Понятие В., брани в НЗ часто используется в духовно-аскетическом смысле: «Облекитесь во всеоружие Божие,- призывает христиан ап. Павел,- чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6. 11-12). В Посланиях ап. Павла военные образы и метафоры несут большую смысловую нагрузку. Апостол рисует образ жизни христиан, употребляя военные термины: «...будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения...» (1 Фес 5. 8), «возьмите щит веры... шлем спасения... и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6. 16-17; ср.: Евр 4. 12-14); говорит об апостольском служении, сравнивая его со служением воинским: «...мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем (στρατευμεθα). Оружия воинствования (στρατεας) нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь...» (2 Кор 10. 3-4); называет христианина добрым воином (καλς στρατιτης) Иисуса Христа (2 Тим 2. 3). В контексте борьбы с грехом, со злом НЗ полагает как наиболее важные, радикально отличные от всех предшествующих представлений об отношениях между людьми заповеди «люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал 5. 14) и «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк 6. 27-28; ср.: Мф 5. 43-44); «если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят... Но вы любите врагов ваших...» (Лк 6. 32, 35). В людях, причиняющих зло, тем не менее должно видеть образ Божий, относиться к ним так же, как относится к человеку Бог, от Которого происходит любовь и Который Сам есть любовь (1 Ин 4. 7-8). Проявлению вражды, ненависти между людьми противопоставляется в НЗ, т. о., не справедливое возмездие, а любовь. Залог этой любви - даваемый Христом духовный мир («мир Мой даю вам» - Ин 14. 27). Высшей степенью любви к человеку, по словам Христа, является жертва собой, отдание своей души за друзей (Ин 15. 13). К такому жертвенному подвигу любви относится гибель на поле сражения, смерть от ран и перенесенных лишений во время В. в защиту отечества (см. также ст. Военная служба ).

http://pravenc.ru/text/155138.html

В приложении к слушателям Господа, роптавшим теперь на Него, слова Его означают то же, что сказал Он в беседе по исцелении расслабленного: вы не имеете слова Его, пребывающего в вас ( Ин. 5:38 ) и далее: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете (ст. 45) и пр. Грех их существенный в том, что они совершенно поработились чувственному направлению верований и упований и заглушили в себе духовные потребности, развитием коих Бог привлекает человека ко Христу, открывая его смысл в разумении Писаний и тем делая его богонаученным. Не то, чтобы кто видел Отца и пр.: ограничение или пояснение мысли предшествующего стиха. Чувственное настроение народного духа могло толковать слово пророческое о богонаученных в Царстве Мессии так, что с этим богонаучением связано и лицезрение Бога. Господь такое непосредственное лицезрение Бога присвояет только одному Себе, как Ин. 1:18, 3:13, 8:42 (ср. прим. к сим стихам). Все видения Бога пророками были не непосредственными видениями Самого Бога, а лишь в образах и символах; непосредственное ведение самого существа Божия принадлежит только единосущному с Богом воплотившемуся Сыну Божию. – Кто есть от Бога: от существа Божия рождён и от Бога послан в мир, т. е. Сын Божий, Христос (ср. Ин. 1:14, 8:42, 7:1 и прим.). По силе этого единения с Богом Господь и может богонаученных вводить более и более в истину и любовь Божию. 47. Ин. 6:47 . Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Ин. 6:35, 40 . 48. Ин. 6:48 . Я есмь хлеб жизни. 49. Ин. 6:49 . Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Ин. 6:31 ; Чис. 11:4 д.; Кор 10:5. 50. Ин. 6:50 . хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт. Ин. 6:33 . 51. Ин. 6:51 . Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ин. 3:13, 12:24 ; Кол. 1:22 ; Евр. 10:5, 10 . Истинно, истинно говорю и пр.: указав на внутреннюю причину ропота Своих слушателей (41) – на неспособность их возвыситься при чувственном направлении духа до истинного понятия о лице Христа и Его деле, Господь снова возвращается мыслью к предмету их ропота и решительно повторяет им, что Он есть хлеб жизни, сошедший с неба, разъясняя это понятие ещё одною решительною чертою частною, и именно – что этот хлеб есть Плоть Его, которую Он принесёт в жертву за мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

