В своей сверхъестественной сфере сердце становится пространством активизации ума. Согласно терминологии православия, ум, называемый в Новом Завете «духом» человека и «оком души его», есть энергия души, посредством которой человек познает Бога, достигая духовного созерцания Бога – боговидения. Конечно, необходимо оговориться, что познание Бога означает не познание его недоступной и непостижимой Божественной сущности, но Божественной энергии. Различение сущности и энергии в Боге является важнейшим отличием православия от других вероисповеданий христианства. Деятельность ума в сердце называется «умным деланием» (noetic faculty). И вновь отметим, что Ум и Логос (Рассудок) в православии не отождествляются, ибо рассудок сосредоточен в мозге, а разум в сердце. Умное делание осуществляется как непрестанная молитва (ср. 1 Фесс. 5:17) Святого Духа в сердце (ср. Гал. 4:6 ; Ром. 8:26; 1 Фесс. 5:19) и называется святыми отцами «памятью Божией». Человек, имея в сердце «память Божию», то есть, слыша в своем сердце Его «зов» ( 1Кор. 14:2 ; Гал. 4 ; 6 и т. д.), ощущает, что Бог «живет в нем» (Ром. 8:11). Василий Великий во втором письме говорит, что память Божия пребывает в нас непрестанно, если разум не рассеивается на земные заботы, но «восходит» к Богу, то есть достигает общения с Богом. Однако это не означает, что верующий, настроенный в своей деятельности на Божественную энергию, полностью отрешается от необходимых житейских вещей, пребывая в бездействии или в некоем экстазе, но означает лишь освобождение ума от забот, которыми должен заниматься рассудок. Покажем это на понятном примере. Ученый, научившийся умному деланию, при помощи рассудка решает научные вопросы, тогда как ум, заключенный в его сердце, хранит неизменной память Божию. Человек, сохраняющий все три вышеуказанные системы памяти, является святым. Такого человека православие считает здоровым (normal). И потому православное исцеление состоит в приведении человека к такой святости. Остановка или замедление действия умной энергии человека составляет сущность грехопадения. Пресловутый «первородный грех» есть не что иное как неспособность человека в самом начале своего исторического пути сохранить память Божию, то есть общность с Богом в своем сердце. Это болезненное состояние охватывает всех потомков прародителей, ибо речь идет не о личном преступлении против нравственности, но о недуге самого естества человеческого. «Естество наше заболело грехом», – замечает святой Кирилл Александрийский († 444), и недуг этот передается из поколения в поколения, подобно тому, как болезнь дерева передается всем его ветвям.

http://azbyka.ru/pravoslavie-kak-iscelen...

Ефес. 4:13 . (Непрестанно растет) в меру полного возраста Христова. Ефес. 15 . (И в себе) возвращает все в Того, который есть глава Христос. з) Православная Церковь, разрешая разные вопросы на соборах, основывалась на свящ. Писании и Предании Апостолов Деян. 15:28 . Угодно Св. Духу и нам... Деян. 16:4 . Они предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. и) На вселенских соборах св. отцы проповедовали тоже, чему учили Христос и Апостолы, догматов не сочиняли, и брали их готовыми из свящ. Писания: напр., Символ веры весь основан на свящ. Писании. (См. подробности в кн. «Щит веры» стр. 9.). 6) О церковном учительстве в) Дар на проповедь евангельского учения дар чудотворения – различные дары 1Кор. 12:3–11 . Иному чудотворения, иному пророчество... 7) О поклонении Богу в духе и истине а) Вся жизнь человека должна быть служением Богу всем его существом Быт. 2:7 . Создал... Бог человека из праха земного и вдунул дыхание жизни. 1 Кор. 6:20. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших... 1 Фесс. 5:17–18. Непрестанно молитесь. За все благодарите... 1Тим. 6:17 . Богатых... увещевай, чтоб они... уповали на Бога живого... Евр. 9:14 . (Иис. Христ.) Духом Свят. принес Себя... очистив совесть вашу... для служения Богу живому... 8) О благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой а) Благодать – Сила Божия 2Кор. 12:9 . Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи… б) Подается без всякой заслуги со стороны человека Рим. 11:6 . Если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. Ефес. 2:8–9 . Благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар. в) Благодать открыта для всех людей Иоан. 1:14,16,17 . Слово стало плотью, полное благодати и истины... благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Рим. 5:15–16 . Благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса Христа. – 6:14. Мы не под законом, а под благодатью. е) Спасительная благодать Божия, очищающая грехи человека, подается верующим в святых таинствах Церкви, совершаемых законными священнослужителями ее

