2) — есть истина, преподаваемая Церковью . Ибо хотя все христианские догматы до одного заключаются в Божественном Откровении, но мы, как частные верующие, заимствуя их каждый непосредственно из Откровения, легко можем не понять того или другого догмата, или понять превратно, или, если и поймем правильно, не можем быть решительно убеждены, что наше разумение догматов совершенно истинно, — тогда как Церковь на то, между прочим, и учреждена Господом, чтобы быть ей хранительницей и истолковательницей Его Откровения для всех людей, быть столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:14), и с этой целью соблюдается Духом Святым так, что не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться. Следовательно, для того, дабы нам вполне убедиться, что известные откровенные истины надобно признавать за догматы, и что их надобно понимать так, а не иначе, нам необходимо услышать эти истины и точное определение их из уст Христовой Церкви, — разумеется. Церкви истинной, православной. В сем-то смысле еще Собор апостольский, Иерусалимский, представлявший собой всю Церковь учащую, употребил слово — δοξε ( Ибо угодно Святому Духу и нам ... Деян. 15:28), начиная свои краткие определения, обнародованные потом всем верующим для руководства, а святой Евангелист Лука назвал эти определения догматами или определения ( δγματα ) , постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме (16:4). В таком же знаменовании и все, следовавшие затем, Соборы Вселенские, также представлявшие собой всю Церковь учащую, начинали свои определения, по примеру Собора апостольского, словом — δοξε (изволися) и называли эти определения догматами, например: догмат ста семидесяти святых Отец шестого вселенского Собора о двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе . Посему, наконец, в писаниях древних пастырей христианские догматы нередко называются прямо догматами Церкви, словами Церкви , а христиане, неизменно содержащие догматы, называются принадлежащими Церкви . Этой новой чертой христианские догматы отличаются: а) от частных мнений, какие могут составлять сами верующие непосредственно на основании Божественного Откровения, касательно истин веры, и которые, хотя бы были совершенно справедливы, навсегда останутся только мнениями, если не будут определены и преподаваемы для всех Церковью. А с другой стороны — б) как догматы православные, здравые, благочестивые , отличаются от догматов не православных или, по выражению святых Отцов, от догматов нечестия, догматов развращенных и еретических , которых держатся частные церкви или общества, отделившияся от истинной Церкви Христовой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. 4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. 5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. 6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. 7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. 8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. 10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. (2 Тим 2:1–10) Вопросы на понимание текста, для размышления над отрывками  Как вы понимаете слова «да любите друг друга»? (Ин 15:17–16:2) Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях.   Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение)   Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 8-я по Пасхе. О Вознесении Господнем и Пятидесятнице (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О важности единодушия и послушания (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница (Апостольское чтение)  Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение)   Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О действии благодати Святого Духа (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 8-ю по Пасхе. Пасхальный цикл. Неделя 8-я по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в Неделю Святой Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Апостол из Деяний апостольских. В Неделю 8-ю по Пасхе (Апостольское чтение)

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

В пятом (майском) номере Журнала Московской Патриархии за 2013 год напечатан доклад протопресвитера Александра Шмемана Священному Синоду Американской Автокефальной Церкви. Его название - «О таинствах исповеди и причастия» (с.54-63). Я считаю эту публикацию ошибкой редакции Журнала Московской Патриархии, так как в докладе содержатся неправильные взгляды Шмемана на Православие вообще и на таинства исповеди и причащения в особенности. Его неправота и губительность для Церкви его взглядов особенно ярко высвечиваются в создаваемых по его рецептам общинах, руководимых священником Георгием Кочетковым, чья деятельность грозит Церкви расколом. Особенно опасно, что в своем докладе американскому священноначалию о. Шмеман высказывает свои неправильные взгляды несколько затушеванно, более скрыто, чем в других работах. Так, в книге о Евхаристии он утверждает, что Церковь «больна подспудной шизофренией» (см. Благодатный огонь, 2007, с. 4). А в статье: «Введение в литургическое богословие» - он утверждает, что в век Константина Великого и после него произошло «перерождение восприятия богослужения и отклонение от первохристианских духа и форм» ( Протопресвитер Михаил Помазанский. «Экуменика на фоне православной литургики»// Благодатный огонь, 2004, с.98 ). Статья отца Михаила Помазанского очень интересна, советую ее внимательно прочитать желающим разобраться в заблуждениях Шмемана. Я уже говорил об ошибках Шмемана в этом докладе в журнале «Благодатный огонь», 2008 на страницах 38-39 . Но новая публикация доклада в Журнале Московской Патриархии требует более подробного рассмотрения содержащихся в нем неправильных воззрений. К этому и приступим. Рассматриваемый нами доклад формально имеет 6 параграфов, а по сути - три части, по два параграфа в каждой. Первая часть, как бы предисловие, содержит такую основную мысль - нигде в мире не сохранилась подлинная Христова Церковь: мысль, прямо противоречащая Священному Писанию, утверждающему, что Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15) и что «врата ада не одолеют ея» (Мф. 16, 18). Эта мысль роднит Шмемана с Лютером и прочими протестантами. Подробнее об этом чуть дальше.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/08/...

