29. Сион — гора, на которой построен Иерусалим. 30. Слова Божьи чисты от всякой примеси лжи и обмана, как чистое серебро, очищенное через огонь. 31. От христианина требуется для его спасения не только вера, но и ее выражение, которое в преизбытке веры является (исповедуется) само собой. 32. Изображение воина Христова и его оружия (Еф. 6:10-18). 33. Песнопения 3-го гласа на вечерни в среду. 34. Апостол отдает предпочтение любви, как добродетели, совмещающей в себе и корень веры и плоды упования, но вместе с тем, ставя рядом с ней веру и надежду, он показывает и их великое достоинство. 35. Апостол заповедует не притворную любовь, любовь на словах только, а чистую и истинную, которая свидетельствуется самим делом. 36. Слово премудрость, по употреблении в Св. Писании, имеет весьма обширное значение и иногда означает Самого Христа, предвечное и присносущное Слово Божье (см. Притч. 8:1-22, 36; и Кор. 1:24, 30 и др.). 37. Ветхозаветный закон, как буква, без всякой внутренней силы, только связывает человека своими предписаниями, не давая силы для исполнения их, теперь же, когда явился дух жизни, мы должны служить Богу сообразно этому новому духу жизни, служить свободно и радостно с надеждою на помощь Божью. 38. Эти слова Св. Писания читаются при богослужении в день индикта в одной из паремий, которых положено три. 1-я из кн. прор. Исаии 61:1-9, — пророчество об Иисусе Христе, как Помазаннике, Учителе, Спасителе и восстановителе всех страждущих на земле, о распространении Церкви Его среди народов, о блаженстве и славе принадлежащих к ней. Это именно пророчество, как мы видели выше, было прочитано Самим Спасителем в Назаретской синагоге. — 2-я паремия (из Лев. 26:3-12, 14-17, 19-20, 22, 33, 40-41) содержит обетования Господа исполнителям Заповедей Господних и угрозы нарушителям; ревностное исполнение этих заповедей есть главное условие благоденствия на земли, которого мы обыкновенно желаем при наступлении новолетия себе и ближним. — 3-я паремия (из Сол 4:7-25) имеет отношение к памяти преп. Симеона Столпника, осуществившего в жизни своей уроки истинной мудрости и явившего торжество благочестия, прославляемое в книге Премудрости. — В VIII в. св. Иоанном Дамаскиным написано много песнопений на 1-й день сентября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Моисей получает Скрижали Закона. Миниатюра из Парижской Псалтири. 2-я пол. X в. (Paris. gr. 139. Fol. 422v) Доминирующий аспект святости проявляется, когда он относится к славе (  ,  ). Святость Яхве зачастую является как слава. В евр. языке слава означает не столько доброе имя, сколько подлинную ценность, как бы измеряемую весом.   - то, что придает человеку вес. Каждый человек имеет свою собственную славу. Уважение, к-рое человек внушает, его слава определяют его вес в жизни. В применении к Богу   имеет скорее отрицательный аспект - это мощь, к-рая все превосходит, иногда она связана с ужасающими природными явлениями (Пс 28), в то время как святость есть жизнеподательная сила.   есть проявление Божественного присутствия; святость же не только представляет себя, но и подает. Выражение «слава Яхве» означает Самого Бога в проявлении Его величия, могущества, сияния Его святости, действенной силы Его существа. Святость Яхве проявляется в богоявлении. В ВЗ наблюдаются 2 вида явлений святости Божией: великие деяния Бога и Его явления людям. Бог являет Свою славу Своими дивными делами, Своим Судом, Своими «знамениями» (Числ 14. 22). Таково в первую очередь чудо Чермного моря (Исх 14. 18 слл.), таково чудо с манной и перепелами: «Утром увидите славу Господню» (Исх 16. 7). Слава Божия является как синоним спасения (Ис 35. 1-4; 44. 23; Ис 40. 5; ср.: Лк 3. 6). Бог Своей Славой спасает и возвышает Свой народ. Его слава есть Его сила на службе Его любви и Его верности: «Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей» (Пс 101. 17; см.: Иез 39. 21-29). Дело творения также являет славу Божию: «славы Господней [Яхве] полна вся земля» (Числ 14. 21). Среди природных явлений гроза представляет собой одно из самых ярких проявлений славы (Пс 28. 