3) Сходство речи первого послания Петра с его речами в книге Деяний (например, Деян. 2:32 и Деян. 3:15 с 1Пет. 5:1 ; Деян. 3:18 с 1Пет. 1:10 и под.) указывают на то же. Святой апостол Петр, называвшийся прежде Симон и от Самого Господа наименованный Кифа (то есть Петр, что значит – камень), был сын рыбаря Ионы из Вифсаиды Галилейской ( Ин. 1:42–44 ; Мф. 4:18 и парал.), брат апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Вскоре Петр стал самым преданным учеником Господа и одним из самых довереннейших у Него. Сильный, пламенный и решительный духом, он всюду является первым между учениками Господа (ср. Мф. 10:2 и прим. и парал.) как при жизни Его с ними, так и по вознесении Его. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христом, то есть Мессиею ( Мф. 16:16 ); он первый особенно решительно действовал в распространении и утверждении Церкви по сошествии Святого Духа ( Деян.2 и далее); ему первому было откровение о принятии язычников в Церковь Христову помимо иудейства (Деян. гл. 10). Первая часть книги Деяний апостольских наполнена сказаниями преимущественно о его деятельности (гл. 1–12); но с того времени, как он, чудесно освобожденный ангелом из темницы, ушел в другое место ( Деян. 12:17 ), о нем в книге Деяний упоминается еще только один раз (при рассказе об апостольском соборе, гл. 15), и затем сведения о событиях дальнейшей его жизни заключаются в церковных преданиях (за исключением лишь немногих сведений в посланиях апостола Павла, например Гал. 1:18, 2:9 и далее), не очень, впрочем, полных, не всегда определительных и не во всем одинаковых. По этим преданиям, Петр предпринимал путешествия с проповедаю Евангелия и для утверждения Церквей по палестинскому, финикийскому и сирскому берегу Средиземного моря от Кесарии Стратоновой до Антиохии, отсюда – по Малой Азии (двукратно), потом – чрез Македонию и Ахаию – в Италию и Рим, затем – в Испанию, Карфаген, Египет, наконец – чрез Африку и Италию – в Британию и отсюда в Рим, где и принял мученическую смерть вместе с апостолом Павлом, или несколько прежде (см. Четьи-Минеи. Июнь, 29). 2. Первоначальное назначение послания, побуждение к написанию и цель

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Таких разговоров я никогда не вел, так что виновным себя в этом не признаю. – Летом 1937 года вы высказывали суждение о расстрелянных врагах народа. Заявили, что враги народа, такие как Тухачевский и другие, расстреляны как невинные и что руководители партии и правительства не поделили мягких кресел. – Разговор о расстрелянных врагах народа и о Тухачевском был, но с кем и когда, не помню. -Следствию известно, что вы систематически среди окружающего населения проводите контрреволюционную агитацию, высказываете сожаление о расстрелянных врагах народа. – В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. – Что вы еще можете сказать по данному делу? – На стороне врагов советской власти я никогда не был, политическими вопросами не занимаюсь, недовольств по отношению к советской власти не высказываю, – ответил священник. По окончании следствия отец Петр был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. 16 июля тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Священник Петр Голубев был расстрелян 3 августа 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. На следующий день после ареста священника храм, где служил отец Петр, был разграблен. Вскоре вслед за этим приехала бригада татар, которые сбросили колокола и свалили купол церкви. Примерно через год после расстрела священника председателем колхоза стал Аарон Львович Альперович. Задумав использовать кирпич храма для строительства теплиц, он приказал взорвать церковь . После взрыва храм обратился в груду щебня, в которой не было ни одного целого кирпича. ИСТОЧНИКИ: ЦИАМ. Ф. 234, оп. 1, д. 2060, л. 29–30, 366. Там же. Д. 2129, л. 9. РГИА. Ф. 831, д. 237, л. 144–145. ЦГАМО. Ф. 66, оп. 25, д. 128, л. 20. Там же. Д. 146, л. 23. ГАРФ. Ф. 10035, д. П-34713. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и был награжден Георгиевским крестом за пленение Шамиля; мать, Дафне Джапаридзе, занималась хозяйством. У И.-Г. было 7 братьев и 3 сестры. Мальчик учился в Челиагельском уч-ще при мон-ре Челиши, затем его воспитанием занимался дядя, Иване Мхеидзе, живший в Тифлисе и устроивший его секретарем к груз. писателю прав. Илии Чавчавадзе . Нек-рое время юноша учился в одном из военных уч-щ С.-Петербурга. Решающее влияние на судьбу Георгия оказала смерть принявшего постриг старшего брата Полиактра; в 1909 г. он вернулся на родину. Прочтя записи брата, Георгий узнал о его напряженной духовной жизни, о видениях святых и Пресв. Богородицы. Под впечатлением от прочитанного Георгий изменился. Родители, обеспокоенные его состоянием, писали в Тифлис старшим сыновьям: «Ваш брат сошел с ума, приезжайте скорее, поговорите с ним». Однако Георгий рассказал, что слышал глас Божий, указавший ему путь отшельника, и жертвует себя Господу. Юноша подвизался в близлежащих горах, жил в пещерах, носил мешковину. Спустя какое-то время он ушел в Мегрелию, где настоятель мон-ря Хирса (Хирсского) митр. Кутаисско-Гаенатский сщмч. Назарий (Лежава) постриг его в монахи. В 1924 г. мон-рь был закрыт, мон. Георгий переселился в Бетаниа. Его братья Петр и Иван, коммунисты (Петр занимал пост заместителя 1-го секретаря ЦК КП Грузинской ССР Л. П. Берии), были против выбора, к-рый сделал мон. Георгий, и всякий раз, когда он навещал родных, издевались над ним: один раз остригли ему полбороды, в другой - заперли в комнате с распутницей. Петр и его жена Нина были расстреляны (Петр - 10 авг. 1937, Нина - 14 февр. 1938 - АП РФ. Оп. 24. Д. 410. Л. 211; Д. 414. Л. 449); Иван, зная о предстоящем аресте, покончил с собой в 1938 г. Преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн (Мхеидзе). Фотография. 40-е гг. XX в. Преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн (Мхеидзе). Фотография. 40-е гг. XX в. И. и иером. Георгий долгое время (2-я пол. 20-х - 1-я пол. 50-х гг. XX в.) оставались единственными насельниками Бетаниа. Они жили в сарае, затем выстроили небольшой 2-этажный дом с 4 комнатами.

