«Не обманывайтесь, – говорит Апостол: – Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал. 6, 7–8 ). Души праведников после частного суда водворяются в обителях радости и блаженства. Согласно притче о богатом и Лазаре, праведный Лазарь отнесен Ангелами на лоно Авраамово, где он, получивший злое в земной жизни, «ныне утешается» (см. Лк. 16, 25 ). Покаявшемуся благоразумному разбойнику Господь сказал: «днесь со Мною будеши в раи» ( Лк. 23, 43 ). О воздаянии праведникам можно судить и по словам, сказанных Господом Иисусом Христом Его ученикам пред крестными страданиями: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» ( Ин. 14, 2–3 ). Слова «возьму вас к Себе» указывают, очевидно, на приведение верующих и достойных, по переселении их из земной жизни, в близкое общение со Христом. Именно обещание этой близости побуждало Апостола говорить: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» ( Флп. 1, 23 ), «мы ... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор. 5, 8 ). Тайнозритель апостол и евангелист Иоанн Богослов видел прославленных святых Божиих прежде наступления последнего общего суда над миром: «Взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло перед престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» ( Откр. 7, 9–10 ). Блаженное состояние праведников изображается в Священном Писании как состояние покоя или отдохновения от трудов и подвигов. «Услышал я голос с неба, говорящий мне: ... блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих» ( Откр. 14, 13 ). Земная жизнь изображается апостолами как время неустанных трудов и постоянной борьбы с собственными порочными наклонностями и страстями. Поэтому и под покоем будущей жизни нужно разуметь отсутствие не только тревог и волнений, свойственных жизни земной, но и отсутствие страстей, с чем будут соединены: спокойствие совести, сердечная радость, уверенность в своей всецелой принадлежности Христу и в светлой участи в будущем, когда последует полное воздаяние. Но покой этот не есть, конечно, состояние праздного ожидания и бездеятельности. Как покой Божий по окончании дел творения не есть состояние бездействия ( «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» – Ин. 5, 17 ), так не прекращается и деятельность души, вошедшей в покой Божий по окончании земных трудов. Все доброе, что было приобретено душами праведных в земной жизни, раскроется в жизни загробной во всей полноте и силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

«Смерти нам не миновать, – говорит св. Иннокентий Иркутск. чудотворец, – а потому лучше ради Бога смерть принять и Богу работать. Работа же для Бога следующая: молитва , смирение, кротость, мир, безгневие, – а диавольская работа: гордость, лихоимство, гнев, объядение, леность, блуд " … «Приготовляйте себе... сокровище неоскудевающее на небесах» ( Лк.12:33 ). Итак, желающие быть мудрыми, спешите делать добро, пока есть день, торопитесь, «дорожа временем» ( Еф.5:16 ). «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Лк.12:40 ). Те же, кто чрезмерно, безрассудно боятся смерти и отгоняют от себя спасительную о ней память, должны усвоить себе правильный, христианский взгляд на смерть. А именно: смерть, принимаемая с должным расположением, имеет для нас очистительное значение, как «возмездие за грех» ( Рим.6:23 ). Смерть бывает двоякая: телесная и духовная. Смерть телесная есть лишь разлучение души с телом, переход от временной жизни к вечной, от скорби к радости, от обманов жизни к истине; от бурного плавания к тихому пристанищу и т.п. " Мы (христиане) имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище… чтобы смертное поглощено было жизнью» ( 2Кор.5:1–4 ). Люди благочестивые, имеющие истинное понятие о смерти, не только ее не боятся, но, наоборот, желают и ожидают, как свою избавительницу, как разрешительницу от тяжких уз житейских: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Флп.1:23 ). Потому-то все христиане, «труждающиеся и обремененные», знают, что только через смерть они получат нерушимый покой в Господе, и потому-то все наши умершие в отличие от язычников называются «покойниками», «почившими», «усопшими " … ( Откр.14:13 ). Потому-то и мы, оставшиеся в живых, разлучаясь с близкими нам лицами «не скорбим, как прочие, не имеющие надежды» (язычники), но скорбь нашу растворяем надеждою на скорое радостное общение с усопшими, на совместную блаженную жизнь нашу за гробом; мы плачем, но не слезами отчаяния, а слезами горячей молитвы об