Верю и надеюсь, что и я отношусь к тем, кого избрал Господь, так как избран был Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви, а сказано: «...где двое или трое собраны во имя Мое — там Я посреди них» (Мф. 18.20). Значит, и ко мне грешному относятся слова Господа нашего Иисуса Христа: «не вы меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, что бы вы шли и приносили плод» (Ин. 15. 16). Знаю, что Господь избирая кого-либо, не оставит, а даст и силы осуществить Его заповедь, если только избираемый останется верным Господу и не угасит своей любви к Нему. Последние годы моего служения проходят в Свято-Троицкой обители, и в день хиротонии в сан епископа я буду просить Всемогущего Бога о ниспослании в этом Святом Таинстве «...Духа Премудрости и Разума, Духа Совета и Крепости, Духа Ведения и Благочестия» (Ис. 11. 2). Смею прибавить к сим словам пророка Исайи — духа любви и мира. Ибо если я не буду иметь любви, то все остальные слова о вере и благочестии будут ложью, и я никогда не сумею постичь Бога, который есть Любовь, а если я не буду иметь духа мира, то, по слову преподобного Серафима Саровского, не сумею не только стать примером в спасении для тысящ, но и спастися сам. Почти два с половиной десятилетия я являюсь пастырем для народа Божия и пытаюсь быть для него пастырем добрым. Но Епископское служение обязывает быть примером не только для паствы, но и для пастырей. Сознаю, что действенным и сильным мое слово может быть только в том случае, если я своей духовной и богоугодной жизнью буду подавать пример пасомым, и только тогда исполню завет апостола Павла своему ученику Тимофею: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4. 12). Твердо знаю, что в пастырстве можно настаивать и призывать исполнить других только лишь то, что исполняешь и чему следуешь сам. Только так твое слово будет весомым, а не лицемерным пред Богом и людьми. Родился я в эпоху, когда жить было совсем «весело». Годы детства и юности прошли во времена суровой «оттепели» и дальнейшего построения «светлого коммунистического будущего». Рос в обычной большой крестьянской семье, и был в ней самым младшим. Молитвенницей за всех нас была наша мама, раба Божия Александра (Царство ей небесное). Она же стала моим «апостолом».

http://patriarchia.ru/db/text/658149.htm...

