Традиционно считается, что период «безвременья» начался с момента разорения Киева и его околиц войсками Батыя в 1240 г. К. м. приходит в упадок после грабежа, ветшает лишившийся кровли собор. Монастырские земли подпадают под управление частных лиц. Информации о К. м. в письменных источниках вплоть до XVI в. исследователям найти не удалось. Скромные археологические раскопки Самойловского и И. И. Мовчана (кон. 40-х - 60-е гг. XX в.) не выявили материалов XIV-XV вв. Только ок. 20 молитвенных и поминальных граффити XIII-XVI вв. на стенах юж. и сев. апсид собора указывают на продолжение его сакральной жизни, поскольку записи в алтаре могли быть оставлены священнослужителями ( Высоцкий. 1985. С. 84-101). Но «безвременье» для обители не окончилось с первыми после долгого перерыва упоминаниями в документах. В них сообщалось о назначении в К. м. священников и игуменов, однако принцип «права подавания», т. е. передачи мон-ря светскими властями как «хлеба духовного» лицам, желающим получить в свое управление монастырские имения, не подразумевал поддержания ими духовной жизни в обители. Главной задачей такого «собственника» становилась охрана имений. Первый документ, свидетельствующий о функционировании К. м. и наличии в нем игумена, к-рый одновременно управлял вотчинами Иорданского жен. мон-ря, датирован 1539 г. Документ отражает судебный процесс за земли между «отцом Симеоном игуменом церкви Святого Кирилла и Святого Николы Ерданского» и священником Никольской и Васильевской церквей Иаковом и печерским архим. Иосифом (НБУВ ИР. Ф. 1. Д. 57488; АрхЮЗР. 1883. Ч. 1. Т. 6. С. 26-30). Привилеем кор. Сигизмунда II Августа от 15 февр. 1555 г. «церковь заложенья Светого Кирила» была передана «до живота держати» Богдану Ивановичу Шавуле на основании того, что «предки его тою церковь на себе держачи, пожитки свои мели» (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. Д. 43. Л. 8-8 об.). Т. е. Богдан Шаула (Шавула) не был в своем роду 1-м «собственником» монастырских владений. К нему мог принадлежать и «отец Симеон», о чем свидетельствует запись в синодике Михайловского Златоверхого мон-ря: «Род мещанина киевского Шаулы».

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Соборное богослужение Великого Четверга в Константинополе в IX-XII вв. отражено в Типиконе Великой церкви В Великий Четверг с утра и до полудня совершалось поклонение св. копью - тому самому, по преданию, которым было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копье находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: " Semeron ho basileus tes dzoes " (греч.) - Днесь црарь жизни). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: " Proskunoumen ten logchen " (греч.) (Покланяемся копию). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час - дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день - в Великую пятницу - поклонение копью совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: " Ho rapistheis huper genous anthropon kai me orgistheis " (греч.) (Заушенный за род человеческий, и не прогневавыйся) и читали паремию (Иер 11. 18 - 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 - после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола. Вечером служили вечерню, в конце которой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3-11 (в Евхологиях чин представлен полностью - см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения Литургии: Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1-21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4-11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23-32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2-20, Ин 13. 3-17, Мф 26. 21-39, Лк 22. 43-44, Мф 26. 40-27. 2). В Литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего гласа " Tou deipnou sou " (греч.) (Вечери твоея) (Mateos. Typicon. T. 2. P. 72-77).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Вот в чем смысл христианской Пасхи: это чудо Божиего прощения! Поэтому вера в Воскресение Христово – это вера в прощение грехов, что засвидетельствовал Бог Отец, воскресив Сына, что явил Сын, восстав силою ипостасного Божества в Духе Святом. У апостола Павла читаем: И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол. 1: 18). Вот это совсем непонятно. Как можно назвать Христа «первенцем из мертвых»? Если Лазарь Четверодневный воскрес раньше, если сын наинской вдовы воскрес значительно раньше, не говоря уже о сыне вдовы из Сарепты Сидонской, которого воскресил еще пророк Илия. Святые отцы, разрешая это недоумение, говорят: Христос – первенец из мертвых, потому что Он явил нам новое Воскресение. Те люди воскресли, но они же потом умерли. А почему Христос не сразу вознесся на Небо, а еще 40 дней уже Воскресший общался со Своими учениками? Он показывал формат нового Воскресения. Он – Первенец, а мы идем за Первенцем. По своим духовным и физическим качествам наше воскресшее тело будет напоминать тело Господа Иисуса Христа по Его Воскресении из мертвых: …доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4: 13). Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Образец тела, тело и дух, видим в теле Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении». Воскреснет именно наше тело, хотя оно и изменится, но это будет узнаваемое тело Воскреснет именно наше тело, хотя оно и изменится, но это будет узнаваемое тело, которое сохранит индивидуальные особенности: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие (1 Кор. 15: 53); И еще: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов 19: 25–27). То есть мы получим назад свое тело, но оно будет измененное. Прежде всего, мы все помолодеем: Бог умилосердится над ним и скажет: «Освободи его от могилы; Я нашел умилостивление». Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей (Иов 33: 24–25).

