1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 341-342 опубликовано: 9 апреля 2008г. АЙИ [Альи; лат. de Alliaco, франц. d " Ailly] Пьер д " (1350, Компьень - 9.08.1420, Авиньон), франц. кардинал, проповедник. А. учился в Парижском ун-те (Наваррский коллеж), в 1368 г. магистр искусств, в 1381 г. д-р теологии, с 1384 г. ректор Наваррского коллежа, с 1389 г. канцлер Парижского ун-та и исповедник франц. кор. Карла VI. С 1397 г. епископ Камбре. Сторонник соборного движения, участник Пизанского Собора 1409 г., где способствовал избранию на папский престол Александра V , на к-рого возлагались надежды по прекращению схизмы в католической Церкви . Для Иоанна XXIII составил программу реформ Церкви (Capita Agendorum) в духе идей соборного движения и ограничения власти Римского понтифика. С 1412 г. кардинал, легат Иоанна XXIII к римско-герм. имп. Сигизмунду I Люксембургу . С 1414 г. участвовал в Констанцском Соборе . После Собора назначен папским легатом в Авиньоне, где и умер. Поддерживал идею примата Собора над папой, отрицал непогрешимость папы и доказывал, что епископы и священники получают власть не от Римского престола, но непосредственно от Христа. Сторонник католич. реформы, проект к-рой изложил в «Трактате о реформации Церкви» (1416), отстаивая идеи соборного движения и необходимости объединения всей Церкви вокруг Христа, а не папы. Этот трактат использовался позднее в работе Тридентского Собора . Автор многочисленных теологических и естественнонаучных сочинений, впрочем содержавших мало оригинальных взглядов. А. как мыслитель испытал влияние номинализма . Интересовался астрономией и астрологией. В соч. «Imago mundi» (Образ мира) отстаивал идею шарообразности Земли, повлиявшую на взгляды Христофора Колумба .

http://pravenc.ru/text/63730.html

Все эти черты требуют постоянной самоотдачи, самоотречения, которые человек проявляет, беря свой крест и следуя за Христом в Царство Небесное (ср. Лк. 14, 27; Мф. 10, 38–39). Об этом говорит само слово «семья», происходящее вовсе не от «7 Я», а от понятия «семя», которое «не ищет своего» (1 Кор. 13, 5), но лишь через умирание для себя приносит плод новой жизни (ср. Ин. 12, 24). В прежние времена семья держалась, помимо внутреннего, духовного корня, на внешних подпорках: экономической нужде, государственном принуждении, неравноправии женщин и т.д. Сейчас же, во времена относительного материального достатка и всеобщей либерализации, внешнее не работает, а внутреннее где-то угасло, а где-то не созрело. Горячее устремление ко спасению приучает собирать сокровища не на земле, а на Небе (Мф. 6, 19–20). При таком развороте повседневные экономические проблемы становятся не препятствием для семьи, а наоборот – призывом к жизни более дружной, рачительной, возвышенной. Господь произнёс: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33). Особо надо сказать о свободе. Сегодня чаще всего она трактуется как вседозволенность, независимость, право действовать по своим прихотям. Однако при отсутствии должной цели такая свобода ведёт к эгоистичным наслаждениям и делает человека, по слову Спасителя, рабом греха (Ин. 8, 34). Евангелие предлагает нам познать истинную духовную свободу, как неподвластность греховным желаниям в движении к Отцу Небесному: «Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31–32). Поясним: человеку, желающему возлюбить Господа Бога своего всем сердцем, всей душой, всем разумом и всеми силами, и ближнего своего как самого себя (Мк. 12, 30–31) просто неинтересно и некогда затуманивать себя алкоголем и прочими дурманами, тратить время в электронных играх и сетях, охотиться за деньгами и земной славой, развлекаться и пустословить, унывать и конфликтовать. Почему же Церковь, как и большинство зрелых людей, с неприятием относится к сожительству без «штампа в паспорте», не говоря уже о разовых блудных связях или прелюбодеянии? Потому что внешние знаки настоящего брака – юридическая регистрация, празднование, приглашение родственников и друзей, перемена фамилии невесты и др. – должны знаменовать собой твёрдую внутреннюю духовную установку: этот союз – не пробный, не временный, а настоящий, ответственный. Он изначально не предполагает отступления назад или разочарования, а будет идти через все трудности к вечной, неизмеримо высокой, всепобеждающей любви. Такое состояние души именуется целомудрием, т.е. собранностью ума и сердца вокруг Единого Бога и близких отношений «один раз на всю жизнь». Именно такое супружество, безальтернативно настроенное на победу, и получает благословение в таинстве Венчания.

