998 2 ); Krause M. Aegypten II (literaturgeschichtlich): Christlich, in: Th. Klauser, E. Dassmann et al., eds. Reallexikon für Antike und Christentum. (Stuttgart, 1985. Suppl. 1:2). Sp. 68–88; Johnson M.E. Liturgy in Early Christian Egypt. (Cambridge, 1995: Alcuin/GROW Joint Liturgical Study; 33); Желтов M.C. Древние александрийские анафоры, in: Богословские Труды. Сб. 38 (2003). C. 269–320. 113  In fact, there is another anaphora presenting the same Sanctus=> Post-Sanctus=> Epiclesis=> Institution narrative structure – namely, the anaphora from the so called Sunnarti fragments (see a reconstruction of its text here: Hammerstaedt, Op. cit. S. 203–218), which also originates from the Egyptian liturgical area. So I suggest to speak not of a single but of two Egyptian anaphoral types, one which is characterized by the Sanctus=> Epiclesis=> Institution narrative sequence, another one – by the Sanctus=> Post-Sanctus=> Epiclesis=> Institution narrative sequence.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

и математ., цит. изд., стр.111–112; Гейгенс и Лейбниц «живой силой» называли целое произведение mv 2 , – см. Деспо – Genese de la matìere et de l , energy, Paris, 1900, pp.40–41 и Руайе, цит.соч.стр.33; Деспо называет (mv 2 )/2 живой способностью – «puissance vive» – см. стр.41. 103 Некоторые число, измеряющее энергию, смешивают с самой энергией; начало такому смешиванию положено было англичанином Ранкиным, который в отличие от исследователей так наз. „энергетизма» (наиболее видным из них в настоящее время явлется Вильг. Оствальд), разумеющих под энергией особую реальную сущность, как причину работы, прямо назвал энергией самое полупроизведение – (mv 2 )/2, т. е. живую силу. 105 Насколько нам известно, первым, указавшим эту опасность, был Введенский, – см. его „Опыт постр. теор. мат. » , стр. 244–245. 108 Замечательный факт; против механистов идут не только неупругие шары, но все упругие, с которыми, казалось бы, легче всего можно было жить, в ладу. 109 Мы сказали, что это доказательство по существу мало чем отличается от раннейших наших доводов против механической теории теплоты; в самом деле, обмену скоростей в тепловой энерии соответствует обмен температур; хотя путем известных процессов и можно заставить теплое тело поменяться температурой с холодным, но этого нельзя сделать без компенсации этих процессов – процессами противоположного характера. 111 Коэффициент расширения газов при постоянном давлении был определен Гей-Люссаком не совсем точно, именно равным 0,00375 и, таким образом, был несколько больше настоящего. 112 Иначе говоря, слагающие эти служат ребрами параллелепипеда, диагональ которого равна по величине и направлению скорости С. 113 Из этой формулы, заменив mn массой всего газа М, можем определить С – воображаемую скорость движущихся молекул С=√3RT/M 114 Это вытекает из того, что написанное равенство очевидно можно представить в таком виде T=(2n/3R)(mc 2 /2), где mc 2 /2 и есть живая сила 116 По соображениям одних ученых выходит, что η=1/3 mnLΩ, по соображениям других η=π/8 mnLΩ и третьих η=1/π mnLΩ; мы берем среднее арифметическое из трех значений 118 Средняя величина плотности по воздуху из наблюдений Ледюка, умноженная на плотность воздуха при и 760 мм давления; смотр.Хвольсон, Физика,т.1,стр.648 и 649 цит.изд.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/bog...

