«На что вчера навел нас Апостол, - продолжает святитель Феофан, - то ныне прямо внушает нам Евангелие. «Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13, 33). «Итак бодрствуйте... чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими» (Мк. 13, 35-36). Надобно ждать, и каждое мгновение держать в мысли, что вот-вот явится Господь и воссияет, как молния от одного конца Вселенной до другого. Иным думается, что можно это ожидание Господа заменить ожиданием смерти. Хорошо и это или хоть это. Но ожидание Господня пришествия одно, а ожидание смерти - иное. Иная мысль о том и другом; иное и чувство, рождающееся под действием той и другой мысли. Дня Господня жди, в который все кончится определением безвозвратным. После смерти все еще будет длиться время нерешенного состояния; а день Господень все распределит на вечные веки и запечатлеет так, что уж не жди изменения. Ждал, говоришь. И еще жди. И все жди. Но это, скажешь, отравит все радости. Не отравит, а только изгонит из порядков твоей жизни такие радости, которые незаконно пользуются этим именем. Будешь и при этом радоваться, но только о Господе. И Господа ждать при такой радости можно, и если Господь застанет тебя в этой радости, не взыщет, а похвалит », - учит святитель Феофан Затворник. Мы видим, что святитель Феофан задает необычайно высокую планку апокалиптического бодрствования: « Надобно ждать, и каждое мгновение держать в мысли, что вот-вот явится Господь и воссияет, как молния от одного конца Вселенной до другого ». И это, вне всякого сомнения, оправданно, так как именно такого рода состояние христианского духа способствует тому, чтобы в окружающей действительности обнаруживать лукавую поступь «князя мира сего» и приметы «близости лета». Обратите внимание, святитель Феофан ничего не говорит здесь об Антихристе, не напоминает слова Апостола Павла: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет , доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели...» (2 Фесс. 2, 3). Забыл об этом предупреждении Апостола? - Это, вне всякого сомнения, исключено. Тогда в чем же дело? Как представляется, святитель Феофан Затворник исходит здесь из того, что со времен Апостола Павла прошло очень много времени, явилось множество не только «малых антихристов», но и тех, кого стали называть его «предтечами»; к тому же апостасия пустила глубокие корни и явила не только «зелень» но и «плоды», особенно в Западной Европе, где произошло множество революций, носивших разрушительный характер по отношению к Церкви. Одним словом, от плевел, взошедших на поле мира, рябило в глазах, так что ничего нового в самом Антихристе уже как бы и не будет явлено . Как быть в такой ситуации? Может быть, именно поэтому в Евангелии и предупреждает Христос о том, что в конце времен «будут... великие знамения с неба» (Лк. 21, 11)?

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/17/...

поиск:   разделы   рассылка Архим. Ианнуарий (Ивлиев) Эсхатология в Новом Завете: темы и проблемы Первые слова Иисуса Христа в начале Его публичной деятельности — возвещение начала нового века: " Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие " (Мк 1,14). Последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам на земле — возвещение Его присутствия в Церкви " во все дни до скончания века " (Мф 28,20). Этот век закончится. Новый век уже присутствует в этом веке. Последние строки Нового Завета провозглашают: " Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! " (Откр 22,20). Эсхатология пронизывает весь Новый Завет. Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на Конец составляет самоё душу всех писаний Нового Завета. Когда Апостол Павел говорит о христианской " надежде на Господа нашего Иисуса Христа " (1 Фесс 1,3), он говорит об ожидании Конца, Второго Христова Пришествия. Когда он пишет о стенаниях всей твари в надежде, что она, тварь, " освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих " (Рим 8,20-21), он пишет о томительном ожидании Конца. Наконец, когда Иисус Христос даёт заповедь молиться, то эта молитва " Отче наш " — молитва о Конце: " Да придет Царствие Твое " (Мф 6,10). Разумеется, Конец, о котором речь, не есть eschaton бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, есть telos, разумная конечная цель мировой истории. Нас сегодня поражает радикальный поворот в настроении христиан. Когда и как проник в сознание верующих парализующий страх перед таким Концом, — вопрос для церковной истории. Здесь нам предстоит дать хотя бы беглый обзор основных эсхатологических тем в самом Новом Завете. Ввиду сказанного не удивительно, что в новозаветной библеистике с начала 20-го века решающее значение придаётся именно эсхатологии. При этом рассматриваются два типа эсхатологических утверждений: так называемая " футуристическая эсхатология " (эсхатология будущего), связанная с апокалиптическими ожиданиями, и " реализованная эсхатология " , утверждающая, что с Иисусом Христом уже пришло Царствие Божие.