http://pravoslavie.ru/122238.html

Лишь любовь долготерпит (1 Кор. 13:4), только она способна изменять мир к лучшему, рождать в душе желание разделить с другими богатство талантов, данных нам Спасителем, щедро одарить остальных открывшейся радостью своего бытия. Любовь – далеко не абстрактная категория, это – образ жизни , состояние, которое в себе нужно воспитывать во все отведенное Господом время. «Будучи достоянием сердца, – справедливо отмечал один богослов, – любовь проявляется вовне, и по делам человека можно знать, имеет ли он любовь к Богу или нет» . А потому «пока есть время, делай доброе» . Делать доброе, несмотря на то что все твое естество требует позаботиться в первую очередь о себе самом. Веровать в Бога, хотя вера требует самоотречения и отказа от многих внешне привлекательных, но таких пагубных «благ» и удовольствий. Идти вслед за Христом, имея надежду лишь на то, что «божье иго» на самом деле благо, а бремя Его – легко (Мф. 11:30). Разумеется, быть активной стороной в битве за человека – ответственная и тяжелая обязанность, налагаемая на нас как детей Божьих. Но в этих ежедневных, до самой смерти, ристаниях становится совершенной, как огнем испытанное золото, вера (1 Петр. 1:7). Лишь через противоборство бесам, внушающим человеку путем страха отречение от Бога, мы становимся «родом избранным, царственным священством» (1 Петр. 2:9). «Человек с Богом», или «божий человек», не только верящий в Бога, но видящий любовь Господа к себе, ничего не боится. Как же бояться, если сердце его в руке Христа? Если Сам Владыка Вселенной, ее Творец и Устроитель, Которому подвластно все и Который любит всех и вся, исчислил все волосы на голове каждого из Своих детей (Мф. 10:29)? «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс. 26:1). А потому так естественны и понятны слова апостола Павла: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1:2). Он знал истину Христовой любви к нам: «Ибо от тебя, брат, чего требует Бог, кроме твоего спасения?» . Бояться нужно только собственного маловерия, влекущего к погибели нас, как апостола Петра, ходившего по волнам, но усомнившегося в слове Бога и начавшего тонуть. Но и тогда Единственный , Кто протянул ему руку помощи, кто не дал ему погибнуть, был Христос (Мф. 14:25-33). «Вера твоя спасла тебя; иди в мире» (Мк. 5:34)…

http://bogoslov.ru/article/6027771

Но различия в этом мало; поступить ли девой в монастырь, или оставаться девой в миру для служения Богу, кроме обетов монашеских, почти все равно. Различие только то, что в монастыре удобнее соблюдать девство, хотя, по-видимому, и труднее. Апостол не указывает места, а говорит просто (1 Кор. 7: 33–34): посягшая «печется… како угодити мужу», а непосягшая «печется… како угодити Господеви. Разделися жена и дева». Вы пишете, что поколебались в прежнем намерении. Хотя и имеете малое, по-видимому, извинение в том, что не давали обещания поступить в монастырь; но все-таки, это поверхностное извинение не успокаивает вас, а наводит тревожное опасение, как бы вам не лишиться вечного блаженства в будущей жизни, ища ненадежного счастья в миру. Поэтому не спешите, а рассмотрите дело супружества со всех сторон, и рассмотрите основательно. Также не мешает рассмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское, — кроме собственных свойств его, рассмотреть и самое его положение, и самые обстоятельства, его окружающие. Все это в совокупности имеет великое значение. По замечанию некоторых, в самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство. Все это пишу не для того, чтобы желал я отторгнуть вас от предположенного намерения. Решение этого дела предоставляю вам самим; а написал все сказанное для того, чтобы подать вам повод и способ рассмотреть это важное дело со всех сторон, и потом уже решить основательно, чтобы после бесполезно не раскаиваться. Сверх того прибавлю, что и девой в миру неудобно остаться, как вы предполагали, чтобы жить в каком-то несбыточном и неосновательном уединении, одной со священными книгами, руководствуясь одним благим намерением. Ежели никто не может сам собой научиться наукам человеческим, накупив все возможные к тому книги, то еще более неудобно и невозможно научиться самому собой науке духовной, которая называется наукой наук и художеством художеств. 100. Нет худа без добра. Преданность в волю Божию