95 Чтобы понять, почему священники не могут читать переводных молитв, хотя печатавших русскими буквами, приведём слова Н.И. Ильминского : «Чтобы это чтение могло проникнуть в слушающих, оно должно быть развязное, правильное, осмысленное и даже одушевленное. Татарские же звуки много отличаются от русских; многие буквы даже не выражают своеобразных звуков татарских, потому ошибки в произношении могут затемнять и даже иногда извращать смысл слов и понятий». 101 Тоже должно сказать и о раскольниках. В Церковном Вестнике, как раз теперь же, прочитана нами заметка (см. 25 1882 г., стр. 13) такого содержания: «В последнее время приходилось читать немало печатных рассуждений о том, будто православные переходят в раскол от чрезмерных поборов и вымогательств со стороны православного духовенства и, напротив, раскольническое духовенство обходится для прихожан гораздо дешевле. В виду этих рассуждений и приведён живой факт, как беглый священник требовал и получал без отказа с раскольников – за молебен не меньше 1 р., за крестины 2–3 р., за свадьбу 10–20 р., не говоря о плате со стороны купцов; так что, в какие-нибудь недели полторы пребывания в Хвалынске, священник получил побольше 1000 руб. 103 Это пришепетывание вообще было очень явственно в звуках его говора и зависело оно от естественной причины – отсутствия зубов; в подобных же случаях это было явным признаком нехотения говорить и даже отвечать вследствие не сочувствия или к лицу неискреннему, или самому предмету неуместному. 106 См. статью: «Последние дни жизни, кончина и погребение высокопр. Архиепископа Казанского». Церковный Вестник 1879 г., 50. 108 При этой сумме (всего 7 795 р.) оклады жалования были увеличены: Ординарному Профессору – до 1200 руб., Экстра-ординарн. – до 900 р., Бакалавру – до 700 р. и пр. (См. Всеподаннейшую докладную зап. г. Обер-Прокурора св. Синода с Июня 1865 г. по Янв. 1866 г., особо отпечатанную в 1866 г., стр. 36). 109 Дом этот принадлежал помещикам, по фамилии Геркен; из них два брата и две сестры – все уже старцы, питавшие сказанные чувства к преосв. Филарету, возымели и питали их ещё в большей степени и к самому преосв. Антонию, который, со своей стороны, расположен был к ним почти родственно по своим и их чувствам к Владыке Филарету. Относительно указываемого училищного дома, читаем в «Русск. Старине» 1884 г., Апрель, стр. 183, следующее: «Дом у Геркеных куплен был Филаретом (Архиеп. Казанск.) за 60 433 руб. 86 1/2 коп. ассигн. Но к этому же дому Филарет ещё на собственный капитал пристроил новый двухэтажный дом очень поместительный, существующий доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

102 В конце IV века этот день отмечался 3 сентября и был одним из самых торжественных праздников в Антиохии. 103 Валентиниан родился в Цибалисе на р. Сава в Паннонии. Был выбран императором 26. 11. 364 г. и правил до 17. 1Х. 375 г. Несмотря на свои христианские убеждения, он достаточно снисходительно относился и к язычеству, считая его религией крестьян, пастухов и т. д. 105 Возможно, это был Роман, трибун щитоносцев, которого, по сообщению Аммиана Марцеллина, Юлиан сослал вместе с трибуном Викентием. 109 Согласно одной из точек зрения на это событие, восстановление храма прекратилось в связи с сильными грозами и бурями. 110 Обращение Юлиана к оракулам – последний пример того, когда к ним обращались за помощью лица подобного ранга. К оракулу Аполлона на Делосе обращались лишь в летние месяцы, т. к. считалось, что зимой бог находится в Патаре. Оракул Додоны в Эпире был одним и из старейших, см. Одиссея, песнь XIV: Сам же пошел, мне сказали, в Додону затем, чтоб оракул Темно-сенистого Диева дуба его научил там... (пер. В.А. Жуковского). 111 Эти примеры свидетельствуют о знании Феодоритом определенных произведений классической литературы и его отношении к их героям. Философ Сократ противопоставлен Критию, одному из самых неудачливых политиков Эллады, Пифагор – Фаларису, сицилийскому тирану, Нерей – самому некрасивому человеку в мире, Терситу. 113 Либаний, род. в 314 г. в Антиохии, один из самых выдающихся ораторов поздней античности. Оставил интересную автобиографию. 114 Император Юлиан был ранен около Симбрии, неподалеку от р. Тигр утром 26 июня 363 г. и умер около полуночи. 115 Юлиан сжег почти весь флот за исключением нескольких судов в местечке Абузатха, где он провел пять дней (Зосим. III. 26). 116 Непосредственный виновник смерти Юлиана до сих пор невыяснен. Существуют разногласия и по поводу последнего восклинания императора. Созомен , VI. 2 считает, что он таким образом упрекал солнце, не оказавшее ему помощи. Аммиан Марцеллин сообщает (XXV. 3. 9), что он потерял надежду на выздоровление, когда узнал, что находится во Фригии, ибо ему было предсказано, что он умрет именно там. Хотя последнее, возможно, является и литературным приемом, призванным как-то героизировать личность: то же самое произошло о с Камбизом в Экбатанах (Герод. III. 60), и с царем Эпира Александром при Ахероне (Лив. VIII. 2 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

