Без нашей молитвы подача записки превращается в профанацию. Поэтому прежде всего нам нужно самим молиться за наших близких и знакомых. Если они свои православные имена «позабыли», то это указывает на их отношение к своей церковной жизни; тем не менее, если они крещены в Православной Церкви, то нет никаких препятствий подавать их имена на проскомидию перед Литургией (на которой поминаются только члены Православной Церкви), а тем более на молебны, где можно поминать всех, за кого мы молимся. 118. Изначально была дана лишь молитва «Отче наш». Откуда взялись остальные молитвы, уподобляющие верующих язычникам? Откуда взялись молитвы " О здравии " , " Об устройстве на работу " , " О вразумлении " и т.д. и т.п. Кстати, и молитв святым приносить Спаситель тоже не учил. Откуда тогда и это взялось? Не от маловерия ли? Насчёт молитв святым Бог как раз учил. Ещё в Ветхом Завете Господь, к примеру, не принимал молитву израильтян; когда же они просили Моисея молиться о них, Бог исполнял его прошение о народе (Числ. 21, 7). Что касается остальных молитв – то Вы не ту книжку открыли. Посмотрите богослужебные книги Православной Церкви, и Вы увидите, что большинство молитв взято из Священного Писания, особенно из Псалтири, или изречены великими святыми Христовой Церкви, которые были движимы Духом Святым, исполняя заповедь: непрестанно молитесь (1 Фесс. 5, 17).  Апостол Павел говорит, чтобы мы всякое наше прошение, всякую нужду возвещали Богу (Фил. 4, 6). То, что общие всем нужды облечены в традиционные слова церковных молитв – явление совершенно естественное, и нисколько не противоречит молитве «Отче наш», ибо церковные молитвы ничего не прибавляют к молитве Господней, а лишь расширяют и конкретизируют её содержание. Другое дело – нужды более частные. Те молитвы, на которые указали Вы, и которые отражают эти частные нужды, взялись не от маловерия, а от обрядоверия. Многим православным очень трудно от сердца помолиться Господу, по слову Апостола возвещая Ему свои просьбы; им обязательно нужно, чтобы молитва была напечатана в книжке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=181...

А вот в религиозной сфере это не так: здесь написанное обязательно должно совпадать с тем, как человек живет. Преподобный Антоний Великий говорил: «Величайшее безобразие — заповедовать другому делать то, чего сам не исполняешь». Впрочем, в данном случае сразу возникает сложность. Дело в том, что многое у о. Андрея написано хорошо, и его сторонники, одобряющие его решение, говорят: «А он и поступил в соответствии с тем, что он писал и говорил. Свободно и радостно он последовал Христу, позвавшему его на новый этап жизни»…  И здесь я бы сказал о своем личном отношении к тому духовному направлению, ярким представителем которого был архим. Андрей. Я бы назвал это направление «коуч-христианство».  Отталкиваясь от реальных проблем нашей церковной педагогики, в которой действительно есть некая узость, «детсадовость» и аскетический перекос (это тема очень сложная и требующая отдельного разговора), «коуч-христианство» вместе с водой выплескивает и ребенка, и вовсе обесценивает страдания, духовный подвиг и неотмирную основу нашей веры. Это христианство без креста. Говоря словами Апостола Павла, «многие… поступают как враги креста Христова… Их бог – чрево,.. они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах» (Фил. 3, 18–19).  Еще раз повторю, для современного человека это крайне сложная тема, здесь очень важен «царский путь», чтобы не уклоняться в те или иные крайности. Но в любом случае христианства без Креста Христова не бывает, и подменять подлинную жизнь во Христе (включающую в себя не только радость, но и страдания) поверхностным «коучизмом», конечно, нельзя.  Опираться же на книги в принципе нужно с большой осторожностью, следуя совету того же Апостола: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фесс. 5, 21).      — В некоторых приходах читать Конаноса теперь не рекомендуют. Это кардинально слишком или нет? — На мой взгляд, тут проявляется некоторая «детсадовость», о которой я только что сказал. Читать можно все, только нужно правильно относиться к читаемому — и это правильное отношение и должно быть заботой пастырей Церкви. Суррогаты вместо слова Господня

http://pravmir.ru/kouch-hristianstvo-igu...