упокоении усопшего, – с покорностью и благодарением к милосердному промыслу Божию – плачем, «творящее песнь аллилуиа» (Хваля Бога). «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих» ( Откр.14:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Указывают еще, как на проявление силы воскресшего тела праведников, его неспособность к страданию (impassibilitas), ссылаясь на указание Апокалипсиса: они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной ( Откр.7:16 ). И далее: отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ( Откр.21:4 ) 406 . Однако, как видно из текста приведенных мест, здесь говорится вовсе не о неспособности к страданию тел праведников, а об отсутствии всяких внешних поводов к страданию. Что грешники будут испытывать телесные страдания, и что тела праведников не утратят способности к восприятию внешних впечатлений, которые будут для них одним из источников блаженства, это мы увидим далее. Завершением всех указанных свойств тел воскресения является их слава: сеется в уничижении (ν τιμ), восстает в славе (ν δξ). Определить, что такое слава, которая будет принадлежать телу воскресения, мы ближе всего можем по сравнению с противоположным ей свойством нашего земного тела – уничижением. В параллель данному выражению Апостола можно привести другое место из его Писаний, где он также говорит о прославлении нашего земного тела: Который (Иисус Христос) уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп.3:21 ). В этих словах наше земное тело называется в противоположность прославленному телом уничиженным (τ σμα τς ταπεινσεως μν) 407 , что дает ту же самую мысль, как и предыдущее выражение. τιμ – бесчестие, позор – указывает на такое состояние лица, которое возбуждает в нем самом стыд, а в других – чувство презрения; ταπενωσις – смирение ( Лк.1:48 ), уничижение ( Деян.8:33 ) – есть такое расположение духа, когда человек сознает себя ниже, недостойнее другого, в применении же к телу оно указывает на такое свойство последнего, которое заставляет нас чувствовать свое ничтожество, весь позор нашего настоящего положения и невольно исторгает из уст того же Апостола горькие слова: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? ( Римл.7:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Желаешь знать, насколько свободен? Ибо знает, — пишется — Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. (Пс 86:6.) И конечно, был свободен Тот, Кто мог Себя воскресить, как пишется: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. (Ин 2:19.) Конечно, свободен сошедший для искупления других. Став как человек (У пер.: Бысть яко человек — ред.) не видом, но истиной, и этого человека кто познает? Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной; (Флп 2:7–8.) чтобы мы через это послушание увидели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин 1:14.) И это сказано для того, чтобы во Христе и слава единородного, и природа совершенного человека соблюдена была. Итак, сотворивший свет не требовал помощника в искуплении. Не посланник или вестник, но Сам Господь спасет Его. Ибо Он сказал, — и сделалось; (Пс 32:9.) Сам Господь спас Его: кто помощник Ему, когда все Им стоит? (Кол 1:17.) Кто помощник Ему, когда все творит во мгновение ока и воскрешает мертвых при последней трубе? Пишется, при последней трубе, а не при первой, второй или третьей, и это для того, чтобы сохранить порядок. Время нам упомянуть о роде труб; ибо слово наше клонится уже к концу, чтобы знаком этого конца также была труба. Святой Иоанн в Апокалипсисе своем упоминает о семи трубах, взятых семи ангелами. И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалосъ царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. (Откр 11:13.) Труба также принимается и за голос, ибо пишется: После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. (Откр 4:1.) Читаем также: трубите в новомесячие трубою. (Пс 80:4.) А в другом месте: Хвалите Его со звуком трубным. (Пс 150:3.) Что означают упомянутые трубы, то должны мы принимать в свое рассуждение, не считая то за басню, недостойную писания. Ибо когда читаем: потому что наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесной, (Ефес 6:12.) то и оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь . (2 Кор 10:4.) Не довольно видеть трубу и слышать глас ее, но надлежит знать свойство звука. Ибо ежели глас трубы будет неизвестен, то как может кто подготовить себя к войне? Почему должно нам знать силу и свойство трубы, да не явимся грубы и