Вот почему, братья и сестры, мы говорим, что без веры во Христа и вне Церкви Христовой невозможно спасение. Ведь только в лоне Церкви мы имеем возможность участвовать в таинстве Евхаристии, возвращаясь к Отцу Небесному, принимая в себя Тело и Кровь Христа. Господь заповедовал апостолам нести благую весть в мир: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Услышавший слово Божие имеет свободный выбор принимать его или не принимать. Тот, кто сознательно и упорно отвергает апостольское благовестие, будет осужден. Но мы знаем с вами, что Божье желание всем человекам спастися и в разум истины приити ( 1 Тим.2:4 ). Путь Господа нашего Иисуса Христа – путь спасительный. Для нас, христиан, он открыт и желанен. По доброй воле мы, братья и сестры, выбираем его. Ведь Бог уже сделал все, что мог, даровал нам спасение. Теперь мы выбираем, куда устремить стопы свои – навстречу Богу для спасения или навстречу диаволу в погибель вечную. Жизнь и смерть предложил Я тебе, человек, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое ( Втор.30:19 ). Но как же избрать такую жизнь? Что нужно делать, чтобы угодить Богу и уподобиться Ему? в Нагорной проповеди Господь говорит: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ). Чистое сердце – есть сердце любящее, искреннее, пламенное, свободное от греха. Достигнуть очищения сердца можно только покаянием. Мало осознать грехи, мало всей душой их возненавидеть, мало возжелать исправиться, надо трепетно и искренне просить Господа наставить на путь истинный: «…о душе, прииди, припади к ногам Иисусовым, да тя исправит, и да ходиши право стези Господни» . Возлюбленные о Господе братья и сестры! В покаянном каноне преподобного Андрея Критского встает перед нами бесценным примером образ преподобной Марии Египетской – грешницы, ставшей великой праведницей: «Великих безместий во глубину низведшися, неодержима была еси; но востекла еси помыслом лучшим к крайней деяньми яве добродетели преславно, ангельское естество, Марие, удививши». Преподобная Мария явила миру такую удивительную решимость исправиться, такую искреннюю и несомненную веру, такое трепетное смирение и стремление к духовному совершенству, что Господь убелил и очистил человеческое начало ее, уподобив небесным жителям. Но сколько перенесла, сколько претерпела святая?! Все преодолела ради одной только цели – спасти погибающую во грехах душу свою! Ведь Господь говорил: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее ( Мф.10:39 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Далее, из Евангелия мы знаем, что Богоматерь еще при первоначальном вступлении Сына Ее – уже ходатайствовала перед Господом по случаю недостатка вина на браке в Кане Галилейской, и ходатайство Приснодевы Сын Ее и Господь удовлетворил, чудесно претворив воду в вино ( Ин. 2:1–11 ). Поэтому христиане не погрешают, если прибегают к Богородице с молитвою о ходатайстве пред Сыном Ее и Спасителем нашим, не погрешают также и в том случае, когда взывают: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Богоматерь спасает христиан не таким способом, как Иисус Христос, спасший нас крестной смертью , плотью и кровью Своею; вместо сего, ходатайствуя пред Богом Своими молитвами, Матерь Божия помогает нам спастись. Вот, например, Ап. Павел пишет Тимофею: «Вникай в себя и в учение; так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (Тим. 4:16). Тимофей, значит, мог спасти своими наставлениями слушавших его. И мы можем содействовать спасению ближнего, отклоняя его от греха и заблуждения ( Иак. 5, 19–20 ); прегрешивших можем спасать исправительным наказанием ( Иуд. 23 ). Таким образом мы даже и сами можем разными способами содействовать спасению ближнего; тем более Пресвятая Богородица сильна содействовать всем нам своими молитвами и ходатайством пред Сыном Своим. Если мы иногда молимся Богородице: «не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице», то этим нисколько не отвергается молитвенное ходатайство о нас прочих святых угодников. В данных словах церковной песни мы выражаем только мысль о преимущественной силе и важности молитвенного ходатайства Богоматери пред ходатайством святых. Укоряющим нас за то, что мы почитаем многоразличные иконы Богородицы, каковы: икона Казанской Божией Матери, Смоленской, Тихвинской, Козельщанской и другие, скажем, что все эти наименования не означают многих богородиц, как думают сектанты. Мы почитаем одну Богородицу – Приснодеву Марию. Но так как Она являла благодеяния людям чрез многие Свои иконы, находящиеся в различных местах, то отсюда и произошло чествование многоразличных Ее икон, получавших Свое название от тех мест, где они, по благоволению Владычицы, прославились чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Дополнение состоит в целом ряде приложений образцовых слов поучений и бесед на все недели Триоди постной, так что всякий пастырь-проповедник имеет перед собой не только истолкование и план проповеднического материала на ту или другую неделю, но и кроме того готовые образцы проповедничества лучших и знаменитейших наших проповедников а также и «Библиографический указатель», относящейся ко всякой неделе проповеднической литературы в её главнейших представителях. С той же целью — облегчения труда проповедников в новом издании, сполна воспроизводятся сами чтения из Евангелия и Апостола, между тем как в прежнем издании на эти чтения делались лишь просто цифровые ссылки. Благодаря этим дополнениям том увеличился на целую треть против своего прежнего объема и вообще представляет собой совершенно обновленную и приспособленную к нашему времени книгу. Всё это, понятно. потребовало усиленных расходов; но редакция не щадила ни усилий, ни средств в полной уверенности, что пастыри церкви и другие любители Богословия сумеют оценить её труд и вполне вознаградят за них своим благосклонным сочувствием к её крупному литературному предприятию. 7 февр. 1898 г. Редакция духовного журнала «Странник». Предисловие ко II изданию «Собеседовательного богословия.» Обычай — предлагать народу духовные собеседования в храме Божьем (μλεν) — был во все времена христианства постоянным законом, одной из главнейших и существеннейших обязанностей, вменяемых пастырям словесного стада Христова (святителя Иоанна Златоуста бесед. 27 на 1 Кор; святителя Григория Богослова слово 1). « Горе мне, если не благовествую » выразительно говорит Апостол о себе (1Кор. 9:16–17) и заповедует своему преемнику: « проповедуй слово… со всяким долготерпением и учением » (2 Тим. 4:2)! Как «соработник Божий», пастырь Церкви обязан неутомимо насаждать и напаять « ниву Божью » (1Кор. 3:9); как « ангел Господа Вседержителя » он имеет непременный долг « возвещать » людям « волю и закон Господа » (Мал. 2:7); как « страж », призванный для охранения вверенных ему душ, он должен быть постоянно препоясан « мечем духовным », т.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