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

30.6.1950 г .Вы говорили, что св. Григорий Нисский писал: " Все падшие существа, даже и демоны, достигнут возрождения и восстановления и будут спасены " . Это он высказал в виде гадания, а не твердого верования. Св. Церковь этого мнения не приняла, у св. Григория, исключая этого гадания, все его писание чистое и православное. Преп. Варсонофий говорил своим ученикам: " Не думайте, что люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии " . Св. апостол говорит: " Отчасти разумеваем, и отчасти пророчествуем " (1 Кор. 13, 9). И еще " О глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко не испытаны судьбы его " (Рим. 11, 33–34).Св. Писание говорит, что будет вечная жизнь и вечное мучение, и мы должны этому крепко верить и не вдаваться в тонкое богословие по нашему ограниченному умишку и неочищенному сердцу от страстей. Св. Иоанн Лествичник пишет: " Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей за то, что не творили чудеса, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения дадим Богу ответ за то, что не плакали о грехах своих " (слово 7, глава 70). А св. Исаак Сириянин так говорит: " Как мечущегося на всех льва, избегай рассуждений о догматах " (слово 9-е). Мог бы я и еще много писать на эту тему, но думаю, довлеет и этого. Письмо 50 2.2.1950 г . " Заступница усердная, Мати Господа Вышнего " . Доброго здравия, боголюбивейшая раба Божия!Ты все еще не научилась вести брань со врагом рода человеческого. Приступил к тебе со своими хитрыми кознями, и ты чуть ли не в отчаяние падаешь. Успокойся и не смущайся; это враг наносит тебе воспоминания о прежних погрешностях; их не надо принимать, просто не обращай внимания, вот что пишет пр. Марк подвижник: " Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, вредят благонадежного. Ибо, если они приносят с собой печаль, то удаляют от надежды, а представившись без печали, влагают внутрь прежнюю скверну " . А пр. авва Дорофей сказал: " Если страсть тревожит нас, то мы не должны этим смущаться; ибо смущаться — дело неразумия и гордости " .Больше всего бойся гордости, ибо за гордость первая денница стал сатаной, и для него Господь уготовил вечную муку. Когда враг вносит помыслы самохваления — тогда только надо припоминать прежние грехи, чтобы смирить себя. Как сказано в Отечнике: один подвижник, когда враг станет бороть его помыслами самохваления, тогда говорит себе: " Старик! Посмотри на свой блуд " . А в прежних твоих поползновениях, Бог простит тя, чадо, будь спокойна.Ты стала прихварывать, что делать? Расположись на волю Божию: болезни напоминают нам о переходе в вечность. Желаю тебе телесного здоровия и душевного спасения, храни тебя Господи. Письмо 51

