Сектанты говорят: Каяться нужно пред Богом только: Мф.11:28 ; Лк.7:37–38 ; Лк.15:20 ; Ин.14:6 ; Деян.4:11, 12 ; Деян.12:1 ; 1Тим.2:5–6 ; Ин.6:37 («Бапт.», 1909, Православный ответ: Верно: нужно каяться Богу, но пред людьми, как некогда Давид пред Нафаном, как приходящие к Иоанну Крестителю; как «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая грехи свои» ( Деян.19:18 ), как перед ап. Петром каялся согрешивший Симон Волхв. Священники «только свидетели» покаяния и разрушители грехов властью, данной им от Бога ( Ин.20:21–23 ). Сектанты говорят : что власть прощения грехов, действительно дарована Христом, но исключительно только Апостолам, которым Христос говорит: примите Духа Святого; кому простите грехи, тому простятся, но не всем пастырям. Православный ответ : Православные в ответ сектантам должны спрашивать их; скажите: имел силу прощения грехов ап. Павел, когда в Ефесе «многие из уверовавших приходили исповедуя и открывая дела свои?» Имели силу прощения грехов ап. Тимофей и Тит? Конечно, имели. Если так, то не двенадцать, но все истинное священство Христово имело это право и имеет его. Христос основал Церковь Свою не на время жизни Апостолов, но до скончания мира. Посему-то Господь и сказал: «се, Я с вами во все дни до скончания века»: Значит, не только с 11 Апостолами, но и с их преемниками. С кем Христос, те и имеют право прощения грехов. Сектанты говорят: Пс.31:5 ; Пс.50:3 ; 2Цар.12:13 . О покаянии и прощении Давида; так же и они – сектанты, каются и очищаются. Православный ответ: Если право прощения грехов было даровано только Апостолам, а не преемникам, тогда только 11-ти принадлежит и право крещения и причащения. Тогда и все Христианство только для современников апостольских, однако, этого сектанты не признают ( Евр.10:1–4 ). Сектанты говорят: Деян.8:18, 22 : Петр сказал Симону: «сердце твое не право пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего». Православный ответ: Здесь не отвергается таинство Покаяния, а скорее требуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Безропотно – почти 50 лет, – служил в таком храме почтенный священник села Феодор Алексеевич Соловьев. Но вот, лет 5 тому назад, нашелся человек, усиленными трудами всей своей жизни выбившийся из массы серого северского люда и под старость приобретший почет и богатство, – это был московский купец Петр Терентьевич Терентьев. Как истинный христианин, памятующий о Боге и ближних, Петр Терентьевич, собравшись с средствами, порешил помочь крестьянам и приступил к благоустройству храма. Но неисповедимы пути Божии – болезнь и смерть помешали ему самому выполнить благочестивое намерение. Умирая, он не забыл Северского. Согласно завещанию Петра Терентьевича, наследники его, зятья, московские купцы Михаил Иванович Бубнов и Сергей Никитич Кондрашев, немедленно внесли крупную сумму в выкуп за крестьянскую землю, а затем ревностно приступили к «возможному» (по завещанию) благоустройству храма. В боковых крыльях они устроили 2 придела, и, отделив их каменною, на зиму закрывающеюся аркой от главного храма, поставили в них печи. Богато для сельской церкви снабженный утварью, новоукрашенный храм со своими двумя приделами в начале 1887 года готов уже был к освящению. 1 февраля 1887 года состоялось и само освящение. Приглашены были архимандрит московского Покровского монастыря о. Андрей и местный благочинный, священник с. Черкизова о. Алексий Карташев; ими в сослужении с местным священником о. Феодором Соловьевым и 7 другими священниками коломенского Успенского собора, диаконом, иеромонахом московского Покровского монастыря Каллистом, при участии коломенских соборных певчих и совершено было освящение обоих приделов. Радостные благодарные крестьяне на трудовые гроши свои соорудили икону святых, имена коих носят благотворители и члены их семейств, вручили ее Михаилу Ивановичу Бубнову и Сергею Никитичу Кондрашеву. «Московские церковные ведомости» 10 от 6 марта 1888 года, с. 123. Приходской совет церкви великомученика Никиты просит откликнуться благотворителей и всех, кто может оказать посильную помощь в восстановлении храма.

