Петр хочет, чтобы Иисус остался здесь навсегда, потому и напоминает о шатрах. Если, думал он, станется это, то мы не пойдем в Иерусалим; а если не пойдем, то и Христос не умрет, ибо там, говорил Иисус, нападут на него книжники. Но не осмелившись сказать таким образом, а желая, чтобы это было, Петр без всякого опасения сказал: «хорошо нам здесь быть»; здесь находится Моисей и Илия, – Илия, низведший огонь с неба на гору, Моисей, вошедший во мрак и беседовавший с Богом и – никто не узнает, что мы здесь» (Злат., ср. Феофил.). – Кущи: кущи, или палатки, или шатры делались у иудеев, как вообще у восточных народов, и доселе делаются так: с вершины столба, врытого в землю, протягивались веревки к кольям, вбитым в землю в нескольких местах около столба, на известном расстоянии от него, и покрывались полотном ( Ис.54:2–3 ). Иногда вместо полотна употреблялись кожи; иногда древесные листья и кора. Мф.17:5 . Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. «Облако светлое осенило их»: облако, без сомнения, чудесное, объяло их; они очутились в облаке. Облако чудесное – символ и знамение особенного присутствия Божия, и именно облако мрачное – символ и знамение присутствия Бога грозящего ( Исх.24:18,19:18 ), а облако светлое – символ и знамение присутствия Бога милующего. Таковое облако, называемое шехина, постоянно было в святом святых ( 3Цар.8:10,11 ; Иез.1:4,10:4 ). – «Осенило их»: т.е. Христа, Моисея и Илию, а не учеников, ибо сии последние слышали голос из облака ( Мф.17:5–6 ), следовательно, сами должны были находиться вне облака. – «Глас из облака»: такой же, как и при крещении Христовом (см. прим. к Мф.3:17 ), с прибавлением слов: «Его слушайте», указывающих на слова пророка Моисея в его пророчестве о пророке, подобном ему ( Втор.18:15 ), и показывающих, что сие пророчество Моисеево исполнилось именно на Христе Иисусе. Мф.17:6 . И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

После Октябрьской революции 1917 г. в Верхнесалдинском заводе был создан Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Началось формирование красногвардейских отрядов. Во время наступления осенью 1918 г. белогвардейцев на ст. Н. Салда красноармейцами были совершены жестокие расправы над мирным населением. При спешном отступлении 1-го крестьянского коммунистического полка его бойцы расстреляли множество людей, сочувствовавших белогвардейским войскам. В это время без суда и следствия близ железнодорожной станции были замучены и расстреляны П. и свящ. Алексий Кузнецов. 9 окт. 1918 г. в Иоанно-Богословской ц. было совершено их отпевание, они были погребены на приходском кладбище. После окончания следствия на месте массового захоронения был установлен поклонный деревянный крест. Летом 1919 г. район станции Н. Салда был снова занят красноармейцами. На месте расстрела устроили скотобойню. В 2006 г. был вновь установлен поклонный крест. Определением Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 93; Оп. 20. Д. 50; ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50; ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780. Ист.: Перемены в епархии//Екатеринб. ЕВ. 1887. 29. Ч. офиц. С. 684; 1891. 19. С. 422; 1902. 5. С. 118; 6. С. 148; 23. С. 150; 1909. 39. С. 752; Холмогоров А., свящ. Епархиальные известия//Там же. 1897. 9. С. 274; он же. Екатеринбургские епарх. пед. курсы 1898 г.//Там же. 1898. 17. С. 464; 18. С. 499-523; Отчет екатеринб. епарх. наблюдателя о состоянии церк. школ епархии в уч.-воспит. отношении за 1900-1901 уч. г.//Там же. 1902. 7. С. 166; Справ. кн. Екатеринб. епархии на 1904 г. Екат., 1904; То же на 1915 г. Екат., 1915. Лит.: Верхняя Салда. Екат., 1998; Дамаскин. Кн. 2. С. 116; Манькова И. Л. Храм в сердце и памяти: Очерки истории екатеринб. Екатерининского собора. Екат., 2000; Танкиевская И. Н. Нижняя Салда. Екат., 2000; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001. С. 176; Жития святых Екатеринбургской епархии. Екат., 2008. С. 396-401; Васильева Е. А. Святые Петр и Алексий Верхнесалдинские//Православие на Урале: Вехи истории: Мат-лы 2-й Межрегион. науч.-практ. конф. Екат., 2013. С. 33-43.