едино», сказав: «да едины будут» (Ин. 17:11). Они бы не огорчали Духа Святого и утробы щедрот Бога, Который «не желает смерти грешника» (Иез. 33:11), но «желает всем спастись и в знание истины прийти» (1 Тим. 2:4). Кроме того, они и среди языческих народов не сеяли бы столь великий соблазн. Ибо язычники с лёгкостью используют такой повод, как смута в Церкви, оправдывая этим собственное неразумие и неверие, о нас соблазняются и хулят святое имя Божие (Рим. 2:24). Вот «благородные и добрые» «достижения» всех нововведений. И если такие нововведения хоть единожды появятся в нашей вселенной, то они не только всю нашу Церковь и всю нашу вселенную смутят, но и оскорбят небесный свод, потревожат бесплотные ряды небесных сил, и досадят и самой блаженной и мирной природе Божией, подвигая её ко гневу. Поэтому с нами и бывает бесчисленное количество тягот, которые происходят каждый день и не уменьшаются. А если кого не убедили древние бедствия, о которых мы слышали и о которых знаем, то их тем более не убедят новейшие бедствия, которые со всех сторон теснят нашу Церковь. Само положение дел заставляет произносить слова, которые по другому поводу произносил богоотец Давид. Всё, что мы слышали и видели, мы видим в наши дни, когда грехи наши вызвали в Церкви лютое смятение, издевательства язычников, внезапное и неожиданное волнение всего мира под небом. А отец и родитель всех этих бедствий — самое новейшее из новшеств: изменение Пасхалии. Возникло оно в старейшем Риме, который не зиждется безмолвно на отеческой вере, но следует своей собственной вере. Рим забыл слова Пророка, вразумляющего юношей не честолюбствовать, «не хвалиться за счёт бесчестия отца» (Сир. 3:10). И если поистине мы, как и должно делать согласно слову Спасителя, должны судить «дерево по плодам» (Мф. 7:16.), то в любом случае исправление Пасхалии — злое дерево, ибо оно принесло уже множество злых плодов. Я даже не буду говорить об изъятии десяти дней года. Ибо это изъятие явно не соответствует нашим, то есть древним расчётам, как показывает это принятое у нас летоисчисление; и вообще никак невозможно отнимать или прибавлять дни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Кроме Священного Писания в Православной Церкви есть еще понятие Священного Предания, то есть понятие об истине, которая продолжает нас просвещать, поучать не только со страниц Библии, но и примером жизни святых людей, их «словом, житием, любовью, духом, верою, чистотой» (1 Тим. 4: 12). Поучает нас посредством святых тот самый Дух Святой, Которым создана и Которым живет Церковь во всей своей соборной полноте. «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10: 16), – говорит Господь Своим ученикам, и то, что говорили апостолы, чему они учили, не все, конечно, было записано. Многое с исключительным благоговением и трепетом сохранялось и хранится до сих пор как Церковное Предание. Со временем, кстати, это Предание, передаваемое из уст в уста, было записано и в иных книгах, кроме новозаветных. Это и послания ближайших учеников апостолов, а затем учеников их учеников и так далее… Но не следует думать, что истина, передаваемая из уст в уста, неизбежно искажалась, как в «испорченном телефоне». Такое искажение (неизбежное в делах житейских) немыслимо в делах церковных, и именно в той части, которая относится к нашему спасению, потому что Церковь – это и есть истина, Церковь и есть Сам Христос, Его Духом Церковь содержится и управляется. Это важно понять: наши человеческие, греховные оценки и критерии неприменимы к Церкви. Все те беззакония и заблуждения и нестроения, которые мы видим, и даже часто, в церковной ограде, к Церкви, к ее сущностному содержанию не имеют никакого отношения. И потому важно понимать, что в Церкви принадлежит ее естеству, естеству Божественной и непререкаемой истины, а что относится к человеческой, греховной немощи и относится, если можно так сказать, к пограничной, «околоцерковной» области. Но чтобы во всем этом разобраться, нужно, вне всякого сомнения, самому быть внутри Церкви, быть причастником того Духа Христова, Которым Церковь и живет, и движется, и существует. Всегда Церковь жила верой в то, что загробная участь людей до Страшного суда не решена окончательно и что живущие здесь, на земле, могут своими молитвами благотворно влиять на загробную участь своих родных и близких. Повторю: это учение существовало всегда, но действенную силу оно приобрело с пришествием в мир Спасителя, благодаря Его искупительной жертве за наши грехи. И мы попытаемся, пусть очень коротко, проследить историю отношения к молитве за усопших в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви.

