Мне кажется, на работе верующий человек должен прежде всего быть идеальным работником. Тогда к нему никто не сможет придраться, сказать — вот ты верующий, а прогуливаешь, или все время опаздываешь, или плохо выполняешь свои обязанности. И я уверен, что, если он будет вести себя как подобает христианину, мирно, с любовью, дружелюбно, уважительно ко всем, люди, узнав, что он верующий, сами будут приходить к нему с вопросами, сами будут вызывать его на проповедь. Потому что духовный голод у людей есть. Но если вера проповедуется человеком, который не вызывает уважения, — это не проповедь, а опорочивание веры. Если человек соблюдает посты, но на работе хамит или плохо выполняет свои обязанности, то как миссионеру грош ему цена. Апостол Петр говорит, что мы в любой момент должны быть готовы рассказать о своей вере (см. 1 Пет. 3, 15). Я глубоко убежден, что каждый христианин может быть миссионером, но каждый — по-своему. Есть люди, которые могут «зажечь» целый коллектив, у которых есть благочестивая дерзость, как говорят святые отцы. А есть люди, которые так не умеют. Но они могут глубоко и молитвенно отвечать на вопросы, если их задают. Поэтому здесь нет общего рецепта. Если вы чувствуете, что люди задают вам вопрос, и вы видите, что это для них важно, вы не имеете права молчать. Если вы промолчите, то согрешите. Есть порог, за который нельзя переступать, нельзя молчать, если вас, например, напрямую спрашивают, верующий вы или нет. Или если, не ответив на какой-то вопрос, вы соблазните человека. Например, при вас что-то плохое говорят в адрес священноначалия или называют Церковь фирмой по зарабатыванию денег. Если я смолчу, значит, я с этим согласен. Я должен встать и уйти, или я должен противостоять. Но как? Если вы начнете ссориться, раздражаетесь, то ничего хорошего не добьетесь. А вы спокойно приведите пример и расскажите о каком-то своем опыте. Допустим, я знаю священника, который продал сначала свою машину, потом квартиру — и восстановил храм на Волге, сейчас живет там в какой-то деревянной халупе. Вот такой человек. Про такого расскажешь, и аргументы у всех против Церкви заканчиваются. Или если кто-то из ваших сотрудников при вас кощунствует, то можно подойти к нему и сказать: «Вот я сейчас чувствую то же, что ты бы почувствовал, если я бы начал говорить гадости про твоих родителей. Я не могу сидеть здесь, если ты говоришь такие вещи. Если мы будем с тобой вместе работать, пожалуйста, не говори этого при мне».

http://pravmir.ru/karera-i-vera-xristian...

Не станем подробно разбирать его доклад, поскольку о Православии, о том, какие проблемы испытывают православные, там нет речи. Да этого и не может быть, потому что Православие, по замыслу архитекторов нового мирового порядка, должно тихо раствориться в католицизме и рассеяться в большой экуменической среде. В докладе митрополита Илариона, в его экуменических делах можно увидеть лукавство. Заявляя о необходимости межрелигиозного диалога, он приводит в пример Самого Христа. « Говоря о вероучительных обоснованиях межрелигиозного диалога, хочу подчеркнуть, что мы руководствуемся прежде всего примером Самого Христа. Евангелие описывает целый ряд Его встреч и общения с самарянами, хананеями и язычниками. Христос показал пример милосердия и любви по отношению к ним, а веру римского сотника Он приводил в пример Своим соплеменникам (Мф. 8: 10). Апостол Павел учит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 18). А апостол Петр заповедал «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15)», – утверждает в своём докладе митрополит. В чем же здесь лукавство? После общения со Христом многие самаряне, хананеи, язычники обращались ко Христу, исповедовали свою веру во Святую Троицу, шли впоследствии даже на тяжелейшие муки ради любви ко Христу. Что же сегодня происходит в результате межрелигиозного диалога, в результате встреч с папой Римским и поездок в Ватикан, обещаний новых братских патриарших встреч с понтификом? В результате немало людей уходят из Церкви, отвращаются от истинной веры Христовой… Экуменисты своим примером совращают «малых», еще только подошедших к церковному порогу, малообразованных духовно, маловерных и малодушных. Господь сказал: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Есть в мире те, кто отрицает Богочеловека Христа, отрицает Воскресение Христово и ждет своего мессию – антихриста. И сегодня в мире ведётся большая работа, направленная на то, чтобы «достойно» встретить антихриста.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/22/ek...