http://pravenc.ru/text/2580152.html

Генералиссимусов было у нас три: Меншиков, Герцог Брауншвейг-Люнебургский и Суворов 2 ; Генерал-Фельдмаршалов по настоящее время, в течение ста тридцати девяти деть, сорок восемь 3 (не считая двух Фельдмаршалов-Лейтенантов), но из них только восемь получили жезлы среди блистательных побед своих: 1) Меншиков, на самом поле сражения; 2) Салтыков (Граф Петр Семенович); 3) Румянцев-Задунайский; 4) Суворов- Италийский; 5) Кутузов-Смоленский; 6) Барклай де Толли, на поле сражения; 7) Дибич-Забалканский и 8) Князь Варшавский. – Другие Фельдмаршалы возведены в это достоинство, за неоднократное поражение неприятеля, испытанное мужество и некоторые, сверх сего, из уважения приобретенной ими славы в Европе, как то: 1) Шереметев;. 2) Репнин (Князь Аникита Иванович); 3) Голицын (Князь Михаил Михайлович; 4) Брюс; 5) Миних; 6) Ласси; 7) Голицын (Князь Александр Михайлович ; 8) Потемкин-Таврический; 9) Репнин (Князь Николай Васильевич); 10) Каменской; 11) Прозоровский; 12) Гудович; 13),Князь Витгенштейн и 14) Князь Остен-Сакен. Из них Репнин, победитель Юсуфа, без всякого сомнения, исторгнул бы жезл на бранном поле, если б военный орден Св. Георгия 1-го класса, установленный Императрицей Екатериной II-й, не увенчал тогда его знаменитых подвигов. – За долговременную военную и гражданскую службу: 1) Головин; 2) Долгорукий; 3) Трубецкой (Князь Иван Юрьевич); 4) Трубецкой (Князь Никита Юрьевич); 5) Бутурлин; 6) Апраксин; 7) Бестужев-Рюмин; 8) Чернышев (Граф Захар Григорьевич); 9) Салтыков (Князь Николай Иванович ); 10) Чернышев (Граф Иван Григорьевич); 11) Салтыков (Граф Иван Петрович); 12) Граф Эльмпт и 13) Граф Мусин-Пушкин. Должно заметить, что Бестужев-Рюмин переименован из Канцлеров в Генерал-Фельдмаршалы Императрицею Екатериною II-ю в награду невинного заточения; Трубецкой (Князь Никита Юрьевич) более известен, как Генерал-Прокурор, нежели Полководец, а Чернышев (Граф Иван Григорьевич) пожалован императором Павлом I-м в Генерал-Фельдмаршалы по флоту и не служил в сухопутных войсках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако прежде Он повелел Моисею, чтобы время обрезания не превышало восьмого дня (см. Лев 12:3), который часто выпадает на субботу, как мы читаем об этом в Евангелии (см. Ин 7:22). Моисей, провидя жестокосердие этого народа, воздвиг руки и распял самого себя в битве, начатой иноплеменниками в субботу (см. Ис 17:8—13), чтобы они были взяты в плен и суровостью закона были образованы для учения, которого они избегали. 6. И потому Давид в шестом псалме просит Господа «за восьмой день», чтобы Он «не в ярости своей обличил его и не в гневе осудил его» (Пс 6:1—2). Это действительно восьмой день сего будущего суда, который будет вынесен за пределы порядка устроения той недели. Также Иисус Навин, преемник Моисея, нарушил субботу. Ибо в субботний день повелел сынам Израиля обходить стены Иерихона со звуком труб и объявлять иноплеменникам войну (см. Ис 6:3,15). Маттафия, вождь Иудейский, также нарушил покой субботы, ибо умертвил в субботу военачальника Антиоха, царя Сирского и подверг иноплеменников преследованию в тот же день (см. 1 Мак 2:25, 41, 47). И у Матфея (см. Мф 12:3—5) мы читаем подобный текст. Также Исаия и некоторые его товарищи (см. Ис 1:13; Ос 2:13) преступили субботу, чтобы была соблюдена истинная и праведная суббота седьмого тысячелетия. Поэтому каждым из этих семи дней Господь по отдельности обозначает тысячу лет. Ибо так написано: «В очах Твоих, Господи, тысяча лет, как день единый» (Пс 89:4; 2 Петр 3:8). Следовательно, в очах Бога по отдельности находится каждое тысячелетие, ибо «семь» я насчитываю «очей Господа» (Зах 4:10). И, как я упомянул, по этой причине эта истинная суббота есть седьмое тысячелетие, в котором Христос будет править с избранными (см. Апок 20:6). 