Заповедь чтения Говоря о книгах, было бы и странно, и непростительно обойти вниманием единственный народ в мире, которому дана заповедь о чтении и изучении. Это, как вы догадались, народ еврейский. То, чем теперь свободно владеют (если хотят и стараются) христиане, ранее было в безраздельном пользовании только этого народа. Имеется в виду возвышенное учение Моисея о сотворении мира, история патриархов, сладкая и таинственная Псалтирь Давида, соломоновы притчи, пророчества, заповеди. И было сказано им: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано» (Нав. 1: 8) И еще сказано о словах Бога: «Внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6: 7). По сути, «всегда занимайся словом Бога и поучайся в нем». И даже так сказано: «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6: 8–9). «Пусть будет память обо Мне, куда бы ты ни глянул», – говорит им Господь, и больше никакому народу это не было сказано. И нам, как духовным детям Авраама, нужно следовать ветхозаветной заповеди читать и изучать Писание Но теперь и мы вступили в Завет. Новый. «Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2: 10). Значит, и нам, не как телесным, но как духовным детям Авраама, нужно взять на плечи тяжесть духовных усилий. Читать, размышлять, говорить, внушать детям. От смысла этих слов и от труда, ими навязываемого, обычно отмахиваются несколькими аргументами. Ну, во-первых, мы не евреи и не нам это сказано. У нас есть Новый Завет. Старый свою силу потерял. Вроде бы, да. Все верно. Но поглядите на лучших из нас. Монахи, те всегда с книжкой. На службах своих долгих только и делают, что читают и поют, поют и читают. И в кельях над книгами сидят. И так всю жизнь. Разве это не исполнение заповеди? И четки у них, как знак, на руке, и клобук на глазах, как повязка, и вообще все, что их окружает, напоминает о Боге. А святые епископы? Кого ни возьми, все, как пчелки, в книги зарывались. И Василий Великий, и Тихон Задонский, и Феофан Затворник. Да и мало ли кто еще! И Псалтирь святая, прочитываемая по уставу еженедельно, в первом самом псалме ублажает мужа, поучающегося в законе Господнем день и ночь. Так что первый аргумент – никакой не аргумент.

http://pravoslavie.ru/97837.html

Люди ждали встречи с Богом, самоуверенно полагая, что эта встреча принесет им радость и освобождение. Но человек, не знающий, что такое покаяние, не может увидеть Бога и остаться в живых (Исх 33:20) — об этом Господь предупреждал еще Моисея. Недаром евреи, вышедшие под его водительством из Египта, упрашивали Моисея, чтобы он сам говорил с Господом от их имени, а они бы стояли в стороне, чтобы не умереть. Поэтому и День Господень (известный христианам как день Второго пришествия Господа Иисуса Христа) станет для многих людей, не готовых к встрече с Богом, «тьмой». Страшный суд (фрагмент росписи Владимирского собора) Василий Васнецов. 1904 Может показаться, что речь тут идет только об историческом Израиле, но это пророчество касается и христиан, предупреждает проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров. В Первом послании апостола Петра мы читаем:  Время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1 Пет 4:17). То, что сказано об израильтянах, которые верили в свою богоизбранность и рассчитывали, что Бог будет всегда терпеть их беззакония, оказывается, относится и к «новому Израилю», к христианской Церкви. Сложность пророчества Амоса еще и в том, что Бог предстает здесь как бы облеченным во тьму, Он окружен мраком — и это, по-видимому, противоречит и нашим обыденным представлениям о Боге, и многим местам Священного Писания. Я свет пришел в мир , — говорит Христос народу в Иерусалиме (Ин 12:46); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы , — утверждает апостол Иоанн Богослов (1 Ин 1:5). Противоречит это вроде бы и свидетельствам святых отцов, которые описывали Бога как «нетварный свет» (Григорий Палама) и «огонь» (Симеон Новый Богослов). " Радость праведных о Господе " . Преддверие рая (эскизы росписи Владимирского собора) В. Васнецов . 1885-1896 Но «свет» и «тьма» — понятия весьма условные, когда речь заходит о Боге. Оба они обозначают непостижимость Божества, Его невыразимость человеческими словами. Когда апостол Павел говорит, что Бог обитает в неприступном свете (1 Тим 6:16), а царь Соломон — что Он благоволит обитать во мгле (2 Пар 6:1), они говорят об одном и том же. Другое дело, что у пророка Амоса под «тьмой» подразумевается не столько непостижимость Бога, сколько незавидная участь тех, кто не очистил свое сердце покаянием и оказался не готов к Его приходу. Чем важно это пророчество:

