Итак, несомненно, «само тело Христово, — как говорит святой Кирилл Иерусалимский, — было животворно, ибо было храмом и жилищем Бога Слова…». Потому-то и мы в настоящее время соединяемся с Божеством Христа, вкушая Его Тело и Кровь во оставление грехов и в жизнь вечную в Таинстве Евхаристии.      Но Христос есть глава обновленного человечества. Чрез Его воплощение Божество соединилось со всей человеческой природой, со всем родом человеческим, а потому люди, достойные стать храмом Божиим, делаются до некоторой степени причастниками и Божественной Его славы (см.: 1 Кор. 3, 16). Святой Григорий Богослов говорит: «Ум человека подобен зеркалу. Если он обращен к Богу, то и тело, это зеркало зеркала, подчиняясь уму, носит в себе отблеск его Божественной красоты». Бог, по словам Иоанна Дамаскина, чрез ум вселяется в тела святых. Если святой апостол Павел тело каждого христианина именовал храмом живущего в нем Духа Божия (см.: 1 Кор. 6, 19), действия Которого могут быть в обыкновенных людях более или менее сокровенными, то в святых эти действия могут проявляться с особенно разительною силою… «Как огонь входит во все поры раскаленного железа, — говорит преподобный Макарий Египетский, — так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого. Но это не воплощение и по существу, и по силе облагодатствования. Во Христе при двух естествах (Божеском и человеческом) единая ипостась Божеская; в святых же сохраняется человеческая ипостась… Христос — плотоносный Бог, а святые — богоносные или духоносные люди» (Преподобный Макарий Египетский). Вследствие же такого тесного соединения с Богом святые становятся носителями чудотворной силы, действующей чрез посредство их тела. Кто заключил небо при Илье Пророке? Бог, в нем обитавший. Чьей силою Моисей разделил Чермное море, простерши над ним жезл свой? Силою Божиею, ему присущею. Тою же чудодейственною Божескою силою пророк Елисей воскресил умершего мальчика (см.: 4 Цар. 4, 34-35), апостол Петр исцелил хромого от рождения (см.: Деян. 3, 6-8), восставил расслабленного Енея, восемь лет прикованного к одру болезни, и все это именем и силою Иисуса Христа (см.: Деян. 9, 33-34). И эта сила Христова до того присуща была святому апостолу Петру, что даже и тень его, осенявшая болящих, чудодейственно исцеляла их от болезней (см.: Деян. 5, 15).

http://pravmir.ru/pochitanie-svyatyx-mos...