Итак: опора на Священное Писание, повседневное христианство, домашние собрания (желательно и с участием пресвитеров) для изучения Писания и обсуждения опыта жизни во Христе, и аскетика веры — вот то западное  заимствование (отчасти уже и бывшее у нас в XVIII веке, то есть это и наша традиция), которое, на мой взгляд, в контексте духовных поисков нашей эпохи может открыть новые творческие пути развития церковной жизни (всё это, разумеется, не отрицает нормативной церковности — участия в Таинствах и проч.). Фото: VK/Симбирская митрополия Я хочу здесь особенно и со всей настойчивостью подчеркнуть, что речь не идёт о реформе Церкви, подобной той, 500-летие которой мы сегодня вспоминаем. Никаких реформаций и революций не нужно ни в коем случае; да и время реформаций ушло. Речь идёт исключительно о жизни христианских личностей, об исполнении ими заповедей Христа — не бойтесь (Лк. 12, 7), и Апостола — всё мне позволительно… (1 Кор. 6, 12); всё испытывайте, хорошего держитесь (1 Фесс. 5, 21). Но для этого нужна смелость. И здесь как раз очень важен для нас образ приснопамятного о. Александра Меня. В его лице мы имеем пример — как, оставаясь подлинно православным, быть вместе с тем открытым западному опыту и иметь постоянное благое дерзновение о Христе. Хорошо понимаю, что многое, о чём я сейчас говорил, сегодня, мягко говоря, не очень приветствуется. Но и о. Александр всю свою жизнь шёл «против течения» — хотя он, так же как и я, был противником всяких внешних реформаций и революций. Реформация души – вот что необходимо: «избегать всякой рутины в отношениях с Богом» (как говорил недавно почивший замечательный психолог Ф. Е. Василюк) и ничего не бояться, чтобы только жить во Христе.   «История русской Церкви» А. В. Карташёва — наиболее взвешенная оценка, на мой взгляд; а из последнего времени – книга о. Павла Ходзинского «Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи».   См. Священник Павел Ходзинский. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. М., 2010, стр. 21.

http://pravmir.ru/protivojadie-ot-rastse...

После сего обстоятельного наставления еще раскрывается в Евангелии от Иоанна существенное учение таинственной внутренней молитвы сердца и, во-первых, предлагается в мудрой истории беседа Иисуса Христа с Самарянкой, где открывается внутреннее поклонение Богу в духе и истине, какового желает Бог, и которая есть непрестанная истинная молитва, как живая вода, текущая в живот вечный (Иоан. IV, 5-25). Далее в 15 главе от 4-го стиха до 8-го еще яснее изображается сила, мощность и необходимость молитвы внутренней, т. е. пребывание души во Христе, в непрестанной памяти Божией. Наконец, прочти в 16-ой главе сего же Евангелиста от 23-го до 25-го стиха. Смотри, какая из сего раскрывается тайна! Видишь ли, что молитва во имя Иисуса Христа, или так называемая Иисусова молитва, т. е. Господи, Иисусе Христе, помилуй мя , часто и многократно повторяемая, имеет величайшую силу и с большим удобством отверзает сердце и освящает. Это достоверно можно заметить из примера. Апостолов, которые хотя и не один год были учениками Господа Иисуса и уже были от Него научены молитве Господней, т. е. «Отче наш» , и нам от них известной, но при окончании Своей земной жизни Иисус Христос открыл им тайну, чего еще в молитве им недоставало, чтобы молитва их была решительно успешна. Он сказал им: «Доселе не просисте ничесоже во имя Мое. Елика аще чесо просите от Отца во имя Мое даст вам». Это так с ними и было, ибо после сего, когда Апостолы научились приносить молитву во имя Господа Иисуса Христа, тогда сколько они произвели дивных чудотворений, и как обильно просветились сами!.. Теперь видишь ли связь и полноту учения о молитве, так премудро изложенную в св. Евангелии? Если же после сего приступить к чтению и посланий Апостольских, то и в них найдешь также последовательное учение молитвы. Для продолжения предшествовавших замечаний я укажу тебе некоторые места, изъявляющие принадлежности к молитве. Так в Деяниях Апостольских описывается практика, т. е. прилежное и постоянное упражнение в молитве первенствующих христиан, просвещенных уверованием во Иисуса Христа (Деян. IV, 31); повествуется о плодах или последствиях сего постоянного пребывания в молитве, т. е. излияния Духа Святого и даров Его на молящихся. Подобно сему увидишь и в 16 главе, в стихах 25 и 26. Потом следуй по порядку посланий Апостольских и ты увидишь: 1) как необходима молитва во всех случаях жизни (Иак. V, 13–16); 2) как помоществует молиться Дух Святый (Иуд. I, 20–21) и (Рим., VШ, 26); 3) как должно всегда молиться духом (Ефес. V1, 18); 4) сколь потребны спокойствие или внутренний мир при молитве (Филип. IV, 6–7); 5) сколь необходимо непрестанно молиться (Фесс. V, 17, и 6) наконец заметим, что должно молиться не токмо о себе, но и о всех (1 Тим. II, 1–5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2410...