Предстоящее мне епископское служение я понимаю как крестоношение, последование Господу Иисусу Христу путем отдачи себя и своей жизни пастве, не избегая унижения, скорби, поношения. Сегодня, как никогда, злоба мира направлена против Церкви, и противостоять этой злобе можно только любовью к Богу и ближним и исполнением Христовых заповедей. Поэтому епископу нужно быть готовым всякому, требующему отчета о своем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). От епископа требуется полное самоотвержение, намерение послужить ближним, уподобление Самому Господу, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). Мысленным взором окидывая свою жизнь, не перестаю удивляться милости и попечению обо мне Всеблагого Бога. Я родился в обычной семье на Сахалине, где на протяжении многих лет не действовало ни одного православного храма. Моя встреча с православием произошла в юношеском возрасте через знакомство с верующими людьми и чтение святоотеческих творений. Когда ко мне впервые попали эти книги, я всем своим существом ощутил истинность каждого прочитанного слова, передо мной открылся удивительный мир веры, а жизнь приобрела глубокий смысл. С момента своего крещения я уже не мыслил себя без Церкви и имел твердую решимость и горячее желание послужить Богу. Приняв монашеский постриг и священный сан, я ни на минуту не усомнился в правильности сделанного выбора. Промыслом Божиим за относительно небольшое время пребывания в священном сане мне довелось совершать служение во многих местах нашей страны и за рубежом, что позволило со стороны взглянуть на привычные вещи и приобрести опыт служения в различных условиях. В новообразованных Южно-Сахалинской и Абаканской епархиях я был свидетелем и участником устроения церковной жизни. Годы, проведенные на Смоленской земле в связи с обучением в Смоленской духовной семинарии, вспоминаю как одни из самых благодатных в моей жизни. В Успенском кафедральном соборе города Смоленска я имел неоднократную счастливую возможность сослужить Вам, Ваше Святейшество, и поучаться от Вашей живой вдохновенной проповеди, а также воссылать молитвы перед великой всероссийской святыней — чудотворным образом Божией Матери «Одигитрия». Покров и заступление Пречистой Владычицы постоянно ощущаю везде, где бы ни протекало мое служение.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_feofan_...

Слышать об этом очень многим людям крайне неприятно — они слишком привыкли к своим грехам и заблуждениям, чтобы смириться с мыслью о том, что от всего этого необходимо совершенно отказаться — иначе ад, и в этой жизни, и в будущей. Естественно, эти люди восстают и ополчаются, естественно, иногда слышишь из их уст не аргументы, не попытку честно поспорить, а какие-то квазивербальные всплески… Что ж, так было в христианской истории всегда. Так, в конце концов, реагировали и на Христа и апостолов. — На Ваш взгляд, насколько полно и объективно представлена сегодня позиция Церкви на федеральных телеканалах, в других центральных СМИ, в соцсетях? Выигрывают или проигрывают православные на информационном поле? — Мне кажется, представлена неплохо. К сожалению, почему-то очень мало говорящих священнослужителей и грамотных мирян. Есть искусственно раздутое внимание к отдельным людям, «от них же первый есмь аз», вспомним также отца Андрея Кураева , отца Димитрия Смирнова … Есть великое множество не менее умных и не в меньшей степени способных говорить пастырей и мирян. Нужно что-то сделать, чтобы внимание к ним журналистов стало более справедливым, чтобы не было зацикленности на пяти-семи персоналиях. Наверное, некоторые из нас и сами виноваты — слишком боятся говорить с журналистами, а иногда просто жалеют свое время, нервы. У меня времени очень немного, но в силу мягкости характера мне сложно отказать человеку в возможности поговорить, даже если он звонит рано утром или поздно вечером. Кто-то откажет гораздо быстрее. А ведь одна из наших задач — это каждому вопрошающему «дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Я надеюсь, что наши пастыри и миряне будут в большей степени этой задаче соответствовать. — Один из известных православных миссионеров заметил, что, по сравнению с целенаправленной и массированной информационной войной, которая ведется против Римско-Католической Церкви на Западе, нападки на Церковь в России, — что называется, «цветочки». Насколько, по Вашему мнению, серьезна и организованна информационная атака на Русскую Православную Церковь? Можно ли утверждать, что она уже позади?

http://patriarchia.ru/db/text/2898421.ht...