   Заповедь сия касается тех, которые стараются исполнять заповедь Божию напоказ людям, чтобы удовлетворить страсти человекоугодия. Ибо о том, что заповедь Господня, исполненная в славу Божию, естественным образом не может укрыться от боголюбцев, Господь Сам объявил, сказав: не может град укрытися верху горы стоя, ниже возжигают светильника и поставляют его под спудом, и т.д. (Мф. 5:14—15). Толкование св. Василия Великого на 31-й ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея     Творения свв. отцов.     Тв. св. Василия ВеликогоПоелику Господь повелевает не заботиться о том, что ямы, или что пиемы, или чим одеждемся; то до чего простирается сия заповедь или как в точности выполняется?    Заповедь сия, как и всякая другая, простирается даже до смерти; потому что Господь послушлив был даже до смерти. Выполняется же она при уповании на Бога. Ибо Господь, запретив заботиться, присовокупил обетование, говоря: весть бо Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде, нежели попросите у Него (Мф. 6:32). Таков был апостол, который говорит: осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога, восставляющаго мертвые (2 Кор. 1:9), то есть по душевной решимости и готовности ежедневно умирал я, но был соблюдаем Божиим благоволением. Потому с дерзновением говорил: яко умирающе, и се живи есмы (2 Кор. 6:9). Решимости таковой способствует пламенное рвение и ненасытимое вожделение исполнять заповеди Господни; обладаемый сим желанием не имеет и досуга рассеиваться попечением о потребностях телесных. Толкование св. Василия Великого на 34-й ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея     Творения свв. отцов.     Тв. св. Василия Великого Поелику есть Господня заповедь: не пецытеся на утрей (ст. 34), то как здраво разуметь сию заповедь, ибо видим, что много у нас попечения о потребном на нужды, даже запасаем и то, чего достаточно было бы и на более долгое время? Кто принял учение Господа, сказавшего: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и не сомневается в истине обетований Того, Кто присовокупил: и сия вся приложатся вам (ст. 33); тот не приводит в бездействие душу житейскими заботами которые подавляют слово и делают его бесплодным (Мф. 13:22); но, подвизаясь добрым подвигом благоугождения Богу, верует Господу, сказавшему: Достоин есть делатель пищи своей (Мф. 10:10), и нимало не беспокоится о ней; работает же и заботится не ради самого себя, но ради Христовой заповеди, как показал и научил апостол, сказав: вся сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступати немощным (Деян. 20:35), ибо заботиться ради самого себя значит обвинять себя в самолюбии; а заботиться и работать ради заповеди значит приобретать похвалу за христолюбивое и братолюбивое расположение (там же).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 19 нояб., 10 окт. - в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), игум. киево-печерский. Сведения о В. находятся в Житии прп. Феодосия Печерского, в Киево-Печерском Патерике и в вошедшей в ПВЛ (под 1051 г.) повести «Что ради прозвася Печерский монастырь». Основание кн. Изяславом Ярославичем Димитриевского мон-ря и постановление игуменом прп. Варлаама. Радзивиловская летопись. XV в. Л. 92 об. (БАН. 34.5.30) Основание кн. Изяславом Ярославичем Димитриевского мон-ря и постановление игуменом прп. Варлаама. Радзивиловская летопись. XV в. Л. 92 об. (БАН. 34.5.30) В. был сыном боярина Иоанна, состоявшего на службе у киевского кн. Изяслава Ярославича (1054-1078, с перерывами). В поздней печерской традиции, нашедшей отражение в печатных патериках и близких им текстах (Патерик, или Отечник Печерский. Л. 91 об.), Иоанн отождествлялся с Яном Вышатичем, киевским тысяцким в 1089 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208), к-рый к тому же считался внуком новгородского посадника Остромира, т. е. кровным родичем княжеской династии. Однако это отождествление, вошедшее и в научную историографию (см., напр.: Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 63-64), едва ли состоятельно по хронологическим соображениям, излагаемым ниже. Будучи молодым, но уже женатым человеком, В. познакомился с прп. Антонием Печерским Печерским, стал часто приходить к нему для беседы и со временем решился поселиться вместе с ним в пещере. Прп. Антоний принял В., поручив прп. Никону Великому , имевшему сан священника, совершить над В. монашеский постриг (впрочем, не без предостережения о возможных последствиях - вероятно, крутой нрав боярина Иоанна был достаточно известен в Киеве). Вскоре в Печерском мон-ре с именем Ефрем принял постриг любимый княжеский управляющий. Разгневанный Изяслав Ярославич приказал привести к себе прп. Никона и велел ему расстричь своих приближенных, угрожая в противном случае разорить мон-рь. Преподобный отказался со словами: «Несть лепо отвратити воинь от Царя Небеснаго» ( Абрамович. С. 33-34). Гнев князя укротила его жена, дочь польск. кор. Мешко II (1025-1034, с перерывом), к-рая напомнила ему, что конфликт польск. кн. Болеслава I с монашеством привел к большим бедам (имеется в виду временный распад Древнепольского гос-ва в сер. 30-х гг. XI в.). Тогда попытку возвратить сына силой сделал отец В. Он со своими слугами напал на пещеру, выволок оттуда юного подвижника и насильно доставил домой, в Киев. Однако стойкое сопротивление юноши заставило Иоанна смириться и отпустить сына назад в пещеру.