7. Семь также небес, которые соответствуют семи дням. Ибо истинно сказано: «Словом Господним небеса утвердились и Духом уст Его» « «все воинство» [букв. «сила»] «их» (Пс 32:6). Эти небеса — семь духов. Имена этих духов, которые почили на Христе Божием, написаны у пророка Исаии: «И почиет на Нем дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух знания и благочестия, и исполнит Его Дух страха Божия» (Ис 11:2—3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А в Кирилловой книге повелевается преподавать дары лжицею (л. 304 об. – 305 и 79), и замечается, что за лжицу православную церковь укоряют еретики; см. в статье «Лжица» стр. 245. 4) 1 правило св. ап. Петра и Павла, Кормчая л. 27: «Аз Петр и Павел заповедаема людем, делати пять дней в недели, в субботу же и в неделю да упражняются в церковь , поучения ради еже на благоверие». 29 правило Лаодикийского собора (Полн. Кормчая стр. 240): «Не подобает христианам иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будут анафема от Христа». Стоглавый же собор, гл. 95, опять приводит правило 1 Ап. Петра и Павла: «Ответ, како подобает христианом праздновати. О том же Божию святую и верховную апостол Петра и Павла правило 1 и 2-е: аз Петр и Павел заповедаяве людем делати 5 дний в недели, в субботу же и в неделю да упражняются в церковь поучения ради книжного». 5) 15 правило Неокесарийского собора: «По первоначальному правилу, диаконам седми быти должно, аще и весьма велик град. В сем удостоверен будеши из книги Деяний Апостольских». 16 правило 6 всел. соб.: «Поскольку в книге деяний апостольских предано, яко седмь диаконов поставлены от апостолов: отцы же Неокесарийского собора, в постановленных ими правилах, ясно рассуждали, что седмь диаконов должны быти по правилу, хотя бы то было и в весьма великом граде, удостоверяя в сем книгою деяний: того ради мы, сличив мысль отдов с изречением апостолов, обрели, что у них било слово не о мужах служащих таинствам, но о служении в потребностях трапез (Далее идет выдержка из кн. деяний)... На основании сего и мы проповедуем, яко вышереченные седмь диаконов не должны приемлемы быти за служителей таинствам, по изложенному учению, но суть те, которым поручено было домостроительство для общей потребности тогда собранных». Толкование Зонара: «неокесарийское правило не соблюдалось и прежде издания настоящего правила» (Полн. Кормч. стр. 81) Толкование по слав. Кормчей: «Се же правило глаголет, не добре разумеша того собора отцы, еже в книгах деяний Апостольских, о седми диакон лежащаго словесе» (Поля. Кормч. 83 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Востани, гряди, ближняя моя, невесто! Гряди от Ливана: прииди и прейди из начала веры; сот искапают устне твои, невесто, мед и млеко под языком твоим, и благовоние риз твоих, яко благоухание Ливана»; – сестрою: «что удобреста сосца Твоя, сестро моя невесто»? – вертоградом: «вертоградзаключен, источник запечатлен» ( Песн. 4:7,8,10–12 ); – дщерию: «слыши, Дщи, и вижде, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея» ( Пс. 44:11,12 ); «многи дщери стяжаша богатство, многи сотвориша силу: ты же предуспела и превознеслася еси над всеми» ( Притч. 