Проте у покликано бути пастирське Церкви, особливо в Покаяння. Кожному, хто у вчиненому як обов " язкову умову прощення священик повинен запропонувати перед Лицем Божим продовження таким чином людину можна переконати залишити шлях беззаконня повернутися до доброчесного життя. X. Питання та X. 1. статями особливий дар Творця створеним Ним людям. створив Бог людину за образом за образом Божим створив й створив (Бут. 1, 27). Будучи однаковою образу Божого й людського для один з одним у «Тому залишить батька свого свою, пристане до будуть одна плоть» (Бут. 2, 24). початкову волю Господа про благословенний Ним союз засобом продовження й примноження людського роду: благословив Бог, сказав Бог: розмножуйтесь, наповнюйте землю, нею» (Бут. 1, 28). статей не обмежуються являють собою два образи в Вони потребують й доповнення. Однак у статей можуть викривлятися, втрачаючи образ й вироджуючись у пристрасть людини до свого «я». Високо подвиг заради Христа та визнаючи особливу роль чернецтва в та сучасному Церква не ставилася до шлюбу зневагою осуджувала тих, хто хибного прагнення до чистоти зневажав стосунки. Апостол Павел, який особисто для себе обрав й закликав його в цьому (1 Кор. 7, 8), осуду спалених у забороняють одружуватись» (1 Тим. 4,2-3). У 51-му Апостольському сказано: «Якщо хтось... шлюбу... не заради подвигу утримання, але через гидування, забувши... що Бог, створюючи людину, й створив таким чином, зневажаючи, зводить наклеп на — або нехай виправиться, або нехай буде позбавлений священного сану Церкви». Це правило доповнюють 1-ше, 9-те й 10-те правила Гангрського Собору: «Якщо хтось шлюб доброчесною, яка з у шлюбних стосунках, або ганьбить як таку, що не може в Царство [Боже], нехай буде клятвою. Якщо хтось або ухиляючись шлюбу, як такий, що ним, а не заради краси й нехай буде клятвою. Якщо хтось з тих, хто заради Господа, величатиметься перед одруженими, нехай буде клятвою». Священний Синод Церкви в 28 грудня 1998 року, посилаючись на правила, вказав на негативного або зверхнього ставлення до шлюбу».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207692...

Июль-Август, книга 2-я Премудрость созда себе дом и утверди столпов селмь… Посла своя рабы, созывавши с высоким проповеданием. Притч.9:1–3 . Мы же проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость, 1Кор.1:23–24 . Темже, яко же глаголет Дух Св. днесь, аше глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Евр.3:7–8 . Н.В. (Вишневский Н.Л.). О церковной иерархии и благочинии церковном//Миссионерское обозрение. 1896. 7–8. С. 3–9 (Изречения и наставления Мужей Апостольских) Представим себе воинствующих под начальством вождей наших; как стройно, как усердно, как покорно исполняют они приказания. Не все эпархи, 46 не все тысяченачальники, или стоначальники, или пятидесятиначальники и так далее, но каждый в своём чине исполняет приказания царя и полководцев. Ни великие без малых, ни малые без великих не могут существовать. Все они как бы связаны вместе, и это доставляет пользу. Возьмем тело наше: голова без ног ничего не значит, равно и ноги без головы, и малейшие члены в теле нашем нужны и полезны для целого тела; все они согласным и стройным подчинением служат для здравия целого тела. Так пусть будет здраво и всё тело наше во Иисусе Христе, и каждый повинуется ближнему своему сообразно со степенью, на которой он поставлен. (Св. Климент Римский , 1-е посл. к Коринф., гл. 37–38). Мы должны в порядке совершать всё, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы. Также где и чрез кого должно быть это совершаемо, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, чтобы всё совершалось свято и благоугодно и было приятно воле Его. Итак, приятны Ему и блаженны те, которые в установленные времена приносят жертвы свои; ибо, следуя заповедям Господним, они не погрешают. Первосвященнику дано своё служение, священникам назначено своё дело, и на левитов возложены свои должнос; мирской человек связан постановлениями для народа. Каждый из вас, братия, благодари Бога за своё собственное положение, храня добрую совесть и с благоговением не преступая определенного правила служения своего. (Св. Климент Р. 1-е посл. к Кор., гл. 40–41).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований. Г. б. иногда воспринимается как методическая основа экзегезы. Греч. слово ρμηνευτικ происходит от глагола ρμηνεω - излагать, толковать, переводить. Его этимология точно не установлена; термин традиционно связывается с именем языческого бога Гермеса , считавшегося вестником богов-олимпийцев. У греч. авторов глагол ρμηνεω и его производные относятся как к самой речи («говорить ясно»: Sophocl. Oedip. Colon. 398; Plat. Resp. 5. 453c), так и к ее объяснению, истолкованию ( Plat. Theaet. 209a); в качестве технических терминов они означают способность к речи, к выражению мыслей в словах ( Xen. Mem. 4. 3. 12; у Платона - словесное изложение законов ( Plat. Leg. 12. 966b), толкование воли богов [поэтами] ( Plat. Ion. 534b,e)), а также связываются с переводческой деятельностью ( Polyb. Hist. III 22. 3; VI 26. 6; Diodor. Sic. Bibliotheca. I 11. 2; Ios. Flav. Antiq. XII 2. 4) и толкованием снов (Ibid . II 5. 3). Соч. Аристотеля «Об истолковании» (Περ ρμενεας) посвящено преимущественно логике высказываний. Язык НЗ в целом сохраняет семантику данного глагола и его производных (на рус. язык они часто переводятся словами «значит», «то есть» - см., напр.: Мф 1. 23; Мк 5. 41; Ин 9. 7; Деян 9. 36; Евр 7. 2). У ап. Павла эти понятия относятся к истолкованию языков (1 Кор 12. 10, 30; 14. 5, 13, 26-28). Св. Папий Иерапольский называет евангелиста Марка ρμηνευτς (переводчиком, толкователем) ап. Петра ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 15). В святоотеческой традиции глагол и его производные начинают чаще употребляться в значении «толковать» или «комментировать» Свящ. Писание ( Iust. Martyr. Dial. 124. 4; Iren. Adv. haer. I 1. 5; Melito. Pasch. 41; Euseb. Hist. eccl. V 27. 1; Theodoret. Hist. eccl. II 3. 8), что, видимо, связано с Лк 24. 27. У св. Игнатия Богоносца глагол «толковать» понимается в смысле «проповедовать» ( Ign. Ep. ad Philad. 6. 1). Принципы и методы толкования Свящ. Писания