3-9; 96. 1-6). Слава также есть ослепительное сияние Бога. «Покажи мне славу Твою» (Исх 33. 18),- молит Моисей. На Синае слава Господня приняла облик пламени на вершине горы, подобного «огню поядающему» (Исх 24. 15 сл.; Втор 5. 22 сл.). Моисей, приблизившийся к Нему в облаке, возвратился, не зная, что «лицо его стало сиять лучами» (Исх 34. 29), «...сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей»,- говорит ап. Павел (2 Кор 3. 7). После Синая слава наполняет святилище: «...освятится место сие славою Моею» (Исх 29. 43; 40. 34). Слава Яхве царит там над ковчегом Завета. Исаия созерцает славу Яхве как некую царскую славу. Пророк видит Господа, Его высокий престол, края риз Его, наполняющие весь храм. Видит окружающих Его серафимов, к-рые воспевают славу Господню (Ис 6. 1 сл.). Эта слава есть «огнь поядающий», та святость, к-рая разоблачает всю скверну твари, ее ничтожество, ее коренную тленность. Но она побеждает, не уничтожая, а очищая и возрождая, и стремится наполнить всю землю. Видения прор. Иезекииля передают трансцендентную свободу славы, покидающей Храм (Иез 11. 22 сл.) и затем сияющей над общиной, обновленной Духом (Иез 36. 23 сл.; 39. 21-29).

http://pravenc.ru/text/149441.html

О., т. о., стало обрядом, соблюдение к-рого было связано с риском для жизни (Мехилта де Рабби Ишмаэль. 20. 6). Согласно Юб 15. 25, предписание об О. было начертано на древних небесных скрижалях. При Антиохе IV Епифане , «у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти» (1 Макк 1. 57; ср.: 1 Макк 1. 60-61; 2 Макк 6. 9-10; принявшие смерть позднее почитались как мученики - 4 Макк 4. 25). Нек-рые иудеи, готовые принять эллинистическую реформу, отказались от О. «и отступили от святого завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло» (1 Макк 1. 15). Верные, однако, «предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святого завета...» (1 Макк 1. 63), они заставили иудеев совершить О. их оставшихся необрезанными детей (1 Макк 2. 46). В иудейских писаниях этого времени отказ от О. понимается как отпадение от завета (1 Макк 1. 15) или как знак наступающего последнего времени (Юб 15. 33-34). В 1 Макк 1. 61 впервые упоминаются особенные «совершители обрезания» (περιτετμηκται). В эллинистическом иудаизме усиливается социальное давление на обрезанных мужчин, т. к., напр., предполагалось, что участники спортивных состязаний в рамках религиозных и политических ритуалов выступали обнаженными. Желание избежать насмешек побуждало многих совершать болезненную контроперацию - эписпазм (ср.: 1 Кор 7. 18). Политические успехи маккавейского восстания могли привести к усилению прозелитизма. Те, кто хотели принять иудейскую веру и стать частью народа Израиля, разумеется, должны были совершить О. (ср.: Иф 14. 6-10, где в ясном противоречии к предписанию Втор 23. 3-4 аммонитянин Ахиор становится прозелитом; ср. также: Ис 56. 1-8). Забота о соблюдении обряда О. и о сохранении чистоты земли Израиля стала причиной политики, направленной на иудеизацию жителей завоеванных при Маккавеях территорий. Так, Иоанн I Гиркан принудил к О. и соблюдению Торы идумеев ( Ios. Flav. Antiq. XIII 257-258), то же самое несколько позже потребовал от жителей Сев. Палестины (итуреев; см. Итурея ) Аристовул I (Ibid. 318); Александр (Ионафан) Яннай разрушил город Пелла, потому что его жители отказались принять иудейские обычаи, в т. ч. совершить О. (Ibid. 397). Брак с необрезанным считался осквернением народа и земли (Юб 30. 12-13); поэтому при заключении брака с иудейкой, более высокой по статусу, язычник должен был совершить О. ( Ios. Flav. Antiq. XX 145, ср.: 139). Знаком этой тенденции стало восхваление мести сыновей Иакова Симеона и Левия в отношении жителей Сихема (Быт 34. 25-26; изнасилование израильтянки необрезанным воспринималось как преступление, к-рое каралось смертью - Иф 9. 2-4; Юб 30. 4-20; Завещание Левия 6. 3-6; Iosephus et Aseneth. 23. 14). Во время 1-го антирим. восстания римский офицер Метиллий мог сохранить свою жизнь только при условии совершения О. ( Ios. Flav. De bell. II 454).