Для успешной борьбы с чувственными соблазнами, с чувственностью и падениями необходимо удаляться от всего того, что распаляет воображение в эротическом направлении, в виде рисунков, книг, разговоров, зрелищ, удаляться от общения с людьми развращенными и воздерживаться от таких свиданий глаз на глаз (особенно с лицами другого пола), которые явно опасны для целомудрия и проч. Христианину необходимо помнить взгляд на человеческое тело Священного Писания: оно называется членом тела Христова, храмом Святого Духа и некогда воскреснет для вечной жизни с душой ( 1Кор. 6:15; 6:19 ; Ин. 5:25 ). На страшном суде каждый из нас получит доброе или злое, «яже с телом содела» ( 2Кор. 5:10 ). Апостол Павел призывает христиан представить тела свои в жертву живую, святую, богоугодную Богу, хранить без порока дух, душу и тело в пришествие Господа Иисуса Христа ( Рим. 12:1; 1 Фесс. 5:23). Отсюда вытекает и высокая обязанность христиан – блюсти нравственную чистоту тела и целомудрие (свящ. М. Монстров. Уроки по христианскому нравоучению, изд. 2-е, СПБ. 1914, гл. 21-я, стр. 192–201). В Священном Писании под целомудрием понимается и вообще всякое воздержание, трезвость, умеренность, скромность и благоразумие. Быть целомудренным – значит мудро охранять свою душевную целость, непорочность. Это, так сказать, духовное самосохранение христианина. Естественно, что духовное самосохранение нашей души требует и чистоты тела, телесного целомудрия (там же, стр. 190). Целомудрие требует от христианина скромности и во всем его внешнем поведении, одежде и проч. Одеваться необходимо чисто, скромно, без излишней роскоши, суетного украшения и легкомысленного щегольства, соответственно своему званию и состоянию (прекрасно разобран вопрос у св. Тихона Задонского . Творен. Т. 2, изд. 5-е. О истинном христианство, кн. 1-я, §62–68. О суетном и прелестном украшении). Скромное положение тела и вообще внешнее поведение должны быть живым отображением благочестивого духа, благонравия и скромности христианина. Не должно показывать в себе ничего такого, что могло бы соблазнять смотрящих на нас: не должно быть грубости, строптивости, наглости в словах, легкомысленности, неприличия во всех движениях. Скромность и кротость ваша да будут известны всем человекам, – говорит Апостол ( Филип. 4:5 ; ср. 2Кор. 10:1 ; еп. Петр. Указание пути ко спасению. §44. См. также у преп. аввы Дорофея . Поуч. 4-е. О страхе Божием. О том, как вести себя в обществе, – см. у св. Климента Александрийского . «Педагог», кн. 2-я, гл. 7-я. Отрывок помещен в сборнике «Учении святых отцов Церкви православной о вере и жизни христианской», сост. проф. В. Ф. Певницкий , ч. 2. Учение о христианской жизни, изд. 4-е. М., 1904, стр. 283–287).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Помяни, Господи, предстоящыя люди, и ради благословных вин оставльшихся, и помилуй их и нас по множеству милости Твоея (Неем. 13:22 сокровища их (Пс. 143:13 Иез. 27:16 исполни всякаго блага (Втор. 6:11 Притч. 