Итак, первая тайна Креста заключается в удалении от мира и близких по плоти, если они препятствуют благочестию и отвечающему ему образу жизни, и в телесном аскетизме, что само по себе мало полезно, как говорит [апостол] Павел (1 Тим. 4, 8). Таким образом, согласно этой первой тайне Креста, для нас мир и грех распяты, когда мы бежим от них. Вторая же тайна Креста заключается в распятии себя для мира и страстей, когда они бегут от нас. Но не могут, конечно, они убежать от нас, ни мы не сможем разумно действовать, если только не будем в созерцании Бога. Ибо когда упражнением в добродетели мы взойдем к созерцанию и когда украсим и очистим нашего внутреннего человека, изыскивая скрытое в нас самих божественное сокровище и вновь рассматривая находящееся внутри нас Царство Божие, тогда мы распинаем себя миру и страстям. Ибо некая теплота приходит на сердце от таких мыслей, которая, как мух, изгоняет злые помыслы, и производит духовное умиротворение и утешение в душе, и подает освящение телу, как говорит Псалмопевец: " Воспламенилось сердце мое во мне: в мыслях моих возгорелся огонь " (Пс. 38, 4). И это есть именно то, чему и один из богоносных отцов наших поучал нас: " Приложи всякое старание, чтобы внутренняя твоя деятельность была в Боге, и тогда ты победишь внешние страсти " . На это же обращает наше внимание и великий Павел: " Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти " (Гал. 5, 16). Поэтому и в ином месте он пишет нам в увещание: " Станьте, препоясав чресла ваши истиною " (Еф. 6, 14), ибо созерцание укрепляет и лелеет добрые устремления, и подавляет плотские вожделения. И великий Петр еще более наглядно явил нам, что такое чресла и что истина. " Препоясав, - говорит, - чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа " (1 Пет. 1, 13). Итак, поскольку ни дурные страсти и мир греха не могут быть совершенно далекими от нас, ни разумное действие совершаться в наших душах, если только мы не будем в созерцании Бога, то и это созерцание, распинающее миру удостоенных его, также является тайной Креста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/719/...

Павла в Деян 20. 17-38; по содержанию весьма близок к завещанию 1 Тим 4. 1-16). Самым характерным примером является апокриф «Завещания двенадцати патриархов», к-рый, хотя и основан на иудейских преданиях и письменных текстах, в ныне известном виде представляет собой христ. произведение (подробнее об этом памятнике см. ст. Двенадцати патриархов завещания ). На основе иудейских преданий в христ. среде были составлены «Завещание Адама», «Завещание Соломона» и «Завещание Езекии» (вошло в состав компиляции наряду с «Вознесением Исаии» и «Мученичеством Исаии» (Martyr. et Asc. Is. 3. 13b - 4. 18 (22)). «Завещание Авраама» было дополнено «Завещанием Исаака» и «Завещанием Иакова» (его следует отличать от арм. «Завещания Иакова» (ркп. Jerus. Arm. 939. Fol. 141-148, 1621 г.); см.: Stone M. The Testament of Jacob//RÉArm. 1968. Vol. 5. P. 264-270). Наконец, известны уже христ. произведения, использующие отдельные элементы жанра завещания: «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» (см. ст. Завет Господа нашего Иисуса Христа ), «Завещание двенадцати апостолов» (единственная сир. ркп. Harv. syr. 93; текст монофизитского происхождения, составленный после 692, в к-ром исторические события IV-VII вв. представлены под видом 3 апокалиптических речей апостолов), «Завещание сорока мучеников» (IV в.) (Testamentum XL Martyrum//The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 354-360). Лит.: Kolenkow A. B. The Genre Testament and the Testament of Abraham//Studies in the «Testament of Abraham»/Ed. G. Nickelsburg. Missoula (GA), 1976. P. 139-152; Nordheim E., von. Die Lehre der Alten. Leiden, 1980. Bd. 1: Das Testament als Literaturgattung im Judentum der Hellenistischen-Römischen Zeit; Collins J. J. Testaments//Jewish Writings of the Second Temple Period/Ed. M. E. Stone. Phil., 1984. P. 325-355. «Завещание Каафа, сына Левия» (4Q542) датируется ок. 100 г. до Р. Х. Вероятно, текст переведен с евр. языка, поскольку содержит множество гебраизмов. Время появления оригинала установить сложно.