Так говорит о вере церковный проповедник позапрошлого века. Скажем и мы нечто, относительно уже нашего времени. Сегодняшний день ставит перед нами проблему разумности нашей веры. Современный человек уже не может ходить в храм по наследственной инерции от предыдущих поколений. Либо он будет делать это осознанно, либо его христианство даст трещину при первом же серьезном испытании. Сегодня христианин обязан твердо знать, во что он верит и почему ходит в Церковь, и уметь объяснить это и другим, требующим отчета о его уповании (см. 1 Пет. 3:15). Ни одно слово в храме не должно остаться непонятым, ни один обряд не должен быть необъясненным. Христианину нельзя быть церковной мышью. Церковная мышь и днюет, и ночует в храме, и слушает все службы. Она, правда, ничего не понимает, но ужасно гордится тем, что она – церковная мышь. Не будем церковными мышами, но станем церковными людьми, людьми грамотными. «Либо православные будущего будут очень грамотными людьми, либо их не будет вообще», – сказал некий богослов в начале XX века. Действительно, ведь если не знаешь свою веру, значит, и не любишь ее. Представьте себе, что юноша нежно любит девушку. Может ли он не знать, по крайней мере, самого простого о ней: из какой она семьи, где она учится, какие у нее увлечения, какой у нее любимый шоколад, какие ей нравятся цветы? Если он этого не знает, его чувства неискренни. А мы, братья и сестры, порой дерзаем подходить к Чаше Евхаристии, не зная почти ничего о Христе и Его Церкви и даже не интересуясь этим! Нашей душой мы вступили в духовный брак со Христом – и нам безразличен наш Возлюбленный. Христианские науки, в которых говорится о том, как Он спас нас от греха и смерти, не изучаются нами и пугают нас одними своими названиями. Догматика, катехизис, основное богословие – предметы, в которых говорится о Христе и Его действии в мире, неинтересны нам. То, что должно занимать нас более всего – наша вера – отодвинуто на периферию сознания. Это говорит о том, что в нашем духовном браке со Христом мало любви к Нему. Поэтому мы рискуем оказаться несчастными в этом браке.

http://pravoslavie.ru/113463.html

Тех людей, которые принимают страдания не за Христа, не за веру, но принимают страдания, являя при этом силу христианского духа, смирения и любви, мы называем страстотерпцами. Из слова после Литургии в храме святого князя Игоря Черниговского в Переделкине 17 июня 2013 г. Развитие духовного образования, превращение нашего духовенства еще и в «интеллектуальный класс» нашего общества – это священная обязанность всех нас. И всё это не ради некоего интеллектуального эстетства, не ради того, чтобы мы, как участники общественного дискурса, убедительно выглядели, – всё это ради спасения души современного человека, для которого убедительны только те слова, которые способны произвести впечатление и в интеллектуальном плане… Духовные школы должны быть полностью признаны государством и обществом – как современные конкурентоспособные развитые научно-интеллектуальные гуманитарные центры, которые готовят не просто когорту священников, но академически образованных гуманитариев. Именно к такому результату должна привести образовательная реформа… Священник призван быть разносторонне развитым человеком, ведь он общается с людьми разных профессий и с каждым должен уметь говорить на его языке… Наши духовные школы как раз и есть те места, где готовится закваска духовной жизни нашего общества. В этом смысле на них – большая ответственность. Апостол Петр говорит: «Пасите Божие стадо… охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5: 2–3). Этими богодухновенными словами должна быть пронизана вся система нашего духовного образования, ибо в реализации этого поучения заключается ее подлинный смысл. Из слова при открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в храме Христа Спасителя в Москве 21 июня 2013 г. Служить Церкви тоже нельзя на 10, 15 или 20%. Если ты принимаешь на себя это служение, то это означает, что оно становится не просто твоим приоритетом, а твоей жизнью… Быть врачом – это призвание и высокое служение, в основе которого лежат милосердие, сострадание и деятельная любовь к человеку…