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

Но прежде чем вернуться, надо вдоволь насытиться тоской, вдоволь насмотреться на чужое небо, вдоволь наплакаться. Это нужно для того, чтобы, случись возможность бежать, душа не оборачивалась вспять, как Лотова жена, и не роптала, как евреи, вспоминавшие о египетских котлах с мясом, о чесноке и луке. Поэтому блудный сын в притче, прежде чем вернуться, доходит до крайнего унижения и питается вместе со свиньями. А евреи в Вавилоне долго пьют воду, смешанную с горечью плена, и долго едят хлеб, смоченный слезами печали. Самих себя мы должны опознать в этих ёмких и кратких словах. И когда грустно нам, мы не должны из кожи лезть, чтоб изобразить веселье. Нужно лечь на лицо своё и насытиться вздохами. Пусть некто неуместно процитирует Писание и скажет: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь». Мы то знаем, что мы грешники и что «скорбь и теснота всякому делающему злое». Мы не в раю, но всё ещё на пути к нему. Вот и евреям, смеясь, говорили: «Пропойте нам из песней сионских». Они же в ответ спрашивали: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» Есть время плакать и время смеяться, время обнимать и время уклоняться от объятий. Мы вступили в покаянные дни. Это время плакать, это время уклоняться от объятий. Нам понятна печаль детей Сиона, оказавшихся в Вавилоне. Наибольшего внимания стоят последние стихи псалма, те самые, где слышен нечеловеческий призыв к мести и уничтожению вавилонских младенцев. «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень». Это ещё что за ненасытная кровожадность?! Что это за жестокость, и зачем она нам? Так выглядит дело, если смотреть на плоть, то есть на букву Писания. Если смотреть на букву, душа смутится, ибо помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир (Рим. 8, 6). Начнём с того, что «камень» — это одно из имён Спасителя. Вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится (1 Пет. 2, 6). Это Пётр цитирует пророков, говоря о Христе. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших (Пс. 117, 22–23). Этот псалом пророчествует о Христе, и пророчество это многократно повторяется в Евангелии.

http://pravoslavie.ru/45119.html

Впрочем, ученики не искали чудес исцеления, а стремились к Учению Истины. Блаженный Феофилакт пишет: «Народ приступает для чудес, а ученики для наставлений» 4 . Существенное замечание (!), оно научает нас пренебрегать внешним (чудесным) ради внутреннего (духовного назидания в учении). Посему всякий раз, выбирая между «чудом» и учением, избери Учение – и не ошибешься. Сказано о спасительной значимости духовного знания (ведения): «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия…» (Ос. 4: 6). Ученики Его первыми приступают к Нему и нас научают тем искать постоянно общения с Господом. Итак, приступим и мы охотно и с радостью великою к словесам Нагорной проповеди, да научимся новому жительству. Жительству – во Христе и со Христом! И мы читаем далее: «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря…» (Мф. 5: 2). Для несведущих здесь трижды говорится об одном: «отверзши уста», «учил», «говоря» . Кажется, если отверз уста , то говорил; если учил , то не молчал; а если говорил , то и уста открывал. Но сие сказано для того, чтобы мы поняли: истинный Учитель учит не только тогда, когда говорит, но и тогда, когда молчит; и говорить может не только словом, но и делом. Феофилакт пишет: «Он учил, и не отверзая уст, то есть своею жизнью… теперь учит, “отверзши уста”» 5 . Далее Господь говорит о Заповедях блаженства . Хотя они прямо не противопоставляются и не противостоят Закону Моисееву, но их смысл иной, чудный и в новизне предлагаемого – необычный и точно НОВЫЙ. Вслушаемся в слова Заповедей блаженства и в них попытаемся понять новизну Нового Завета Бога с человеками. Но, прежде всего, усвоим для себя смысл библейского слова-понятия «блажен» . «Слово “ашре” 6 всегда употребляется во множественном числе, потому что человека признают счастливым не ввиду одной присущей ему добродетели или одного успеха, случайно достигнутого, но только ввиду многочисленных добродетелей, ему присущих» 7 . То есть подлинное блаженство не может быть прерывающимся и фрагментарным. Напротив, начавшись в этой жизни, оно не прекращается и в жизни «будущего века», призыв к каковому блаженно-радостному состоянию мы находим и на страницах Нового Завета: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4: 13); и еще: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4: 4).