http://pravenc.ru/text/471219.html

«Следовал за Иисусом Симон Петр и другой ученик. Ученик же тот был известен первосвященнику и вошел вместе с Иисусом во двор первосвященника» (18:15). Первым во двор первосвященника вошёл Иоанн. Мы не знаем, откуда ближайший ученик Иисуса Христа так хорошо был знаком первосвященнику, а стало быть, и привратнице, что никто не воспрепятствовал ему войти. Только благодаря этому ученику, а не вместе с толпой, которая вела Иисуса Христа, как можно было бы заключить из синоптиков, Пётр смог войти во двор первосвященника: А Петр стоял у двери снаружи. Вышел Тогда тот ученик, другой, известный первосвященнику, и сказал привратнице и ввел Петра» (18:16). Перед служанкой, которая впустила его, он произнёс своё первое отречение. Войдя во двор, Пётр подошёл к костру и стал греться. Кто–то из присутствующих узнал его и спросил: «..Ты не из учеников ли Его?» Но он отпирается и отвечает: «Нет». «Говорит один из рабов первосвященника, родственник того, кому Петр отсек ухо: не я ли тебя видел в саду с Ним? Тогда снова отрекся Петр, и тотчас пропел петух» (18:26 – 27). Повторное указание евангелиста на поведение Петра при аресте Учителя противопоставляет его бесстрашие перед вооружённой толпой в Гефсиманском саду малодушию, проявленному во Дворе первосвященника. Опознание Петра и его отречения происходят в четвёртом Евангелии на фоне интереса Анны к ученикам Иисуса Христа. Иисус перед Пилатом Последующий рассказ о суде Пилата образует смысловой центр всего повествования о Страстях и составляет половину от этого текста 220 . Он состоит из семи сцен, происходящих по очереди вне и внутри претории: 1) Дознание (18:29 221 – 32); 2) Первый допрос (18:33 222 – 38а); ) Христос или Варавва? (18:38б 223 – 40); 4) Бичевание и терновый венец (19:1 – 3); 5) «Се Человек» (19:4 224 – 8); 6) Второй допрос (19:9 225 – 12); 7) Приговор (19:13 226 – 16). В них Пилат, после принятия очередного решения, выходит к толпе, собравшейся во дворе, а затем возвращается во дворец, чтобы допросить Иисуса. Они образуют единое целое, центром которого является возложение на Иисуса венца и одеяние Его в багряницу. Благодаря такой композиции евангелист показывает борьбу в душе прокуратора: на одной чаше весов – его убеждённость, что Иисус Христос невиновен, на другой – давление извне, вынуждающее его вынести приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