99. Причина всякой грешности – тщеславие и желание удовольствия. Не возненавидевший их не пресечет страсти. 100.  Корень всем злым сребролюбие есть (1 Тим. 6, 10); но очевидно, что и оно ради них составляется (ими требуется, на них утверждается и стоит). 101. Ум ослепляется сими тремя страстями, сребролюбием, говорю, тщеславием и желанием удовольствий. 102.  Три дщери пиявицы, о коих говорится в Писании, они суть материю-безумием любовию возлюбленныя (Притч. 30, 15). 103. Разум и вера – совоспитанники естества нашего – притупились ни от чего иного, как от них. 104. Ярость, гнев, брани, убийства и весь остальной каталог зол крайне усилились между людьми от них. 105. Так надо возненавидеть сребролюбие, тщеславие и страсть к удовольствиям, как матерей пороков и как мачих добродетелей. 106. По причине их получили мы заповедь не любить мира, ни яже в мире, не (в том смысле получили такую заповедь), чтоб не рассудно ненавидели мы творения Божии, но чтобы отсекли поводы к тем страстям. 107.  Никтоже, говорит Писание, воин бывая, обязуется куплями житейскими (2 Тим. 2, 4). Ибо кто, обязавшись ими, хочет победить страсти, тот подобен человеку, который хочет соломою потушить пожар. 108. Кто из-за денег, славы и удовольствий гневается на ближнего, тот не познал еще, что всем правит праведно Бог. 109. Когда слышишь слова Господа: аще кто не отречется всего имения своего, несть Мене достоин (Лк. 14, 33; Мф. 10, 38); то разумей сказанное не об имении только, но и о всех внутренних делателях зла. 110. Не знающий истины – и веровать не может истинно. Ибо ведение по естеству предваряет веру. 111. Как каждой из видимых (тварей) Бог отделил сродное (ей), так и помыслам человеческим (воздает Он по свойству их), хотим ли мы то, или не хотим. 112. Если кто, явно согрешая и не каясь, не подвергался никаким скорбям до самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости. 113. Разумно в сердце молящийся переносит находящие скорби, а злопамятный еще не молился чисто. 114. Терпя от кого вред, поругание или гонение, не о настоящем думай, но о том, что ожидается в будущем; и найдешь, что он стал для тебя виновником многих благ, не только в настоящем времени, но и в будущем веке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

99 Немоевский А. Бог Иисус, с.23 сл. 100 См.: McKenzie J.L. Dictionary of the Bible. London, 1966, p.465. 101 Мутье-Руссэ Э. История и география в Евангелиях. — Атеист, 1926, N 12, с.26-27; Ленцман Я. Происхождение христианства, с.189. 102 См.описание такой бури в кн.: Гейки К. Святая земля и Библия. Пер. с англ. СПб., 1894, с.920. 103 Крывелев И. Евангельские сказания... с.27. Некоторые мифологисты заходили так далеко, что пытались свести все географические указания Евангелий к простой игре слов. См.: Рашке Г. Места и пути Иисуса по Евангелию от Марка. — Атеист, 1930, N 59, с.156-162. 104 Крывелев И. Указ.соч. 105 Лев 12:6 ; Исх 3:1 ; Исх 20:17 ; Исх 22:4 ; Притч 26:2 ; Притч 27:27 ; Втор 14:7 ; 1 Цар 27:9 ; Песнь Песней 2:14 ; Ис 11:6 . 106 Мутье-Руссэ Э. Жил ли Иисус Христос? с.66. 107 Там же, с.66-67. 108 См.: Числ 16:14 ; Исх 22:5 ; Ис 5:11 ; Иез 31:5 ; Иез 28:26 и др.; Флавий И. Иудейская война, III, 10,8; Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. Jerusalem. 1972, p.340. 109 См.: Miller M. and J. Encyclopedia of Bible Life. London, 1967, p.203. 110 См.: Свенцицкая И. Указ.соч., с.61-62. 111 См.: Грунтфест Я. Новый документ о йеменско-палестинских связях доисламского периода. — Палестинский сборник, 1974, N 25 (88), с.105-114. Bagatti P. Excavations in Nazareth. Jerusalem. 1969. В своей автобиографии (Vita, 45) Флавий говорит о городах и деревнях Галилеи. Census — перепись населения. 112 См.: Kenyon F.G. and Bell H.I. Greek 204 Papyri in the British Museum. London, v.III, 1907, p.125. 113 Крывелев И. Евангельские сказания... с.20. 114 См.: Машкин Н. Принципат Августа. М., 1949, с.528, 545. 115 См. гл.1, прим.4 . 116 Флавий И. Иудейская война, I, 33,8; Лк 3:1 . 117 См.: Albright W.F. The Archeology of Palestine. London. 1949, p.244. 118 Крывелев И. Евангельские сказания... с.21. 119 Флавий И. Арх. XX, 9,1. 120 Ленцман Я. Указ.соч., с.189. 121 См.: Флавий И. Арх. XIV, 4,4. О греческом населении, обитавшем у Геннисарета, см.: Страбон. География, 16,2,35. 122 Крывелев И. Что знает история... с.124.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2098...

