Участие в общественном Богослужении является доказательством, что мы принадлежим к Церкви, а удаление от Богослужения знак отступничества от Церкви. Посещать Богослужения во храме надобно на только по воскресениям и праздниках, но по возможности и каждый день. Глава III    Важно присутствовать на общественном Богослужении, но не смеют из-за этого опускаться частные молитвы. Эти два вида молитв дополняют один одного. Отдельная молитва необходимо надобна, потому что часто, а особенно при сокращенном Богослужении, человек не может удовлетвориться только молитвой в храме.    Кроме того отдельная молитва имеет некоторые добрые особенности, которых не имеет явная молитва.    Уединенный человек может лучше углубится в молитву. Когда никто не присутствует, человек думает, что его никто не видит, кроме того, который видел Нафанаила под смоковницей (Ин. 1:48), — и поэтому вполне отдается молитве, говоря Богу все, что у него на сердце. Поэтому угодники Божии значительную часть времени определили для молитвы, не только совместной, но и отдельной.    Молитвенное расположение, говорит один подвижник, является термометром душевного состояния человека. Поскольку человек больше стремится к молитве, постольку лучше стоит духовно.    Быть нерасположенным и не иметь желания молиться значит быть духовно заспанным и духовно мертвым. Глава IV    О чем надо молиться? Молитвы делятся на славословные, благодарственные и просительные.    На первом месте стоит молитва славословная, когда славим Бога и величаем Его за Его совершенства, подобно небесным ангелам. Тогда человек совсем не думает о себе и о своих потребностях, но весь свой духовный взгляд устремляет к Богу.    Благодарственная молитва есть потребность человеческой души, которая ощущает Божественную заботу о себе. В ней человек признает Бога, за своего добродетеля и, не ища ничего больше для себя, выражает перед Богом свои чувства благодарности за полученные милости. Христос похвалил самарянина, который вернулся благодарить за исцеление и выразил порицание его друзьям, которые это не сделали (Лк. 17:12—19). «О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас», — пишет апостол Павел (1 Фес. 5:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3273...

Вопрос: Зачем нужны четки? Митрополит Иларион: Чтобы ответить на этот вопрос, я покажу, что такое четки. Вот они у меня на руке. Это предмет, который изготовляется, как правило, вручную. Он состоит из сотни узелков, которые используются для того, чтобы считать количество прочитанных молитв. Речь идет, прежде всего, о практике молитвы Иисусовой, когда человек про себя произносит в течение определенного времени слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». В практике этой молитвы, ее еще называют непрестанной молитвой, используют четки для того, чтобы знать точное количество произнесенных Иисусовых молитв. Четки помогают не считать про себя, а сосредоточиться на молитве. Прежде всего, четки используются монахами. У многих из них есть правило прочитать в течение дня некоторое количество Иисусовых молитв — например, сто или двести, или пятьсот. Иногда четки используются мирянами для домашнего молитвенного правила. Бывают ситуации, когда человек по каким-либо причинам не может прочитать молитвы по молитвослову — например, когда он находится в самолете. И тогда очень удобно молиться по четкам. Святые отцы напоминали о том, что произнесение молитвы Иисусовой приносит очень большую пользу, потому что, постоянно произнося эту молитву, мы, прежде всего, вспоминаем имя Господа Иисуса Христа, а само это имя имеет чудотворную силу. Только очень важно, чтобы мы не механически произносили эту молитву, но с чувством присутствия Господа в нашем сердце. Кроме того, Иисусова молитва помогает человеку внутренне сосредоточиться, успокоиться. Она является ответом Церкви на рекомендацию, которая впервые прозвучала Первом послании апостола Павла к Фессалоникийцам. Обращаясь к христианам города Салоники, апостол сказал: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Как человек может непрестанно молиться в повседневной жизни? Церковь нашла способ непрестанной молитвы и это молитва Иисусова. Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16-18). Желаю вам всего доброго, и да хранит вас всех Господь!

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5461797...