http://religare.ru/2_22914.html

Хотя Св. Кирилл Иерусалимский о времени, или первом годе власти антихриста, указываемом в книге пророка Даниила (7, 25 и 12, 7) отдельно от времен и полувремени, говорит, что это – год, «в который приходит пока в силу его появление»; однако не может быть сомнения в том, что три с половиной года обнимают один второй период деятельности антихриста. По книге Даниила святые будут преданы во власть антихриста на три с половиной года (7, 25). Очевидно, что тут разумеется господство его над ними насильственное, состоящее в борьбе с ними и в мучительском преследовании их. Он вел брань со святыми и превозмогал их (7, 21); а такого рода власть антихрист будет иметь только во второй период своей деятельности. По Апокалипсису язычники будут попирать святой город сорок два месяца (11, 2), и жена, 7 или Церковь убежала от яростного нападения змея, т. е. диавола, который будет действовать чрез антихриста, в пустыню, чтобы продолжать там свое существование в течение трех с половиною лет (12, 9. 13. 14. 15). Ясно, что в течение трех с половиною лет будет явное и яростное попрание и преследование Церкви, а такое преследование и попрание ее антихрист произведет только во второй период своей деятельности. По книге Даниила жертва прекратится и мерзость запустения станет на крыло святилища в половине последней седьмины (9, 27; ср. 7, 25); и, как можно предполагать, то и другое продолжится во всю вторую половину седьмины, – тем более, что в другом месте книги (12, 11) со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения определяется срок в тысячу двести девяносто дней, т. е., только немного больше трех с половиной лет. Но прекращение ежедневной жертвы и поставление мерзости запустения в святилище, очевидно, означают начало явного, дерзкого и, притом, всемирного владычества антихриста,– начало второго периода его деятельности, когда, по «предсказанию Апостола, откроется беззаконник (2 Фесс. 2:8), т. е., всенародно объявить себя антихристом и Богом (2, 4), отвергнет служение Богу и богам и потребует от всех божеского поклонения только себе одному.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Симеон Солунский о замене руковозложения миропомазанием говорить: „На крещённых Филиппом, как на принявших только крещение, Пётр и Иоанн возлагали руки, и те прияли Духа Святого, который и есть миро: ибо тогда при Апостолах и после них у многих других сие миро подавалось через возложение рук. И тогда было возложение рук, а теперь вместо рук служит само освящённое и так называемое – великое миро“ (Сим. Фесс. Том 1-й; стр. 23). В памятниках древности – Ветринского – говорится, что в таинство миропомазания входят: помазание, благословение рук и молитва (Ветринский; Том 2-й, стр. 524), и в той же книге на 21 листе сказано: „посему оно (миропомазание) называлось помазанием, возложением рук и испрошением Св. Духа“. С своей стороны я привёл доказательства, что в древней Церкви миропомазание заменялось руковозложением, но вы утверждаете, что этого доказать нельзя и говорите, что помазание миром уничтожает священство; мы этого не признаём, а потому вы нам ответьте на вопрос: У еретиков второго чина священство само по себе ничтожно, или от миропомазания? Конов. Ив. Григ. винит нас за то, что мы не находимся в общения с непокорными и говорит: почему их не принимаем в общение. Я ему ответил, что обращающиеся принимаются от равночестных, и он это слышал, но умолчал. Я говорю: если бы вы доказали от Писания, что через миропомазание на принятых в священном сане остаётся священство, мы подумали бы о вашем священстве, а вы хватили Соколова, да, как я сослался на него, вы говорите, что на Соколова ссылаюсь, а я на него сослался только потому, что вы на него сослались; на слова ваши я и сказал, что он пишет против вас. А потом Сильвестра привели и Ветринского, но и Ветринский говорит, что в таинстве были и другие действия и не может заменить одно другое. Я упомянул Тарасия, вы говорите: это частное, условное мнение, потому что он сказал: „может быть“. А Сильвестра-то – соборное? Что вы? – побойтесь Бога, Ив. Гр.! Ведь с Тарасиевым-то мнением согласился собор и сказали: „ради такого покаяния их, пусть будут приняты они по канонам“. Так понимали и истолковали 8-е правило отцы 7-го всел. собора: это правило вам не соответствует, и в своё оправдание вы основались на Сильвестре. И это основание ненадёжно: когда вы принимали Амвросия, тогда и богословия-то Сильвестрова не было.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Она есть поистине Священное Писание, возникшее не по человеческой воле, но изрекали его святые Божии человеки, будучи особым образом движимы Духом Святым (2 Петр. 1, 21). Поэтому мы должны рассматривать Библию и читать её не как слово человеческое, но как слово Божие (1 Фесс. 2, 13). И кто, разумея сказанное, не будет всячески почитать Библию и дорожить ею? Сия книга открывает нам благодатную волю Божию и драгоценнейший, любвеобильный, спасительный совет Божий в отношении меня и тебя, боголюбивый читатель, – как твоя и моя душа, содержащаяся в плену проклятия, повреждённая, падшая и заблудшая, может и должна быть искуплена, исцелена и спасена. Это есть то, что твой Творец и Спаситель хочет сказать и открыть тебе чрез Святого Своего Духа, когда ты слышишь и читаешь Писание, и от этого слова зависит жизнь и смерть, спасение или осуждение твоей бессмертной души. Посему читающий да разумеет (Мф. 24, 15). Не будь при занятии Писанием неблагоговеен и небрежен, как большинство людей, которые читают Библию без молитвы и жажды души, как будто они просматривают газету или торговые ведомости. Не уподобляйся и тем, кто в порыве увлечения берётся за Писание, но потом мало думает над прочитанным и не доводит его до сердца. Ты же первым делом собери свои мысли и чувства, отстрани их от всякого внешнего расточения, сядь в духе вместе с Марией к ногам Иисуса (Лк. 10, 39), и затем с наивозможнейшим благоговением и вдумчивостью читай внешнее слово Писания, в уповании, что Бог одновременно Духом Своим Святым откроет тебе и его внутреннее значение. 2. Читая слово Божие, мы всегда должны прилагать его к себе самим, к нашему собственному состоянию, положению, нуждам и обстоятельствам. Не слишком задерживайся на временах и лицах, о которых и к которым говорит Писание. Даже если в читаемом и усматривались бы пути Божии в отношении всей Его Церкви, – не это должно быть тем, на что преимущественно надлежит нам обращать внимание. Всё, что содержит Писание, написано для научения и наставления тебя и меня (Рим.

