Синоду. (Извлечение из отчета Обер-Прокур. Св. Синода за 1850г. стр. 46). 5 39-е правило говорит: „Пресвитер и диакон без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их“. В какой степени это правило может быть применяемо к рассматриваемому случаю, – предоставляем судить читателю. Правило запрещает совершать какие-либо положительные действия без воли епископа; о. Никольский не совершал никакого действия. 6 Цензор проповеди, протоиерей Василий Барсов написал здесь о. Александру: „ эту тираду опустите; в храме Божием не уместно говорить об этом“. Между тем, в Евангелии читаем слова самого Господа; еще ли не понимаете, что все входящее в уста, проходит в чрево, и извергается вон ( Мф.15:17 ). Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его. Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища ( Мк.7:18–19 ). И апостол Петр приводит слова: пес возвращается на свою блевотину (2.Пет.2:2–22). 7 Замечаем от себя: в то время как производилось излагаемое дело, молва указывала доносчика в лице одного из членов-распорядителей клуба художников, по фамилии Б... Справедливость указаний молвы подтверждалась тем, что собрания художнического клуба в течение именно упоминаемого поста, к соблазну многих, отличались выходящими из ряда вон увеселениями, которые отнюдь не делали чести нравственному и религиозному направлению членов клуба. 9 Они сохранились в бумагах покойного. Заметно, что о. Александр, при разрешении спорных в причте вопросов, относительно хозяйства, обращался к своим статистическим таблицам и приводил статистические данные для разрешения их. 10 В 1868 и 1869 гг. заведывание приютом было поручено члену-попечителю Александру Григорьевичу Попову, одному из ближайших сотрудников о. Александра. 11 Рапорт выписываем целиком, чтобы видеть из него, как по правилам следует производить ревизии попечительства, которые весьма малоизвестны, а иногда и вовсе неизвестны лицам, назначаемым в С.-Петербургской епархии в ревизоры отчетов попечительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Желая показать, что эти слова обращены к Богу и что пребывание Бога Сына одесную Отца — вечное, пророк немного далее говорит: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя”(См. Пс. 109, 3.). Слова “прежде денницы” означают, что Единородный Сын Божий был прежде всех лет и прежде веков; слова “из чрева” свидетельствуют о единстве Сущности и Естества Отца и Сына — так Отец говорит: не как-либо иначе, но от Моего Естества родился Сын. Будучи Единосущным и Одного Естества с Отцом, Сын сопрестолен Ему. Таким образом, ты видишь, что Отцу сопрестолен Сын, а не ангелы. Также и Дух Святой, равно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном, говоривший через пророков, равночестен и сопрестолен Отцу. О Нем свидетельствует первоверховный апостол Петр: “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”(2 Пет. 1, 21.). Также и премудрый Павел говорит о Нем: “И один Дух Святой, Им — все, и мы — в Нем. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии… Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”(Ср.: 1 Кор. 2, 10–11.). И Давид говорит: “Пошлешь Дух Твой — созидаются”(Пс. 103, 30.). Подобно этому говорит Иов: “Дух Божий создал меня”(Иов. 33, 4.). Иоиль говорит: “Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать”(Иоил. 2, 28.). И Исаия свидетельствует: “Послал Меня Господь Бог и Дух Его”(Ис. 48, 16.). И далее: “Дух Господень вел их к покою”(Ис. 63, 14.). И еще: “Но примите слова Мои и определения Мои, которые Я заповедал через Духа Моего рабам Моим, пророкам”(См. Зах. 1, 6.). Из этого ты видишь, что Сын и Святой Дух Единосущны Отцу и имеют равную с Ним славу и честь. Если же Они Единосущны и имеют равную честь и славу, то все Три — Сопрестольны. Об ангелах сказал мужественный подвижник Павел: “Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня?”(Евр. 1, 13.) Ангелы являются творением и созданием Святой и Единосущной Троицы, служителями вечной и непостижимой Ее славы, они знают свои чины и свое достоинство. И довольно об этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Начало человеческой истории было опалено космической катастрофой. Через грех в мир вошла смерть. Можно сказать, что в мире взорвался Чернобыль. Суть не в том, что Бог злится на нас и наказывает поколение за поколением за проступок Адама. Просто мы сами сотворили смерть. Мы – виновники тому, что весь мир, весь космос, стал подчиняться законам распада и тления. Бог, напротив, ищет – как спасти нас от радиации смерти. Внешне в Чернобыле все спокойно. Но человек, пьющий тамошнее молоко – пьёт смерть. Он дышит лесным воздухом – он вдыхает смерть. Он собирает грибы – он собирает смерть… Почему нельзя заниматься бегом в центре Москвы? – Потому что чем интенсивнее здесь дыхание, чем больше воздуха будет человек прогонять через свои лёгкие – тем больше грязи будет осаждаться в них. Так и в мире после грехопадения: чем больше «космических энергий» человек пропустит через себя – тем больше продуктов распада будет оседать в его душе… Так все «космические откровения» и «экстрасенсорные пассы», все подключения к «энергии космоса» и к «неизведанным ресурсам человечества» чреваты энергиями разрушения… Язычество поэтому имеет в Библии ещё одно определение: рабство пустым и суетным стихиям мира. Мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира… Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь к немощным и бедным началам… хотите ещё снова поработить себя им (Гал. 4, 3-9). В греческом тексте «начала» – это “стихии”, то есть, на языке греческой мысли, те первоначала, из которых сложен космос. Стихии мира (см.: Кол. 2, 8 и Гал. 4, 3) – stoiceia tou kosmou. От сообщения с космическими стихиями надо уклоняться – ибо вы со Христом умерли для стихий мира (Кол. 2, 20). Для уклонения от игры со «стихиями» (то есть религиозно понимаемыми «космическими энергиями») есть весьма основательная причина: они не вечны. Однажды созданные, разгоревшиеся стихии растают (2 Пет. 3, 12). Значит, душа, пропитанная их энергиями и принявшая их вместо силы Божией, сгорит вместе с ними. Для стяжания бессмертия души надо прорваться сквозь легионы космических «энергий» и причаститься Единому Бессмертному (см.: 1 Тим. 6, 16). Так что для того, чтобы избежать печального будущего, надо в настоящем строить свою религиозную жизнь не по влечениям космоса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Оккультные тенденции приходской жизни К православной традиции верующие порой относят совершенно чуждые православию вещи, можно даже сказать, оккультные. Автор статьи, настоятель храма, рассказывает о том, с какими проявлениями оккультных тенденций ему приходилось сталкиваться, классифицирует эти тенденции и рассуждает о причинах их появления. Статья «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель». (2 Пет. 2:1) «Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели…» (Рим. 1:21-22) Говоря о приходской жизни, мы не можем рассуждать об этом феномене как об однородном явлении. Это явление не повторяется во всех деталях на всех объектах исследования – то есть на храмовых приходах Русской Православной Церкви. Разнообразие форм деятельности приходов определяется руководящей политикой настоятелей и указаниями епархиального начальства. Но, тем не менее, принадлежность к единой Поместной Церкви социологически обосновывает схожесть многих черт этого явления, не только положительных, но и отрицательных. Говоря о проблемах проявления оккультизма на приходах нашей Церкви, наверное, не следует пока говорить об окончательно сформировавшемся явлении, скорее, о тенденциях. И если современная православная общественность сегодня не обратит внимания на эти тенденции, то завтра вполне можно ждать возникновения устойчивых форм т. н. «православного оккультизма», которые быстро обзаведутся своим учением, апологетическими аргументами, устойчивой традицией и даже развитыми формами культа. Понятие оккультизма с точки зрения православного христианства однозначно расценивается как опыт общения с силами «потустороннего мира», которые на поверку оказываются «духами злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Естественно, эта оценка носит негативный характер. Оккультная практика в приходской жизни имеет множество форм проявления, иногда успешно маскирующихся под христианскую традицию. В данной работе автор делает обзор не всех, но некоторых проявлений оккультизма и оккультного сознания, которые встречаются в приходской жизни чаще всего. Автор не ограничивает эти явления исключительно приходами, поскольку некоторые тенденции могут проявляться и на епархиальном, и даже на общецерковном уровне.