http://pravenc.ru/text/164827.html

Огласительные поучения. О таинствах Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 24 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 Книга II 1. Вчера мы начали говорить о том, что в потопе тоже было предызображено крещение. Что же такое потоп, если не… 1 , в котором для умножения праведности сохраняется праведник, а грех умерщвляется? Потому Господь, видя, что беззакония человеческие умножаются, повелел воде покрыть верхи гор, но сохранил единственного праведника с его потомством. И потому в этом потопе погибло всякое развращение плоти, остался один лишь праведник и род его (Быт 7:17–23). Не есть ли этот потоп крещение, которым удаляются все грехи, а возвращается образ мыслей праведника и благодать? (ср. Лк 1:17). 2. Много видов (genera) омовений, но одно крещение, восклицает Апостол (Еф 4:5). Почему? Существуют омовения язычников, но это не крещение. Эти омовения не могут быть крещением. Тело омывается, а вина (culpa) не смывается, мало того, в этом омовении вина навлекается. Были омовения иудейские — одни излишние, а другие “в образах” (in figura). Но сам образ полезен для нас, ибо он предвозвещает истину. 3. Что было прочитано вчера? Ангел, — говорит Апостол, — по временам сходил в купальню, и всякий раз после того, как сходил ангел, возмущалась вода и первый, кто сходил в воду, исцелялся от всякого недуга, каким бы ни был одержим (см. Ин 5:4). Это показывает нам образ Грядущего Господа нашего Иисуса Христа. 4. Почему Ангел? Потому что Он Сам великого совета Ангел (Ис 9:5 по LXX). “По временам” — это о том, что Он соблюдается для последнего часа, чтобы на самом закате дня удержать закат. Итак, всякий раз после того, как сходил ангел, “возму­щалась вода”. Возможно, ты скажешь: “Почему сейчас не возмущается?”. Слушай,почему: знамения — для неверующих, вера — для верующих (см. 1 Кор 14:22). 5. Первый, кто сходил, исцелялся от всякой немощи. Что значит первый, — по времени или по чести? Понимай и то и другое. Если по времени, то “первый, кто сходил и исцелялся” — это скорее об иудеях, чем о язычниках. Если по чести, то “первый, кто сходил” — это тот, кто имел страх Божий, праведную ревность, благодатный дар любви, целомудрие, именно тот скорее и исцелялся. Но тогда спасался один (в то время, говорю, когда все было “в образах”), кто первый сходил, лишь тот один излечивался. Как же велика благодать Церкви, в которой спасаются все, кто погружаются!

http://pravmir.ru/oglasitelnyie-poucheni...

