Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа. Поскольку в греческом тексте стоит один определенный артикль к обоим словам, эта фраза утверждает Божество Иисуса. 1 в познании Бога и Христа Иисуса. Тема «познания» занимает значительное место в послании; вероятно, здесь можно видеть полемику против лжеучителей и их увлечения эзотерическим тайным знанием. Петр, похоже, употребляет здесь термин «эпигносис» (познание) только применительно к основоположному и спасительному познанию Бога, приобретенному при обращении (1,3.8; 2,20). Познание Бога и Христа Иисуса связаны, поскольку Бог познается только во Христе и через Него ( Мф. 11,27 ). 1 соделались причастниками Божеского естества. Верующие не поглощены Божеством, не становятся божеством сами. Они приняли Духа Святого и стали сынами Богу ( Ин. 1,12 ; Рим. 8,9–21 ). В этом качестве они уподобляются Христу ( Рим. 8,29 ) и образ Божий в них обновляется истинной праведностью. 1:5–8 Порядок перечисленных здесь добродетелей произвольный. Петр использует здесь риторический прием, создавая нарастающий ряд перечисляемых элементов. Однако начальное и конечное звено ряда имеют особое значение. Нередко раннехристианские перечисления добродетелей начинаются с «веры» (отправной точки христианской жизни) и заканчиваются «любовью» ( Рим. 5,1–5 ; ср. 1Кор. 13 ). 1 братолюбие. Греч.: «филадельфия». Привязанность верующих друг к другу братьев и сестер в семье Божией ( 1Пет. 1,22 ; Рим. 12,10 ; Евр. 13,1 ). 1 А в ком нет сего. Петр говорит о людях, именующих себя христианами, но таковыми не являющимися (подобных лжеучителям и их последователям). Они должны бы обладать свойствами, перечисленными в ст. 5–7; на деле же этого нет. тот слеп, закрыл глаза. Петр имеет в виду умышленное нежелание видеть истину. Образ телесной слепоты часто употребляется для описания неспособности постичь духовную истину ( Ис. 42,19 ; Ин. 9,39–41 ; 2Кор. 4,4 ). 1 делать твердым ваше звание и избрание. Божие избранничество твердо и несомненно ( Еф. 1,4–6 ), но для отдельного христианина оно не сразу становится очевидным. Уверенность в призвании Божием свидетельствуется явным действием Духа Святого как внешними обстоятельствами жизни (ст. 5–7), так и внутренним удостоверением Духа в сердцах верующих ( Гал. 4,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

H. 1 Peter. N. Y., 2000. P. 658-659). Акцент в этом отрывке сделан не на личности Н., а на спасении всего его семейства, рассказ о чудесном избавлении к-рого от вод потопа в дальнейшем контексте становится «прообразом» (νττυπον) христ. таинства Крещения. Как потоп принес смерть основной массе человечества, а ковчег приуготовил спасительный исход только для 8 человек из семейства Н., так и крещение приводит к смерти верующего для греха и спасению со Христом (1 Петр 3. 20, ср.: Рим 6. 3-5). Подобно тому как потоп уничтожил старый греховный мир, крещение водой знаменует отделение спасенного человека от его прежней греховной жизни и приобщение его к новой жизни во Христе, прообразом которой выступает Н. Выражение «во время строения ковчега» (1 Петр 3. 20) по своему лексическому составу имеет параллели с Прем 14. 2 и Евр 11. 7. Глагол κατασκευζειν (строить, приготавливать) не используется по отношению к ковчегу Н. в кн. Бытие и скорее восходит в данном контексте к эллинистической лит-ре (см.: Ios. Flav. Antiq. I 3. 2 . Во 2 Петр 2. 5-6 в контексте предостережения от приобщения к учению лжепророков содержится отсылка к фигурам из кн. Бытия, Н. и Лота, поскольку оба - представители нового рода, и их истории схожи в содержательных элементах (см.: Kikawada I. M. Noah and the Ark//ABD. Vol. 4. P. 1129). Бог может как грешных ангелов, так и весь безбожный мир предать погибели за согрешения, и только Н. с семейством символизирует праведника, чье служение истине оставляет надежду на спасение. При этом Н. назван не только праведником, но именуется также «проповедником правды» (δικαιοσνης κρυκα), что может означать, исходя из контекста 2 Петр 3. 9, призыв к покаянию. Это выражение находит параллели в апокрифе «Сивиллины книги», где Бог также повелевает Н. «возвещать покаяние» (κρυξον μετνοιαν - Sib. I 129 - Collins. 2012. P. 421). Словосочетание, к-рым характеризуется жертвоприношение Н. в LXX как «приятное благоухание» (σμν εωδας - Быт 8. 21), употребляется ап. Павлом в НЗ как при описании жертвы, совершённой Христом по Божественной любви к людям (Еф 5.