http://pravenc.ru/text/154149.html

Различие это, однако, можно разглядеть лишь на фоне того, что составляло идейную преемственность между ними, в частности, на фоне общей для Хомякова и Новоселова убежденности в том, что христианином можно быть только в Церкви 23 . У современников Хомякова, возражавших против этого тезиса о невозможности христианства без Церкви, то есть неотделимости веры от нее, возникал, судя по ответу им Хомякова, следующий вопрос: как может пребывание в Церкви, то есть в единстве с другими христианами, дать человеку что-либо сверх того, что он мог бы и в индивидуальном порядке получить от Бога? В ответ на подразумевающееся в этом вопросе возражение, Хомяков выдвигает свою идею Церкви как организма: «Песчинка действительно не получает нового бытия от груды, в которую забросил ее случай: таков человек в протестантстве. Кирпич, уложенный в стене, не претерпевает порчи и не приобретает совершенства от места, назначенного ему наугольником каменщика: таков человек в романизме. Но всякая частица вещества, усвоенная живым телом, делается неотъемлемою частью его организма и сама получает от него новый смысл и новую жизнь: таков человек в Церкви, в Теле Христовом, органическое начало которого есть любовь » 24 .Для Хомякова тело Христово включает лишь тех, кто был так преображен: «Дается же благодать и непокорным, не пользующимся ею (зарывающим талант), но они не в Церкви» 25 . Уже у Климента Александрийского (который, возможно, мог повлиять на Хомякова через католического богослова и патролога Иоганна Мёлера) 26 можно найти такого рода различение. Климент, сколько мне известно – самый ранний автор, явным образом отождествивший Церковь как Тело Христово (Кол. 1.24) с Его Телом, преподаваемым в Евхаристии (ср. 1 Кор.10.17). Существенно, что евхаристический хлеб у Климента – это плоть воскресшего Христа 27 , то есть Его « духовное» Тело 28 . Приложение Климентом к Церкви определения «духовная» 29 может показаться неявным свидетельством того, что для него существует и какая-то иная (не духовная) Церковь. Однако более вероятно, что для Климента верно противоположное: в качестве «духовного тела» Божьего Логоса Церковь включает в себя только «смешанных со Святым Духом» 30 , но не тех, кто является христианами только номинально 31 . Климент, правда, утверждает и то, что «лишь принявшие омовение» но не «очистившиеся от страстей души путем «гнозиса» 32 , являются «в чем-то подобными телесным частям святого тела», которого они причащаются 33 . Однако он тут же уточняет – на основании 1 Кор. 6.16,18 – что те, кто так согрешают против мистического Тела, ставшего их собственным, тем самым становятся « иным телом» 34 , и имеют иное упование 35 , чем те, что принадлежат к «духовному и святому хору» 36 истинного Израиля, которым суждено узреть Бога 37 и обрести в Нем упокоение 38 . Таким образом, для Климента, как и для Хомякова, мистическое Тело Христово – это Церковь во всей её полноте, к которой те, кто являются христианами лишь номинально, просто не относятся.