Временная метка, с которой начать перечисление. Тип: временная метка ( разрешённые форматы ) arvend Временная метка, на которой закончить перечисление. Тип: временная метка ( разрешённые форматы ) arvdir В каком порядке перечислять: newer Начать с самых старых. Обратите внимание: arvstart должно быть раньше arvend. older Начать с самых новых (по умолчанию). Обратите внимание: arvstart должно быть позже arvend. Одно из следующих значений: newer, older По умолчанию: older arvexcludeuser Не перечислять правки данного участника. Тип: пользователь, любой из имя участника, IP-aдpec, название интервики (например, «префикс> ПримерНазвания») и идентификатор участника (например, «#12345») arvcontinue Когда доступно больше результатов, используйте это для продолжения. arvgeneratetitles При использовании в качестве генератора, генерирует названия страниц вместо идентификаторов версий. Type: boolean ( details ) Примеры: Перечисление всех включений (страниц, вставленных с помощью включая несуществующие. Параметры: atcontinue Когда доступно больше результатов, используйте это для продолжения. atfrom Название включения, с которого начать перечисление. atto Название включения, на котором закончить перечисление. atprefix Найти все названия включений, начинающиеся с этого значения. atunique Показывать только уникальные названия включений. Не может быть использовано одновременно с atprop=ids. При использовании в качестве генератора, перечисляет целевые страницы вместо исходных. Type: boolean ( details ) atprop Какую информацию включить: ids Добавляет идентификаторы включающих страниц (не может быть использовано одновременно с atunique). title Добавляет название включения. Значения (разделённые с помощью или альтернативного разделителя ): ids, title По умолчанию: title atnamespace Пространство имён для перечисления. Одно из следующих значений: -1, -2, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 102, 103, 106, 107, 108, 109, 112, 113, 114, 115, 274, 275, 420, 421, 710, 711 По умолчанию: 10 atlimit

http://azbyka.ru/palomnik/api.php?action...

Отфильтровывать страницы, основываясь на наличие на странице языковых ссылок. Обратите внимание: языковые ссылки, добавленные расширениями, могут не учитываться. Одно из следующих значений: all, withlanglinks, withoutlanglinks По умолчанию: all apprexpiry Отфильтровывать страницы, основываясь на длительности защиты: indefinite Получить только страницы с неограниченной защитой. definite Получить только страницы с заданной длительностью защиты. all Получить страницы с любой длительностью защиты. Одно из следующих значений: all, definite, indefinite По умолчанию: all Примеры: Перечисление всех перенаправлений на заданное пространство имён. Параметры: arcontinue Когда доступно больше результатов, используйте это для продолжения. arfrom Название перенаправления, с которого начать перечисление. arto Название перенаправления, на котором закончить перечисление. arprefix Найти все названия целевых страниц, начинающихся с этого значения. arunique Показывать только уникальные целевые страницы. Не может быть использовано одновременно с При использовании в качестве генератора, перечисляет целевые страницы вместо исходных. Type: boolean ( details ) arprop Какую информацию включить: ids Добавляет идентификатор перенаправляемой страницы (не может быть использовано одновременно с arunique ). title Добавляет название перенаправления. fragment Добавляет фрагмент из перенаправления при наличии (не может быть использовано одновременно с arunique ). interwiki Добавляет префикс интервики к редиректу при наличии (не может быть использовано одновременно с arunique ). Значения (разделённые с помощью или альтернативного разделителя ): fragment, ids, interwiki, title По умолчанию: title arnamespace Пространство имён для перечисления. Одно из следующих значений: -1, -2, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 102, 103, 106, 107, 108, 109, 112, 113, 114, 115, 274, 275, 420, 421, 710, 711 По умолчанию: arlimit Сколько элементов вернуть. Тип: целое число или max Значение должно быть между 1 и 500. По умолчанию: 10 ardir