http://pravenc.ru/text/Ной.html

Поскольку в основе многочисленных современных изданий лежит единственная греческая рукопись, то различие их состоит лишь в предпочтении тех или иных разночтений на основании древних переводов или научных концепций, предложении новых конъектур и степени подробности комментирования. При этом издания, остерегающиеся смелых «экспериментов» с текстом, всегда более предпочтительны. Мы выделили бы второе издание SC (с учетом Errata на с. 263) как наиболее традиционное и надежное, а также текст Курта Нидервиммера (Niederwimmer 1995, 22–35), интересный наглядным выделением (при помощи специальных сигл на полях и курсива) разных составных и композиционных частей Дидахэ. Было бы напрасным пытаться изложить здесь все проблемы, связанные с Дидахэ: по каждой главе, а иногда и по тому или иному разночтению существует целая литература. Одно лишь рассмотрение основных вопросов заняло, например, в переиздании SC 127 страниц, помимо истории текста. Поэтому заинтересованного читателя мы отсылаем к этому и другим изданиям, вышедшим сравнительно недавно, резюмирующим последние научные изыскания и снабженным специальной библиографией. Как и другие памятники раннехристианской литературы, комментированный русский перевод Дидахэ заслуживал бы отдельной объемистой книги. Здесь же укажем лишь план Дидахэ и переведем две важнейшие страницы (245–246) из общего заключения второго издания SC, отражающего научный consensus на сегодняшний день. План Дидахэ 1. «Два пути» (гл. 1–6, 1) (катехитическая часть) Вступление (1, 1) Путь жизни (1, 2–4, 14) вступление (1, 2) «евангельский отдел» (1, 3–6) заповеди (2) поведение мудреца (3, 1–6) идеал нищего (согласно Audet) (3, 7–10) отношение к братьям (4, 1–4) милостыня (4, 5–8) домашние обязанности (4, 9–11) заключение (4, 12–14) Путь смерти (5) Заключение (6, 1) и переход к следующему отделу (6, 2–3) 2. Литургическая часть (гл. 7–10) Крещение (7) Пост и молитва (8) Евхаристическая трапеза (9) Благодарственная молитва (10) 3. Экклезиологическо-дисциплинарная часть (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

