2. «Душа, как средоточие ощущений, например, любви (Песнь 1,7), ненависти (2 Цар. 5, 8), радости (Ис. 61, 10), надежды (Пс. 130, 5); как сила воли (Иер. 15, 1; Быт. 23, 8; Втор. 21, 14); как начало чувственных стремлений, например, к еде или к материальным благам (Втор. 12, 20; Пс. 27, 7; Авв. 2,5; Ис. 5, 14; Пс. 17, 9)». 3. «Душа в смысле личности, живого существа (Исх. 1,5; Исх. 12, 4), тоже относится и к животным (Лев. 11,46), и к мертвецу (Числ. 6,6), поэтому wePen часто заменяет собою личные местоимения (Иов. 16,4; Ис. 26, 9; Пс. 35, 3)» . Подобное значение оно имеет и в греческом языке, где ему соответствует слово ψχ, первым значением которого действительно является «дыхание» . Однако, как заметил еще Ориген, ψχ происходит от ψχος (холод, стужа, прохлада), что, по его мнению, подтверждало его космогонию . Конечно, мы не можем согласиться с его идеями, которые осуждены Церковью, но при этом должны отметить, что и в греческом языке слово «душа» имеет более широкое значение, чем просто дыхание даже в своем происхождении. Кроме слова «душа», то же значение имеет, в некоторых случаях, и слово «дух», хотя в некоторых местах Священного Писания они и различаются между собой (1 Фес. 5, 23: Евр. 4, 12), но различение это мы не можем понимать как различие двух отдельных природ. (Подобное мнение было осуждено как часть ереси Аполлинария). Напротив, традиционно дух воспринимался как высшая, разумная часть души. Так, блаж. Феофилакт, комментируя слова апостола: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23), пишет так: «Дух, то есть дар Святого Духа, Которого мы получили чрез крещение. Если мы сохраним светильник Его ярким и неугасимым, то мы войдем в чертог Жениха: и душа, и тело тогда будут непорочны, если дух в нас будет сиять. Григорий Нисский говорит: так как человек состоит из всякого вида душ — души физической, чувственной и разумной, то Апостол словом «дух» обозначил разумную часть; «душою» — чувственную, «телом» — физическую жизнь в нас. Итак, он молится о том, чтобы все они и во всем сохранились непорочными, во всем благоугодными Богу» . Подобным же образом понимаются и другие слова первоверховного апостола: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Под духом блаж. Феофилакт понимает или благодать Святого Духа, которой предварительно лишаются наказываемые, или то, что слово Божие проникает и бесплотные существа .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак: а) поются антифоны 6-го гласа перед 1-м посланием; 2-го гласа перед 3-м посланием; 3-го гласа перед 4-м посланием; б) читаются псалмы Псалом 22 перед 2-м посланием; Псалом 23 перед 3-м посланием; Псалом 83 перед 4-м посланием. Стихи этих посланий сопровождаются пением Аллилуиа ; Псалом 50 после 5-го Евангелия; 7) после первого, второго и четвертого Евангелия произносится молитва, всякий раз особая, а не обычная Боже духов… ; 1 Фес 4:13–17 и Ин 5:24–30 Рим 5:12–21 и Ин 5:17–24 1 Кор 15:1–11 и Ин 6:35–39 1 Кор 15:20–28 и Ин 6:40–47 Рим 14:6–9 и Ин 6:48–54. Пять групп чтений достаточно произвольно расчленяют весь ансамбль антифонов, тропарей, псалмов, седальнов и молитв, так что можно говорить о сравнительно позднем включении чтений в этот ансамбль. После Псалма 50 служба имеет структуру будничной византийской утрени, то есть той, какая служится в непраздничные дни. Действительно, после Псалма 50 читается канон. 1, 4, 5, 7, 8 я и 9-я песни канона поются с ирмосами канона утрени Великой Субботы, а ирмосы 3-й и 6-й песен заимствованы из канона 6-го гласа об усопших. После 6-й песни поется Со святыми упокой… — кондак всех служб по усопшим, но в чине погребения священников этот кондак сопровождается пением 24 икосов, как было в то время, когда кондак еще не был вытеснен каноном. Это единственный случай в современной практике византийского богослужения, когда кондак выступает в своей древней форме. После 3, 6-й и 9-й песен канона произносится ектения об усопших и молитва Боже духов… , затем поется эксапостиларий со стихом Псалма 102. Служба продолжается при пении хвалитных псалмов, то есть Псалмов 148, 149, 108, которые в этом месте встречаются в любой византийской утрени. Между стихами последнего из этих псалмов вставляются хвалитные стихиры 6-го гласа. Стихир этих три, за ними следует Богородичен на Слава, и ныне . Потом читается, а не поется Великое Славословие, как во все дни Страстной Недели кроме Великой Субботы. Славословие заканчивается молитвой Сподоби, Господи, без греха сохранитися нам , обычной молитвой непраздничной утрени.

http://pravmir.ru/smert-svyashhennika-ka...