Отцы говорят, что ум создан, чтобы двигаться туда-сюда. Одна из трудностей ума состоит в том, что он рассеивается, когда ему нечего делать. Говорят: задай уму работу; если у ума есть работа, то любопытство уже не потянет его, например, к телевизору. А какую именно работу? Или духовное размышление, или молитву – если ты закрепляешь непрестанную молитву. Молись Богу так же часто, как дышишь. Если ум охвачен молитвой, то его уже не привлекают впечатления извне, он уже не останавливается. Если мысль его высокая, святая, духовная, то он впечатляется не этими плотскими красотами, а духовными. Это же так просто! Отец Паисий из Сихлы вспоминал об одной очень простой вещи в связи с этим. Он говорил: «Однажды пришла ко мне одна баба, из набожных, и спросила: “Что мне делать, отче? Я неграмотная и не знаю молитв. Спасусь ли я без молитв?” Я сказал ей: “А ты совсем не молишься?” – “Да я молюсь!” – “Так как же ты молишься?” А она говорит мне: “Да вот как я молюсь: когда подметаю дом, молю Бога: Боже, вычисти грязь из души моей, как я вычищаю эту грязь из дома, и пусть нравится она Тебе, как мне нравится чистый дом. А когда стираю белье, то тоже говорю: Господи, смой зло с души моей, чтобы и я была чистой, как чиста эта рубашка. И так говорю во всем, что бы я ни делала. Да хорошо ли так делать-то?” – “Живи так всю свою жизнь!”» Это непрестанная молитва ума. То есть во всех обстоятельствах, когда ты что-нибудь делаешь, видеть присутствие Бога – и делать свое дело, ибо тебе можно его делать. Но когда ты делаешь это внешнее, потребное дело, ум твой держит связь с чем-то другим – он привязан к присутствию Бога, Который везде. Тогда ум уже не любопытствует, он уже не хочет что-нибудь увидеть, потому что у него уже нет на это времени. Он уже не хочет увидеть что-нибудь другое, потому что все время занят священными и высокими вещами, духовными, а все прочее оставляет его равнодушным. Мф. 5: 37. Ср.: Мф. 5: 48; 1 Пет. 1: 16. См.: Мф. 16: 26. Ср.: Откр. 1: 8. 1 Фес. 5: 17. См.: Откр. 18:2; 19: 2.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкования на 1 и 2 Фес., 1 и 2 Тим., Тит., и Фил. Во вторую книгу одиннадцатого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли: Толкования на послания к Фессалоникийцам 1-е и 2-е, Тимофею 1-е и 2-е, Титу и Филимону. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ОДИННАДЦАТЫЙ КНИГА ВТОРАЯ ТОЛКОВАНИЯ НА ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА ТВОРЕНИЯ, приписываемые св. Иоанну Златоусту, и в Патрологии Миня отнесенные к разряду Spuria Набор и обработка текста Татьяны Макаровой (Санкт–Петербург).   ТОЛКОВАНИЕ НА 1–е ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ БЕСЕДА 1 на 1 Фес. 1–3. О необходимости бодрствования. — При каких условиях молитвы бывают полезными. БЕСЕДА 2 на 1 Фес. 1:8–10. Об Александре Македонском. — Подвиг проповедника. — Признаки истинного друга. — Пример христианской дружбы. БЕСЕДА 3 на 1 Фес. 2:9–12. Обязанность учителя. — Не должно смущаться искушениями. — Заговоры и повязки с целью врачевания больных. — О гадателях. — Не следует заботиться о деньгах. БЕСЕДА 4 на 1 Фес. 3:5–8. Попечительность ап. Павла об учениках. — Всякий грех — нечистота и всякая добродетель — чистота. Целомудрие Иосифа. — Не нужно помнить об обидах. БЕСЕДА 5 на 1 Фес. 4:1–3. Чистота в браке. — Не нужно юношам медлить со вступлением в брак. — Осторожность Златоуста при рассуждении о нескромных предметах. БЕСЕДА 6 на 1 Фес. 4:9–10. Не следует скорбеть об умерших. — Причина такой скорби — неверие. БЕСЕДА 7 на 1 Фес. 4:13. Доказательства воскресения. — Переселение душ у греков. БЕСЕДА 8 на 1 Фес. 4:15–17. Обстоятельства будущего воскресения. — Вечные награды и наказания. — Состояние страны на месте Содома и Гоморры. Доказательства существования геенны. БЕСЕДА 9 на 1 Фес. 5:1–2. Кончина мира неизвестна для пользы живущих. — Всякий грех есть душевное опьянение. — Изнеженность ведет к погибели. БЕСЕДА 10 на 1 Фес. 5:12–13. Полезный способ мести — платить добром за зло. — Против любостяжателей и хищников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Современная практика православного благочестия, 2 Пятая, шестая и седьмая части фундаментального труда Пестова: «Взаимоотношения с миром», «В отчем доме», «Христианское воспитание детей». Николай Евграфович Пестов Современная практика православного благочестия Том второй (продолжение четвертой части) Непрестанная молитва Глава 13 Различные формы непрестанной молитвы Должно всегда молиться. Лк. 18, 1 Непрестанно молитесь. 1 Фес. 5, 17 Можно наблюдать, что часто молитва и жизнь христианина не связаны в одно целое. Человек уделяет молитве время утром и вечером, а в остальное время дня забывает и о молитве, и о Боге, и об учении Христа, и об Его заповедях. Молитва в этом случае как бы обособляется и не проникает в жизнь. От этого жизнь христианина в таких случаях мало чем отличается от жизни живущих вне Бога: человек легко поддается действию страстей, его возмущают бури душевные, и он чувствует себя беззащитным и покинутым при житейских невзгодах. Это случается потому, что человек не умеет постоянно владеть могучим оружием христианина — непрестанною молитвою. Он как бы примеряет оружие утром и вечером, а на день снимает его и выходит на ежедневную битву с врагом без оружия. «Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем», — говорит прп. Исаак Сириянин. А св. Григорий Богослов пишет: «Нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всегда учить тому же, всех вообще: и монахов, и мирян, и мудрых, и простых, и мужей, и жен, и детей — и побуждать их молиться непрестанно». Св. Симеон Новый Богослов учит: «Тот, кто непрестанно молится, — в этом одном все доброе соединяет». Св. отцы говорят также, что «если ты молишься только тогда, когда встал на молитву, — то ты никогда не молишься». Надо понимать также, что мы подвергаемся действию непрестанного потока искушений: в мыслях и в чувствах, при работе, отдыхая, в постели и т. д. Поэтому и основное средство борьбы с искушениями — молитва — также должна быть непрестанной. Отсюда привычка к непрестанной молитве есть самая важная, самая необходимая из всех привычек, и для приобретения ее христианин не должен жалеть усилий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Глава III Увещание к молитве за успех Апостольского благовестничества и за самого благовестника (1–5), завещания Апостола Фессалоникийцам касательно бесчинных, праздных и непослушных (6–13) и указание братолюбных по отношению к ним мер (14–15). Призывание читателям мира от Господа, собственноручное приветствие и ниспослание благодати Христовой (16–18). С этой главы начинается увещательная часть послания, причем нельзя не заметить, что по своему построению наше послание очень близко подходит к первому, разделяясь на две части – повествовательно-изъяснительную, и увещательную. Последняя, как и в 1 Фес., начинается выражением το λοιπν. 2Сол.3:1 .  Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, 2Сол.3:2 .  и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Ап. просит ф. молиться об успехе евангельской проповеди , чтобы последняя имела такой же успех у Коринфян, как и у них. « Да слово Господне течет и славится» – по-слав.; τρχη και δοξζηται – по-греч. Первый глагол подчеркивает живую и действенную природу слова Божия, и желание Ап., чтобы оно все более и более распространялось, а второй указывает на внутреннее признание, выражающееся в прославлении С. Б. (ср. Пс 146и Пс 19 ) и следующее за признанием его. Во втором стихе Ап. частнее указывает, почему он просит молитв ф. общины – чтобы избавиться от испорченных и злых людей. На кого намекает здесь Ап. Павел? Что здесь имеются в виду определенные лица, на это указывает член των. Но где их искать? Едва ли эти враги – иудаисты, борьба с коими разгорелась позднее. Нет оснований их искать и среди самих христиан, ибо выражение «не во всех вера» собственно значит: «вера не есть удел всех», и имеет более широкое приложение, чем к одному лишь кругу верных. Значит – этих врагов нужно искать среди неверующего жидовства (в данном случае коринфского), которое всюду гнало и преследовало благовестника Христова. Подтверждения этому дают Деяния ( Деян.17:5, 13, 18:12 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