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Церковь в молитвенных обращениях к апостолам и святителям называет их своими “столпами,” на которых и ныне утверждается Церковь . “Ты столп церковный... Столпы церкви есть... ” слышим мы в церковных молитвах, обращенных к тому или другому святому. Основание для таких обращений к святым находится в самом слове Божием. Так, в Откровении св. Иоанна Богослова читаем: “Побеждающего сделаю столпом в храме Бога моего” ( Откр. 3:12 ). Таким образом, святые есть столпы Церкви не только в прошлом, но во все времена. В этой связи Церкви со святыми, так же как и в возглавлении Церкви Самим Господом, заключается одна из таинственных сторон жизни Церкви. Молитва – дыхание Церкви МОЛИТВА ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЯВЛЕНИЕ жизни Церкви и духовной связи ее членов с Богом во Святой Троице и всех между собой. Она настолько неразлучна с верой, что может быть названа воздухом Церкви или дыханием Церкви. Молитва – нити живой ткани церковного тела, идущие во всех направлениях. Молитвенная связь пронизывает все тело Церкви, вводя каждую его частицу в общую жизнь тела, оживляя ее и помогая ей питанием, очищение и другими видами взаимодействия ( Ефес. 4:16 ). Она соединяет каждого члена Церкви с Небесным Отцом, членов земной Церкви между собой и с ее небесными членами. Она не прекращается, а еще более усиливается и возвышается в небесном Царствии. Через все Священное Писание Нового Завета проходит заповедь непрестанной молитвы. “Непрестанно молитесь” (1 Фесс. 5:17). “Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом” ( Ефес. 6:18 ). “Сказал им также притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать” ( Лк. 18:1 ). Совершенный пример личной молитвы дал Сам Господь Иисус Христос . Он оставил, как образец, молитву Отче наш – молитву Господню. Молитва есть а) форма жизни Церкви, б) орудие, или способ ее действия, в) ее побеждающая сила. Молитва различается: общая и частная; бывает молитва словесная, а в частности – песенная, и молитва внутренняя, “умная” или умо-сердечная. Содержанием молитв служат: а) хвала или слава, б) благодарение, в) покаяние, г) просьба о милости Божией, о прощении грехов, о даровании благ душевных и телесных, небесных и земных. Покаяние перед Богом иногда имеет форму беседы с собственной душой (напр. в молитвенных последованиях – “канонах”).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

«Все истины веры чем дальше, тем существеннее да укореняются в нас по нашей мере и по исполненному любви замыслу Божию о нас во Христе! Каким бы я ни был нищим и неразумным, но исповедаю, что чем дольше живу, тем больше вижу, а по временам, я бы сказал, и вкушаю сии прекрасные, желанные и спасительные истины, а именно — что Господь постепенно управляет наши пути так, чтобы отрешить нас от всякого творения и дать нам Самого Себя; и чтобы разрушить в нас какое бы то ни было упование и надежду на себя, дабы только Он был нашим упованием, надеждой, опорой и вечным спасением. О, какое это благо! какая отрада сердцу! Если бы во мне и могла найтись какая-то опора (что, конечно, невозможно), то, несомненно, нужно было бы желать, чтобы она скорее рухнула, дабы я уповал исключительно на Бога. Принять спасение как дар благодати — только и есть, как мне представляется, подлинное спасение. Но, о Господи! Кто разумеет сие, хотя бы и думал, что разумеет? Что касается нас, знающих, что Бог ведёт человека далеко не всегда согласно его мыслям и желаниям, — не обязывает ли нас это знание тем более предать и вверить себя Богу безоговорочно, слепо и всецело, дабы мы не смотрели на себя, но препоручили всё Его руководству? Впрочем, только Он может это дать; Он Сам и совершит всё, к чему мы Им призваны (1 Фесс. 5, 24). Благословенно Его имя во веки! Аминь. 17 ноября 1750 г.». «Младенец Иисус в эти дни с любовью призывает нас к себе, являя Свою божественную полноту и как бы спрашивая: неужели не достаточно вам сей полноты во Мне (Кол. 2, 9–10)? О, если бы мы могли сомкнуть наши неудержимые очи и потерять себя (Мф. 16, 25) и всё земное! Тогда бы мы в чистой невинности веры очень скоро обрели нечто несравненно большее, и, не находя в себе ничего, кроме недостаточности и падшести, всей душой устремились бы к Господу, Который исполнит желания сердца нашего , лишь бы мы предали Ему путь свой и уповали на Него (Пс. 36, 4–5). Не думайте, возлюбленная сестра, читая сие письмо, что я чист и невинен и в изобилии получаю от Господа всё, что только пожелаю.

