Каждая из трех частей этой книги, в свою очередь, состоит из двух текстов. Некоторые из них были произнесены как проповеди или беседы, другие представляют собой не изданные до сих пор отрывки из личных воспоминаний и содержат внутренние диалоги епископа-писателя, иные же были уже некогда опубликованы как статьи. Первая часть «Гора Святая и Богошественная» описывает характерные особенности святогорского исихазма, указывая на путеводные точки духовного путешествия нашего внутреннего «я». Вторая часть «Приидите, взойдем на гору Господню» представляет собой личные дневниковые заметки автора, цель которых — среди описания природных красот Афона запечатлеть тончайшими набросками и духовную атмосферу благодати, чтобы вдохновить читателя на ее поиски. Третья часть «Пустыня даст зрелый плод» повествует о двух благодатных подвижниках, которые пустынниками взобрались на гору собственной души и населили всю Святую Гору множеством благодатных пустынников. Я не знаю, когда были произнесены беседы, вошедшие в эту книгу; я не знаю, когда впервые они увидели свет как статьи и сколько людей их уже прочитали. Но я точно знаю, что в них отразился некий отзвук из слова о нашем уповании (ср.: 1 Пет. 3:15) и подтвердилась уверенность в невидимом (Евр. 11:1), но в то же время завесы таинства не были нарушены. Это разглядели в текстах владыки Николая издатели, потому и попросили у него разрешения собрать их и опубликовать. Сердечно благодарю автора за его согласие на издание этой книги, и я уверен, что к этой благодарности присоединится каждый, кто прочтет эту книгу. Об авторе Митрополит Николай (Хаджиниколау) родился 13 апреля 1954 г. в Салониках. Изучал физику в Фессалоникийском университете. После прохождения срочной воинской службы он продолжил учебу в США — Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте (MIT), где получил образование в астрофизике, инженерной механике, медицине и биоинженерии, а также магистерскую и докторскую степени. Затем работал исследователем и научным сотрудником Лаборатории сосудистых заболеваний в New England Deaconess Hospital в США.

http://pravoslavie.ru/102082.html

– Настоящий пастырский ответ подразумевает одно и главное. А именно, пастырь призван выразить учение Церкви, то есть самого Духа Святого по данному вопросу. Дело совсем непростое. При том весьма ответственное: страшно даже не намеренно, а просто по-человечески невольно погрешить против Истины Божией. Чтобы соответствовать столь высокому требованию, слово пастыря должно быть основано на Слове Божием – на Священном Писании. «Говорит ли кто, говори как слова Божии», – требует апостол Пётр (1 Пет 4. 11). Иначе слово будет душевное, земное, немощное – изделие лжеименного разума. Умеют оперировать библейскими текстами и разные сектанты, и просто образованные люди. Но надо ещё быть причастным Духа Божия, живым носителем Священного Предания Церкви, причастником благодатного блаженства чистых сердцем, потому что только им даётся откровение Истины (Мф 5. 8). А много ли восшедших на эту – шестую – ступень по лествице евангельских блаженств? Апостол Павел засвидетельствовал: Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим 3. 15). Эта сущность присуща всему соборному Телу Церкви. Но пути её явления в этом соборном единстве неисповедимы. История Церкви знает эпохи, когда ошибались и патриархи, и церковные соборы, а носителем святой и неповреждённой Истины оказывался один человек. Например, такой чести удостоился преподобный Максим Исповедник, не усомнившийся пойти против всего церковного мира своего времени, который заблуждался в понимании характера единства воли во Христе Иисусе. Понятно, что подобное стояние в Истине есть одновременно и великий крест, и великое дерзновение, какое даётся только очищенному от страстей сердцу, носителю исповеднического духа. Думаю, именно по причине столь высоких требований есть целый ряд злободневных вопросов, по которым формирование подлинного учения Церкви отстаёт от жизни. К числу старых и не только не потерявших своей актуальности, но ещё более обостряемых ходом событий относится, например, тема христианского взгляда на социальное устройство общества. Наиболее авторитетный наш общецерковный документ по этому вопросу – Основы социальной концепции. Здесь сформулированы только те понятия, которые действительно не вызывают сомнения в контексте Священного Писания и Предания Церкви: такие, как принцип социальной справедливости, границы приемлемой для Церкви политики государственной власти и подобное. Но мы не можем предъявить столь же однозначного учения, например, об отношении Церкви к формам собственности, к формам социального строя, «плаваем» в понимании и оценке различных эпох и явлений собственной истории. Социализм и капитализм, в их чистой идее и в конкретно-исторических проявлениях, христианский социализм и социальное христианство – здесь зло и добро столь причудливо перемешаны, что требуются многие усилия, чтобы расставить точки над «i».