http://pravoslavie.ru/62359.html

Тот, кто ходит пред лицем Небесного Отца, тот, кто в тайне своей души беседует со Словом Воплотившимся, как это было свойственно великим и духоносным мужам-апостолам и их преемникам, получает особенную благодать – свидетельство о Христе Воскресшем. Конечно, не по своенравию, не по своему почину, но по послушанию от священноначалия. Впрочем, каждый христианин, по удостоверению апостола Петра, должен уметь дать отчет о своем уповании (см.: 1 Пет. 3: 15). Этим постом, как мне кажется, должно особенное внимание обратить на то, чтобы все наши действия, даже малые поступки, каждый шаг, каждое словесное деяние были сообразованы с волей Божией благой, угодной, совершенной. Лучше дела без слов, чем слова без дел, не правда ли? Соответствие дела и слова, подтверждение устоев нашей веры и заповедей, которые мы призваны исполнять в отношении Создателя и ближних, – это самое красноречивое свидетельство о Воскресшем Христе. Но задумаемся: сколько примерно слов на дню мы тратим на общение друг с другом? Не ошибемся, если скажем: миллион. А может быть, и более того. Между тем Спаситель, предупреждая нас, говорит, что каждое пустое, бессодержательное, чуждое нравственного смысла слово, лишенное духа правды и любви, загрязненное лукавством, пошлостью, раздражительностью, нечистотой, гордыней, высокомерием, оборачивается к осуждению носителя слова. За каждое праздное слово люди дадут отчет в день Суда. Апостольский пост дарован как упражнение в исихии – священном молчании при внутренней обращенности к Богу Итак, Апостольский пост дарован нам как упражнение. Во-первых, священной исихии. Слыхали такое замечательное греческое наименование? Исихия – священное молчание. Пост при внутренней обращенности к Богу. Тот правильно проходит Апостольский пост, кто старается с утра пораньше, как сказано: «Изыдет человек… на делание свое до вечера» (Пс. 103: 23) – до сумерек, в глубинах души беседовать со Словом Воплощенным, обращаться к всеведущему и всемилостивому Спасителю в тайне сердца: «Господи Иисусе Христе, благослови, прости, помилуй, настави, укрепи. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

http://pravoslavie.ru/94625.html

Сопоставление этого послания со 2 Пет. обнаруживает значительное сходство ст. 4– 19 и 2:1–19 соответственно. (См.: «Введение» ко 2 Пет.) Интересно, что, говоря о тех, кто отклоняется от Божьих путей и отвергает Бога, Иуда обращается не только к библейским, но и к апокрифическим примерам (ст. 5,7,9,11,14). В отличие от него Петр ссылается только на библейские эпизоды ( 2Пет. 2:5,6,7,15,16 ). Некоторые из тех, кто отрицает авторство Иуды, аргументируют свою точку зрения тем, что в самом послании отражены приметы более позднего времени. Ст. 17– 18 изображают апостолов так, словно их поколение уже вымерло, хотя адресаты послания, казалось бы, лично внимали наставлениям апостолов. Из ст. 3 явствует, что христианская вера уже превращалась в строго разработанную доктрину. Ни один из этих доводов нельзя считать неопровержимым, и если мы признаем автором Иуду, младшего брата Господа, то сможем датировать послание в рамках предполагаемого времени его жизни. Евсевий передает рассказ Гегезиппа о том, что внуки Иуды были приведены на суд Домициана, когда последний был римским императором (81–96 гг.). Кроме того, Евсевий сообщает, что они были епископами в период правления Траяна (98–117 гг.), и это дает основания полагать, что в конце I в. их дед был еще жив. Учитывая, что Второе послание Петра было написано раньше (см.: Введение ко 2 Пет.), можно с большой долей вероятности предположить, что Иуда написал это послание в конце шестидесятых годов I в. Некоторые считают, что отсутствие упоминания о разрушении Иерусалима в ст. 5, где оно было бы уместно, указывает на то, что послание было написано до 70 г. Кому адресовано послание и какова его тема? Текст послания не содержит никакой информации о том, где жили и чем занимались его первые читатели, если не считать того факта, что они были христианами (1) и возлюбленными (3,17,20) братьями автора. Как видно из ст. 3, первоначально Иуда собирался обстоятельно изложить христианское учение и нормы христианской жизни. Вместо этого, вынужденный откликнуться на появление и распространение ложных учений, он написал предупреждение о последствиях легковерного отношения к тем, кто распространяет еретические взгляды, и призвал христиан твердо держаться апостольской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Что же сделало возможным практику поклонения Христу в иудеохристианских кругах I века? Ключевым текстом для развития ранней христологии стал Пс. 109:1: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», цитируемый в Новом Завете около двадцати раз . Хотя в литературе межзаветного периода этот псалом и имел мессианское прочтение, он не понимался как описание буквального включения мессианского царя в Божественную власть над всей вселенной . Очевидно, что ключевую роль в таком новом экзегетическом прочтении мессианского псалма сыграла традиция отождествления мессии с этим Господом, восходящая к самому Иисусу (Мк. 12:35-37), и визионерский опыт мистических откровений первых христиан . Согласно новозаветным текстам, вознесенный Христос воссел на престол одесную Бога (Мк. 14:62, Деян. 2:34-36, Рим. 8:34, Кол. 3:1, Евр. 1:3, 8:1, 10:12, 12:2, Отк. 3:21, 5:6, 7:17, 22:3) и получил всеобъемлющую власть над всем сущим, включая не только мир земной, но и небесный (Мат. 28:18, 11:27, Эф. 1:10,22, Кол. 1:20, Фил. 2:10, Евр. 1:2). Особое внимание обращает на себя беспрецедентное для иудейской традиции эпохи Второго Храма утверждение, что Христу подчинились все чины ангелов (1 Кор. 15:24-28, Эф. 1:20,21, 1 Пет. 3:22) . Такое возвышенное положение влечет за собой культовое поклонение Христу всех земных и небесных созданий (Ин. 5:21-23, Евр. 1:6, Фил. 2:10, 11 , Отк. 5:8-14, Посл. Полик. Смирн. к Фил. 2:1). Примечательно, что в межзаветной литературе эпохи Второго Храма не найти примера поклонения ангельскому созданию другими ангелами .    Чтобы увидеть всю новизну и смысл подобных утверждений, важно отметить, что, согласно ветхозаветной и межзаветной традиции, только Яхве имеет право, как монарх, восседать на небесном престоле (Пс. 102:19-22, Ис. 6:1, 1 Ен. 14:18), все остальные ангелы, включая архангелов, могут лишь стоять как слуги, выражая тем самым свое подчиненное положение (Дан. 7:10; 4Q530 2.18; 1 Ен. 14:22; 39:12; 40:1; 47:3; 60:2; 2 Ен. 21:1; 2 Вар. 21:6; 48:10; 4 Ездра 8:21; Зав. Адам. 2-9; Тов. 12:15; Зав. Авр. 7:11; 8:1, 9:7-8; ср. также Луки 1:19). Небесный престол — ключевой монотеистический символ Божественной суверенной власти над вселенной в библейской и околобиблейской литературе того периода (3 Цар. 22:19, Сир. 2:7, 1 Ен. 9:4, 2 Ен. 20:3, 2 Вар. 21:6, Апок. Авр. 18:3) . Примечательно, что на небесном престоле также восседает Премудрость, внутренне присущая Богу (1 Енох 84:2-3, Прем. Сол. 9:4, 10), а согласно Таргуму на нем восседает Мемра, принимая молитвы Израиля (Тарг. Псев-Ионаф. к Втор. 4:7). Таким образом, новозаветные тексты говорят на языке иудаизма Второго Храма, что Христос участвует в Божественной власти и разделяет славу Бога.