http://pravoslavie.ru/94562.html

Таким образом, аскетизм и трезвение – путь каждого христианина, неотъемлемое условие подлинной духовной жизни, а не только лишь удел монашествующих или вообще «немногих избранных подвижников». « Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41), – заповедовал Господь Иисус Христос Своим ученикам. Впоследствии апостолы, повторяя и поясняя эту заповедь, учили всех последователей Христа: « Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8); « Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2); « Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением» (Еф. 6:14-18). Принцип действия законов христианской аскетики один и тот же, несмотря на непреодолимую разницу эпох и цивилизаций, в том числе и при их беспечном игнорировании. В качестве яркого примера можно привести остроумное наблюдение одного из блогеров «Живого журнала»: «Бес уныния, который также называется «полуденным» (Пс. 90:6), есть самый тяжелый из всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа. Прежде всего, этот бес заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остается неподвижным и день делается словно пятидесятичасовым. Затем бес [уныния] понуждает монаха постоянно смотреть в окна и выскакивать из келлии, чтобы взглянуть на солнце и узнать, сколько еще осталось до девяти часов [времени вкушения пищи], или для того, чтобы посмотреть, нет ли рядом кого-либо из братии. Еще этот бес внушает монаху ненависть к [избранному] месту, роду жизни и ручному труду, а также [мысль] о том, что иссякла любовь и нет никого, [кто мог бы] утешить его...

http://bogoslov.ru/article/3584719

На 10, стихиры: Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне. На 8: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. На 6: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть. Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. На 4: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. На 2: Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. Слава: Святаго минеи. И ныне: Богородичен. Аще несть святаго Слава, и ныне: Богородичен. Молитва входа. Иерей: Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или в помышления лукавствия, но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Диакон: Благослови, владыко, святый вход. Священник благословляя, глаголет: Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И возглашает диакон: Премудрость, прости. Творение Софрония, патриарха Иерусалимскаго. Лик: Свете тихий святыя славы,/Безсмертнаго, Отца Небеснаго,/Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе./Пришедше на запад солнца,/видевше свет вечерний,/поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога./Достоин еси во вся времена/пет быти гласы преподобными,/Сыне Божий, живот даяй,/темже мip Тя славит. По входе же, положив обычный поклон, диакон, аще же несть, священник, глаголет прокимен дне. Диакон: Вонмем. Священник: Мир всем. Людие: И духови твоему. Диакон: Премудрость Прокимен, глас: Аще же есть суббота вечера, глаголет на глас 6:

http://foma.ru/vsenoshhnoe-bdenie-velika...

«Если распятие на Кресте – призрак, между тем (как) от Креста спасение, то и спасение – призрак», – говорит свт. Кирилл Иерусалимский . Смерть на Кресте является завершением и высшей точкой земной жизни Христа, ее удостоверяющей печатью. Об этом сказал Сам Спаситель перед тем, как предал дух . Без Креста земная жизнь Спасителя была бы не полной, не завершенной. Убери распятие – и земная жизнь Христа лишается своего смысла. Убери распятие – и земная жизнь Христа лишается своего смысла Вместе с тем смерть на Кресте является необходимым предварительным условием для Воскресения и Вознесения Господня, а также для Сошествия Святого Духа. Сын Человеческий воскрес, вознесся на Небеса и послал Святого Духа, благодаря Своей живоносной смерти на Кресте. Всё это его прямые спасительные последствия. Для того чтобы произошло самое радостное событие в истории человечества, праздников праздник и торжество из торжеств , нужно было, чтобы прежде произошло самое горестное и трагическое событие в мировой истории . Поэтому Крестная смерть Спасителя есть узловое событие, поворотный пункт и Его земной жизни, и всей человеческой истории, и личной жизни каждого человека. От того, как мы относимся к Кресту, на чью сторону становимся, к кому себя причисляем, напрямую зависит, как мы проживем и где в итоге окажемся – справа или слева, среди послушных овец или строптивых козлищ, среди распинаемых или распинающих, мучеников или мучителей . «Радуйся, живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость» .  См.: Иер 6: 21; Ис. 8: 14; 1 Пет. 2: 7; Рим. 9: 33.  См.: Пс. 80: 8.   «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за  вину  отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи  родов  любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»  (Исх. 20: 3–6); «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4: 8).