http://ruskline.ru/opp/2021/08/05/interv...

Сказываю тебе, что много растений на горах, на холмах, в лесах и на полях, но одни плодовитые достойны сада, бесплодные же пригодны на сожжение огнем. Сказано: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34), священник ли он, или царь, или монах, или носит на голове тысячи унизанных камнями венцов; нет лицеприятия у Бога (Рим. 2, 11). Кто сподобился облечься в святую схиму и не творит дел, приличных оной, тот есть дерево, у которого много листьев и вовсе нет плодов. Поэтому тебе, который говоришь «как все монахи, так и я», — подобные слова не принесут никакой пользы в тот час, когда душа твоя разлучится с телом, напротив того, послужат к великому твоему осуждению и сделаются напутием к мучению. Наконец, не превозносись, брат; потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Смотри, брат, чтобы, по надежде на покаяние, собрав себе множество зол, не пожать тебе греха и не остаться без помилования. Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). Делаемое невольно заглаждается искренним покаянием, а что делается произвольно, то лишено всякого извинения. Бегай, чадо, сластолюбия. Разумей, что плод его — покаяние — для тебя будет горше желчи и более меча обоюдоострого. Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2, 19). Истязания и осуждение определены и за праздное слово: кольми же более подпадет этому погруженный в сластолюбие. Написано: если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор. 3, 17). Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1 Кор. 6, 15), особенно же в освященном храме. Бегай, брат, сластолюбия — этой матери погибели и смерти, не слушайся слов его, потому что оно, как волк, ласкает агнцев. Бегай всякого развлечения, всякой забавы, праздности, роскоши, красоты лица, поползновения очей; сладкая речь — стрела для слуха, она предает члены сладострастию. Душа такого человека — прохладное место для лукавых духов и советница на зло, а тело — стража нечистых помыслов, которые превозмогают над тем,  кого утаивают от него самого.