http://azbyka.ru/palomnik/api.php?action...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 131. О честолюбии Далее мы должны исследовать честолюбие, под каковым заглавием наличествует два пункта: 1) является ли оно грехом; 2) противостоит ли оно величавости со стороны избыточности. Раздел 1. Является ли честолюбие грехом? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что честолюбие не является грехом. В самом деле, честолюбие означает желание чести. Но сама по себе честь является благом, причём наибольшим из внешних благ, по каковой причине не заботящихся о чести принято порицать. Следовательно, честолюбие не является грехом и даже заслуживает похвалы в той мере, в какой похвально желание блага. Возражение 2. Далее, любой может безо всякого греха желать того, что приличествует ему как награда. Но честь, по словам философа, является наградой за добродетель 109 . Следовательно, честолюбие не является грехом. Возражение 3. Далее, то, что воодушевляет человека на совершение добрых дел и отваживает от совершения злых, не является грехом. Но честь побуждает людей делать благо и избегать зла; так, философ говорит, что «мужественными людьми считаются те, у которых трусов бесчестят, а мужественных почитают» 110 , а Туллий говорит, что «науки и искусства питает честь». Следовательно, честолюбие не является грехом. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что любовь «не честолюбива, не ищет своего» 111 ( 1Кор. 13:5 ). Но всё, что противно любви, суть грех. Следовательно, честолюбие является грехом. Отвечаю: как уже было сказано (103, 1), честь означает почтение, оказываемое человеку в удостоверение его превосходства. Затем, в отношении человеческой чести должно принимать во внимание две вещи. Первой является та, что сообщающим человеку превосходство над другими он обладает не благодаря себе, но оно, если так можно выразиться, присутствует в нём божественно, и потому с этой точки зрения честь по преимуществу приличествует не ему, а Богу. Второй вещью, которую не следует упускать из виду, является та, что Бог предоставляет человеку превосходство для того, чтобы тот мог приносить пользу другим, и потому человеку должно нравиться то, что другие удостоверяют его превосходство, только в той мере, в какой это даёт ему возможность приносить пользу другим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

1078 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 20. Старец Макарий указывал: «Что такое крест как не скорби, которые и Христос терпел и оставил нам образ, да последуем стопам Его» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 356). 1079 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59–59 об. Старец Амвросий убеждает: «Господь все попускает к пользе нашей душевной» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 186. С. 162). «Креста нигде не избежишь» (Там же. П. 222. С. 189). Оптинский игумен Антоний в одном из своих писем напоминал: «Так устроено Господом Богом, пекущемся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни своей имел крест, который и должен он с покорностию нести…» (Письма о. Антония. С. 344). 1080 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59–69 об. Старец Макарий писал: «Терпение невольных болезней превышает делание подвижническое» (Письма о. Макария. Т. 3. С. 262). 1081 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 109. «Больше всего в болезненном положении остерегайся ропотливого расположения духа» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 133. С. 118). 1083 Там же, л. 75 об.–76. «Если христианин согрешил, то по праведному суду Божию, для избежания вечного наказания, должен при покаянии понести какое-нибудь наказание временное, но малое в сравнении с грехом, или болезнь, или беду какую, или бесчестие. Остальное же восполняет милость Божия» (Письма о. Амвросия к монашествующим. B.II. П. 394 С. 111). 1084 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59 об. «Трудно переносить тяжкие и болезненные страдания и томления и другие скорби, но отрадный и утешительный сему последний конец» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 171. С. 148). Схиархимандрит Оптинский Моисей писал: «Не должно бояться тесноты и скорби ради заповедей Христовых, понеже кратковременна скорбь, но вечные потом… покой, радость и слава» (Письма о. Моисея (Путилова) к его брату Александру Ивановичу//Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. С. 228). 1085 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 60. Иеросхимонах Макарий Оптинский увещевал: «Крест есть истинный дар Божий, который должно принять и нести с терпением, преданностью, упованием на Бога, чтобы быть причисленным к спутникам Христовым» (Выписка из писем старца иеромонаха Макария (Иванова) к монахиням Троицкого Севского монастыря//РГБ, ф. 214, ОПТ-392, л. 215 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010