http://pravenc.ru/text/182429.html

Тит.1:15. Вся убо чиста чистым: оскверненым же и неверным ничтоже чисто, но осквернися их и ум и совесть.    Никакого закона о яствах не приняли патриарх Авраам и бывшие прежде него светильники благочестия; Закон же о сем дал Бог иудеям, предуготовляя этим нечто иное, о чем говорить теперь не время, потому что в настоящее время приняли мы на себя труд толкования, а не обвинения иудеев. Богомудрый же Павел сказал еще о них: Тит.1:16. Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви и на всяко дело благое неискусни.    Они усиливаются чествовать Бога всяческих, но поступают прямо вопреки тому, что угодно Ему. Ибо Закон ограничил Бог определенным временем; они же в то время не исполняли Закона, а когда кончилось время, крепко стоят за Закон. Глава II Тит.2:1. Ты же глаголи, яже подобает здравому учению.    Да не смущают тебя, говорит Апостол, учащие противному, ты по обычаю преподавай Божественные наставления. Сказует же и нечто приличное каждому возрасту. Тит.2:2. Старцем трезвенным быти — всегда бодрствовать и трезвиться и иметь приличное возрасту благоразумие.    Честным — и по наружности благоприличным. Целомудренным — попечительным о доброй жизни.    Здравствующим верою, любовию, терпением — чтобы им и искренно веровать, и отличаться любовью к ближнему, и мужественно переносить, что терпят от неприязненных врагов истины. Тит.2:3. Старицам такожде во украшении святолепным.    Старицами наименовал Апостол преклонных летами, а не удостоившихся какого-либо служения; святолепным же назвал приличие степенного поведения.     «Не клеветливым, не вину многу порабощенным». Сие поставил на вид и в Послании к Тимофею (1 Тим. 3:3).    Доброучительным. Потом сказует Апостол, кого и чему надлежит им учить. Тит.2:4—5. Да уцеломудрят юныя, мужелюбицам быти, чадолюбицам, целомудренным, чистым, домы добре правящим, благим, покаряющымся своим мужем, да не слово Божие хулится. Ибо то, что иные под предлогом богочестия оставляли мужей, навлекало хулу на проповедь.    (6) Юношы такожде моли целомудрствовати.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1. Достояно всякого сожаления, что в наши последние, тёмные и развращённые времена благочестие (или богообщение, или истинное богослужение и религия – все эти слова означают одно и то же) стало совсем неизвестным и чуждым на земле. Даже для христиан, народа Божия, главное свойство и первое дело которого, согласно Писанию, быть светильником для всех других народов в мире (Мф. 5, 14-16), открывая им глаза на свет богообщения, – даже для христиан, говорю я, оно является столь чуждым и неизвестным, что они повсеместно отвращаются от одних только слов об истинном благочестии (Pietät); или же, если и говорят о нём, то не имеют никакого представления о том, что именно это такое. И если некоторые из них и составляют себе какие-то понятия о благочестии, то при ближайшем рассмотрении выясняется, что эти понятия ни в малейшей степени не совпадают с сутью предмета, и что при всей видимости и соблюдении внешних форм благочестия его сила им совершенно неизвестна, а то и вовсе отвергается (2 Тим. 3, 5) как обольщение и заблуждение.     Видя всё это, я счёл необходимым, по мере света и благодати, какие мне уделил Бог (Еф. 4, 7), по возможности кратко изъяснить таким христианам, в чём именно состоит та сила благочестия, о которой говорит Апостол. Если бы ныне где-нибудь нашлась община христиан, какими они были в первые три столетия по Рождестве Христовом, то можно было бы переложить труды такового изъяснения на их плечи, и я почёл бы за счастье учиться у них, читая в них, как в живых письмах, начертанных Духом Божиим (2 Кор. 3, 2-3) то, о чём я могу написать чернилами лишь очень немногое, слабое и недостаточное. Но поскольку таких общин нет, то да будет принята и сия моя малая лепта (Мк. 12, 42).   2. Если кто вознамерится составить точное понятие об истинном благочестии, или же описать подлинно благочестивого человека, то здравое рассуждение потребует, чтобы мы не делали свои выводы на основании 1) того, что может быть общего как у истинно благочестивых христиан, так и у лицемеров и у людей, далёких от Бога; 2) того, что хотя и присуще благочестивым людям, но не всем; 3) того, что хотя и присуще им всем, но не всегда. Стало быть, для определения, что есть благочестие, нам нужно искать такие качества и свойства, которые присущи только благочестивым христианам, всем им, и во всякое время. Это очевидно и бесспорно. Итак, посмотрим, что следует из сказанного.