8:21 супружества их в мире и единомыслии соблюди: младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи, малодушныя утеши (1 Фесс. 5:14 расточенныя собери (Пс. 105:47 прельщенныя обрати и совокупи Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви: стужаемыя от духов нечистых (Лк. 6:18 свободи, плавающым сплавай, путешествующым сшествуй, вдовицам предстани, сирых защити, плененыя избави, недугующыя исцели. На судищи, и в рудах, и в заточениях, и в горьких работах, и всякой скорби, и нужде, и обстоянии сущих помяни, Боже. И всех требующих великаго Твоего благоутробия, и любящих нас, и ненавидящих, и заповедавших нам недостойным молитися о них, и вся люди Твоя помяни, Господи Боже наш, и на вся излий богатую Твою милость, всем подай, яже ко спасению прошения. И ихже мы не помянухом неведением, или забвением, или множеством имен, Сам помяни. Боже, ведый коегождо возраст и именование, ведый коегождо от утробы матере его: Ты бо еси, Господи, помощь безпомощным, надежда безнадежным (Иудифь 9:11 обуреваемым Спаситель, плавающим пристанище, недугующим Врач. Сам всем вся буди, ведый коегождо, и прошение его, дом, и потребу его. Избави, Господи, град сей, и всякий град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани " . После этого длительного поминовения священник в обеих литургиях возглашает: " В первых помяни, Господи, Патриарха (и/или Архиепископа, и/или Епископа), ихже (или егоже) даруй Святей Твоей Церкви, в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины " (2Тим. 2:15 (Или в единственном числе " цела, честна, здрава... " ) В то время, как певцы поют: " И всех и вся " , — диакону положено читать помянник живых, а священник читает дальше ходатайственную молитву: Литургия святого Иоанна Златоустого: Литургия Святого Василия Великого: " Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Ничто не войдет скверное в Царство Небесное (См.: Откр.21:27 ) . Вся та сквернота, которая была в прошлом, и – увы! – очевидно, будет тянуться и в будущее, останется здесь на земле, истлеет, и забудут о ней. Но то, что приобретается силой веры и чистым духом, то идет в вечность. Позаботимся, братья и сестры, чтобы это сокровище собирали мы здесь, на земле, а не где-то, в каких-то других областях, именно здесь: дома, на улице, на рабочем месте, в общении одного с другим – здесь собираем мы «сокровище на небесах»! (См.: Лк.12:33–34 ) . Позаботимся о покаянии, о чистоте души и о постоянной, беспрерывной молитве Богу. Много учит нас Святая Церковь и говорит: непрестанно молитесь и за все благодарите (1 Фесс.5:17–18) . Время благоприятно! Посмотрите, сколько прекрасных книг лежит повсюду. Кто из нас с усердием читает то, над чем трудились люди? Позаботимся о том, чтобы через книгу, через доброе слово в душе нашей воцарился тот обетованный Богом благодатный мир, который и есть преддверие будущей жизни вечной. Да поможет нам Господь и Царица Небесная на этом спасительном пути, и чтобы этот год стал годом духовного просвещения каждого, кто переступает этот порог времени. Аминь. 31 декабря 2000 года XX. Проповедь после акафиста иконе Божией Матери «Взыскание погибших» Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, братья и сестры, впервые в наступившем году собрались мы на акафистное пение, и время говорить нам о духовном нашем пути. Кто был на предновогоднем молебне, может быть, обратил внимание – может быть, нет, – я говорил о том, что мы благодарим Господа Бога за благодеяния, бывшие на нас в мимошедшем лете благости Его. Благодеяния великие и знаменательные. Ширится пространство Православия по всему миру и в нашей земле, умножаются храмы, умножается паства, вновь в центре Москвы воздвигнут величественный храм. И весь мир, не только мы, православные люди, но и во многих странах, где мне приходилось слышать и видеть самому (не позже, чем вчера вечером говорил я с людьми издалека), надежда мира – на Православие, и именно на Русскую Православную Церковь. И потому в своем новогоднем слове после благодарения Богу говорил я вам, что нынешний год – год, в котором мы должны показать Господу плоды духовного возрастания.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