На это посещение Павел намекает в 2Кор. 2:1 , а то новое посещение, к которому он в это время готовится, называет третьим (ср. 12:14, 13:1). При этом, когда он писал 1 Кор., у него было намерение не уезжать из Ефеса в Коринф ранее Пятидесятницы (ср. 1Кор. 16: 8 ). Если он это намерение исполнил, мы вынуждены признать, что та Пятидесятница, к которой он хотел попасть в Иерусалим, по свидетельству Дееписателя (ср. Деян. 20:16 ), относится к следующему году. Стремясь в Иерусалим к Пятидесятнице, Павел выехал из Филипп по миновании опресноков (ср. ст. 6). Известное время надо положить на его пребывание в Македонии и путь в Македонию из Еллады, как в Деян. 20 называется Ахаия. Если учесть, что в Елладе (т. е., надо думать, в Коринфе) Павел пробыл три месяца (ср. ст. 3), мы придем к выводу, что он приехал туда в конце ноября – начале декабря. Это и было его третье пребывание в Коринфе. Таким образом, все события, которые упоминаются во 2 Кор, располагаются в течение времени от Пятидесятницы до конца ноября – начала декабря. Эти события были следующие. Павел приехал из Ефеса в Коринф и увидел, что Коринфская община ему изменила. Горе Апостола было усугублено личною обидою, которая была ему нанесена. Что Павел в 2Кор. 2:5–8 имел в виду вполне определенный случай и определенное лицо, вытекает из его слов об оскорбителе и оскорбленном в 7:12. В современной науке господствует мнение, что под оскорбленным ап. Павел разумеет самого себя (ср. 2:5). Для восстановления положения Павел думал вновь посетить Коринф (1:15–16). Очевидно, он уехал оттуда в Ефес тотчас после кризиса. Но свое намерение он не привел в исполнение (ср. 2Кор. 1:23–2:1 ), а послал вместо себя строгое послание (ср. 2:4, 9; 7:8–12), до нас не дошедшее. Его подателем был Тит. Навстречу Титу, который должен был осведомить Апостола о положении в Коринфе, он выехал в Троаду и дальше в Македонию (ср. 2:12–13), куда и привез ему Тит добрые вести (ср. 7:5–7, 13–15). В настроении Коринфян строгое послание произвело перелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Сведения о порядке проведения евхаристических служб в доникейской Церкви слишком фрагментарны и недостаточны для детальных реконструкций (все эти данные приводятся в разделах «Евхаристия в Священном Писании» и «Евхаристия в ранней Церкви» ст. Евхаристия ). Из указаний НЗ следует, что первые христиане совершали Евхаристию во время совместных трапез, проходивших по домам (Деян 2. 42, 46; 12. 5, 12; 20. 7-12). Трапезы проводились в складчину (1 Кор 11. 21), возможно, по чину эллинистических симпосиев, что было общекультурной формой того времени (см.: Smith. 2013). Собрания включали чтение (1 Фес 5. 27; Кол 4. 16), наставления (1 Кор 14. 26), пение псалмов и гимнов (Еф 5. 19; Кол 3. 16), а главное - молитву предстоятеля с благословением хлеба и вина (1 Кор 10. 16; ср.: Didache. 9-10, 14). Неотъемлемой частью встреч было приношение более обеспеченными членами общины продуктов питания (Деян 6. 1), которые использовали на самой встрече и, вероятно, раздавали неимущим членам общины; также могли собирать пожертвования в денежной форме (Рим 15. 26; 1 Кор 16. 1-2; Гал 2. 10). Однако уже в апостольскую эпоху совершение Евхаристии во время общей трапезы вызывало нестроения (1 Кор 11. 20-30), поэтому во II в. Евхаристия начала совершаться прежде трапезы, а с III в. в Церкви установилось правило причащаться натощак, с IV в. закрепленное канонически (Карф. 41 (50), ср.: Трул. 29). Первое описание составных частей раннехристианского евхаристического чинопоследования содержится в 65-й и 67-й главах «Апологии в защиту христиан к римскому сенату» мч. Иустина Философа. Прежде Евхаристии происходило чтение Свящ. Писания («сказаний апостолов или писаний пророков»), и предстоятель произносил «наставление и увещание подражать там прекрасным вещам» (гл. 67; в гл. 65 место чтения Свящ. Писания и проповеди занимает чин Крещения). Чин начинался с общих молитв всех собравшихся верных, за к-рыми следовали лобзание мира и принесение хлеба и чаши с вином и водой к предстоятелю. Тот «воссылал именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершал благодарение за то, что Он удостоил нас этого» (гл. 65; ср. гл. 67: «Предстоятель воссылает молитвы и благодарения, сколько он может»), а собравшиеся в конце произносили: «Аминь» . Собравшиеся причащались Св. Даров, а отсутствовавшим - напр., по болезни - их относили диаконы. Ту же схему: 1) предварительная часть с чтением Свящ. Писания, 2) общие молитвы верных (и лобзание мира), 3) принесение хлеба и вина, 4) молитва предстоятеля (т. е. анафора), 5) причащение - чин Л. сохранял в последующие эпохи.