31:30 ); – обрученною: «послан бысть Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, ему же имя Назарет, к Деве, обрученной мужеви, ему же имя Иосиф, от дома и отечества Давидова и имя деве, Мариам» ( Лк. 1:26, 27 ); – облаком: «се Господь сидит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская» ( Ис. 19:1 ); – видением: «видех видение огня, и свет его окрест; яко видение дуги, егда есть на облацех в день дождя, тако стояние света окрест; сие видение подобие славы Господни» ( Иез. 1:27, 28; 2:1 ,) – илектром (янтарь): «и видех, яко в и дние илектра, яко видение огня внутрь его окрест от видения чресл и выше, и от видения чресл даже до долу» (1:27); – днем, ночью: «день дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум» ( Пс. 18:3 ); – небом: «с небесе призре Господе, виде вся сыны человеческия» ( Пс. 32:13 ); «небо небесе Господеви» ( Пс. 113:24 ); – востоком: «царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на небо небесе на востоки» ( Пс. 67:33–34 ); – западом: «путе сотворите возшедшему на запады: Господь имя Ему» ( Пс. 67:5 ) – солнцем: «в солнце положи селение свое: и той яко жених исходяй от чертога своего» ( Пс. 18:5–6 ); – градом: «преславная глаголашася о тебе, граде Божий» ( Пс. 86:3 ); «речная устремления веселят град Божий: Бог посреде его, и не подвижится» ( Пс. 45:5,6 ); – плинфою (кирпичем): «и ты, сыне человеч, возьми себе плинфу, и положи ю пред лицем твоим, и да напишеши на ней град Иерусалим: и да даси окрест его ограждение» ( Иез. 4:1–2 ); – местом: «яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная» ( Быт. 28:17 ); «и взя мя Дух, и слышах глас за собою труса велика: благословена слава Господня от места Его» ( Иез. 3:12 ); «аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скратама моима: дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю» ( Пс. 131:4,5 ); – руном: «снидет яко дожде на руно, и яко капля каплющая на землю» ( Пс. 71, 6 ); – женою: «благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» ( Лк. 1:42 ); посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом» ( Гал. 4:4 ); – блаженною: «блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа» ( Лк. 1:45 ); «блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» (11:27); – Марию: «не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

участка–могилы: 4–1. Х:5. У: 44. Щукин Сергий, духовник А. Чехова (задавлен машиной, давшей задний ход). «Один из любимых ораторов на Соборе (1917 г.)» – о. Г. С. Голубцов . Воспоминания о поездке на Собор», с. 213 – 1871– 1931, 25.09 протоиерей, в 1923, как тихоновец, выслан из Ялты, с 20–х гг. в М–кве на Арбате, в Николо–Песк. Ц–ви; – наст.после репресс. А–дра Кедрова. участка–могилы: 4–2. Х:19. У: 18. Сергий (Савельев Вас.Петр.) и др. (рядом с разрушенной часовней, где раньше стояла известная фигура Христа, удаленная властями. Ныне, якобы, в Церк.–археолог, музее в МДА) 1899–1977,7.01 – архимандрит, настоятель ц. Покрова в Медведкове С 1962. (После 5 лет ссылки, с 1947 г. в Елох. соб., с 1952 г. – в Богородском, с 1957 г.– в Лыщиковом пер.). участка–могилы: 4–3. Х:19. У: 20. Разрушенная часовня (см. выше) участка–могилы: 4–4. Х:–7. У: –6. Соколов Вонифатий Ив. 1879–1970, 31.12 (ок. СПБДА в 1905, преп. в Екатериносл. ДС, служил в Козлове (1918–34), в 1934–44 в с. Рюминское Иванов, обл. – наст. Лефор. ц. в 1958–61 С 1944 – в Москве, в ц. Иоанна–Воина и в Лефортовск. храме, с 1961 г. – за штатом. Его супруга Вера Георг, (сразу за желтой часовней) 1885–1950 участка–могилы: 5–1. Х: 1 . У: 2. Василенко Серг. Никифорович (на углу, там же Шамбинаго и др.) 1872–1956. Проф. Консерватории и композитор (опера–кантата «Сказание о граде Китеже» и др.) и его супруга, ранее бывш. за Павлом Каптеревым, двоюр. братом о. Николая, Ел. Серг.(дочь С.К.Шамбинаго) 1901–1983. участка-могилы: 5–2. Х: 34 . У: 13. Покровский Ал–др Серг. (пройти 7–1 и свернуть влево, 13 ш., справа, за участком известных Феррейнов – сероват, памяти, с мал. крестом и фото). 1894–1956, 22.02 протоиерей Елох. соб. участка–могилы: 5–3. Х: 4 . У: 0. Шамбинаго Сергей Конст., 1871–1948 в одной угловой ограде с Василенко. Литературовед, писатель, профессор, (его предки из Дагестана). Там же: Фадеева Ант–на Вл., мать А.А. Фадеева, 1873–1954 и Нина 1923–1976, и Таня 1900–1982 Ал–дровны Фадеевы (могильный участок Литфонда).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