В третьем отречении Петр к клятве прибавляет божбу, завершая полноту отступления: «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека» (Мф. 26: 74). И последний вопрос Сына Божия звучит как приговор, столь опечаливший Первоверховного: «Σμων Ιων, φιλες με?» (Ин. 21: 17). Согласно святым отцам, покаяние должно соответствовать степени совершенного греха. Возвращение ко греху свидетельствует о неполноте покаяния. В рассмотренном евангельском отрывке мы видим, как Господь помогает отрекшемуся апостолу окончательно избавиться от той слабости, которая привела его к богоотступничеству. Вопросы, обращенные Спасителем к Петру, приводят последнего к целительному сокрушению, по сути повторяя ступени его отступления. К этому можно добавить, что Господь не спрашивает Петра о любви к Себе наедине. Он делает это принародно, так что и сам Петр вынужден отвечать в присутствии других. Апостол Петр отрекся от Христа публично, поэтому и его признание в любви ко Господу должно совершиться в присутствии других У святых отцов можно найти мысль о том, что покаяние должно соответствовать не только степени, но образу греха. Если мы оскорбили кого-то словом, наше покаяние должно включать словесное извинение перед оскорбленным. Если мы принесли кому-то материальный убыток, то наше покаяние будет неполным без попытки компенсировать нанесенный ущерб. Если наш грех заключается в дурных мыслях о ком-нибудь, то и каяться нужно мысленно (кроме, естественно, Таинства исповеди). Апостол Петр отрекся от Христа публично, поэтому и его признание в любви ко Господу должно совершиться в присутствии других. В нашем разборе евангельского диалога не было ничего замечено ни об ответе Петра, ни о призыве Господа, ни о многом другом, но, думается, и то, что сказано, может послужить к нашей пользе. В остальном же попытаемся оправдаться словами самого евангелиста: «Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). Рейтинг: 9.9 Голосов: 1536 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/94712.html

Рейтинг: 10 Голосов: 1373 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 P.S.  Дорогие читатели, мы продолжаем инициативу по оказанию помощи косовским сербам и храмам и монастырям Косово и Метохии. Если вы хотите и можете оказать помощь, вот номер карты Сбербанка, на которую можно перечислить пожертвование: 5469017709235086 (Петр Михайлович Д., обязательна пометка: «Помощь Косово»).  Армия освобождения Косова (алб. Ushtria Çlirimtare e Kosovës – UÇK). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Петр 21 января 2021, 08:21 Спаси вас Господь, дорогие Наталья Нафигулловна, Любовь Михайловна, Алексей Геннадьевич, Елена Владимировна, Элина Анатольевна, Анна Николаевна, Марина Сергеевна, Евгений Михайлович, Татьяна Алексеевна, Инна Александровна, Ирина Александровна, Галина Петровна, Елена Григорьевна, Наталья Анатольевна, Елена Николаевна, Алексей Анатольевич, Инга Вилордиевна, Лариса Грачиковна, Елена Евгеньевна, Юлия Борисовна, Николай Владимирович, Ростислав, Игорь Анатольевич, Владимир Валерьевич, Валерий Викторович, Максим Эдуардович, Светлана Юрьевна, Татьяна Николаевна, Ольга Александровна, Константин Рамильевич. Молимся и благодарим вас. Петр 17 января 2021, 08:07 Благодарим и молимся о вас, дорогие Иван, Роман, Ирина, Ольга, Игорь, Дмитрий, Сергей, Мария, Анатолий, Сергей, Дмитрий, Елена, Ольга, Вероника, Игорь, Владимир, Алексей, Елена, Светлана, Павел, Юлия, Татьяна, Мария, Антон, Алексей, Оксана, Анна, Ирина, Георгий, Лариса, Иван, Дмитрий, Светлана, Александр, Лидия, Инна, Алексей, Марина, Андрей, Денис, Ирина, Александр, Ольга, Ольга, Андрей, Наталья, Юлия, Сергей, Любовь, Надежда, Антон, Ирина, Петр, Наталья, Андрей, Константин, Илья, Эдуард, Дарья, Марина, Ольга, Роберт, Георгий, Лариса, Борис, Андрей, Денис, Гавриил, Виталий и все неравнодушные братья и сестры. Спаси вас Господь! Наталья Богоявленская 13 января 2021, 20:23 Дарья, не осуждайте, пожалуйста. Мы с вами ничего не знаем о тех людях, о которых вы пишете, кроме того, что сейчас всем сербам тяжело. Правильнее будет помолиться о них и взглянуть на себя. Простите меня. Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего Драголюба.