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=34

Рим 2:16. в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. Этот стих имеет прямую связь с 15-м ст., и скобки, оканчивающие 15-й стих, лучше перенести в заключение 16-го. Апостол хочет сказать, что борьба « мыслей» у язычников особенно будет иметь место в день страшного суда Божия, когда Сам Бог через Иисуса Христа будет судить тайные помышления людей. Язычникам придется тогда немало рассуждать, и защищая себя, и обвиняя, сознаваясь в своих проступках, в том, что они своевременно не слушали голоса своей совести… Но Апостол все же дает понять, что суд будет происходить так, как и подобает ему происходить согласно тому, что проповедовал Апостол (по благовествованию моему ) о равенстве пред Судом Божиим всех людей, будут ли они иудеи или же язычники. Притом суд будет производить  Иисус Христос, а Иисус Христос, по учению апостола Павла, есть второй Адам (Рим 5:14; 1 Кор 15:45) и, следовательно, стоит в отношении не только к иудеям, а и к язычникам и, несомненно, будет милостив и к язычникам, так как Бог хочет, чтобы спаслись все люди (1 Тим 2:1–7). Евр 11:32–40. Позднейшее время.   Евр 11:33. которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, Евр 11:34. угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; «Видишь ли, что апостол не свидетельствует здесь об их славной жизни? Не в этом здесь преимущественно состоит и вопрос, а раскрывается вера. Именно спрашивается: верою ли они совершали все? « Верою», — говорит он, — « победиша царствия», бывшие при Гедеоне. « Содеяша правду». Кто? Те же самые. Или правдою он называет здесь человеколюбие. « Получиша обетования». Думаю, что это сказал он о Давиде. Какие же обетования получил он? Те, которые заключались в словах, что семя его сядет на престоле его (Пс 131:11). « Заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча». Смотри, как находились в смертной опасности — Даниил, окруженный львами, три отрока, бывшие в печи, Авраам, Исаак и Иаков — в различных искушениях, и однако не отчаивались (Злат.). — « Избегали острия меча …» Думаю, говорит Златоуст, что и это сказал он также о трех отроках. — « Укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих…»  Здесь он разумеет обстоятельства исхода из плена Вавилонского. — «От немощи» — т. е. от плена (Злат.). Когда обстоятельства Иудеев находились в отчаянном положении, когда они нисколько не отличались от мертвых костей, тогда и произошло возвращение их (из плена).

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Для святителя Амвросия истории Ветхого Завета по отношению к Новому суть типы, образы, тени. Христианские установления предсуществуют в идеальном смысле в символизме, раскрывающем Божественную мысль. Христианские таинства не только более святы, но и более древни, чем таинства иудеев (О таинствах I, 11). Все образы, которые рисует святитель Амвросий — из области вещей невидимых, смысл которых постигается только верой. Лишь уйдя от чувственной видимости, возможно постигать духовные реалии. Мы не знаем подробностей первых обрядов крещения в Милане, но начало “Объяснения Символа” намекает на отбор, цель которого была выяснить, не осталось ли какой-либо нечистоты, и освятить тело и душу (Объяснение Символа 1). Может быть, имел место ежедневный ритуал экзорцизма, как в Римской Церкви, заключавшийся в чтении заклинательных молитв и совершении определенных священнодействий. После “регистрации кандидатов” епископ каждый день излагал им историю патриархов или говорил поучения из книги Притч (О таинствах III, 12; О тайнах 1). Для изучения предлагался Символ веры, который катехумены должны были выучить наизусть. Согласно обычаю disciplina arcana Символ не должен был записываться и произноситься в присутствии непосвященных (Объяснение Символа 9). Торжественные обряды посвящения начинались накануне Пасхи, в Великую Субботу, вечером (О таинствах I, 2). Apertio (Отверзение) — это единственный обряд, который совершался перед входом в баптистерий. Епископ произносит: “Еффафа” (“Отверзись”), касаясь ушей кандидата, чтобы они “открылись” для слов и речей епископа, и ноздрей — “чтобы ты принял благоухание вечной жизни”, которая изливается “даром таинств” (О таинствах I, 2, 3; О тайнах 3). Почему епископ не касается уст, подобно Господу (Мк 7:33–34)? Потому что евангельский глухонемой был мужчина, а “мы крестим и женщин; и чистота служителя не настолько высока, как Учителя”, и это прикосновение “не подошло бы для женщины” (О таинствах I, 3; О тайнах 4). Святитель Амвросий называет обряд apertio таинством (О таинствах I, 2; О тайнах 3). Обряды говорят своим символизмом, достаточно только подчеркнуть их значение. Крещение — это сверхъестественый дар, поэтому необходимо, чтобы через внимание к словам и речам епископа отверзлись уста кандидата и он смог ответить, то есть отречься от диавола и исповедать свою веру. Это — новая жизнь, поэтому необходимо, чтобы отверзлись его ноздри и он смог обонять благоухание вечной жизни, и чтобы он смог сказать: Мы Христово благоухание Богу (2 Кор 2:15), пылая верой и благочестием. Святитель Кирилл Иерусалимский в начале своего “Поучения предогласительного” также говорит о “воне блаженства” и “благоухании Духа Святого” 5 .