http://bogoslov.ru/article/6025041

Erasmus. Basel, 1928. S. 173. См.: Рим., 1, 14. 1 Кор., 3, 7. 2 Тим., 4, 2. Мф., 24, 42. См.: Мк., 5, 26. См.: 1 Кор., 12, 4. См.: Гал., 6, 2. См.: 2 Тим., 2, 23; 1 Тим., 1, 4; Тит. 3, 9. …с магическим колесом.— Речь идет о магических заклинаниях; ср.: Овидий. Любовные элегии, 1, 8, 7: «Ведает свойства и трав и льна на столе веретенном» (пер. С. Шервинского). …скептики…— имеются в виду не какие-либо конкретные представители скептической школы в философии, а люди, принципом мышления которых является сомнение, которые сомневаются в самом существовании истины, относятся с недоверием к любой определенности взглядов и считают, что надо воздерживаться от суждений о предметах, так как они человеку безразличны, и возможно не истинное знание, а в лучшем случае только вероятное. В склонности к скептицизму Лютер обвиняет и Эразма (ср.: Богуславский В. М. Скептицизм Возрождения и Реформация.- В кн.: Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981, с. 26 сл.). В «Гипераспистесе 1» Эразм приводит большое рассуждение о том, что он понимает под скептицизмом: «Не скептик тот, кто печется о том, чтобы знать, в чем правда, а в чем ложь, так как и название-то происходит от слова „размышлять " ». …академики.- Последователи философии Платона, который учил в роще героя Академа в Афинах. С III в. до н. э. они склонялись к скептицизму. …стоики.- Греческие и римские философы (III в. до н. э.-II в. н. э.), считавшие мерилом истины человеческую убежденность: стоицизм был близок Лютеру и своим фаталистическим пониманием необходимости. Миром правит рок и божество, человек остается рабом до тех пор, пока он не осознал необходимости: подчинившись необходимости, он обретает свободу. Плерофория — утверждение, увещевание; у Лютера— «pleropheria» (ср.: 1 Тим., 1, 5; Евр., 6, 11). См.: Рим., 10, 10. Мф., 10. 32 См.: 1 Пет., 3, 15. См.: 11н., 16, 14. Там же, 16, 8. См.: 2 тим., 4, 2. …Антикира…— известны два древнегреческих города с таким названием. Оба славились чемерицей - растением, излечивающим душевные болезни (ср.: Гораций.

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010