http://pravenc.ru/text/обрезание.html

33) В третий день по крестной и животворящей Своей смерти восстал из мертвых Сын Божий (Лк. 24:7, 21; 1 Кор. 15:4; Деян. 10:40). Восстанием из мертвых показал нам Христос, что Он победитель смерти, греха, ада, дьявола и всех наших грехов, и тем нас уверил, что и мы, умершие, восстанем, когда будет время, от Бога определенное. Этот день Воскресения Христова называется Пасхой. Пасха значит переход, ибо верующие во Христа смертью и воскресением Его от смерти к жизни вечной, и от земли к небесам переходят, как Церковь Святая поет в день Воскресения Христова. 34) По воскресении Своем Христос не скоро от земли отлучился, но сорок дней пребывал и являлся апостолам святым и прочим верным, говоря им о царствии Божием (Деян. 1:3). 35) После сорока дней, от горы Елеонской, которая близ Иерусалима, перед апостолами вознесся на небо и сел по правую сторону Бога Отца (Мк. 16:19; Лк. 24:51; Деян. 1:9-11). Задержимся и здесь, возлюбленный христианин, и подивимся великости благости Божией. Смотри, на какую высоту превознесено естество человеческое, ипостасно соединенное Слову Божию! Одесную Бога сидит Христос с прославленною Своею святою плотью. Нас ради на земле родился, пожил, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небо, и сидит во славе Отчей, и ходатайствует о нас (Рим. 8:34). Благодари об том Бога, благоволившего этому. Радуйся духом и торжествуй, поплевав на прихоти мира сего, как на кал, старайся достигнуть благодатью Божией участи спасаемых, и лицом к лицу видеть во славе царствующего Сына Божия, Которого ныне верой видишь. Христос, Глава верных, вознесся на небо, – вознесутся и духовные члены тела Его, истинные христиане. Прославился Христос, – с Ним прославятся и верные рабы Его, и предстанут Ему, как Царю своему, одеты в ризы, расшитые золотом и приукрашенные (Пс. 44:14). Облекутся чистою оправдания Его порфирою, как сыны царевы, и воцарятся с Ним во веки веков. Разумей эту славу истинных христиан и пустые мира сего титулы, ранги, славу, честь, которыми сыны века сего утешаются, вменяй как ничто. Истинно это признаешь, когда верою размыслишь о будущей сынов Божиих славе. Да сподобит нас части той Искупитель наш, Сын Божий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

32. Но ты удивляешься сему событию? Удивилась оному и сама Родившая. Ибо говорит Она Гавриилу: како будет Мне сие, идеже мужа не знаю (Лк. 1, 34). А он отвечает: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий (Лк. 1, 35). Чистое и непорочное рождение. Ибо где дышит Дух Святый, там нет никакой нечистоты. Непорочно плотское рождение от Девы Единородного, хотя еретики прекословят сей истине. Обличит их Дух Святый, оскорбится ими сила Вышнего осенившая, станет против них Гавриил в день судный, постыдит их место яслей, принявшее Господа. Свидетелями будут на них пастыри, благовествовавшие тогда, и воинство Ангелов, хвалящих, воспевающих и глаголющих: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14). Будут свидетелями Храм, в который принесен был Он тогда в сороковой день, две горлицы, принесенные за Него, и принявший Его тогда в объятия Симеон, и бывшая при том пророчица Анна. 33. Итак, когда Бог свидетельствует, свидетельствует вместе Дух Святой, и Христос говорит: что Мене ищете убити, человека, иже истину вам глаголах (Ин. 7, 19)? то да умолкнут еретики, противоречащие человечеству Его. Ибо противоречат они Тому, Который говорит: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк. 24, 39). Да покланяемся рожденному от Девы Господу, и да познают девы венец своего состояния, да познает и чин монашеский славу чистоты, ибо мы не лишаемся достоинства за чистоту. Хотя во чреве Девы был девять месяцев Спаситель, впрочем мужем сделался тридцати трех лет. Потому, если приемлет честь Дева за девятимесячное время, то гораздо более мы за время многих лет. 34. Все да течем поприще чистоты при помощи благодати Божией, юноши и девы, старцы с юнотами (Пс. 148, 12). Да не предаемся невоздержанию, но