http://pravoslavie.ru/160005.html

Так же и в другом месте он обращается к Богу не как не знающий Его, но как показывающий нам пример для подражания.Господи, не сидел я в собрании, когда они смеялись, но боялся пред лицом Твоим, я сидел одиноко, ибо был исполнен горести (Иер. 15:16–17). То, что согласуется с этими словами, говорит и Давид: Я не сел в совете суеты и с законопреступными не пойду, и добавляет, поясняя: возненавидел я собрание злодействующих, и с нечестивыми не сяду. Омою среди невинных руки мои, то есть деятельную силу, и обойду жертвенник Твой, Господи (Пс. 25:4–6). Но они менее всего заботятся о жертвеннике и поворачиваются к нему спиной, не намерением, но жизнью, не только [прикасаясь к нему] руками, обагренными кровью, оскверненными получением и дачей взяток, ложными доносами, но и попирая его грязными ногами. Намекая на них, сказал Иезекииль: И привел меня ко входу во двор, и я взглянул, и вот в стене одна скважина. И сказал мне: сын человеческий! Прокопай. И я прокопал и увидел, и вот одна дверь. И сказал мне: войди и посмотри на отвратительные беззакония, какие они делают здесь. И вошел я, и вот, всякое подобие пресмыкающегося и скота и суетных и мерзких идолов. И сказал мне: видишь, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте на ложах своих тайно? — намекая на их нечистую мысль, — ибо говорят: не видит нас Господь, оставил Господь землю. И сказал мне: ты увидишь еще большие беззакония, которые они делают. И ввел меня в другое место и показал мне. И я вот, там женщины сидящие и плачущие о Таммузе. И еще: И ввел меня во внутренний двор дом Господня, и я вот, там двадцать четыре старца, и лица их повернуты, и спины их обращены к жертвеннику. И сказал мне: Не мало ли того, что творит дом Израилев? (Иез. 8:7–10, 12–14, 16–17) Мы вынуждены вспомнить отрывки из пророка из-за расточительных [людей], которые почитают себя чем-нибудь и обольщают сами себя (Гал. 6: 3), которые разоряют церковный мир, так как они поворачиваются спиной к Престолу Господню, которым суд давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2, 13–17). «Всякая душа да будет покорна высшим властям, – учит другой первоверховный апостол, – ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение». (Рим. 13, 1–3). Без сомнения, святитель Петр строго следовал этим апостольским наставлениям, почему ни на минуту не поколебался в своем повиновении властям, видя в них орудия Божественного мироуправления. бб) Подобным же образом учат и св. отцы Церкви о нашем долге повиноваться властям . Так св. Григорий Богослов учит: «Между нашими законами есть один закон – закон похвальный и прекрасно поставленный Духом, Который дал Свои законы, сличив возможное и наилучшее. По сему закону как рабы должны быть послушны господам (Еф. 6, 5), жены – мужьям, Церковь – Господу, ученики – пастырям и учителям; так и все, обязанные давать дань, – повиноваться всем властям предержащим не токмо за гнев, но и за совесть (Рим. 13, 5, 6), и не делать закона ненавистным, делая зло, не доводить себя до меча, но, очищаясь страхом, заслуживать похвалу от власти. Одно и то же правило; но оно щадит прямое и отсекает лишнее. Одно солнце, но оно светит здоровому зрению, а омрачает слабое». («Творения св. Григория Богослова», изд. 3, ч. 11, с. 77). б)  Во-вторых, поведение святителя Петра Александрийского, добровольно отдавшегося исполнителю царской воли, дабы предотвратить всеобщее кровопролитие, научает всех членов общества жертвовать своей личной безопасностью ради общего блага. аа) На это есть прямая заповедь Божия: любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3, 16), – говорит св. Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Господа нашего Иисуса Христа. Только тогда мы будем истинными христианами, и только тогда Господь признает в нас Своих истинных учеников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Для них нужно было сначала увидеть, чтобы воспринять Его.    Зачалом Недели 6-й Святая Церковь расширяет перед духовным взором верующего область деяний Христа. Он не только исцеляет болезни тела, не только изгоняет злых духов. Он Тот, Который совершает большее: имеет власть прощать людям грехи их. Сам Господь, как повествует это зачало (Мф. 9:1-8), видя помышления книжников, присутствовавших при исцелении расслабленного, спросил их: «Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, – прибавил Он, – что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой».    Знаем мы, как благ Господь и как скоро Он подает помощь нуждающимся в ней. Однако действует Господь не только по Своему милосердию и изволению, Он ждет, чтобы и сам человек с верой обратился к Нему. Вот почему, когда приходили к Нему за исцелением, Он всегда спрашивал: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф. 9:28), а если не видел веры, то «не мог совершить никакого чуда» (Мк. 6:5). Ибо вера открывает душу человека для Бога, и она становится способной к принятию Его благодати.    Однако нечто еще более чудное слышим мы в Евангелии. Господь, говорится, узрел веру принесших расслабленного, разрешение же грехов и исцеление от болезни даровал не им, но самому расслабленному. Здесь вера одних привлекает благодать Божию к другим. Души принесших отверзаются верою к принятию благодати, но, прилепившись человеколюбием и сострадательной любовью к душе расслабленного, они на нее проводят ток этой благодати и становятся участниками прощения грехов и исцеления расслабленного. Так утверждается связь душ людей и взаимная поддержка их в деле спасения, знакомая каждому живущему духовной жизнью. Поэтому нужно заботиться друг о друге, испрашивая в молитвах всякого блага ближним нашим. Тогда и сами мы, прося их молитв о наших нуждах, сподобимся получить «всё потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3).    Так Святая Церковь выбором евангельских чтений постепенно возводит верующих к высшему пониманию Лица Господа Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010