http://bogoslov.ru/article/5086640

III. Опыт миссионерского изъяснения извращаемых лжеучениями сектантства мест Священного Писания , на коих утверждаются основные догматы православной Церкви. О соборах Церкви Деян. 15 глава повествует об апостольском соборе. Объясн. В Иерусалиме было собрание и рассуждение на нем апостолов и пресвитеров со всей церковью (ст. 6–22), так чтобы и миряне знали основания постановленного решения и следовали ему разумно и по убеждению. На собрании говорил сначала ап. Петр (ст. 7–11), потом ап. Иаков (13–21), но решение постановлено всеми и послание к антиохийцам написано от лица апостолов, пресвитеров и братий (22–23). В этом послании мнение об обязательности обрезания для обращающихся ко Христу язычников отвергнуто, как вышедшее не от апостолов (24), – решение собора изложено в словах: Угодно было Святому Духу и нам не возлагать на вас никакой бремени более, кроме сего необходимого (ст. 28– 29). Что же усматривается из этой истории? 1) Вопросы о предметах веры, возбуждающие разногласие в отдельных церквах, разрешаются собором. 2) В Иерусалимском соборе участвуют пресвитеры, так что соборы могут собираться и по отшествии апостолов, их преемниками, из епископов и пресвитеров при участии мирян. 3) Решение собора есть решение Святого Духа, наставляющего на истину предстоятелей Церкви. Вот основания по которым мы должны считать вселенские соборы высшего видимой властью в Церкви и постановления их как обязательные для христиан правила веры. Итак, в апостольской церкви было положено начало соборов. Другие примеры соборного рассмотрения и решения церковных дел можно находить в Деян. 1, 15–26; 6, 1–5; 8, 14 и др. Освященном Предании Мф. 15, 3 –.9. «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего... но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Исаия 29, 13). Объясн. Здесь Иисус Христос говорил не о всяком Предании, а только фарисейском, которое назвал: «вашим», было и другое предание не от старцев, но от отцов? Иоан. 7, 22 ; фарисеи же соблюдали предания старцев, относящиеся не к религиозной, а к обыденной жизни: Марк. 7, 3–8 . Смешивать это предание со Священным Преданием нельзя, ибо оно есть слово Божие: Гал. 1, 11–12 ; за соблюдение Священного Предания апостол хвалит 1Кор. 11, 2–3 ; и просит держаться его: 2 Фесс. 2, 15; 2Тим. 1, 13 ; и передавать другим: 2Тим. 2, 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