И, наконец, всё изречение Христа, изложенное у Матфея и Марка в полном и литературно-округленном предложении: «истинно говорю тебе, что (Марк: «ты сегодня») в эту ночь, прежде чем петел (Марк: »дважды " ) возгласит, трижды отречешься от Меня « – фрагмент короче и ближе к разговорному простонародному языку: «петух дважды прокукаречит, и ты прежде трижды отречешься от Меня». Это текстуальное сравнение фрагмента с Матфеем и Марком представляет будто бы наглядную историю евангельского текста, его постепенное распространение и преобразование из простого, отрывочного и наивного в более полную, литературно-округленную и священно-торжественную форму. Для большей удобопонятности заключений Гарнака и наших дальнейших рассуждений приводим в буквальном переводе весь текст фрагмента (по теории – первичный) параллельно с текстом Марка (по теории – вторичная обработка) и Матвея (третичная рецензия): Фрагмент Матфей 1) После же вечери (букв, «ядения»), когда ушли, И воспев вышли на гору Елеонскую. И говорит им Иисус, И воспев вышли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: 2) Все в эту ночь соблазнитесь, что все соблазнитесь в эту ночь; Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь; 3) по написанному (некогда): Потому что написано (есть): Ибо написано (есть): 4) поражу пастыря и овцы рассеются. поражу пастыря и рассеются овцы; но после того как Я воскресну, предварю вас в Галилее. поражу пастыря и рассеются овцы стада; после же того как Я воскресну, предварю вас в Галилее. 5) Сказав Петр, (букв. слав, «сказавшу Петру») Петр же сказал Ему: Отвечав же Петр сказал ему: 6) Если и все, не я, И если все соблазнятся, но не я. Если все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. 7) сказал: И говорит ему Иисус: Сказал ему Иисус: 8) петух дважды прокукаречит и ты прежде трижды отречешься от Меня. Истинно говорю тебе, что ты сегодня в эту ночь, прежде чем дважды петел возгласит, трижды отречешься от Меня. Истинно говори тебе, в эту ночь, прежде чем петел возгласит, трижды отречешься от Меня. Но какие же данные имеем мы для того, чтобы признавать папирусный свиток, от которого уцелел рассматриваемый фрагмент, за сочинение историческое, излагавшее в последовательном порядке жизнь, учение и дела Господа? Почему не признать этот папирус за отрывок из какой-либо проповеди , послания, гармании, или другого сочинение, в котором рассматриваемая цитата из Евангелий был приведен по памяти, что нередко встречаем в произведениях древнехристианской письменности? – Гарнак не отрицает абстрактной возможности такого предположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