http://bogoslov.ru/article/2957641

24 Awa щара дда waha гази wu мрьве к кор бу кьрьн у готьне: «Бр Xwдe р’аст беж! м заньн к w Мрьва гнк’ар ». 25 wu ль wah вгр’анд у гот: «з ньзаньм w гнк’ар , йан на, ле з т’не тьштки заньм к з кор бум у ньа дьбиньм». 26 Диса жь wu пьрсин: «wu чь т кьр? Ч’’вед т чawa вкьрьн?» 27 wu ль wah вгр’анд у гот: «Мьн ежа wp’a гот, ле w гдари нкьр. Чьма ун дьxwaзьh диса бьбьен? Дьб к ун жи дьxwaзьh бьбьн шагьртед Wu?» 28 Waha w бермт кьр у готьн: «Т йи шагьрте Wu, ле м шагьртед Муса н! 29 м заньн к Xwдe т’ви Муса хбр дай, ле бона Ви м ньзаньн к w жь к’ й!» 30 ви мрьви ль wah вгр’анд у гот: «ма в ’щеба гьран, к ун ньзаньн w жь к’ й, ле Wu ч’’вед мьн вкьрьн. 31 м заньн к Xwдe днге гнк’ара набье. Ле гр мрьвк xwдehac у xwcmьha Wu дьк, Xwдe днге wu дьбье. 32 е бреда т’ щара qm натий бьистьне, к йки ч’’вед мрьвки зькмакийеда кор вкьрьбьн. 33 гр ва Мрьва жь Xwдeдa нибуйа Wu нькарьбу т’ тьшт бькьра». 34 Щаба wu дан у готьн: «Т срда-педа нав гнада дьне к’ти йи у м ин дьки?» У w жь к’ьниште дрхьстьн др. Корбуна р’’ани 35 Гава Иса бьист к w дрхьстьн др, w дит у жер’а гот: «Т бawpuйa xw Кр’е Мерьв тини?» 36 wu пьрси у готе: «з хлам, w К’и й, wku з бawpuйa xw Wu биньм?» 37 Иса жер’а гот: «Т w дит у w Йе к ньа т’ви т хбр дьд». 38 wu гот: «Хдан, з бawp дькьм!» у бр Wu та бу. 39 Иса гот: «з бона дuwahkьpьhe атьм ве дьнйайе, wku йед к набиньн бьбиньн у йед к дьбиньн кор бьн». 40 ьнк жь ферьсийа ль wьp азьр бун, гава в йк бьистьн, жер’а готьн: «Чьма м жи кор ьн?» 41 Иса гот wah: «гр ун кор буна, гнед wйe т’нбуна. Ле ньа ун к дьбежьн: ‹м дьбиньн›, дьдьн к’ьфше к ун нава гнед xwдa дьминьн. 10 Шьван у пзед wu 1 з р’аст бе хельф wp’a дьбежьм, we к дерир’а нак’в ахьле пез, ле щики дьнр’а дьк’ве, w дьз у qaчax . 2 Ле we к дерир’а дьк’ве, w шьване пез . 3 Дргван дри ль бр вдьк, пз днге wu дьбье у w бь нава гази пзед xw дьк у wah дрдьх дрва. 4 Гава w пзед xw гьшки дрдьх, пешийе дьк’в у пз жи пй wu дьч, чьмки днге wu нас дькьн. 5 w т’ щар пй йки хриб начьн, ле жь wu дьр’вьн, чьмки днге йе хриб нас накьн».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Иса щара сьсийа дpqa мьрьна Xwдa дьбеж (Мтта 20:17-19; Лyqa 18:31-34) 32 Awa w ль ср р’е бун у враз дьчун Оршлиме, Иса ль пешийа wah дьчу, шагьрт ’щебмайи дьман у weд ль пй дьатьн дьтьрсийан. wu диса р донзд дан алики у дстпекьр w тьштед к we сре Wu бьqwьмuйaha wahp’a гот: 33 «Бьбьен! м враз дьчьн Оршлиме. Кр’е Мерьв we бьк’в дсте сркед к’аина у qahyhзaha. we жер’а кштьне дрхьн у Wu бьдьн дсте нщьуйа ф 34 у we qpфe xw ль Wu бькьн, т’укьне, бьдьн бр qaмчuйa, Wu бькжьн. У р’ожа сьсийа we жь мьрьне р’аб». Xwcmьha Aqyб у Йу’нна (Мтта 20:20-28) 35 ьнге кр’ед Збди, Aqyб у Йу’нна незики Иса бун у готьне: «Дрсдар, м дьxwaзьh wku м жь Т чь иви кьн, Т бона м бьки». 36 wu жи жь wah пьрси: «ун чь дьxwaзьh к з бона w бькьм?» 37 Wah жер’а гот: «Изьне бьд к р’умта Тда жь м йк ль мьле Тйи р’асте, йе дьн жи ль мьле Тйи ч’пе р’уне». 38 Иса wahp’a гот: «ун ньзаньн чь дьxwaзьh. Гло ун дькарьн жь we к’асе bxwьh, йа к зе bxwьм? Йан жи бь we ньхмандьне бен ньхмандьне бь к’ижане зе бем ньхмандьне?» 39 Waha жер’а гот: «м дькарьн». Иса wahp’a гот: «Бле уне bxwьh жь we к’аса к зе bxwьм у бен ньхмандьне бь we ньхмандьна к зе пе бем ньхмандьне, 40 ле изьна ль мьле Мьни ч’п у р’асте р’уньштьне н дсте Мьнда й. w щи бона wah ьн, к’ижанар’а атьн азьркьрьне». 41 Гава р д шагьртед дьн в йк бьист, дьле wah жь Aqyб у Йу’нна ма. 42 Ле Иса w гази щм Xw кьрьн у гот: «ун заньн йед к нав мьлтада ф cpwep тен ’сабе, срдстийе ль wah дькьн у гьргьред wah жи ’кми ср wah дькьн. 43 Ле нава wдa бьра са ниб. К’и к нава wдa дьxwaз бьб йе мзьн, грке бьб брдстийе w. 44 У к’и к нава wдa дьxwaз бьб пеш, грке бьб хламе ’муйа. 45 Чьмки Кр’е ф Мерьв жи натий к жер’а брдстийе бькьн, ле wku w Xwxa брдстийе бьк у ’мьре Xw бьд к глка бьк’ьр’». Иса п’арскьрки кор бажаре риайеда qhщ дьк (Мтта 20:29-34; Лyqa 18:35-43) 46 Паше w атьн риайе. Гава Иса т’ви шагьртед Xw у ’лалтк гьранва жь бажер дрк’т, Кр’е Тимйо, Бартимйойе кор ль ср р’е р’уньштьбу п’арс дькьр. 47 Гава бьист к Исайе Ньсрте дрбаз дьб, дстпекьр кьр qup’uh у гот: «Исайе Кр’е ф Дawьд, ль мьн wp р’’ме!» 48 Глка ль wu ьлат, wku днге xw бьбьр’, ле wu е дькьр qup’uh у дьгот: «Кр’е Дawьд, ль мьн wp р’’ме!» 49 Иса скьни у гот: «Гази wu кьн». Гази йе кор кьрьн у wup’a готьн: «Ч’’ве т р’оньк! Р’аб ср xw, гази т дьк». 50 wu жи п’оте xw авит, банзда ср xw у ат щм Иса. 51 Иса же пьрси: «Т чь жь Мьн дьxwaзu к з бона т бькьм?» Йе кор жер’а гот: «Дрсдар, дьxwaзьм ч’’вед мьн бьбиньн». 52 У Иса жер’а гот: «р’, бawpuйa т т qhщ кьри». У wu чахи ч’’вед wu дитьн, да пй Иса чу. 11