да хвалим имя Христово. Познаем славу чистоты, ибо она есть венец Ангельский, вещь, превышающая человека. Будем хранить тело, имеющее воссиять подобно солнцу. Для малого удовольствия не оскверним сего, столь славного тела. В краткое время, в один час совершается грех, а стыд чрез многие годы вечно продолжится. Старающиеся о чистоте - суть Ангелы, живущие на земли. Девы имеют часть с Марией Девой. Да отвергнут они всякое излишнее украшение, всякий нечистый взор, всякую небрежную поступь, всякий блеск одежды и приманку сладострастия - благовонные запахи. Благовонием же для всех да будет благовонная, с добрыми делами соединенная молитва и святость телесная, чтобы родившийся от Девы Господь, как о нас, хранящих чистоту мужах, так и о достойных венца женах сказал: вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии Мне будут людие (2 Кор. 6, 16; Лев. 26, 1112). Слава Ему во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

40. Итак, набольшие в монастырях, если увидите, что кто либо нуждается в чем и терпите недостаток, не нерадите о нем, зная, что вы должны дать отчет за все стадо, в «немже вас Дух Святый постави еписко­пы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. 20:28). Посему «должни есмы мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати: кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию. Ибо и Христос не Себе угоди, но якоже есть писано: поношения поносящих Тебе, нападоша на Мя» (Рим. 15:1 –3). И Апо­стол говорит о себе: «во всем угождаю не иский своея пользы, но многих, да спасутся» (1 Кор. 10:33). 41. Если же Господь и Спаситель наш так заповедал, и Святые так действовали, и отцы наши так нас учили, то воспрянем от сна, и будем усердно исполнять то, что заповедано нам. «Елико бо предпаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением Писаний упование имамы» (Рим. 15:4). Никто из нас да не будет для другого виною заблуждения, и не станем ревновать тем, кои благоденствуют в жи­воте сем (Пс. 36:7). Пусть они имеют в изобилии все потребное для тела, но, ведь, умирая, они ничего из того не возьмут с собою. Сыны века сего только в животе сем имеют упование; потому что они от мира, а мир любит свое.-Но те, кои суть сыны Божии, помнят слово Евангель­ское: «аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде» (Ин. 15:18); и еще: «иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (Иак. 4:4); и еще: «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин. 16:33); и еще: «Блаженни плачущии: яко тии утешатся. Блаженни алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся, блаженни изгнани правды ради: яко тех есть царствие небесное» (Мф. 5:4—6. 10).-О сынах же века сего что напротив говорится? «Горе вам богатые: яко отстоите утешения вашего. Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете. Горе вам смеющимся: яко возрыдаете и восплачете» (Лк. 6:24. 25). 42. Посему будем избегать содружества с миром, чтоб удостоиться услышать: «вечер водворится плач и заутра радость. Слыша Господь и помилова мя... Разтерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием» (Пс. 29:6—11.12). Ибо кто из Святых без борьбы и скорби прошел путь мира сего? Иеремия говорит: «Не седох на сонме их играющих, но бояхся от лица руки Твоея: наедине седох, яко горести исполнихся» (Иерем. 15:17); и св. Давид пишет: «яко плача и сетуя, тако смиряхся» (Пс. 34:14). Их стопам последуя, разумеем, что спасение наше в претерпении скорбей. Потерпим; и исполнится на нас обетование рекшего: «на время мало оставих тя, а с ми­лостию великою помилую тя» (Ис. 54:7). Итак, если скорбь и теснота на время, а не всегда пребудут, то будем сеять слезами, не ослабевая, да радостью пожнем: ибо знаем, что Господь избавляет чтителей Своих от искушений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