неискусны при слышании гласа трубного. И для того должны мы молиться, чтобы Сам Дух Святой истолковал нам их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Седмица 20-я по Пятидесятнице Понедельник. О богатых, о ропщущих и о сомневающихся Лк.6:24–30 Флп.2:12–16 В пересказе евангелиста Луки Господь в Своей Нагорной проповеди изрекает кроме «блаженств» еще и «горе»: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». Как видим, «горе» не просто богатым, но при этом еще и – пресыщенным, и – самодовольно смеющимся. Потому что такой человек никогда не возведет, вместе с пророком Давидом, очи свои «ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны» ( Пс.122 ). Самодовольному богачу кажется, что он «разбогател, и ни в чем не» имеет «нужды». Но Господь говорит ему: «…а не знаешь, что ты несчастен и жалок и нищ» ( Откр.3:17 ). Премудрый Соломон молил Бога: «…богатства не давай мне, – питай меня хлебом насущным, дабы пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: «кто Господь?» ( Притч.30:9 ). Действительно, «трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф.19:23 ). Но достаточно ли быть бедным, достаточно ли внешне быть делателем заповедей Божиих, чтобы войти туда? И бедных Апостол предостерегает: «все делайте без ропота». И – делателям говорит: «Все делайте без … сомнения». В перенесении бедности и унижения должно быть радостное чувство, что идешь прямым, Христовым путем к спасению. А если даже подставляешь правую щеку после удара по левой, а в сердце при этом ропот и уныние, то никакой ты не подвижник, а – жалкий раб. Только бессилие заставляет тебя покоряться. Известен рассказ из Патерика, как жили мать и две дочери. Жизнь матери прошла в бедности и страданиях. И вдруг после ее смерти было открыто, что она не с Богом! – Потому что несла свой крест с постоянным ропотом. Спасительна лишь добровольная жертва. Потому-то в житиях мучеников за веру всегда четко видим момент свободного выбора. Мучители предлагают: поступи против совести и – живи. А он свободно избирает смерть, нежели измену Христу. А сомневающийся, по словам апостола Иакова, «подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» ( Иак.1:6 ). Такой, если и делает что-то по-видимому доброе, то – не столько по сознательному и свободному выбору, сколько – под напором внешних сил, или с элементом корысти. А Господу угодна жертва чистая и непорочная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Когда древние Израильтяне шли из Египта в Землю обетованную, в пути им пришлось много потрудиться. Прежде, чем вселиться в пределы, кипящие медом и мо­локом, им было нужно ополчаться на своих врагов, вооружаться, готовиться к битве, подвизаться, одолеть своих врагов и победить многих язычников, Амалика, Валака, Хананея, Аморрея, Хитфея, Ферезея, Гергесея, Иевея, Евисея и других своих врагов. Все это было прообразом нашего нынешнего положения, ибо нам невозможно прийти из Египта мира сего в Землю обетованную Небесную, если прежде не ополчимся на своих невидимых врагов и победим их силой Божией благодати. Для этих подвигов у нас есть непобедимый Вождь, Начальник и Наставник Иисус Христос, Который Своим подви­гом и страданиями стяжал славу небесную и имя более всякого имени. Не так ли надле­жало пострадать Христу и войти в славу Свою ( Лк. 24, 26 )? И в другом месте говорит­ся: уничижил Себя Самого, приняв образ раба, (...) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени ( Флп. 2, 7–9 ). За Вождем Христом следует Небесное Воинство, Ангелы Божии, ко­торые получили венец вечного блаженства после того, как вступили в битву со змеем и, победив его, ниспровергли с Небес на землю ( Откр. 12, 7 ). За Ангелами следуют Божии святые, и это тоже Ангелы, во плоти, совершившие доблестные подвиги: иные же заму­чены были (...) другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были по­ биваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр. 11, 35–38 ) Все это они терпели и делали из любви к Богу, ожидая Небесной награды и нетленного венца неувядаемой славы. Нельзя войти иначе в Царство Небесное, кроме тесного и прискорбного пути, тесными и узкими вратами, открывающимися в жизнь вечную, и нельзя обрести вечный покой без трудов, чтобы получить возмездие. Четыр­надцать лет Иаков был слугой ради прекрасной Рахили. Сколько же трудов надо пред­принять не ради тленной красоты, а ради неувядаемой славы Небесной! Если хотите получить венец, непричастный тлению, необходимо подвизаться и победить с помощью Всемогущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