§ 114. Сочинения св. Афанасия: 1) Догматические: а) Четыре слова против ариан; содержание 1-го, 2-го и 3-го слов. В продолжение всего пастырского служения своего св. Афанасий препирался с Арием делами своими; равно самая большая часть сочинений его направлена также против арианства. Тем не менее в числе сочинений св. Афанасия видим сочинения: I) чисто догматические, II) догматическо-исторические, III) изъяснительные, IV) нравственные 164 . I) Слова св. Афанасия против ариан, по связи их с главным предметом пастырской деятельности Афанасиевой, прежде всего обращают на себя внимание 165 . Эти слова, по намерению св. Афанасия, составляют одно целое: только последнее из них заключено обыкновенным славословием Св. Троице, которым обыкновенно оканчивали свои сочинения древние отцы. Впрочем, они изданы были в начале не все вместе; в начале второго слова св. Афанасий ясно говорит, что он после того, как сообщил Церкви в обличение ариан первое свое слово против них, слышит новые возражения со стороны ариан. Первое слово против ариан св. Афанасий начинает тем, что указывает в арианах – нехристиан; они не христиане, говорит он, точно так же как не христиане маркиониты, манихеи и все другие, получившие свое название от людей, исключенных из общества христианского. «Православный народ никогда не получал названия от своих епископов, но от Господа, в Которого мы и веруем. Посему, хотя блаженные апостолы были нашими учителями и служителями Евангелия Спасителева; впрочем, мы не от них получили название, но от имени Христа. Христиане есьмы и называемся». (§ 2) ариане, продолжает св. Афанасий, и потому не христиане, что оставили без внимания слова божественного Писания, а Ариеву Фалию называют новою мудростью. (§ 4) Заметив при сем, что Арий в своей Фалии подражал сочинению язычника Стада, которое однако осмеивают самые язычники, св. Афанасий показывает содержание сего сочинения, а вместе с тем и главные мысли ариевой ереси 166 . Учению Ария, которое называет св. Афанасий предвозвестием антихриста, противополагается учение христианской Церкви, учение апостолов. Первой мысли Ария, что «было время, когда не было Сына, противополагает аа) слова в начале бе Слово, и другие подобные ( Апок. 1:4 ., Рим. 9:5; 1:20 , Кор. 1:24., Ин. 14:8, 9 ., Евр. 1:2 . и проч. 167 ; бб) такие выражения, каково Ариево выражение о Сыне Божием: не было, прежде нежели, когда, – Писание употребляет только о сотворенных вещах и никогда о Сыне Божием, вв) те, которые говорят: «было некогда , когда не было Сына, предполагают что Бог некогда существовал без Слова и Мудрости, был некогда светом без сияния, источником без воды». Допустив, что Сын существовал не от вечности, должны допустить, Что Сын произошел от кого-то вне Бога, и мир сотворенный Богом чрез Слово сотворен Творцом существующем вне Бога 168 ; дд) если Сын не вечен: то было время, когда в Боге не было истины, так как Сын есть истина 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 18 Павел в Коринфе (1-17). Отплытие его в Иерусалим через Эфес (18-23). Начало третьего апостольского путешествия (22-23). Проповедь Аполлоса (24-28). Ап. Павел в Коринфе (18:1-17). Оставив Афины, Павел пришел в Коринф. Этот, известнейший в древности по своей обширной торговле, богатый город лежал на перешейке между Эгейским и Ионийским морем, имел две гавани на восточной и западной стороне и был в то время столицей римской провинции Ахаии, включавшей в себя Пелопоннес и Элладу, то есть почти всю нынешнюю Грецию. Жители его жили в роскоши и поисках удовольствий. Желая поселиться надолго в Коринфе, как важном центральном пункте для проповеди, Павел, с целью обеспечить себе материальную возможность существования работая своими руками, поселился у некоего Акилы, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии и его жены Прискиллы, которые, как и Павел, имели ремеслом делание палаток. Об упомянутом здесь изгнании иудеев из Рима, которому подверглись Акила и Прискилла, говорит римский историк Светоний, сообщая, что причиной этого были возмущения иудеев, производимые каким-то иудейским возмутителем, присвоившим себе имя Христа. Вероятнее всего, что Светоний не понял хорошо всего этого дела, а причиной изгнания было неспокойствие между иудеями, спорившими с христианами, которых в ту пору в Риме было уже много. Однако, это свидетельство Светония весьма важно, как содержащее упоминание о Христе, а также потому, что помогает нам установить данные апостольской хронологии. Это произошло в 52 г. христианской эры. Акила это греческое произношение латинского имени Аквила, а Прискилла - уменьшительное от латинского имени Приска. Оба супруга были обращены св. Павлом к вере во Христа, видимо, несколько позже, ибо он остановился у них лишь " по одинаковости ремесла. " У евреев было в обычае, даже у богатых, обучать детей какому-нибудь ремеслу, чтобы сделать их ни от кого не зависимыми в отношении содержания. Делание палаток для путешественников, для военных лагерей было довольно выгодным ремеслом. Послания показывают нам несколько раз, что Павел был очень счастлив, имея возможность приобретать себе средства к жизни собственным трудом, никого не обременяя, (например, в 1 Кор. 4:12 и др.).