http://pravoslavie.ru/54529.html

Мы молитвенно воспоминаем 150-летие со дня рождения и 85-летие мученической кончины святителя Фаддея, архиепископа Тверского, одного из выдающихся церковных деятелей, богослова, аскета, проповедника, новомученика XX столетия. На всяком месте, где священномученик Фаддей нес свое служение, он являл себя «словом, житием, любовью, духом, верой, чистотою и смирением» (1 Тим. 4:12), образом любви ко Христу и ближним. В годы его педагогического служения в Смоленской, Уфимской и Олонецкой семинариях, неся архипастырские труды на Волыни, в Житомире, во Владикавказе, в Астрахани и Твери, он являл себя непоколебимым и строгим защитником Христова Евангелия, святостью жизни и пламенным словом проповеди оказывал большое влияние как на простых мирян, монашествующих и пастырей, так и на безбожно настроенных современников. Свидетельством твердости веры и подлинной святости владыки Фаддея стали мужество, с которым он претерпел гонения Христа ради, его мученическая кончина в 1937 году, торжественное обретение его честных мощей в 1993-м и общецерковное прославление в сонме новомучеников и исповедников Церкви. Богословские труды владыки Фаддея и по сей день являются многоценной жемчужиной «золотого фонда» русской духовной литературы. Владыка Фаддей своим исповедничеством исполнил слова Христа: «Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24–25). Наш христианский долг – воздать должную честь его подвигу и, «взирая на кончину его жизни» (Евр. 13:7), укрепляться на пути следования за Христом через преодоление соблазнов, в уповании на всепобеждающую силу Божию, перед которой «уста нечестивых заградятся» (Пс. 62:6). Предстательством священномученика Фаддея да ниспошлет Милосердый Господь Свое небесное благословение на всех верных чад Церкви Христовой богохранимого Тверского края. Участников конференции приветствовал архимандрит Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Архимандрит Дамаскин является составителем жития священномученика Фаддея и участником обретения его святых мощей.

http://fond.ru/novosti/778-v-tveri-prosh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010