744, 1), что 1 Фесс. частью отвечает на письмо Фессалоникийцев и иногда воспроизводит его 9 . Эта догадка, допускавшая ранее и для других Павловых посланий 10 , не менее возможна для 2 Фесс., а в последнее время применятся к нему не без успеха (см. J. Ev. Frame, p. 19, 21, 219, 220, 288, 290, 295) при объяснении некоторых хараткерных частностей (напр., выразительного φελομεν 3, 13, αϑς ξιον 3, ατος μς 4, α в ες α I, 11) и при устранении экзегетических трудностей (III, 1–5), между тем этому предположению вовсе не противоречит οομεν III, 11, где констатируется лишь осведомление без точной квалификации конкретного способа, устного или письменного (ср. J. Ev. Frame, p. 220, 306 и Prof. Ernest De Will Burton, Syntax of the Moods and Tenses in the New Testament Greek, Chicago 1893, p. 10 § 16: «The use of οω meaning I am informed is more nearly a proper Present for Perfect»). Нам лично представляется, что будут более естественны по своему происхождению довольно загадочные речения 2 Фесс. 2, если видеть в них отражение письменних формул в обращении к Апостолу самих Фессалоникийцев, для которых был понятен ответ на их язык, хотя мы, не зная вполне последнего, должны ограничиваться вероятностью. Заключительная фраза ς τι νστηεν μρα το Χριστο (Κυρου) напоминает прямую цитату, причем ς отмечает апостольское суждение 11 , а τι подчеркивает буквалистическую точность тезиса. Тогда исчезает некоторая примрачность и этого сочетания (ср. Freidrich Blass Grammatik des neutestamentlichen Griechisch, 4-te Autl. besorgt von Dr. phil. Albert Debrunner, Göttingen 1913, § 396, S. 227–228) и perfectuma νστηεν, которое – иначе – требует разных окольных приемов для уразумения того, как можно было говорить о совершившемся факте, коль скоро его еще не находилось в наличности, – и потому «буквальное значение… не совсем подходило к положению читателей», ибо «ни один христианин того времени не мог сказать что день Господень уже наступил» (см. у о. Вл. Н. Страхова, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

к фесс. с. 82. Спб. 1859. Бл. Феодор. Толк. на п. к фесс.: тв. ч. 7 с. 530. М. 1861. 705 Св. Злат. Бес. на 1 п. к кор. 19: ч. 1 с. 345–346. Спб. 1858. Бл. Феодор. Толк. на 1 п. к кор.: тв. ч. 7 с. 220. М. 1861. 707 Терт. Прот. Марк. кн. 5 гл. 18 и О единобр. гл. 5: тв с. 333. 390. Вен. 1701. Клим. ал. Стром. кн. 3: тв. с. 462. Пар. 1641. Св. Злат. Бес. на кн. быт. 56;, ч. 3 с. 254. Спб. 1853. Бес. на п. к ефес. 20 с. 323. Спб. 1858. Пр. Иерон. Толк. на п. к ефес.: тв. т. 4 ч. 1 с. 392. 393. Пар. 1706. Бл. Авг. О брак. и пох. кн. 1 гл. 10: тв. т. 10 с. 191. Антв. 1700. Св. Лев. вел. Пис. 2: тв. т. 1 стр. 207. Лион, 1700. 708 Почему же брак не был таинством до Христианства? – Потому что дотоле не было еще Святого Духа ( Ин. 7:39 ), вследствие чего не было для человечества не брака только, но и других таинств. См. § 350 п. II, стр. 219–230. 