http://sedmitza.ru/lib/text/430559/

«Духовность» и «душевность» «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор.2:14). Как это так? Почему «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия», мало того: как он может почитать это «безумием»? И что значит «судить духовно»? На языке светском «человеком душевным» обычно называют того человека, у которого проявляются лучшие качества души – человека доброго, сердечного. Почему же такой человек может не принимать того, что «от Духа Божия» и даже почитать это «безумием»? Не учили ли нас еще с детства, что человек состоит из души и тела и что, хотя тело создано из земли, но зато душа – это высшее начало в человеке, она Божественного происхождения и стремится к Богу? Как же эта душа может быть чуждой Божию и не принимать то, что от Духа Божия происходит? Но вот и апостол Иуда, брат Господень, в своем соборном послании говоря о том, что «в последния времена появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, которые отделят себя от единства веры», как бы в пояснение потом прибавляет: «это люди душевные, не имеющие духа» (Иуд. 19). Что это за люди душевные? И почему Слово Божие относится к ним неодобрительно? Представление о том, что человек состоит из души и тела, – слишком элементарное, примитивное, а в действительности конструкция человека гораздо более сложна. Когда говорят, что человек состоит из души и тела, то обычно хотят этим выразить, что человек состоит не только из одного мертвого вещества, материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. «И стал человек душою живою», говорит книга Бытия 2,7., после того как Бог, создав человека из праха земного, «вдунул в лице его дыхание жизни». В этом смысле душу имеет и каждое живое существо, каждое животное. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся... И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так (Быт. 1:20—24). Следовательно, душой называется в сущности только жизненное начало в каждом живом существе – не больше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2760...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пир во время чумы, или V Мировая Что сотворили с Русской Культурой?! 21.04.2022 1165 Время на чтение 7 минут Фото: Из личного архива автора «И вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24: 9) «Никакое богатство не сможет перекупить влияние обнародованной мысли» (А.С. Пушкин ) Пароксизм – приступ или внезапное обострение болезни. Эта болезнь в тяжёлой форме обострения с фонтанирующими приступами длится d е ure 38, а de fakto 68 лет… И сегодня, в Великие и решающие для нашей Родины дни, когда мы становимся свидетелями (а некоторые и соучастниками) этого удручающего явления, никто из «мастеров культуры», никто из профессиональных «патриотов» и, что самое тяжёлое, никто из священноначалия не обращает внимание на то, что вот уже который год на Страстной Неделе открывается так называемый пасхальный фестиваль. О Русский Человек! Если ты, быть может, впервые в жизни готовишься к подвигу на Великой Страстной Неделе, сейчас, когда наших святых мальчиков сжигают на Донбассе, а их командиры в прямом эфире просят собрать им денег на хотя бы один дрон, не включай государственные радиостанции, которые через каждые полчаса будут тебя усиленно зазывать в Великий Понедельник на кощунственное шоу названное пасхальным фестивалем. В Великую Среду тебя также будут тянуть на премьеру комедии в театр Моссовета. При всей любви «к Вильяму, нашему Шекспиру», это второе, увы, также признак острого пароксизма. Почему, отчего, Господи, режиссёр, первые три фильма которого вошли в историю мирового кинематографа («Первый учитель», «Дворянское гнездо», незабвенная «Ася Клячина»), почему перед смертью он так оступился? Почему даже в такой глубокой старости не хочет смириться перед великим и недосягаемым братом своим?! Мне говорят, всё началось с «Курочки Рябы», в которой у него наотрез отказалась сниматься гениальная Ия Саввина (также героиня моего Цикла «Возвращение на Родину»). Но нет, задолго до этого было бегство в Голливуд с несбывшейся мечтой об «Оскаре». Воистину, если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий (1 Кор. 13: 1).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/21/pi...