http://bogoslov.ru/article/6027889

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Московской Патриархии «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.), в частности, уточняет: «В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений... Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания (1 Тим. 6, 20)». Предлагаемый вашему вниманию диспут проходил летом 2003 года (г. Орехово-Зуево Московской области). «Свидетели Иеговы», во время нескольких встреч (одна сессия диспута проходила в г. Москве, с другими участниками со стороны «свидетелей») использовали не только синодальный перевод, но и «Перевод Нового Мира» (далее: ПНМ). Всего было рассмотрено 14 тем . В целом участники встреч-диспутов вели себя корректно и уважительно по отношению друг к другу. Свидетели Иеговы О Предании и Писании Очень важно исследовать библейские тексты для выяснения того или иного вопроса Православный : Я рад, что вы согласились на эту встречу. В Писании сказано: Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так (Деян. 17, 11). Действительно, очень важно исследовать библейские тексты для выяснения того или иного вопроса. Я предлагаю первой темой рассмотреть вопрос о том, что является для нас главным критерием: Писание или Предание? Свидетель Иеговы : Библия – это драгоценный дар Бога. В ней говорится истина об Иегове, кто Он и каковы Его нормы и намерения. Только из Библии можно узнать, как угодить Богу – Иегове. Сказано: Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские (Ис. 48, 17–18). Автор «Еврейских» и «Греческих» Писаний Библии – не человек, а Бог, живущий на небесах. Я прочитаю: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16); и еще: Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 20–21).