«Младшие повинуйтесь пастырям» ( 1Пет.5:5 ). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). Священноначалие должно почитать: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе... и почитать их преимущественно с любовью за дело их» ( 1Фес.5:12–13 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно воздавать сугубую честь» ( 1Тим.5:17 ). Грехи пастырей не уничтожают благодати священноначалия: Безгрешных нет; «если говорим. что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас». Только одни более грешны, а другие менее ( 1Ин.1:8 ). Иуда «был вор» ( Ин.12:6 ), но и ему, как всем Апостолам, даровал Господь благодать исцелений, и он действовал, доколе не предал Христа. И наши пастыри, хоть и грешны бывают, но священнодействуют благодатно, разве что продадут Христа, изменивши Православию. Тогда, конечно, теряют благодать, она лишь осуждает их ( Мф.10 ). Каиафа был отвратительным человеком, но и чрез него Дух Святый дал откровение о смерти Христовой ( Ин.11:51 ). Между ап. Павлом и Варнавой произошел спор, но они не лишились благодати апостольства ( Деян.15:36–40 ). Кроме, Тимофея, современные апостолу пастыри были корыстолюбивы, но из-за этого никто из первенствующих христиан не оставлял Православия, как теперь из-за корыстолюбия священников переходящие в секты ( Флп.2:20–21 ). Ап. Петр кривил душой и лицемерил, но от этого не лишился апостольства ( Гал.2:13 ). Священноначалие нельзя злословить: Ап. Павел признал, что даже беззаконного Иудейского первосвященника нельзя злословить ( Деян.23:5 ). Ругатели священноначалия осуждаются ( 2Пет.2:9–10 ; Иуд.1:4–8 ). Священноначалие содержится от паствы: У Христа и Апостолов был ящик, в который опускали пожертвования ( Ин.12:6 ). Многие женщины «служили Ему (Христу) имением своим» ( Лк.8:3 ). «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). «Вы... и раз, и два присылали мне на нужду» ( Флп.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Уголовное право обычно распространялось на всех, кто нарушал его (см., однако, ниже о суде над Иисусом). Гражданское же право основывалось не на территориальном принципе, а на национальной принадлежности (см. ПРИШЕЛЕЦ, ЧУЖЕЗЕМЕЦ, СТРАННИК ). Обычно человек являлся носителем законов своей страны (провинции или государства), подобно улитке, носящей раковину. Действовали ли его «собственные» законы и защищались ли его права, зависело от законов государства или провинции, где он находился. Разумеется, в Римской империи римский гражданин занимал особое положение, даже в местах, где римский закон номинально не был основным. Эти понятия служат яркими метафорами отношения христианина к путям мира сего и нехристианина к Царству Божьему. В новозаветные времена как Павел, римский гражданин ( Еф.2:19 ; Флп. 3:20 ; Гал.5:1 ), так и Петр, неримский иудей ( 1Пет.1:1 ), пользовались метафорами, основанными на гражданской принадлежности, положении странников или чужестранцев (неримских граждан, путешествовавших по империи). Гражданская принадлежность послужила основанием, на котором Понтий Пилат попытался передать дело Иисуса Ироду Агриппе, поскольку Иисус не был римским гражданином и пришел из страны, в которой гражданская власть принадлежала Агриппе ( Лк.23:6–7 ). Петр, будучи чужестранцем, писал, исходя из этого опыта ( 1Пет.1:1 ). В ходе своих путешествий Павел не раз пользовался заявлениями о своем римском гражданстве ( Деян.16:16–40; 22; 25–29 ) и, несомненно, знал преимущества «особого» гражданства. Ему удалось обратиться к кесарю ( Деян.25:11 ), и последствия этого обращения хорошо известны. Павел показывает нехристиан отчужденными от Божьей общины ( Еф.2:12, 19; 4:18 ; Кол.1:21 ), а христиан пришельцами в этом мире ( Флп.3:20 ; ср. Еф.2:19 ; 1Пет.2:9–21 ). Но даже будучи чужестранцем, человек обязан по возможности уважать законы и обычаи страны пребывания. В Ветхом Завете пришельцы должны были подчиняться иудейским религиозным требованиям, но могли также пользоваться определенными льготами, ибо сами евреи когда-то были пришельцами в Египте (напр., Исх.12:19, 48–49; 22:21; 23:9 ; Лев.19:34; 24:22 ; Чис.9:14; 15:13–16 ; Втор.24:14–15, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2) ( υκ χωρσθης) Не разлучился и тогда, Спаситель, Ты с учениками Своими, когда восшел на небеса; ибо Ты, и горняго достигший, (в тоже время) содержишь (в Своей власти) дольнее. Ибо нет ни одного места без Тебя, Невместиме; потому что, хотя (повидимому) так и бывает; (но) погибает и исчезает, и как (жалкий) Содом бывает (то место). Ибо Ты уставляешь все, над всем владычествуя. Таким образом и апостолы имели Тебя в душах своих; почему, по вознесении Твоем, они сошли тогда с горы Елеонской ликующими и глаголющими: «Скоро пошли нам Всесвятаго Духа». 3) ( πστρεφαν) Одиннадцать учеников с радостию возвратились с горы Елеонской. Священноявленный же ( εροφντης 1 Лука пишет о том, что они пошли в Иерусалим, и взошли в горницу, где и остались ( Деян. 1 гл.). И взошедши, сели там Петр и прочие из учеников, из которых Кифа, как начальствующий, сказал к ним: «любители царствия, горе имеим сердца (свои), к Обетовавпиему и Рекшему: «„Я пошлю к вам Всесвятаго Духа“.» 4) ( Τοιατα) Тогда Петр, сказав сие апостолам, подвигнул их на молитву, и став посреде их, воскликнул, говоря: «помолимся, преклоним колена, попросим; Церковию устроим сию горницу ( δωμτιον), ибо и есть и существует. ВоспоеВ Anal. Sacrä κλασωμεν и воззовем к Избавителю: „Пошли нам Дух Твой Благий, да путеводит всех в землю Твою Святую, которую Ты предуготовил песнословящим и славословящим Всесвятаго Духа“». 5) ( κοσαντες) Таким образом тотчас призванные вместе с ним собрались, как агнцы к пастырю (своему), привлеченные его словом, и в молчании говорили то, о чем молились, и простирали мольбы ко Вседержителю, имеющия (содержанием своим) следующее: «Управителю и Царю ангелов, Обладателю человеков, и (верховному) Строителю, единым мановением управляющему (всем) на земле и на море, други и рабы Твои вопиют к Тебе: Скоро пошли к нам Всесвятаго Духа.» 6) ( Πληρσαντες) Итак, скоро исполнив моления свои, они подписались на них, запечатавши их верою, и послав в небу ( νω), которыя Учитель узнал, и сказал: «Самовластный Утешителю, не по повелению, но как хощешь, снизойди; ибо Тебя ожидают уже ученики (Мои), которых Я собрал к Тебе и ко Отцу, и наставил, говоря: „Научитеся народы, проповедуя Отца, и чествуя Сына, и воспевая Всесвятаго Духа (Мф. 28:19).“»