Итак, начнем с просторечных слов. Например, многих читателей РВ смущало слово «дурак». В новом издании это слово встречается в Новом Завете несколько раз и ни разу, по моим наблюдениям, в Ветхом, где употребляется слово «глупец». Примеры: «Повторяю еще раз: не принимайте меня за дурака! А если принимаете, то дайте мне еще побыть дураком и чуть-чуть побахвалиться!» (2 Кор 11:16). «Глупец не знает, невежда не понимает их» (Пс 91:7). «Мудрый страшится и чурается зла, зато глупец буянит, ничего не боится» (Притч 14:16). Еще одно спорное слово, «проститутка», встречается и в той, и в другой частях нового перевода Библии, например, «ты ведешь себя, как проститутка!» (Езек 16:30) и «Благодаря вере проститутка Раав, приютившая лазутчиков, не погибла вместе с неверными» (Евр 11:31). Но что интересно, в ветхозаветной части есть и слово «блудница» (например, Иса 23:16), а в повествовании о той самой Раав она называется «публичной женщиной» (Ис Нав 2:1). Ветхий Завет РБО в этом отношении менее последователен, чем РВ, где мы не встретим никаких блудниц – там только проститутки. Осталось неизменным и служившее предметом многих споров выражение 1 Кор 6:13 «Пища для брюха и брюхо для пищи!» Слово «брюхо» мы найдем и в ветхозаветной части, например «битком набито его брюхо» (Иов 20:23), но есть в обеих частях и другие примеры: «живот у него лопнул» (Деян 1:18); «чтобы животы наполнились» (Быт 41:21). По-видимому, тут проблема не столько в самом слове «брюхо», сколько в стилистической сочетаемости: для брюха все-таки скорее подходит жратва, а вот пища – она уже для желудка. К тому же в 1 Кор «брюхо» вклинивается в наставления апостола (хоть и в виде скрытой цитаты), а потому употребление этого слова создает черезчур резкий контраст, которого нет в книге Иова, там это слово выглядит органичнее как часть сатирического описания наглого богача. Наконец, возьмем самое скандальное место РВ – 1 Фес 4:4-5. Прежний текст, который запомнился многим, гласил: «Пусть каждый блюдет свое “хозяйство” в святости и чести, а не пылает похотью, как язычники, не знающие Бога». В новой редакции «свое хозяйство» (эвфемизм для мужских половых органов) заменили на «свое тело». Попутно замечу, что перевод в любом случае только выиграл, потому что просторечное «свое хозяйство» никак не сочетается с высоким оборотом «блюсти в святости и чести».

http://bogoslov.ru/article/1737359

Из этих слов Христовых следует заключить, что и остальным нераскаянным грешникам надо ожидать такой же погибели, какую на других видят. Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10). По бывшим прежде и ныне совершающимся казням заключаем и о будущих, и по временным - о вечных можем сделать вывод. Будет ожесточенным грешникам вечная казнь, будет геенна огненная, будет ад, тьма кромешная, скрежет зубов; будут отринуты беззаконники от лица Божия и царствия Его. Не обманывайте себя: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни муже-ложники, ни лихоимцы, ни воры, ни пьяницы, ни досадители, ни разбойники царствия Божия не наследуют, - написал св. апостол (1 Кор. 6, 9 - 10; Гал. 5, 19 - 21). Христос скажет грешникам в день праведного Своего Суда: Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Боязливых же, и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серой. Это - смерть вторая, - говорит Христос (Апок. 21, 8). То же читаем и в других местах Св. Писания. Божии слова и предостережения, христиане, не суетные и не пустые, но истинные и достоверные: что сказал, то не отменится, и что предсказал, то непременно будет. Предсказал прародителям нашим смерть от запретного дерева - и последовала смерть преступившим заповедь Его. Предсказал праведному Ною всемирный потоп на беззаконников - и был потоп. Предсказал ожесточенному фараону погибель - и погиб фараон. Предсказал израильтянам пленение - и были пленены. Предсказал разорение и опустошение Иерусалима - и сбылось это. Объявил в Своем Писании, что будет вечная мука беззаконникам - непременно будет она; познают на себе вечный гнев праведного суда Божия, будут пить эту чашу горести, но никогда не выпьют. Да убоимся же, христиане, суда Божия и праведного Его гнева, и покаемся, да не впадем в руки Бога Живого! Потому что страшно впасть в руки Бога Живого (Евр. 10, 31). Кто не верит словам Божиим, тот на себе познает дело праведного Божия суда, потому что Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет, - говорит апостол (Гал. 6, 7). День Господень, так придет, как тать ночью. Ибо когда будут говорить: " Мир и безопасность " , - тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут (1 Фес. 5, 2 - 3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