http://pravoslavie.ru/136668.html

Эта «легализация» обещала облегчить бесправное положение Церкви, но требовала принятия митрополитом Петром ряда условий, как то: 1) издание декларации определенного содержания; 2) исключение из числа управляющих неугодных власти епископов, т.е. устранения их от церковной жизни; 3) осуждения заграничных епископов; 4)    в дальнейшем определенный контакт в деятельности с правительством в лице Тучкова. За это обещалось официальное оформление управления и неприкосновенность тех епископов, кои будут назначены на епархии по соглашению с властью. Предлагая митрополиту Петру свои условия в момент, когда ему угрожала уже личная непосредственная опасность, правительство безусловно рассчитывало, что, желая сохранить свободу и спасти себя от грядущих испытаний, митрополит Петр пойдет невольно на уступки. Однако, пренебрегая всеми личными соображениями, митрополит Петр решительно отказался от предложенных ему условий и, в частности, отказался и подписать предложенный Тучковым текст декларации. Летом 1925 г. комиссар по церковным делам Тучков хотел самочинно сделать местоблюстителем митрополита Агафангела, а митрополита Петра послать в Ярославль. Местоблюститель на это ответил: я охотно передам власть митрополиту Агафангелу, так как он кандидат на местоблюстительство прежде меня, но сам останусь митрополитом Крутицким, так как не дело гражданской власти вмешиваться в дела чисто церковные. Это было сказано с такой твердостью, что Тучков оставил свое намерение до 1927 г., когда митрополит Сергий и подчинил внутреннюю свободу Церкви богоборной власти, признал ее власть и компетенцию в чисто церковных делах. Не долго управлял местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр. Он уже твердо знал, что никакие уступки с его стороны не могут подкупить власти. Власть все берет и ничего не дает. Поэтому разные предложения агента власти митрополит прямо отвергал и даже выпроваживал его из своих покоев с такими словами: «вы все лжете; ничего не дадите, а только обещаете; а теперь потрудитесь оставить комнату, у нас будет заседание». Такое свое отстранение от церковных дел озлобленный враг не долго мог терпеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Сопоставление языка этого послания и высказываний Петра в Деян. обнаруживает использование сходной лексики: «благочестие» ( 2Пет. 1:6 ; Деян. 3:12 ), «беззаконные» ( 2Пет. 2:8 ; Деян. 2:23 ), «принявшим», «получившим» ( 2Пет. 1:1 ; Деян. 1:17 ). Сходная фразеология отмечается также во 2Пет. 2:13,15 («возмездие за беззаконие», «мзда неправедная») и в Деян. 1:18 («неправедная мзда»). Оба текста – 2Пет. 3:10 и Деян. 2:20 – восходят к ветхозаветному образу «дня Господня» ( Иоил. 2:31 ). Более поздние исследования показали, что возражения против авторства Петра, основанные на анализе языка, не имеют под собой веских оснований (более детально этот вопрос рассматривается в работе: Е. М. В. Green, 2 Peter and Jude [IVP, rev. edn. 1987], p. 16–19). Во–вторых, свое сомнение в авторстве послания некоторые исследователи основывают на том, что раннехристианская церковь с некоторыми колебаниями включила его в новозаветный канон. Но факт его включения снимает сомнения, и это произошло в то время, когда гностики распространяли фиктивное послание Петра, что было твердо установлено. В–третьих, вследствие того что во 2 Пет. содержится весть Послания Иуды почти в полном виде, многие предположили, что Иуд. представляет собой более раннее послание. А если бы Петр написал свое послание ранее, то Иуде незачем было бы писать свое. Однако, по мнению этих исследователей, такой выдающийся апостол, как Петр, не мог бы использовать материал брата Господа, который поверил в Него лишь после Его воскресения (см.: Мк. 6:3 ; Ин. 7:5 ). Этот аргумент малоубедителен. Иуда вполне мог использовать послание Петра, чтобы передать его весть церквам, которые не получили ее; также нет оснований утверждать, что Петр не должен был использовать другой источник. И он, и Иуда могли брать любой материал, где речь шла о борьбе с лжеучителями. В–четвертых, некоторые исследователи приводят доводы против того, что 2 Пет. несет на себе свидетельство более поздней даты. Фактически, семена лжеучения, против которого направлено это послание, были уже заложены, коль скоро речь зашла об этом лжеучении в Колоссах ( Кол. 2:18 ), а его нравственные корни тесно ассоциируются с Коринфом ( 1Кор. 5: 6:12–20 ). С другой стороны, учение во 2 Пет. о Втором пришествии Христа отражает (вместе с 1 Пет.) надежду на Его пришествие, которая была в раннехристианской церкви. Благочестивые люди с нетерпением ожидают это событие (3:12), и только насмешники («наглые ругатели» – 3:4) пытаются отрицать его. Это учение призывает здесь, как и в Первом послании, к святой жизни (ср.: 3:11–14 с 1Пет. 1:7,13,17; 4:7,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Вообще камень понимался как знак силы, а священные камни – как образы Христа, Который у Отцов Церкви и отождествляется с жертвенником. Причем, сравнение Мессии с камнем очень устойчивое, начиная с пророка Давида: «Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла» (Пс. 117: 22). «Христос становится краеугольным Камнем, т.е. основанием здания или, что вероятнее, главою угла, т.е. замком свода (Мф. 21: 42; Деян. 4: 11; 1 Петр. 2: 4,7). Он обеспечивает таким образом связность святого храма; в Нем созидается и возрастает жилище Божие (Еф. 2:20). Согласно другой метафоре, Христос – непоколебимый Камень (Ис. 28: 16; Рим. 9: 33; 1 Кор. 3: 11; 1 Петр. 2: 6), на который можно опереться с верою, так что верующие, словно живые камни, включаются в строение дома духовного (1 Петр. 2: 5; Еф. 2: 21)». Скала, из которой Моисей извел источник, по мнению ап. Павла, означает Христа (1 Кор. 10: 4). Примечательно, что семасиология соотносит слово «камень» со значением «вода, мокрый». И будет общим местом, если подчеркнуть переименование Симона в Петра – в камень, на котором Основатель построил Церковь. В то же время, Христос остается камнем преткновения для гордых, скалой соблазна и камнем, сокрушающим врагов христианства: «Всякий, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит в прах» (Лк. 20: 17). Как видим, сопоставление живого и неодушевленного в Библии настолько типично, что, наверное, поэтому на данную тему никто из исследователей не писал отдельно. Во всяком случае, наши старания обнаружить чей-либо труд не увенчались успехом. Но такая работа необходима, хотя бы по причине возникновения следующих вопросов: «Какие святые неодушевленные предметы признавал Христос и учил, как им надо поклоняться? В каких документах об этом можно прочесть? Если этого нет, то кто главнее, мессия или его последователи, установившие правила почитания неодушевленных предметов? И чего Христос не договорил, что именно только после его смерти, в нашем мире, надо почитать предметы, которые при Его жизни почитали язычники? Почему при жизни мессии этого нельзя было делать, а после убийства его иудеями - хоть трава не расти?» .