На важность Истины воскресения мертвых, по которой она есть «завершительный пункт всего божественного дела нашего спасения, его необходимейшее и важнейшее развитие». 731 Сам Господь наш указывал неоднократно. Так Он говорит о ней три раза в своей чудной речи, заключающей характеристику Его спасительного дела: «Се есть воля пославшаго мя Отца, да все, еже даде ми, не погублю от него, но воскрешу е в последний день. Се же есть воля пославшаго мя, да всяк видяй Сына и веруяй в него, имать живот вечный, и воскрешу его аз в последний день. Никтоже может приити ко мне, аще не Отец пославый мя привлечет его, и воскрешу его аз в последний день», 732 называет себя прямо воскресением и жизнью, 733 т.е., имеющим в Себе самом власть и силу воскрешать и затем даровать жизнь вечную; свидетельство о своих чудесных знамениях, в ответе вопрошавшему Его через двух учеников Крестителю, заключает так: «мертвии востают и нищим благовествуется 734 Евангелие». Св. Апостол Павел об отношении учения о воскресении мертвых ко всей Евангельской проповеди о нашем спасении свидетельствует 735 : «если проповедуется, что Христос воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, если оно невозможно, то и Христос не воскрес, так как Он также человек; а если Он не воскрес, то проповедь наша есть проповедь о несуществующем, проповедь лжецов, и вы еще во грехах, как остающиеся без живого Искупителя». Св. Павел заключает здесь от факта будущего к факту прошедшему, от факта воскресения мертвых к факту воскресения Христа, в полную уверенность нашей веры в деле нашего спасения призывает в свидетели этих разновременных фактов. Если в нас нет живой уверенности в будущем нашем воскресении, то не может быть и веры в истину воскресения Христа, а если нет и этой веры, то и вся проповедь о нашем спасении тщетна: мы еще в грехах. Довольно ощутимая нелепость этого последнего вывода должна несомненно убеждать нас в истинности понятия и действия воскресения. Мысль о воскресении Христа и нашем, доказанную таким образом отрицательно от противного, Апостол в конце вывода выражает и положительно. «Ныне же Христос воста от мертвых, начаток (παρχ) умершим бысть». 736 Христос, первенец и глава откровения жизни и воскресения, восстал из мертвых и тем дал нам полную уверенность и несомненное ручательство в нашем воскресении. Воскресшим Христом впервые введет новый принцип в человечество – принцип воскресения, который, как принцип, должен действовать далее и иметь сильное и полное значение в объеме всего человечества. 737 На тесное внутреннее отношение учения о воскресении мертвых к главному пункту христианского вероучения–воскресению Христа, находится указание и в других местах Ап. Павла, напр., Фил. 3, 20–21 ; 2Кор. 4, 14; 1 Фесс. 4, 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Кириллом Иерусалимским, который так говорит: «Благодарение Богу, который великость скорби ограничит немногими днями! Ибо говорит: ради избранных сократятся те дни ( Мф. 24:22 ). Антихрист будет царствовать только три года с половиною» 21 . Профессор Нильский из неправильности славянского перевода извлекает даже пользу для полемики с раскольниками, но совершенно не удачно. «Несправедлива, говорит он, мысль раскольников, будто нельзя разуметь три года с половиною царства антихристова в собственном смысле потому, что тогда сделается известным, вопреки учению Слова Божия, время второго пришествия Христова и кончины мира, – по крайней мере тем, кои доживут до пришествия сына погибели. Господь, как говорить Св. Ефрем Сирин , с чем согласны и другие отцы церкви, сократить по благости своей краткое время царства человека беззакония; значит о дне том и часе, в который придет Спаситель, все–таки не будет известно никому из современников антихриста, хотя бы они и знали время, с которого начнется царство сына беззакония» 22 . Такое опровержение раскольников не годилось бы даже и в том случае, если бы Ефрем Сирин на самом деле полагал, что время мучительства антихристова сократится до трех лет; потому что три года столь же определенная величина времени, как и три года с половиною, и потому знающий начало ее будет наперед знать, когда наступить конец. Люди не предузнают дня пришествия Господа не потому, что не будут знать, сколько времени продолжится мучительство антихристово, а потому, что огромное большинство их в антихристе не признают антихриста. Это те, которые будут верить лжи (2 Фесс. 2:11), имена которых не написаны в книге жизни у Агнца ( Апок. 13:8 ), которые будут столь же беспечны и так же глубоко погружены исключительно в земные интересы, как это было во дни Ноя и Лота ( Лук. 17:26–29 ). Это говорит и Св. Ефрем в том же Слове. По его мнению, святым «без труда сделается известным пришествие антихриста, а кто имеет ум на дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно; ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, но будет верить, и погнушается тем, кто говорит».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Итак, будем стараться пребывать в присутствии Божием в сердце, как малое, простое, не имеющее своей воли и устремлений дитя, которое ничего не знает и ничего не хочет знать. 45. Такое дитя Отец любит (хотя оно может и не разуметь того) и откроет ему Себя в то время, таким образом и в той мере, в какой это Ему угодно, – чем чада Божии совершенно и утешаются. 46. Посмотрите, дорогой мой друг, не есть ли этот путь самый лучший и надёжный? Притом же всё сие столь необходимо, что (как уже не раз сказано) невозможно познать Бога и его истину право и со многим удостоверением (1 Фесс. 1, 5), кроме как только в том человеке и тем человеком, который чрез умирание самому себе, своей плоти, страстям, похотениям и своей воле приходит к всецелой внутренней жизни и к безмолвию, и который чрез отстранение от многоразличных излишних размышлений и действований рассудка становится простым, как дитя. 47. Ибо не в голове, но в сердце открывается чистое и истинное разумение к познанию Бога и божественных вещей; там – очи сердца (Еф. 1, 18), которые нам должен открыть Бог. 48. Большинство, или даже и все действия ума, которые мы чувствуем в себе, принадлежат рассудку; чрез его действование чистое разумение божественных вещей скрывается – его как бы затопляет потоп из помыслов и размышлений. И как рассудок имеет явное дружество с плотью и кровью, так чистое разумение имеет внутреннее дружество с сердцем; оно как бы сроднилось с ним, да и есть само сердце. Поэтому Писание говорит, что мудрость почиет не в голове, но в сердце разумного (Притч. 14, 33). Апостол Павел сетует на Иудеев, знавших слово Божие чуть ли не наизусть, что они не разумеют его сердцем, и что сердце их огрубело (Деян. 28, 27). И о великих мудрецах из язычников говорит он, что сердца их омрачены и несмысленны (Рим. 1, 21). 49. Поэтому мне бы хотелось, чтобы мы ко всему прилагали немного меньше головы и гораздо больше сердца и любви. Мы сделались какими-то уж слишком умными пред Господом. Пойдём же из головы в сердце! О, какой это прекрасный и надёжный путь! Бог любит чад сердца; Он радуется им и в них, и открывает им то, что утаил от мудрых и разумных (Мф. 11, 25). 50. В голове – мёртвые, пустые отображения истины; в сердце же человек находит саму живую истину, помазание, которое учит нас всему (1 Ин. 2, 27). В сердце обретается животворящий источник света. Тот, кто живёт с Богом, обратившись в своё сердце, часто единым воззрением внутреннего ока увидит столько, сколько иной, при величайшем напряжении всех своих сил, не увидит никогда.