http://pravmir.ru/tainstva-kreshheniya-i...

В отношении Бога все наши слова, выражения, поступки несовершенны и ничтожны. И мы можем только отчасти с помощью убогих уподоблений и приспособлений к нашей дебелой человеческой природе выражать свои понятия о Его Божественной сущности. Сама Библия пользуется этим способом сравнений. Поэтому, читая Священное Писание, не будем уподобляться в своих представлениях о Боге дикарям (теперь бывают и с университетским образованием) и приписывать Божеству человеческие свойства и страсти. Не будем богохульствовать и прилагать к Богу то, что часто мы осуждаем в подобных же нам людях. Но читая, например, про «очи» Божий, и «вежди», и «зрение» в Библии (Иер. 32, 19; Пс. 10, 4), будем понимать это, с одной стороны, как силу Его — «созерцательницу» всего, с другой — как Божественное всеведение, от которого ничто не скроется. Сравнением этим Слово Божие воспользовалось потому, что у нас при посредстве зрения происходит более совершенное знание о предметах и лицах внешнего мира. Вот еще примеры. «Уши и слух» (Пс. 33, 16; 129, 2; 4 Цар. 19, 28) означают склонность Господа к милости и расположенность к принятию (или непринятию) нашего моления, потому что и мы проявляем благосклонность к просящим чего-нибудь у нас чрез посредство «внимания»: когда хотим оказать им особое радушие, то слушаем более внимательно («наклоняем ухо»). Равным образом, «уста и речь» (Исх. 34, 16; 49, 2) означают изъяснение воли Божией, вследствие того что и у нас заключающиеся в сердце помышления показываются чрез посредство уст и речи. «Руки» (Пс. 118, 73; Исх. 45, 12) — успешность деятельности Его; «ноги» (1 Кор. 15, 25; Наум. 1,3) — явление для помощи нуждающимся, или для отмщения врагам, или для какого-либо другого дела. Выражение «клятва» Божия (Быт. 22, 16; 2 Цар. 3, 9; Пс. 109, 4) дает нам понять только непреложность Совета Господня и Его решения. «Гнев и ярость» (Числ. 11, 1; 4 Цар. 23, 26; Иер. 7, 20; Ос. 5, 10) — ненависть Всевышнего к пороку и отвращение, потому что человек, когда ненавидит что-нибудь и сталкивается с ним, приходит от этого в гнев; «забвение», «сон», «дремота» (Иер. 23, 39; Ин. 43, 24) означают отсрочку отмщения врагам и замедление в деле обычной помощи Своим друзьям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Ветхозаветные следы идеи Логоса: Ангел-Ягве, Премудрость Божия и Мессия-Бог или Сын Божий. Учение о Логосе в Евангелии 1:1–18 и первом послании 1:1–3 Иоанна Богослова. 9 Логос в отношении к Богу ( Ин.1:1–2 и парал. 1 пос. 1:1–3), к миру вообще и человеку в частности (ст. 3–4 и пар.), – к ветхозаветной истории человечества (5–13), 10 – воплощение Логоса и Новый Завет (14–17), – непосредственный религиозный опыт и веросозерцание, как источник логологии и вообще теологии (ст. 18 ср. 14 и 16 ср. 20: 29 и Ин. 1:13 ). В основе идеи Логоса лежит представление о Боге как Верховном Разуме и Премудрости, явленных в творении и устроении мира и человечества, что соответствует умосозерцательной стороне веры ( Евр.11:3 ) и составляет главное (Книга Бытия. Псалмы, Притчи и пр.), хотя и не исключительное (ср. Рим.11:33–34 , притом в отношении к иудеям, т. е. ветхозаветному народу и цитатами из Исаии, – и Кор.2:6–7 Еф.3:9 сл. о превечном определении спасения мира и человечества чрез Иисуса Христа) понятие Ветхого Завета. В Новом Завете слово Логос употреблено только в 1Ин.1:1–3 и прологе Евангелия Иоанна, а не в самом евангелии, – и притом только до «Логос плотью стал» (ст. 14), т. е. до момента окончания Ветхого Завета и начала Завета Нового. Здесь Бог открывается главным образом, хотя не исключительно, поскольку свойства и действия Бога не раздельны как Отец, по любви рождающий Единородного Сына и посылающий Его на землю для спасения мира и людей, – это соответствует сердцеуповательной стороне веры 11 в Богочеловека – Спасителя, «Который, существуя (находясь) в образе Бога не похищением почитал быть равным Богу, но Себя уничижил (опустошил, у Себя как бы взял), образ раба взяв, в подобии человеков став и видом оказавшись как человек, унизил Себя, быв послушен до смерти, и смерти крестной: почему и Бог Его превознес и даровал Ему имя выше всякого имени, чтобы в имени (пред именем) Иисуса всякое колено поклонилось нанебных и наземных и подземных, и всякий язык исповедал, что Господь (есть) Иисус Христос (т. е. Богочеловек) во славу Бога Отца» ( Флп.2:6–11 ) и «явился во плоти, оправдался в духе, показался ангелам, проповедался в народах, уверовался в мире, вознесся в славе» ( 1Тим.3:16 ). 12