15). Человеческая душа не умирает вместе с плотью, поскольку она не передается вместе с ней, как семя (Ibid. 18). Только душа человека ипостасна (substantiva), т. е. обладает самостоятельным существованием, и, совлекшись тела, она продолжает жить и полностью сохраняет свои чувства и разумную способность (Ibid. 16). В отличие от человеческой души, души животных неипостасны, но рождаются вместе с плотью и вместе с ней умирают (Ibid. 17). По мнению Г. М., дух (spiritus) в человеке не составляет особой, 3-й сущности, но или сама душа называется духом из-за своей духовной природы или из-за того, что она дышит в теле (spiret in corpore), или духом называется благодать Св. Духа (gratia Spiritus sancti), к-рая может наполнять человека (Ibid. 20; ср.: 1 Фес 1. 22). Образ Божий Г. М. видел в вечности (in aeternitate) души, а подобие - в нравственном состоянии (in moribus - Ibid. 88). Амартология и сотериология. Благодать и свобода В учении о грехопадении и спасении у Г. М. сочетаются 2 противоположные традиции - кассиановская (вост.) и августиновско-просперовская (зап.). В согласии с обеими традициями Г. М. утверждал, что первому человеку была предоставлена свобода произволения, чтобы его дух бодрствовал и соблюдал заповедь Божию; если бы он захотел, то оставался бы в том состоянии, в к-ром был создан (Ibid. 21). В отличие от Пелагия, Г. считал, что в результате грехопадения (или преступления - praevaricatio) Адам погубил благо своей природы (naturae bonum perdidit - Ibid. 21); весь человек, и по телу, и по душе, изменился к худшему (in deterius commutatum - Ibid. 38). Адам умер, и смерть от него перешла во всех его потомков (Ibid. 7). Грех, т. е. смерть души (peccatum, quod mors est animae), через одного человека перешел во весь род человеческий (Ibid. 39; ср.: Рим 5. 12). Все люди в преступлении Адама утратили природную способность и невинность (naturalem possibilitatem et innocentiam - Ibid. 22). Люди стали наследовать первородный грех (originale peccatum) от самого своего рождения (Ibid.

http://pravenc.ru/text/Геннадий ...

Вопрос. Что означают слова: Непрестанно молитесь (1 Фес 5:17)? Ведь человеку, живущему в мире и заботящемуся о доме и чадах, невозможно молиться непрестанно. Ответ. Апостол говорит здесь совсем не о молитве, изрекаемой устами, как и Христос глаголет: Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Пославшего Меня (Мф 7:21; Ин 6:38–40) 24 . А поэтому тот, кто постоянно творит добро, — либо совершая благодеяния, либо исполняя другие служения по Богу, — тот и непрестанно молится. Ибо можно молиться и на ложе, и в пути, и за трапезой, и на рынке, и в любом месте 25 . Вопрос 25 Вопрос. Сколькими способами случаются в человеке блуд и истечения во сне? Ответ. Как говорят Отцы, четырьмя. Во-первых, блудные видения и истечения во сне происходят от естественного разжигания плоти, возникающего вследствие обилия пищи и пития, многоспания и праздности. Если человек избегает этого, тогда в нём происходит, по попущению Божию, указанная блудная брань либо вследствие превозношения, либо вследствие осуждения других, впадающих в грех, либо вследствие зависти бесов, которые видят его преуспеяние по Богу. Ночное истечение случается с нами либо по причине надменности, либо от немощи нашей духовной силы, либо от лукавой привычки плоти, пообвыкшей в блуде 26 . Вопрос 26 Вопрос. Почему среди нас, христиан, как мы часто видим, имеется столь большое количество, по сравнению с некоторыми другими неверующими народами, прокажённых, страдающих подагрой, эпилепсией и некоторыми другими болезнями? Ответ. 1. Относительно этого некоторые считают, что поскольку Бог любит нас, постольку Он и попускает случаться с нами таковым страданиям. Однако подобное объяснение разделяется не всеми. Что же касается меня, то я полагаю, что эти болезни иногда передаются от предков, иногда зависят от воздуха, а иногда происходят от излишне многообразной и изобилующей водой пищи, а также от неумеренного употребления вина и многоядения. 2. О том, что воздух является причиной болезней, свидетельствуют илиоты 27 , у которых никогда не бывает подагры. А о том, что неправильная диета, в отношении как еды, так и пития, производит болезни, свидетельствует род иудеев. Ибо они, когда роскошествуют в своём образе питания, в обилии употребляя мясо и похлёбку, а также упиваясь вином, страдают, наподобие нас (и даже более, чем мы), проказой, подагрой и беснованием. Что же касается арабов, то они, придерживаясь более сухой диеты, а также от рождения проводя жизнь на свежем воздухе, в пустыне и сухом климате, не являются столь немощными, и среди них не очень много страдающих подагрой, болезнями ног и беснованием. И множество других народов, поклоняющихся идолам, не имеют таковых болезней благодаря большой сухости своего питания, а также вследствие чистоты и мягкости воздуха.