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Мф 6, 6-13)   О поведении христианина К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. (Гал 5, 13–25) Все мне позволительно… но ничто не должно обладать мною. (I Кор 6, 12) Все мне позволительно… но не все назидает» (1 Кор 10, 23) . «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот (второго пришествия Христа) не постиг вас внезапно. (Лк 21, 34) Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. (I Кор 15, 33)   О Воскресении Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

3: 12). Покрывало на лице Моисея превращается в покрывало на лицах самих иудеев - слушая слово Закона, они не видят подлинной славы стоящего за ним образа святости, потому что им неизвестна свобода, пребывающая там же, где Дух (2 Кор. 3: 17) . Но христиане не просто видят эту славу, а преображаются «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3: 18). Предмет речи апостола в этой части второго послания к Коринфянам далеко выходит за рамки проблемы отношений между учением Моисея, иудаизмом и христианством. Речь идет о самой возможности святости для человека. В Библии человек мог видеть славу Бога, мог даже нести ее на себе. Но может ли он преображаться в нее? Ответ на этот вопрос имел только смутные начатки решения в понятии «образа» (εκν), по которому человек создан (Быт. 1: 26), и в таинственном изречении «Я сказал: вы - боги» (Пс. 81: 6; сравн. Ин. 10: 34). Именно в эту тему апостол Павел раскрывает свое «благовествование» как проповедь света. Принять проповедь может лишь тот, кто имеет веру, так как у неверующих «бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4: 4). Итак, христианская вера есть вера в действительность этой «славы». Павел подчеркивает, что апостолы проповедуют не самих себя (2 Кор. 4: 5). И в подтверждение этого он замечает, что «слава», явная «в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4: 6), в Его проповедниках есть как бы сокровище, скрытое в глиняных, то есть непрозрачных сосудах (2 Кор. 4: 7). Можно было бы подумать, что здесь готовится оправдание человеческих слабостей апостолов. Проповедник словно убеждает общину верить в то, что ее предстоятели, хотя поступают как обычные люди, внутри наполнены сокровищами духа. Но на самом деле речь апостола Павла клонится совсем к иному смыслу. Та слава, которая скрыта у христиан - это слава, повергшая некогда на землю самого Савла. Она могла бы убедить гонителей веры, что те идут против рожна, - но она не бьет им в глаза, оставаясь под спудом.

http://bogoslov.ru/article/293586

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010