http://pravoslavie.ru/120862.html

И сия рек, показа им руце и нозе» (Лук. 24:39—40). Этим снова могут быть обличены осмеливающиеся говорить, что Господь изменился в плоть и кости. Не сказал Он: «якоже Мене видите» сущего «плоть и кости», но: «имуща», в устранение мысли, что изменилось в них само Слово, во удостоверение же, что имеет их и по воскресении, как имело прежде смерти.    8) А когда это доказано таким образом, излишним будет делом касаться прочего и сколько-нибудь раскрывать это. Ибо тело, в котором было Слово, не единосущно Божеству, но истинно рождено от Марии; и само Слово не изменилось в плоть и кости, но явилось во плоти. Такой смысл имеет сказанное Иоанном: «Слово плоть бысть» (Иоан. 1:14), как можно усмотреть это из подобного выражения.    У Павла написано: «Христос... быв по нас клятва» (Гал. 3:13). Как не сам Он сделался клятвою, но поелику за нас приял на Себя клятву, то и сказано, что «бысть клятва»; так и «плоть бысть», не пременившись в плоть, но потому что ради нас воспринял на Себя живую плоть и сделался человеком. Сказать: «Слово плоть бысть» — тоже опять значит, что и сказать: Слово сделалось человеком, по сказанному у Иоиля: «излию от Духа Моего на всяку плоть» (Иоил. 2:28); потому что обетование сие не простиралось на бессловесных животных, но относится к человекам, ради которых Господь сделался человеком. Поелику же изречение это имеет такой смысл; то по справедливости да осудят сами себя все думающие, что плоть от Марии была прежде Марии, и что Слово прежде Нее имело какую-либо человеческую душу, и до пришествия Своего было всегда с ней. Да умолкнут утверждающие, что плоть Христова недоступна смерти, но бессмертна по естеству. Если бы Христос не умер, то как бы Павел предал Коринфянам, «еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по Писанием» (1 Кор. 15:3)? Как бы Христос и воскрес, если бы не умер?    Да покроются великим стыдом допустившие мысль, будто бы вместо Троицы будет четверица, если сказать, что тело от Марии. Говорят: если тело наименуем единосущным Слову, то Троица пребудет Троицею, потому что Слово не вносит в Нее ничего чуждого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2567...

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28). Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и Предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных. Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными. Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. 11, 5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость. Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы — служители Его (Кол. 1,18). Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески — Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31). В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском. Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего. Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

http://pravmir.ru/vse-o-petrovom-poste/

     В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.      Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.      Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).      Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.      Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5)      и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.      Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.      По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.      Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.      Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды " Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил " (Деян. 9,1-9).