http://sobory.ru/article/?object=19928

Ближайшим поводом к написанию послания послужило прибытие в Рим Марка и Силуана, бывших прежде спутниками Апостола Павла. Проходя с Евангельскою проповедью через город Колоссы ( Кол.4:10 ) и другие города Малой Азии ( 2Тим.4:11 ), они узнали нравственно-религиозные нужды Малоазийских христиан и, придя в Рим, поспешили сообщить о них Апостолу Петру. Но прежде всего они, конечно, сообщили о злостраданиях христиан Малоазийских. Гонения и страдания, упоминаемые в послании, видимо, состояли более всего в поношениях, клеветах и злословиях ( 1Петр.1:6,7; 2:12,18; 3:9:14 ), коими язычники повсюду осыпали христиан за их отчужденность, приводившую язычников к разным нелепым подозрениям и самым странным толкам ( 1Петр.2:12; 3:16; 4:4:14 ). Христиане считались злодеями ( 1Петр.4:15 ); даже имя христианское сделалось ненавистным, почему нередко христианам делались всякого рода притеснения ( 1Петр.4:16; 3:14–17; 2:19 ). Понятно, что христиане могли приходить от такого своего положения в уныние, а за некоторых (новообращенных) можно было даже опасаться, что они, как неутвержденные еще в христианской вере и жизни, легко могут поддаться искушению от языческой соблазнительной жизни, особенно в виду имеющегося открыться полного гонения на христиан. В Малоазийских Церквах по преимуществу проповедовал Апостол Павел, но он тогда находился в узах, поэтому Апостол Петр с живейшим участием поспешил к христианам со своим словом ободрения и утверждения их в истине веры и благодати Божией, в которой они пребывали ( 1Петр.5:12 ) и которой грозила великая опасность ( 1Петр.4:12 ). Желая дополнить писание живым словом и сделать писание более удобоприемлемым, Апостол Петр отправил послание с Апостолом Силуаном, который прежде был спутником Апостола Павла и потому был небезызвестным тем, к кому назначалось послание. Это было в начале гонения Нерона, около 64 года по Рождестве Христовом. Прибыв в Понт, Силуан должен был передать послание Понтийским Церквам, а потом через них в смежную Галатию, служившую средоточием трех остальных провинций 651 . Содержание послания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В 1893 г. Коноплёв в качестве подрядчика поставил на Белой горе первые хозяйственные постройки буд. миссионерского мон-ря, 28 сент. собралось духовенство окрестных заводов и сел для служения благодарственного молебна, освящения колоколов и колодцев. Еп. Петр обратился к народу с проповедью, в к-рой говорил о преданиях и обрядах, т. е. о том, что является камнем преткновения для старообрядцев. Выслушав его, Коноплёв упал на колени, отрекся от раскола, просил прощения и благословения участвовать в молитве. 17 окт. в кафедральном соборе Перми еп. Петр присоединил Коноплёва, а вскоре и 19 его родственников во главе с 75-летним отцом к правосл. Церкви; их примеру последовали мн. старообрядцы Пермского края. 5 нояб. Коноплёв стал послушником при пермском архиерейском доме, 6 нояб. еп. Петром, возложившим на бывш. старообрядца собственный иноческий клобук, был пострижен в рясофор, 1 февр. 1894 г.- в мантию, на следующий день рукоположил во иеродиакона. 22 февр., в день освящения первого монастырского храма во имя свт. Николая, В. был рукоположен во иеромонаха и назначен управляющим мон-рем на Белой горе. Прежде всего он ввел в обители уставное богослужение (сам читал и пел на клиросе), на должную высоту поставил проповедь. Уклад монастырской жизни был очень строг, благодаря чему обитель сразу приобрела высокий авторитет в глазах народа; самоотверженная деятельность иноков привлекала многочисленных благотворителей, развернулось широкое строительство. 20 янв. 1897 г. Белогорский мон-рь был утвержден штатным общежительным, а В. назначен его настоятелем. Обитель благоустраивалась и процветала. За 4 года в ней появились все необходимые промыслы и ремесла - от выделки кирпича до золочения утвари и риз на иконах. В 1898 г. В. вместе с письмоводителем послушником Георгием Кузнецовым совершил паломничество по известным российским мон-рям и пустыням, позже посетил Афон и Св. землю. В 1902 г. в Белогорском мон-ре состоялась закладка престола величественного Крестовоздвиженского собора (освящен летом 1917).