Так, по его словам, нек-рые подвижники молятся, издавая «неподобающие и беспорядочные крики» под сильным воздействием раскаяния, внутреннего страдания и, возможно, напряжения, стремясь достичь действия благодати. Эти люди «молятся с волнением и смятением, так что вводят в соблазн тех, кто их слышит». Независимо от того, искренняя их молитва или поддельная, они компрометируют подвижничество (II 51. 3). Поддельной молитве автор Макариевского корпуса противопоставляет слова ап. Павла: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор 14. 33). Иные «молящиеся» (т. е. мессалиане в собственном смысле слова) отрицали необходимость аскезы, если отсутствует награда в виде опыта благодати: они «ищут Царствие молитвой и не избегают сластолюбия» ( Macar. Aeg. I 38. 2. 5). По их мнению, «если исполнит кто все заповеди и устоит, но не стяжает благодати в веке сем, то не получит никакой пользы» (I 2. 4. 1). Нек-рые считали обременительным служение братьям (I 4. 30. 12). Подобное представление возникало вслед. мессалианской предпосылки о возможном и необходимом опыте получения благодати. Автор Макариевского корпуса учит не отчаиваться тех, кто не видят в себе этого опыта. Многие подвижники полагали, что преображение под воздействием благодати происходит внезапно и полностью. Одни ссылались на Евангелие от Иоанна (Ин 5. 24; ср.: 1 Ин 3. 14): «После [приятия] благодати они «перешли от смерти к жизни»» ( Macar. Aeg. I 6. 7=II 27. 13), другие - на Послание к Галатам (Гал 3. 27): «Вы во Христа облеклись», и вслед. этого утверждали, что «стяжавший благодать Божию остается всегда неизменным и не может измениться» (араб. гомилия 10 в ркп. TV). Поэтому нек-рые полагали, что стяжали благодать и приобрели бесстрастие. После получения благодати, по их мнению, душа уже избавлена от забот ( Macar. Aeg. I 16. 2. 3=II 7. 8); они гордились этим и выражали удовлетворение, говоря: «Мы достигли»; «Довольно с нас, более не имеем нужды» (I 7. 7. 4=II 26. 17). Подобных людей автор Макариевского корпуса считает безрассудными невеждами (I 34.

http://pravenc.ru/text/Макария ...

   Чем больше вреда от неудавшейся миссии священника, тем больше его ответствен­ность и, следовательно, его осуждение Архипастырем Христом, Который основал Церковь Своей Кровью. В связи с этим весьма знаменательные слова сказал Господь пророку Иезекиилю: И ты, сыне человечь, во стража дах тя дому Израилеву... если ты не будеши глаголати еже сохранитися нечестивому от пути своего, той беззаконник во беззаконии своем умрет, а крове его от руки твоея взыщу» (Иез. 33:7—8). И в другом месте прибавляет: «Сия глаголет Господь: се Аз на пастыри, и взыщу овец от рук их, и отставлю я от паствы овец Моих, и не будут пасти их пастырие» (Иез. 34:10). Пророку Иеремии Господь сказал так: «Горе пастырем, иже погубляют и расточают овцы паствы Моея... Се, Аз посещу на вас по лукавству умышлений ваших» (Иер. 23:1—2). Поэтому хорошо, если мы всегда будем иметь в своем уме эти слова, чтобы беспечность и равнодушие не имели над нами власти.    Конечно, от нечувствия и беспечности служителей Церкви не расстраивается все дело Божие, потому что Господь может найти и другие способы, однако вина священника оста­нется полностью на нем. Характерным примером служат слова Мардохея, сказанные Есфи­ри, когда она не решалась помочь расстроить планы царя, ее супруга Артаксеркса, уничто­жить всех евреев в Вавилоне. «Есфире, да не речеши в себе, яко ты едина спасешися во цар­ствии паче всех иудей; зане аще преслушаеши в сие время, отинуду помощь и покров будет иудеом, ты же и дом отца твоего погибнете; и кто весть, аще на сие время воцарилася еси?» (Есф. 4:13—14).    Возлюбленные мои братия, честное священство Христово, да не будет чего-либо такого с нами! Напротив, я желаю, чтобы Благодать Господа нашего сопутствовала всем вашим мыслям и действиям, чтобы вы завершили свой путь, сохранив веру, и тогда по праву Бог наградит вас венцом правды (см. 2 Тим. 4:7—8). Не будем лениться, братия мои, совершить этот небольшой труд, небольшой в сравнении с вечностью. Будем, согласно Павлу, «тщанием нелениви, духом горяще, Господеви работающе; упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе» (Рим. 12:11—12). И пусть нас не пугают масштабы сегодняшнего от­ступничества и апостасии в мире: «Оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердем» (2 Кор. 10:4). Не забудем также, что «болий есть иже в нас Бог, неже­ли иже в мире» дьявол (ср. 1 Ин. 4:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