Следующая остановка крестного хода была на месте террористического акта 2010 года, где архиепископ Варлаам совершил заупокойную литию по убиенным. Далее процессия остановилась на историческом месте Крестовоздвиженского монастыря. После пения тропаря и кондака празднику Воздвижения архипастырь вознес молитву Честному и Животворящему Кресту. Крестный ход завершился у стен Георгиевского собора. На месте погребения прихожанок, погибших в результате вооруженного нападения 18 февраля 2018 года, владыка Варлаам совершил заупокойную литию. В заключение архиерейский хор исполнил тропарь, кондак и величание великомученику Георгию Победоносцу, после чего епархиальный архиерей вознес молитву ко святому покровителю Кавказа. Затем владыка Варлаам обратился к участникам крестного хода с архипастырским словом. «Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с Днем города Кизляра! Сегодня мы прошли крестным ходом по улицам Кизляра и молились о здравии живущих в этом городе, о нашей республике, о нашей стране. Мы молились и о упокоении тех, кого уже нет с нами, но кто живет в нашей памяти, кого мы любим, о ком мы молимся, ведь Сам Бог заповедал нам, чтобы мы молились друг за друга. Господь слышит наши молитвы. Если мы будем искренни в своих молитвах, Бог исправит наши недостатки, — главное, чтобы мы научились молиться. Именно научились, как пишет апостол Павел: " непрестанно молитесь, за все благодарите " (1 Фес. 5:17-18). Молитва есть жизнь для души человека: как дыхание необходимо для жизни телесной, так и без молитвы, без общения с Богом душа каменеет и гибнет», — сказал, в частности, правящий архиерей. Приветствия от председателя правительства РД собравшимся передал вице-премьер Владимир Лемешко. К участникам крестного хода обратились также заместитель министра по национальной политики и делам религий Дагестана Мурад Шафиев, глава Кизляра Александр Шувалов, глава Кизлярского района Александр Погорелов, директор казачьего центра Сергей Пресняков. Владыка Варлаам в свою очередь поблагодарил всех выступавших и выразил признательность организаторам и участникам шествия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5505658...