http://pravenc.ru/text/154157.html

«Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей», сказал Бог Каину, позавидовавшему своему младшему брату. Горе всякому человеку, сознающему, что эти слова обращены к нему лично. Никакой ненасильственный призыв к миру и прекращению не должен насильственно пресекаться и рассматриваться как нарушение закона, ибо такова божественная заповедь: «Блаженны миротворцы». Мы призываем все противоборствующие стороны к диалогу, потому что никакой другой альтернативы насилию не существует. Лишь способность услышать другого может дать надежду на выход из бездны, в которую наши страны были брошены лишь за несколько дней.  Дайте себе и всем нам войти в Великий пост в духе веры, надежды и любви. Остановите < это> . 1. Игумен Арсений (Соколов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока 2. Игумен Нектарий (Морозов) 3. иерей Алексий Антоновский 4. игумен Никодим (Балясников) 5. иерей Хилдо Бос 6. иерей Василий Буш 7. протоиерей Стефан Ванеян 8. иеромонах Иаков (Воронцов) 9. иерей Александр Востродымов. 10. священник Дионисий Габбасов 11. иерей Андрей Герман 12. протоиерей Евгений Горячев (ветеран Афганской войны) 13. иеромонах Иоанн (Гуайта) 14. иерей Алексий Дикарев 15. иерей Александр Занемонец 16. протоиерей Владимир Зелинский 17. протоиерей Петр Иванов 18. протоиерей Георгий Иоффе 19. диакон Илия Колин 20. протоиерей Андрей Кордочкин 21. иерей Лазарь Ленци 22. протоиерей Андрей Лоргус 23. игумен Петр (Мещеринов) 24. протоиерей Константин Момотов 25. иерей Евгений Мороз 26. иеромонах Димитрий (Першин) 27. иерей Александр Пискунов 28. протоиерей Стефан Платт 29. протоиерей Дионисий Поздняев 30. протоиерей Георгий Рой 31. священник Николай Савченко 32. иеромонах Феодорит (Сеньчуков) 33. протоиерей Иосиф Скиннер 34. протоиерей Димитрий Соболевский 35. диакон Пимен Трофимов 36. протоиерей Александр Шабанов 37. иеромонах Киприан (Земляков) 38. иерей Иоанн Леонтьев

http://pravmir.ru/svyashhenniki-russkoj-...

Император Петр I создатель военно-морского флота России, был в Полоцке. Летом 1705 г Петр I посещал Полоцк во время руководства русской армией в Северной войне. Создатель флота останавливался в домике, который потом прозвали домик Петра I. Построен он был в 1692 году с использованием элементов стиля барокко. С 1998 года в домике Петра I открыта стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской, или Возвращение в Полоцк начала XX века». Это первая выставка в Беларуси, которая посвящена истории одной улицы. Недалеко от Полоцка в конце XVIII века стояла дворянская усадьба вице-адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина. Вице-адмирала неоднократно посещал город Полоцк, заезжая в Полоцкий иезуитский коллегиум к знаменитому художнику Ефиму Яковлевичу Спажинскому для изготовления своего портрета. Русский вице-адмирал, кавалер многих орденов, герой русско-шведской войны Илларион Повалишин похоронен в деревне Янковичи Россонского района Витебской области. На белорусские земли прославленный моряк приехал после отставки, здесь на берегу реки Дрисса Повалишиным была построены школа для крестьянских детей и храм усыпальница, тут он воспитал четверых детей, двое из которых также выбрали военную карьеру, отличились во многих сражениях, в том числе и при Бородино в 1812 году Переславский музей-заповедник, семейный портрет Повалишиных. 1803 г. Семейный портрет Повалишиных поступил в музей в 1918 году вместе с другими портретами и документами из деревни Семендяйка, бывшего имения Елизаветы Григорьевны Журавлёвой, урожденной Повалишиной. Она была внучкой известного флотоводца вице-адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина и последней хранительницей фамильных портретов. На трёх портретах, поступивших из Семендяйки, сохранились подписи живописца Ефима Спажинского. Так на «Семейном портрете» на оборотной стороне холста написано черной краской: «1803 года апреля 1 писан в Прихабах ж. Ефимом Спажинским. Авдотья Фёдоровна от рождения 37 лет, Ивану Ларионовичу 8-го года, Григорию Ларионовичу 6 лет, Авдотье Ларионовне 5-ый год».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/10/po...