http://pravoslavie.ru/2683.html

   Итак, приступаем к изложению основных сведений о Библии и об ее авторах. Понятие о Священном Писании    Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» — греческое, означает — «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая — то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы. О боговдохновенности Святого Писания    Мы верим в то, что пророки и апостолы писали не по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога. Он очищал их души, просветлял их разум и открывал недоступные естественному познанию тайны, в том числе и будущее. Поэтому их Писания называются боговдохновенными. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21), свидетельствует святой апостол Петр. И апостол Павел называет Писания боговдохновенными: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16). Образ Божественного откровения пророкам можно представить на примере Моисея и Аарона. Косноязычному Моисею Бог дал в посредники его брата Аарона. На недоумение Моисея, как он сможет возвещать народу волю Божию, будучи косноязычным, Господь сказал: «Ты» [Моисей] «будешь ему» [Аарону] «говорить и влагать слова (Мои) в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. 4:15-16). Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть Книга Церкви. По плану Божию, люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Исторически Церковь подразделяется на ветхозаветную, к которой принадлежал еврейский народ, и на новозаветную, к которой принадлежат православные христиане. Новозаветная Церковь унаследовала духовное богатство ветхозаветной — Слово Божие. Церковь не только сохранила букву Слова Божия, но обладает и правильным его пониманием. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А Вы можете, как любой другой человек, сказать по отношению к Вашему служению, что Ваша работа Вам нравится, или все измеряется другими категориями? Понимаете, у меня нет разделения на работу и не-работу. Я так живу. У меня нет времени, когда я работаю и когда, как любой другой человек, ухожу домой. Я не могу никуда уйти, потому что священнослужитель, выходя из храма, остается священнослужителем. Но я могу сказать, что мне такая жизнь нравится и я счастливый человек. Насколько Вы свободны в своих решениях по управлению епархией, в своих высказываниях? Абсолютно свободных людей в этом смысле, наверное, нет. Я никогда не буду высказывать свое личное мнение, если оно поставит меня по какую-то «сторону баррикад». И это связано не только с политической ситуацией, у нас очень много разногласий внутри общества. Сейчас везде господствует дух партийности. А Церковь должна объединять людей, для Церкви недопустимо разделять людей по принципу «наш не наш» Она должна всех принять. И я стараюсь, чтобы мои высказывания не принесли никому вреда, в первую очередь, Церкви. Хотя, конечно, как и у всякого человека у меня складывается определенное отношение к людям и их делам. Что касается епархии, то я свободен в своих поступках и высказываниях. Единственное, что меня «ограничивает» это Евангелие. Имеющий уши… Вы сказали, что одна из Ваших главных задач воцерковление народа. Но голос Церкви сегодня подчас воспринимается как пропаганда и навязывание непонятных ценностей. Как достучаться до людей? Вы знаете, всегда были и есть люди, которые никого не слушали и слушать не будут. Кто-то таким рождается, кто-то становится. Но когда в головах и публикациях либеральных журналистов возникает образ Церкви как страшной организации, которая вот-вот с дубиной в руках начнет загонять всех в храмы, становится печально. Мы должны, по словам Апостола, всегда быть готовыми всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ (ср.: 1 Пет. 3, 15). В наше время огромное количество людей приходит в Церковь, задает вопросы, и дай Бог нам сегодня ответить всем, кто спрашивает. И конечно, мы считаем своей обязанностью информировать людей о жизни Церкви, о том, что она из себя представляет.

http://pravoslavie.ru/37062.html

Апостолы-евангелисты, а вместе с ними и Церковь как будто замолкают перед величием тайны посмертного деяния Христа. Тем не менее о сошествии Спасителя в преисподнюю все же упоминается в новозаветных произведениях. Прикровенно об этом пишет апостол Павел в Послании к Эфесянам: Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 7–10). Более определенно о сошествии Христа во ад и цели этого деяния говорит в Первом соборном послании апостол Петр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3, 18–19). Открыть всему человечеству любовь Божию Основываясь на данных отрывках из Священного Писания Нового Завета, а также пророческих образах Завета Ветхого (см. Пс. 15, 8–11), Православная Церковь осознанно включила событие сошествия Спасителя во ад в состав Священного Предания, прекрасно понимая одно важное обстоятельство. Только в том случае искупительная жертва Христа приобретает вне­временное значение, если ее плоды имеют отношение не только к современникам Спасителя и последующим поколениям человечества, но и к тем людям, которые в результате первородного греха Адама оказались лишены дара богообщения. Миссия Спасителя заключалась именно в этом — вновь открыть всему человечеству любовь Божию. Господь Иисус становится не только глашатаем, но и воплощением этой любви. Он приносит Себя в жертву, желая вернуть людей к общению с Отцом Небесным, открыть им врата Его Царства. Христос проявляет удивительное смирение, не отвечает злом на зло, не стремится к суетной славе. Он отправляется в одновременно тягостное и славное путешествие, соединяющее человеческий мир и мир духовный. Бог спускается в ад, идет путем мертвых, чтобы вернуть мирозданию его первоначальную целостность.

http://e-vestnik.ru/church/velikaja_subb...