http://zavet.ru/book/petrovp.htm

Александр 21 сентября 2022, 13:35 С праздником! Родилась Благодатная! Мир вам. Не могу понять, почему вы говорите, что Евангелие только для женщин, у которых другой социальный уклад (когда она не работает и не теряет в социальном статусе). Вы не боитесь, что это похоже на сердце, живущее этим мipoм, которое приспосабливает Евангелие для себя и для этого мipa? Заповеди Его не имеют ограничений ни во времени, ни в пространстве, и ни какое обстоятельство не может стать препятствием для их исполнения. Человек в свободном выборе. Если бы мы делали добро по природе, а не по свободе, то к чему тогда Бог приготовил венцы неизъяснимые (1 Кор. 2:9)? Кротка овца, но никогда не увенчается, так как кротость ее от природы. Елена 21 сентября 2022, 11:40 А мне очень понравилась статья Виктора Куткового " О христианском отношении к собаке " (прямо над этими комментариями можно открыть). По-моему, там абсолютно всё сказано по поводу этой весьма болезненной, как оказалось, темы. Читатель 21 сентября 2022, 10:58 Ирине, а также и Александру: к чему это мудрствование об отношениях и взаимных обязанностях мужчины и женщины......??? Ведь в рассказе оба родителя и папа и мама действовали в унисон и не по отношению друг к другу, а к своим детям: и мальчику, и девочке. Извините, но оставьте пожалуйста свою обширнейшую тему и вернитесь к сути рассказа, который называется " Тонкости воспитания " . Воспитание точно сложное дело, в данной ситуации интересно, а как родители объяснили детям, что сами отстранились и уход за собакой дело детей в 4 и 5 лет? А в 4 и 5 лет уже начался период " я сам(а) " , и тут может надо бы их потихоньку поддерживать ну или толково объяснить, почему такое или другое решение в их семье. Александр 20 сентября 2022, 21:15 Не одевайте «рубашку» на всех, какую описываете. Не у всех так. У меня за мою жизнь были и собаки, и кошки, и попугаи, и сейчас есть. Никто не роптал и никого не укорял об усталости, животными занимаются все. Если вы рассказ внимательно читали, то там дядя Денис (мужчина) Лаки выгуливал, а не его жена. Вот вам еще пример из рассказа: «...когда дня через два мимо детской площадки прошел мальчик (опять мужской пол а не женский), ...вел на поводке рыжую собачку». Муж с женой жили счастливо (написано так). Мать детей, набожный человек, в воскресенье с детьми в храм ходит, слушает Священное Писание на литургии. О своих проблемах попробуйте с духовником поговорить, подскажет выход из ситуации.

http://pravoslavie.ru/148094.html

е. допуская, что Иисус от Бога, действием Его всемогущества, был возвращен из действительной смерти к жизни, или лучше, к новому высшему образу бытия, в котором Он, имея возможность являться Своим некоторое время в телесном виде, по истечении 40 дней взят на небо. Таким образом, Штраус совершенно согласен с нами в том, что в Новом Завете под воскресением Христовым разумеется не одно только продолжение существования души Его по ту сторону гроба, или Его духа в обществе (учеников Его), как думает Шенкель, но телесное возвращение из смерти к новому, прославленному, бессмертному бытию. Почему же Штраус, – невольно спрашиваем мы, – при столь разнообразном согласии с евангельским учением не может усвоить себе взгляда христианской Церкви? Во-первых потому, что он считает чудо вообще невозможным; во-вторых он думает, что для того, чтобы принять столь необычайное чудо, мы должны бы иметь свидетельства более достаточные, нежели какие находятся в Новом Завете. Ни одно из четырех Евангелий, по Штраусову критическому суждению, не происходит от очевидца этого события, и сколь ни достоверно в других отношениях сказание апостола Павла, в 1 Кор. гл. 15., но и оно не ведет далее того факта, что Петр, Иаков, вообще старейшие апостолы и более 500 христиан вместе верили, будто они видели Воскресшего. Сверх того, как мало согласны эти сказания между собой, именно в отношении к местностям явлений Иисуса! Не менее противоречий заключает в самом себе и то представление, которое сообщают нам Евангелия о жизни Воскресшего. Ибо, с одной стороны тело Христово состоит из плоти и костей, может принимать пищу и быть осязаемым учениками, а с другой оно так духовно, что проникает сквозь затворенные двери и опять внезапно изчезает из среды учеников. При этих обстоятельствах важно то, что и Павел уверяет, будто он также видел Воскресшего спустя несколько лет, именно на пути в Дамаск при своем обращении. Не было ли это явление Христа явно мечтательным видением (Wision)? Хотя сам Павел считал такое явление за телесное явление Воскресшего, но это было именно самообольщение, которое происходило от его иудейской веры в обективную действительность мечтательных видений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Какая короткая и ясная статья, какие простые слова! Но как они вдохновили меня! Спасибо! Надежда 31 марта 2013, 15:07 Многие из нас уже захлебываются, стоя по горло во лжи, лицемерии, жестокосердии, отрицании Церкви,как посредника между человеком и Богом. И только вера и любовь к Господу спасает. Спасибо, о. Александр за статью. Артём 31 марта 2013, 14:40 Почаще бы печатали проповеди О. Александра Шаргунова. р.Б. Ксения 31 марта 2013, 14:36 Спасибо, о.Александр, за прекрасные слова ! Правда этих слов проникает в самое сердце. Олег С. 31 марта 2013, 13:21 Грустно видеть иконы в музее, в частных коллекциях. Как они туда попали? Можно много аргументов привести почему им там лучше. Это как уникального, заслуженного, старого врача, многих исцелившего, показывать больным и рассказывать о его заслугах, о том как он носит халат и прочие атрибуты врача, какие и почему у него седые волосы и не давать ему лечить больных, говоря что его надо беречь, он достояние и т.д. А у врача спросили хочет ли он такого покоя? Елена Гурьева 31 марта 2013, 00:12 Как это ужасно и тяжело исполнить!!! Господи, спаси и помоги!!! р.б.Сергий 31 марта 2013, 00:00 СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Христианство тогда окончательно утратит свое былое имя, когда станет " розовым " (http://www.blagogon.ru/digest/140/), когда исповедание веры станет комфортным, когда Страх Божий покинет сердца наши! " Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. " (1,Кор.,16,13) Низкий поклон и благодарение отцу Александру за стояние в вере! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! P.S. Выражаю искреннюю признательность администраторам сайта за публикацию данной статьи. Алексей 30 марта 2013, 23:01 " Время поста и молитвы. Стой насмерть, христианин, будь готов заплатить всею кровию своею за одну каплю благодати, купленной дорогою ценою! Мы должны им помешать, не дать им победить, удержать зло — быть «удерживающим» — теми, кто на самом деле причастны крепости Божией, благодати Святого Духа... " - Да, мы должны стоять насмерть в борьбе со своим личным грехом,и тогда Господь остановит пришествие антихриста, как Он готов был пощадить Содом и Гоморру, если бы там нашлось 10 праведников.