Наше евхаристическое собрание — это собрание во Христе, необходимое для того, чтобы каждый из нас соединился с Богом и через Бога по-настоящему глубоко и в вечности соединился друг с другом. Такое собрание людей в Таинстве, собственно говоря, и делает людей Церковью. Когда-то священник появлялся в храме уже при полном собрании общины. Сейчас, к сожалению, он частенько приходит в пустой храм, читает входные молитвы и облачается в тишине, и лишь чтец на клиросе ждет от него благословения, чтобы начать читать часы. На самом деле батюшка должен приходить уже в Церковь, то есть в общество людей, которых он будет возглавлять, в общество, которое называется народом Божиим. Об этом народе апостол Петр писал: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: „вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится“» (1 Пет. 2: 5–6). Обратите внимание на то, как Библии употребляется слово «камень». Дьявол предлагает Христу превратить камни в хлеба: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4: 3). Иоанн Креститель обличает фарисеев и саддукеев: «Не думайте говорить в себе: „отец у нас Авраам“, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3: 9). Христос обращается к апостолу: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16: 18–19). Во время богослужения часто звучат слова: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117: 22). Казалось бы, что может быть мертвее камня? Даже древесина более жива — это дерево когда-то росло, цвело, распускало листья. А тут такой парадокс — живой камень… Камень — твердый, крепкий, ему присуще бессмертие. Он веками не изменяется, на него можно опереться, на нем можно строить. Но все-таки камни — это что-то бесчувственное, чему жизни от века не дано. Такими бываем и мы. Существует духовное понятие — окаменение сердечное.

http://pravmir.ru/cerkovnoe-sobranie/

Не позднее 1620 г. ктитором К.-Б. м. стал запорожский гетман П. К. Конашевич-Сагайдачный, пожертвовавший не позднее 10 апр. 1622 г. на нужды мон-ря значительные суммы и впосл. похороненный рядом со строившимся каменным собором в честь Богоявления. По преданию, он же пожертвовал для монастырской церкви серебряный крест, хранившийся в соборе обители. 10 апр. 1625 г. царю Михаилу Феодоровичу Романову, а также думному дьяку И. Т. Грамотину было отправлено «письмо духовных и мирских братий», в к-ром содержалась просьба «о милостыни на украшение своей церкви Богоявления Господня, Благовещения и преподобных Антония и Феодосия Печерских». 17 янв. 1626 г. обращение с просьбой о выделении помощи К.-Б. м. и школе поступило к царю Михаилу Феодоровичу (АрхЮЗР. 1883. Ч. 1. Т. 6. С. 551-554). Среди первых настоятелей К.-Б. м. известны: в 1628 г.- иером. Серапион (Бельский), в 1630-1631 гг.- иером. Тарасий (Земка), в 1631-1632 гг.- иером. Фома (Иевлевич). В 1630 г. в Киеве свирепствовала эпидемия моровой язвы, часть насельников скончались. Объединение с Киево-Печерской школой Новый этап в жизни К.-Б. м. начался после подписания архим. Петром (Могилой) и Киевским братством акта об объединении Киево-Печерской школы и школы, располагавшейся в К.-Б. м. В соответствии с этим договором свт. Петр становился главным братчиком и защитником объединенной школы. В нач. 1632 г. объединение школ было подтверждено Киевским митр. Исаией (Копинским) и гетманом И. Д. Петражицким-Кулагой. 5 июня решение об объединении Печерской и Братской школ утверждено митр. Киевским Исаией (Копинским). При этом митрополит потребовал, чтобы за богослужением в К.-Б. м. поминалось имя митрополита Киевского. Данная мера должна была подчеркнуть, что объединенная школа находится в его юрисдикции. К осени 1632 г. новая школа разместилась в стенах К.-Б. м. Ректором школы, именовавшейся «коллегией», и настоятелем (1634-1638) К.-Б. м. стал игум. Исаия (Трофимович-Козловский) Архим. Петр (Могила), получив звание «пожизненного блюстителя, опекуна и защитника» К.-Б. м., предоставил в пользование обители Вишенскую и Гнедину волости близ Киева и деревни Процев и Ревное. На его средства для К.-Б. м. было приобретено местечко (впосл. село) Новосёлки. В 1638 г. по ходатайству свт. Петра (Могилы) земельные угодья Васильевской (Трехсвятительской) и Крестовоздвиженской церквей вместе с храмами грамотой польск. кор. Владислава IV Вазы были переданы в собственность К.-Б. м.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