http://bogoslov.ru/article/6171629

4. Как, собственно говоря, соотносится мистическое, внеисторическое, обращённое к каждому человеку Тело Христово и внешняя церковная институциональность? Здесь сразу нужно отметить, что под «внешней институциональностью» я понимаю отнюдь не только не структуры административного церковного управления, но прежде всего как раз исторически сложившиеся традиционные формы проповеди слова Божия и преподания Таинств, богослужения, канонической церковной дисциплины и т.п. Такой «точкой соприкосновения», если смотреть с позиции именно христианской духовной жизни, является личное богообщение – и ничто, кроме него. Богообщение – это акт, и одновременно процесс, соединения человека с Богом во Иисусе Христе Святым Духом. Здесь, в этой «точке богообщения», человек самим фактом такого единения становится членом Тела Христова. Это единственное в своём роде внутреннее мистическое действие и составляет суть Церкви. Из этого очевиден принцип всякого церковного действия. Он заключается в следующем. Акт/процесс богообщения не прирождён человеку. Богообщение входит в него, согласно Писанию, как сверхприродное явление (Ин. 3, 3), возрастает и укрепляется в нём на протяжении всей его жизни (Мф. 13, 31-32; 13, 33; Фил. 3, 12-14), под определёнными условиями (Мф. 19, 17), охватывая человека во всей его целостности (1 Фесс. 5, 23). Поэтому богообщение нуждается в некоем «обуславливании», начале, «обставлении», взращивании и охранении. На этом, собственно, и зиждется церковная институциональность, то есть внешнее оформление и выявление Церкви, а именно: приобщать богообщению, создавая условия для жизни человека во Христе. Вот – задача земной Церкви. Для того чтобы возвестить человеку дар богообщения, Церкви вручено Слово Божие. Для того чтобы вложить в человека семя богообщения, чтобы охранять и взращивать его, Церкви даны Таинства. Для того чтобы человек мог знать, как ему правильно распорядиться полученным даром благодати и должным образом действовать, идя по пути следования Христу, в Церкви содержится опыт богообщения всех христиан, опыт веры, действующей любовью (Гал. 5, 6), что составляет Священное Предание. Только из приобщившихся Христу личностей созидается церковная община – и никак не наоборот. Только личное соединение со Христом, и во Христе – со всеми членами Церкви, одушевляет Евхаристию. Только лично живущие во Христе люди создают великую историю и культуру.