Все это надо знать христианину, чтобы правильно верить и быть подготовленным для защиты веры. Недаром Сам Христос Спаситель ссылался на эти факты из Книги Бытия (см.: Мф 19, 4, 24, 38; Мк 10, 6 и др.). Антропологических же и археологических сведений Священное Писание не дает. Они не нужны для дела спасения человеческих душ. Поэтому на твой вопрос, как по Библии надо представлять себе первых людей: красавцами ли, как их рисуют в библейских иллюстрациях, или теми обезьяноподобными уродами, как они изображаются в популярных книгах по антропологии, ответа в Священном Писании мы не найдем, так как знание всего этого не нужно для душепастырских задач Церкви. Но это никак не значит, что твой вопрос незаконен и что ты не имеешь права его задавать. Всеми вопросами имеет законное неотъемлемое право интересоваться христианин. Неправо говорят те, кто утверждает, что надо верить просто, не задавая вопросов. За такими утверждениями часто таится равнодушие и холодность к истине. Апостол Петр нас учит: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3, 15). И апостол Павел подтверждает: «Надо, чтобы вы знали, как отвечать каждому» (см.: Кол 4, 6). Значит, надо ответить на вопрос: как по-христиански представлять первых людей? Но ответа на этот вопрос, как и на все внешние для Церкви вопросы: научные, экономические, государственные, — надо искать не на строках Библии, а в свободных выводах человеческого разума, которому Господь предоставляет свободу, не предписывая ни как вести научные исследования, ни как торговать, ни как строить государство. Церковь при этом требует от христианина только одного: чтобы каждое из этих дел он совершал честно, то есть в научной области чтобы он стремился к отысканию научной истины, а не к навязываемым ему посторонними соображениями выводам. Современная материалистическая наука и на нашей Родине, и в западном мире тяжко грешит не тем, что она ставит вопросы и утверждает гипотезы, иногда кажущиеся несовместимыми с христианскими истинами, а тем, что рассматривает эти противоречия недобросовестно, стремясь не к установлению истины, а к нанесению как можно большего вреда христианству.

http://pravoslavie.ru/2888.html

Далее, для этой борьбы нам предлагается оружие. «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:14–17). Вот оно, христианское вооружение. Истина, которой должны быть препоясаны чресла, – это стояние ума в христианских догматах и трезвенность в помышлениях. Правильное догматическое сознание есть лучшая защита от повреждения ума. Мы познаем истину не только сердцем, но и в учении. И это учение нужно знать, ибо оно есть часть нашего вооружения. Броня праведности. Новозаветная праведность есть праведность двусторонняя, не только внешняя, но и внутренняя. Это и внешняя жизнь по заповедям Божиим, и внутренняя чистота сердца. Новозаветная праведность – это не наша праведность, но праведность Христова, которой мы приобщаемся в Теле Его, в Церкви, по степени нашей веры, смирения и покаяния. Затем Павел призывает обуть «ноги в готовность благовествовать мир». Постоянная готовность к благовествованию должна быть нам как обувь, т. е. без нее христианин не может никуда выйти из дома, она всегда с ним. «Но разве все должны благовествовать?» – спросит кто-то. Не все. Но готовы должны быть все! Как и говорит апостол Петр: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Так что готовность к проповеди есть для нас такая же обязанность, как и готовность солдата к бою, хотя он может никогда и не вступить в поединок. «Щит веры», угашающий «раскаленные стрелы лукавого». Прежде всего, что это за стрелы? Это греховные мысли, каждая из которых способна зажечь страстями душу, как зажигались древние деревянные города от попадания одной зажженной стрелы. Щитом веры следует отражать помыслы сомнения, уныния, похоти, тщеславия, иначе один сильный пожар может уничтожить все, накопленное годами.