«Унижающий себя, возвысится» ( Лк. 18:14 ) Торжественнейшим образом совершились слова сии в вознесении самого Господа, изрекшего оные. Никто не восходил так высоко, как Он; но и никто не нисходил так глубоко, как Он. Дивясь сему таинству, св. Апостол Павел видит духом как бы неизмеримый путь, протяженный от высоты небес до глубины ада, и показывает нам на оном Божественного Подвигоположника, говоря: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все ( Еф. 4:8–10 ). Победитель ада и смерти, встречаемый торжественными песнопениями ликов Ангельских, восшел на высоту, в распахнутую крестом Его скинию нерукотворенную, святилище вечной славы Божества; Он пленил плен, извел ( Зах. 9:11 ) из ада, в крови завета Своего узников, долго томившихся жаждою искупления, населил небо новыми воспевателями Присносущего, и приял полноту даров Духа Святого для раздаяния человекам. Но каким путем Он достиг этой неизреченной славы? Путем страдания и смирения. Кому надлежало прежде низойдти в дольнейшие страны земли, обонять смертоносную воню беззаконий всего рода человеческого и клятвы с ними неразлучной, вкусить горесть ужасов ада, пролить святейшую кровь Свою на оскверненную землю, и смирить Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…( Флп. 2:8,9 ). И для последователей Иисуса Христа нет иного пути к небу, кроме проложенного Им Самим. Без нисхождения нет восхождения. Куда приходит Иисус, там всякая гора и холм должны смириться ( Ис. 40:4 ). Много холмов воздвигли мы над землею сердца нашего и, восседая на них, любуемся собою и думаем, что мы богаты и ни в чем не имеем нужды ( Откр. 3:17 ). Крепость и красота телесная, богатство и власть, отличные дарования и познания, отличные доблести без смирения – все это суть высокие холмы, на которых, возносясь, мы не видим истинного своего места, истинных опасностей души нашей, не видим того, что она может быть близка к пропасти адской. Но, если мы желаем, чтобы соорудилось в нас божественное здание: то должно нам все оные холмы срыть до основания. Как человек, зиждущий храмину, глубоко вырывает рыхлую почву, доколе не дойдет до твердой земли: так и нам нужно глубоко копать и проникать во внутренность нашего сердца, чтобы осмотреть там все множество гнездящихся страстей и пороков, и через то научиться истинному покаянию и смирению.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Скачать epub pdf Седмица 20-я по Пятидесятнице О богатых, о ропщущих и о сомневающихся Понедельник Лк. 6:24–30 Флп. 2:12–16 В пересказе евангелиста Луки Господь в Своей Нагорной проповеди изрекает кроме «блаженств» ещё и «горе»: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете…» Как видим, горе не просто богатым, но при этом ещё и – пресыщенным, и – самодовольно радующимся. Поэтому что такой человек никогда не взмолится вместе с пророком Давидом: «К Тебе возведох очи мои, Живущими на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны. Помилуй, нас, Господи, помилуй нас…» ( Пс.122 ). самодовольный богач говорит: «Я богат, разбогател, и ни в чём не имею нужды…) Ему кажется, что он ухитрился найти удовлетворение всем своим запросам. Но Господь говорит ему: «… а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ…» ( Откр.3:17 ). Премудрый Соломон в своих Притчах, видя соблазн богатства, молил Бога: «… богатства не давай мне, – питай меня хлебом насущным, дабы, пресытившись я не отрёкся от Тебя и не сказал: «кто Господь?» ( Притч.30:9 ). Действительно: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное» ( Мф.19:23 ). Но достаточно ли быть бедным, достаточно ли внешне быть заповедей Божиих, чтобы войти туда? И бедных Апостол предостерегает: «Всё делайте без ропота», и – делателям говорит: «Всё делайте без … сомнения». Ведь, если жизнь внешне не противоречит заповедям; если даже подставишь правую щеку после удара по левой, – но если при этом в сердце ропот и уныние, и нет радостного ощущения, что, терпя, делаешь великое дело своего спасения, – то никакой ты не подвижник, а просто – жалкий раб, и только бессилие заставляет тебя покоряться. Известен рассказ из Патерика, как жили мать и две дочери. Жизнь матери прошла в бедности и страданиях. И вдруг после её смерти было открыто, что она в аду! – потому что несла свой крест с постоянным ропотом. Спасительна лишь добровольная жертва. Потому-то, когда мы читаем о христианских исповедниках, то всегда чётко видим момент свободного выбора: мучители