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi/

Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь ( Мф. 7, 19 ). Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное ( Мф. 5, 20 ). Позови работников и дай им плату ( Мф. 20, 8 ). Видите, что награда не дается без трудов. Велика ваша награда на небесах ( Мф. 5, 12 ). Жизнь вечная называется наградой, так как ей предшествуют делание, труд и служение. Что у Бога – сила, и что у Тебя, Господи, милость, ибо ты воздашь каждому по делам его ( Пс. 62, 12–13 ). Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф. 16, 27 ). Каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ). Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тле­ние, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем ( Гал. 6, 7–9 ). Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего ( Мф. 25, 21 ). Трудящийся достоин награды за труды свои ( Лк. 10, 7 ). Чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете (2 Фес. 1, 5). Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную, и так далее ( Рим. 2, 5–7 ) Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его ( Откр. 22, 12 ). И снова: Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога ( Откр. 7, 14–15 ) Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь го­товится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия ( 2Тим. 4, 7–8 ). Здесь обратите внимание на то, что жизнь вечная называется Апостолом венцом прав­ды. Венцом он называет ее потому, что обычно венец дается победителям за подвиги. Поэтому и Павел надеется стать увенчанным за свои за подвиги: Подвигом добрым я подвизался (...) а теперь готовится мне венец. Причем он не просто говорит «венец», а венец правды, то есть, Бог увенчивает венцом правды, так как взирает и на заслуги, или на достоинство добрых дел. Это и означает венец правды. К тому же Апостол добавляет: который даст мне Господь, праведный Судия, то есть поскольку Господь праведный Су­дия, а не только щедрый Податель. Если бы Господь давал венец, будучи только щедрым Подателем, Он бы не смотрел на добрые дела, так как щедрость не нуждается в заслугах и оценке достоинства, она одаривает даром. Но поскольку Апостол говорит: готовится мне венец (...) который даст мне Господь, праведный Судия, ясно, что он в воздаянии смотрит на подвиги и оценивает достоинство добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10). Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость гласит на этот счёт: «От Бога отстал – к сатане пристал». К сожалению, частое повторение этого выражения власть предержащими исказило его первоначальный смысл. Кто с мечом придёт, от меча и погибнет. «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе камень – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый» (Ис. 28, 16). Кто не работает, тот не ест. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Ложь во спасение (ложь во благо обманываемого). Искажённое понятие церковнославянского текста: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32, 17), что означает: «Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею». Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16, 14–16; Исх. 16, 31). Мафусаилов век (долголетие). Мафусал (Мафусаил) – один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет (Быт. 5, 27). Мерзость запустения (крайняя степень разорения, грязь). «И на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9, 27). «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте... тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24, 15–16). Метать бисер (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг – бисер.