Точное время основания неизвестно. Митр. Макарий (Булгаков) относил Л. м. к числу 11 древнейших правосл. обителей, известных в Зап. Руси и Литве ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 104-105). В белорусско-литов. летописях начиная со 2-й пол. XVI в. отмечается, что один из литов. князей, Римунт (варианты: Ромулт, Рымонт, Rymont), принял монашество с именем Василий. Он имел прозвище Лаврыш (Лавр, Лаврентий). Князь-инок испросил у своего дяди литов. кн. Наримонта место в пуще у р. Неман на Новгородокской земле (Новогрудский повет) и основал обитель, которая «оттоле прозвано Лаврышов манастыр» (ПСРЛ. 1975. Т. 32. С. 33-34, 135-136; 1980. Т. 35. С. 94, 150-151, 178, 198-199, 219-220). Однако нек-рые исследователи считают кн. Римунта, сына Литовского вел. кн. Тройдена, легендарным персонажем ( Огицкий Д. П. Вел. кн. Войшелк//БТ. 1983. 24. С. 176 -191). Несомненно, в этом позднем летописном рассказе, основанном на устном источнике, смешаны биографии по крайней мере неск. лиц, живших в разное время. Одним из них был Лавриш, т. е. Лаврентий. Судя по названию Л. м., именно он и был основателем этой обители. Происхождение Лавриша-Лаврентия неясно. Упоминаемый в источниках вел. кн. Тройден, правитель Литовского великого княжества (ВКЛ) (ок. 1270-1281), личность несомненно историческая. В его семье было неск. христиан. Согласно Ипатьевской летописи, у Литовского вел. кн. Тройдена «братья Борза, Соурьпоутии, Лесии, Свелкении, бяхоуть же, живоуще во с(вя)т(о)мь кр(е)щ(е)нии; сии же живяхоуть в любви, во кротости и во смиреньи, держащее правоую вероу крестьяньскоую, преизлиха любяще вероу и нищая. Си же преставишася при животе Троиденеве» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 869). Трое из этих братьев до 1274 г. погибли в войнах против владимиро-волынского кн. Василько Романовича (Там же. Стб. 871). Помимо них, как отмечают исследователи, у Литовского вел. кн. Тройдена была дочь Гаудемунда (София), которая с 1279 г. была 1-й женой полоцкого кн. Болеслава II (ок. 1251-1313), сына мазовецкого кн. Земовита I († 1262) и кнг. Переяславы, дочери кор. Даниила Романовича Галицкого. Она также стала христианкой (ПСРЛ. 1843. Т. 2. С. 345; 2003. Т. 40. С. 125; Halecki H. Dzieje unii Jagiellonskiej. Kraków, 1919. T. 1: W wiekach srednich. S. 23; Piastowie: Leksykon biograficzny. Kraków, 1999. S. 276, 278, 280, 281). Однако против тесной связи членов семьи Литовского вел. кн. Тройдена с Л. м. косвенно указывает тот факт, что его родовые земли были в Кернове, а не в Понеманье, к-рое, впрочем, входило в число владений этого правителя ВКЛ.

http://pravenc.ru/text/2462481.html

     В апостольском чтении 17-й Недели по Пятидесятнице мы слышим такие слова: «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 6:16–7:1). Апостол Павел напоминает одну из ветхозаветных формулировок завета Бога с людьми. Завет (договор) предполагает взаимные обязательства двух сторон. Нечто обещает Бог, и определенные обязанности принимает человек. Господь говорит: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом… И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями». Что же народ должен сделать для этого? Ему необходимо исполнить все, заповеданное Богом. Из многих заповедей Ветхого Завета апостол Павел выбирает следующую: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому». Напомнив такие строки, Павел объясняет их духовно-нравственный смысл: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». Обратим внимание на то, как относится к ветхозаветным заповедям апостол Павел. Для великого проповедника они сохраняют свою актуальность. Однако апостол осмысляет древние повеления по-новому, обнаруживая скрытый в них духовно-нравственный смысл. Ветхий Завет содержит в себе и вечное, и преходящее. Например, в нем мы находим обрядовый закон, так называемые 613 мицвот (заповедей), о которых сам Павел сказал: «Закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24), т. е. приход Спасителя обозначил завершение эпохи ветхозаветной обрядовости. Но в первой части Библии начертан также закон духовно-нравственный, выраженный прежде всего в Декалоге, – и его никто не отменял.

http://pravoslavie.ru/106713.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010