http://pravoslavie.ru/126.html

Иероним правильно замечает, что Спаситель не завидует тому, что Его ученики и рабы будут владеть силами, которые принадлежат Ему Самому. И как Он Сам исцелял всякую болезнь и немощь, так и ученикам передал эту власть. Но существует большое расстояние между словами «иметь» и «раздавать», «дарить» и «получать» и обозначаемыми в них действиями. Мф.10:2 .  Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, (Ср. Мк.3:16–17 ; Лк.6:13–15 ; Деян.1:13 ). При толковании этого стиха следует, во-первых, иметь в виду его связь с остальными стихами, где говорится об апостолах, т.е. с 3-м и 4-м, во-вторых, специальный смысл только 2-го стиха. 1. У нас имеются четыре списка апостолов, три у синоптиков и один в Деяниях. Первое наблюдение, которое мы можем сделать, рассматривая эти списки, заклю­чается в том, что все они различны. Это яснее будет видно из следующей таблицы: Мф.10:2–4 Симон Петр Симон Петр Симон Петр Андрей Андрей Андрей Андрей Филипп Филипп Филипп Филипп Варфоломей Варфоломей Варфоломей Матфей Матфей Варфоломей Матфей Матфей Иаков Алфеев Иаков Алфеев Иаков Алфеев Иаков Алфеев Леввей Фаддей Симон Зилот Симон Зилот  Симон Кананит   Симон Кананит   Иуда Иаковлев   Иуда Иаковлев  Иуда Искариот Иуда Искариот Иуда Искариот Матфий Не подлежит никакому сомнению, что Симон есть одно и то же лицо с Петром. Он поставляется во всех четырех списках на первом месте (но в Деяниях не называется Симоном), Филипп везде на пятом, Иаков Алфеев на девятом, а Иуда Искариот (замененный в Деян.1:26 Матфием) на последнем. Эти лица служат как бы разделителями апостольских списков на три «кватерниона», по четыре лица в каждом. Некоторые лица в списках хотя и называются по-разному, должны быть тождественны, потому что если принять, что здесь поименованы разными именами разные же лица, то это не будет согласно с прямыми показаниями синоптиков, что апостолов было «двенадцать», молчаливым признанием в Деян.1:13 со стороны писателя Деяний той же истины и ясным в Деян.1:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010