713 «Во граде Бога живаго, в горе святей Его ( Пс. 47:2 ), т. е. в Церкви, предлагается не только союз брачный, но и таинство (sacramentum)… Таинство (sacramentum) брака ограничено у нас (христиан) одним мужем и одною женою... В нашем (христианском) браке более значит святость таинства (sacramenti), нежели плодородие матери… Благо супружества у всех народов и у всех людей поставляется в рождении детей и в сохранении целомудрия; а что касается народа Божия: то у него оно поставляется еще в святости таинства (sacramenti), по которой и отринутому лицу не дозволяется сочетаться с другим лицем, доколе супруг его находится в живых... Брак есть благо во всем, свойственном ему, а свойственны ему три вещи: чадородие, верность целомудрию, таинство (sacramentum) союза». Бл. Авг. О вер. и дел гл. 7, О благ. супр. гл. 18. 21. 24 и О грех. первор. гл. 34: тв. т. 6 с. 125. 242. 243. 246. т. 10 с. 181. Антв. 1700–1. Сн. О брак. и о пох. гл. 10. 17: т. 10 с. 191. 194. 715 Они говорили о браке большею частию против лжеучителей, охуждавших его? Но из того напр., что св. отцы и писатели Церкви, обличая лжеучителей, хуливших Сына Божия, говорили, что Он есть Бог воплотившийся, пострадавший нашего ради спасения и проч., следует ли, что Он не таков? 716 Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

874 Cf. Origen., Contra Celsum V, 20; IV, 68. 875 Платон. Тимей, 22 с-е. 876 Эта идея о зависимости эллинов от «варварской философии», то есть иудейских и христианских учений, была очень популярна во времена Климента. Подробнее об этом см. четырнадцатую главу этой книги Стромат, полностью посвященную «плагиату эллинов». Ср. Стром., I, 87. 877 Cf. Быт. 6: 2; Енох. 16: 3; Тертуллиан, О душе, 2, 3. 878 Софокл, Царь Эдип, 110—111. 879 Menander, fr. 164 Koerte. 880 Ср. Илиада, XVIII, 107. 881 Тимон из Флиунта был учеником основателя скептицизма Пиррона. Приведенный Климентом отрывок (Timo Phliasius, fr. 795—96 L. Lloyd-Jones-Parsons, Suppl. Hell.) является пародией на Илиаду (V, 518; VI, 440—443). 882 Подробнее об этих фигурах см. комментарий. 883 No. 207 Preger (Inscript. Gr. Metr.). 884 Платон, Критон 48b5—6. 885 Платон, Федр 248, 249. 886 Пир, 206с — 208b. 887 Платон, Теэтет, 150 b-c. 888 Ср. Пир, 206с. 889 I Кор. 4: 15. Ср. I Петр. 1: 3.23. 890 Empedocles, fr. 17, 21 DK (31, 21 Bollack; пер. А. Лебедева). Ср. Empedocles, fr. 17, 7 (31, 7). 891 Parmenides, fr. 4 DK. 892 Платон, Государство, V 475 e. 893 Возможно, здесь речь идет о Федре, 246а. Однако в этом месте Платон рассуждает о душе, а не об истине. 894 Федр, 247 c 6—9. 895 Ср. Мф. 11: 12. 896 Гесиод, Труды и дни, 287—289; cf. Euripides, fr. 432 Nauck (TGF). 897 Этот отрывок представляет собой парафраз, приписываемый различным авторам. Cf. Poet. Lyr. Gr., 86 b (959 Page, PMG). 898 Алкивиад I, 109е. 899 Платон, Государство, VI 494а3. 900 Федон, 69с. 901 I Кор. 8: 7. 902 II Фесс. 3: 1.2. 903 Cleanthes, fr. 559 Arnim; fr. 4 Powell. 904 Cf. CAF III, ii 518. Автор неизвестен. Возможно, здесь содержится указание на «открытое голосование», когда решение принимается в пользу тех, чье «мнение» звучит громче. 905 Притч. 10: 14. 906 Empedocles, fr. 4 DK (27 Bollack). 907 Притч. 26: 5. 908 I Кор. 9: 22. 909 910 Это предложение является платонической реминисценцией. Ср. Государство, 475е5, Федон, 69с5, Федр 247а7—8. 911 I Кор. 2: 13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010