участка–могилы: 5–4. Х: 10. У: 15. Дервиз Вл. Дм. 1859–1937 искусствовед, зав. Загорским музеем в 20–х гг., Ел. Вл.(дочь)1889–1975 художница/Вл. Дм. 1917–1985, Фаворская Мария Вл. 1887–1959 (общ. П–к – известняков, крест в 1,5 метра с двумя клеймами с именами). участка–могилы: 6–1. Х: 10. У: –23. Померанцев Алексей Степ. 1878–1949 (свернуть п–ка Урмаевым, левый крест) – Прот., род. в с.Корба Нерехск. Р–на, служил в с. Мальгино Парфеньев. Р–на, после ВОВ – в Кунцеве, был ч.2]. П–ва Валентина Ал. 1901–1980; (+Добровольская С.Д., † 7.2.1996). участка–могилы: 7–1. Х: 31. У: –1. Свенцицкий Валентин Павлов. † 20.10.1931 протоиерей, дух. писатель., Евг. Серг. (супруга) † 11.10.1986 , Серг. Вал. † 31.08.1986(сын) и еще 7 чел. участка–могилы: 7–4. Х: 20. У: 4. Чмелёв Яков Ал–др. 1877–1944, (в 1920–30 гг. в ц. Покрова на Грязях, Каз. ик. Б.М. на Калужск. пл.). Засл. деятель иск–в, церк. композитор и регент, В 1940–44 гг. был в Киргизии, – жена 1878–1976 и сын 1913–1995 . участка–могилы: 10–1. Х: –0. У: 18. Гааз, Феодор Петр., «святой врач» (главврач 4–й Градск. Б–цы, с 1829– главн. врач моск, тюрем). Доктор, сотрудник митр. Филарета по благотвор. учреждениям. 1780–1853. участка–могилы: 10–5. Х: 45. У: 14. Станиславский Ал–й Маркианов. 25.02.1865–1953,24.05 Протоиерей, участник Украин. Собора в 1918 г., Соборов 1917 (от Богодухова Харьк. губ.) и 1945 гг., член ВЦС, с 1917 г. настоятель моск. цц.: в Епарх. Доме, с 1920 –в Марьиной Роще, с 1935 в Новогиреево, с 1941 – в Коломенском и Черкизове, в 1945–52 ? в ц. Покрова в Лыщиковом пер. (65 л. в сане). Аполлинария Ал–др. Станская 5/18.01.1868–1958,3.7 (два белых креста на высоком постаменте от ц–ви Покрова). Поворот с Ел. алл. у памятника Перехватовым. участка–могилы: 10–10. Х: –4. У: 18. Казновецкий Анатол. Серафим. 14.02.1926–1995,19.03 протоиерей, наст, ц–ви на Соколе, благочинный, жена Мария Ник. 1929–1980 (+Понятовский и др.). участка–могилы: 11–0. Х: 2. У: 1. Часовня семьи Эрлангер (глава же их моск, рода, дирижер, похоронен недалеко от Холмогорова) 1911 г. по проекту Фед. Шехтеля, мозаика Петрова-Водкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Галатийцы, по отзыву Апостола, с таким усердием и с такой любовью принимали его, что слушали как Ангела Божия или как самого Иисуса Христа, так что готовы были, очи свои извертевши, отдать ему, если бы то было возможно ( Гал.4:14, 15 ). Но вскоре по отбытии Апостола ( Гал.1:6 ), как замечает св. Златоуст, некоторые из уверовавших иудеев, но еще державшиеся иудейства, и вместе надменные честолюбием, желая присвоить себе достоинство учителей, пришли к галатам и учили, что должно обрезываться, хранить субботы и новомесячия и не принимать Павла, все сие отвергающего; чего, напротив, не запрещают, говорили они. Петр, Иаков и Иоанн Первоверховные Апостолы и со Христом бывшие; чего и в самом деле они не возбраняли. Впрочем, они поступали так не потому, чтобы хотели защищать обычаи иудейские, но только по снисхождению к слабости уверовавших из иудеев. Но лжеучители, не открывая причин, по которым другие Апостолы делали сие снисхождение, обольщали слабых, говоря, что не должно слушать Павла: ибо он только вчера, или еще ныне явился; Петр же и сущие с ним суть первейшие Апостолы. Притом он апостольский ученик, а те Христовы; он один, а тех много и они столпы Церкви. 