Невозможно не выдать чего-нибудь. Прикажу хоть от себя» 3 . Так как свободной епископской кафедры не было, то приняты были меры к тому, чтобы очистить место для Стефана Яворского . Для этой цели был намечен Рязанский митроп. Авраамий, к которому Петр В. за несколько месяцев пред этим выразил свое неблаговоление, отписав из Рязанской епархии часть ее владений к Воронежской 4 . Патр. Адриан, по-видимому, относился к митроп. Авраамию довольно благосклонно 5 . Но, привыкнув уступать воле царя, престарелый патриарх дал свое согласие и на увольнение от епархии митроп. Авраамия. «В нынешнем 1700 году февраля в 24 день, – читаем в Записных книгах Рязанского архиерейского духовного приказа, – от великого господина святейшего кир Адриана, архиепископа Московского и всея России и всех северных стран патриарха, к преосвященному Авраамию, митрополиту Рязанскому и Муромскому, в Переславль Рязанской приезжал с Москвы иподиакон Алексей Григорьев и сказал благословленье святейшего патриарха ему, преосвященному митрополиту, потом говорил: Великий де государь и великий князь Петр Алексеевич, всея великие и малые и белые России самодержец, указал и великий господин, святейший кир Адриан, архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх, благословил тебя, преосвященного митрополита, за старость и за очную скорбь твою от архиерейства отставить, и ити в монастырь тебе в келью. И марта в 1 день к великому господину, святейшему кир Адриану, архиепископу Московскому и всея России и всех северных стран патриарху, писал преосвященный Аврамий, митрополит Рязанский и Муромский, а с тем письмом послал поддиакона своего Афонасья Тимофеева, а в письме ево написано: Воли де пресветлого царского величества и ево, святейшего патриарха, архипастырского благословенья не преслушник, ити в монастырь рад и всеусердно того желает, токмо в молении 6 не написано, где ево архипастырское благословенье в монастыре ему, преосвященному митрополиту, быть повелит. И марта ж в 8 день того ж 1700 году прислана святейшего патриарха к преосвященному митрополиту грамота из его святейшего патриарха Разряду, за приписью дьяка Василья Нестерова, с ним же подъяконом Афонасьем Тимофеевым, велено ему, преосвященному митрополиту, выслать к Москве ризница и церковников, с кем пригоже, а которого числа и с кем именем, и о том писать.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Один Генералиссимус и пять Фельдмаршалов удостоены этого почетного звания по причине знатного происхождения: 1) Принц Брауншвейг-Люнебургский, супруг Правительницы; 2) Принц Гессен-Гомбургский; 3) Герцог Гольштейн-Бекский Карл Людовик, именовавшийся только Российским Генерал-Фельдмаршалом, не состоя в нашей службе, умерший в 1774 году; 4) Принц Петр Гольштейн-Бекский; 5) Принц Георг Гольштинский, дядя Императора Петра III-ro и 6) Владетельный Ландграф Гессен-Дармштатский Людовик IX, родитель Великой Княгини Наталии Алексеевны, первой супруги Императора Павла I-ro 4 . Были Фельдмаршалы и из любимцев счастия: Сапега, в Государствование Императрицы Екатерины I-й; Разумовские при Императрице Елисавете и Шуваловы в кратковременное царствование Петра III-ro. Из них Разумовский (Граф Кирилл Григорьевич) деятельно служил Отечеству на гражданском поприще; Шувалов (Граф Петр Иванович) оказал услуги на военном, по артиллерийской части, но они и братья их не находились ни в одном сражении; а крамольный Сапега, до получения Фельдмаршальского жезла, гоняясь за почестями, содействовал Карлу XII-мy в опустошении своей родины. Герцог Крои только два месяца с половиною находился в нашей службе при Петре Великом. Дюк Брольо переименован в Генерал-Фельдмаршалы Императором Павлом I-м из Маршалов Франции и также не долго оставался в России. Герцог Веллингтон получил жезл от Императора Александра в 1818 году. Два иностранца, Огильвий и Гольц, приняты в нашу службу Петром Великим Генерал-Фельдмаршалами – Лейтенантами и подчинены Генерал-Фельдмаршалам с предоставлением первенства над полными Генералами. Генерал-Фельдмаршалы, носившие только почетное это именование вне отечества нашего, не находившиеся в действительной службе Российской: Герцог Гольштейн-Бекский, Ландграф Гессен-Дармштатский и Герцог Веллингтон не вошли в состав сего сочинения. Доселе изданы биографии (кроме составленных мною в Словаре достопамятных людей Русской земли и Деяниях любимцев Петра Великого), подробные: Шереметева, Меншикова, Миниха, Румянцева, Потемкина, Суворова и Кутузова; краткие: Барклая де-Толли, Витгенштейна, Остена-Сакена, Дибича-Забалканского и Князя Варшавского. Я мало руководствовался ими, переделал и пополнил написанные мною прежде. За всем сим оставалось мне составить совершенно вновь более двадцати. Некоторые покажутся слишком краткими по причинам от меня не зависевшим. К каждой приложен портрет. Большого труда стоило мне добывать их; несколькими обязан я Павлу Федоровичу Карабанову, имеющему в Москве единственное собрание гравированных портретов знаменитых Россиян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010