http://bogoslov.ru/article/3490890

Именно монахи из Парории или их непосредственные ученики – такие как св. Феодосий Тырновский, св. Ромил Видинский, Патриарх Евфимий и митрополит Киприан Киевский – стоят в основе широкого возрождения созерцательного монашества, захватившего впоследствии все славянское христианство”. По Каллисту Уэру заслуга интегрирования аскетической и мистической традиции исихастов в систему христианского учения принадлежит обоим Григориям – Паламе и Синаиту, при чем первый из них был апологетом и богословом, а второй учителем и практическим наставником. Более того, оба считали, что исихасткий метод, то есть практика постоянной молитвы как важнейшего средства к богопознанию и инструмента истинного богословия доступен не только монахам, но и, в соответствии с велением апостола Павла: “Непрестанно молитесь” (1 Фесс. 5:17), относится ко всем христианам без исключения. Другой видный исследователь паламизма, о. Иоанн Майендорф, утверждает то же самое: “С точки зрения Паламы непосредственное богопознание во Христе доступно для всех крещеных и следовательно служит реальной основой и критерием подлинного богословия. Метод состоит в достижении “внимания” – первого условия подлинной молитвы – при котором ум концентрируется “в сердце”… и молящийся повторяет короткую молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”. Несколько лет тому назад я посетил основанный св. Феодосием Тырновским Килифаревский монастырь близ Тырнова. Во дворе я застал двух пожилых инокинь, сидящих на низеньких трехногих скамеечках. Это смутно напомнило мне что-то, но тогда я не смог понять, что именно. Св. Патриарху Евфимию был нужен чистый, богоносный народ. Он знал, что именно и только такой народ сможет быть достаточно твердым и выжить даже при немыслимых обстоятельствах. Обратим здесь мимоходом внимание на один важный факт: все без исключения иностранные путешественники, побывавшие в болгарских землях начиная с XVI века, отмечают и восхищаются в своих дорожных заметках именно добрыми нравами, благочестием и порядочностью населения.

http://pravoslavie.ru/38348.html

Тарсе, который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города или как происходивший от иудеев, вышедших из рабства от римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, может быть, познакомился с языческой образованностью, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями (Деян 17:28; [ 12 ] 1 Кор 15:33; [ 13 ] Тит 1:12 [ 14 ]). Главное и окончательное образование он получил в Иерусалиме в славившейся тогда раввинской академии у ног знаменитого учителя Гамалиила (Деян 22:3 [ 15 ]), который считался славой закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человек свободномысливший (Деян 5:34 [ 16 ]), и любитель греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогало ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом (Деян 18:3; [ 17 ] 2 Кор 11:8; [ 18 ] 2 Фесс. 3:8 [ 19 ]). Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина, а потому сразу же по окончании своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой: может быть, по назначению синедриона, он был свидетелем смерти первомученика Стефана (Деян 7:58; [ 20 ] 8:1 [ 21 ]), а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске (9:1–2 [ 22 ]). Господь, усмотревший в нем сосуд, избранный Себе, на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к Апостольскому служению. Будучи крещен Ананией, он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе. Ярость возмущенных его обращением ко Христу иудеев заставила его бежать в Иерусалим (Деян 9:23 [ 23 ] — в 38 г. по Р. Хр.), где он присоединился к обществу верующих. Вследствие покушения эллинистов убить его (9:29 [ 24 ]), он отправился в свой родной г. Тарс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Но еще ужаснее приговор, какой услышат грешники от сидящего на престоле славы Господа: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный ». « Идите » — Я не признаю вас более своим народом; вы презрели мой крест, мое евангелие; вы отреклись от Меня, теперь и Я отрекаюсь вас. Время благодати и покаяния уже прошло и не возвратится (Мат. 7:22; Лук. 13:26–27 ); вся надежда на спасение потеряна (Прем. 3:18). « И пойдут сии в муку вечную .» Тут вечный плач и скрежет зубов; тут огонь вечно горит и не угасает, мучениям нет предела, времени нет конца. 2. Утешительно для праведников. а) « Приидет Сын Человеческий во славе своей » и это пришествие, столько страшное для грешников, будет невыразимо радостным для праведников. « Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше » (Лук. 21:28), сказал Господь смущенным ученикам, после того, как возвестил им о грядущем суде своем. Теперь избранные Божьи ведут мучительную борьбу с своею греховной природой; тогда настанет для них «избавление от этой борьбы». Теперь они терпят поношения и оскорбления, тогда Бог «отымет всяку слезу от очей их» (Апок. 20:4). Теперь они скрываются во мраке и неизвестности, тогда «просветятся как солнце» (Матф. 17:2). « Приидите », скажет Господь одесную стоящим, « благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ». Приидите все, подвизавшиеся в вере и благочестии, и наследуйте не царство мира, земное, преходящее, но царство вечное. — И придут « праведники в жизнь вечную ». Настанет блаженство, которого никакое слово человеческое не в состоянии выразить (1 Коринф. 2:9; Рим. 8:18; 1 Иоан. 3:2 ), и этому блаженству не будет конца. б) « Приидет Сын Человеческий во славе своей »: итак вы, ревнующие о Господе, « вы же, братия, не унывайте, делая добро » (2 Фесс. 3:13). « Труд ваш не тщетен пред Господом » (1Кор. 15:58). « В мире будете иметь скорбь » (Иоан. 16:33), но « и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас » (Иоан. 16:22; Псал. 125:5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Главное – стремление к этому, желание, а уж как ты справишься – Господь решит. Конечно, другое дело, если ты болеешь… хотя, сами понимаете, болезни очень часто служат нам еще одним оправданием. Кроме воздержания в пище в посту полагается еще и усиленная молитва. Что делать, если времени читать Псалтырь и акафисты не находится? Вообще есть одно замечательное правило, о котором почти никто не знает – это правило Иисусовой молитвы. У меня даже была идея раздавать листочек с этим правилом водителям, чтобы в пробках они не ругались, а читали бы Иисусову молитву. 300 молитв, скажем, это Вечерня, 500 – Утреня, 100 молитв – акафист… Молитва, настоящая молитва – это благодатное состояние. По крайней мере, она утишает чувства. Да и помогает. Начнешь молиться – и ситуация меняется. Недавно мне рассказали такой случай. Сотрудник ГИБДД остановил в городе машину, проверил документы, всё в порядке, можно ехать. Вдруг машина не заводится. Никто ничего понять не может, внешне неисправностей нет, а надо срочно уезжать – дело происходит возле какого-то административного здания, где даже останавливаться нельзя. Ну что делать? Начали читать акафист Архангелу Михаилу.  Вскоре подъезжает эвакуатор с надписью «Ангел». Водителя же эвакуатора звали Михаил. Так он их и выручил. Так что молитва помогает прямо конкретно, не говоря уже о том, что духовно утешает и укрепляет. В обычное время в Церкви за неделю прочитывается вся Псалтирь. Великим постом за это же время Псалтирь прочитывается два раза, таким образом, молитва усиливается. Великим же постом читается молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Нам же заповедано: «Непрестанно молитесь» (1 Фесс., 5,17). Поэтому нужно не только в посту молиться, а всегда. Но в посту, когда усиленнее молишься, начинаешь чувствовать изменение состояния души. Пост утишает чувства. Это особенно заметно Великим постом. По всему строю молитвы и богослужения это особенно ярко видно, потому и действует этот пост более последовательно и сильно.