http://bogoslov.ru/article/5141999

2. Еще яснее открывается такое намерение Господа из действий апостолов, водившихся Духом Его. Действия эти двух родов, и равно относятся к подтверждению рассматриваемой нами истины. Действия первого рода следующие: а) Св. апостолы сами постоянно удерживали за собою то право, и проходили те обязанности, которые собственно им завещал Господь ( Деян. 5, 42; 6, 1–5 ; 1Кор. 4:1, 5:4, 5, 9:16 ), несмотря ни на какие препятствия со стороны врагов, силившихся отнять у них это божественное право ( Деян. 4:19, 5:28, 29 ). б) Распространяя евангелие, и основывая в разных местах многочисленные церкви, на вся эти церкви апостолы рукополагали пресвитеры, а где находили нужным, и епископы ( Деян. 14, 23; 20, 28 ) 523 . И этим-то, нарочито избранным, лицем, как своим наместникам и преемникам ( Тит. 1, 5 ), чрез таинственное рукоположение передавали ту божественную власть, которую сами прияли от Иисуса Христа, удостоверяя их, что их поставляет в Церкви сам Дух Святый ( Деян. 20, 28 ). В частности же, этим только освященным лицем передавали собственное право и обязанность учить Христиан ( 1Тим. 6, 20 ; 2Тим. 1, 16; 4, 2 ; Тит. 2, 1. 13 ), священнодействовать ( 1Кор. 2, 12. 16 ; 1Тим. 2, 1. 2 ), и пасти стадо Христово ( Деян. 20, 28 ; 1Петр. 5, 12 ). в) Наконец, св. апостолы непосредственно избранным и рукоположенным ими епископам заповедали передавать, чрез таинственное рукоположение, свою божественную власть и иным, нарочито избранным и приготовленным, людям ( 2Тим. 2, 2 ; Тит. 1, 16 ); подробно описывали те особенные свойства, коими должны отличаться эти, призываемые на столь высокое служение, люди ( 1Тим. 3, 1–10 ; Тит. 1, 6 и след.); постановляли особые правила суда над ними ( 1Тим. 6, 19 ), и повелевали награждать тех, кои оказывались прилежащими добре к своей должности (1 Тим. б, 22; 6, 17; Тит. 1, 5 ). Из других действий апостолов видно, что – а) Людям, не облеченным законною властию священнодействовать, они строго запрещали восхищать себе эту власть. Како проповедят, аще не послани будут? спрашивает великий учитель языков ( Рим. 10, 15 ), еда вси апостоли, еда вси пророцы, еда вси учители? ( 1Кор. 12, 29 ). И ответствует в другом послании: никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон, так что даже и Христос не себе прослави (не сам присвоил себе славу) быти первосвященника, но глаголавый к нему: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя ( Евр. 5, 4. 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   5. Следовательно, пророки возвещали единого и того же Господа, но образа воплощения Его они не сливали в одно естество, как ныне учат некоторые. Но они избирали боголепно речения, относящияся к божеству, а [относящияся] к телу — человеколепно , дабы научить ясно, что восшедший, т. е. вознесенный на небеса Господь, что Он по сущности, — от Отца имеет бытие, a что произошло от Девы, — пребывает человеком, будучи единым по виду и единым по ипостаси; ибо бестелесный, принятием плоти дав себе вид, явно посему восшел [туда], откуда невидимо нисшедши воплотился. Потому Он «вознесся во славе», (1 Тим. 3:16) уверовали же в Него в силе, a ожидается в страхе, будучи ожидаем имеющим в возвращении своем опять пророческое облако служителем. Ибо пророки предсказали, что и тогда облако будет находиться в услужении Его, дабы некая теловидная и легкая сущность явилась опять держащею Господа. Ибо Он, как я оказал, держит все волею своею, как Бог, а облаком Он будет держим, как и человек, чтобы Он, душелюбивый, не отрекся и тогда от законов естества, которое Он воспринял.    6. Почему божественный Павел научил нас еще, что и святые «будут восхищены на облаках» (1 Сол. 4:17), когда ожидаемый приити Господь приидет. Ибо что приличествует воплотившемуся Богу по телу, то — и имеющим соделаться богами по богатству благодати Его, так как Бог благоволит соделать людей богами. Поэтому пусть никто не думает, братие, что плотность человеческого естества, коего существенно приобщившимся познавалось святое Слово Божие, сияниями Его божественного существа изменилась, — истинность одного из двух (сущих) в Нем нераздельно естеств; ибо Славный воплотился не для того, чтобы показать призрак свой, но чтобы общением своим окончательно уничтожить всеянный в него [человечеческое естество] змием навык. Следовательно, навык, а не естество изменило воплощение Слова, дабы мы совлекли с себя памятование о зле, но облеклись любовию к Богу, не изменяясь в то, чем мы не были, но изменением обновляясь со славою в то, чем мы были. И так, слава и держава Ему, нисшедшему с небес невидимо, восшедшему же на небеса видимо, сущему прежде веков, и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Анафематство 2    Кто не исповедует, что Слово, сущее от Бога Отца, соединилось с плотью ипостасно, и что посему Христос един с своею плотью, то есть, один и тот же есть Бог и вместе человек: да будет анафема. Объяснение 2    Священнодействователь божественных тайн, богодухновенный Павел пишет: «исповедуемо велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти, оправдася в Дусе, показася ангелом, проповедан бысть во языцех, веровася в мире, вознесеся во славе» (1 Тим. 3:16). Итак что такое: «явися во плоти»? Т. е. Слово Бога Отца соделалось плотью, не то, что оно изменило или превратило свое существо в плоть, как уже выше сказали мы, но лучше плоть, взятую из святой Девы, соделало своею, будучи один и тот же Сын — прежде вочеловечения, как бесплотное еще Слово, после же вочеловечения то же самое (Слово) уже во плоти. Посему и говорим, что один и тот же — Бог вместе и человек; не разделяем воззрения на Него, как на человека, взятого отдельно, самого по себе, и как на Бога-Слово отдельно, чтобы не разуметь двух Сынов, но одного и того же самого исповедуем тем же самым Христом и Сыном и Господом. А которые думают об этом не так, или хотят веровать иначе, именно разделяют одного на двух сынов и разъединяют одно от другого, что поистине соединено, утверждая, что соединение человека с Богом было по одному достоинству или праву: таких считаем чуждыми православной и непорочной веры. Итак хотя Он и называется помазанным и нареченным в Сына Божия (Рим. 1:4): мы не стыдимся домостроительства, но говорим, что то же самое Слово Бога Отца, которое соделалось подобно нам человеком, называется с тех пор и посланным и помазанным вместе с нами по человечеству. Ибо соделавшийся подобным нам, хотя и остался тем, чем был, не отвращается нашего, напротив все, что относится к человечеству, по домостроительству усвояет себе в мерах человечества, не нанося при этом никакого ущерба своей славе или могуществу; потому что и таким образом остается Богом и Господом всего. Анафематство 3    Кто во едином Христе, после соединения (естеств) разделяет лица, соединяя их только союзом достоинства, то есть, в воле или в силе, а не, лучше, союзом, состоящим в единении естеств: да будет анафема.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3513...