http://pravoslavie.ru/60489.html

Ксения 2013/08/26, 20:43:16 Доброго здоровья,Святые отцы Ватопедского монастыря. У меня к вам огромная просьба и большая надежда.Искренне верю в вашу помощь. Я состоялась как жена, но как мама....Вот уже 10 лет я мечтаю об этом,и все мои мысли только об этом.Душа болит и не могу передать как мы хочем чтоб в нашей семье появился малыш или малыши..Прошу вас - помогите нам !! Вышлите нам с мужем 2 пояска Пресвятой Богородицы! И помолитесь за нас: рабу божью Оксану и раба божьего Олександра. Заранее благодарна. Адрес: Украина, Житомирская обл. , г. Новоград-Волынский, ул. Шевченка 7, кв.59. Нестерук О. С. ksena-7@mail.ru 2013/08/25, 23:40:38 Святые отцы и братья Ватопедического монастыря! Умоляю, прошу покорно выслать нашей семье 2 пояска Пресвятой Богородицы. Мы с мужем оба бесплодны, лечились, были операции у меня, но прогнозы печальны. Надеемся только на чудо Божье. Пожалуйста, помолитесь за нас, помогите нам силой Господа излечиться от нашего недуга и родить ребеночка. Низкий Вам поклон. Наш адрес: Россия, 115304, Москва, ул.Кантемировская, д.5, кор.2, кв.297 р.б.Марина и Илья 2013/08/25, 11:38:22 Здравствуйте Святые братия.Умоляю о Вашей помощи.Мы с мужем в браке уже 4 года и у нас не получается забеременеть, объездили много святых мест, но долгожданная беременность так и не наступает. Умоляю Вас, вы не могли бы выслать поясок, освященный на поясе Пресвятой Богородицы,столько слёз выплакано, очень надеюсь на Вашу помощь. Храни Вас Господь! Заранее очень Вам благодарна. Наш адрес: 355011, Российская Федерация,Ставропольский край, г.Ставрополь, ул.Пирогова 102/1, кв. 267. Марина Марина и Дмитрий 2013/08/25, 01:52:25 Священная братия Ватопеда. От всего сердца благодарю Вас за пояски которые Вы мне прислали. Спасибо Вам за этот бесценный подарок для моей семьи. Храни Вас Господи! 2013/08/23, 09:15:47 Здравствуйте Святые Отцы Ватопедского монастыря! Мы, с мужем живём уже год в браке, брак венчанный но детей нет прошу Ваших молитв помолитесь за рабу Божью Елену и раба Божьего Алексея. Во Имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=1710&c_pid=15

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010