195 поскольку в Церкви галатийской была довольно значительная часть иудеев, привыкших к ветхозаветным обрядам и неохотно оставлявших оные, то сие лжеучение нашло между ними немалочисленных приверженцев. Простирая замыслы далее и желая всю Церковь галатийскую подчинить своему владычеству, иудействующие учители говорили, что и самого Павла видели исполняющим иудейские обряды и что он будто бы в разных местах учит различно, применяясь ко вкусу большинства слушателей ( Гал.1:10 ) в Галатии, говорили они, из угождения язычникам уверовавшим, так как их больше, проповедует свободу от закона обрядового, а в других церквах и он проповедует обрезание ( Гал.5:11 ), Таковы внушения лжеучителей, будучи поддерживаемы самими галатами, христианами из евреев, имели желаемый ими успех: весь народ воспламенился; члены галатийской Церкви стали склоняться на сторону иудействующих и на Апостола Павла стали смотреть как, на своего врага ( Гал.4:16 ). Вместе с уклонением от истины между ними начались распри и раздоры ( Гал.5:15, 16 ); все здание галатийской Церкви, по замечанию Златоуста 196 восколебалось и угрожало падением. Узнав о таком бедственном состоянии галатийской Церкви, Апостол, не умедлил уврачевать раны оной приличным посланием отвечая на все обвинения лжеучителей. § 107. Содержание и разделение

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Мнения народные о Христе были известны ученикам, и они перечисляют эти мнения в ответ на вопрос Христа. Они сказали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков». Об этих мнениях народных евангелисты сообщают и по другому поводу ( Мр. 6:14–16 , Лк. 9:7–8 ) и там перечисляются те же самые мнения. Известно из евангелия, что за воскресшего Иоанна Крестителя считал Христа Ирод Антипа ( Мф. 14:1–2 , Мр. 6:14 ). Илию ждали как предтечу Мессии на основании пророчества Малахии об явлении Илии Фесвитянина пред наступлением дня Господня, великого и страшного ( Мал. 4:5 ). Книжники говорили, что Илии надлежит придти прежде ( Мф. 17:10 , Мр. 9:11 ). Христос указывал исполнение пророчества Малахии на Иоанне Крестителе ( Мф. 11:14, 17:12–13 , Мр. 9:13 ). Об ожидании пред пришествием Христовым Иеремии или еще кого из пророков – ничего неизвестно; упоминания об Иеремии во Второй Книге Маккавейской ( 2Мак. 2:1–9, 15:12–16 , 3Ездр. 2:18 ) не дают основания к каким-либо определенным заключениям 4 . Марк и Лука опускают имя Иеремии. Были, следовательно, люди, которые считали Иисуса Христа вообще за одного из воскресших пророков, безотносительно к пришествию Мессии 5 . Подробные разыскания обо всех этих народных мнениях никакого особого богословского значения иметь не могут 6 . Когда апостолы перечислили различные мнения о Христе, распространенные в народе, Он спрашивает их: вы же за кого почитаете Меня? υμεις δε τινα με λεγετε ειναι. Самая форма вопроса показывает, что от Своих ближайших учеников и последователей Он ожидает такого мнения, которое можно противопоставить мнениям народным. «Когда Христос спрашивал о мнении народа, тогда все отвечали на Его вопрос; когда же о их собственном, то Петр, уста апостолов, всегда пламенный, глава в лике апостольском, не терпит, предупреждает и говорит: Ты Христос, Сын Бога живаго ( Мф. 16:16 ) " 7 . Сыном Божиим ученики называли Иисуса Христа и раньше: так назвал Его Нафанаил при самом своем призвании ( Ин. 1:49 ) и все бывшие в лодке после укрощения бури ( Мф. 14:33 ). Однако исповедание Христа устами ап. Петра в пределах Кесарии Филипповой сохраняет свое исключительное значение. Восклицание апостолов в лодке: αληυως υεου υιος ει – имело своим понятным источником те переживания, которые были у них как очевидцев чудесного проявления могущества Христова и Его власти даже над стихиями природы; здесь «исповедание» является ясным и сложившимся убеждением. Толкователи и комментаторы обращают внимание на то, что в ответе Петра все слова стоят с членом: о Χριστος ο υιος του υεου του ζωντος. Петр исповедал Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010