предлагают – поступи против своей христианской совести, и – живи. А он свободно избирает смерть, нежели измену Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Но как же так? Ныне все исполнено света, «небо же и земля и преисподняя», а мир Его не познал? Адская тьма не может Его поглотить, а свои могут не принять? Да кто же эти «свои»? Но лучше вспомним читанное на страстной седмице. Когда Господь сказал Апостолам: «один из вас предаст Меня», то «они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: «не я ли, Господи» ( Мф.26:21–22 Так и сегодня: «Не я ли, Господи»? Чему я радуюсь? Песнопениям? Праздничному убранству? Концу поста? Или я радуюсь только Господу, Который есть «первый и последний, Который был мертв, и се, жив» ( Откр.2:8 Жду послабления плоти, или готов на все, лишь бы возвеличился «Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью » ( Флп.1:20 Господь всех зовет на Свой праздник. И тех, кто с первого часа трудился, и тех, кто с шестого; и в «единонадесятый час пришедших» призывает. Воздержанных и ленивых, постившихся и не постившихся, чтобы никто не мог отговориться. Он все глубже и глубже сходит за нами, Он поистине снисшел «в преисподняя земли». Но и мы способны все глубже и глубже уходить от Него в бездонную пропасть греха и богоотвержения… Не я ли, Господи?.. Но «да не одолеет наша злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия». Христос воскресе! О священной иерархии. Пасхальная вечерня ( Ин.20:19–25 Мы не знаем точного времени, когда воскрес Христос. Жены-мироносицы еле дождались начала дня, следующего за субботой. Было еще темно, но камень был отвален, и тела Иисусова уже не было во гробе. Ангелы возвестили Его Воскресение, потом Он явился Марии Магдалине, потом – другим мироносицам, потом Петру, потом – двум ученикам по дороге в Эммаус. Прошел день, и наступил вечер. Ученики собрались в доме. Вдруг Сам Господь явился среди них и сказал: «Мир вам»! Он явился, когда двери «были заперты». Евангелист Лука говорит, что ученики при этом, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа». Но Господь показал им «руки и ноги и ребра Свои». Лука повествует также, что Господь спросил: «есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Вот какой сегодня день, и Церковь зовет: «просвятимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия». Но как важно при таком торжестве не пропустить ни одного евангельского слова! – А кто из нас остановился на таких, например, словах: «В мире был, мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли…» – А ведь это говорится о Нем же, о Боге Слове, о Господе нашем Иисусе Христе! Но как же так? «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя», а мир Его не познал? Адская тьма не может поглотить Его, а свои могут не принять? Может ли быть такое безумие? Но лучше вспомним читанное на страдной седмице: когда Господь сказал Апостолам: «один из вас предаст Меня», то «они все опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: «не я ли Господи?» ( Мф.26:21–22 ). Так и сегодня: кто эти «свои», которые не приняли? Не я ли, Господи? Чему я стою и радуюсь? Песнопениям? Праздничному убранств? Концу поста? Или я радуюсь только Господу, Который есть «первый и последний, Который был мертв, и се жив»? ( Откр.2:8 ). Чего я жажду? Послабления плоти, или – наоборот: все претерпеть, чтобы только возвеличился «Христос в теле моем, жизнию ли то, или смертию»?( Флп. 1:20 ). Господь сегодня зовет на Свой праздник: и тех, кто с первого часа трудился, и тех, кто с шестого: и в «единонадесятый час пришедших» призывает. Воздержанных и ленивых, постившихся и не постившихся, чтобы никто не мог отговориться. Он все глубже и глубже сходит за нами. Он поистине «снисшел… в преисподняя земли». Но и мы способны тоже – все глубже и глубже уходить от Него – в бездонную пропасть греха и богоотвержения… не я ли Господи?.. Но «да не одолеет наша злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия»; да разбудит нас от греховного сна всемирная весть: Христос воскресе! О священной иерархии Пасхальная вечерня Ин. 20:19–25 Мы не знаем точного времени, когда воскрес Христос. Жены-мироносицы еле дождались начала дня, следующего за субботой; было еще темно, но камень был отвален, и тела Иисусова уже не было во гробе. Ангелы возвестили Его Воскресение, потом Он явился Марии Магдалине, потом – другим мироносицам, потом Петру, потом – двум ученикам по дороге в Эммаус.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010