http://pravoslavie.ru/106146.html

Рубрики Коллекции Хилиазм: что это за учение и почему Церковь его отвергла? 3 мин., 13.06.2022 Поделиться Хилиазм (от греч. χιλις — тысяча), или, как еще называют это учение, милленаризм (от лат. millenarius — содержащий тысячу) связан с мечтаниями и представлениями о золотом веке, царстве правды и справедливости, светлом будущем, которые когда-нибудь обязательно наступят. Истоки этих представлений уходят в глубокую древность. Ожиданиями пришествия Мессии жил весь ветхозаветный Израиль, ощущавший себя избранным народом. Все войны, лишения, катастрофы, другие негативные явления с точки зрения устремленности в будущее, где волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их (Ис 11:6), носили временный, преходящий характер. Люди верили, что Мессия, который непременно придет, восстановит величие Израиля, облагодетельствует свой народ, поставит его над остальными и распространит по всей земле. В христианстве, при более выраженном акценте на личное спасение человека, эта общая устремленность в светлое будущее сохранилась. Оно не только непременно наступит в конце времен, когда состоится Второе Пришествие Иисуса Христа, но и будет иметь глобальные масштабы. Не только один народ, но все люди, от Адама до его последнего потомка, при жизни возжелавшие спасения и проявившие любовь и верность Богу, спасутся и обретут блаженство, о котором, перефразируя пророка Исаию, рассказывал апостол Павел: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Не только люди, но и вся вселенная перейдет в иное, новое и совершенное состояние. Мы... ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда, — писал об этих временах апостол Петр (2 Пет 3:13). Не будет преувеличением сказать, что первые христиане жили ощущением скорого пришествия Господа, многие были уверены, что оно произойдет уже при их жизни. Ей, гряди, Господи Иисусе , — заканчивает книгу Апокалипсис апостол Иоанн Богослов.

http://foma.ru/hiliazm-chto-jeto-za-uche...

Наипаче заботься о подрастающем поколении, о надлежащем его воспитании. Сызмала приучай молодых людей к трудам на благо Родины и Церкви, к твердости в вере и умению переносить скорби и испытания. Юные сердца необходимо увлекать познанием истории и культуры, совместной творческой и созидательной работой и, конечно, попечением о ближних. Еще один вид добрых дел, которыми должно преисполниться твое архипастырское служение, — это дела милосердия. «…Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову», — призывал ветхозаветный пророк (Ис. 1, 17). И к нам, сегодняшним делателям на ниве Христовой, не в меньшей степени обращен его призыв. Нельзя забывать, что епископ призван быть первым в делах любви и милости, миру подавать пример благотворения и помощи обездоленным и страждущим. Стены этого древнего монастыря помнят многоплодные труды игумена Филиппа, будущего святителя, митрополита Московского и всея Руси. Он не только воздвиг храмы и проложил дороги, но и устроил больницу, помогал всем притекающим в обитель, искоренял в себе и в сердцах братии праздность. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет… Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело», — возвещает нам апостол Павел (2 Кор. 9, 6). Не оставляй своей заботой и тех, кто нарочито отклоняется от Церкви, и тех, кто безразличен к Евангельским призывам. За таких мы призваны, прежде всего, молиться, испрашивая у Господа для них вразумления, просветления души, ума и сердца. Вместе с тем, молясь и делая добро всем, ты, по выражению апостола Петра, будешь заграждать «уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2, 15), свидетельствовать об истинном назначении жизни человека, ибо ничто не убеждает человека так сильно, как живой пример. Будь же этим примером — и в вере, и в слове, и в доброделании. Это нелегкое святительское служение тебе предстоит нести под руководством опытного архипастыря — архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла . Будь верным ему в послушании, смиренно разделяй с ним все тяготы и радости епархиальной жизни, учись у него усердию в делах и твердости в преодолении испытаний. Будь ему верным помощником и собратом.

http://patriarchia.ru/db/text/1254892.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010