Анафематство 2 Кто не исповедует, что Слово, сущее от Бога Отца, соединилось с плотью ипостасно, и что посему Христос един с своею плотью, то есть, один и тот же есть Бог и вместе человек: да будет анафема. Объяснение 2 Священнодействователь божественных тайн, богодухновенный Павел пишет: «исповедуемо велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти, оправдася в Дусе, показася ангелом, проповедан бысть во языцех, веровася в мире, вознесеся во славе» (1 Тим. 3:16). Итак что такое: «явися во плоти» ? Т. е. Слово Бога Отца соделалось плотью, не то, что оно изменило или превратило свое существо в плоть, как уже выше сказали мы, но лучше плоть, взятую из святой Девы, соделало своею, будучи один и тот же Сын — прежде вочеловечения, как бесплотное еще Слово, после же вочеловечения то же самое (Слово) уже во плоти. Посему и говорим, что один и тот же — Бог вместе и человек; не разделяем воззрения на Него, как на человека, взятого отдельно, самого по себе, и как на Бога-Слово отдельно, чтобы не разуметь двух Сынов, но одного и того же самого исповедуем тем же самым Христом и Сыном и Господом. А которые думают об этом не так, или хотят веровать иначе, именно разделяют одного на двух сынов и разъединяют одно от другого, что поистине соединено, утверждая, что соединение человека с Богом было по одному достоинству или праву: таких считаем чуждыми православной и непорочной веры. Итак хотя Он и называется помазанным и нареченным в Сына Божия (Рим. 1:4): мы не стыдимся домостроительства, но говорим, что то же самое Слово Бога Отца, которое соделалось подобно нам человеком, называется с тех пор и посланным и помазанным вместе с нами по человечеству. Ибо соделавшийся подобным нам, хотя и остался тем, чем был, не отвращается нашего, напротив все, что относится к человечеству, по домостроительству усвояет себе в мерах человечества, не нанося при этом никакого ущерба своей славе или могуществу; потому что и таким образом остается Богом и Господом всего. Анафематство 3 Кто во едином Христе, после соединения (естеств) разделяет лица, соединяя их только союзом достоинства, то есть, в воле или в силе, а не, лучше, союзом, состоящим в единении естеств: да будет анафема.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3513...