http://pravoslavie.ru/117592.html

Если в светской профессиональной деятельности необходимо повышение квалификации, постоянное обновление научной базы, овладевание новыми приемами и технологиями, то тем более " повышать квалификацию " необходимо священнослужителям. Служение пастыря — без преувеличения самое высокое и ответственное дело из тех, что есть на земле. " Люди, живущие на земле, — говорит о священнослужителях святитель Иоанн Златоуст, — и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, какой Бог не дал ни ангелам, ни архангелам " . Поэтому не может быть никакой остановки в совершенствовании служителя алтаря Господня — ни в духовной, нравственной области, ни в образовательной, интеллектуальной сфере. " Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением " (1 Пет. 3:15), — наставляет нас апостол Петр». «Мир вокруг нас стремительно развивается, и если течение бытия еще 20-30 лет назад было относительно спокойным, вполне определенным и предсказуемым, то происходящее вокруг сегодня требует от нас предельного внимания и большого внутреннего напряжения. В такой обстановке возникает искушение закрыться в своих общинах и сказать: мы свидетельствуем о Христе самим своим существованием, и пусть все, кто хотят спасения, к нам приходят самостоятельно. Но мы забываем о том, что нельзя замыкаться внутри намоленных храмов и в тихих келиях, надо быть верными призыву Христа и идти навстречу к людям, надо не боясь выходить за пределы приходских общин и нести слово Божие в мир. Апостолы после событий Воскресения Спасителя не сидели взаперти в сионской горнице, а отправились до краев вселенной проповедовать Евангелие. Если бы апостол Павел не путешествовал пешком тысячи миль по дорогам Римской империи, вряд ли он обратил бы ко Христу многих людей». По мысли митрополита Александра, священник должен уметь использовать вероучительные знания применительно к реалиям современной жизни: «Очевидно, что для проповеди Царства Божия, пришедшего в силе, нужно не только доброе изволение, горение сердца, но и глубина богословских и, отчасти, базовых светских знаний, и умение актуализировать их с учетом современных реалий.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5545197...

Естественно, я говорю об особенностях столичного служения, исходя из опыта общения с теми людьми, которые приходят к нам в храм. Очевидно, что деревня − это один тип паствы, воинская часть – другой, а вот центр Москвы − это нечто особенное. Сам род занятий и уровень образования, приходящих к нам, говорит о том, насколько ответственно надо подходить к такому общению, быть готовым дать ответ «с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15). Вот примерный социальный и профессиональный уровень людей, которые за последние несколько дней пришли в храм с вопросами или просьбами о совершении тех или иных треб, рассказами о своих нуждах: профессор юрфака МГУ; сотрудник ресторана − мусульманин, уроженец Узбекистана, с просьбой о Крещении; жители Воркуты, приехавшие в Москву к будущему крестному отцу их ребенка с намерением крестить сына в столице; инженеры ЗАО «Экспоцентр» − выставочного центра, на территории которого находится храм; топ-менеджер какой-то финансовой компании из близстоящего делового центра; многочисленные родители больных, подчас смертельно больных, детей из больницы имени Сперанского, которая совсем рядом с храмом… И вот всем надо помочь, в том числе найти выход в той или иной ситуации. Это сложно, и на свои силы надеяться дерзко. Помогает Господь. Об этом я и свидетельствую людям. Ваш приходской храм находится в Сити. Это влияет на состав приходской общины? Есть ли среди прихожан те, кто пришел в Церковь, уже работая в деловом центре? − Влияет. В будний день могут стоять молиться люди – мужчины и женщины, в деловых костюмах, исповедоваться, причащаться, и, поцеловав крест, убежать в этот самый центр. Или внезапно перед началом вечерни храм вдруг наполняется людьми, явно только что окончившими работу и пришедшими на акафист преподобному Серафиму, святителю Спиридону, или святителю Амвросию Медиоланскому. Это очень радостно, так как свидетельствует о том, что после тяжелых рабочих дней люди помнят о главном. Так что прихожане, работающие в центре, появляются. Помимо них есть люди, приезжающие издалека, просто полюбившие этот храм, давние прихожане Татианинского храма и чада отца Максима Козлова, настоятеля нашего прихода.

http://pravoslavie.ru/74367.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010