http://pravenc.ru/text/Литургия.html

Иез.45:13 .  Вот дань, какую вы должны да­вать князю: шестую часть ефы от хомера пше­ницы и шестую часть ефы от хомера ячменя; «Дань» князю, как и священная подать ( Иез.44.30 ; ср. Иез.45.1 ), обозначается словом терума, потому что и она в конце концов идет на храм и культ, хотя это слово «в Притч 29.4 имеет светский смысл» (Сменд). Из хлебов дань вносится только от важнейших и составляет 1 60 урожая, так как 1 ефа ­­ 110 хомера, а дань составляет 1 6 ефы. – «Шестую часть», букв. «разделить на 6 частей» (глагол вместо числит.). Иез.45:14 .  постановле­ние об елее: от кора елея десятую часть бата; десять батов составят хомер, по­тому что в хомере десять батов; Дань от елея уже значительно меньше, едва не вдвое, хлебной дани; только 1 100. И обозначена она уже не терума (см. 13 ст.), а хок – «постановление» (ср. Иез.16.27 «назначение», Лев. 7.34 «участок»). Кор (арам. кора. греч. κορος) ­­ хомеру (Howack, Arch. 1, 203. Benzing. 183) и, должно быть, заменил это название около времени плена ( 3Цар 4.22, 5.11 ; 2Пар 2.10, 27.5 ), став, может быть, преимущественно мерою жидких тел; длинное объяснение этой меры здесь показывает, что она была новою. Но евр. текст здесь до невозможности темен и многословен – букв. «и постановление елея: бат елея – десятая часть бата от кора десять батов хомер, потому что десять батов хомер»; в словах «бат елея» видят глоссу по Втор 14.23 ; вместо «хомер» читают с Пис. и Вульг. «кор»; «десять батов кор», так как, естественно, ждать объяснения, что такой кор, а не хомер, объясненный в ст. 11; последнее предложение стиха считают диттографией, предполагая, что ки, «потому что» возникло из кор; но это предложение, может быть, хочет сказать, что кор равнялся хомеру. LXX: «меру ( κοτυλη – кубок) елеа от десяти мер, понеже десять мер суть гомор», т. е. короче: 1 100 хомера. Иез.45:15 .  одну овцу от стада в двести овец с тучной пажити Израиля: все это для хлебного при­ноше­ния и всесожже­ния, и бла­го­дар­с­т­вен­ной жертвы, в очище­ние их, говорит Го­с­по­дь Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Спасающиеся ( sJzTmenoi ‘те, кто спасутся’) — выражение, обычное в ранней Церкви (Деян 2:47; 1 Кор 1:18; 2 Кор 2:15), быть может, восходящее к Ис 37:32 в переводе Семидесяти. Вопрос о том, многие ли наследуют окончательное благословение в грядущем веке, обсуждался в иудейской традиции; пессимистический ответ на него встречается в апокрифах и в раввинистических трактатах, ср. много званых, а мало избранных (Мф 22:14) и Мф 7:14. Как и в Деян 1:6–8, Иисус не отвечает на вопрос прямо, но указывает слушателям, что им надлежит не рассуждать о судьбе других людей, но поспешить самим войти в тесные врата, как бы трудно это ни было, и не откладывать решения, ибо в последний день окажется, что многие захотят войти, но будет поздно. Хозяин дома встанет и затворит двери — это означает, что все гости, которых ожидал хозяин, уже вошли. Мы ели и пили пред Тобою еще не означает духовного общения, а слова на улицах наших учил Ты не подразумевают, что говорящие откликнулись на учение Христа. Отойдите от Меня все делатели неправды — почти точная цитата из Пс 6:9 в переводе Семидесяти, где эти слова говорит своим противникам страдалец, которого оправдывает Господь. Плач и скрежет зубов — brugmTj ‘зубовный скрежет’ означает, вопреки мнению некоторых комментаторов, отнюдь не запоздалое раскаяние, но бешеную злобу против хозяина дома, ибо никакого другого значения, кроме убийственной ярости, этот образ в Писании не имеет, ср. Деян 7:54; Пс 34:16; 36:12; 111:10; Плач 2:16; Иов 16:10. На мессианском пиру есть место для ветхозаветных праведников, однако многие современники Иисуса будут изгнаны оттуда. Выражение восток и запад уже означало ‘весь мир’, ср. Мал 1:11; Зах 8:7; Ис 59:19, и добавление севера и юга могло только усилить его. Угрозы Ирода (13:31–33) Ввиду того, что ст. 32 и 33 содержат повтор и (может быть) противоречие, Бультман и Иеремиас 99 предполагали, что ст. 31–32 и 33 представляют собой отдельные логии, объединенные по признаку совпадения ключевых слов. Однако поскольку ст. 32 не содержит еще ответа на предупреждение в ст. 31, ст. 33 вряд ли можно оторвать от него.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