† Православие и Мир. Ответы священника на ваши вопросы Вопросы священнику Вопросы священнику Вопросы священнику. «Можно ли верить предсказаниям?» Что делать, если близкий человек находится в глубокой депрессии? Можно ли верить предсказаниям? Как побороть страх? Fri, 6 Feb 2009, 09:55 Вопросы священнику Вопрос священнику: «Все ли было хорошо в царское время?» Если в царское время было так хорошо, как Вы относитесь к тому, что Пётр Ильич Чайковский был гомосексуалистом, писатель Некрасов играл в карты, а на картине " Неравный брак " , действие которой происходит в церкви, в глазах невесты не видно счастья и любви к мужу, но этот брак не считается грехом, хотя если два человека живут в любви и согласии гражданским браком – это тяжкий грех? Wed, 14 Jan 2009, 10:00 Вопросы священнику С каким я сердцем к Тебе иду Сегодня в нашей рубрике на вопросы читателей отвечает священник Казанского храма г. Нерюнгри отец Михаил Зайцев. Fri, 5 Dec 2008, 09:30 Вопросы священнику Христианин призван быть воином Христовым Как бороться с пустословием? Как быть, если начинаешь терять веру в Бога? Существует ли венец безбрачия? Правда ли, что бес может войти в человека во время просмотра телевизора? Где в Библии сказано " в чем застану, в том и сужу " ? Tue, 16 Sep 2008, 10:39 Вопросы священнику Не бойтесь страха там, где его нет В какое время суток начинать соблюдать пост в среду и пятницу? Как понять, что такое «свобода воли»? Как вернуть радость к жизни? Fri, 1 Aug 2008, 10:00 Вопросы священнику Психология: между практической пользой и духовным вредом Как относится Церковь к психологии? Противоречит ли Православию метод направленной визуализации? Как относиться к книге " прощаю себя? " Можно ли пройти тренинг, позволяющий раскрыть себя в танце? Mon, 2 Jun 2008, 10:43 Вопросы священнику Если я не вижу смысла в молитве? Ответы священников на вопросы читателей Молитва – это дар свыше, как и многие другие добродетели в нашей жизни. Но, чтобы этот дар раскрылся, к нему надо стремиться. «Непрестанно молитесь» - так советует апостол Павел (1 Фес. 5, 17). Молиться можно по-разному, и не обязательно просить о чем-то конкретном. Можно благодарить Бога за все, к чему также призывает ап. Павел в том же месте послания (1 Фес. 5, 18).

http://pravmir.ru/ask.html

Часовни: зачем их строят? Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ. 19 ноября, 2009 Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ. Часовни и их виды Апостол Павел призывает христиан непрестанно молиться и благодарить Бога за все (1 Фес. 5: 17-18). Можно сказать, что часовня — это напоминание об этих словах, отображенное в камне. Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ. Часовня-памятник В часовне, как правило, нет алтаря, и поэтому там не может совершаться литургия. Зачем же нужно здание, похожее на храм, в котором невозможно самое главное богослужение? Часовня может быть памятником. В жизни христиан всегда происходили события, за которые хотелось особенно поблагодарить Бога. Это могла быть, например, победа в битве или завершение строительства. Одной из самых известных часовен-памятников является часовня «Крест» у Переславля-Залесского. Она построена на том месте, где, по преданию, в 1557 году родился сын Ивана Грозного, будущий царь Федор Иоаннович. В Москве известна часовня «Проща» (название происходит от слова «прощаться») Спасо-Андронникова монастыря — это место, где, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. «Часовни-столбы (часовня у въезда в селение, высокое и узкое сооружение, высота — 2-3 метра, площадь — 50 на 50 сантиметров) имеют значение освящения места. Когда освящают квартиру — ставят кресты на стенах, освящая деревню, часовни или кресты ставили вокруг нее», — говорит иерей Николай Петров. В часовне могут храниться реликвии. Такая часовня-реликварий может находиться внутри храма: например, рака с мощами святого может быть оформлена как маленькое самостоятельное сооружение.

http://pravmir.ru/zachem-stroyat-chasovn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010