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Не имеет окончательного решения и вопрос о возможном влиянии на апостола понимания Иеремией того, что он был призван к служению от чрева матери (Гал 1. 15); кроме Иер 1. 5 в качестве возможного источника влияния толкователи указывают на Ис 49. 1 ( Holtz. 1966. S. 325-326). Важная в богословии пророка тема нового завета развернута в Послании к Евреям, о чем свидетельствует большая цитата Иер 31. 31-34 в Евр 8. 8-12 с минимальными отклонениями от текста LXX. Возможные влияния И. п. к. исследователи видят в главах 17-18 Откровения, где описывается суд Божий над Вавилоном ( Wolff. 1976. S. 166-169, ср. с предсказанием падения Вавилона в Иер 50-51; ср. также: Откр 18. 22-23 и Иер 25. 10). Очевидные, по мнению исследователей, аллюзии на Книги пророков Исаии, Иезекииля и Даниила, также предрекавших суд над Вавилоном, Тиром и Эдомом, городами (народами), аллегорически понимаемыми иудеями после катастрофы 70 г. как указание на Рим, заставляют ученых делать вывод о том, что тайновидец Иоанн, возможно, имел перед собой не И. п. к., но иудейское собрание тестимоний (тематические подборки текстов из книг пророков), содержащих пророческие слова о Вавилоне и др. врагах Израиля, теперь перенесенные на Рим ( Wolff. 1976. S. 172). I-III вв. Мужи апостольские приводят только те места И. п. к., где Иеремия пророчествует о предстоящем суде над домом Иуды. Его слова встречаются в основном в т. н. смешанных цитатах вместе со словами др. пророков, и это дает исследователям основание утверждать, что в данном случае использовались т. н. тестимонии. Множество примеров таких смешанных цитат, включающих стихи И. п. к., дает 1-е Послание св. Климента Римского к Коринфянам (напр., цитата в Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 13. 1 составлена из Иер 9. 23 LXX, 1 Кор 1. 31 и 1 Цар 2. 10). В др. цитатах из книги пророка, используемых Климентом, напр. в Ep. I ad Cor. 8. 3, исследователи видят близость с Иер 3. 19, 22 и 24. 7, а также с Иез 33. 11; в Ep. I ad Cor. 60. 3 помимо мн. др. мест из книг пророков цитируются Иер 21.

http://pravenc.ru/text/293622.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010