http://pravmir.ru/iskusheniya-v-post-eto...

" Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое " (2 Кор 5,17); " Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения " (2 Кор 6,2). Таким образом, возникает своеобразное напряжённое отношение между эсхатологией настоящего и эсхатологией будущего, между " уже " и " ещё не " . " Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас " (1 Кор 5,7). " Вы уже чистые, поэтому станьте чистыми " (1 Кор 5), " вы уже умерли для греха, поэтому освободитесь от греха " (Рим 6), " вы уже святые, поэтому должны стремиться к освящению " (1 Фесс 4) и т.д. За этими внешними противоречиями стоит мысль о том, что реальное спасение зависит от двух условий: объективного и субъективного. Объективное условие нашего спасения исполнено Богом в Иисусе Христе: " мы уже спасены " . Но для реализации спасения необходимо наше субъективное усилие, которое основано на нашей свободной воле. Во избежание крайностей энтузиазма Апостол Павел эсхатологии будущего отдает предпочтение. Эсхатологические представления и ожидания определяют нравственную проповедь Апостола. Близость конца призывает христиан к бодрствованию и трезвению (1 Фесс 5,6), непосредственно влияет на жизнь и поведение христиан. Например, неизбежность и близость конца делают относительной всякую мирскую активность в этом эоне. " Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего " (1 Кор 7,29-31). Эсхатологические ожидания могут также укреплять в ситуации преследований. В центре эсхатологии Апостола Павла постоянно остается сотериологическая христология, так что мотив спасения даже ослабляет представление о суде и наказании. " Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

http://religare.ru/2_22914_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010