13). В плане 1 Кор. гимн любви гл. 13 имеет место в связи с учением о дарах духовных. Если дары духовные позволительно понимать, как предвосхищение грядущей полноты, частичное преодоление тварной ограниченности, которому придет конец, когда наступит полнота (ср. стт. 8–12), то любовь выше даров (ср. стт. 1–3), оттого что ей не будет конца (ст. 8), и по этой же причине она выше и веры и надежды (ст. 13). Вплотную к дару языков ап. Павел переходит в гл. 14. И тут-то и сказывается, что в ряду даров духовных ему принадлежит низшее место. Пророчество выше его (ст. 5, ср. стт. 1–4, 23–25, 39–40). Проявление дара языков необходимо требует дара истолкования (ст. 13, ср. стт. 5–6, 28). Павел ценит то, что служит к назиданию Церкви (ср. еще ст. 19). Гл. 14 заканчивается практическими указаниями (стт. 36–40) касательно пользования даром языков, к которым, попутно, присоединяются и некоторые другие. Апостолом руководит забота об общем благе верующих. Он стремится сохранить ценное и предупредить опасности. Гл. 15 посвящена вопросу о воскресении. Ап. Павел счел необходимым его поставить в связи с полученными им сведениями о том, что в Коринфе некоторые, отрицали воскресение мертвых (ст. 12). К устранению этого заблуждения и направлены усилия ап. Павла. Для утверждения истины воскресения он приводит целый ряд доказательств (ср. стт. 1–11, 13–19, 29–34) и прямых и от противного. Особое место занимает историческое свидетельство о Воскресении Христовом (ср. ст. 3–11), доказывающее возможность воскресения вообще (ср. ст. 12). Это свидетельство, которое, как мы в свое время отметили, существенно дополняет свидетельство Евангельское, есть древнейшая письменная запись благовестия о Воскресении Христовом. Устраняя сомнения в воскресении, Апостол, попутно, дает и положительное учение о воскресении. Так, в стт. 20–28 он открывает смысл Воскресения Христова. Воскресший Христос противостоит Адаму, в лице которого род человеческий подпал власти смерти. Своим Воскресением Христос полагает начало общему воскресению и ведет творение к той божественной полноте, когда Бог будет всяческая во всех (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

31.20. Вопросы. Есть три типа вопросов. – Без указания, какой ответ на вопрос ожидается говорящим. σ ε βασιλες τν ’Ιουδαων; (Μφ. 27:11) Ты Царь Иудейский? – Если вопрос начинается с ο, то говорящий ожидает положительного ответа 469 . Διδσκαλε, ο μλει σοι τι πολλμεθα; (Μκ. 4:38) Учитель, Ты не переживаешь, что мы погибаем? Ученики ожидали, что Иисус ответит: «Да, переживаю». – Если вопрос начинается с μ, то говорящий ожидает отрицательного ответа. μ πντες ποστολοι; (J Кор. 12:29) Все ли апостолы? Уточните у своего преподавателя, как вам следует переводить подобные предложения. В большинстве переводов ожидаемый ответ никак не выражен. Однако в русском языке можно добиться того же эффекта, что и в греческом, хотя иногда при этом предложение будет выглядеть несколько громоздко. Учитель, разве же Ты не переживаешь, что мы погибаем? Ведь не все же апостолы? Основная таблица неизъявительных наклонений 31.21. Как и в случае изъявительного наклонения, сосредоточьтесь на запоминании данной таблицы и того, как соотносятся между собой различные формы глаголов. Сослагательное наклонение время прир./удв. времен. основа о6раз.вр. соед. гласн. личное окончание форма 1 л. ед.ч. наст.вр. д.з. наст.вр. перв. д.з. наст.вр. ср./ст.з. наст.вр. перв. ср./ст.з. λωμαι аорист I д.з. аор. д.з. перв. д.з. аорист I ср.з. аор. д.з. перв. ср./ст.з. λσωμαι аорист I ст.з. аор. ст.з. перв. д.з. аорист II д.з. аор. д.з. перв. д.з. аорист II ср.з. аор. д.з. перв. ср./ст.з. γνωμαι аорист II ст.з. аор. ст.з. перв. д.з. Подведение итогов 1 . Сослагательное наклонение употребляется, когда глагол выражает возможность, вероятность, призыв или используется в обобщающем высказывании. 2 . Грамматическое время в сослагательном наклонении не имеет временного значения, но выражает только вид действия. Глагол сослагательного наклонения, образованный от основы настоящего времени, выражает продолженный вид. Глагол сослагательного наклонения, образованный от основы аориста, выражает неопределённый вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010