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

67. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам  68. и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?  69. Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.  70. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.  71. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.  72. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.  73. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них; ибо и речь твоя обличает тебя.  74. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.  75. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И, вышед вон, плакал горько.  Глава 27  1. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;  2. и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату правителю.  3. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,  4. говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.  5. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.  6. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови,  7. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников.  8. Посему и называется земля та " землею крови " до сего дня.  9. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: " и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,  10. и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь " .  11. Иисус же стал пред правителем, и спросил его правитель: ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.  12. И, когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.  13. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Комментарий инокини Ксении (Чернеги), руководителя Юридической службы Московской Патриархии: Федеральный закон 327-ФЗ " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " , подписанный Президентом РФ 30 ноября 2010г., не распространяется на имущество религиозного назначения, находящее в частной собственности, поэтому на его основании религиозная организация в собственность вышеупомянутое строение получить не может. Возможно, следует поставить вопрос о применении последствий ничтожной сделки в отношении договора купли-продажи этого объекта в собственность компании, однако, в этом случае есть риск отказа в удовлетворении иска в связи с истечением срока исковой давности. Как полагает Юридическая служба Московской Патриархии, Управлению Патриархии по г. Москве следует договариваться с собственником объекта и совместно искать компромиссные варианты. В качестве таковых можно предложить, например, выкуп данного объекта в церковную собственность либо получение его в безвозмездное пользование, аренду и т.д. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Петр Паламарчук. " Сорок сороков " . М.: 1994, Т.2, с. 351-352. 2 Распоряжение Правительства Москвы от 28 июля 2005г. 1394-рп " О реконструкции с надстройкой здания многофункционального комплекса с подземной автостоянкой по адресу ул. Большая Садовая, вл. 14 стр. 6 (Центральный административный округ) " . 3 Реестровый 12-119010-5001-0012-00001-05 от 27 декабря 2005г. 4 Распоряжение Правительства Москвы от 28 июля 2005г. 1394-рп " О реконструкции с надстройкой здания многофункционального комплекса с подземной автостоянкой по адресу ул. Большая Садовая, вл. 14 стр. 6 (Центральный административный округ) " , п.п. 4.1 и 7. 5 Распоряжение Правительства Москвы от 28 марта 2011г. 210-рп «О мерах по завершению реализации инвестиционного проекта по адресу ул. Большая Садовая, вл. 14 стр. 6. 6 Письмо на имя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла 11/09-12 от 11 сентября 2012г.

http://e-vestnik.ru/society/hram_pri_kom...

Некоторые под словами: «труды плодов твоих», — разумеют труды рук и ног. Но и такое разумение подает смысл, одинаковый с вышесказанным; то есть что человек вначале делает, и каким путем ходит, то впоследствии это или облегчает его участь, или обременяет и затрудняет, как говорит Лествичник: «Усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости». А нерадящие в юности воздыхают в старости своей. 4. Как подражать Богу Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: «подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5: 1). Истинные христиане могут подражать Богу особенно исполнением следующих трех Евангельских заповедей: 1. Господь глаголет во Евангелии: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд…» «Повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Лк. 6: 36; Мф. 5: 45). Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближайшим, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений. 2. Святой апостол Петр пишет: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1: 14–16). Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть и ненависть и злопамятство также составляют нечистоту души. 3. Сказано в Евангелии от Матфея: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку, но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17: 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010