Ветхозаветные тексты вместе с тем часто представляют Бога непознаваемым, невидимым и неприступным. Даже прор. Моисей , с к-рым «говорил Господь… как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33. 11), не может видеть Божественной славы. «Когда же будет проходить слава Моя,- говорит Господь Моисею,- Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо [тебе]» (Исх 33. 22-23). Слова о том, что «человек не может увидеть» лица Божия «и остаться в живых» (Исх 33. 20), со времен Моисея будут звучать на протяжении всего ВЗ (Суд 6. 22; 13. 22; Ис 6. 5; и др.). Чтобы не умереть, народ не должен приближаться к горе во время синайского богоявления (Исх 19. 21). Даже прор. Илия не выдерживает явления ему Бога и закрывает лицо милотью (3 Цар 19. 13). Прор. Давид указывает, что Бог «мрак сделал покровом Своим» (Пс 17. 12). Облачный и огненный столп, к-рый сопровождал израильтян в их продвижении по пустыне (Исх 13. 21) и в образе к-рого «явился Господь в скинии» (Втор 31. 15), открывает и сокрывает Бога одновременно. В Новом Завете прослеживается та же тенденция: наряду с текстами, в к-рых исповедуется непостижимость и непознаваемость Божества, имеется целый ряд мест, где утверждается возможность Б. Идея Божественной непознаваемости в Свящ. Писании НЗ выражена с предельной ясностью и категоричностью: «Бога никто никогда не видел» (1 Ин 4. 12). Ап. Павел объясняет, что Бога «никто из человеков не видел и видеть не может» потому, что «Единый имеющий бессмертие… обитает в неприступном свете» (1 Тим 6. 16). В синоптических Евангелиях одновременно утверждается непознаваемость и познаваемость Бога: «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11. 27; ср.: Лк 10. 22). «Величие Бога делает Его для людей и известным, и неизвестным»,- пишет Тертуллиан , объясняя антиномический характер таких утверждений ( Tertull. Apol. adv. gent. 17). В др. группе текстов НЗ возможность Б.

http://pravenc.ru/text/149523.html

Галатия (территория в М. Азии) и галаты (иначе галлы, или кельты,- племена, изначально проживавшие в центр. Европе, но постепенно мигрировавшие на запад и юг Европы) неск. раз упоминаются в Г. п. и др. Павловых посланиях (Гал 1. 2; 3. 1; 1 Кор 16. 1; 2 Тим 4. 10). Однако определение географического положения церквей Галатии и этнической принадлежности их членов по-прежнему остается дискуссионным вопросом. В большинстве толкований, написанных св. отцами, католич. средневек. экзегетами и протестант. комментаторами эпохи Реформации, утверждалось, что Г. п. адресовано христианам кельт. происхождения, жившим в районе 3 городов на севере М. Азии - Анкиры (совр. Анкара), Пессинунта и Тавии (в древности - территория сев. Галатии). Однако среди совр. исследователей распространено мнение, что Г. п. адресовано христ. общинам, организованным, согласно Деян 13-14, ап. Павлом в городах на юге М. Азии - Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии (территория юж. Галатии), население к-рых состояло в основном из язычников различного этнического происхождения (фригийцев, писидийцев, ликаонийцев и проч.). В научной лит-ре эти т. зр. получили название северогалатийской (или этнотерриториальной) и южногалатийской (или провинциальной) теорий. Решение проблемы тесно связано с территориальным и адм. делением М. Азии, а также с этническими процессами, происходившими в ней в эпоху эллинизма и Римской империи. Хотя историк Мемнон Гераклейский, современник ап. Павла, называет галатами только лиц с ярко выраженными, по его мнению, европ. чертами ( Phot. Bibl. 224), совр. исследователи утверждают, что население Галатии было смешанным и чистокровных кельтов к I в. в этом регионе оставалось мало, т. е. галатами могли называть всех жителей провинции, без учета этнической принадлежности ( Mitchell S. Population and Land in Roman Galatia//ANRW. Tl. 2. 7. 2. 1980. P. 1053-1081). Нехрист. авторы этого времени называли Галатией именно провинцию ( Plin. Sen. Natur. hist. 5. 95; Tac. Ann. 13. 35; 15. 6).

http://pravenc.ru/text/161503.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010