http://bogoslov.ru/article/5117439

Дом псаломщика. Инструктировал его в продолжении трех часов. ______ [Л. 60] 10/II–1926 г. с [ е л о] М а л а х о в о. Д[ом ?] Ив[ана] Ив[ановича] Мягкова – прав[ославный]. Сект[анты] – соседи. Илья Ив[анович] Мягков. Ж[ена] Евдокия и семья. [Л. 60 об.]. В Ц[арство] Б[ожие] “И не войдет в него ничто нечистое” ( Откр. 21, 22 ). Образец здрав[ого] уч[ения] и Доброе исповед[ание] у о. Петра._________________ У о. Диакона – Новый Завет . [Позднее написано:] Получен.____________________ Добр[ое] Испов[едание] и Катихизис у диакона Кондратьева. [ЛЛ. 61–62 об. вырваны. Л. 62 об. был заполнен, есть следы текста. Авторская пагинация заканчивается на с. 60. Далее следуют последние в дневнике страницы, употребленные для памятных и справочных записей]. [Л. 63. В начале листа помещены загадки написанные другим почерком, не рукой о. Михаила.– п. С. П.] Дедушка мост мостит без топора и ножа. (Мороз). Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, Он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед). Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер). _____________ 2Петр. 1, 20 . Никакого пророчества нельзя разрешить самому собой. 19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, 20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. 21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым . 2 Фесс. 2, 2. “Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, плоти слова, ни от послания, как бы нами посланного”. Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. 3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели]. ______

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010