http://pravoslavie.ru/46483.html

Новозаветное описание суда Божия сохраняет существенные черты ветхозаветной эсхатологии. Суд Божий будет всеобщим, вселенским судом над всеми народами (Мф 25. 32); благодаря всеобщему воскресению мертвых он осуществится над всеми поколениями людей (Ин 6. 39-40) и окончательно определит судьбы праведников и нечестивых (Мф 25. 31-46; Откр 20. 11-15), знаменуя конец эры греха и начало совершенной жизни с Богом. История в ее нынешнем состоянии упразднится раз и навсегда. В 2 Петр 3. 7-10 говорится об уничтожении огнем прежнего мира. Новый мир и новая жизнь - это «Царствие Божие/Царство Небесное», в к-рое Христос введет праведников (Мф 7. 21; Мк 14. 25 и др.). Новая эпоха будет возвращением мира к изначальному совершенству, утраченному в результате грехопадения (2 Петр 3. 13; Откр 21. 1 - 22. 5). Новозаветное Откровение тем не менее не снимает покрова тайны с Д. Г. Сам Господь не говорит прямо о точных сроках судного дня (Мф 24. 36; 25. 13; Мк 13. 32; Деян 1. 7). Время Второго пришествия - это тайна Божия, неведомая даже Сыну (Мк 13. 32; см. статьи Суд Божий , Эсхатология ). Картины суда и Второго пришествия даются в таинственных образах, характерных для апокалиптической лит-ры (Мф 24. 39-31; 25. 31-46; Откр 20. 11-15 и др.). Отдельные притчи указывают на невозможность рационального осмысления времени события Д. Г. (Мк 13. 34-36; Лк 12. 35-40). Долг христианина в ситуации неведения состоит в дерзновенной готовности ответить на всегда обращенный к нему призыв Господа: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22. 20; см. также: Мф 25. 13; Лк 12. 35-40; 21. 34-36; 2 Петр 3. 10; 1 Фес 5. 1-3; Откр 3. 3; 16. 15). Понятие Д. Г. присутствует также в раввинистической и апокрифической лит-ре, в таких вариантах, как «день суда» (Хагига. 77a; Шемот Раба. 23 ), «день Бога» (или «Его день» - 2 Вар. 48. 47; 49. 2), «день Избранника» (1 Енох. 61. 5). Библейское понятие Д. Г. следует отличать от «дней Мессии» (     - Кантикум Раба. 7. 3; Берахот. 1, 5; ср.: 4 Езд 13. 52) в ранней иудейской апокалиптике, означающих период вечного блаженства праведников, к-рому предшествует воскрешение мертвых и страшный суд ( Смирнов. 1899. С. 208 сл.; Volz. 1934. S. 163 sq., 214 sq.; Strack. 1928. S. 857 sq.).

http://pravenc.ru/text/День ...

В евангельском богословии понятие «Е.» имеет центральное значение и теснейшим образом связано с Личностью Самого Спасителя. Господь Сам есть провозвестник Е.: «...пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Божие» (εαγγλιον το θεο; по др. рукописям: εαγγλιον τς βασιλεας, «Евангелие Царства» - Nestle-Aland . NTG. Ad loc.; ср. синодальный перевод: «Евангелие Царствия Божия» - Мк 1. 14; ср.: Мф 4. 23; 9. 35). Здесь слово «Е.» указывает на проповедь о наступлении конца времен, приближении Царства Божия и необходимости покаяния (Мк 1. 15). В евангельских повествованиях учение Спасителя неотделимо от Его деяний: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф 4. 23; ср.: 9. 35). Поэтому «начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк 1. 1) есть в равной степени начало Его проповеди и Его спасительных деяний. Е. как проповедь, которая должна быть возвещена «во всех народах» (Мк 13. 10; ср.: 16. 15; Мф 24. 14), есть провозвестие слов Христа и рассказ о Его подвиге: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк 14. 9; ср.: Мф 26. 13) - Христос говорит здесь о буд. проповеди апостолов, называя ее Е. Она должна содержать повествование о событиях Его жизни, и случай с женщиной, помазавшей Его миром, должен занять место в этом благовестии как прямо связанный с Его страданием, положившим начало спасению от греха и смерти. Сами апостолы называют свою проповедь Е. (Флп 1. 7, 12, 16; 4. 15; 1 Фес 2. 2; 2 Кор 10. 14; Флм 1. 13; 2 Тим 1. 8). Воскресение Христово, с клеймами земной жизни Иисуса Христа. Икона. Кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) Воскресение Христово, с клеймами земной жизни Иисуса Христа. Икона. Кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) Проповедь Е. (τν λγον το εαγγελου - Деян 15. 7; Кол 1. 5) является служением (διακονα - 2 Тим 4. 5), а проповедник Е.- это служитель (λειτουργν), который священнодействует (ερουργοντα) (Рим 15. 16) или служит (λατρεω) духом своим в благовествовании Сына (Рим 1. 9). Как священник, служащий Богу, ап. Павел проповедует Е.- это его богослужение. Верующие - жертва. Св. Дух, сходя на язычников, освящает их и делает их жертвой, благоприятной Богу. Это служение должно совершаться в истине: «истина благовествования» (Гал 2. 5, 14) противопоставляется «иному благовествованию», т. е. лжеучению (Гал 1. 6-7).

http://pravenc.ru/text/344423.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010