30  Спустя 7 лет фразу заарканил Бердяев, выяснив, что и " славянофилы жаждали Христовой правды о земле, Христова Града " ( Бердяев Н. Собр. соч. Т. 5. Париж, 1997. С. 199). 31  Ср.: " Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда… Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств " (Основы социальной концепции… VI.6). 32  Философ А. А. Зиновьев говорил: " Основное зло… то же, что и 100, и 200 лет назад, — это система частной собственности на средства производства… Главное, мировое зло — это частная собственность. И если человечество его не преодолеет, оно погибнет " (Экономическая и философская газета. 2006. N 7). 33  На основании прозрений и упований апостолов и пророков (Еф. 2, 21; 2 Пет. 3, 18; Иез. 28, 12) Свенцицкий создаёт изумительный образ становления личности, преображения в тело Христово. 34  2 Кор. 4, 16. 35  Ср.: " В истории христианства объединение имущества и отказ от личных собственнических устремлений были характерны для многих общин. Такой характер имущественных отношений способствовал укреплению духовного единства верующих и во многих случаях был экономически эффективным, примером чему могут служить православные монастыри " (Основы социальной концепции… VII.3). 36  См.: " …христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения " (Там же. IV.9). 37  Всероссийская забастовка началась 19 сентября 1905. 38  Прошёл век: пункты требований те же…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   7) Но избави нас от лукаваго — здесь мы молим и просим Господа Бога и Владыку нашего о том, чтобы Он нас избавил от всякаго греха, срама, ярости, от глада, труса, огня, меча, от нашествия иноплеменных, от недуга, от брани междоусобныя, от рати, от напрасныя смерти, и от всякаго злаго обстояния, от обуревания духов нечистых, от беса, и от всяких козней диавола в житии и при смерти, от мучения и от горького ада.     Конец и Богу слава.     Юрьевский архимандрит Фотий.    С 8-го члена — Второго Собора. — Прим. авт.    Или кое-либо действо сатанино не хочет содеятись велие и злое и в Церкви, и во вселенной? — Прим. авт. IV. Письма к графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской за 1... 1. О девстве и чистоте. Письмо первое    Господь Иисус Христос Спас и Бог наш во Святом Евангелии глаголет: Суть скопцы, иже скопиша сами себе (т.е. воздержали плоть свою от блудодеяния — от брака и девствуют) Царствия ради небесного: могий вместити, да вместит (Мф. 19:12). А святый Иоанн Богослов глаголет в Апокалипсисе так: И видех, и се, Агнец стояше на горе Сионской и с Ним 144  000, имущие имя Отца Его (Агнца Иисуса Христа) написано на челех своих. Сии суть, иже со женами не осквернишися (а следовательно, и жены те, т.е. девицы, которые с мужами не осквернилися) зане девицы суть. Святый апостол Павел глаголет: Прилепляяйся Господеви, един дух с Господем. Чем же ко Господу можно наиболее прилепиться в духе, как не девством и чистотою? И он же глаголет: Хощу бо, да вси человецы будут, яко же и аз (т.е. девственники и чисты); не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви, а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене; а дева посягшая за мужа печется, како угодити мужу во плоти (1 Кор. 7:7, 32—33, 34). А премудрый царь говорит: Лучше бесчадство со благочестием, нежели многочадство с нечестием, что видишь ты на многих. Вот отчасти тебе свидетельство из Божественного Писания о девстве. Девство есть дом Святаго Духа и всем добродетелям глава; и говорит святый Григорий в слове на рождение Богородицы, что есть все тело без главы, то все добродетели без девства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3011...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010